Андрей Смирнов
Время чтения: ~15 мин.
Просмотров: 179

Портал единой автоматизированной информационной системысистема поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций

Как участвовать в госзакупках и тендерах

Конечно, это сокращенная и упрощенная пошаговая инструкция участие в госзакупках и тендерах. Но она поможет понять, как проходит процесс.

Шаг 1. Найти подходящую госзакупку.

Шаг 2. Провести аналитику.

Нужно внимательно рассчитать все возможные расходы, оценить риски.

Шаг 3. Подготовить документы для участия.

Шаг 4. Подписать контракт.

Выигрывает тот, кто предложил минимальную цену. Победитель обязан подписать и исполнить контракт, иначе его внесут в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Попадание в этот список на 2 года блокирует участие в государственных закупках.

Шаг 5. Исполнить контракт и получить деньги.

Выбор цели НКО

Некоммерческая организация нацелена на достижение общественных благ. Для этого НКО занимаются теми видами деятельности, которые прописаны в уставе и учредительных документах.

Цели, в зависимости от , могут быть:

  • социальные;

  • образовательные;

  • благотворительные;

  • научные;

  • культурные;

  • охрана здоровья граждан;

  • удовлетворение нематериальных и духовных потребностей граждан;

  • развитие спорта;

  • разрешение конфликтов;

  • защита прав граждан и организаций;

  • оказание юридической помощи;

  • управленческие.

У потребительского кооператива цель отличается – это повышение материального и иного обеспечения своих членов путем выполнения заготовительных, производственных или иных работ.

Некоторые направления деятельности являются лицензируемыми и требуют от некоммерческих организаций получения специальных разрешений (например, образовательные услуги – ст. 91 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Формы НКО

НКО бывают следующих организационно-правовых форм (гл. 2 №7-ФЗ «О НКО»):

  • ;

  • ;

  • ;

  • ;

  • ;

  • ;

  • ;

  • ;

  • ;

  • ;

  • ;

В ст. 50 Гражданского кодекса данные формы дополнены следующими видами:

  • потребительские кооперативы (в т.ч. жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы);

  • товарищества собственников недвижимости (в т.ч. товарищества собственников жилья, садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества);

  • публично-правовые компании;

  • адвокатские палаты и адвокатские образования, являющиеся юрлицами;

  • нотариальные палаты.

Гражданский кодекс Российской Федерации выделяет два вида юридических лиц: корпоративные и унитарные.

Корпоративные юрлица – это организации, которые создаются корпорациями; их учредители обладают правом членства и формируют высший орган управления. К такой форме относятся общественные объединения и движения, общины коренных малочисленных народов, казачьи общества, адвокатские палаты и образования, а также ассоциации и союзы (параграф 6 глава 4 ГК РФ).

Унитарные юрлица отличаются тем, что их учредители не становятся его участниками. К ним относятся автономные некоммерческие организации, учреждения, фонды, религиозные организации.

При создании НКО разных организационных форм нужно учитывать особенности их законодательной базы. Образовательные организации учреждаются органами федеральной власти или местного (муниципального) самоуправления и частными физическими или юридическими лицами. Но те образовательные организации, которые занимаются реализацией программы обучения в области обороны, безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, создаются только Правительством РФ (пп. 4-8 ст. 22 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Поэтому при создании НКО нужно руководствоваться требованиями как Гражданского кодекса Российской Федерации и ФЗ-7 «Об НКО», так и специальных федеральных законов:

  • № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» от 19.05.1995;

  • № 95-ФЗ «О политических партиях» от 11.07.2001;

  • № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996;

  • № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997;

  • № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» от 05.12.2005;

  • № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 20.07.2000;

  • № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006;

  • № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» от 17.06.1996;

  • № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» от 11.08.1995;

  • № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002.

  • № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012.

Для реализации общих целей участников могут создаваться общественные объединения без государственной регистрации (ст. 5 №82-ФЗ «Об общественных объединениях»). Чтобы создать такое объединение, нужно не менее трех участников (физических или юридических лиц) и протокол проведения общего собрания, в котором есть указание о принятии решения о создании объединения и утверждении устава.

Как предоставляются преференции льготным категориям

Преимущества для ОИ и УИС

Указанным категориям преимущества предоставляются в том случае, если объект закупки входит в перечень из соответствующего постановления (№ 341 и № 649 соответственно). Заказчик определяется с объектом закупки и сверяется с этими постановлениями. Если товар входит в одной из них, необходимо установить преимущества для соответствующей категории участников.

В перечнях постановлений указаны коды по классификатору ОКПД2. Он имеет определенную структуру (показана ниже на примере класса 13 «Текстиль и изделия текстильные»). Преимущества распространяются на все нижестоящие ступени структуры кода.

Структура ОКПД2

13 Класс «Текстиль и изделия текстильные»
13.9 Подкласс «Изделия текстильные прочие»
13.92 Группа «Изделия текстильные готовые (кроме одежды)»
13.92.1 Подгруппа «Изделия текстильные готовые для домашнего хозяйства»
13.92.12 Вид «Белье постельное»
13.92.12.110 Категория «Белье постельное из хлопчатобумажных тканей»
13.92.12.114 Подкатегория «Комплекты постельного белья из хлопчатобумажных тканей»

Например, заказчик испытывает потребность в электрических переносных светильниках. Этому объекту закупки соответствует код ОКПД2 27.40.21.110. Сверяемся с постановлением № 341 и видим, что в него включен код 27.40.2 «Светильники и осветительные устройства». Нужный заказчику объект закупки входит в структуру этого кода. Соответственно, необходимо установить в закупке преимущество для организаций инвалидов.

Преимущества, предоставляемые для учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, организаций инвалидов
Преимущество учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы

Устанавливается заказчиком в соответствии с разделом ________ документации об электронном аукционе в размере до 15% от цены, предложенной учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы, признанным победителем, но не более начальной (максимальной) цены контракта

Устанавливается в размере 15% от цены контракта, но не более начальной (максимальной) цены контракта / Не устанавливается
Преимущество организациям инвалидов

Устанавливается заказчиком в соответствии с разделом ________ документации об электронном аукционе в размере 15% от цены, предложенной организацией инвалидов, признанной победителем, но не более начальной (максимальной) цены контракта

Устанавливается в размере 15% от цены контракта, но не более начальной (максимальной) цены контракта / Не устанавливается

Как участники подтверждают свою принадлежность к конкретной категории

Чтобы воспользоваться преимуществом, участник должен относиться к категории УИС или ОИ. Это должно быть подтверждено документально. Способ подтверждения зависит от того, каким методом осуществляется закупка:

  1. Если это конкурс в электронной форме, электронный аукцион, запрос предложений в электронной форме, то участник должен представить документы (их копии), которые подтвердят право на получение соответствующих преимуществ.
  2. Если проводится электронный запрос котировок, то участник предоставляет декларацию в электронной форме, которая формируется при помощи средств ЭТП.

Действия заказчика при победе льготника

Победитель относится к УИС. В его заявке должно быть требование о предоставлении преимуществ. Если оно есть, преимущество нужно предоставить.

Победитель относится к ОИ. В его заявке должно быть заявление о соответствии категории. Перед тем как подписывать контракт, он должен направить заказчику требование о предоставлении преимущества. Если требование подано, нужно устанавливать цену контракта с учетом преимущества.

Цена контракта

Покажем на примере, как рассчитать цену контракта, если победу одержал льготник. Пусть предмет закупки входит в перечень из постановления № 341, а значит, предоставляется преимущество организациям инвалидов. Начальная цена контракта — 300 000 рублей. Победителем признана заявка субъекта категории ОИ с ценой 270 000 рублей. Размер преимущества — 15%.

Рассчитаем цену контракта. Применяется такая формула:

Расчетная цена = Цена ОИ * 15% + Цена ОИ

Расчет таков: 270 000 * 15% + 270 000 = 310 500 рублей.

Коды ОКВЭД для СО НКО

Если вы хотите
для вашей некоммерческой организации приобретения статуса
социально ориентированной (СО НКО), то кроме точного указания
соответствующих видов деятельности в уставе НКО, также необходимо
привести в соответствие заявленные коды ОКВЭД с их расшифровкой. В связи
с тем, что Общероссийский классификатор видов экономической деятельности
не содержит отдельных видов деятельности для СО НКО, придется выбирать
из тех, которые в нем имеются. Чтобы не ошибиться с выбором, лучше
заранее проконсультироваться в государственных и муниципальных органах,
предоставляющих поддержку СО НКО в виде грантов, субсидий, специальных
льгот по налогам, взносам и обязательным платежам.

В данной статье
на тему «расшифровка НКО» мы с вами расшифровали
аббревиатуры НКО и СОНКО и выяснили чем занимаются некоммерческие
организации. Надеемся, что эта информация вам помогла.

коллектив Центра
регистрации некоммерческих организаций СПб и ЛО

Подтверждение соответствия компании статусу СМП или СОНО

Для деятельности организации подтверждение статуса как таковое не требуется. Компания, работая с присущим ей успехом, просто относится или не относится к малым предприятиям в зависимости от годовых результатов.

Однако малый бизнес получает поддержку от государства. В частности, определенные преимущества предоставляются в сфере проведения государственных закупок. В этом случае подтверждение причастности к СМП необходимо, согласно требованиям законодательства.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

В статье 4.1 209-ФЗ прописаны условия включения компании в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Отвечает за ведение списка Федеральная налоговая служба.

Перечень субъектов публикуется на официальном сайте уполномоченного государственного органа. Организации включаются в список на основании сведений, которыми располагает налоговая служба.

Ситуация с СОНО несколько проще. В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 13.1 7-ФЗ, некоммерческая организация подлежит государственной регистрации и регистрации в едином государственном реестре юридических лиц. Кроме того, компания имеет соответствующие записи о целях организации в уставе.

Более того, устанавливая требование об их предоставлении, заказчик нарушает положения законодательства, что грозит ему административной ответственностью.

Готовое решение: как составить и разместить отчет об объеме закупок у СМП и СОНКО

Все заказчики обязаны отчитаться об объеме закупок у СМП и СОНКО. Они должны это делать до 1 апреля следующего года.

Оформить отчет лучше сразу в электронном виде через личный кабинет в ЕИС. Это сэкономит время, поскольку часть информации будет внесена автоматически.

В отчет нужно внести достоверные сведения. Так, если вы неправильно определите объем оплат по контрактам или неверно внесете их реестровые номера, то вас оштрафуют.

Датой составления отчета будет дата его размещения в ЕИС. Поэтому, даже если вы составите отчет, но разместите его с опозданием, вас могут оштрафовать на 15 тыс. руб. Если же вы вовсе не разместите отчет, штраф составит 50 тыс. руб.

Где искать госзакупки

Здесь есть удобный сервис поиска с множеством параметров. Помимо сведений о закупках, заказчик размещает все документы с нужной потенциальному поставщику информацией. Не читайте документы по «диагонали». В документации заказчик рассказывает все, что он хочет получить, и на каких условиях готов заключить сделку. Эти данные есть в проекте будущего контракта. Организаторы торгов также публикуют необходимые формы для участия в процедурах. Пользуйтесь ими, так риск совершить ошибку меньше.

ВАЖНО!

Когда вы подаете заявку, соглашаетесь со всеми условиями заказчика.

Подробнее о том, как выбрать нишу, мы рассказали в видео «Как проверить нишу и оценить, стоит ли участвовать в закупках».

Особенности участия СМП и СОНКО

Особенности участия субъектов малого предпринимательства при закупках закреплены в ст. 30 закона о контрактной системе. В этой статье указано, что заказчики обязаны осуществлять госзакупки у СМП и СОНКО в объеме не менее 15 % совокупного годового объема. Участие в тендерах, которые проводятся для данных категорий лиц, диктует ряд требований к поставщику.

К СМП по 209-ФЗ от 24.07.2007 относятся организации, которые удовлетворяют следующим требованиям:

  • суммарная доля РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных объединений, благотворительных и иных фондов в уставном капитале не превышает 25 %, а не являющихся СМП не превышает 49 % и др., согласно пп. «а» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 209-ФЗ;
  • средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает 100 человек;
  • доход за предшествующий календарный год не превышает 800 млн руб.

К СОНКО (ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ) относятся организации, которые осуществляют деятельность, предусмотренную п. 1 ст. 31.1 закона № 7-ФЗ, к примеру:

  • социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан;
  • подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий;
  • охрана окружающей среды и защита животных;
  • профилактика социально опасных форм поведения граждан и др.

ВАЖНО!

Исключение составляют организации, учредителями которых являются РФ, субъекты РФ или муниципальные образования.

Индивидуальные предприниматели по умолчанию относятся к СМП. Им для участия нужна только выписка из ЕГРИП и сканкопия всех 20 страниц паспорта.

ВАЖНО!

ИП за невыполнение обязательств по госконтракту отвечает всем своим имуществом, в том числе и личным (квартира, авто, счет в банке).

Факт того, что участник принадлежит к СМП, необходимо подтвердить декларацией участника. С 2018 года в электронных госзакупках она предоставляется автоматически при подаче заявки. Вместо декларации заказчику можно отправить и выписку из реестра СМП. Как ее получить, подробно рассказано в статье «Проверяем принадлежности организации к СМП».

ВАЖНО!

Поставщик несет ответственность за достоверность предоставляемой информации.

Госслужба НКО

Госслужба НКО – данное понятие обозначает конкретное направление работы, которое идет в противовес деятельности в коммерческих компаниях.

Уже упоминалось, что коммерческие структуры, в отличие от некоммерческих, жаждут получить прибыль, и ставят эту цель в качестве основной. Объединения, которые не преследуют подобных целей, так же, как и государственные структуры, занимаются руководством общественными организациями и осуществлением других функций, полезных для общества.

Особенности функционирования данных объединений:

  • от человека, работающего в указанных выше объединениях, ожидается наличие желания общаться и способность получать некое моральное удовлетворение от деятельности, которую он осуществляет для блага людей;
  • работники НКО и государственных структур получают зарплату независимо от качественных и количественных характеристик труда;
  • оклад будет невысоким, а режим работы более спокойным, чем в коммерческих организациях;
  • в государственных органах и в НКО трудовые обязанности являются более четкими и регламентированными, по сравнению с организациями коммерческого направления.

Благодаря некоторым сходствам имеет место употребление выражения «Госслужба НКО» на сайтах для поиска работы. Многие имеют представление о том, что некоммерческая деятельность как-то связана с функциями государственных органов.

Такое понимание не полностью соответствует действительности.

Что такое НКО, занимающиеся политической деятельностью, можно узнать из видео.

Налоговые преференции

Налоговые преференции — это льготы, которые предоставляются налогоплательщику, если тот выполняет необходимые условия (ст. 395 НК РФ). Например, участвует в благотворительности. Они бывают:

  • территориальные;
  • отраслевые;
  • срочные;
  • целевые;
  • интравекторные и функциональные.

Например, территориальные направлены на поддержку и развитие определенных территорий, а отраслевые — отраслей производства. Выражаются они в налоговых льготах, сниженной ставке, отсрочке по платежам или полном освобождении от уплаты налогов.

К сожалению, для сферы госзакупок налоговых преференций не предусмотрено.

Особенности проведения закупок по 44-ФЗ

Преимущества для СМП и СОНКО в рамках 44-ФЗ предусмотрены в ст. 30. В обязанности государственных заказчиков входит подписание государственных контрактов с представителями указанных учреждений на сумму не менее 15% от совокупного годового объема государственного заказа (СГОЗ). Под СГОЗ понимается совокупный объем закупок за текущий год, в который не входят:

  • закупки в рамках гособоронзаказа;
  • закупки у единственного поставщика;
  • подписанные через закрытые процедуры;
  • в сфере атомной энергии;
  • в сфере заимствований.

При расчете СГОЗ учитываются только те контракты, оплата по которым будет произведена в текущем году, включая контракты, подписанные в предыдущие периоды, но оплаченные в этом году.

Подобного рода преимущества для СМП и СОНО предоставляются в двух форматах:

  1. Через проведение закупок, к участию в которых допускают только юридических лиц из числа СМП и СОНО. Такие закупки могут проводиться в формате открытого конкурса, электронного аукциона, запроса предложений и котировок, конкурса с ограниченным участием. При этом установлено одно законодательное ограничение: сумма данных государственных контрактов не должна превышать 20 млн р.
  2. Установление требования к победителям по привлечению СМП и СОНО к реализации контракта в качестве субподрядчика. В этом случае заказчик может не бояться превысить НМЦК: никаких ограничений не предусмотрено. С учетом Постановления Правительства №1446 от 23 декабря 2016 года заказчиком закрепляется объем привлечения субподрядчиков из числа СМП в размере не менее 5%, а исполнитель государственного контракта рассчитывается с ними не позднее 15 рабочих дней вместо 30.

Также заказчики могут «набирать» минимальный объем закупок у СМП через обычные торги, в которых вправе принять участие все желающие. Перечень продукции, который заказчики обязаны закупать у СМП, законодательно не предусмотрен. На это указывается в письме Минэкономразвития России от 2015 года № Д28и-79.

Закупка в размере более 15% у СМП и СОНО по закону не запрещается, но нарушение указанного лимита считается грубым нарушением и карается по нормам КоАП (ст. 7.30).

При несоблюдении требования о минимальном объеме заказа у СМП и СОНО должностное лицо в лице контрактного управляющего или иного специалиста контрактной службы может быть привлечено к административной ответственности. Она предполагает штраф до 50 тыс. р.

Объем закупок у СМП и СОНО распределять и лимитировать не нужно. Можно приобрести все товары на сумму 15% от СГОЗ у малых предпринимателей и ничего не закупить у некоммерческих организаций. И это не будет считаться нарушением законодательства.

В случае если закупка среди СМП или СОНО не состоялась, то заказчики вправе убрать ограничения для участников и допустить к торгам всех желающих. Но такой контракт не войдет в требуемый норматив 15% от СГОЗ.

В 44-ФЗ предусмотрены и некоторые другие особенности контрактов с представителями малого бизнеса и СОНО. Заказчик должен оплатить их услуги в течение 15 рабочих дней после подписания приемочного акта или товарной накладной на поставку товаров, тогда как стандартные сроки для оплаты заказчиком составляют 30 дней. Размер обеспечения участия в закупке по 44-ФЗ не может превышать 2% от НМЦК. Для СМП и СОНО также предусмотрены пониженные штрафы при нарушениях по 44-ФЗ. С них взимается уменьшенная плата за ЭТП: она не может превышать 2 тыс. р. (данные комиссионные оператор удерживает с победителя закупки).

Обзор документа

Правительство установило порядок ведения реестра социально ориентированных НКО, которые с 2017 г. являются получателями грантов и субсидий, исполнителями общественно полезных услуг, поставщиками социальных услуг.

Реестр формируется Минэкономразвития и размещается в открытом доступе на сайте ведомства.

Определен перечень включаемых в реестр сведений. Закреплены сроки и порядок их внесения.

Постановление вступает в силу со дня опубликования.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

СМП

Вышеуказанный нормативно-правовой акт, а именно статья 3, определяет, что к субъектам малого предпринимательства (СМП) относятся организации, соответствующие критериям, установленным упомянутым законом. Кроме того, сведения о таких предпринимателях вносятся в единый реестр.

К СМП принадлежат как юридические лица, в частности, организованные в форме акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, так и индивидуальные предприниматели.

Для того чтобы компания была занесена в реестр СМП, ей необходимо соответствовать установленным в статье 4 209-ФЗ требованиям:

  1. По определенному составу учредителей и акционеров для хозяйственных обществ, товариществ, партнерств. Прежде всего доля государственного участия в капитале или управлении компании должна составлять не более 25%, а доля иностранных организаций или организаций, которые не относятся к СМП, не более 49%. Приведенное правило не относится к компании, если она занимается высокотехнологичными разработками, внедрением ноу-хау под собственными патентами или получила статус члена инновационного центра «Сколково».
  2. Максимально установленная граница числа работников в штате компании. Законодателем установлено, что малое предприятие подразумевает среднесписочную численность сотрудников в размере не более 100 человек включительно. Перечень работников от 101 до 250 человек соответствует уже среднему предприятию.
  3. Предельные значения годового дохода организации. Эта градация установлена Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 №265. Для малых предприятий определен максимально допустимый уровень дохода в 800 млн руб. в год. При этом суммируются все виды доходов с применением всех налоговых режимов компании.

Организация причисляется к категории малого бизнеса в соответствии с тем критерием, который имеет наибольшее значение. Так, если фирма насчитывает в штате только 50 сотрудников, но при этом получает доход в размере 1 млрд руб. в год, то она не будет относиться к малым предприятиям.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации