Андрей Смирнов
Время чтения: ~14 мин.
Просмотров: 0

Группы и категории лесов — особенности, характеристики и описание

Эксплуатационные и резервные леса

В Лесном Кодексе РФ выделены защитные леса эксплуатационного и резервного назначения.

Эксплуатационные массивы предназначены для получения качественной древесины и обеспечения промышленности иными лесными ресурсами. Планирование посадки насаждений происходит после утверждения плана восстановления резервных и защитных лесов.

К основным задачам создания лесных массивов относятся:

  • Обеспечение полного и рационального использования лесных ресурсов без сокращения численности лесных объектов.
  • Создание условий для увеличения прироста древесины.
  • Создание условий для улучшения качества древесины и состава насаждений.
  • Планирование по расширению площади выращивания высокопродуктивных насаждений.

Резервные леса – территории, где не планируется осуществление заготовки древесины в течение следующих 20 лет. В таких зонах проводятся мероприятия по защите массивов. Резервные леса могут быть отнесены к защитным или эксплуатационным.

Защитные леса – это оптимальное решение для обеспечения сохранности и целостности многих природных объектов, защиты посевов и транспортных путей. Благодаря созданию особенного микроклимата в таких зонах представители животного мира могут найти себе новый дом.

Оздоровительные и санитарно-гигиенические

Их доля — 6%. Сюда входят:

  • леса зеленых зон;
  • леса, охраняющие зоны водоснабжения (первые два пояса из трех) и защищающие курортные зоны;
  • природные парки;
  • городские леса.

В общем, все те, которые помогают сохранению, восстановлению и улучшению здоровья населения, не только обогащая атмосферу планеты, а опосредованно участвуя в деятельности людей, активно служащей выполнению этих задач.

К зеленым зонам относят леса, находящиеся за границами черты населенных пунктов, но в непосредственной близости от жилых и хозяйственных объектов, имеющие защитное, оздоровительное и санитарно-гигиеническое (лесохозяйственная часть) значение и служащие местами отдыха населения (лесопарковая часть). В пределах лесопарковых зон иные категории лесов не выделяют. Размеры их определяются государственными нормативами. Если в непосредственной близости от населенных пунктов уже отмечены другие категории защитности лесов, то их территория к зеленой зоне не относится, но учитывается при установлении ее размеров, как выполняющих часть функций. При условии незначительного количества лесов зеленой зоны, вся она может быть обозначена как лесопарк.

Категорией городских лесов считаются массивы. Они расположены в черте мегаполисов и населенных пунктов городского типа.

Особо защитные участки леса

На территории лесов, принадлежащих ко второй и третьей группам, где отсутствуют категории защитности, могут быть отмечены зоны с более строгим режимом эксплуатации и охраны, достаточно важные в условиях конкретной местности, но слишком рассредоточенные и небольшие для выделения их в качестве отдельной категории. Территории подобных участков определяют с учетом природных границ, в соответствии с имеющимся лесохозяйственным зонированием местности. Их площадь может исчисляться как десятками, так и сотнями гектаров.

В Лесном кодексе Российской Федерации приведен перечень участков лесов, признанных особо защитными. В основном это земли, занимаемые насаждениями с различными функциями категорий лесов первой группы. Отдельным пунктом выделены «другие особо защитные участки леса». Территории, входящие в него, разнообразны – от ограждающих места глухариных токов или поселения бобров до примыкающих к туристическим маршрутам и ограждающих сельские поселения и садоводческие товарищества. Учитывая густонаселенность центральных районов Российской Федерации, большое количество и близость расположения друг к другу населенных пунктов и садоводческих сообществ, практически все леса этой территории будут иметь статус особо защитных.

Определение

Защитные леса — это однородные лесные массивы, включающие деревья и древесную растительность. Такие насаждения осваиваются человеком в целях защиты различных объектов от нежелательных природных явлений, к примеру, атмосферных осадков, ветра, лавин, оползней, размывов, заносов и других воздействий климата.

С целью освоения защитных лесов человек применяет комплекс мер, состоящий из:

  • организация процесса использования массива;
  • эксплуатация и создание зеленых насаждений;
  • планирование мероприятий по охране леса, его защите и воспроизводства;
  • проведение комплекса мер по сохранению условий обитания животного мира.

