Андрей Смирнов
Время чтения: ~14 мин.
Просмотров: 0

Земли особо охраняемых территорий и объектов

Правовая охрана атмосферного воздуха.

В
соответствии с Федеральным законом от
4 мая 1999 г. «Об охране атмосферного
воздуха» атмосферный
воздух
 –
это жизненно важный компонент окружающей
природной среды, который представляет
собой естественную смесь газов атмосферы,
находящуюся за пределами жилых,
производственных и иных помещений.

В
целях его охраны государством проводятся
следующие мероприятия:

  1. нормирование
    качества атмосферного воздуха и вредных
    физических воздействий на атмосферный
    воздух – установление гигиенических
    и экологических нормативов качества
    атмосферного воздуха и предельно
    допустимых уровней физических воздействий
    на него;

  2. установление
    нормативов выбросов и воздействий –
    технических нормативов выбросов и
    предельно допустимых выбросов;

  3. государственная
    регистрация вредных и потенциально
    опасных веществ;

  4. выдача
    разрешений на выброс вредных (загрязняющих)
    веществ и на вредное физическое
    воздействие на атмосферный воздух,
    устанавливающих предельно допустимые
    выбросы и другие условия, которые
    обеспечивают охрану атмосферного
    воздуха. За выдачу разрешений взимаются
    сборы;

  5. установление
    требований к хозяйственной и иной
    деятельности, оказывающей вредное
    воздействие на атмосферный воздух.

Виды
воздухопользования:

  1. пользование
    воздухом для жизнеобеспечения людей
    и других организмов;

  2. пользование
    воздухом для производственных нужд в
    качестве сырья;

  3. пользование
    атмосферой для выброса загрязняющих
    веществ и поглощения вредных физических
    воздействий;

  4. пользование
    атмосферой в целях искусственного
    изменения погоды, климата, предотвращения
    природных катаклизмов.

В
целях сохранения благоприятного качества
атмосферного воздуха государством
предусмотрены следующие нормативы
воздействия на атмосферный воздух:

  1. производственные
    нормативы – предельно допустимые
    выбросы (ПДВ) загрязняющих веществ;
    нормативы шумового, теплового,
    вибрационного, радиационного,
    электромагнитного и других физических
    воздействий; временно согласованные
    выбросы (лимит) загрязняющих веществ;

  2. территориальные
    нормативы – величина критических
    совокупных нагрузок на атмосферный
    воздух от различных хозяйственных и
    иных объектов с учетом трансграничного
    и межрегионального переноса загрязняющих
    веществ в пределах территориально-административного
    образования.

Наряду
с этим устанавливаются нормативы
предельно допустимых концентраций
(ПДК) различных загрязняющих веществ и
для каждой модели транспортных и иных
передвижных средств.

В
целях поддержания качества атмосферного
воздуха на безопасном для людей уровне
органами специализированного контроля
производится государственный учет
неблагоприятных воздействий на него,
а также наблюдение за состоянием
атмосферного воздуха и источников его
загрязнения.

Гос.управление
в области охраны атмосферного воздуха
основывается на следующих принципах:

  • приоритет
    охраны жизни и здоровья человека,
    настоящего и будущего поколений;

  • обеспечение
    благоприятных экологических условий
    для жизни, труда и отдыха человека;

  • недопущение
    необратимых последствий загрязнения
    атмосферного воздуха для окружающей
    среды;

  • обязательность
    государственного регулирования выбросов
    вредных (загрязняющих) веществ в
    атмосферный воздух и вредных физических
    воздействий на него;

  • гласность,
    полнота и достоверность информации о
    состоянии атмосферного воздуха, его
    загрязнении;

  • научная
    обоснованность, системность и
    комплексность подхода к охране
    атмосферного воздуха и охране окружающей
    среды в целом;

  • обязательность
    соблюдения требований законодательства
    РФ в области охраны атмосферного
    воздуха, ответственность за нарушение
    данного законодательства.

За
загрязнение окружающей природной среды
выбросами вредных (загрязняющих) веществ
в атмосферный воздух и другие виды
воздействия на него с физических и
юридических лиц взимается плата в
соответствии с законодательством РФ.

Земли особо охраняемых природных территорий

Особо охраняемые
природные территории — это участки
земли, водной поверхности и воздушного
пространства над ними, где располагаются
природные комплексы и объекты, которые
имеют особое природоохранное, научное,
культурное, эстетическое, рекреационное
и оздоровительное значение, которые
изъяты решениями органов государственной
власти полностью или частично из
хозяйственного использования и для
которых установлен режим особой охраны.
Относятся к объектам общенационального
достояния.

К землям особо
охраняемых природных территорий
относятся земли государственных
природных заповедников, в том числе
биосферных, государственных природных
заказников, памятников природы,
национальных парков, природных парков,
дендрологических парков, ботанических
садов, территорий традиционного
природопользования коренных малочисленных
народов Севера, Сибири и Дальнего Востока
Российской Федерации, а также земли
лечебно-оздоровительных местностей и
курортов (п.1 ст.95 ЗК РФ). Специфическое
место среди указанных категорий занимает
такая разновидность государственных
природных заповедников, как биосферные,
входящие в международную систему
биосферных резерватов, осуществляющую
глобальный экологический мониторинг,
и биосферные полигоны, на которых
проводятся экспериментальные работы
экологического характера. К землям
лечебно-оздоровительных местностей и
курортов относятся земли, предназначенные
прежде всего для лечения и отдыха
граждан. В состав этих земель включаются
земли, обладающие природными лечебными
ресурсами (месторождениями минеральных
вод, лечебных грязей, рапой лиманов и
озер), благоприятным климатом и иными
природными факторами и условиями,
которые используются или могут
использоваться для профилактики и
лечения заболеваний человека.

Кроме того, в
законодательстве встречается понятие
«природный комплекс, взятый под охрану
государства». Здесь речь идет о
природно-географических объектах
(ландшафтах), не имеющих статуса особо
охраняемых природных территорий, но
представляющих собой целостные однородные
участки территории, где органично
соединены природные, исторические и
культурные достопримечательности
(усадьбы, музеи-усадьбы и пр). Особое
место среди охраняемых законом природных
комплексов имеют музеи-заповедники,
т.е. обладающие специальным статусом
особо охраняемых историко-культурных
центров территории со значительной
природной составляющей.

Земли особо
охраняемых природных территорий
относятся к объектам общенационального
достояния и могут находиться в федеральной
собственности, собственности субъектов
Российской Федерации и в муниципальной
собственности. В случаях, предусмотренных
федеральными законами, допускается
включение в земли особо охраняемых
природных территорий земельных участков,
принадлежащих гражданам и юридическим
лицам на праве собственности.

На землях особо
охраняемых природных территорий
федерального значения запрещаются:

1) предоставление
садоводческих и дачных участков;

2) строительство
федеральных автомобильных дорог,
трубопроводов, линий электропередачи
и других коммуникаций, а также строительство
и эксплуатация промышленных, хозяйственных
и жилых объектов, не связанных с
функционированием особо охраняемых
природных территорий;

3) движение и стоянка
механических транспортных средств, не
связанные с функционированием особо
охраняемых природных территорий, прогон
скота вне автомобильных дорог;

4) иные виды
деятельности, запрещенные федеральными
законами

Запрещено

Существует список запрещенных направлений деятельности на охраняемых площадях земли.

  • Нельзя вести строительство землях территориях с особенным правовым статусом охраняемых. Запрещено строительство трубопроводов, дорог, линий электросети, объектов промышленного и хозяйственного назначения.
  • Запрещено вести прогон скота через участок.
  • Запрещено эксплуатировать на земле различные транспортные средства.
  • Не предоставляется охраняемая земля под дачи, садовые участки.

Разрешено только природоохранное землепользование, территория, на которой расположены уникальные природные зоны оздоровительного, научного или другого значения, не может быть засеяна сельхоз культурами или обустроена под возведение жилых комплексов.

Не проводится на площадях ООПТ разведка, разработка полезных природных ископаемых, вырубка лесных деревьев, охота и рыболовство. Чтобы сохранить ценность охраняемых участков, они выделяются специальными знаками.

Собственники участков, находящихся в пределах охраняемых земель, имеют право на льготы в оплате налогов. Такая же привилегия есть и учреждений, которые управляют территориями, например, заповедниками.

Иногда уже в национальном парке находятся участки, имеющие собственников. Нельзя вести на них деятельность, нарушающую природную ценность, не соответствующую статусу. Запрещена приватизация территорий, расположенных в заповедниках, заказниках.

Состав ООПТ

Все потенциальные и существующим собственники своих участков обязаны знать, какие земли входят в состав земель особо охраняемых природных территорий.

К районам, обладающим статусом «особо охраняемые», относятся шесть основных типов. А именно:

Области, определенные под санаторные, курортные и лечебные зоны.
Регионы проживания и природопользования малых коренных народов РФ.
Природоохранные земли, основное предназначение которых – забота и охрана природы.
Историко-культурные

Районы, имеющие особую важность для культурного наследия нашей страны.
Рекреационные. Сюда относятся территории, выделенные для туризма, занятий спортом и оздоровительного отдыха.
Заповедные природные комплексы

Сюда входят национальные парки, ботанические сады, дендрарии, государственные заказники (районы произрастания редких растений, мест обитания вымирающих животных и различные геологические мемориалы-образования). В этот список включены и биосферные резервации – заповедные области под охраной ЮНЕСКО, созданные искусственно для сохранения экологических систем и природного генофонда.

К особо охраняемым землям также могут относиться и биостанции, береговые зоны, малые заповедники, произведения садового и паркового искусства и иные природные уникальные ландшафты.

Список территорий

В перечень таких площадей входят дендрологические парки, государственные заказники, ботанические сады, памятники природы.

  • Ботанические сады, дендрологические парки – участки, созданные искусственно. На них с целью сохранения и развития выращивается огромный перечень растений.
  • Заказники, заповедники, в отличии от предыдущего вида, участки с природными условиями, сохранившимися в естественном виде. Здесь защищаются популяции фауны и флоры.
  • К памятникам природы относятся объекты, возникшие природным путем или искусственным. Они имеют значение культурное, научное, эстетическое.
  • Национальные парки – большие по площади территории, где удалось сохранить природные условия. Часто они используются в рекреационных целях.

Общее для всех площадей – запрет на ведение любой деятельности, которая направлена не на сохранение или изучение природных условий. 

Эти охраняемые территории могут быть в собственности субъектов РФ, в муниципальной или федеральной собственности. В категорию охраняемых могут быть включены даже участки в частной собственности.

Перевод земель в другую категорию

Присвоение статуса особенно охраняемых может со временем быть приостановлено из-за того, что участок земли утратил свое эстетическое или экологическое, другое значение.

Как оформить другой статус земельной площади, вывести ее из перечня охраняемых? Необходимо подтвердить тот факт, что земля больше не предоставляет особенную ценность. Для подтверждения проводится экспертиза – экологическая, государственная, другая.

Изменения в статус вносит тот орган региональной власти, который занимается земельным кадастром. Он имеет право внести изменения и узаконить их. Чтобы вывести землю из-под определения охраняемой, нужно подать целый список документов в местные органы власти. К таким документам относятся:

  • копия документа, который может подтвердить личность,
  • для физического лица выписка из ЕГРИП, для юридического – из ЕГРЮЛ,
  • выписка из реестра недвижимости,
  • согласие от первообладателя участка на изменение его статуса.

Обязательно следует иметь на руках заключение экологической экспертизы о том, что земельная площадь действительно утратила свое значение, например, оздоровительное.

Если физическое или юридическое лицо хочет выкупить земельные территории, находящиеся в категории ООПТ, хочет их приватизировать, вести на них хозяйственную деятельность, ему нужно организовать экспертизу, дождаться ее результатов.

Потом по результатам экспертизы в местные органы власти подается заявление с прилагающимися документами.

Ходатайство рассматривается, принимается акт о переводе (или об отказе в переводе). Решение фиксируется в земельном кадастре. Обычно с таким ходатайством выступают юридические лица, имеющие цель использовать землю для коммерческой деятельности.

Если физическое или юридическое лицо проводит на охраняемой территории деятельность, нарушающую правовой статус участка, его ждет наказание по статье 250 или 252 Уголовного Кодекса РФ. Эти статьи были включены с целью улучшения эффективности охраны уникальных природных площадей.

Территории особого назначения: что гласит закон

Земельный кодекс России, а именно ст. 94 дает полное определение особо охраняемых земельных территорий (ООТ)

В полный список входят районы, имеющие особо важное предназначение

В том числе:

  • научное;
  • эстетическое;
  • рекреационное;
  • оздоровительное;
  • природоохранное;
  • историко-культурное.

Все данные области выведены (полностью или частично) из хоз. оборота РФ и охраняются законом. Используются они согласно установленному правовому режиму, который регламентирует ФЗ РФ за № 33. Такие зоны могут быть определены и на основании официальных постановлений местного/регионального уполномоченного ведомства.

Как происходит изъятие особо ценных земель

По регламенту действующего российского законодательства 2020 года у частных собственников разрешается изъятие особо ценных территорий. Право на это государство получает только после официального объявления конкретной земли заповедным участком.

Если на рассматриваемом районе имеются памятники природы или объекты, такие участки могут изыматься у владельцев в пользу государства. При необходимости подключается и судебная практика.

При официальном изъятии земель, признанных заповедными участками, собственники в обязательном порядке получают компенсацию и возмещение всех понесенных убытков.

Стоит знать, что государственное изъятие территорий происходит в случае установления официального режима и статуса земель, предусматривающего данную практику. Это мера направлена на дальнейшую защиту охранных заповедных комплексов от негативного, разрушающего воздействий человека или имеющихся сооружений.

Отчуждение не производится в случае, когда рассматриваемую территорию возможно использовать независимо от ее местонахождения.

Но в таком случае происходит установление особого правового режима. Он ограничивает владельцам участков их деятельность и разрешает использовать данные земли в соответствии со списком, сформированным уполномоченными органами либо Правительством России.

Земли особо охраняемых территорий и объектов: правовой режим

Земли, отнесенные к ряду объектов и территорий особой охраны, являются структурным звеном в охране природной среды, вместе с существующими в ее пределах представителями растительного и животного мира, а также водными объектами. Правовая регулировка применения и обеспечения охраны земель и иных территорий осуществляется на условиях полного взаимодействия с общими интересами охраны всей экологической структуры.

Правовой статус земель, подпадающих под категорию особо охраняемых объектов и территорий, определяется не только земельным, но также и заповедным законодательством, вместе с федеральным законом под №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г., а также №26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных курортах и местностях» от 23.02.1995 г.

Эти земли, с учетом их видовой принадлежности и определенного статуса объекта и территории, могут относиться к государственному (субъектному или федеральному), частному и муниципальному владению.

Согласно своему статусу, ряд охраняемых территориальных видов может иметь местное, региональное или же федеральное значение, с отнесением их к соответствующему виду собственности.

Достаточно интересное действие имеет право частного владения определенной землей. К примеру, в чертах отдельных видов территорий, к которым можно отнести заказники, вполне допустимо наличие земельных участков, оформленных как частные владения.

Если же затрагивать вопрос прекращения прав на участки, отнесенные к особенно охраняемым территориям, которыми владеет муниципалитет или государство, включительно и в порядке отнесения их к частным владениям, в преимущественных случаях недопустимо.

По факту это значит, что к моменту закрепления за территорией статуса особо охраняемой, если в ее чертах значится участок, который кем-либо используется или находится в чьей-либо собственности, то он не подлежит изъятию.

Их владельцы все так же используют эти участки, однако, с некоторыми ограничениями, которые были введены при создании территории со статусом особенно охраняемой. Они имеют такое же право совершать с личными земельными участками различные сделки, куда включается также и отчуждение.

Юридическая значимость

Когда проходит специальная оценка земель и выведение их в категорию охраняемых законом государства, устанавливается их правовой статус и режим. У физических и юридических лиц больше нет возможности использовать землю в других целях.

Территории с статусом охраняемых это земельные площади с особенным значением – реакционным, научным, оздоровительным. Также значение может быть культурно-историческим и даже эстетическим.

Согласно такому порядку земли в специальную категорию значимых природных ресурсов выделяются документально подтвержденным решением федеральных государственных органов. Основная цель принятия решения – защита ценного участка от использования его в самых разных целях.

После присвоения статуса участок может использоваться только в нескольких экологических и социальных направлениях:

  • Для организации эффективной охраны природного ресурса. Может быть использован под заказник участок, под заповедник.
  • Для организации места отдыха для граждан. При этом должны соблюдаться все требования к охране экологии.
  • Для сохранности культурного наследия (исторического).
  • Для улучшения общего состояния экологии в регионе.

Как разделяются охраняемые объекты и территории в зависимости от цели использования. Выделяется несколько групп.

  1. Земельные площади с природоохраняемым значением.
  2. Участки с реакционным значением.
  3. Объекты и земли значения культурного и исторического.
  4. Территории, имеющие оздоровительную ценность. На них, как правило, размещены курорты, санатории.

Также в состав таких земельных площадей могут входить и участки к другим значением, которые, по Земельному Кодексу, требуют особенной охраны. Могут иметь значение охраняемых береговые полосы, участки микрозаповедников, некоторые территории в пределах населенных пунктов.

Объекты Всемирного наследия

Это следующие зоны:

  • леса Коми (север Уральских гор);
  • вулканы камчатского полуострова;
  • Ленские столбы (национальный парк Якутии);
  • озеро Байкал (глубочайшее озеро на планете);
  • остров Врангеля (находится в Северно-Ледовитом океане);
  • горы Алтая (горная система Центральной Азии и юга Сибири);
  • Сихотэ-Алиньский комплекс (расположен на Дальнем Востоке);
  • районы западного Кавказа (часть горной системы Большого Кавказа);
  • Даурский биосферный заповедник (природная территория Монгол-Дагуур);
  • Убсунурская котловина (природный биосферный заповедник в республике Тыва);
  • плато Путорана (горный массив на северо-западе Среднесибирского плоскогорья).

Все земли, включенные в зону всемирного наследия и охраны, включают в себя 5 национальных парков, 13 заповедников и 2 госзаказника. В России общее число территорий со статусом ООПТ составляет 12 000. Их общая площадь порядка 233 млн га. Большую часть из них (около 65%) занимают охраняемые земли регионального значения.

Земли лесного фонда

К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, — вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами, и иные).

К нелесным землям относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, и другие земли), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, и другие неудобные для использования земли).

Заключение

Таким образом, статус общенационального достояния земель подкреплен законодательно установленным ужесточенным правовым режимом пользования и обеспечения их охраны, который варьируется в зависимости от принадлежности конкретного земельного участка к той или иной разновидности вышеупомянутой категории.

Основополагающим критерием является:

  1. именно целевое назначения, которое определяет возможность пребывания таких земель в ограниченном гражданском обороте, их отчуждения и установление ряда условий для заключения таких сделок (как правило, отчуждение происходит лишь в пользу субъекта, который намерен осуществлять деятельность, прямо соответствующую целевому назначению и лишь с разрешения компетентных органов);
  2. наличие или отсутствие разрешения на осуществление хозяйственной или иной деятельности;
  3. прямо не соответствующей целевой направленности таких земель и спектр обязанностей, которые возлагаются на собственников, землепользователей, пользователей или арендаторов (например, по сохранению объектов культурного наследия).

Рекомендуем ознакомиться с другими нашими статьями о нюансах использования других категорий земель:

  • лесного фонда;
  • водного фонда;
  • населенных пунктов;
  • сельскохозяйственного назначения;
  • запаса;
  • специального назначения.

Соответствующие государственные органы исполнительной власти ответственны за осуществление контроля и надзора за соблюдением допустимого режима использования и охраны данных земель, что всячески способствует реализации того потенциала, который присущ подобного типа землям, как обладателям целого спектра специфических особенностей, обуславливающих их особую ценность государственного и социального характера.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации