Андрей Смирнов
Время чтения: ~20 мин.
Просмотров: 1

Что относится к лесным землям? раскладываем по полочкам

Что такое лесная амнистия

Земля, правовой статус которой определен положениями ЛК РФ, может быть оформлена (согласно закону № 280 от 29.07.2017) в собственность по лесной амнистии. В таком случае будут разрешены противоречия о принадлежности участка, существующие между лесным реестром и ЕГРН.

Действие этого закона распространяется на участки, данные о которых были закреплены в ЕГРН до 2020, в результате чего они числились сразу в двух реестрах. Теперь такие территории можно оформить как земли поселений со всеми идущими отсюда последствиями. Прежде всего этой возможностью могут воспользоваться дачники, огородники и садоводы, чьи владения оказались по каким-либо причинам наложены на участки лесов, что явилось препятствием для их регистрации как собственности.

Чтобы воспользоваться амнистией, заинтересованный гражданин должен обратиться в межведомственную рабочую группу при региональном комитете лесхоза, предоставив следующие бумаги:

  • заявление;
  • документы, подтверждающие его права на участок;
  • выписку из ЕГРН;
  • другую документацию в зависимости от конкретной ситуации.

Амнистия имеет ограниченный период действия. Оформить землевладение в собственность необходимо до 2023 года.

Какую информацию можно узнать из публичной кадастровой карты?

Жители Московской области смогут в режиме реального времени увидеть информацию об интересующей их земле с указанием кварталов и лесничеств. На карте появятся специальные отметки о проводимых Комитетом лесного хозяйства работах. С помощью карты пользователи также смогут осуществить общественный контроль за деятельностью лесного фонда и сообщить о незаконных действиях вандалов и «черных» лесорубов.

На карте вы найдете информацию:

  • О проводимых санитарно-оздоровительных мероприятиях
  • О площадях искусственного и естественного лесовосстановления
  • О местах нахождения неликвидной древесины и аварийных деревьев
  • О проведении ухода за лесом и молодняком
  • О расположении противопожарных лесных полос
  • О противопожарных мерах в лесу
  • О размещении лесных дорог
  • О зонах отдыха в лесу
  • Об участках, у которых появился собственник, благодаря лесной амнистии

Лес — что это: юридическое понятие

Согласно определениям лесного законодательства, лес представляет собой совокупность территории, расположенной на ней флоры (деревьев, кустарников и травянистых форм), а также существующей экологической системы. При этом законодательство затрагивает не только леса фонда, но и леса, которые находятся в составе земли иных категорий, к примеру, земли обороны, земли поселений и т.д.

Земли, расположенные в лесу, включают в себя не только покрытые растительностью участки, но и пространства, используемые для обеспечения деятельности лесных хозяйств — для воспроизведения, охраны.

Отличие юридических понятий леса и лесного фонда в том, что древесно-кустарниковая растительность, произрастающая вне земель лесного фонда также выступает объектом лесных правоотношений. Территории лесного фонда не всегда покрыты соответствующими видами растений.

О том, что представляют собой лесные земли и что к ним относится, говорится в отдельной статье.

Законодательство

Выделение земель лесного фонда закреплено в Земельном кодексе РФ. ЗК РФ не только определяет эти земли как отдельную категорию, но также содержит общие положения земельных правоотношений.

Правовой режим

Правовой режим, регулирующий деятельность лесного фонда:

  1. Являются федеральной собственностью, обладают статусом земель Федерального значения.
  2. В правовой режим включены требования к защите лесов от незаконной вырубки, пожаров.
  3. В границах лесного фонда разрешены различные виды использования земель, которые находятся в лесу:
    • заготовка древесины;
    • сбор коры, хвои;
    • использование для пастбищ;
    • охотничьи промыслы;
    • туристические походы и т.д.
  4. Для иных лиц предоставление возможно только на основании договора аренды с проведением открытого конкурса.

Подробную информацию о правовом режиме земель лесного фонда можно найти в отдельной статье.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Мониторинг текущего состояния

Мониторинг земель лесной сферы представляет собой огромный комплекс мероприятий, которые связаны с оценкой, наблюдением и прогнозом дальнейшего развития таких земель. Благодаря мониторингу получается точная и оперативная информация о состоянии лесов. Проводятся исследования следующих видов:

  1. Проверка любых ресурсов и земель, которые входят в лесной фонд.
  2. Изучается возможность возникновения пожаров в лесах.
  3. Исследования в целях применения конкретной информации для международных соглашений и специальных программ.
  4. Изучение малоосвоенных лесов.

Каждый вид исследования может проводиться отдельно или в комплексе. Если же возникает потребность провести мониторинг земель лесного хозяйства, то могут быть организованы такие виды работ:

  1. Производится наблюдение за воздействием окружающей среды на состояние земель.
  2. Составляется прогноз об изменении экологии на конкретном участке.
  3. Оценивается фактическое состояние окружающей среды из-за влияния антропологического фактора.

В результате всем заинтересованным юридическим лицам и государственным органам предоставляется достоверная и подробная информация обо всех негативных изменениях, которые происходят в окружающей среде, чтобы была возможность использовать ее для природоохранных мероприятий.

Перевод в собственность

Территории лесного фонда имеют особый статус земель Федерального значения, любые манипуляции, проводимые в отношении их, проходят тщательную проверку на всех государственных уровнях. Получение их в частную собственность возможно только при предварительном переводе их в другую целевую категорию.

Проверка собранной заинтересованным лицом документации осуществляется на уровне местной власти, на региональном уровне и на федеральном уровне.

Это значительно удлиняет сроки рассмотрения заявления, при этом шансы получить положительное решение довольно низкие.

Специфичность рассмотренной категории заключается в том, что определяющим правовой режим фактором является находящийся земельный участок в лесу. Законодательство РФ устанавливает в качестве первоочередной задачи при эксплуатации этих территорий защиту и охрану лесов.

Справочная информация

ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной

Распределение территории по категориям

Кроме того, что массивы, покрытые лесом, входят в категорию лесного фонда, они могут относиться к иным категориям и служить соответствующему целевому назначению. В том числе:

  1. Защитные лесополосы вдоль железных дорог, которые относятся к землям транспорта и входят в категорию земель промышленности и специального назначения.
  2. Лесные массивы, прилегающие к зонам населённых пунктов, или входящие в них, относятся к категории земель поселений.
  3. Лесопосадки, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения, которые входят в данную категорию.
  4. Защитные лесополосы приграничных районов, входящие в зону обороны и безопасности.
  5. Территории, переданные под организацию отдыха или под заповедники и иные мероприятия, которые вошли в категорию особо охраняемых зон рекреационного и природоохранного назначения.
  6. Запретные полосы по берегам некоторых водоёмов, относящиеся к водному фонду.

Лесные участки в составе земель иных категорий могут находиться в любой форме собственности в соответствии со ст. 15-19 ЗК РФ, если данное обстоятельство соответствует нормам законодательства. О том, как оформить земли лесного фонда в собственность, мы писали тут.

Внимание! Перевод земель лесного фонда в другую категорию допускается только Постановлением Правительства РФ.

Прецеденты для изменения категории могут быть нижеследующими:

  • передача военному ведомству для оборонных нужд;
  • расширение границ населённого пункта;
  • передача муниципальному образованию для публичных нужд.

Распределением лесных зон по категориям занимается Рослесхоз, под отчёт перед Правительственными комиссиями. Для такой процедуры необходимо обоснование причин изменения категории, с опорой на заключение государственных, экологических и независимых экспертов и комиссий.

Если вы заинтересовались такими землями, то вам может пригодиться следующая информация:

  • Особенности аренды земель лесного фонда.
  • Что можно и нельзя делать на таких участках и возможно ли на них строительство?

Земли лесного фонда могут относиться к соответствующей категории и входить в состав государственных земель. А могут распределяться по другим категориям, выполняя дополнительные функции, связанные с целевым назначением земель, в которые они были выделены. Для эффективного использования этого ресурса предусмотрен мониторинг.

Использование

Для этого заключается специальный договор, а пользователь земли получает следующие обязанности: уход за почвой (рекультивация, правильное использование, препятствие ее истощению), охрана и увеличение функциональности леса в плане защиты и воспроизведения среды леса, развитие экономики при условии повышенной экологии, охрана фауны и флоры леса.

Только при рациональном эксплуатировании лесных ресурсов и норм их пользования лес сохранит свои первичные характеристики, а возможно увеличит их. Направление этих действий заключается в воспроизведении и защите лесных земель. Но помимо обязанностей, при заключении договора в использовании леса также появляются и права.

Лесопользователь может: вырубать деревья, заниматься охотой, сбором растений, грибов и ягод, сенокосом, пчеловодством, скотоводством, растениеводством, организовывать различные туристические, спортивные и оздоровительные мероприятия и исследования в плане науки, возводить здания при получении разрешения на данную деятельность, если это будет способствовать развитию лесного промысла.

Виды

В силу особых функций природного и экономического характера для экономики страны, эти земли входят в состав:

  • Государственного земельного фонда.
  • Государственного лесного фонда.

Некоторые участки относятся и к государственному земельному, и лесному фондам. В некоторых случаях территории, покрытые лесом, не входят в лесной фонд, относясь к иным категориям земельных участков (ЗУ):

  1. земли рекреации;
  2. природоохранные зоны;
  3. защитные полосы и т.п.

В лесной фонд также входят участки, не покрытые древесной, которые называются нелесными землями.

В целом лесной фонд делится на виды.

Лесничества и лесопарки

В лесной фонд входят лесничества и лесопарки. Здесь допускаются только определённые виды работ, допускающие извлечение пользы из природных лесных ресурсов, в том числе – их санкционированная вырубка. С разрешения федеральных и муниципальных властей допускается организация зон отдыха для граждан населённого пункта. Соответственно регламенту законодательства, развивается лесная инфраструктура (ч. 6 ст. 21 ЛК РФ).

Эта категория отличается наличием древесных пород из числа лиственных и хвойных. Древесные породы занимают порядка 99% всей площади. Кроме этого здесь располагаются свободные территории, не покрытые древесной и кустарниковой растительностью, но предусматривается их насаждение и разбивка лесного массива. Или – растения погибли в результате пожара и иных стихийных бедствий, но предусматривается восстановление территории путём спасения оставшихся объектов и насаждения новых.

Их перечень следующий:

  • вырубки;
  • гари;
  • естественные и искусственные редины;
  • прогалины.

Нелесные территории

К ним относятся территории, на которых не произрастают непосредственно деревья и кустарники. В них входит расположение иных природных объектов, не входящих в лесной массив, но перемежающих его или находящихся на территории произрастания леса:

  • луга, опушки, болотистая местность;
  • пересекающие лесное пространство реки;
  • озёра и иные водные источники;
  • каменистые россыпи и дороги.

Они входят в установленную категорию, относясь к соответствующему кадастровому кварталу, откуда не могут быть произвольно изъяты. А также с учётом того, что без них лес как экосистема существовать не может, так как он состоит из сомкнувшихся и не сомкнувшихся площадей лесных культур.

Как можно использовать земли под лесами

Граждане, в пользовании которых находится относящийся к лесному фонду участок, часто интересуются, можно ли на его территории что-либо строить. Ответ на данный вопрос зависит от того, какое именно строение намерен возвести пользователь земли. Допускается строительство только объектов, которые являются частью лесной инфраструктуры (лесные склады, дороги, мосты, пожарные вышки и др.). Сооружение объектов, не относящихся к лесной инфраструктуре, требует согласования. Строения промышленного назначения возводить запрещается, так как земли лесного фонда охраняются государством.

В ст. 25 ЛК РФ определено, что использование земель лесного фонда подразумевает следующие виды деятельности:

  • заготовка древесины и живицы (смолы хвойных деревьев);
  • сбор ресурсов леса, относящихся к недревесным (древесная кора, лапик хвойных пород, береста, валежник, пни);
  • заготовка ресурсов, предназначенных для употребления в пищу (грибы, ягоды, плоды, орехи, березовый сок);
  • сбор лекарственных растений;
  • деятельность, направленная на организацию охотничьего хозяйства;
  • сельскохозяйственные работы;
  • осуществление мероприятий, направленных на проведение научных исследований и выполнение образовательных программ;
  • рекреация (создание инфраструктуры, необходимой для организации туризма и отдыха граждан, спортивных мероприятий, физкультурно-оздоровительной деятельности);
  • организация и эксплуатация лесных плантаций (это вид предпринимательской деятельности, сущность которой состоит в выращивании деревьев определенных пород);
  • искусственное культивирование произрастающих в условиях леса плодово-ягодных, декоративных и лекарственных растений;
  • выращивание сеянцев или саженцев лесных растений, используемых в качестве посадочного материала;
  • исследование находящихся под лесами недр и разработка полезных ископаемых;
  • сооружение и использование водохранилищ, портов, причалов и прочих гидротехнических сооружений;
  • создание и использование линейных объектов (к ним относятся ЛЭП, линии связи, трубопроводы, автодороги, железнодорожные пути);
  • осуществление деятельности по переработке ресурсов леса;
  • проведение мероприятий религиозного характера.

Не для всех этих видов деятельности нужно оформлять особое согласование. Так, в соответствии с п. 1 ст. 11 ЛК РФ любой гражданин может свободно собирать для личных нужд пищевые и недревесные лесные ресурсы. Однако запрещен сбор растений и грибов, которые числятся в Красной книге или включены в перечень наркотических средств.

Какие земли относятся к лесному фонду

Существует три категории территорий лесного фонда. Состав земель первой из них:

  • берега рек, других водных объектов, защищенные зоны мест обитания ценных промысловых рыб, государственные лесополосы;
  • участки, расположенные возле автомобильных и железнодорожных магистралей, находящиеся в пустынных, полупустынных, степных, лесостепных зонах;
  • природные памятники, территории национальных парков, заповедников;
  • находящиеся под санитарной охраной курортов (первой и второй зон);
  • площади для восстановления лесов;
  • территории с ценными породами деревьев, плодовых насаждений.

Вторая категория земель объединяет в себе территории лесных зон, располагающихся в местностях с высокой плотностью населения и выполняющих защитную функцию. Также к этому типу относятся древесные насаждения, которые находятся в субъектах государства, испытывающих нехватку энергетических ресурсов.

Земли третьего типа — это региональные массивы, имеющие эксплуатационное значение. Они делятся на два вида:

  1. освоенные;
  2. резервные.

Чьи это территории?

Кто является собственником? Собственником таких земель является государство, на балансе которого числятся все лесные зоны РФ. Леса находятся в федеральной собственности, о чём гласит статья 8 Лесного кодекса, но могут передаваться в ответственное управление муниципалитетам на правах постоянного бессрочного пользования. Распоряжаться землями лесов может только Правительство РФ на основании Постановлений. Ряд решений принимает Министерство Лесного хозяйства, под отчёт перед правительственными органами.

Регламент всех допустимых действий ориентируется на нормы «Лесного кодекса РФ» (ЛК РФ), принятого 04.12.06 под № 200-ФЗ и статьи 101 ЗК РФ. Все лесные зоны подлежат кадастровому учёту, процедуры отчуждения обязательно регистрируются в Росреестре и допускаются только на основании федеральных публичных слушаний, при соответствующем решении Правительства РФ с опорой на положения статьи 1 ЗК РФ.

Исключением являются лесные зоны, выступающие в качестве охранных зон железнодорожных путей, которые могут принадлежать РЖД. Пригородные зелёные зоны зачастую входят в контекст населённого пункта и относятся к землям поселений, управляясь местной администрацией.

Если леса имеют искусственный характер, то могут воспроизводиться собственниками искусственных водоёмов и дачными хозяйствами, но в ограниченном объёме, с согласия муниципалитета.

О том, что относится к лесным землям, читайте тут, а из этой статьи вы узнаете о том, каков правовой режим их использования, а также кто может стать собственником таких участков.

Категории земель

Лесными участками фонда считаются участки:

  • с вырубками, т.е. с расположением на площади леса пней;
  • с культурами леса и молодым лесом, в котором еще не осуществилось соединение крон деревьев;
  • с гарью и погибшими деревьями в результате горения и воздействия вредителей;
  • с прогалинами, без насаждений;
  • с площадью менее половины гектара;
  • с рединами — насаждениями от 3-его возрастного класса и диаметром до 0,3 м, имеющих обособленное месторасположение.

Любые леса, расположившиеся на территории РФ, принадлежат фонду. Исключения включают в себя леса, произрастающие в городах и других населенных пунктах, а также земли, которые эксплуатируются вооруженными силами, т.е. являются землями обороны. Такие земли, как правило, имеют на картах определенные обозначения, т.к. являются государственной собственностью.

Данное различие по категориям определяется тем, что в составе фондов леса находятся земли, целевое значение которых дифференцировано: для выращивания лесов, их использования и восстановления.

К нелесным территориям относятся земли, незанятые лесами и не пригодных для их выращивания. Их использование заключается в другом — осуществление лесохозяйственных нужд. Отношение нелесных земель к лесному фонду косвенное, в отличие от прямого отношения лесных. В большинстве случаев используются для прокладывания дорог и просек.

Для соответствия положения действительности дел документам, актам и инструкциям устанавливается правовое признание лесных участков, т.е. проводится определенный порядок аттестации, при котором земли фонда переводятся в земли, покрытые растительностью леса, а также наоборот.

Строительство

На землях лесного фонда допускаются строительные работы. Но построить на них частный дом нельзя. Законодательство допускает возведение следующих типов построек на лесных участках:

  • сторожки и иные строения подобного рода;
  • туристические лагеря;
  • физкультурные комплексы;
  • оздоровительные санатории.

Частные постройки допускается возводить только на землях населенных пунктов и сельскохозяйственных землях. При этом нередко застройка земель лесного фонда велась из-за нечеткого деления земель по категориям.

Перевод в земли населенных пунктов

Перевод земель лесного фонда в землю населенных пунктов может потребоваться при необходимости проведения строительных работ на землях или использования их для иных целей, не предусмотрены действующей редакцией Земельного кодекса.

Также участок земли из Лесного фонда нельзя оформить в собственность до того как он не будет исключен из лесного реестра.

Такой перевод в землю населенного пункта производится в исключительных ситуациях и данная процедура предполагает специальный порядок.

Так, согласно действующему законодательству допускается подобный перевод в следующих случаях:

  • когда такое изменение предусмотрено лесоустроительной документацией/документацией территориального планирования;
  • при изменении черты поселений;
  • в целях создания охраняемых территорий, отнесения земель к историко-культурным, природоохранным зонам;
  • при отсутствии нужд в ЗУ у лесного хозяйства;
  • при невозможности дальше использовать землю целевым образом;
  • при потребности в землях в оборонных целях и пр.

Выписаться из квартиры и прописаться в другую можно достаточно просто, нужно собрать необходимый пакет документов и обратиться в соответствующие органы.

Сколько придется ждать многодетной семье, чтобы получить заветную землю? Узнайте об этом из нашей статьи.

Мечтаете получить земельный участок для ведение фермерской деятельности? Здесь есть пошаговая инструкция, как достичь своей цели максимально быстро.

Кто может заявить о переводе земель?

Заявить о переводе земель лесного фонда в категорию земель поселений могут физические и юридические лица, органы государственного и местного самоуправления. Для этого необходимо подать в Федеральное агентство лесного хозяйства комплект документов, включающий в свой состав:

  • ходатайство от заявителя;
  • паспорт заявителя для физлица, учредительных документов для юрлиц;
  • акт выбора ЗУ лесного фонда;
  • решение местного органа федерального агентства лесного хозяйства;
  • акт натурного техобследования участка лесного фонда;
  • расчет размера потерь лесного хозяйства;
  • схема размещаемого на участке лесного фонда объекта;
  • справка из территориального органа об отсутствии на участке полезных ископаемых;
  • заключение экологической экспертизы;
  • выписка ЕГРП на недвижимость и сделок на участок лесного фонда.

Указанные документы рассматриваются в агентстве в течение 14 дней, после чего они возвращаются заявителю (при отрицательном решении).

Или же агентство готовит проект акта Правительства о переводе и предоставляет его в Министерство природных ресурсов, где он будет рассматриваться еще 15 дней.

В завершении Минприроды подготовит резолюцию о переводе земли из лесного фонда в другую категорию.

Чтобы воспользоваться нормами лесной амнистии собственнику земельного участка на спорной территории необходимо пройти следующие этапы:

  1. Подготовить межевой план ЗУ при помощи кадастровых инженеров или БТИ.
  2. Подготовить правоустанавливающие документы на участок, кадастровый паспорт; документы, по которым землепользователю предоставлялась земля.
  3. Обратиться с представленными документами в региональное отделение МФЦ или Росреестра.
  4. По результатам обращения площадь земельного участка, которая значится в лесном кадастре, будет приписана к площади участка населенного пункта. Данная услуга предоставляется бесплатно.

Таким образом, земли лесного фонда – особая категория участков, которая особо контролируется государством. С этим связаны сложности при переводе таких земель в другую категорию, которая может быть отведена под застройку. Без такого перевода на землях лесного фонда запрещено строительство частных владений.

Оформление лесного участка в собственность также невозможно: он может принадлежать только федеральным и региональным властям.

В отношении спорных земель, входящим одновременно в состав земель поселений и лесной фонд в 2017 году была объявлена амнистия. Она позволяет беспрепятственно перевести спорные территории в собственность землепользователя.

https://youtube.com/watch?v=q1c_Mi_OEPc

Особенности и классификация

Правила использования, воспроизводства и охранения земель, относящихся к лесному и водному фондам, регулируется Лесным и Водным кодексами РФ, иными нормативными законодательными актами лесного и водного законодательства, а также локальными актами местного самоуправления.

Земли лесного фонда

К землям лесного фонда принято относить территории, покрытые лесной растительностью и не относящиеся при этом к землям других категорий.

Все земли лесного фонда в РФ принадлежат государственным, региональным или муниципальным исполнительным органам власти и могут выдаваться юридическим или физическим лицам только в пользование без права продажи или покупки участков, относящихся к лесному фонду.

В лесной фонд входят:

  • Наделы, покрытые лесной растительностью;
  • Наделы, предназначенные для восстановления лесной растительности после вырубки или пожара;
  • Наделы, предназначенные для покрытия лесной растительностью в связи с государственными планами такого покрытия.

При этом вышеперечисленные наделы должны обязательно находиться на территории лесного фонда, то есть в такой фонд не входят:

  • Лесные насаждения на землях для обороны;
  • Леса в черте городских поселений;
  • Древесная растительность на сельскохозяйственных и других землях.

Граждане имеют право находиться в лесах свободно и бесплатно, а также осуществлять сбор и употребление в пищу дикорастущих ягод, грибов и других лесных ресурсов, согласно п. 1 ст. 11 Лесного кодекса РФ.

По целевому назначению земли лесного фонда подразделяются, в соответствии со ст. 10 ЛК РФ, на три категории:

  • Защитные леса;
  • Эксплуатационные леса;
  • Резервные леса.

Эксплуатационные леса используются как источник древесины различных пород как государственными, так и частными предприятиями.

Резервные леса не подлежат подобному использованию и включают в себя особо ценные насаждения или заповедные территории. Защитные леса призваны защищать от выветривания и расползания плодородные слои почвы.

Земли водного фонда

К землям водного фонда относят территории рек, озёр, прудов, и прочих водоёмов, расположенных на территории РФ с прилегающими к ним территориями.

Водные территории не делят на участки, такие территории создаются в своих естественных или искусственно созданных границах (берегов), заключающих в себе акваторию — единицу водного пространства, согласно ст. 1 Водного кодекса РФ.

В земли водного фонда входят территории:

  • Покрытые поверхностными водами;
  • Занятые гидротехническими сооружениями различного назначения;
  • Граничащие с водными объектами.

Важно знать, что земли, граничащие с водными объектами, подлежат охране как земли водного фонда, поэтому земельные наделы для дачного или индивидуального строительства, расположенные достаточно близко к берегам рек и озёр (ближе 50 метров), невозможно приобрести в собственность, разрешена только долгосрочная аренда. Основным целевым назначением земель водного фонда является обеспечение за счёт ресурсов водоёмов следующих нужд:

Основным целевым назначением земель водного фонда является обеспечение за счёт ресурсов водоёмов следующих нужд:

  • Бытовых;
  • Пищевых;
  • Промышленных;
  • Рыбохозяйственных;
  • Энергетических;
  • Транспортных.

К вышеперечисленным нуждам относятся разведение и охрана различных пород рыб, забор воды для пожарно-питьевого запаса, а также использования водных территорий для водного транспорта.

Важнейшей областью использования водных ресурсов является эксплуатация гидроэлектростанций.

Все граждане РФ, согласно п. 2 ст. 6 Водного кодекса РФ, вправе иметь свободный доступ к водным объектам и использовать их для своих нужд, не противоречащих принципам охраны природы.

Как можно оформить?

Процедура оформления права собственности происходит по определённому алгоритму, основная часть которого ориентирована на получение разрешения правительственного распоряжения о переводе участка в другую категорию. Для этого требуется:

  1. Выбрать подходящий участок лесного массива, который не может использоваться в качестве леса. Им может быть редина после вырубки, место пожарища с погибшими деревьями, болотистые земли или иные не заросшие деревьями участки.
  2. Назначить экспертизу выбранного участка, получить заключения экспертов. Целесообразно иметь не менее трёх различных актов экспертиз, в которых будет указано на то, что установленная зона не отвечает требованиям, предъявляемым к лесному массиву.
  3. Установить сумму ущерба при переводе земель в другую категорию. Эту сумму потребуется уплатить заявителю.
  4. Подать запрос в Министерство, указать подробные причины перевода земель в другую категорию (указать – какую) с опорой на акты экспертизы. Обязательно внести кадастровый адрес и иные параметры лесного участка.
  5. Приложить аналогичную заявку, адресованную Правительственным органам РФ, а также акты экспертизы, нотариально удостоверенную копию паспорта, выписку из ЕГРЮЛ и копию пакета учредительной документации (юр.лицам). Частное лицо должно предоставить лицензию и иные документы, разрешающие соответствующую деятельность.
  6. Поданная заявка рассматривается Министром, который прилагает свою резолюцию.
  7. По его усмотрению, запрос возвращается заявителю на основании мотивированной выписки, со ссылкой на источники законодательства, или передаётся в органы Правительства РФ на рассмотрение.

В заявку нужно включить специальные формулировки, придающие ей характер официального документа. Обязательна опора на факты, подтверждённые заключениями экспертов. В просительной части указывается просьба о разрешении перевода земель в другую категорию и на последующий выкуп в собственность. В целом документ составляется в свободной форме, так как для него не предусмотрено специального регламента.

Обязательно нужно включить в заявку нижеследующее:

  1. Причины невозможности использования участка по назначению: выгоревшие или иным образом испорченные деревья, подвергшаяся порче (заболоченная) почва, на которой не может произрастать древесная порода, размыв почв руслом рек и т.п.
  2. Приблизительные расчёты стоимости восстановления участка путём лесопосадки, или подтверждение невозможности его восстановления.
  3. Проект использования земель или восстановления лесопосадки заявителем, с опорой на нормы ЛК № 200-ФЗ.
  4. Перечислить все факты и основания, подтверждающие эффективность перевода участка в обозначенную категорию, с переходом в собственность.

На основании поданной заявки должен выйти законопроект о переводе земель в другую категорию.

Далее могут последовать действия, соответствующие решению, принятому правительственным органом, уполномоченным на распоряжение такими землями:

  • разрешение приступать к оформления массива в собственность;
  • только получение права аренды на освоение участка с возможностью выкупа;
  • перевод в другую категорию и необходимость приобретения ЗУ с торгов.

После того как разрешение будет получено, в бюджет государства переводится установленная сумма, а на руки получается решение Правительства РФ о переходе права собственности. Полученный правительственный акт будет выступать правоустанавливающим документом. На его основании происходит регистрация права собственности в Росреестре.

Перед регистрацией земель в Росреестре, компании нужно уплатить пошлину в размере 22 000 рублей. Физическое лицо уплачивает 2 тысячи рублей.

После получения Выписки из ЕГРН о праве собственности, можно приступать к освоению зоны в соответствии с полученным правительственным разрешением, а также с соблюдением норм экологии, природоохранных и противопожарных мер.

Если речь идёт о переводе лесов в земли поселений, то они не должны использоваться под застройку жилых кварталов, а функционировать как зелёные зоны или выделяться в земли рекреации, то есть быть доступны для отдыха граждан (о строительстве на землях лесного фонда и видах разрешенного использования читайте тут).

Перевод земель лесного фонда

Далее целесообразно рассмотреть ФЗ от 21.12.2004 N 172-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О переводе зем. участков или земель между категориями». Особенности процедуры указаны в статье 11. Так, перевод земель фонда, которые заняты защитными лесными территориями, или земельных участков, находящихся в составе таких земель, в земельные массивы иных категорий разрешен в случае:

  • Организации природных территорий, находящихся под особой охраной.
  • Изменения или установления границ той местности, где проживают люди.
  • Размещения объектов муниципального или государственного значения при условии отсутствия иных вариантов размещения данных объектов, которые возможны.
  • Формирования особых туристско-рекреационных зон экономического типа.
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации