Андрей Смирнов
Время чтения: ~22 мин.
Просмотров: 61

Какие предусмотрены сроки размещения сведений о государственном контракте по 44-фз?

Отчет при осуществлении закупки у единственного поставщика.

В силу ч. 3 ст. 93 Закона о контрактной системе в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену и другие существенные условия контракта. Данное требование не распространяется на случаи осуществления закупки у единственного поставщика, предусмотренные п. 1, 2, 4, 5, 7, 8, 15, 16, 19 – 21, 24 – 26, 28, 29, 33, 36, 42, 44, 45, 47 – 48, 50 – 52 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.

Поскольку положения настоящего закона не содержат требований к форме такого отчета, он может быть составлен в произвольной форме. При этом указанный отчет должен содержать:

  • обоснование невозможности (нецелесообразности) использования иных способов определения поставщика. Заметим, что Законом о контрактной системе не установлены критерии невозможности или нецелесообразности использования других способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом заказчик должен обосновать необходимость выбора именно неконкурентного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

  • цену и иные существенные условия контракта. Отметим, что расчет и обоснование цены контракта должны содержаться непосредственно в тексте контракта либо быть оформлены как неотъемлемое приложение к нему, подписаны и скреплены печатями всех сторон контракта, за исключением случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), при которых документальное оформление отчета, предусмотренного ч. 3 ст. 93 Закона о контрактной системе, не требуется. Напомним, что при обосновании цены контракта следует руководствоваться Методическими рекомендациями по применению методов определения НМЦК, утвержденными Приказом Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 № 567.

Что же касается существенных условий контракта, Закон о контрактной системе как не раскрывает понятие данного термина, так и не содержит перечень этих условий. Вместе с тем, по нашему мнению, в данном случае можно использовать положения ст. 432 ГК РФ, в силу которой существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Таким образом, конкретный перечень существенных условий, который должен быть отражен и обоснован в отчете, будет определяться в каждом конкретном случае. При этом заказчик должен быть готов аргументировать отсутствие необходимости обосновывать те или иные условия контракта.

Необходимо отметить, что Закон о контрактной системе не содержит требования о размещении отчета, обосновывающего закупку у единственного поставщика, в ЕИС.

Разъяснения Федерального казначейства от 17 августа 2017 г. О размещении информации об исполнении контракта в единой информационной системе в сфере закупок в части прикрепления сканированных платежных документов

25 августа 2017

Федеральное Казначейство рассмотрело общение Управления Федерального казначейства по Тюменской области, направленное Центром компетенции в сфере закупок Управления Федерального казначейства по Новосибирской области (далее — Центр компетенции) письмом от 17 июля 2017 г. № 51-14-06/09-7226, о размещении информации об исполнении контракта в единой информационной системе в сфере закупок (далее — ЕИС) в части прикрепления сканированных платежных документов и сообщает, что поддерживает позицию, изложенную Центром компетенции в вышеуказанном письме.

При указании заказчиком в информации об исполнении (расторжении) контракта, подлежащей включению в реестр контрактов, реквизитов платежного поручения, суммы оплаты, в случае отсутствия заполненной заказчиком информации о прикрепленном документе о приемке, применяются положения пункта 36 Порядка формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденного приказом Минфина России от 24.11.2014 № 136н.

Согласно данному пункту при формировании информации об исполнении контракта, в том числе информации об оплате контракта, указываются установленные сведения. Первоначально необходимо указать сведения о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а именно:

— код и наименование документа(ов) о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, в том числе в ходе отдельных этапов исполнения контракта;

— реквизиты документа(ов) о приемке товаров, работ, услуг, предусмотренных контрактом, а также определяющего(их) ненадлежащее исполнение контракта или неисполнении контракта (с указанием допущенных нарушений);

— количество поставленного товара, объем выполненной работы или оказанной услуги, предусмотренные контрактом, в соответствии с документом(ами) о приемке товаров, работ, услуг, предусмотренных контрактом, а также определяющим(ими) ненадлежащее исполнение контракта или неисполнении контракта (с указанием допущенных нарушений).

Далее, после оплаты контракта (отдельных этапов исполнения контракта), размещается информация об оплате, включающая наименование, номер и дату платежного документа.

Таким образом, в реестре контрактов размещается, в том числе, информация, включающая наименование, номер и дату платежного документа. Размещение копий платежных поручений в реестре контрактов при размещении информации об исполнении (расторжении) контрактов соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрено.

Кроме этого, необходимо учитывать положение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13.04.2017 № 443 «О внесении изменений в постановление Правительства от 28 ноября 2013 г. № 1084», приостанавливающее до 1 января 2018 года действие подпункта «в» пункта 14 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства от 28 ноября 2013 года № 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну», в части проверки непротиворечивости содержащихся в представленных информации и документах данных о сроке исполнения контракта, количестве товара, объеме работ и услуг (при наличии) и единицах измерения, а также непротиворечивости содержащихся в представленных информации и документах данных об исполнении и расторжении контракта друг другу, а также условиям принимаемого (принятого) к учету бюджетного обязательства получателя средств соответствующего бюджета.

Федеральное казначейство осуществляет функции по созданию, развитию, ведению и обслуживанию ЕИС и не наделено полномочиями по осуществлению разъяснений норм законодательства Российской Федерации в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.

Функции по выработке государственной политики и нормативно — правовому регулированию в сфере осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закреплены за Минфином России в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329.

Инструкция по заполнению отчетности по СМП

Правила формирования и бланк отчетности о закупках у малого предпринимательства утверждены постановлением правительства № 238 от 17.03.2015.

ВАЖНО!

Форма документа обновилась в 2019 году — добавили строку для внесения показателей по контрактам, заключенным с единственными поставщиками по результатам несостоявшихся торгов (письмо Минфина России № 24-01-07/79316 от 02.11.2018).

Отчетность по госзакупкам у СМП содержит 3 раздела:

  1. Регистрационные данные заказчика.
  2. Информация об объеме закупок у малого бизнеса.
  3. Сведения о заключенных контрактах.

Вот подробная пошаговая инструкция по отчету по СМП по 44-ФЗ в 2020 году:

Шаг 1. Формируем документ в ЕИС.

Больше нет необходимости составлять бумажный отчет и переносить показатели в Единую информационную систему. Сократите время работы — заполняйте отчетные показатели в специальной электронной форме. Чтобы сформировать отчет, зайдите в личный кабинет заказчика, перейдите в раздел отчетности и создайте новый документ.

Шаг 2. Готовим первый раздел отчета о закупках у СМП.

Наименование, ИНН, КПП, организационно-правовая форма, адрес, контакты и некоторые коды (ОКОПФ, ОКПО) заполняются автоматически. Вам надлежит указать код территории муниципального образования (ОКТМО) и отчетный год (сейчас это 2019).

Шаг 3. Переходим к заполнению сведений во втором разделе.

Все значения указываем в тысячах рублей. В электронной форме ЕИС ряд строк рассчитывается автоматически. Смотрите, как заполнить отчет СМП за 2019 год в таблице с пояснениями:

Номер строки

Порядок заполнения

1

Вычисляем СГОЗ (за исключением финансовых ассигнований, выделенных на заказы с государственной тайной). Напомним, что СГОЗ — это все денежные средства, выделенные заказчику на отчетный финансовый год. Расчет СГОЗ производится по п. 16 ст. 3 ФЗ № 44.

2

Объем финансирования для оплаты контрактов, которые не учитываются при определении размеров закупок среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. Законодатель полагает, что в определенных сферах, в силу специфики работ, малый бизнес не станет исполнителем с требуемой квалификацией. К таким областям относятся: обеспечение обороны страны и безопасности государства, оказание услуг по предоставлению кредитов, выполнение работ в области использования атомной энергии и др. (ч. 1.1 ст. 30 44-ФЗ).

Строка 2 = сумме последующих пяти пунктов.

3

Это СГОЗ минус вышеперечисленные сферы. По такой формуле рассчитывается объем, в котором определяется доля закупок среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (строка 1 — строка 2). В онлайн-форме показатель вычисляется автоматически.

4

Это обязательные 15% закупок у субъектов МСП и СОНКО. Формула: строка 3 × 15%. В ЕИС рассчитывается автоматически.

5

Сумма оплаты по контрактам с СМП, удовлетворяющим таким условиям (пп. «д» п. 2 приложения к ПП РФ № 238):

  1. Оплата проводилась в отчетном (2019) году. Учитываем суммы по соглашениям, заключенным в 2018, но полностью или частично оплаченным в 2019.
  2. Контракт заключили по итогам госзакупок по п. 1 ч. 1 ст. 30 44-ФЗ.
6

Аналогично стр. 5, но только по субподрядчикам и исполнителям, представляющим малый бизнес.

7

Строка 7 — это сумма строк 5 и 6.

8

Процент заказов, проводимых среди субъектов МСП. Это доля строки 7 в строке 3. Рассчитанный объем необходимо сравнить с объемом, указанным в позиции 4. Формула расчета: (стр. 7 / стр. 3) × 100.

9

Это итоговая сумма НМЦК по несостоявшимся госзакупкам (с незаключенными контрактами), объявленным только для субъектов предпринимательства и некоммерческих организаций. Закрытые способы из расчета исключаются.

Шаг 4. Заполняем третий раздел.

В этом блоке заказчик подтверждает показатели второго раздела фактическими сведениями. Вносим в отчет по СМП в 2020 году за 2019 по 44 ФЗ конкретные уникальные номера из реестра ЕИС по таким видам контрактов:

  • с субъектами МСП и СОНКО;
  • с привлечением субподрядчиков;
  • соглашения, заключенные в соответствии с ч. 1.1 ст. 30 44-ФЗ.

Шаг 5. Подписываем ЭЦП и публикуем в ЕИС итоговую отчетность.

Перед публикацией надлежит распечатать заполненную форму и подписать у руководителя. Найдите сохраненную форму, откройте и нажмите кнопку с изображением принтера. Распечатайте, подпишите, поставьте печать. Отсканируйте и прикрепите файл во вкладке «Документы». Не забудьте, до какого числа отчет по СМП по 44-ФЗ в 2020 году требуется опубликовать в ЕИС — до 01.04.2020 без переносов и отсрочек! Отчетная дата — это день размещения документа в информационной системе (п. 4 постановления № 238 от 17.03.2015).

Порядок истребования отчета

Иные организации предоставляют рапорт по запросу Минобороны. Такой запрос оформляется в письменной форме на официальном бланке и подписывается заместителем министра обороны.

В запросе указываются идентификатор госконтракта, его дата и номер, по которому истребуется отчетность, и дата, до которой она должна быть составлена.

Запрос отправляется на бумаге почтой по адресу (месту нахождения) иной организации, который указан в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) на дату подписания запроса.

Запрос считается полученным, когда пройдет десять дней со дня его отправления по почте.

Иные организации предоставляют отчет в течение десяти дней со дня получения требования.

Отчетный документ готовится по состоянию на дату, которая указана в запросе, и направляется в бумажном виде на имя замминистра обороны, который подписал документ с соблюдением требований законодательства о защите государственной тайны и другой информации ограниченного доступа.

Публикация сведений по торговым процедурам

Согласно действующему законодательству, в ЕИС должны размещаться сведения о контрактах начиная с этапа планирования закупок заказчиком.

По п. 4 Постановления Правительства №1168 от 2015 года планы-графики и планы закупок должны размещаться в ЕИС не позднее 3 рабочих дней с даты их подписания. Такие документы размещаются в системе при условии, что они не содержат государственную тайну.

Также в ЕИС размещаются все сведения по закупочной процедуре. Сроки для размещения зависят от торговой процедуры, которая была избрана заказчиком, а также от НМЦК (в отдельных случаях). Представим для наглядности их в табличной форме.

Наименование документа Запрос котировок Электронный аукцион Открытый конкурс Запрос предложений
Извещение о закупке При НМЦК ниже 250 тыс. р. – не более 4 рабочих дней до окончания подачи заявок.

При НМЦК более 250 тыс. р. – за 7 рабочих дней (по ч. 1 ст. 74 44-ФЗ)

При начальной цене более 3 мл р. – как минимум за 15 суток до завершения этапа подачи заявок на участие. При более низкой НМЦК – за 7 суток (по ч. 2 ст. 63 44-ФЗ) Минимально — за 20 суток до окончания сроков предоставления предложений участников по ч. 1 ст. 49 44-ФЗ Как минимум за 5 суток до конца подачи предложений (согласно ч. 3 ст. 83 44-ФЗ)
Разъяснения в отношении закупочной документации Не предусмотрено Не позднее двух дней с момента поступления соответствующего запроса от участника (по ч. 4 ст. 65 44-ФЗ) В течение 2 дней со дня подачи такого запроса (по ч. 7 ст. 50 44-ФЗ) Не предусмотрено
Извещение о закупке с коррективами В течение рабочего дня с момента принятия соответствующего решения о внесении поправок (согласно ч. 6 ст. 74 44-ФЗ) Как минимум за 2 суток до даты окончания предоставления заявок от участников по ч. 6 ст. 63 44-ФЗ В течение суток после принятием заказчиком такого решения (по ч. 4 ст. 49 44-ФЗ) Не предусмотрено
Протокол рассмотрения первых частей заявки на участие или первичное рассмотрение предложений участников Не предусмотрено Не позднее дня окончания рассмотрения первых частей заявок по ч. 6 ст. 67 44-ФЗ В течение суток со дня подписания (согласно ч. 7 ст. 52 44-ФЗ) В течение 1 часа с момента истечения сроков для подачи предложений (по ч. 13 ст. 83 44-ФЗ)
Финальный протокол рассмотрения заявок от участников В день формирования документа (на основании ч. 8 ст. 78 44-ФЗ) В течение суток после подписания итогового документа (согласно ч. 8 ст. 69 44-ФЗ) В течение дня, следующего за датой рассмотрения поступивших заявок (по ч. 1 ст. 53 44-ФЗ) На следующий день после подведения итогов закупки (по ч. 15 ст. 83 44-ФЗ)

Нарушение установленных сроков для подачи в ЕИС сведений о контракте грозит заказчику привлечением к административной ответственности и наложением штрафа. Для должностных лиц штраф в зависимости от продолжительности просрочки может варьироваться в пределах 5-30 тыс. р., для организации – от 15 до 100 тыс. р.

Что содержит отчет об исполнении контракта, и кто его готовит

Отчетность об исполнении контракта по нормам 44-ФЗ публикуется с учетом Постановления Правительства от 2013 года №1093. В нем содержится форма отчета, которую должен заполнить заказчик. Она включает в свой состав:

  1. Наименование и адрес заказчика.
  2. ИНН и КПП.
  3. Сведения о контракте.

В таблице, которая содержит данные о государственном контракте, содержится указание на следующее:

  1. Код закупки.
  2. Номер контракта.
  3. Номер записи в реестре контрактов.
  4. Предмет контракта.
  5. Источник финансирования.
  6. Сведения о поставщике: его наименование и адрес, ОКПО, статус и ИНН.
  7. Сведения о реализации контракта: дата начала и окончания контракта, его цена, количество поставленных работ, услуг или товара, а также авансирование.

При ненадлежащем исполнении обязательств перечисляются все нарушения в ходе контракта. По каждому факту ненадлежащего исполнения заказчик перечисляет суть, сведения о неустойке и порядке начисления, реквизиты платежного поручения, подтверждающего уплату неустойки. В случае если контракт изменялся или был расторгнут, то указываются сроки внесения правок и причины, дата расторжения договора.

К отчету прилагаются документы по результатам экспертизы и приемочный акт. Отчетность по результатам отдельного этапа с учетом последних изменений подается не во всех случаях, а только в случае, если:

  • предметом контракта выступает реконструкция, капитальный ремонт объекта строительства;
  • закупались работы по сохранению памятников архитектуры и объектов культурного наследия;
  • цена контракта превышает 1 млрд р.;
  • закупка проводилась по п. 4, 5, 23, 42, 44, 46, 52 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

В случае когда закупка не попала под перечисленные исключения, необходимо публиковать отчет, если контракт предполагает ежемесячную оплату. Указанное требование распространяется на контракты, в которых не прописаны этапы.

Отчетность по закупкам, которые содержат гостайну, в ЕИС не публикуются.

По контрактам, подписанным после 12 мая 2019 года, отчеты об исполнении контрактов были полностью отменены. Данные поправки направлены на упрощении сферы госзакупок через принятие 71-ФЗ от 1 мая 2019 года.

Срок исполнения контракта

Под сроками исполнения госконтракта по 44-ФЗ понимается временной период, в течение которого и поставщик, и госзаказчик исполнили свои обязательства по госконтракту. Указанный период не всегда соответствует срокам действия договора и прописывается до конкретной даты. Сроки исполнения могут отсчитываться как с даты подписания госконтракта, так и с даты перечисления аванса госзаказчиком в сторону подрядчика (если такой предусмотрен договором).

В сроки исполнения входят и сроки на поставку товара или результатов оказания услуги. Они могут быть указаны как в виде фиксированной даты, так в виде графика поставки.

Контракт считается исполненным после того, как стороны исполнили все обязательства по нему друг перед другом. Финальной стадией исполнения контракта является его оплата заказчиком.

Кроме сроков исполнения, в госконтракте могут быть указаны сроки действия. Это дата не является обязательной, но может быть прописана по усмотрению заказчика. В данный временной период, помимо прочего, включается гарантийный период. Но даже после истечения сроков действия обязательства сторон сохраняются.

Как заполнить отчет об исполнении контракта

Рассмотрим действия заказчика пошагово.

Шаг 1. Зайти в личный кабинет на официальном сайте ЕИС.

Шаг 2. Перейти в «Реестр контрактов».

Шаг 3. Найти нужное соглашение и открыть его.

Шаг 4. Заполнить форму, предусмотренную интерфейсом, и прикрепить необходимые файлы. При этом часть полей будет заполнена автоматически — эти данные берутся из информации о закупке.

Обратите внимание, что в позиции «Дата» следует указать дату составления. Ею будет являться дата размещения в ЕИС либо, если документ содержит сведения, которые составляют государственную тайну, дата его подписания руководителем контрактной службы или контрактным управляющим

Например, если он формируется 15.06.2018, а разместить его в ЕИС предполагается 16.06.2018, то в позиции «Дата» необходимо указать 16.06.2018.

Шаг 5. Готовый документ нужно подписать электронной подписью и опубликовать. Если документ содержит сведения, составляющие государственную тайну, он также составляется, подписывается руководителем контрактной службы либо контрактным управляющим заказчика, но не размещается в ЕИС.

Все требования к заполнению изложены в Постановлении Правительства РФ № 1093 и Руководстве.

Пошаговая инструкция по заполнению ежемесячного отчета

Отчетная форма состоит их титульного листа и таблицы. Титульный лист содержит сведения о дате и номере госконтракта, о его исполнителе и сроках завершения. Обязательно нужно указать сведения об отдельном счете, открытом исполнителем в уполномоченном банке.

Заполняются все строки титульного листа. Незаполнение любой строки приводит к критической ошибке, и ведомость не будет принята.

Следующий этап — заполнение целевых показателей в графе 1. В таблице найдете пример, как заполнять отчет по ГОЗ построчно:

Строка графы 1 Как заполняется
1.1 Сумма контракта
2.3.1-2.3.5 Плановые затраты по РКМ (даже если ВП не утверждает РКМ, плановые цифры должны быть)
3 Выручка (сумма контракта с НДС)
3.1 Сумма строк 2.3.1-2.3.5
3.6 Прибыль = выручка (без НДС) — себестоимость = пункт 3 (за вычетом НДС) – пункт 3.1
5 Заполняется, если договором предусмотрено возмещение затрат

Затем переходим к заполнению фактических данных по исполнению государственного контракта по ГОЗ. Отчет имеет признаки управленческого баланса. Многие показатели отражаются методом двойной записи. То есть одна хозяйственная операция отражается в двух ячейках. Особенно это касается движения ресурсов между затратами, остатками на складе и расчетами с поставщиками.

Кто и когда отчитывается по СМП

Всем организациям, ведущим закупочную деятельность, необходимо провести не менее 15% от совокупного годового объема заказов (СГОЗ) у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. По результатам проведенных заказов сотрудник контрактной службы (контрактный управляющий) составляет документ, отражающий объем проводимых торгов среди таких организаций.

Законом 44-ФЗ предусмотрено, что в течение 3 месяцев с момента окончания отчетного периода заказчик обязан по итогам года составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций и разместить такой отчет в Единой информационной системе до 1 апреля. В 2020 году организации отчитываются за 2019 год. Результирующую форму надлежит подготовить и опубликовать в ЕИС до 01.04.2020. Это будний день, переносов нет.

Для итоговой отчетности о закупках у СМП по 223-ФЗ предусмотрены другие сроки — годовую форму необходимо опубликовать до 1 февраля. Срок для подготовки документов по 44-ФЗ больше.

ВАЖНО!

Если заказчик не разместит отчетность в ЕИС, то должностному лицу придется оплачивать административный штраф в размере 50 000 рублей, юридическим лицам — 500 000 рублей (ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ). А за осуществление закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее 15% от СГОЗ — штраф в 50 000 рублей (п. 11 ст. 7.30 КоАП).

Что входит в срок действия

Срок действия государственного контракта включает в себя следующие временные периоды:

  1. Период исполнения обязательств со стороны поставщика (исполнение контракта): поставки товара, выполнения работ и оказания услуг.
  2. Сроки исполнения обязательств заказчиком по оплате услуг подрядчика или товаров поставщика.
  3. Период гарантийных обязательств (если такие предусмотрены договором).

Таким образом, срок действия в данном случае является наиболее продолжительным временным периодом по госконтракту.

Сроки исполнения договора подрядчиком, поставщиком или исполнителем определяется с учетом положений 44-ФЗ. Согласно законодательству о контрактной системе, они могут быть в такой форме:

  1. Конкретные. При этом указывается конкретная дата завершения работ по договору или поставки товара либо временной период (например, поставщик обязан выполнить работы по договору в течение 30 календарных дней после его подписания или после поступления аванса на его счет).
  2. Сроки по заявке. В случае если предметом контракта установлено, что заказчик будет делать заявки на поставку товара несколько раз, то данный пункт может быть указан, например, так: «Сроки поставки товара составляют 10 дней с момента поступления заявки от заказчика».
  3. По графику. График выполнения работ или оказания услуг обычно применяется для многоэтапных контрактов. Здесь сроки устанавливаются в формате графика, который содержит даты.

Нарушение сроков исполнения договора недопустимо: оно грозит начислением штрафных санкций или даже расторжением контракта в судебном порядке.

В сроки исполнения обязательств заказчиком входит временной промежуток, который необходим ему для приемки и экспертизы поставленной продукции, ее оплаты и взаимодействия с подрядчиком по вопросам изменения или расторжения госконтракта.

Что касается сроков оплаты по договорам, они жестко ограничиваются положениями законодательства о контрактной системе и не могут превышать 30 дней после подписания документа о приемке по ч. 13 ст. 34 44-ФЗ. В качестве приемочного документа может выступать товарная накладная, акт приема-передачи или приемки оказанных услуг.

В случае подписания договора с субъектом малого предпринимательства у заказчика есть ограниченные сроки для оплаты его услуг. Они составляют не 30 дней, как в общем случае, а 15 дней по ч. 8 ст. 30 44-ФЗ.

Также в договор должны быть включены сроки, в течение которых заказчик обязан вернуть исполнителю по договору внесенное им обеспечение в денежной форме. Отсутствие таких сведений прямо нарушает закон.

Если заказчик уклонился от подписания контракта в силу различных обстоятельств, то он обязан вернуть обеспечение по госконтракту в течение 5 дней.

По вопросам предоставления гарантийных обязательств в 44-ФЗ нет четких требований для определения их периода. Под гарантийным периодом понимается временной промежуток, в течение которых поставщик обязан безвозмездно устранить обнаруженные недостатки в товаре. В госконтракте могут устанавливаться разные значения в зависимости от типа сделки. Например, на услуги по ремонту помещений обычно устанавливается гарантия в течение 12 месяцев после подписания акта-приема передачи.

Что касается сроков исковой давности, то они устанавливаются в размере 3-х лет по ст. 196 ГК и не включаются в период действия контракта.

В отношении рассматриваемого условия госконтракта следует также учесть две частные ситуации:

  1. Если в качестве обеспечения исполнения контракта предоставляется банковская гарантия, то она должна действовать минимум месяц после завершения действия соглашения по ч. 3 ст. 96 44-ФЗ.
  2. При реализации государственного инвестиционного контракта, если товар, созданный на его условиях, экспортирован в количестве не менее 10% в течение года, то период, в течение которого допускается делать закупки у данного поставщика, продлевается еще на 12 месяцев (п. 2 ч. 4 ст. 111.3 44-ФЗ).

Указание в реестре идентичных сроков завершения действия контракта и его исполнения противоречит правовым нормам.

Регламентация проведения

Разрешая для упрощения и ускорения процесса в ходе госзакупок прибегать к услугам единственного поставщика, ст. 24 44-ФЗ одновременно вменяет в обязанность заказчику обосновывать этот выбор во избежание возможной коррупционной составляющей.

Среди них наиболее часто встречающиеся дают возможность:

  • приобретать закупочные объекты у организаций, относящихся к естественным монополиям согласно требованиям 147-ФЗ;
  • закупать материальные ресурсы или работы стоимостью не более 100000 руб.;
  • заказывать услуги водо- , электро- или теплоснабжения и т. п.;
  • приобретать материальные ценности и услуги, которые применяются во время устранения последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • закупать печатные издания у компании, обладающей на них эксклюзивными правами;
  • посещать музеи, зоопарки, культурно-массовые мероприятия и т. п.;
  • выбирать только одного исполнителя, если проведённая ранее закрытая процедура по определению поставщика была официально признана несостоявшейся.

Заполнение раздела 2

Раздел 2 — самый информативный и сложный из всего отчета. В нем 9 показателей, которые нужно правильно рассчитать.

Рассмотрим заполнение второго раздела более подробно.

Показатель 1

Это среднегодовой объем закупок (СГОЗ). Не нужно путать этот показатель с объемом закупок из плана-графика. Закупки у СМП и СОНО должны составлять не менее 15% от СГОЗ.

Среднегодовой объем складывается из стоимости:

  • контрактов, которые в отчетном году были заключены, полностью исполнены и оплачены;
  • контрактов, которые были заключены до отчетного года, но частично оплачены в отчетном году;
  • контрактов, которые были заключены и частично оплачены в отчетном году, но будут исполняться в последующие годы.

Показатель 2

Здесь необходимо указать только объем контрактов, заключенных по части 1.1 статьи 30 закона 44-ФЗ. Это следующие типы контрактов:

  • поставщик по которым был определен в закрытых процедурах;
  • заключенные с единственным поставщиком;
  • по атомной энергии;
  • по кредитам.

Это все те контракты, которые исключаются из СГОЗ.

Показатель 3

Исчисляется разница между позициями 1 и 2. Это и будет тот объем закупок, от которого нужно рассчитать лимит контрактов с СМП и СОНО.

Показатель 4

Здесь необходимо привести рассчитанный объем закупок, которые должны быть проведены у субъектов малого бизнеса и некоммерческих организаций. Он составляет 15% от величины показателя 3.

Приведем пример. Посчитано, что СГОЗ заказчика в отчетном году составил 30 млн рублей. В том числе он закупил у единственного поставщика товаров, работ и услуг на сумму 1,8 млн рублей, провел закупки закрытым способом на сумму 2 млн рублей, а также закупил услуг по кредитованию на сумму 1,6 млн рублей. Кроме того, в отчетном году не состоялось открытых конкурсов на сумму 1,4 млн рублей, в результате чего были заключены контракты с единственным поставщиком.

Заполняем показатели 2-4:

  1. Показатель 2. Суммируем закупки, которые следует исключить из СГОЗ. Получаем сумму 6,8 млн рублей (1,6 млн + 1,8 мм + 2 мм + 1,4 мл).
  2. Показатель 3. Определяем разницу между показателями 1 и 2. Получается 23,2 млн рублей (30 млн – 6,8 млн).
  3. Показатель 4. Исчисляем 15% от показателя 3. Получаем 3,48 млн рублей.

Показатель 5

Эта строка отчета предназначена для отражения стоимости контрактов, которые по факту были заключены с СМП и СОНО. Имеются в виду процедуры, объявленные специально для таких субъектов.

Отражать нужно только те контракты и их этапы, которые были оплачены в отчетном году.

Показатель 6

В этой строке отражается стоимость контрактов, в которых победители должны были привлечь СМП и СОНО в качестве субподрядчиков. Другими словами, это процедуры, не предназначенные для субъектов малого бизнеса, в извещении которых указана обязанность поставщика привлечь таких субподрядчиков.

Показатель 7

Здесь указывается общая стоимость товаров, работ и услуг, закупленных у СМП и СОНО. Для этого нужно суммировать показатели 5 и 6.

Показатель 8

Рассчитывается процентная доля закупок, фактически произведенных у СМП и СОНО. Формула такая:

Показатель 7 / Показатель 3 * 100%

Показатель 9

В этой строке следует указать НМЦК несостоявшихся процедур и незаключенных контрактов с СМП и СОНО.

Поясним на примере. Допустим, заказчик объявил для субъектов малого бизнеса:

  • аукцион с НМЦК 2 млн рублей;
  • запрос котировок с НМЦК 400 тыс. рублей.

Закупки не состоялись, а контракты были заключены с единственным поставщиком.

В отчете в позиции 9 будет указана сумма цен этих закупок:

2 000 000 + 400 000 = 2 400 000 рублей.

Случаи проведения аудита по итогам мониторинга

В части государственных закупок проведение аудита – явление относительно новое, однако его проведение является обязательным в некоторых случаях, а именно:

  • если у органов, проводивших мониторинг осуществления госзакупок, возникли сомнения в том, что реализованные мероприятия не противоречат законодательным нормам, которые осуществляют собственно регулирование сферы госзакупок;
  • возникли сомнения о том, насколько правильно ведется бухучет в рамках реализации принципов существования контрактной системы;
  • предоставленные отчеты не отражают полной информации, либо представленная в них информация не дает возможности удостовериться в том, что никаких нарушений в сфере госзакупок конкретным заказчиком совершено не было;
  • существующие договорные отношения, в том числе возникшие по результатам заключения специальных контрактов, оформлены ненадлежащим образом;
  • возникают сомнения о том, насколько эффективно используются имеющиеся ресурсы, в том числе предоставленные из различных уровней бюджета для финансирования деятельности проверяемого государственного или муниципального заказчика.

Все полученные результаты аудиторской проверки оформляются в специальном отчете, который ложится в основу мероприятий, направленных на устранение всех выявленных нарушений.

Мониторинг в сфере госзакупок – это мероприятие, которое направлено на то, чтобы проанализировать, каким образом ведут себя заказчики и исполнители для достижения главных целей создания существующей контрактной системы, а именно: обеспечения прозрачности осуществляемых государственных и муниципальных закупок, а также создания возможности для свободной конкуренции между потенциальными исполнителями в части осуществления таких закупок. Если по результатам мониторинга по каким-то причинам были выявлены различные нарушения в части осуществления государственных закупок, то контролирующие органы вправе инициировать аудиторскую проверку, по результатам которой формируется отчет, направленный на устранение выявленных нарушений у конкретного заказчика.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации