Содержание
- 1 Содержание
- 2 Что такое естественные монополии
- 3 Является ли ростелеком монополистом по 44 фз. Реестр субъектов естественных монополий — не закон
- 4 Определение
- 5 Положительные и негативные аспекты деятельности естественных монополий в РФ
- 6 Откуда берутся монополии
- 7 § 2. Субъектный состав отношений
- 8 Формы искусственных монополий
- 9 Разъяснения Федеральной антимонопольной службы от 27 мая 2010 г. «По вопросу о правомерности распространения сферы применения ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 17.08.95 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» на действия субъектов естественной монополии»
- 10 Пять причин возникновения монополии
- 11 Типы интеграции
- 12 Страховой стаж для больничного листа
Содержание
Текст № 147-ФЗ состоит из 6 глав.
В первой содержатся общие положения, термины, границы действия закона — сферы, а также дано описание органов власти, которые регламентируют работу СЕМ.
Вторая глава посвящена регулированию и надзору в вышеуказанных сферах. Дополнительно там прописаны обязанности субъектов естественных монополий и стандарты, согласно которым они должны раскрывать информацию.
В третьей главе вы найдете способы образования, порядок осуществления руководства и условия для ликвидации органов, регулирующих ЕМ. Также тут содержатся их функции и полномочия, основания для применения методов регулирования и правила обмена информацией между органами и СЕМ.
Текст четвертой главы рассказывает о мерах ответственности за несоблюдение закона (штрафы) и пошагово объясняет, как они применяются. Причем нарушителями могут быть не только сами ЕМ, но и контролирующие их органы.
Пятая глава представляет собой инструкцию по принятию, исполнению и обжалованию решений федеральными органами.
Наконец, шестая глава содержит завершающие статьи 26 и 27 о формировании регулирующих органов и введении документа в действие.
Что такое естественные монополии
Естественная монополия — это предприятие, объединенное единой сбытовой организацией, на рынке, где конкуренция невозможна в силу технологических особенностей. Долгосрочные издержки достигают минимума, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком, поэтому возникновение монополии в данной отрасли отчасти обосновано.
К естественным монополиям принято относить отрасли коммунального хозяйства: тепло-, водо-, газо-, электроснабжение.
Другой пример естественной монополии в России — Российские железные дороги. Создать альтернативную систему железных дорог в стране невозможно, так что РЖД остается монополистом на рынке железнодорожных перевозок.
При этом существуют аналоги: в некоторых случаях можно пользоваться не поездом, а самолетом или автомобилем. Таким образом, компания РЖД — не монополия на рынке транспортных услуг, но монополист на рынке железнодорожных перевозок.
Российская Федеральная антимонопольная служба ведет реестр естественных монополий (по состоянию на 1 января 2019 года).
Является ли ростелеком монополистом по 44 фз. Реестр субъектов естественных монополий — не закон
Субъект естественной монополии — хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Индивидуальные предприниматели в силу прямого указания закона субъектами естественных монополий не являются.Субъекты естественной монополии могут быть созданы в форме:
АО; ГМУП
Закон определяет несколько групп субъектов естественной монополии: 1. Субъекты естественной монополии в топливно-энергетическом комплексе Например, транспортировка газа по трубопроводам (ГАЗПРОМ). Транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным нефтепроводамУслуги по передаче электрической энергии. 2.
Субъекты естественной монополии на транспорте Это железнодорожные перевозки (но в будущем сюда предполагается внедрить конкуренцию) Это предоставление услуг по использованию инфраструктуры ж\д транспорта общего пользования. 3. Субъекты естественной монополии в области связи Услуги почтовой связи.
Услуги электрической связи Деятельность данных субъектов регулируется специальными законодательными актами: Субъекты естественной монополии включаются в реестр.Реестр ведёт Федеральная служба по тарифам.Туда заносятся те субъекты, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль с целью определения и установления цен тарифов.
Доступ к реестру является открытым. В составе реестра 3 части:— Реестр по субъектам естественных монополий в ТЭК— Реестр по субъектам естественных монополий на транспорте
— Реестр по субъектам естественных монополий в области связи
Для субъектов естественных монополий установлен особый порядок их банкротства Если сфера естественной монополии сама вырождается в конкурентную среду, сдерживание этого процесса не допускается.
allstatepravo.ru
Перечень естественных монополий по 44-ФЗ
Речь пойдет о списках с названиями организаций, являющихся законными монополистами в:
- транспортных терминалах;
- морских и речных портах;
- аэропортах.
На сегодняшний день Приказом ФАС № 75/16 от 28.01.2016 утверждены три таких перечня субъектов, работу которых регулирует само ведомство.
Перечень и реестр: соотношение понятий
Реестр субъектов естественной монополии – это автоматизированная база данных, которая содержит сведения о таких компаниях, занятых в различных сферах. Сюда включают следующую информацию:
- наименование;
- адрес;
- номер телефона;
- № и дата приказа о включении в реестр;
- статистические коды;
- информацию о результатах деятельности;
- сведения о лицензии на осуществление видов деятельности, которую регулирует государство;
- данные об информационных источниках.
Обязанность по ведению массива после упразднения Федеральной службы по тарифам возложена на Федеральную антимонопольную службу (Указ Президента РФ от 21.07.2015 № 373). Она же регулирует и контролирует работу компаний, включенных в базу, с целью установления тарифов на их продукцию.
Важно отметить, что база содержит только субъекты, занятые в таких сферах как:
- топливно-энергетический комплекс;
- транспорт;
- связь;
- водоснабжение и водоотведение;
- захоронение радиоактивных отходов.
goscontract.info
Субъекты естественных монополий – реестр на 2018 год
В соответствии с технико-технологическими особенностями производства, ряд российских предприятий не может функционировать в условиях рыночной конкуренции, однако, товары, работы и услуги, предоставляемые такими организациями, являются уникальными и незаменимыми (например, природные ресурсы). В связи с этим, им необходимо пройти процедуру регистрации в качестве субъекта ЕМ. Естественные монополии в России 2018, список которых в разрезе направлений деятельности представлен на официальном сайте ФАС России, в своих действиях руководствуются 147-ФЗ от 17.08.1995.
Реестр естественных монополий 2018 года – это специализированный источник, в котором ведется учет организаций, работающих в условиях естественных монополий.
Ответственность за его формирование и функционирование возложена на Федеральную антимонопольную службу.
Основное назначение данной информационной базы – определение цен и тарифов на услуги ЕМ и контроль вопросов определения таковых цен и тарифов.
Определение
В Российской Федерации данный вопрос освещается Федеральным Законом № 147.
Определение 1
Закон дает следующую расшифровку понятия «естественная монополия»: это такая ситуация на рынке товаров и услуг в стране, при которой покрытие спроса на определенные товары на данном рынке намного выгоднее в условиях без конкуренции из-за некоторых особенностей производства таких товаров и услуг.
В таком случае за субъект естественной монополии принимают хозяйствующую единицу, которая занята в производстве таких товаров, которые производятся на данном субъекте в условиях естественной монополии. То есть субъекты – это юридические лица, которые заняты в производстве товаров и услуг при условии естественной монополии.
Законом не дается конкретных организационно-правовых форм, которые могут действовать в условиях естественных монополий.
Таким образом, такой вид монополии разрешен в стране.
Положительные и негативные аспекты деятельности естественных монополий в РФ
Положительные аспекты деятельности естественных монополий в российской экономике:
- Проявление эффекта масштаба производства, благодаря чему снижаются издержки на изготовление и выпуск единицы продукции.
- Мобилизация значительных финансов для поддержания состояния производства на необходимом уровне.
- Максимальное использование научно-технических инноваций.
- Следование общим стандартам в части производимой продукции и предоставляемых услуг.
- Замена рыночных механизмов: такая рыночная экономическая организация, внутрифирменная иерархия и система контрактных отношений, способствует сокращению потерь из-за риска и неопределенности.
Отрицательные аспекты деятельности естественных монополий в российской экономике:
- определение уровня продажных цены, искушение перекладывать большую часть издержек на конечных потребителей, которые не в состоянии обратно влиять на производителя,
- вероятность блокировки технического прогресса,
- возможность «экономии» за счет сокращения качества производимых товаров и оказываемых услуг,
- возможность для монополии стать своеобразной формой административного диктата, которая подменяет механизмы экономики.
Зачастую, у естественных монополий достоинство может становиться недостатком и наоборот. Эту форму экономической организации можно назвать одной из наиболее противоречивых, поэтому нельзя однозначно установить, что перевешивает — «плюсы» или «минусы».
Однако для общества довольно сложно жить в условиях подобной неопределенности, вызванной высокой зависимостью от естественных монополистов. Рыночные формы экономических организаций не в состоянии преодолевать или даже ослаблять негативное воздействие естественных монополистов. В этом случае рыночные механизмы ресурсного распределения становятся малоэффективными.
Разрешению существующих противоречий в обществе способствуют различные методы регулирования деятельности естественных монополий.
На данном этапе в России проблемы монополизации перестают быть чисто экономическими, и становятся все больше политическими. Однако, известно, что для экономики не должно быть, прежде всего, элементов политической принадлежности. Только в этом случае у государства есть возможность полноценной замены десятилетиями складывающихся естественных монополий элементами свободного и самоорганизующегося рынка. Окончательной целью становится такое состояние рынка, когда останутся только те предприятия, которые в состоянии обеспечить самое высокое качество продукции по относительно более низким ценам, а также быструю смену ассортимента.
Откуда берутся монополии
Первые в истории монополии создавались сверху, когда государство давало одной фирме привилегированное право торговли тем или иным товаром (например, табаком). В настоящее время государства также иногда применяют протекционистские меры — защищают своих производителей от иностранной конкуренции, и это может вести к возникновению монополий.
Монополии могут образовываться и без помощи государства: когда успешная фирма выдавливает конкурентов с рынка либо поглощает их.
В некоторых отраслях монополизации способствуют высокие издержки или законодательные барьеры, которые мешают новым фирмам войти на рынок.
Другими причинами появления монополии могут быть: технологическое лидерство; контроль над источниками сырья; эффект масштаба — снижение средних издержек с увеличением фирмы; эффект цепной реакции — распространение определенного товара усложняет пользование товарами конкурентов.
Чаще всего к возникновению монополии ведут сразу несколько причин.
§ 2. Субъектный состав отношений
на
рынках естественной монополии
1.
Субъекты естественной монополии — это
юридические лица, занятые производством
(реализацией) товаров (услуг) в условиях
естественной монополии. Главный критерий
для признания организации естественным
монополистом — это осуществление
деятельности в условиях естественной
монополии. Для этого необязательно быть
собственником «сетей» (электрических,
трубопроводных и т.п.). Закон не содержит
специальных требований относительно
организационно-правовых форм субъектов
естественных монополий. В Указе Президента
РФ от 28 февраля 1995 г. N 220 «О некоторых
мерах по государственному регулированию
естественных монополий в Российской
Федерации» прямо назывались коммерческие
и некоммерческие организации как
субъекты государственного регулирования.
Таким образом, можно предположить, что
субъектами естественных монополий
могут быть и те, и другие.
2.
Потребители — это любые юридические и
физические лица, в том числе индивидуальные
предприниматели, приобретающие товары
(услуги), производимые (реализуемые)
субъектами естественных монополий.
Понятие «потребитель» здесь
используется в широком смысле слова,
оно не совпадает с трактовкой, данной
в Законе РФ «О защите прав потребителей».
3.
Федеральные органы государственной
власти по регулированию естественных
монополий. Первоначально система этих
органов была сформирована еще в середине
90-х годов ХХ в. Так, указами Президента
РФ были образованы: Федеральная
энергетическая комиссия (ФЭК России),
в ведении которой находилось регулирование
естественных монополий в
топливно-энергетическом комплексе;
Федеральная служба по регулированию
естественных монополий в области связи
(ФСЕМС России), которая занималась
деятельностью естественных монополий,
оказывающих услуги общедоступной
электрической и почтовой связи;
Федеральная служба по регулированию
естественных монополий на транспорте
(ФСЕМТ России), ведающая соответствующими
вопросами на железнодорожном транспорте,
а также в деятельности транспортных
терминалов, портов и аэропортов.
В
дальнейшем эта структура существенно
изменилась. Вторым этапом стало
формирование всего двух государственных
органов по регулированию деятельности
естественных монополистов: ФЭК России
— в области энергетики; МАП России — в
области связи и транспорта.
Затем
Постановлением Правительства РФ от 6
ноября 2001 г. N 777 в ведение Федеральной
энергетической комиссии были переданы
вопросы транспорта. Это было обусловлено
тем, что с 2001 г. на уровне Правительства
РФ обсуждалась возможность создания
на базе ФЭК России единого тарифного
органа по регулированию естественных
монополий.
В
связи с произошедшими изменениями в
структуре федеральных органов
исполнительной власти <*> естественные
монополии регулируются следующими
государственными органами: Федеральной
службой по тарифам в части установления
контроля за ценами и Федеральной
антимонопольной службой в части контроля
за соблюдением естественными монополистами
законодательства. Принятие нормативных
актов в этой сфере отнесено к компетенции
Минэкономразвития России.
———————————
<*>
См.: Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г.
N 314 «О системе и структуре федеральных
органов исполнительной власти».
Формы искусственных монополий
- Картель (в переводе с латинского «соглашение»): обладает производственной и коммерческой самостоятельностью. Зависит от цен на услуги, объемов производимых товаров, от раздела рынка (кто, что и где продает) и определения квот (сколько продают и кто именно).
- Синдикат (в переводе с латинского «представитель»): обладает производственной самостоятельностью (собственность на средства производства). Несамостоятельность проявляется в совместном, централизованном сбыте товаров и услуг, закупке сырья. Таким образом, потеряна коммерческая самостоятельность.
- Трест (в переводе с латинского «доверие»): нет самостоятельности, но есть зависимость от совместной собственности, объединения финансов, общего управления и продажи одной и той же продукции.
- Концерн (в переводе с латинского «забота»): имеет производственную самостоятельность, однако зависим в связи с объединением фирм разных профилей, единым финансовым центром и равной политикой сбыта.
- Холдинг (в переводе с английского «удерживание»): самостоятельность в обладании контрольным пакетом акций, если речь идет о материнской компании, а не о дочерней. Зависим от головной компании, от других участников концерна, владеющих акциями и от их деятельности, способной оказывать влияние.
- Конгломерат (в переводе с латинского «собранный»): мощнейшая промышленная структура, имеющая существенную децентрализацию управления. Зависит от иных крупных предприятий в той же сфере, которые могут проникнуть, хотя при этом не имеют смежных связей с деятельностью головной структуры.
- Консорциум (в переводе с латинского «соучастие»): объединение или слияние экономически независимых организаций на добровольной основе и временно. Зависим от координации предпринимаемых действий.
Разъяснения Федеральной антимонопольной службы от 27 мая 2010 г. «По вопросу о правомерности распространения сферы применения ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 17.08.95 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» на действия субъектов естественной монополии»
11 июня 2010
В соответствии со ст. 3 Закона о естественных монополиях субъект естественной монополии — хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Понятие субъект естественной монополии не включает в себя условие включения в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль (далее — Реестр субъектов естественных монополий), и условие утверждения цен (тарифов) на оказание услуг по транспортировке газа. Основополагающим признаком субъекта естественной монополии, исходя из определения, данного в Законе о естественных монополиях, следует считать осуществление субъектом деятельности в условиях естественной монополии.
В соответствии с приказом Федеральной службы по тарифам от 26.09.2004 N 59 «Об утверждении временного положения о реестре субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» Реестр субъектов естественных монополий представляет собой базу данных, содержащую в бумажной и электронной форме информацию о хозяйствующих субъектах (юридических лицах), занятых производством (реализацией) товаров (услуг) в условиях естественной монополии в топливно-энергетическом комплексе, на транспорте, связи (наименование, юридический и почтовый адреса, банковские реквизиты, телефоны, коды, данные об объемах оказываемых услуг, выручке и т.д.).
Реестр субъектов естественных монополий носит заявительный характер и формируется на основании информации, полученной от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей, их ассоциаций и союзов, а также по заявлению самих организаций о включении их в Реестр, либо исключении их из Реестра.
В соответствии со ст. 4 Закона о естественных монополиях регулируется деятельность субъектов естественных монополий, в том числе в сфере транспортировки газа по трубопроводам.
ФАС России считает, что в случае исключения районных газораспределительных организаций (далее — районные ГРО) из Реестра субъектов естественных монополий, при совершении сделок по передаче районными ГРО в аренду основных производственных средств и нематериальных активов, необходимо получение предварительного согласия органа регулирования естественной монополии на совершение таких действий. Правовым основанием в данном случае является фактическое осуществление в условиях естественной монополии районными ГРО своей основной деятельности по эксплуатации газораспределительных сетей, транспортировке газа потребителям после исключения из Реестра субъектов естественных монополий.
В случае, если в результате сделки по передаче районными ГРО основных производственных средств и нематериальных активов, субъекты естественной монополии фактически перестают осуществлять хозяйственную деятельность в условиях естественной монополии, в ФАС России необходимо направить подтверждающие сведения о прекращении прежней деятельности по транспортировке и подаче газа потребителям (сведения об основных показателях хозяйственной деятельности районных ГРО, бухгалтерские балансы, отчеты о прибылях и убытках).
Разъяснения Федеральной антимонопольной службы от 27 мая 2010 г. «По вопросу о правомерности распространения сферы применения ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 17.08.95 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» на действия субъектов естественной монополии»
Текст разъяснений официально опубликован не был
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Пять причин возникновения монополии
Почему возникает монополия на конкурентном рынке, этот вопрос актуален для большинства людей нашей страны. Даже в обычной жизни каждый из нас так или иначе сталкивается с монополистами, например, поставщиками электроэнергии, газа, водоснабжения и т.п.
Существует пять причин возникновения монополии на рынке:
- Сам закон о конкуренции на рынке. Как бы это странно не звучало, но именно конкуренция рождает монополию. В виду того, что главная цель предприятия на рынке – это получение прибыли, каждый собственник хочет получать как можно больше прибыли. На основании этих желаний предприятие начинает изыскивать возможности увеличения капитала и производственных мощностей. Так начинаются глобальные объединения компаний, тем самым увеличивается доля рынка, компания становиться более могущественной и влиятельной, с таким возможностями предприятие может даже поглощать и других более мелких конкурентов, просто скупая их бизнес или «выдавливая» с рынка. Монополия на конкурентном рынке дает множество преимуществ: бесконтрольное регулирование цен, высокий и стабильный уровень продаж, сверхприбыль и т.д.
- Закон о концентрации каптала и производства. В законодательстве нашей страны есть закон, в котором говорится о том, что каждый производитель должен тратить часть свои денежных средств на развитие бизнеса, в частности на расширение границ производства, что, так или иначе ведет к тому, что масштабы производства увеличиваются и усовершенствоваются. Это, в свою очередь, ведет к монополистическим процессам.
- Новые образования глобального производства. Самостоятельные и правомерные слияния компаний образуют новые монополистические структуры. Законодательство России не запрещает добровольное слияние компаний, более того создание акционерных обществ – это правомерная деятельность, которая поддерживается государством. Несколько компаний на рынке со схожим товаром объединяются и создают одно большое предприятие, такой процесс называют в экономике централизацией. Централизация совместно с концентрацией капитала и являются хорошим залогом монополии.
- Процессы изменения частной собственности. Малые предприятия на рынке, безусловно, нужны и играют немаловажную роль в экономике страны. Но без формирования крупных предприятий не было бы серьезного прорыва в научной и технической сфере. Так, за последние несколько десятков лет были построены транспортные сообщения, инфраструктура многих городов, интернет, все это благодаря развитию на рынке крупных корпораций, которые способны вкладывать деньги в научно – технический прогресс.
- Влияние кризисной ситуации на рынок. Экономические кризисы в стране толкают предприятия на слияние. В кризисной обстановке мелким компаниям и даже средним достаточно сложно выживать, им либо приходится уйти с рынка, либо быть в одной команде с конкурентами и строить общую империю на совместный капитал. Кризисы толкают предприятия к возникновению монополистических структур.
Типы интеграции
Объединение отдельных монополий в союзы называется интеграцией. Различают два типа:
- горизонтальную (в рамках одной сферы — картель, синдикат, трест, холдинг, концерн);
- вертикальную. Популярность второго типа приходится на 20-ые годы прошлого века и подразумевает объединение деятельности разноотраслевых структур в рамках единой корпорации. Цель такого объединения: сократить издержки и последующую диверсификацию (рост разнообразия, включая расширение товарной линейки, овладение новыми видами производства, недопущение банкротства).
Монополистическая конкуренция — большое количество продавцов одинаковой, но не идентичной продукции.