Андрей Смирнов
Время чтения: ~21 мин.
Просмотров: 0

Запрос предложений по фз № 223: общие правила, пошаговая инструкция

Когда проводится процедура

В положении о закупках заказчик должен предусмотреть не только регламент проведения закупки, но и следующие условия:

  • требования к заказам через запрос цен;
  • порядок подготовки закупочной документации и извещения о закупке;
  • ключевые условия проведения торгов;
  • регламент подписания контракта.

Случаи когда заказчик выбирает запрос цен перед другими формами конкурентной закупки, он также прописывает в своем Положении. Обычно запрос цен применяется при сумме закупки в пределах 10 млн р. Также проведение закупки оправдано, если у заказчика есть как минимум три потенциальных исполнителя контракта.

Если заказчиком является самофинансируемая организация, муниципальное учреждение, которые проводят торги на внебюджетные средства, то также практикуется применение запроса цен.

Запрос цен не используется, если потребности в закупке вызваны:

  1. Обстоятельствами непреодолимой силы.
  2. Необходимостью срочного медицинского вмешательства.
  3. При возникновении ЧС природного или техногенного характера в целях предотвращения угрозы возникновения таких ситуаций.

В этих случаях закупка осуществляется в неконкурентном формате у единственного поставщика.

223-ФЗ: сроки размещения извещения

Способ закупки

Срок подачи заявок

Сейчас

После 01.07.2018

По общему правилу для всех госзакупокЕсли закупка проводится среди СМП

Конкурс

Не меньше 20 дн. до окончания подачи заявок.

Размещается в ЕИС не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.

Не менее чем за 7 дн., если начальная НМЦД не превышает 30 млн руб.
Не менее чем за 15 дн., если начальная НМЦД превышает 30 млн руб.

Аукцион

Не меньше 20 дн. до окончания подачи заявок.

Размещается в ЕИС не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

Не менее чем за 7 дн., если начальная НМЦД не превышает 30 млн руб.
Не менее чем за 15 дн., если начальная НМЦД превышает 30 млн руб.

Запрос котировок

Не регламентировалось.

Публикуется не менее чем за 5 рабочих дней до дня истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок.

Не менее чем за 5 раб. дн. до дня проведения такого запроса предложений.

При этом НМЦД не должна превышать 15 млн руб.

Запрос предложений

Не регламентировалось.

Публикуется не менее чем за 7 рабочих дней до дня проведения такого запроса.

Не менее чем за 4 раб. дн. до дня проведения такого запроса котировок.

При этом НМЦД не должна превышать 7 млн руб.

С 01.07.2018 в сведения о госзакупке необходимо включать следующую информацию:

  1. Выбранный заказчиком способ торгов.
  2. Полное (краткое) наименование заказчика, юридический, фактический адрес, номер телефона и электронную почту.
  3. Предмет договорных отношений и количественные характеристики объекта заказа.
  4. Адрес места поставки.
  5. Данные о НМЦК или цене лота.
  6. Порядок предоставления закупочной документации, в том числе дата и место ее предоставления, а также размер и срок внесения оплаты за предоставление ЗД, если такое условие установлено заказчиком.
  7. Сроки и место рассмотрения предложений, поступивших от потенциальных поставщиков, а также дата подведения итогов заказа.

Заказчик также имеет право вносить иную информацию в извещение, если это не противоречит его положению о закупке.

Для внесения изменений в извещение о закупке заказчик должен разместить скорректированный документ в ЕИС в течение 3 дней с момента принятия решения об изменении (ч. 11 ст. 4). Если заказ предполагает торговые процедуры, и изменения внесены позже, чем за 15 дней до момента окончания подачи заявок, то такой срок должен быть продлен таким образом, чтобы с момента размещения в ЕИС изменений до даты окончания подачи заявок было не менее 15 дней.

Когда необходимо вносить изменения в Положение о закупке

Положение о закупке выступает базовым документом заказчика, который регламентирует его деятельность. Оно должно содержать требования к проводимым закупочным мероприятиям, порядок их подготовки и проведения, правила заключения и исполнения госконтракта, прочие связанные с закупкой положения по ч. 2 ст. 2 223-ФЗ.

Для того чтобы положения о закупке соответствовали новым требованиям по 505-ФЗ от 2017 года, изменения в них должны были быть внесены и опубликованы до конца 2018 года.

Изменения, которые были внесены данным законом, достаточно масштабны. Согласно ч. 2.3 ст. 2 223-ФЗ, в типовое Положение о закупках нужно включить такие сведения:

  1. Регламенты подготовки и реализации закупочных мероприятий.
  2. Способы определения поставщика, подрядчика, исполнителя и случаи их применения.
  3. Сроки заключения контракта по результатам конкурентных закупок.

Положение о закупках с учетом изменений на 2019 год должно содержать следующие сведения:

  1. Порядок подготовки и проведения закупочных процедур, включая электронные, и условия их использования на практике.
  2. Способы заказа по 223-ФЗ.
  3. Порядок заключения и исполнения договора по результатам конкурентных процедур и договоров с единственным поставщиком.
  4. Сведения об обеспечении закупок по 223-ФЗ.

Заказчику следует дополнить свое Положение регламентацией закупок с использованием тех способов, которые именуются «конкурентными», даже если на практике он их не собирается использовать. То есть в нем должны появиться главы «Конкурс», «Аукцион», «Запрос предложения и котировок».

Заказчику необходимо будет прописать следующие сведения по конкурентным закупкам:

  1. Запрет на указание товарного знака, если не указано на возможность поставки аналога (по ч. 6.1 ст. 3 223-ФЗ).
  2. Требования о предельном размере обеспечения по заявке по ч. 27 ст. 3 223-ФЗ.
  3. Обязанности заказчика предоставить ответ на запрос от участника в течение 3 рабочих дней по ч. 2-4 ст. 3 223-ФЗ.
  4. Запрет на отказ от проведения конкурентной закупки после окончания сроков подачи заявок по ч. 5 ст. 3 223-ФЗ.
  5. Требование об обязательном использовании усиленной ЭЦП при проведении конкурентной закупки в электронном формате по ч. 5 ст. 3.3 223-ФЗ.
  6. Требование к участникам закупки передавать заявки на участие в разных файлах, а цену прописывать отдельно с помощью интерфейса ЭТП по ч. 10, 12 ст. 3.3 223-ФЗ.

Основной формой закупок по 223-ФЗ стал электронный формат.

Следовательно, заказчику предстоит написать в Положении, когда он будет прибегать к закупкам с помощью бумажной традиционной версии.

Также в разделе с конкурентными закупками нужно прописать состав информации, который включается в следующие протоколы:

  1. Этапа закупки.
  2. Предварительного квалификационного отбора.
  3. Вскрытия конвертов.
  4. Оценки, сопоставления заявок.
  5. Переторжки.
  6. Протокола закупки.
  7. Составления предложений по условиям поставки.

Если заказчик обязан проводить закупки среди субъектов малого и среднего предпринимательства по Постановлению Правительства №1352 от 2014 года, то он должен сделать отдельный раздел, который был бы им посвящен.

Согласно изменениям, все закупки с участием СМП проводятся только в электронном формате и исключительно на площадках, утвержденных Правительством. При указании регламента проведения закупок среди малого бизнеса заказчику нужно скопировать положения ст. 3.4 223-ФЗ. В разделе, которые касаются закупок у малого бизнеса, следует упомянуть о спецсчетах, которые участники закупки должны использовать для обеспечения заявок.

При подготовке положения заказчику предстоит учесть не только требования 223-ФЗ, но и 135-ФЗ «О защите конкуренции». То есть заказчик должен соблюдать принципы равноправия, справедливости и отсутствия дискриминации.

Конкурентные закупки по 223-ФЗ: законодательное регулирование

223-ФЗ содержит указание на общий порядок проведения конкурентных процедур. Заказчиком по 223-ФЗ может стать одна из следующих компаний:

  1. Госкомпании (например, Ростелеком, Росатом).
  2. Естественные монополии (например, РЖД).
  3. Предприятия коммунальной сферы.
  4. ГУП или МУП (государственные и муниципальные унитарные предприятия).
  5. Автономные учреждения.
  6. Компании, в уставном капитале которой государственная доля превышает 50%.
  7. Бюджетные организации, участвующие в закупках как поставщики.

Информация о проведении конкурентных закупок подлежит размещению в ЕИС. При этом сами закупочные мероприятия допускается провести на любой электронной площадке: сегодня их число превысило 150 (для сравнения: по 44-ФЗ закупки проводятся на 6 площадках, аккредитованных правительством).

Различают конкурентные и неконкурентные способы закупок. К конкурентным относят те, которые производятся через торги, а также без торгов. В числе закупок на торгах различают аукционы и конкурсы. Закупки без торгов — это запрос предложений, котировок и конкурентные переговоры. Неконкурентные способы закупки – это, например, закупка у единственного поставщика.

Аукционом называется конкурентный способ закупки, когда победителем становится лицо, которое предложило наиболее низкую цену договора. Целью данной закупки является снижение издержек заказчика и приобретение товара и услуги по максимально низкой цене.

Помимо начальной цены (максимальной цены контракта) по аукциону заказчикам следует определиться с шагом аукциона, а именно с денежным интервалом, с учетом которого поставщики будут изменять свое ценовое предложение. Обычно это 3-5% от цены контракта.

При конкурсе победителем признают лицо, которое предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и оценками сопоставления заявок. Способ закупки через конкурс целесообразно использовать, если заказчику важна не только цена, но и другие параметры закупки. Победителем конкурса становится лицо, которое сумело предложить наилучшие условия исполнения договора.

Различают несколько видов конкурса: обычный конкурс (когда заявки подаются в бумажных конвертах) и закупки в электронном виде на ЭТП в соответствии с регламентом. В ближайшее время все закупки планируется перевести в электронный формат, так как он отличается большей прозрачностью реализуемых торгов.

Нередко конкурс именуется в закупочной документации тендером (чтобы избежать распространения на него отдельных норм Гражданского кодекса), но суть у этих двух процедур одна.

Еще одна разновидность конкурса – многоэтапный конкурс. На первом этапе участники предоставляют свои заявки без указания цены, а также документы, которые подтверждают соответствие требованиям. К участию в следующем этапе допускаются только одобренные комиссией по закупке участники по результатам первого этапа.

Запрос предложений по своей сути аналогичен конкурсу. В ходе такой закупки побеждает лицо, заявке которого был присвоен первый номер. Это своего рода «миниконкурс», при котором оценка производится по комплексу критериев, каждому из которых присвоен свой удельный вес. Особенность запроса предложений состоит в том, что заказчик вправе отказаться от заключения договора с победителем.

При запросе котировок побеждает участник, предложивший самую низкую цену. Это наиболее простая закупочная процедура.

Конкурентные переговоры – это способ закупки без торгов, предполагающий проведение переговоров с поставщиками. Победителем признается лицо, предложившее лучшие условия исполнения контракта.

Конкурентные способы закупки могут проводиться среди неограниченного круга участников либо среди тех, кто прошел предварительный предквалификационный отбор.

Порядок проведения конкурентных закупок по 223-ФЗ регулируется статьями 3.2-3.5. Закон 223 содержит только общие требования к проведению закупок. Тогда как основные требования к закупкам прописываются в Положении о закупках, которое утверждено внутри компании-заказчика по 223-ФЗ. В этом документе заказчик указывает такие сведения, как:

  1. Способы проведения закупок, которые применяются заказчиком.
  2. Условия применения конкурентных и неконкурентных закупочных процедур.
  3. Порядок подписания контрактов, их исполнения и внесения изменений.
  4. Перечень товаров, которые закупаются выбранным способом.
  5. Правила подготовки и проведения процедуры закупки.
  6. Требования к обеспечению контракта и порядок его расчета.
  7. Прочие параметры закупки.

Отсутствие жестких рамок к проведению закупок отличает 223-ФЗ от 44-ФЗ. Последний закон четко определяет, в каких случаях заказчики должны применять тот или иной способ.

Рассмотрение заявок, переторжка и выбор победителя

Процедура оценки поступивших заявок варьируется в зависимости от способа закупки.

Рассмотрим, как происходит оценка на примере конкурса. В конкурсе побеждает лицо, которое смогло предложить наилучшие условия исполнения договора.

Вместе с комплектом документов исполнители подают заявки установленной формы одновременно с ценовым предложением и прочими характеристиками товара, услуг и выполненных работ.

Заказчики устанавливают критерии, по которым оцениваются поданные от участников заявки. Для каждого критерия заказчики устанавливают собственные параметры значимости и особенности оценки поданных заявок.

Например, для цены было установлено 40%, опыта работы – 25%, срока выполнения работ – 30%, гарантийных обязательств – 10%. В сумме значимость критериев должна составлять 100%. Победителем становится участник, набравший наибольшее количество баллов по результатам оценки.

При аукционе оценка заявок упрощена: побеждает участник, предложивший наиболее низкую цену.

В некоторых случаях в ходе закупки производится предквалификационный отбор. Обычно он необходим при специфических и высокосложных закупках (например, уникального и технически сложного оборудования). Сущность такого квалификационного отбора состоит в том, что первоначально заказчик выбирает поставщиков нужного ему товара или услуги. Затем он прописывает перечень требований к участникам (например, наличие определенного производственного оборудования, квалифицированного персонала или его численности), а также критерии отбора (это, например, аналогичный опыт выполнения подобных работ).

В предквалификационном отборе могут принять участие все желающие, затем среди участников выберут 3-6 поставщиков, которые наилучшим образом отвечают установленным требованиям. Непосредственно к закупке допустят только поставщиков, которые прошли предквалификационный отбор.

Порядок подобного отбора заказчику также необходимо прописать в Положении о закупке.

Участники направляют заявки на участие в конкурсе по требованиям конкурсной документации (согласно п. 9 ст. 3.2 223-ФЗ). Каждый участник может подать только одну заявку (по п. 9,10 ст. 3.2 223-ФЗ). Участники процедуры в электронной форме должны пройти обязательную процедуру аккредитации на площадке, на которой будут проходить торги.

По результатам проведения конкурентных процедур в обязанности заказчика входит подписание договора с победителем. Тогда как при неконкурентном способе закупки заказчик наделен правом не подписывать договор без указания на причину. Заказчик может не обосновывать закупку и НМЦК (цену контракта).

Также при описании процесса оценки поступивших заявок нельзя не рассмотреть такое понятие, как «переторжка». Это процедура, которая направлена на добровольное снижение стоимости предложенных поставщиком товаров или услуг. Таким образом, переторжка направлена на снижение издержек заказчика. Но законодательно она никак не регламентирована.

При желании проведения переторжки заказчику следует прописать в конкурсной документации, что он может предложить участникам добровольно снизить предложенные цены или улучшить условия исполнения контракта.

Переторжка может иметь гласный или тайный характер. При тайной переторжке происходит вскрытие переданных заказчику конвертов и оглашается победитель, но отдельно предложения не озвучиваются. Тогда как при гласной переторжке заказчик вправе предложить всем участникам публично объявлять о новых ценах.

Переторжка оканчивается тогда, когда всеми участниками передаются окончательные цены, и они заявляют о том, что дальше не планируют снижать цены. Цена, полученная при переторжке, является окончательным предложением для каждого участника.

Срок для заключения договора составляет не менее 10 или 20 дней с момента подписания итогового протокола. Конкурентные процедуры в электронном виде производятся по регламенту согласно ст. 3.3 223-ФЗ.

Как подать

На тендер в бумажной форме:

  1. Собранный комплект документов прошиваем, нумеруем, копии заверяем подписью уполномоченного лица и скрепляем печатью.
  2. На конверте указываем наименование и номер закупки. Конверт запечатываем.
  3. Отправляем конверт по адресу заказчика или передаем лично в руки нарочным.

На электронную закупку:

  1. Документы сканируем, загружаем при помощи функционала электронной площадки и подписываем электронной подписью руководителя или сотрудника, имеющего доверенность на такие действия.
  2. Процесс подачи документов на площадке может занять определенное время, поэтому начинать процедуру следует заблаговременно, чтобы успеть до установленного времени.

Документация

Для того чтобы провести конкурентную закупку, заказчик обязан разработать и разместить в ЕИС документацию о закупке (кроме тех случаев, когда проводится запрос котировок в электронном виде).

Стоит отметить, что закупки до 100 тыс. р. (или до 500 тыс. р. для крупных заказчиков) не подлежат размещению на ЕИС. Но данные о предстоящих закупках на небольшую сумму чаще всего размещаются на сайте заказчика.

Требования к документации содержатся в ст. 4 ФЗ-223. В частности, в ЕИС размещается извещение о закупке. В документации о конкурентной закупке по ч. 10 ст. 4 ФЗ-223 должны быть указаны:

  1. Требования к безопасности, качеству товаров, их техническим и функциональным характеристикам и пр. важные параметры, которые относятся к предмету закупки.
  2. Требования к форме, содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке.
  3. Требования к описанию участниками поставляемого товара, который является предметом закупки.
  4. Место, условия и сроки поставки товаров или выполнения работ.
  5. Сведения о цене договора (лота) или формула цены, которая устанавливает порядок расчета суммы, подлежащей к уплате заказчиком.
  6. Форма, сроки и порядок оплаты товара и услуги.
  7. Порядок формирования цены договора с учетом расходов на транспортировку, страховку, уплату налогов и пр.
  8. Порядок начала и окончания сроков подачи заявок на участие в закупке.
  9. Требования к участникам, субподрядчикам, соисполнителям и пр.
  10. Формы и порядок предоставления разъяснений о положениях закупки.
  11. Критерии для оценки и сопоставления заявок на участие в закупках.
  12. Описание предмета закупки.
  13. Иные сведения, которые определены Положением о закупке.

В извещении по проводимой конкурентной закупке, которая также размещается в ЕИС прописываются:

  1. Способы осуществления закупок.
  2. Наименование, местонахождение, контактные сведения заказчика.
  3. Предмет предполагаемого к заключению контракта: объема товара, выполняемых работ и оказываемых услуг, описание предмета закупки.
  4. Место поставки товара, выполнения работы и оказания услуги.
  5. Сведения о цене договора.
  6. Сроки, место и порядок предоставления документации о закупке, а также размер и порядок внесения платы за передачу такой документации (если такие условия утверждены заказчиком).
  7. Сроки подачи заявок на участие в закупках.
  8. Адрес площадки в сети Интернет.
  9. Иные сведения.

Протокол осуществления конкурентной закупки должен содержать такие сведения, как:

  1. Дата подписания протокола.
  2. Количество поданных на участие в конкурсе заявок.
  3. Дата и время регистрации заявок.
  4. Результаты рассмотрения заявок на участие в закупках.
  5. Результаты их оценки.
  6. Прочие сведения.

По результатам закупки составляется итоговый протокол. Итоговый протокол по результатам закупочных мероприятий содержит указание на дату подписания протокола, количество поступивших заявок, порядковые номера заявок для участия в закупках, результаты рассмотрения и оценки поступивших заявок на участие в закупке, причины признания закупки несостоявшейся и иные сведения.

Несмотря на главенствующее место Положения о закупках, порядок проведения конкурентной закупки, регламентированный заказчиком, не должен противоречить 223-ФЗ.

Так, например, 223-ФЗ четко указывает на сроки проведения конкурентной закупки: с момента публикации сведений о ней на сайте заказчика до окончания подачи заявок должно пройти как минимум 20 дней.

Срок размещения извещений для конкурса или аукциона составляет не менее 15 дней до окончания подачи заявок, запроса котировок – не менее 5 рабочих дней, запроса предложений – не менее 7 рабочих дней.

Организация имеет возможность отменить проведение конкурентной закупки до окончания срока подачи заявок. Такое решение подлежит размещению в ЕИС непосредственно в день принятия.

Согласно ч. 2 ст. 3.4 223-ФЗ, заказчик должен провести закупку исключительно в электронной форме на одной из площадок, если в ней будут участвовать субъекты малого бизнеса. По результатам закупок заключается договор на основании размещенного проекта договора (по ч. 29 ст. 3.4 223-ФЗ).

Законодательство допускает возможность внесения изменений в закупочную документацию по ч. 11 ст. 3 223-ФЗ. Так, изменения в извещение должны быть опубликованы в ЕИС в течение 3 дней после их принятия. Также заказчику следует учесть, что при внесении изменений в закупочную документацию необходимо, чтобы на участие в такой закупке оставалось не менее половины от срока подачи заявок.

Участники имеют право запрашивать разъяснения по конкурсной документации. В обязанности заказчика входит передача разъяснений по поступившим запросам в течение трех дней.

Протоколы по конкурентной закупке и прочие документы по проведенным торгам должны храниться не менее 3 лет.

Рассмотрение и оценка заявок на участие

Процедура рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок опирается на нормы ст. 78 44-ФЗ. Порядок рассмотрения поданных заявок на участие в бумажный запрос котировок опирается на следующие положения:

  1. В обозначенный день котировочная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие. При желании участники запроса котировок могут присутствовать при процедуре вскрытия конвертов на участие в закупке, и заказчик должен предоставить им данную возможность (по ч. 2 ст. 78 44-ФЗ).
  2. Перед вскрытием конвертов с заявками на участие котировочная комиссия объявляет о возможности подачи заявок другими участниками. Но если участник уже ранее подал заявку и не отозвал ее, то все его заявки на участие в запросе котировок не рассматриваются и возвращаются.
  3. Заказчик должен обеспечить процесс аудиозаписи вскрытия конвертов. В ходе рассмотрения заявок на участие в закупке побеждает участник, предложивший наиболее низкую цену. Если две и более заявок содержат одинаковые цены, то побеждает участник, сделавший предложение первым.

Основания для отклонения

Котировочная комиссия на основании п. 7 ст. 78 44-ФЗ вправе отклонить заявки на участие в запросе котировок, не соответствующие требованиям, или:

  • если предложенная цена товара, работы и услуги превысила НМЦК;
  • если участник запроса котировок не предоставил все необходимые документы и информацию (кроме закупок в рамках национального режима).

Этот перечень оснований для отклонения заявок на участие в запросе котировок является исчерпывающим, и заказчик не вправе применять иные основания.

Формирование итогового протокола

По результатам завершения процедуры закупки заказчики в обязательном порядке формируют итоговый протокол. В нем содержатся сведения следующего рода:

  • о заказчике;
  • о существенных условиях контракта;
  • об участниках, которые подали заявку на участие в запросе котировок;
  • о тех заявках, которые были отклонены заказчиком с указанием причин принятого решения;
  • указание на наиболее низкую цену товара, работы или услуги;
  • сведения о победителе запроса котировок;
  • сведения об участнике закупки, который сделал такое же предложение, что и победитель, но подал заявку позднее;
  • сведения об условиях, которые менее выгодны в порядке возрастания цены.

Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок должны подписать все члены комиссии. В тот же день он подлежит размещению в ЕИС.

Итоговый протокол нужно подготовить в двух экземплярах. Один из протоколов направляется участнику закупки, который признан победителем, в течение 2 рабочих дней.

Признание запроса котировок несостоявшимся

В протоколе делается отметка о том, что закупка признана несостоявшейся, если только одну заявку признали соответствующей требованиям из извещения о проведении запроса котировок, или на участие поступила только одна заявка.

Любой участник может направить запрос на разъяснение результатов оценки заявок. На предоставление официального ответа заказчику отводится не более 2 рабочих дней.

Этап подписания контракта

Вместе с протоколом подведения итогов заказчик направляет победителю проект контракта. В нем уже содержатся все реквизиты участника и его ценовое предложение на основании заявки.

Победитель запроса котировок должен предоставить заказчику подписанный со своей стороны контракт в сроки, которые были указаны в извещении о закупке. Вместе с подписанным контрактом участник предоставляет и выписку из Реестра ЕГРЮЛ или ЕГРИП со сроком давности не более полугода.

Подписание контракта допускается не ранее, чем через 7 дней после размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявки на участие, и не позднее 20 дней после определения победителя в протоколе.

ЗАПРОС КОТИРОВОК ИЛИ АУКЦИОН: ЧТО ВЫБРАТЬ?

О.Л. Лобанова консультант по управлению закупками Академии им. Н.П. Пастухова, г. Ярославль

     Эффективность закупочных процедур во многом зависит от выбранной процедуры. А при выборе процедуры учреждения нередко становятся перед выбором: сделать закупку поскорее или купить подешевле? При этом наиболее востребованными способами размещения заказов являются запрос котировок и открытый аукцион в электронной форме.  

Способы разные, цель одна

     Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ о размещении заказов (далее — Закон № 94-ФЗ) предусмотрены два способа выбора победителя, схожих по своей концепции, а точнее — путем определения наименьшей цены предложения. Это запрос котировок и аукцион.     Запрос котировок — способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для нужд заказчиков сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru) извещения о проведении запроса котировок, и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.     В российском законодательстве первые положения процедуры запроса котировок были регламентированы об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд (утв. Указом Президента РФ от 08.04.1997 № 305). Например:     «Заказчик вправе размещать заказы на закупки продукции для государственных нужд с применением способа запроса котировок при закупках имеющейся в наличии продукции, которая производится или предоставляется не по конкретным заявкам заказчика и для которой существует сложившийся рынок, при условии, что цена государственного контракта не превышает 2500 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда».      Если мы проведем аналогию с реалиями сегодняшнего дня, то увидим, что основополагающие требования к условиям и процедурам размещения заказа путем запроса котировок практически не изменились.     Аукцион — торги, победителем которых признается лицо, предложившее заказчику наиболее низкую цену контракта.    Какому же из этих способов отдать предпочтение?     Отметим, что в соответствии с действующим законодательством заказчиком самостоятельно принимается решение о выборе способа размещения заказа. То есть при соблюдении определенных условий, например, если размещение заказа на закупку одноименных товаров осуществляется на сумму, не превышающую 500 тыс.

Как заказчики определяют начальную (максимальную) цену

До принятия 223-ФЗ в 2011 году корпоративными заказчиками не уделялось должное внимание определению и формированию максимальной цены при проведении закупок для личных нужд. Заказчики в большинстве случаев либо просто не обосновывали цену, либо устанавливали ее на основе опыта проведения аналогичных закупок ранее

Складывалась и такая практика, что сведения о цене не включались в извещение и документацию о закупке

Заказчики в большинстве случаев либо просто не обосновывали цену, либо устанавливали ее на основе опыта проведения аналогичных закупок ранее. Складывалась и такая практика, что сведения о цене не включались в извещение и документацию о закупке.

После вступления в силу положений 223-ФЗ вопросы формирования НМЦ в ходе проведения закупок отдельными видами юрлиц нашло законодательное закрепление.

В частности, необходимость установления НМЦ в ходе проведения закупок прописана в следующих законодательных нормах ФЗ-223:

  1. В п. 5 ч. 9 ст. 4 ФЗ-223 указано, что сведения о цене необходимо прописать в цене договора.
  2. В п. 5 ч. 10 ст. 4 ФЗ-223 прописана необходимость включения ее в документацию о закупке.
  3. Согласно п. 7 ч. 10 ст. 4 ФЗ-223, заказчик должен не только прописать цену, но и порядок ее формирования (включает ли она расходы на перевозку, уплату таможенных сборов, страхование и иные платежи).

На основании анализа 223-ФЗ можно сделать вывод, что заказчики не обязаны обосновывать цену договора, а только должны ее указать в документации.

В этом состоит принципиальное отличие от 44-ФЗ, который устанавливает жесткие требования к формированию и порядку обоснования цены.

В 223-ФЗ не приводится определение НМЦ, а также никак не уточняется порядок ее расчета.

Несмотря на появление в 223-ФЗ требований об обязательном указании цены, заказчики на практике нередко их игнорируют. Такие действия можно рассматривать как нарушения и они являются основанием для привлечения к административной ответственности. По таким делам уже есть соответствующие решения ФАС и российских арбитражных судов.

В некоторых случаях антимонопольная служба просто выносила предписание об устранении нарушения об отсутствии цены в закупочной документации, в других – признавала проведенную закупку и заключенный по ее результатам договор недействительным.

Законодательство содержит указание на некоторые ситуации, при которых допускается вовсе не определять НМЦ. Так, если заказчик не смог определить максимальную цену договора, то он может подготовить проект договора «с открытыми условиями» (это допускается при любом способе закупки, кроме аукционного, который имеет целью снижение начальной цены, соответственно, должен ее содержать).

Другой способ проведения торгов без указания НМЦ на законном основании – это проведение закупки «с четким указанием ассортимента, цены за единицу продукции и максимального количества по каждой из товарных позиций с условием поставки товара». При таком варианте общая цена договора снижается пропорционально уменьшению единичных расценок.

Согласно ч. 15 ст. 4 ФЗ-223, заказчик может не размещать сведения о закупке и извещение о ней (соответственно, и НМЦ) при цене контракта в пределах 100 или 500 тыс. р. в зависимости от выручки заказчика.

Стоит отметить, что при проведении закупок юридическим лицам стоит ориентироваться не только на нормы 223-ФЗ, но и на региональные нормативно-правовые акты по данному вопросу, Гражданский кодекс и внутренние документы.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации