Андрей Смирнов
Время чтения: ~21 мин.
Просмотров: 38

Понятие муниципальных контрактов в соответствии с положениями действующего законодательства в сфере закупок

47.1. Формирование заказа

Государственный
или муниципальный заказ
представляет собой со­вокупность
заключенных государственных или
муниципальных кон­трактов на поставку
товаров, производство работ, оказание
услуг за счет средств соответствующего
бюджета.

Государственный
или муниципальный контракт
— это договор, заключенный органом
государственной власти или местного
само­управления, бюджетным учреждением,
уполномоченным органом или организацией
от имени Российской Федерации, субъекта
РФ или му­ниципального образования
с физическими и юридическими лицами в
целях обеспечения государственных или
муниципальных нужд, пре­дусмотренных
в расходах соответствующего бюджета.

Бюджетные учреждения,
органы государственной власти Российской
Федерации, субъектов РФ и местного
самоуправле­ния, государственные и
муниципальные заказчики ведут реестры
закупок.

Государственный
и муниципальный контракты размещаются,
как правило, на конкурсной основе.

Государственный
или муниципальный контракт заключается
на конкурсной основе путем проведения
открытых или закры­тых торгов, запроса
котировок (цен) либо без проведения
тор­гов, то есть не на конкурсной
основе.

Государственный
или муниципальный заказчик заключает
государственный или муниципальный
контракт путем проведе­ния открытых
торгов,
как
наиболее предпочтительного способа, в
порядке, установленном гражданским
законодательством РФ и другими
нормативно-правовыми актами.

Закрытые
торги
проводятся
в следующих случаях:

• если товары,
работы и услуги в силу уровня своей
технической сложности или специального
характера могут быть закуплены у
ограниченного круга лиц;

• цена государственного
или муниципального контракта составляет
менее 2500 минимальных размеров оплаты
труда, а время и расходы, необходимые
для рассмотрения и оценки большого
числа заявок, значительны по отно­шению
к стоимости товаров, работ и услуг;

• предметом
государственного контракта является
приобре­тение товаров, работ и услуг
для нужд национальной обороны или
национальной безопасности — части,
со­ставляющей государственную тайну.

Заключение
государственного или муниципального
контрак­та способом запроса
котировок
(цен)
осуществляется в случае, если предметом
контракта является приобретение товаров,
работ и услуг, имеющихся в наличии,
которые производятся не по конкретным
заказам и для которых существует
сложившийся рынок, при условии, что цена
договора закупки не превышает 2500
минимальных размеров оплаты труда.

Закупки
из единственного источника
проводятся
в следующих случаях:

• при наличии
срочной потребности в товарах, работах
и услугах, из-за чего проведение торгов
является нецелесо­образным, при
условии, что обстоятельства, обусловив­шие
указанную потребность, невозможно было
преду­смотреть заранее и они не явились
результатом ненадле­жащих действий
заказчика;

• если товары,
работы и услуги могут быть получены
толь­ко, от одного поставщика и
отсутствует возможность рав­ноценной
замены;

• если дополнительные
закупки в соответствии с требова­ниями
стандартизации или в виду необходимости
обеспе­чения совместимости с ранее
закупленными товарами, работами и
услугами должны быть произведены у того
же поставщика.

Заключение
государственного или муниципального
контрак­та без проведения торгов —
не на конкурсной основе осуществ­ляется
только при наличии положительного
заключения анти­монопольного органа.

Особенности

Предъявляемые к участникам муниципальных торгов требования не отличаются от выдвигаемых условий в отношении участников госзакупок.

Все они базируются на положениях ст. 31 44-ФЗ. От участников закупочных процедур в интересах муниципалитетов преимущественно требуется:

  • соответствовать условиям, выдвигаемым положениями законодательства;
  • не быть причастными к ликвидационным мероприятиям и к процессам банкротства;
  • не иметь административных решений в отношении приостановки деятельности потенциального участника торгов;
  • не иметь налоговых и прочих недоимок;
  • чтобы у руководителей юрлица отсутствовали судимости по экономическим преступлениям;
  • в случае закупки объекта интеллектуальной собственности обладать на него исключительными правами;
  • не состоять в оффшорной компании;
  • не иметь конфликта интересов между работниками контрактной службы и руководителями потенциального исполнителя;
  • не присутствовать в реестре недобросовестных поставщиков.

Также данный вид торгов нередко может отличаться от госзакупок процессом финансирования, в ходе которого средства перечисляются поставщику лишь после окончательного исполнения контракта.

Кроме того, имеются отличия и в исполнении контракта со стороны поставщика, которое осуществляется при наличии специальной заявки или в определённые временные периоды в цикличной форме.

Алгоритм подписания госконтракта

Государственный контракт подписывается с победителем конкурентной закупки или с единственным поставщиком по ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Наиболее распространенной является практика подписания контракта по результатам торгов. При подписании госконтракта сторонам следует строго придерживаться установленных законом сроков.

Порядок заключения государственного контракта через электронные торги предполагает прохождение следующих этапов (на основании ст. 83.2 44-ФЗ):

  1. Происходит определение победителя электронного тендера.
  2. Публикуется итоговый протокол закупки и размещается в системе.
  3. Заказчиком публикуется в ЕИС неподписанный проект договора (5 дней с момента публикации итогового протокола). Проект договора первоначально включается в конкурсную документацию по ч. 2 ст. 50 44-ФЗ, и уже на этом этапе участники торгов вправе ознакомиться с ним. Но после проведения торгов в проект включаются индивидуальные условия, которые были определены в ходе закупки. Это информация о поставщике (победителе торгов), товарах, работах или услугах и цене товара.
  4. Исполнителем подписывается договор в течение 5 дней с момента публикации проекта. При согласии со всеми условиями победитель закупки подписывает договор с помощью ЭЦП и размещает его на специализированной электронной площадке. При наличии поправок в системе публикуется протокол разногласий.
  5. Вторым после поставщика свою подпись ставит заказчик. Он должен сделать это в течение 3 рабочих дней. Если в адрес заказчика был направлен протокол разногласий, то у него также есть три дня на то, чтобы ознакомиться с замечаниями и включить их в проект либо отказаться от изменения контракта. Мотивы принятого решения заказчик должен обосновать и передать поставщику в письменной форме. Поставщик в течение 3 дней обязан подписать измененный проект и разместить его в системе.

Дата подписи контракта заказчиком по закону приравнивается к дате заключения госконтракта по 44-ФЗ.

Если победитель закупки устранился от своей обязанности подписать госконтракт в установленные сроки, то он признается уклонившимся и несет за такой проступок ответственность.

Последствиями признания победителя закупки уклонившимся от заключения контракта являются:

  1. Поставщик включается в реестр недобросовестных поставщиков (согласно судебной практике, поставщик включается в реестр только при наличии признаков недобросовестных действий. Если он не смог подписать контракт по техническим причинам, то может избежать попадания в реестр).
  2. Заказчиком удерживается обеспечение исполнения контракта, если оно было внесено.
  3. Заказчик может обратиться в суд в с требованиями о возмещении убытков.
  4. Заказчик вправе на основании ч. 14 ст. 83.2 44-ФЗ заключить контракт с участником, который по результатам торгов были признан вторым. Проект контракта передается ему в течение 5 дней после подписания протокола о признании победителя закупки уклонившимся. Второй участник может согласиться или отказаться от подписания контракта без каких-либо последствий.

Если же в процессе подписания контракта нарушения наблюдались со стороны заказчика, то победитель закупки вправе обжаловать его действия в ФАС.

Необходимые документы

Вместе с заявкой на участие нужно предоставить:

  • учредительные документы заказчика – юрлица или паспорт физлица;
  • выписку из ЕГРЮЛ (ЕГРИП);
  • справку об отсутствии налоговых задолженностей из ФНС;
  • сертификаты, подтверждающие соответствие товара (работы, услуги) требованиям заказчика;
  • лицензия на деятельность (при необходимости).

Также заказчик вправе запросить иные документы, подтверждающие соответствие потенциального поставщика требованиям конкретной закупки – например, справку о наличии необходимого контрольного оборудования, документы, подтверждающие квалификацию специалистов поставщика и т. д.