Лесные насаждения разделяют на два вида: искусственного и естественного происхождения. По сути, защитную функцию осуществляет каждый лес. Социальная и экологическая значимость массивов защитного назначения обладает превосходством над их хозяйственной и экономической ценностью.

Леса природных территорий, особо охраняемых государством

В заповедных зонах с различной степенью ограничения влияния человека находятся 10% первой группы лесов. Категории, относящиеся к ним — это массивы заказников, заповедников, национальных парков, памятников природы.

В случаях выполнения одними и теми же лесами разных защитных функций при определении их классификационной единицы предпочтение отдается категории защитности, имеющей большую ценность и значимость, с более строгим регламентом пользования и охраны.

Перевод лесов в другую категорию происходит при проведении мероприятий по лесоустройству или в результате смены назначения земель лесного и земельного фондов, на основании результатов научных исследований.

Как можно оформить?

Процедура оформления права собственности происходит по определённому алгоритму, основная часть которого ориентирована на получение разрешения правительственного распоряжения о переводе участка в другую категорию. Для этого требуется:

  1. Выбрать подходящий участок лесного массива, который не может использоваться в качестве леса. Им может быть редина после вырубки, место пожарища с погибшими деревьями, болотистые земли или иные не заросшие деревьями участки.
  2. Назначить экспертизу выбранного участка, получить заключения экспертов. Целесообразно иметь не менее трёх различных актов экспертиз, в которых будет указано на то, что установленная зона не отвечает требованиям, предъявляемым к лесному массиву.
  3. Установить сумму ущерба при переводе земель в другую категорию. Эту сумму потребуется уплатить заявителю.
  4. Подать запрос в Министерство, указать подробные причины перевода земель в другую категорию (указать – какую) с опорой на акты экспертизы. Обязательно внести кадастровый адрес и иные параметры лесного участка.
  5. Приложить аналогичную заявку, адресованную Правительственным органам РФ, а также акты экспертизы, нотариально удостоверенную копию паспорта, выписку из ЕГРЮЛ и копию пакета учредительной документации (юр.лицам). Частное лицо должно предоставить лицензию и иные документы, разрешающие соответствующую деятельность.
  6. Поданная заявка рассматривается Министром, который прилагает свою резолюцию.
  7. По его усмотрению, запрос возвращается заявителю на основании мотивированной выписки, со ссылкой на источники законодательства, или передаётся в органы Правительства РФ на рассмотрение.

В заявку нужно включить специальные формулировки, придающие ей характер официального документа. Обязательна опора на факты, подтверждённые заключениями экспертов. В просительной части указывается просьба о разрешении перевода земель в другую категорию и на последующий выкуп в собственность. В целом документ составляется в свободной форме, так как для него не предусмотрено специального регламента.

Обязательно нужно включить в заявку нижеследующее:

  1. Причины невозможности использования участка по назначению: выгоревшие или иным образом испорченные деревья, подвергшаяся порче (заболоченная) почва, на которой не может произрастать древесная порода, размыв почв руслом рек и т.п.
  2. Приблизительные расчёты стоимости восстановления участка путём лесопосадки, или подтверждение невозможности его восстановления.
  3. Проект использования земель или восстановления лесопосадки заявителем, с опорой на нормы ЛК № 200-ФЗ.
  4. Перечислить все факты и основания, подтверждающие эффективность перевода участка в обозначенную категорию, с переходом в собственность.

На основании поданной заявки должен выйти законопроект о переводе земель в другую категорию.

Далее могут последовать действия, соответствующие решению, принятому правительственным органом, уполномоченным на распоряжение такими землями:

  • разрешение приступать к оформления массива в собственность;
  • только получение права аренды на освоение участка с возможностью выкупа;
  • перевод в другую категорию и необходимость приобретения ЗУ с торгов.

После того как разрешение будет получено, в бюджет государства переводится установленная сумма, а на руки получается решение Правительства РФ о переходе права собственности. Полученный правительственный акт будет выступать правоустанавливающим документом. На его основании происходит регистрация права собственности в Росреестре.

Перед регистрацией земель в Росреестре, компании нужно уплатить пошлину в размере 22 000 рублей. Физическое лицо уплачивает 2 тысячи рублей.

После получения Выписки из ЕГРН о праве собственности, можно приступать к освоению зоны в соответствии с полученным правительственным разрешением, а также с соблюдением норм экологии, природоохранных и противопожарных мер.

Если речь идёт о переводе лесов в земли поселений, то они не должны использоваться под застройку жилых кварталов, а функционировать как зелёные зоны или выделяться в земли рекреации, то есть быть доступны для отдыха граждан (о строительстве на землях лесного фонда и видах разрешенного использования читайте тут).

Государственный учет лесных ресурсов. Лесной кадастр.

ЛК
РФ.
Статья
91. Государственный
лесной
реестр.

1.
Государственный
лесной
реестр
представляет
собой
систематизированный
свод
документированной
информации
о
лесах,
об
их
использовании,
охране,
защите,
воспроизводстве,
о
лесничествах
и
о
лесопарках.

2.
В
государственном
лесном
реестре
содержится
документированная
информация:

1)
о
составе
земель
лесного
фонда,
составе
земель
иных
категорий,
на
которых
расположены
леса;

2)
о
лесничествах,
лесопарках,
их
лесных
кварталах
и
лесотаксационных
выделах;

3)
о
защитных
лесах,
об
их
категориях,
об
эксплуатационных
лесах,
о
резервных
лесах;

4)
об
особо
защитных
участках
лесов,
о
зонах
с
особыми
условиями
использования
территорий;

5)
о
лесных
участках;

6)
о
количественных,
качественных,
об
экономических
характеристиках
лесов
и
лесных
ресурсов;

7)
об
использовании,
охране,
о
защите,
воспроизводстве
лесов,
в
том
числе
о
лесном
семеноводстве;

8)
о
предоставлении
лесов
гражданам,
юридическим
лицам.

3.
Документированная
информация,
содержащаяся
в
государственном
лесном
реестре,
относится
к
общедоступной
информации,
за
исключением
информации,
доступ
к
которой
ограничен
федеральными
законами
(информация
ограниченного
доступа).

4.
Документированная
информация,
предусмотренная
частью
2 настоящей
статьи,
в
обязательном
порядке
представляется:

1)
лицами,
осуществляющими
использование,
охрану,
защиту,
воспроизводство
лесов;

2)
органами
государственной
власти,
осуществляющими
управление
в
области
использования,
охраны,
защиты,
воспроизводства
лесов.

5.
Перечень
видов
информации,
предоставляемой
в
обязательном
порядке,
и
условия
ее
предоставления
устанавливаются
уполномоченным
федеральным
органом
исполнительной
власти.

6.
В
течение
пяти
рабочих
дней
уполномоченный
орган
исполнительной
власти
предоставляет
заинтересованному
лицу
выписку
из
государственного
лесного
реестра
или
в
письменной
форме
направляет
заинтересованному
лицу
мотивированный
отказ
в
предоставлении
такой
выписки.
Отказ
может
быть
обжалован
заинтересованным
лицом
в
судебном
порядке.

7.
За
предоставление
выписок
из
государственного
лесного
реестра
взимается
плата.
Размер
указанной
платы
и
порядок
ее
взимания
устанавливаются
Правительством
Российской
Федерации.

8.
Документированная
информация,
предусмотренная
частью
2 настоящей
статьи,
предоставляется
бесплатно
органам
государственной
власти,
а
также
иным
лицам
в
предусмотренных
федеральными
законами
случаях.

9.
Ведение
государственного
лесного
реестра
осуществляется
органами
государственной
власти,
органами
местного
самоуправления
в
пределах
их
полномочий,
определенных
в
соответствии
со
статьями
81 — 84 настоящего
Кодекса,
в
порядке,
установленном
уполномоченным
Правительством
Российской
Федерации
федеральным
органом
исполнительной
власти.

Статья
92. Государственный
кадастровый
учет
лесных
участков

Государственный
кадастровый
учет
лесных
участков
осуществляется
в
соответствии
с
Федеральным
законом
от
24 июля
2007 года
N 221-ФЗ
«О
государственном
кадастре
недвижимости».

Общая характеристика и особенности правового режима земель лесного фонда

Правовой
режим земель лесного фонда

определяется совокупностью правил
использования и включения в гражданский
оборот, охраны, учета и мониторинга,
установленных земельным, градостроительным,
лесным, природоохранным и иным
законодательством.

Согласно ст. 5 ЛК РФ лес понимается как
экологическая система или как природный
ресурс.

К землям лесного фонда, согласно ст. 101
ЗК РФ относятся:

а)лесные земли:

1. Земли, покрытые лесной растительностью;

2. Земли, не покрытые лесной растительностью,
но предназначенные для ее восстановления,
— вырубки, гари, редины, прогалины и
другие)

б)нелесные земли, предназначенные
для ведения лесного хозяйства нелесные
земли (просеки, дороги, болота и другие).

Ст. 6 ЛК РФ устанавливает,
что леса располагаются на землях лесного
фонда и землях иных категорий.
Если леса располагаются
на землях, не относящихся к землям
лесного фонда, на них распространяется
правовой режим соответствующей категории
земель.

Согласно ст. 7 ЛК РФ лесным
участком

является земельный участок, который
расположен в границах лесничеств,
лесопарков и образован в соответствии
с требованиями земельного законодательства
и ЛК РФ. Лесной участок является
разновидностью земельного участка.

В соответствии со ст. 27 ЗК РФ лесные
участки ограничены в обороте.

Лесные участки могут быть представлены
на праве постоянного (бессрочного)
пользования, на праве сервитута, аренды
и безвозмездного пользования. Они могут
быть объектом служебного надела.

Лесные участки в составе земель иных
категорий могут находиться в любой
форме собственности в соответствии со
ст. 15-19 ЗК РФ.

В пределах лесного фонда леса подразделяются
по целевому назначению на защитные,
эксплуатационные и резервные.

Государственное управление землями
лесного фонда осуществляют:

а) Органы общей компетенции;

б) Ведомственное управление — Минприроды,
в его ведении Рослесхоз и Росприроднадзор.

Отдельные функции выполняют органы
местного самоуправления (ст. 81,82,84 ЛК
РФ).

С 1.03.2008 года лесные участки подлежат
государственному кадастровому учету.

В соответствии со ст. 93 ЛК РФ право
собственности и иные вещные права на
лесные участки, ограничения и обременения
этих прав подлежат государственной
регистрации.

В соответствии со ст. 130 ГК РФ к недвижимым
вещам относятся земельные (лесные)
участки, при этом леса и многолетние
насаждения исключены из объектов
недвижимого имущества согласно ст. 16
ФЗ «О введении в действие ЛК РФ». Поэтому
государственная регистрация прав на
лесные и многолетние насаждения и сделок
с ними не осуществляется.

Перевод земель лесного
фонда в другую категорию разрешается
в случае:

1. Организации ООПТ;

2. Установления или изменения черты
населенного пункта;

3. Размещения объектов государственного
и муниципального значения.

В переводе принимает участие территориальное
управление Рослесхоза, оно готовит
пакет документов о переводе. Также
необходимо положительное заключение
государственной экологической экспертизы.

Для обеспечения нужд обороны, лесные
участки могут быть предоставлены в
безвозмездное пользование министерству
обороны. На них распространяется правовой
режим земель лесного фонда с одновременным
установлением особого порядка
использования в соответствии с внутренним
уставом военной части. При этом перевод
в земли специального назначения не
осуществляется.

Защитные леса

К ним относят почти половину группы — 45%. Сюда входят:

  • леса, сдерживающие разрушение почвы;
  • леса различных малолесных климатических зон, имеющие природоохранное значение;
  • притундровые леса;
  • искусственные, созданные с целью защиты или улучшения климатических условий методом посева или высадки, лесные полосы;
  • ленточные боры.

Также одной из категорий лесов с защитными функциями обозначены полосы, ограждающие действующие и строящиеся транспортные линии не ниже областного значения, из расчета по 500 метров в обе стороны от середины проезжей части для железных и по 250 метров для автомобильных дорог. В случае наличия природных или искусственных преград, разрешается сужение придорожных лесов. Отступление от норматива не должно превышать 50 метров. В местности с более суровыми климатическими условиями (горы, песчаные пустыни, районы вечной мерзлоты) такие полосы могут быть расширены для снижения уровня опасности. Их размер в таком случае определяется с помощью целевых исследований.

Что включают защитные массивы?

Защитные леса представляются в качестве определенных массивов, зон и полос.

К ним относят:

обрабатываемые поля от засухи и области охраны от сильного ветра;
защитные участки леса, например, склоны оврагов, территория транспортных путей и водных объектов;
сосновые, травяные и травяно-кустарничковые насаждения – колки – создаются для повышения влажности на участке и повышения урожайности культур;
участки естественных или искусственно созданных лесов.

Для защиты насаждений планируются лесохозяйственные мероприятия, которые проводятся в соответствии с запланированным режимом омолаживания всех насаждений. Они происходят с применением определенной вырубки территории без нарушения целостной лесной обстановки. Коммерческий вид вырубки таких деревьев, не достигнувших возраста естественного разрушения, должен исключаться практически полностью.

Виды лесных насаждений

Основное различие объектов лесных насаждений — высота стволов, в зависимости от которой массивы выполняют свои функции. Высокоствольные породы деревьев предназначены для защиты территории от ветров, оползней, течения воды после дождей. Кустарники высаживаются для качественного затемнения почвы, препятствуя ее пересыханию, эффективной остановки снега и подпитки почвы веществами после перегнивания упавших листьев.

Зачастую, защитные леса – это территории полос, сформированные из нескольких видов, но на территории России встречаются местности с однотипными насаждениями – участки, на которых могут произрастать одного вида деревья. Например, для высадки в центральной части страны используются сосна и ясень.

Человек постоянно ухаживает за лесными насаждениями. Засохшие объекты удаляются, а на их место сажаются новые. Правильно организованные массивы способствуют формированию экосистем.

Виды

В силу особых функций природного и экономического характера для экономики страны, эти земли входят в состав:

  • Государственного земельного фонда.
  • Государственного лесного фонда.

Некоторые участки относятся и к государственному земельному, и лесному фондам. В некоторых случаях территории, покрытые лесом, не входят в лесной фонд, относясь к иным категориям земельных участков (ЗУ):

  1. земли рекреации;
  2. природоохранные зоны;
  3. защитные полосы и т.п.

В лесной фонд также входят участки, не покрытые древесной, которые называются нелесными землями.

В целом лесной фонд делится на виды.

Лесничества и лесопарки

В лесной фонд входят лесничества и лесопарки. Здесь допускаются только определённые виды работ, допускающие извлечение пользы из природных лесных ресурсов, в том числе – их санкционированная вырубка. С разрешения федеральных и муниципальных властей допускается организация зон отдыха для граждан населённого пункта. Соответственно регламенту законодательства, развивается лесная инфраструктура (ч. 6 ст. 21 ЛК РФ).

Эта категория отличается наличием древесных пород из числа лиственных и хвойных. Древесные породы занимают порядка 99% всей площади. Кроме этого здесь располагаются свободные территории, не покрытые древесной и кустарниковой растительностью, но предусматривается их насаждение и разбивка лесного массива. Или – растения погибли в результате пожара и иных стихийных бедствий, но предусматривается восстановление территории путём спасения оставшихся объектов и насаждения новых.

Их перечень следующий:

  • вырубки;
  • гари;
  • естественные и искусственные редины;
  • прогалины.

Нелесные территории

К ним относятся территории, на которых не произрастают непосредственно деревья и кустарники. В них входит расположение иных природных объектов, не входящих в лесной массив, но перемежающих его или находящихся на территории произрастания леса:

  • луга, опушки, болотистая местность;
  • пересекающие лесное пространство реки;
  • озёра и иные водные источники;
  • каменистые россыпи и дороги.

Они входят в установленную категорию, относясь к соответствующему кадастровому кварталу, откуда не могут быть произвольно изъяты. А также с учётом того, что без них лес как экосистема существовать не может, так как он состоит из сомкнувшихся и не сомкнувшихся площадей лесных культур.

Группы лесов

Для упрощения ведения лесного хозяйствования все зеленые массивы страны подразделяются на группы:

Первая группа включает насаждения, выполняющие водоохранные, санитарно-гигиенические, защитные, курортные функции, а также территории заповедных зон, парков.
Вторая группа – это леса, расположенные на густонаселенных территориях, где сильно развиты транспортные пути. Защитные и эксплуатационные леса выполняют функции сохранения природных объектов, а также обеспечивают регион ресурсами. Здесь соблюдает строгий режим лесопользования.
Третью группу составляют территории многолесных районов, в основном, эксплуатационного назначения. Такие леса расположены в отдаленных районах. Они обеспечивают народное хозяйство древесиной.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации