Содержание
- 1 Формирование протокола запроса котировок и подписание контракта
- 2 Как составить письмо
- 3 Сроки хранения документации
- 4 Примеры из практики, которые помогут поступить правильно
- 5 Запрос цен: законодательное регулирование
- 6 Пошаговая инструкция запрос котировок по 44 фз
- 7 Как подать котировку впервые
- 8 Особенности при некоторых формах закупки
- 9 Виды запросов котировок по 44-ФЗ
Формирование протокола запроса котировок и подписание контракта
По итогам обработки поступивших котировок по нормам ФЗ-44 составляется протокол. Он не имеет определенных требований к структуре, но необходимые пункты, которые содержат протоколы, прописаны в п. 8 ст. 78 44-ФЗ.
В протоколе прописываются данные заказчика, информация обо всех поступивших заявках (в т. ч. с теми, которые были отклонены с указанием причин отклонения). Протокол подписывается всеми участниками комиссии и размещается для открытого ознакомления.
Согласно п. 7 ст. 78, комиссия может отклонить заявки по следующим причинам:
- если они не соответствуют требованиям, указанным в извещении;
- если предложенная цена превышает максимальную;
- участником не предоставлены необходимые сведения;
- участник не передал необходимые документы и информацию.
Отклонение заявок по иным причинам, которые не перечислены в ФЗ-44, не допускается.
Организатор запроса котировок должен составить минимум два экземпляра протокола: один передается заказчику, второй – победителю конкурса, предложившему самую низкую цену.
По результатам торгов исполнитель обязан подписать контракт в установленные сроки, которые указаны в извещении. Срок подписания контракта через запрос котировок установлен ФЗ-44 следующим образом: не ранее, чем за семь дней с момента размещения протокола и проведения оценки поданных заявок, но не позднее 12 дней после подписания протокола.
При заключении контракта с нарушением установленных сроков исполнитель считается уклонившимся, и контракт может быть заключен с участником, который предложил такую же или большую цену.
По ч. 2 ст. 96 ФЗ-44 заказчик может требовать обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ при участии компании в запросе котировок. Оно должно быть внесено в установленные временные рамки. Обеспечение может быть внесено как реальными денежными средствами, так и банковской гарантией.
Если победитель запроса не предоставил заказчику в установленные сроки не только подписанный контракт, но и необходимые документы (например, выписку из ЕГРЮЛ, нотариально заверенный перевод документов и пр.), то он считается уклонившимся от подписания договора (по п. 11 ст. 78 ФЗ-44).
При возникновении особых обстоятельств подписание контракта может быть отложено на срок до 4 недель.
Если в результате запроса котировок была получена единственная заявка, то определение подрядчика признается несостоявшимся и контракт подписывается с единственным претендентом.
Если заявки не поступили либо все были отклонены, то срок приема котировок может быть продлен на 4 рабочих дня.
Как составить письмо
Письмо о предоставлении ценовой информации — это не оферта. Эти два понятия несут разные цели. Цель оферты — предложить заключить договор. Тот, кто направляет оферту, фиксирует все существенные условия, а тот, кто получает предложение, либо акцептует их, либо отказывается подписывать договор. Целью запроса — просьба предоставить ценовые сведения.
Письмо имеет свободную форму. Рекомендуем прописать в нем такие сведения:
- данные адресата и адресанта;
- дата, место и исходящий номер;
- тема обращения;
- обращение к адресату (с учетом правил деловой переписки);
- основные сведения;
- предложение посотрудничать;
- благодарность за ответ;
- подпись, должность, фамилию, имя и отчество составителя.
- Описание объекта закупки с должным указанием единицы измерения, количества товара (объема работы, услуги).
- Перечень сведений для определения идентичности (однородности) товара.
- Основные положения исполнения договора, требования к гарантии.
- Сроки предоставления ценовой информации.
- Извещение о том, что проведение процедуры не влечет возникновения обязательств заказчика.
Сроки хранения документации
В настоящее время сроки хранения документации государственными и муниципальными заказчиками составляет 5 лет. Документы могут храниться на бумажных или электронных носителях. При этом исчисление срока начинается с 1 января следующего за годом проведения закупки.
Например, закупка была произведена в 2015 году. Сроки ее хранения начинаются с 1 января 2016 года и завершаются 31 декабря 2020 года.
При этом заказчик в регламенте может расширить предусмотренные законом сроки хранения документации. Но эти сроки не могут быть меньше тех, которые предусмотрены 44-ФЗ.
После истечения указанного срока документы подлежат архивированию или уничтожению в зависимости от их разновидности.
Примеры из практики, которые помогут поступить правильно
Ошибки коллег-заказчиков подскажут, чего еще следует избегать при запросе котировок.
Отклонение заявки из-за недостатка сведений. Нужно внимательно посмотреть, каких именно документов и сведений не хватает. Например, если в отношении объектов введен национальный режим, в некоторых случаях к заявке необходимо прилагать сертификат СТ-1. В частности, это нужно при закупке радиоэлектронной продукции, входящей в перечень из постановления Правительства РФ от 26 сентября 2016 года № 968. Вместе с тем отсутствие такого сертификата не дает заказчику права отклонить заявку — вместо этого ее нужно рассматривать, как предложение импортного товара.
Запрос лишних данных. Составляя форму заявки, следует помнить, что вся запрашиваемая информация должны вписываться в часть 3 статьи 73 закона 44-ФЗ. Если в форме требуется что-то сверх этого, у поставщиков есть повод пожаловаться на вас. Причем даже в том случае, если дополнительная информация будет отнесена к разряду необязательной. Обычно ее помечают знаком «*» и указывают, что эти данные представляются по желанию поставщика. Конечно, это лучше, чем запросить дополнительную информацию наряду с обязательной без каких-либо оговорок, но от обращения к контролерам это может не спасти.В частности, известен случай, когда заказчик при проведении запроса котировок получил взыскание за то, что затребовал ИНН контактного лица — представителя поставщика.Вместе с тем очевидно, что если поставщик заинтересован получить контракт, он не будет жаловаться из-за таких мелочей. А, наоборот, предоставит всю информацию, которую просит заказчик, а иногда и больше.
Отклонение заявки не по форме. Обычно поставщики составляют заявку по предложенной форме. Но иногда им это неудобно и они излагают информацию по-своему. Это не запрещено! Форма заявки носит рекомендательный характер и не может быть навязана поставщику
Рассматривая заявку, нужно обращать внимание на ее суть (предоставленную информацию), а не на форму. Это подтверждается практикой ФАС и судов
Если заказчик отклонит заявку не по форме только на этом основании, несмотря на то что в ней присутствует вся необходимая информация, это будет считаться нарушением.
Отклонение заявки с нулевой ценой. Заявку участника полностью удовлетворяет требованиям запроса котировок, вот только цена указана нулевая… Ранее заказчики отклоняли такие заявки и суды их в этом поддерживали. Но в последние годы мнение арбитров поменялось. На этот счет есть определения Верховного Суда от 27.06.2017 № 133-ПЭК17 и от 09.02.2017 № 305-КГ16-15387. Вывод: отклонять заявку на основании нулевой цены нельзя. Обоснование такое: в заявке заказчик оценивает вовсе не экономическую обоснованность и возмездность сделки для поставщика, а всего лишь сравнивает цены. К тому же закон не запрещает поставщикам и исполнителям осуществлять обязательства по госконтракту безвозмездно.
Запрос цен: законодательное регулирование
Запрос цен также часто называется запросом котировок, или запросом ценовых котировок. Под запросом цен понимается конкурентная закупка, которая проводится по нормам 223-ФЗ. Ее суть состоит в том, что заказчик размещает сведения о проведении запроса цен в ЕИС и приглашает поставщиков принять участие в торгах на нужные заказчику товары и услуги.
Особенности запроса цен (ценовых котировок), как формы закупок по 223-ФЗ, состоят в следующем:
- Участником может выступать любое физическое или юридическое лицо, которое соответствует требованиям, установленным закупочной документацией. Допускается привлечение подрядчиком субподрядчиков.
- Во время оценки заявок не допускается предъявлять поставщику дополнительные требования, которые не прописаны в закупочной документации.
- Критерии оценки поступивших заявок должны быть одинаковы для всех участников.
- Заказчик вправе ограничить доступ к участию в запросе цен для исполнителей, которые находятся в Реестре недобросовестных поставщиков.
- Допускается проведение запроса цен, в котором могут принять участие субъекты малого бизнеса.
Согласно первоначальной версии 223-ФЗ, запрос цен может проводиться в двух форматах: бумажном и электронном. Если запрос цен происходит в стандартном формате, то заявка от участника передается в бумажном конверте. В конверте предоставляются все документы, приведенные в закупочном извещении.
Закупка в электронном виде предполагает передачу отсканированных документов через электронную торговую площадку, на которой происходят торги. Заказчик вправе выбрать для проведения закупки любую электронную торговую площадку, их перечень не ограничивается, как в 44-ФЗ.
При проведении закупки заказчик должен руководствоваться принципами информационной открытости, равноправия участников, целевого расходования средств, отсутствия ограничений допуска к участию в закупках.
Согласно последним правкам в 223-ФЗ, принятым в декабре 2017 года (на основании ФЗ-503), все конкурентные закупки с 1 июля 2018 года, в том числе запрос цен, проводятся исключительно в электронном формате (если иное не предусмотрено Положением о закупке).
Для того чтобы сохранить возможность проведения закупок в стандартной неэлектронной форме, заказчику следует прописать это в своем положении. Но согласно изменениям 223-ФЗ, предусмотрена только электронная версия запроса цен (котировок) и предложений.
Различают такие формы запроса цен:
- в открытой или закрытой форме;
- с переторжкой или без;
- с предварительным отбором или без него.
Проведение запроса цен происходит в соответствии со ст. 3.2. «Порядок осуществления конкурентной закупки».
223-ФЗ содержит только общие требования к такой процедуре. Тогда как более детально запрос цен регламентируется Положением о закупке, которое утверждено заказчиком. В таком Положении содержатся базовые требования к заказу, порядок подготовки закупочной документации, извещения, проведения торгов и подписания договора.
В законодательстве не прописаны условия, при которых заказчик обязан проводить закупку через запрос цен. Этот вопрос регулируется в его положении о закупке. Обычно запрос цен заказчик выбирает, если максимальная сумма заказа не более 10 млн. р., и когда у него есть минимум 3 предполагаемых исполнителя.
Нередко такая форма закупок используется самофинансируемой государственной организацией, муниципальным или бюджетным учреждением, которые проводят торги с использованием внебюджетных средств.
Пошаговая инструкция запрос котировок по 44 фз
1. Принятие и документальное оформление решения о закупке данным способом и об учреждении котировочной комиссии, определении ее состава.
При этом организатор ТП должен найти и привлечь к работе комиссии лиц с профильным образованием (касающимся непосредственно закупок).
2. Разработка извещения о проведении запроса котировок и проекта контракта
Извещение должно содержать техническое задание и форму заявки участника, составленные согласно положениям Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ, а также информировать о дате и адресе рассмотрения заявок и порядке выбора победителя. Их образцы и примеры можно без труда найти в открытых источниках. Кроме того, если ТП проводится исключительно для предприятий малого бизнеса, это необходимо указать.
В проекте контракта необходимо указать условия
- ответственности будущего победителя по взятым обязательствам;
- процедуры приемки заказчиком предмета договора, или закупки.
3. Размещение Извещения с проектом договора на официальном сайте.ru
Параллельно запрос котировок можно направить субъектам предпринимательства, способным стать поставщиками благодаря виду деятельности, отвечающему предмету закупки.
Важно: будущие возможные исполнители контракта могут подавать заявки как в электронном виде через указанный портал госзакупок, так и в бумажном виде. 4
Принятие и регистрация поданных заявок
4. Принятие и регистрация поданных заявок
Каждая котировочная заявка принимается в том случае, если
- в ней исчерпывающе приведены сведения, выписанные в статье 44 №94-ФЗ;
- из нее следует строе соответствие требованиям, прописанным в Извещении.
Владельцу и управляющему субъекта среднего или малого бизнеса, имеющего шансы на успех в запросе котировок, следует иметь в виду, что организатор ТП не вправе как отклонить котировочную заявку без законных оснований, так и напротив, рассмотреть подлежащую отклонению. То и другое – правонарушения, предусмотренные КоАП РФ. Так что шансы на победу во многом зависят именно от корректности подаваемой заявки.
Лицо, направившее заявку, может истребовать расписку о ее получении.
Заказчик обязан регистрировать заявки в специальном журнале.
5. Рассмотрение заявок
Эту миссию выполняет котировочная комиссия, которая в назначенное время в анонсированном месте вскрывает заявки в присутствии всех желающих соискателей и выбирает ту, где предлагается наименьшая цена. Если таковая указана в двух и более заявках, приоритет у поданной ранее других.
6. Составление и размещение на вышеуказанном сайте соответствующего протокола
Его также можно оформить по образцу из открытых источников Сети. Победителю ТП предоставляется копия документа и бумажный экземпляр проекта контракта.
7. Заключение контракта – в срок, прописанный в Извещении (не может выходить за рамки крайних сроков, указанных в № 94-ФЗ)
Важно: победителю не следует откладывать подписание документа, ведь неполучение контракта с подписью и печатью вовремя позволяет признать поставщика уклонившимся и отдать контракт занявшему второе место. 8
И последний шаг – направить сведения в реестр контрактов
8. И последний шаг – направить сведения в реестр контрактов
Как подать котировку впервые
В соответствии с ч. 2 ст. 77 44-ФЗ, участник имеет право выбрать, как подавать котировки. По закону это можно сделать как в бумажном виде, так и в форме электронного документа, подписанного ЭЦП. Главное условие — конфиденциальность информации.
ВАЖНО!
Хотя закон и допускает подачу в дистанционной форме, фактически воспользоваться этой возможностью нельзя. В ЕИС пока не реализован необходимый функционал. Согласно п. 2 Постановления Правительства от 23.01.2015 № 36, Кабинетом министров Федеральному казначейству было поручено обеспечить возможность направления пакета документов на участие в определении поставщика через ЕИС не позднее 01.01.2017. Затем этот срок был перенесен на 01.01.2018.
Кроме постановления, обратим внимание на законопроект № 623906-6, который предлагает убрать из ст. 77, Закона № 44-ФЗ формулировки, которые касаются подачи заявок в цифровой форме
Планируется добавить совершенно новый параграф, который и будет регламентировать проведение такой процедуры в цифровой форме для сделок на сумму не более 500 000 руб. При этом сроки и место публикации извещения и проекта контракта, внесения в них изменений останутся прежними.
Подача предложений для такой процедуры планируется через ЭТП только аккредитованными поставщиками. А заявка будет состоять из одной части и предложения новой цены, подписанных ЭЦП.
Особенности при некоторых формах закупки
Заказчики могут проводить запрос котировок за пределами РФ. В качестве субъекта закупки в данном случае будут выступать: диппредставительства, торговые представительства, официальные представительства РФ, консульства и пр.
Такая закупка будет иметь несколько отличительных черт:
- Заказчиком прописываются все те же требования, что и к участнику обычного запроса котировок, но с учетом законодательных норм иностранного государства.
- К извещению о закупке прилагают проект контракта, который составлен по нормам закона иностранного государства.
- Количество запросов котировок никак не лимитируется ни по объему, ни по сумме закупки.
- Обеспечение исполнения контракта можно не требовать, но это нужно будет обосновать.
- Заявки можно подавать, используя любые каналы связи, включая электронную форму.
- Заказчику принадлежит право на отмену запроса котировок вплоть до этапа подписания контракта.
- Независимо от формы подачи заявки все они рассматриваются в один день.
- Размещение закупок в ЕИС не требуется.
Для оказания скорой помощи и закупок жизненно необходимых товаров
Для закупки некоторых товаров, работ и услуг заказчик должен применять такие способы закупки, как аукцион и конкурс. Запрос котировок в данном случае выступает, как вспомогательная процедура.
Заказчику принадлежит право на закупку продуктов, топлива, лекарств и иных товаров без ограничения начальной максимальной цены в 500 тыс. р. через запрос котировок в следующих частных случаях:
- Судом был приостановлен или расторгнут действующий госконтракт на указанные товары.
- ФАС отменила результаты конкурса или аукциона на эти товары и разрешила заказчику провести закупку через запрос котировок. Такое решение может быть выдано заказчику в течение 10 рабочих дней с даты отмены результатов прошлой закупки.
- Заказчик отказался от контракта в одностороннем порядке из-за грубых нарушений, допущенных подрядчиком. Поставщику, с которым был расторгнут контракт, не допускается подавать заявку на проводимый запрос котировок.
Виды запросов котировок по 44-ФЗ
Запросы котировок, проводимые в рамках 44-ФЗ, бывают двух видов: “бумажные” и электронные.
Запрос котировок в бумажной форме
Заявка на участие в такой процедуре готовится и подается в бумажной форме в запечатанном конверте. Процедура проведения регламентируется статьями 72 — 82 44-ФЗ. Запрос котировок в бумажной форме будет использоваться Заказчиками до 31.12.2018 года.
Преимущества и недостатки бумажного запроса котировок
К преимуществам относятся:
- не важен опыт и срок регистрации участника (единственный критерий — цена);
- короткие сроки процедуры (4-7 рабочих дней на прием заявок, вскрытие, рассмотрение и оценка заявок осуществляются в один день);
- простота процедуры;
- обеспечение заявки отсутствует.
К недостаткам можно отнести:
- время на подготовку и отправку заявки (необходимо распечатывать и подписывать документы, запечатывать их в конверт и отправлять заявку лично, либо с помощью курьерских служб);
- территориальное ограничение (в виду того, что сроки приема заявок составляют 4-7 рабочих дней, то не всегда удается подать заявку в другом регионе);
- невысокая цена (многих участников не привлекают мелкие заказы до 500 тыс. рублей. Однако для небольших организаций и ИП это скорее преимущество, чем недостаток);
- непрозрачность процедуры (велика вероятность подтасовки конвертов с заявками при вскрытии таких конвертов комиссией);
- запросы на разъяснение положений документации 44-ФЗ не предусмотрены, т.к. отсутствует сама документация как таковая.
Запрос котировок в электронной форме
С 1 июля 2018 года Заказчики получили ПРАВО проводить запрос котировок в электронной форме (сокращенно ЗКЭФ), а начиная с 01.01.2019 года Заказчики будут ОБЯЗАНЫ проводить все закупки в электронной форме без исключения, в т.ч. и запросы котировок. Данные процедуры проводятся на “федеральных” электронных площадках, список которых утвержден Распоряжением Правительства РФ от 12 июля 2018 года № 1447-р.
В этот список вошли следующие электронные площадки:
Для того, чтобы принимать участие в электронных запросах котировок у вас должна быть в наличии квалифицированная электронная подпись и аккредитация на 8-ми “федеральных” электронных площадках.
Процедура проведения ЗКЭФ регламентируется статьями 82.1 — 82.6, 83.2 44-ФЗ.
Преимущества и недостатки электронного запроса котировок
Для ЗКЭФ справедливы все те преимущества, что были указаны выше для бумажного запроса котировок, а также можно добавить еще несколько преимуществ:
- электронная форма проведения;
- минимальное количество времени на подготовку и подачу заявки;
- прозрачность процедуры (Заказчик не знает ценовых предложений участников и не может подтасовать документы при определении победителя);
- отсутствие территориальных ограничений.
К недостаткам можно отнести:
- для участия в процедуре нужна квалифицированная электронная подпись и аккредитация на электронных площадках (учитывая тот факт, что с 01.01.2019 года абсолютно все закупки будут проводиться в электронной форме, то подпись и аккредитацию можно смело отнести к обязательным инструментам любого участника);
- высокая конкуренция (поскольку подать заявку на участие в ЗКЭФ теперь можно из любой точки РФ, велика вероятность, что число участников в данной процедуре может увеличиться).
Однако на сегодняшний момент запрос котировок в электронной форме не очень активно используется Заказчиками при проведении закупок. По состоянию на 2 сентября 2018 года на сайте ЕИС размещено всего 208 процедур, по которым можно подать заявки.
А вот запросов котировок в бумажной форме в 45 раз больше — 9400.