Письмо Минфина России от 2 июня 2020 г. N 24-03-08/47181 Об особенностях изменения условий контракта

7 августа 2020

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее — Департамент), рассмотрев обращение по вопросу применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) в части изменения условий контракта, в рамках своей компетенции сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

Также, Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.

Вместе с тем, в рамках компетенции Департамента полагаем необходимым отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ законодательство о контрактной системе основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Согласно части 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона N 44-ФЗ, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.

Частью 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ установлено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии с частью 4 статьи 33 Закона N 44-ФЗ требований к их предоставлению.

При исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 Закона N 44-ФЗ.

Согласно статье 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Таким образом, Законом N 44-ФЗ установлено, что исполнение контракта должно происходить в соответствии с условиями, предусмотренными извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт. При этом изменение существенных условий контракта возможно только в случаях, предусмотренных статьями 34 и 95 Закона N 44-ФЗ.

На основании изложенного, возможность изменения предмета контракта путем заключения дополнительного соглашения Законом N 44-ФЗ не предусмотрена.

Заместитель директора Департамента Д.А. Готовцев

Какие пункты должен включать контракт?

Правовые отношения сторон регулируются положениями Федерального закона № -ФЗ. Этот законопроект определяет взаимоотношения участников в сфере закупок и оказания услуг для государственных и муниципальных нужд. Кратко рассмотрим основные пункты, которые должен содержать договор.

Предмет договора

Здесь описываются общие условия сделки. В частности, поставщик обязуется поставить товар или оказать услуги, а заказчик произвести своевременную оплату. В этом пункте идёт конкретное перечисление товаров/услуг, которые являются предметом данного договора.

Права и обязанности участников

Учитывая, что договор заключается двумя сторонами, этот пункт делится на 2 части, касающиеся обязанностей заказчика и поставщика.

В соответствии с условиями заказчик обязуется:

  1. Произвести своевременную оплату в заранее согласованном размере.
  2. Передавать поставщику любые сведения и документы, необходимые для исполнения условий контракта.
  3. Принять услуги, если они соответствуют условиям договора.
  4. Не передавать информацию, касающуюся условий соглашения третьим лицам, в том числе, не использовать эти данные с целью причинения ущерба интересам поставщика.

В обязанности поставщика входит:

  1. Оказание перечисленных услуг в сроки, согласованные условиями контракта.
  2. Не передавать полученную от заказчика документацию третьим лицам.
  3. Нести полную ответственность за полученные документы, и в случае их утраты восстанавливать за свой счёт.
  4. Предоставлять сведения о субподрядчиках и контрагентах, если стоимость их услуг превышает 10% от общей цены контракта.

Вполне естественно, что помимо обязанностей, у участников соглашения имеются и права. На этом основании заказчик вправе:

  1. Осуществлять контроль над деятельностью исполнителей.
  2. Получать объяснения в устной и письменной форме о ходе выполнения работ: в течение 5 дней с момента предъявления соответствующего требования.
  3. Привлекать экспертов для проверки качества товаров или выполненных работ.
  4. Отказаться от исполнения условий после полного проведения взаиморасчётов.

В права поставщика/исполнителя входит:

  1. Получение оплаты за оказанные услуги: своевременно и в полном объёме.
  2. Получение от заказчика любых сведений, необходимых для исполнения условий договора.
  3. Отказ от дальнейшего выполнения обязательств после получения оплаты.

Стоимость и порядок оплаты

Цена предмета договора указывается полностью, с учётом копеек и НДС в размере 20%. Сумма является твёрдой, поэтому не может изменяться в течение срока действия контракта. Изменение цены возможно только в ситуациях, предусмотренных пунктами ст. 95 Федерального закона № -ФЗ. При этом изменение условий является обоюдным и регистрируется составлением дополнительного соглашения.

Оплата производится в 5-дневный срок после исполнения условий контракта поставщиком/исполнителем. Взаиморасчёты выполняются в национальной валюте (российский рубль), перечисляются денежные средства на расчётный счёт поставщика. Контроль за исполнением этого пункта контракта возлагается на кредитно-финансовую организацию, обслуживающую расчётный счёт. Наименование и реквизиты банка указываются в условиях договора.

Штрафные санкции

В обоих случаях стороны могут избежать начисления штрафных санкций, при условии, что смогут доказать, просрочку взятых обязательств по причине непреодолимых обстоятельств.

Ответственность участников

Согласно условиям контракта, стороны несут обоюдную ответственность за исполнения взятых на себя обязательств. В частности, услуги должны оказываться надлежащим образом, а оплата производится точно в срок и в полном объёме. В случае допущенных нарушений, провинившаяся сторона выплачивает неустойку. Здесь нужно отметить, что применение штрафных санкций не освобождает виновную сторону от исполнения обязательств в рамках заключённого договора.

Форс-мажорные обстоятельства

Здесь перечисляются обстоятельства, которые полностью либо частично освобождают участников от исполнения обязательств без применения штрафных санкций. Сюда относятся обстоятельства непреодолимой силы:

  1. Природные катаклизмы.
  2. Народные волнения.
  3. Боевые действия.
  4. Влияние международных факторов.

Нужно отметить, что неплатёжеспособность одного из участников не признаётся форс-мажорным обстоятельством.

Дополнительные условия

  1. Отсутствие устных договорённостей, изменяющих условия контракта.
  2. Утрата деловой переписки юридической силы после исполнения условий договора.
  3. Недействительность одного из пунктов не влияет на обязательность остальных условий.
  4. Составление контракта в двух экземплярах: по одному на каждого из участников.

Должностная инструкция: основные функции подразделения

Должностная инструкция отдела организации закупок – это Положение о его работе, которое отражает все основные нюансы, необходимые к разрешению указанным подразделением. Именно в данном документе формируется перечень тех вопросов, решение которых становится главной целью функционирования такого подразделения.

В рамках положения фиксируются основные обязанности сотрудников данного подразделения, а также дается указание на то, какие меры ответственности могут быть применены к таким сотрудникам.

К числу основных функций подразделения относятся:

  • определение тех потребностей заказчика, которые должны быть отражены в плане-графике проводимых закупок;
  • составление указанного плана-графика и его корректировка в зависимости от изменения потребностей;
  • выбор конкретного типа закупочных мероприятий при проведении необходимых закупок, а также проверка представленного обоснования начальной максимальной цены контракта;
  • организация работы закупочных комиссий, в том числе в части организации технического обеспечения их функционирования;
  • обеспечение сохранности всех поданных заявок до момента их вскрытия, а после такового – до момента подписания протоколов с итогами проведенной закупки;
  • организация отчетной работы по проведенным закупкам, исполненным контрактам, неисполнению заключенных контрактов и договоров и внесению таких исполнителей в реестр недобросовестных поставщиков;
  • консультации с потенциальными исполнителями по контрактам до момента заключения таковых посредством использования специальных сервисов обработки обращений в рамках функционирования Единой информационной системы и электронных торговых площадок;
  • проверки предоставленного обеспечения исполнения контрактов в виде залогов денежных средств (в части перечисления таковых на указанные счета заказчика) и в виде банковских гарантий (в части правомерности предоставления таких гарантий, в том числе при проверке кредитного учреждения, выдавшего такую гарантию).

Указанные функции не являются исчерпывающими, так как их перечень очень широк и основывается на Федеральном законе №44-ФЗ и принятых в его исполнение иных нормативных актов.

Виды

Торги в интересах муниципальных нужд могут проводиться в разных форматах, представленных:

  • аукционами, в ходе которых победителем объявляется участник, предложивший максимальную цену;
  • конкурсами, при которых победа достаётся участнику, назвавшему наилучшие условия приобретения объектов торгов, максимально совпадающие с требованиями, зафиксированными в информсообщении;
  • открытыми аукционами, доступными для участия любых лиц;
  • закрытыми конкурсами или аукционами, в которых могут принять участие только специально приглашённые лица;
  • электронными аукционами, проводимыми на ЭТП и направленными на выполнение работ или оказание услуг, в процессе чего победителем объявляется участник, который предложил минимальную цену контракта и при этом включён в реестр квалифицированных подрядных организаций;
  • процедурами закупки у единственного поставщика, которые проводятся только при условии непревышения лимита в размере 5% от совокупного годового объёма закупок.

Процедура заключения контракта

Заключение муниципального контракта включает следующие этапы:

  1. Утверждается план закупок и публикуются извещения в ЕИС.
  2. Участники подают заявки.
  3. Проводятся отборочные процедуры, и определяется победитель.
  4. В ЕИС публикуется проект контракта, и стороны согласовывают условия.
  5. Согласованный контракт подписывается сторонами.
  6. После выполнения заказа подписывается акт приемки, и средства перечисляются на счет подрядчика.

План муниципальных закупок, как правило, утверждается дольше аналогичных федеральных планов – дополнительное время требуется на согласование источников финансирования будущих муниципальных контрактов, а также условий предоставления федеральных субсидий.

Если целевые муниципальные субсидии выделены конкретному региону, то перед утверждением плана закупок региональные власти могут провести мини-конкурс среди муниципалитетов на право федерального финансирования своих закупок. В таком случае победивший муниципалитет прописывает во всех муниципальных контрактах детальные условия, на которых используются федеральные средства.

Отборочные процедуры перед заключением муниципальных контрактов проводятся на федеральных и местных электронных площадках, управляемых аккредитованными операторами. Если процедура выбора исполнителя контракта не электронная, то она проводится в форме заседания конкурсной комиссии, членов которой утверждает местный муниципалитет.

Если победивший участник муниципальной закупки не согласен с условиями проекта контракта, то он подает заказчику возражение через систему ЕИС в течение 5 дней, и у заказчика есть ещё 5 дней, чтобы внести коррективы в проект контракта и опубликовать итоговый вариант в ЕИС.

Подписанный муниципальный контракт считается вступившим в силу. Возврат суммы обеспечения производится после исполнения.

Существенные условия

К существенным условиям муниципальных контрактов относятся:

  • предмет закупки;
  • цена и порядок расчета;
  • порядок приемки выполненных работ, услуг или поставленных товаров;
  • порядок проведения экспертизы;
  • пункт о предоставлении налогового вычета исполнителю;
  • сведения о льготах, если исполнителем контракта является представитель малого предпринимательства;
  • гарантии и компенсации за нарушение условий.

Типовой образец муниципального контракта можно посмотреть здесь.

Для предмета закупки – товара – указываются технические характеристики, количество и назначение в соответствии с приведенными в закупочной документации и заявке на закупку, а также номер продукции по общероссийской классификации. При заказе работ или услуг описывается желаемый конечный результат с конкретными параметрами.

Для цены указывается ее конечное твердое значение на весь период исполнения контракта (), а если точный объем поставок (работ, услуг) невозможно определить заранее, то нужно указать максимальную цену контракта.

В разделе о порядке приемки результата заказчиком нужно указать число членов приемочной комиссии (их должно быть не менее 5 человек, согласно ).

Важно учитывать, что существенные условия муниципального контракта определяются документацией о закупке, содержанием заявки победившего участника и могут быть изменены только по соглашению сторон в предусмотренных законом 44-ФЗ случаях, а также по решению арбитражного суда.

В описании компенсаций нужно указать размер неустойки за каждое нарушение сторонами условий контракта – пропуск сроков сдачи или перечисление средств за этапы работы, низкое качество поставляемого товара и т. д. Обычно неустойка за просрочку составляет 1/300 ставки ЦБ от стоимости контракта за каждый день просрочки, но может быть увеличена по соглашению сторон.

Правовые основания для заключения госконтракта

Контракт между госзаказчиком и победителем отборочной процедуры заключается на основе итогового протокола рассмотрения заявок, закупочной документации и содержании заявки победителя.

Юридические основания для заключения госконтракта приведены в . Согласно положениям , госзаказчик обязан подписать контракт с победившим в конкурсе или иной процедуре исполнителем, если извещение о госзаказе было размещено в соответствии с требованиями 44-ФЗ (в системе ЕИС или местных СМИ).

Победитель конкурса вправе отказаться от заключения контракта с заказчиком, оплатив убытки, понесенные заказчиком на проведение отборочной процедуры. При этом устанавливает, что взыскание убытков с победителя не происходит, если будет доказано, что заказчик умышленно занизил цену контракта.

Новые правила казначейского сопровождения на 2020 год

Законодатели готовят Постановление Правительства с целью утверждения обновленных правил сопровождения Казначейства. В 2020 году ФК планирует сопровождать различные операции с целевыми средствами, выделенными на ведение деятельности государственных и муниципальных учреждений и реализацию национальных проектов. Среди них:

  • субсидирование и бюджетное инвестирование юридических лиц;
  • взносы в уставные капиталы и вклады в имущество юридических лиц за счет государственных субсидий и бюджетных инвестиций;
  • авансирование по контрактам, заключенным получателями субсидий;
  • авансовые платежи по контрактам, которые заключили для выполнения условия о предоставлении субсидий и концессионных соглашений;
  • взаиморасчеты по соглашениям в рамках гособоронзаказа на сумму более 300 000 руб.;
  • средства, направляемые организациям и индивидуальным предпринимателям в случаях, предусмотренных Правительством РФ.

Средства, выделенные на заключение госконтрактов на экспертизу проектной документации, результатов инженерных изысканий и услуги по приему платежей от физических лиц, осуществляемых платежными агентами, не проходят через казначейское сопровождение.

С 01.09.2019 ТОФК обязаны резервировать и открывать единые лицевые счета с кодом 71 (Письмо ФК № 07-04-05/22-18684 от 29.08.2019). Единый 71 лицевой счет для казначейского сопровождения предназначен для учета операций НУБП — неучастника бюджетного процесса. Такой счет открывают для головных исполнителей на получение оплаты за поставку товаров, работ или услуг, и для юридических лиц, получающих финансирование из государственных субсидий и бюджетных инвестиций по соответствующим соглашениям.

Порядок участия

Для участия в муниципальных торгах необходимо:

  1. Зарегистрироваться в системе электронных закупок (ЕИС), а также на торговых площадках, где муниципальные власти размещают заказы.
  2. Изучить закупочную документацию по интересующим лотам.
  3. Составить заявку на участие в закупке.
  4. Принять участие в торгах.
  5. В случае победы подписать контракт с заказчиком в установленные сроки.

Важно учесть, что процедура заключения контракта с муниципалитетом в случае победы на торгах может включать и дополнительные шаги – например, подачу возражения на условия проекта контракта, если они отличаются от условий, прописанных в закупочной документации

Плюсы и минусы работы с государственными заказчиками

В существующей контрактной системе (или системе государственных закупок) существует два ключевых звена – государственный заказчик (законодатель позволяет называть его просто заказчиком) и исполнитель.

Если для государственного заказчика участие в созданной контрактной системе является обязательным, то исполнитель вправе выбрать, принимать участие в ней или нет.

Для того чтобы принять окончательное решение, следует взвесить все существующие положительные и отрицательные стороны. Так, к плюсам работы с государственными заказчиками следует отнести:

  • стабильность взаимодействия, так как осуществление оплаты по исполненным контрактам происходит на основании выделенных бюджетных средств (в том случае, если контракт исполнен без нарушения действующих норм права и сроков);
  • возможность принимать участие одновременно в нескольких закупках;
  • получение хорошей бизнес-репутации для тех случаев, когда речь идет о регулярном выполнении взятых на себя обязательств без каких-либо нарушений;
  • получение различного рода преференций и льгот, а также субсидий, которые государство предусматривает для участников государственных закупок, если таковые исполняют взятые на себя обязательства добросовестно.

Среди минусов взаимодействия с государственными заказчиками следует рассматривать:

  • необходимость иметь достаточно большой объем средств на счетах юридического лица, которые при необходимости можно вывести из оборота на длительный срок, особенно для тех случаев, когда речь идет об участии в электронных торговых процедурах, в которых необходимо для участия вносить средства в качестве обеспечения заявки, а также предоставлять гарантию заказчику своей добросовестности в виде внесения обеспечения исполнения контракта, которое не будет возвращено до момента, пока контракт не будет полностью исполнен, а его результаты приняты;
  • возможность включения в Реестр недобросовестных поставщиков, если будут установлены случаи нарушения сроков или условий исполнения контракта по причинам, которые напрямую зависят от исполнителя, но он не уведомил об этом заказчика заранее;
  • риск больших финансовых потерь из-за применения различного рода антидемпинговых мер, если такое применение предусмотрено законом;
  • ограничение возможностей принимать участие в различных закупочных процедурах по причинам установления заказчиком перечня категорий юридических лиц, которые могут принимать участие в тех или иных закупках (например, некоторые закупки проводятся для поддержки только субъектов малого предпринимательства, а остальные юридические лица не имеют права подавать заявки на участие в таких закупочных процедурах).

Перечисленные положительные и отрицательные стороны не являются исчерпывающим перечнем и в каждом конкретном случае исполнителю следует самостоятельно принимать решение о необходимости и возможности участия в тех или иных закупочных процедурах.

Государственный заказчик – это ключевое звено созданной в России системы госзакупок. Для того чтобы эта система работала максимально прозрачно, государственному заказчику даны достаточно широкие права и полномочия в сфере осуществления закупок в своих интересах, но также на них наложены достаточно серьезные обязанности, неисполнение которых влечет наложение существенных мер административной ответственности.

Ответственность за нарушение условий контракта

Неисполнение существенных условий госконтракта сторонами без уважительной причины может грозить сторонам:

  • выплатой неустойки контрагенту;
  • привлечением к административной и уголовной ответственности;
  • возникновением обязательств по возмещению ущерба.

Неустойки в виде штрафных санкций и пеней, составляющих оговоренный контрактом процент от его цены, выплачиваются стороной, нарушившей сроки исполнения своих обязательств или исполнившей их некачественно. По отношению к заказчику к неисполнению обязательств обычно относится нарушение сроков выплат, а по отношению к исполнителю – некачественное выполнение работ или поставка товара низкого качества, а также нарушение сроков сдачи работ или поставок товаров.

Если стороны самовольно изменят существенные условия контракта, то им грозит административная ответственность в виде штрафа в сумме 20000 рублей для должностных лиц и в сумме 200000 рублей – для юрлиц (). Ответственность за нарушение существенных условий контракта регулируется .

Уголовная ответственность наступает, если в результате нарушения условий контракта был причинен вред здоровью третьим лицам (например, при срыве госзаказа в пользу организации инвалидов), а также при растрате бюджетных средств в крупном размере.

Обязательства по возмещению ущерба могут возникнуть у стороны, которая нарушила условия контракта и нанесла этим другой стороне прямой ущерб или косвенные убытки, связанные с упущенной выгодой. Обычно иски о возмещении ущерба подаются исполнителем контракта при нарушении заказчиком сроков перечисления средств. Госзаказчик обращается в суд по поводу возмещения ущерба, если исполнитель в процессе работ повредил имущество заказчика.

Если сторона не исполнила ряд существенных условий по уважительной причине, то ответственность не наступает или наступает частично. К уважительным причинам могут относиться:

  • тяжелая болезнь ответственного лица;
  • стихийные бедствия;
  • изменения на рынке, которые нельзя было предвидеть;
  • иные обстоятельства непреодолимой силы.

Наличие уважительной причины нужно подтверждать доказательствами и существенность такой причины определяет суд.

Как заключаются муниципальные контракты

  1. Заказчиком определяется предмет договора и размещается информация о госзакупке.
  2. Исполнитель выбирается на основании проведённых торгов.
  3. Протокол закупочной процедуры подписывается и размещается в открытом доступе на сервисе ЕИС.
  4. В 10-дневный срок после публикации, контракт подписывается поставщиком/исполнителем.
  5. Аналогичный срок отводится для подписания договора заказчиком.
  6. После того как в документе появляются все необходимые подписи, контракт вступает в законную силу.

Отметим, что сроки подписания носят условный характер. В частности, если документ визируется посредством электронной подписи, время подписания сокращается. Имеющиеся разногласия по отдельным пунктам устраняются в 3-дневный срок, после чего публикуется итоговая версия контракта.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации