Андрей Смирнов
Время чтения: ~21 мин.
Просмотров: 130

Правовой режим земель железнодорожного транспорта

Содержание

Содержание управления в сфере использования и охраны земель железнодорожного транспорта

Для характеристики правового режима земель железнодорожного транспорта важным элементом является управление в сфере использования и охраны земель железнодорожного транспорта. Земельный кодекс РФ впервые ввел данное понятие в качестве правомочия собственника. В п. 2 ст. 9 Кодекса указано, что Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью). Аналогичные формулировки используются в отношении права собственности на землю субъектов РФ (п. 2 ст. 10) и органов местного самоуправления (п. 2 ст. 11).

Одновременно ЗК РФ употребляет термин управление в ином значении применительно к государственным функциям, относящимся к земельным ресурсам страны, а не к конкретному объекту собственности.

Это привело к тому, что некоторыми учеными1 снова был поставлен вопрос о включении дополнительного правомочия «управление» в классическую триаду — владение, пользование и распоряжение, представляющих со-бой элементы права собственности». Представляется, однако, что необходимо различать, когда государство выступает в качестве носителя суверенной власти, а когда в роли субъекта права собственности, а поскольку любая управленческая деятельность государства базируется на его властных полномочиях как политического суверена, то правовой основой управления в сфере использования и охраны земель является право территориального верховенства государства, а не право государственной собственности.

Государственное управление землями железнодорожного транспорта — деятельность государственных органов исполнительной власти, направленных на создание условий для рационального использования и охраны земель всеми субъектами, имеющими право на земельные участки в сфере железнодорожного транспорта, по практическому осуществлению целей и задач в этой области.

Оно осуществляется на основе следующих правовых принципов: отраслевое управление, то есть управление не по субъектам Российской Федерации, а по железным дорогам;

законность и гласность управления землями железнодорожного транспорта; обеспечение конституционных прав всех граждан на благоприятную окружающую среду.

При этом следует разграничивать понятия «государственное управление» и «государственное регулирование». Во-первых, регулирование осуществляется системой государственных органов законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Во-вторых, регулирование представляет собой механизм воздействия на состояние земельных отношений в общем, в то время как управление — это деятельность, направленная на создание условий для рационального использования и охраны земель. Государственное регулирование представляет собой «механизм государственного воздействия через систему государственных органов законодательной, исполнительной и судебной власти на состояние земельных отношений, то есть отношения по рациональному использованию и охране земель»

Содержание деятельности по управлению в сфере использования и охраны земель железнодорожного транспорта состоит в осуществлении соответствующими органами управленческих функций. Под функциями управления понимаются «особые виды деятельности по специальным направлениям и характеру, необходимые для организации эффективного использования и охраны земель»1.

Управление землями железнодорожного транспорта заключается, как известно, в осуществлении следующих функций: государственная регистрация прав на земельные участки и сделок с ними; ведение государственного кадастра недвижимости; территориальное планирование использования земельных ресурсов; резервирование земель; изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд; перевод земель из одной категории в другую; предоставление земельных участков; контроль за использованием и охраной земель.

К функциям управления до самого последнего времени относили деятельность по разрешению земельных споров2, которые рассматривались главным образом в административном порядке. Порядок разрешения земельных споров неоднократно изменялся. В настоящее время в соответствии со ст. 64 ЗК РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке. Таким образом, признать разрешение земельных споров одной из функций управления было бы нарушением принципа разделения властей.

Управление использованием и охраной земель также характеризуется реализацией таких организационных мер, как землеустройство и мониторинг земель

Классификация земель железнодорожного транспорта

Не менее важной для определения земель железнодорожного транспорта является их классификация. Классифицировать — значит «распределить по группам, разрядам, классам»1

Для распределения по группам могут быть использованы различные критерии. Наиболее значимыми представляются следующие: 1. назначение земель железнодорожного транспорта; 2. право, на котором используются данные земли;

Выбор этих критериев определяется природой земельных отношений, так как пользование землей осуществляется в соответствии с установленной целью для выполнения определенной хозяйственной деятельности.

Задачи и способы использования земель железнодорожного транспорта многообразны. Это приводит к тому, что существуют различные точки зрения на классификацию по данному критерию.

Н.И. Краснов подразделяет земли железнодорожного транспорта на полосы отвода и земельные участки, занятые отдельными сооружениями и предприятиями транспорта . Но данная классификация не позволяет раскрыть внутреннюю структуру земель железнодорожного транспорта в зависимости от их хозяйственного назначения. По мнению же Б.В. Ерофеева, к землям железнодорожного транспорта относятся: земли, находящиеся под железной дорогой; а также земельные участки, занятые предприятиями железнодорожного транспорта: вагонными депо, железнодорожными вокзала ми, администрацией железной дороги, причем эта категория земель подразделяется на три вида: 1) земельные участки постоянного пользования: полосы отвода и сооружения и постройки; 2) земельные участки временного пользования: реконструкция; 3) специальные защитные зоны1.

Подразделение земель железнодорожного транспорта на земли под железной дорогой и земли, занятые предприятиями железнодорожного транспорта, отвечает поставленной задаче, так как эти виды земель имеют разное хозяйственное назначение, но в данном случае автор учитывает дополнительный критерий — срок, в течение которого используется тот или иной земельный участок.

В.В. Попов выделяет следующие виды земель железнодорожного транспорта в зависимости от их хозяйственного назначения: 1) земли полосы отвода железных дорог; 2) земли, предоставленные для установления охранных зон; 3) земли, занятые защитными лесными насаждениями; 4) служебные земельные наделы

В данной классификации не учтено то, что в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» полоса отвода включает в себя земельные участки, «прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта». То есть лесные защитные насаждения включены законодателем в полосу отвода. В то же время их назначение отличается от остальных составляющих полосы отвода, поэтому выделение их в качестве отдельного вида земель железнодорожного транспорта представляется вполне обоснованным. Однако, следует отметить, что хозяйственное назначение непосредственно связано со структурными особенностями земель данного разрешенного использования. Поэтому, говоря о лесных защитных насаждениях как об отдельном виде земель, не следует забывать, что они находятся в составе полосы отвода. Таким же образом обстоит дело и со служебными земельными наделами: это земельные участки, предоставляемые линейным работникам организаций железнодорожного транспорта из земель в пределах полосы отвода для сельскохозяйственного использования.

Охранная зона имеет самостоятельное хозяйственное назначение: это земельные участки, необходимые для обеспечения сохранности, прочности и устойчивости сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта, а также земли с подвижной почвой, прилегающие к землям железнодорожного транспорта.

Таким образом, каждый из четырех видов земель имеет свое хозяйственное назначение. Но данная В.В. Поповым классификация не в полном объеме отражает внутреннюю структуру земель железнодорожного транспорта в соответствии с их назначением, так как служебные земельные наделы предоставляются работникам организаций железнодорожного транспорта из земель в пределах полосы отвода. Также организациями железнодорожного транспорта используются земельные участки, обеспечивающие выполнение задач железнодорожного транспорта, не примыкающие к железнодорожным путям, и соответственно не включенные в границу полосы отвода.

Что входит в эту категорию?

Земли энергетики являются видом разрешённого использования, входя в состав категории земель промышленности и специального назначения. Право пользования ими возникает у субъектов, участников земельных отношений, в силу рода деятельности, которая соответствует целям энергетики.

Подразделяется на виды использования:

  1. зоны расположения отраслевых предприятий;
  2. земли, использующиеся для расположения и эксплуатации электросетевых объектов;
  3. свалки и захоронения производственных отходов.

Земли под отраслевыми предприятиями предусматривают расположение таких крупных предприятий энергетики, как нижеследующие:

  • гидроэлектростанции;
  • атомные станции;
  • теплостанции;
  • ядерные установки;
  • объекты и сооружения, которые обслуживают предприятия энергетики.

Земля под отраслевыми предприятиями занимает обширные территории. Как правило, в приближении к этой территории располагаются зоны населённых пунктов, где проживает персонал предприятий. Обязательные требования – наличие промежуточной охранной зоны, которую нельзя занимать под застройку.

Эксплуатация земель охранной зоны происходит только на основании Правительственных постановлений и распоряжений, где отдельно для каждого предприятия устанавливается регламент использования охранной зоны.

Категория и целевое назначение ЗУ, используемого в качестве охранной зоны, в расчёт не принимается.

ЗУ предназначенные для нужд электросетевого хозяйства могут выделяться не только из состава земель специального назначения, но и выделяться из состава земель других категорий, так как предназначаются для обслуживания населённых пунктов, сельскохозяйственных комплексов, обеспечивая их электроэнергией. Их выделение из других категорий происходит на основании проекта межевания.

Допускают использование в соответствии с установленными мерами безопасности эксплуатации. Обязательно учитывают нормы максимальной и минимальной нагрузки на линии электропередач, соблюдая регламент использования поверхности земли при подземных коммуникациях, а также – при установке определённого количества опор при проведении воздушных линий электропередач.

ЗУ используемые под хранилища включают в себя сооружения для складирования ядерных материалов и радиоактивных веществ, что требует их расположения в специально выделенных зонах, отдалённых от поселений и сельскохозяйственных массивов.

К этому виду участков относятся и ЗУ, использующиеся как свалки радиоактивных отходов. При их организации применяются санитарные нормы, обязывающие формирование зон отчуждения и соответствующих охранных мероприятий, во избежание распространения радиации в окружающую человека и природную среду.

Венеция, Италия

Пьедестал почета в данном перечне абсолютно заслуженно занимает самый известный в мире город без автомобилей — Венеция. Благодаря множеству каналов (около 150) и небольших островков (чуть больше 100) здесь хорошо развит общественный транспорт, но не такой, к какому привыкли мы с вами, а исключительно водный. Прославленные на весь мир гондолы, катера и водные такси — прекрасный выбор, но никаких автомобилей. Венеция небольшая по своей территории, к тому же страдает от массового наплыва туристов, поэтому страшно представить, что бы творилось на улицах города, будь здесь разрешено передвигаться на авто.

Порядок, регулирующий резервирование земель под строительство и реконструкцию объектов транспорта

Согласно статье 70.1 Земельного кодекса РФ земли, находящиеся в пользовании физических лиц, юридических лиц, муниципалитета и государства, могут быть зарезервированы под строительство или реконструкцию объектов транспорта по основаниям, которые прописаны в статье 49 Земельного кодекса России. Земли могут быть изъяты у собственников во временное пользование с компенсацией или соответствующей заменой в натуре (вместо одного участка, который подлежит резервированию, предлагают равноценный во временное пользование).

Резервирование имеет свой «срок годности». Законодательством предусмотрено, что земли могут быть временно использованы под строительство или реконструкцию не более чем на три года, а если эти земли ранее находились в собственности государства, но использовались для других целей, то на срок не более двух лет.

Кроме того, земли, которые принадлежат государству, но не использовались с какой-то целью, не были сданы в аренду или бессрочное пользование физическим и юридическим лицам для эксплуатации, могут быть зарезервированы для реконструкции или строительства транспортных объектов на срок до 20 лет.

При этом изменение правового статуса земель на время резервации не предусматривается. Порядок резервации устанавливается Правительством РФ.

Общая характеристика и особенности правового режима земель промышленности и иного специального назначения

Правовое регулирование
– глава XVI
ЗК РФ.

Основное целевое назначение этой
категории земель — служить пространственным
базисом для размещения объектов и
сооружений различного хозяйственного
и специального назначения.

Согласно ст. 97 ЗК РФ землями
промышленности, энергетики, транспорта,
связи, радиовещания, телевидения,
информатики, землями для обеспечения
космической деятельности, землями
обороны, безопасности и землями иного
специального назначенияпризнаются
земли,
которые расположены за границами
населенных пунктов и используются или
предназначены для обеспечения деятельности
организаций и (или) эксплуатации объектов
промышленности, энергетики, транспорта,
связи, радиовещания, телевидения,
информатики, объектов для обеспечения
космической деятельности, объектов
обороны и безопасности, осуществления
иных специальных задач.

Земли промышленности и иного специального
назначения подразделяются на:

1. Земли промышленности;

2. Земли энергетики;

3. Земли транспорта;

4. Земли связи, радиовещания, телевидения,
информатики;

5. Земли для обеспечения космической
деятельности;

6. Земли обороны и безопасности;

7. Земли иного специального назначения.

В состав земель промышленности и иного
специального назначения в целях
обеспечения безопасности населения
могут включаться охранные, санитарно-защитные
зоны с особыми условиями использования
земель.

1. Правовой режим земель промышленности.Он делится на 2 режима – правовой режим
земель добывающей промышленности и
правовой режим земель обрабатывающей
промышленности.

Землями промышленности признаются
земли, которые используются или
предназначены для обеспечения деятельности
организаций и (или) эксплуатации объектов
промышленности.

Правовой
режим земель обрабатывающей промышленности

Если
на земельном участке размещено
предприятие, то он всё равно будет
относиться к землям населенных пунктов.
Земли обрабатывающей промышленности
предоставляются для размещения и
эксплуатации предприятий всех
организационных форм.

Субъектами
прав на землю являются государственные,
муниципальные и частные промышленные
предприятия, а также индивидуальные
предприниматели. Частным предприятиям
данные земли предоставляются на праве
аренды или в собственность.

Правовой
режим земель добывающей промышленности

Добывающая
промышленность

— это совокупность промышленных
предприятий, которые занимаются горными
разработками, т.е. разведкой, добычей и
первичной обработкой полезных ископаемых.

Отношения
по недропользованию невозможно
осуществлять без права землепользования.

Субъектами
права недропользования являются
промышленные предприятия и ИП, имеющие
горную лицензию.

Управление
государственным фондом недр осуществляют
Правительство РФ, Министерство природных
ресурсов РФ, Ростехнадзор.

Для
промышленной добычи недра предоставляются
на срок 5, 20, 25 лет или бессрочно (для
строительства подземных сооружений).
Правовое оформление участка недр в
пользование называется горный отвод.

Главной
обязанностью недропользователей
является осуществление работ по
рекультивации земельного участка по
окончанию недропользования.

На какой транспорт распространяется действие знака?

Что означает знак «Движение запрещено» с табличкой «грузовой автомобиль»? Этот знак распространяется на ТС (транспортные средства) с массой свыше 3,5 тонны.

При этом на самом знаке может быть указана масса, например, 5, 6, 8 тонн. Если масса не указана, то по умолчанию принимается значение 3,5 тонны.

Цифры, указанные на знаки, свидетельствуют о максимально допустимой массе машины вместе с грузом.

Существует несколько ограничивающих знаков для грузовиков:

  • 3.3 – запрещающий знак для всех грузовиков;
  • 3.4 – знак, ограничивающий движение конкретных ГА.
  • 3.7 – знак, ограничивающий движение грузовика с прицепом.

Развитие подходов к портам Северо-Западного бассейна

Статус: строится

Цель проекта: освоение прогнозируемого объема перевозок грузов на подходах к портам Северо-Западного бассейна в объеме 145,6 млн. тонн к 2020 году, к 2025 г. – 179,9 млн тонн (прирост объемов перевозок грузов к 2015 году составляет 20,9 млн тонн и 55,2 млн тонн соответственно).

Сроки реализации: 2015 – 2025 гг.

Планируемый объем инвестиций: 290,4 млрд руб., в т.ч. 284,7 млрд рублей – за счет средств ОАО «РЖД», 5,7 млрд рублей – за счет средств федерального бюджета РФ.

Фактический объем инвестиций с начала реализации проекта: 69,2 млрд рублей (в 2019 г. – 14,2 млрд рублей), в т.ч. 5,7 млрд рублей – из средств федерального бюджета РФ.

Выполняемые работы:

Практически завершена реализация комплексных проектов «Организация скоростного пассажирского движения на участке Санкт-Петербург – Бусловская»: вторые пути на участке Выборг – Каменногорск и Сосново – Лосево с электрификацией (57 км), строительство станции Лосево-1 (в 2020 году будет введен новый парк станции Каменногорск).

Практически завершена реализация проекта «Строительство вторых железнодорожных путей и электрификация участка Выборг – Приморск – Ермилово»: построено 10,1 км вторых путей на участке Выборг – Матросово, тяговая подстанция Попово с внешним электроснабжением, реконструирована станция Выборг (в 2020 году будет введена в эксплуатацию после реконструкции станция Ермилово).

По проекту «Комплексная реконструкция участка Мга – Гатчина – Веймарн – Ивангород и железнодорожных подходов к портам на южном берегу Финского залива» выполнено строительство 65,2 км путей на станциях на участке Мга – Гатчина, пункт технического обслуживания локомотивов, дом отдыха локомотивных бригад, 1-4 этапы парка прибытия, сортировочной горки и сортировочного парка станции Лужская-Сортировочная, выполнена электрификация участка Гатчина – Лужская (123,1 км), введены тяговые подстанции Веймарн, Ульяновская, Владимирская. Введено в эксплуатацию 2,6 км автоблокировки на участке Лужская Сортировочная – Лужская Северная.

Проведена реконструкция станций Бабаево (введен пункт технического обслуживания локомотивов, цех экипировки), Волховстрой-1, Данилов.

В рамках проекта увеличения пропускной способности участка Дмитров – Сонково – Мга завершена реконструкция мостов на 279 км и 266 км, полуавтоматической блокировкой оборудован участок Пестово — Овинище протяженностью 80 км.

С начала строительства введено в эксплуатацию 195,2 км станционных путей, , 28,3 км вторых путей, 95 искусственных сооружений, 5 новых тяговых подстанций, 2 пункта технического обслуживания локомотивов, электрифицировано 163,1 км пути, реконструировано 230,6 км контактной сети.

В 2019 г. отсыпано 2,7 млн куб.м земляного полотна, уложено 54,6 км пути, 93 стрелочных перевода, построено 5 мостов и 28 водопропускных труб. На станции Лужская сортировочная построен механизированный пункт отцепочного ремонта вагонов, завершены 5 и 6 этапы парка прибытия (уложено 3,8 км станционных путей, 8 стрелочных переводов, смонтировано 29,9 км контактной сети). Выполнен первый этап реконструкции станции Череповец II (уложено 6,2 км вторых путей, 0,7 км станционных путей, реконструировано 6,3 км контактной сети). По программе усиления электроснабжения завершена реконструкция тяговых подстанций Череповец, Поназырево, Уйта. На участке Маленга – Обозерская Северной железной дороги выполнено усиление земляного полотна.

Достигаемый эффект: обеспечение провозных способностей к портам Северо-Западного бассейна в объеме 145,6 млн тонн к концу 2020 года.

Характеристики земель этой категории

Анализируя законодательные и нормативные акты, регулирующие отведение земель указанной категории, можно определить следующие характеристики таких участков:

  1. Участок предоставлен организациям, относящимся к железнодорожному транспорту для бесперебойного их функционирования и стабильной деятельности.
  2. Такие участки относятся к участкам федерального значения — и предоставляются они лишь одному субъекту хозяйствования — «Росссийские железные дороги» в аренду.

Все остальные учреждения, предприятия (в т.ч и государственные) получают их на праве постоянного (что означает бессрочного) использования.

И даже в таких случаях следует обратить внимание, что не всегда можно будет иметь возможность построить на таком участке индивидуальную постройку

Условия ипотечного кредитования

В каких случаях можно проехать под знак «Движение грузовым авто запрещено»?

Исключения касаются транспортных средств, которые:

  • являются собственностью государственной почтовой службы;
  • являются собственностью коммунальных служб;
  • предназначены для перевозки людей;
  • весят не больше 26 тонн, не имеют прицепа и обслуживаются в зоне действия знака 3.4;
  • перевозят людей-инвалидов первой и второй группы инвалидности;
  • находятся на балансе предприятий, расположенных в зоне действия дорожного знака.

Знак «Движение грузовых автомобилей запрещено» может действовать не только постоянно, но и временно.

Дорога – это не только место, где можно развернуться и во всей красе показать мастерство управления автомобилем. Это еще и территория повышенной опасности – ведь вы там находитесь не одни.

Проезд под запрещенный знак (иногда это бывает и вынужденно) – тоже не сулит ничего хорошего.

Можно, конечно, понадеяться, что у «стражей дорог» хватает дел и посерьезней борьбы с наглыми водителями грузовиков.

  • Что означает знак «Движение грузовым автомобилям запрещено»?
  • Зона действия
  • Какой транспорт попадает под него и есть ли исключения?
  • Какой штраф предусмотрен за проезд под знак?
  • Каким образом сотрудники ГИБДД могут доказать данное правонарушение?

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Книги и статьи

  1. Анисимов А.П. Правовой режим земель железнодорожного транспорта в составе транспортных имущественных комплексов / А.П. Анисимов // Транспортное право в условиях реформирования транспортной отрасли Российской Федерации: сб. науч. ст. по материалам Первой междунар. науч.-практ. конф. М.: ЮИ МИИТ, 2007. С. 263 — 270.
  2. Бобылев А.И. Правовое регулирование земель железнодорожного транспорта: теория и практика / А.И. Бобылев, О.В. Лукьянова, В.В. Попов: моногр. М.: Право и государство, 2003.
  3. Борзыкин М.В. К вопросу о землях железнодорожного транспорта / М.В. Борзыкин // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2001. N 4. С. 95 — 97.
  4. Васильев Ф.П. Современные особенности регламентирования деятельности Росжелдора / Ф.П. Васильев, Н.А. Духно // Транспортное право. 2010. N 4. С. 20 — 24.
  5. Воронин Б.А. Экологические аспекты сельскохозяйственной деятельности на землях железнодорожного транспорта / Б.А. Воронин // Сборник научных работ. Вып. 4. М.: МИИТ, 2001. С. 50 — 54.
  6. Галактионова Л.В. Принудительное отчуждение земель для нужд железнодорожного транспорта / Л.В. Галактионова // Российский юридический журнал. 2008. N 5. С. 210 — 214.
  7. Духно Н.А. Административное регламентирование деятельности Федерального агентства железнодорожного транспорта в сфере земельных отношений: моногр. / Н.А. Духно, В.М. Корякин. М.: ЮИ МИИТ, 2012.
  8. Духно Н.А. Земельный правопорядок и ответственность / Н.А. Духно, Г.В. Чубуков. М., 1998.
  9. Железнодорожный транспорт: проект программы ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010 — 2015 гг.)» URL: http://www.roszeldor.ru/re_niokr/niokr_uef (дата обращения: 04.09.2013).
  10. Короткова О.И. Продуманные, взвешенные и законные решения органов государственной власти по распоряжению земельными участками как необходимость для избежания судебных тяжб / О.И. Короткова // Правовые вопросы недвижимости. 2012. N 1. С. 2 — 7.
  11. Корякин В.М. Особенности аренды земельных участков в полосе отвода железных дорог / В.М. Корякин, Е.Ю. Чернобай // Право и государство: теория и практика. 2012. N 10. С. 107 — 112.
  12. Лавров В.А. О некоторых вопросах, возникающих в практике прокурорского надзора за исполнением законодательства о порядке пользования землями железнодорожного транспорта / В.А. Лавров, Ю.Е. Полянский // Проблемы социалистической законности: Респ. межведомств. науч. сб. Вып. 24. Харьков: Выща шк., 1989. С. 126 — 129.
  13. Мохова М.В. Право собственности на земли железнодорожного транспорта по проекту новой редакции Гражданского кодекса Российской Федерации / М.В. Мохова // Аграрное и земельное право. 2012. N 11. С. 18 — 23.
  14. Попов В.В. Правовой режим земель железнодорожного транспорта: дис. … канд. юрид. наук / В.В. Попов. М.: МИИТ, 2002.
  15. Севастьянова А.И. Проблемы правового обеспечения земель железнодорожного транспорта / А.И. Севастьянова // Актуальные проблемы российской правовой политики: XII науч.-практ. конф. преподавателей, студентов, аспирантов и молодых ученых: сб. докл. Таганрог: НОУ ВПО ТИУиЭ, 2011. С. 118 — 123.
  16. Солдатова Л.В. Нормотворческая деятельность субъектов Российской Федерации в области регулирования правового положения земель железнодорожного транспорта / Л.В. Солдатова // Региональное нормотворчество: аналит. бюл. Ч. 1. Саратов: СГАП, 2004. С. 134 — 138.
  17. Тарасенко О.В. Новое законодательство о режиме земель железнодорожного транспорта / О.В. Тарасенко // Экологическое право России: сб. материалов науч.-практ. конф.: учеб. пособие для вузов. Вып. 6. М.: Форгрейфер, 2009. С. 396 — 411.
  18. Труфанов С.В. Правовое регулирование использования земель железнодорожного транспорта / С.В. Труфанов // Транспортное право в условиях реформирования транспортной отрасли Российской Федерации: сб. науч. ст. по материалам Первой междунар. науч.-практ. конф. М.: ЮИ МИИТ, 2007. С. 139 — 148.
  19. Чернобай Е.Ю. К вопросу о разрешенном использовании земельных участков в полосе отвода железных дорог / Е.Ю. Чернобай // Право и государство: теория и практика. 2012. N 12. С. 113 — 116.
  20. Чернобай Е.Ю. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) в полосе отвода железных дорог / Е.Ю. Чернобай // Юрист. 2013. N 4. С. 20 — 23.
  21. Чернобай Е.Ю. Правовой режим земельных участков в полосе отвода железных дорог / Е.Ю. Чернобай // Право и государство: теория и практика. 2012. N 11. С. 133 — 138.
  22. Чубуков Г.В. Правовой режим земель железнодорожного транспорта / Г.В. Чубуков // Аграрное и земельное право. 2007. N 6. С. 81 — 85.

Понятие и состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения

Землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за чертой поселений и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее — земли промышленности и иного специального назначения).

Земли промышленности и иного специального назначения составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.

Земли промышленности и иного специального назначения в зависимости от характера специальных задач, для решения которых они используются или предназначены, подразделяются на:

  • земли промышленности;
  • земли энергетики;
  • земли транспорта;
  • земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;
  • земли для обеспечения космической деятельности;
  • земли обороны и безопасности;
  • земли иного специального назначения.

В состав земель промышленности и иного специального назначения в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно- опасных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.

Порядок использования отдельных видов земель промышленности и иного специального назначения, а также установления зон с особыми условиями использования земель данной категории определяется:

  • Правительством Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в федеральной собственности;
  • органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении указанных земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
  • органами местного самоуправления в отношении указанных земель, находящихся в муниципальной собственности.

Особенностью правового режима данной категории земель является установление различных видов зон с особыми условиями использования земель. Такие зоны устанавливаются в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации промышленных, транспортных и иных объектов. Установление зон с особыми условиями использования земель дает возможность не изымать эти земли и предоставлять земельные участки для несельскохозяйственных специальных целей, имеющие минимальные размеры.

В царской России

Идеи по созданию железных дорог в Российской империи начали появляться еще в 1820-х годах, вскоре после запуска первой линии в Англии. Выдвигались предложения построить первую железную дорогу от Санкт-Петербурга до Москвы, Твери или Рыбинска. Однако все эти проекты были встречены недоверием со стороны правительства из-за большой стоимости, а также из-за неуверенности в надежности работы железной дороги в условиях русской зимы.

Днем рождения российской железнодорожной отрасли считается начало испытаний первого русского паровоза в августе 1834 года. Он был построен механиками и изобретателями Ефимом Алексеевичем Черепановым (1774-1842) и его сыном Мироном Ефимовичем (1803-1849) для транспортировки руды на Выйском заводе в Нижнем Тагиле. Паровая машина, названная «сухопутным пароходом», могла перевозить более 200 пудов тяжестей (около 3,2 т) со скоростью 12-15 верст в час (13-17 км/ч).

Первая в России общедоступная пассажирская железная дорога, Царскосельская, была открыта в 1837 году и соединяла Санкт-Петербург с Царским Селом, паровозы для нее были заказаны в Англии.

В 1840 году было открыто движение по второй железной дороге на территории Российской империи: на деньги польских банкиров была построена линия от Варшавы до Скерневице. В 1848 году она соединилась с Краковско-Верхнесилезской железной дорогой (Австрия) и стала именоваться Варшаво-Венской железной дорогой (общая длина с австрийским участком — 799 км).

1 февраля 1842 года императором Николаем I был подписан указ о сооружении железной дороги Санкт-Петербург — Москва протяженностью 650 км. 13 ноября 1851 года состоялось ее официальное открытие. Ровно в 11 ч 15 мин. из Петербурга в Москву отправился первый пассажирский поезд, который пробыл в пути 21 ч 45 мин. Первое время между Петербургом и Москвой курсировали два пассажирских и четыре товарных поезда. При строительстве линии была выбрана ширина колеи в 1 тыс. 524 мм (5 футов) — впоследствии она стала стандартом на железных дорогах России (с 1980-х годов железные дороги в СССР были переведены на совместимую колею 1 тыс. 520 мм).

Изменение категории

  1. При необходимости проводится государственная экспертиза на предмет возможности перевода земельного участка в другую категорию.
  2. Подается ходатайство гражданином РФ, либо организацией о переводе участка. Ходатайство включает в себя:
    • номер земельного участка в кадастре;
    • право на участок (реквизиты и наименование правоустанавливающих документов);
    • причины и основания для перевода;
    • существующую категорию земель и категорию, в которую их планируется перевести.
  3. К ходатайству прилагаются следующие документы:
    • выписка из государственного кадастра со сведениями об участке земли;
    • копии документов, удостоверяющих личность заявителя;
    • выписка из единого реестра прав на недвижимое имущество о правах на участок;
    • результаты государственной экспертизы;
    • согласие на собственника на перевод.
  4. Рассмотрение ходатайства занимает примерно 1-2 месяца.По итогу рассмотрения ходатайства выносится решение об удовлетворении запроса и переводе земель из одной категории в другую, либо об отказе в переводе с объяснением его причин.
  • Скачать бланк ходатайства на перевод земли в другую категорию назначения
  • Скачать образец ходатайства на перевод земли в другую категорию назначения

Подробно о том, как перевести земли сельхозназначения, ИЖС и лесного фонда в промышленные, рассказано тут, а о том, как осуществить перевод промышленных земель в другую категорию, написано здесь.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации