Андрей Смирнов
Время чтения: ~14 мин.
Просмотров: 31

Что такое запрос котировок по 44-фз, и каков порядок проведения запроса котировок?

Формирование протокола запроса котировок и подписание контракта

По итогам обработки поступивших котировок по нормам ФЗ-44 составляется протокол. Он не имеет определенных требований к структуре, но необходимые пункты, которые содержат протоколы, прописаны в п. 8 ст. 78 44-ФЗ.

В протоколе прописываются данные заказчика, информация обо всех поступивших заявках (в т. ч. с теми, которые были отклонены с указанием причин отклонения). Протокол подписывается всеми участниками комиссии и размещается для открытого ознакомления.

Согласно п. 7 ст. 78, комиссия может отклонить заявки по следующим причинам:

  • если они не соответствуют требованиям, указанным в извещении;
  • если предложенная цена превышает максимальную;
  • участником не предоставлены необходимые сведения;
  • участник не передал необходимые документы и информацию.

Отклонение заявок по иным причинам, которые не перечислены в ФЗ-44, не допускается.

Организатор запроса котировок должен составить минимум два экземпляра протокола: один передается заказчику, второй – победителю конкурса, предложившему самую низкую цену.

По результатам торгов исполнитель обязан подписать контракт в установленные сроки, которые указаны в извещении. Срок подписания контракта через запрос котировок установлен ФЗ-44 следующим образом: не ранее, чем за семь дней с момента размещения протокола и проведения оценки поданных заявок, но не позднее 12 дней после подписания протокола.

При заключении контракта с нарушением установленных сроков исполнитель считается уклонившимся, и контракт может быть заключен с участником, который предложил такую же или большую цену.

По ч. 2 ст. 96 ФЗ-44 заказчик может требовать обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ при участии компании в запросе котировок. Оно должно быть внесено в установленные временные рамки. Обеспечение может быть внесено как реальными денежными средствами, так и банковской гарантией.

Если победитель запроса не предоставил заказчику в установленные сроки не только подписанный контракт, но и необходимые документы (например, выписку из ЕГРЮЛ, нотариально заверенный перевод документов и пр.), то он считается уклонившимся от подписания договора (по п. 11 ст. 78 ФЗ-44).

При возникновении особых обстоятельств подписание контракта может быть отложено на срок до 4 недель.

Если в результате запроса котировок была получена единственная заявка, то определение подрядчика признается несостоявшимся и контракт подписывается с единственным претендентом.

Если заявки не поступили либо все были отклонены, то срок приема котировок может быть продлен на 4 рабочих дня.

Как составить письмо

Письмо о предоставлении ценовой информации — это не оферта. Эти два понятия несут разные цели. Цель оферты — предложить заключить договор. Тот, кто направляет оферту, фиксирует все существенные условия, а тот, кто получает предложение, либо акцептует их, либо отказывается подписывать договор. Целью запроса — просьба предоставить ценовые сведения.

Письмо имеет свободную форму. Рекомендуем прописать в нем такие сведения:

  • данные адресата и адресанта;
  • дата, место и исходящий номер;
  • тема обращения;
  • обращение к адресату (с учетом правил деловой переписки);
  • основные сведения;
  • предложение посотрудничать;
  • благодарность за ответ;
  • подпись, должность, фамилию, имя и отчество составителя.
  1. Описание объекта закупки с должным указанием единицы измерения, количества товара (объема работы, услуги).
  2. Перечень сведений для определения идентичности (однородности) товара.
  3. Основные положения исполнения договора, требования к гарантии.
  4. Сроки предоставления ценовой информации.
  5. Извещение о том, что проведение процедуры не влечет возникновения обязательств заказчика.

Сроки хранения документации

В настоящее время сроки хранения документации государственными и муниципальными заказчиками составляет 5 лет. Документы могут храниться на бумажных или электронных носителях. При этом исчисление срока начинается с 1 января следующего за годом проведения закупки.

Например, закупка была произведена в 2015 году. Сроки ее хранения начинаются с 1 января 2016 года и завершаются 31 декабря 2020 года.

При этом заказчик в регламенте может расширить предусмотренные законом сроки хранения документации. Но эти сроки не могут быть меньше тех, которые предусмотрены 44-ФЗ.

После истечения указанного срока документы подлежат архивированию или уничтожению в зависимости от их разновидности.

Примеры из практики, которые помогут поступить правильно

Ошибки коллег-заказчиков подскажут, чего еще следует избегать при запросе котировок.

Отклонение заявки из-за недостатка сведений. Нужно внимательно посмотреть, каких именно документов и сведений не хватает. Например, если в отношении объектов введен национальный режим, в некоторых случаях к заявке необходимо прилагать сертификат СТ-1. В частности, это нужно при закупке радиоэлектронной продукции, входящей в перечень из постановления Правительства РФ от 26 сентября 2016 года № 968. Вместе с тем отсутствие такого сертификата не дает заказчику права отклонить заявку — вместо этого ее нужно рассматривать, как предложение импортного товара.

Запрос лишних данных. Составляя форму заявки, следует помнить, что вся запрашиваемая информация должны вписываться в часть 3 статьи 73 закона 44-ФЗ. Если в форме требуется что-то сверх этого, у поставщиков есть повод пожаловаться на вас. Причем даже в том случае, если дополнительная информация будет отнесена к разряду необязательной. Обычно ее помечают знаком «*» и указывают, что эти данные представляются по желанию поставщика. Конечно, это лучше, чем запросить дополнительную информацию наряду с обязательной без каких-либо оговорок, но от обращения к контролерам это может не спасти.В частности, известен случай, когда заказчик при проведении запроса котировок получил взыскание за то, что затребовал ИНН контактного лица — представителя поставщика.Вместе с тем очевидно, что если поставщик заинтересован получить контракт, он не будет жаловаться из-за таких мелочей. А, наоборот, предоставит всю информацию, которую просит заказчик, а иногда и больше.

Отклонение заявки не по форме. Обычно поставщики составляют заявку по предложенной форме. Но иногда им это неудобно и они излагают информацию по-своему. Это не запрещено! Форма заявки носит рекомендательный характер и не может быть навязана поставщику

Рассматривая заявку, нужно обращать внимание на ее суть (предоставленную информацию), а не на форму. Это подтверждается практикой ФАС и судов

Если заказчик отклонит заявку не по форме только на этом основании, несмотря на то что в ней присутствует вся необходимая информация, это будет считаться нарушением.

Отклонение заявки с нулевой ценой. Заявку участника полностью удовлетворяет требованиям запроса котировок, вот только цена указана нулевая… Ранее заказчики отклоняли такие заявки и суды их в этом поддерживали. Но в последние годы мнение арбитров поменялось. На этот счет есть определения Верховного Суда от 27.06.2017 № 133-ПЭК17 и от 09.02.2017 № 305-КГ16-15387. Вывод: отклонять заявку на основании нулевой цены нельзя. Обоснование такое: в заявке заказчик оценивает вовсе не экономическую обоснованность и возмездность сделки для поставщика, а всего лишь сравнивает цены. К тому же закон не запрещает поставщикам и исполнителям осуществлять обязательства по госконтракту безвозмездно.

Запрос цен: законодательное регулирование

Запрос цен также часто называется запросом котировок, или запросом ценовых котировок. Под запросом цен понимается конкурентная закупка, которая проводится по нормам 223-ФЗ. Ее суть состоит в том, что заказчик размещает сведения о проведении запроса цен в ЕИС и приглашает поставщиков принять участие в торгах на  нужные заказчику товары и услуги.

Особенности запроса цен (ценовых котировок), как формы закупок по 223-ФЗ, состоят в следующем:

  1. Участником может выступать любое физическое или юридическое лицо, которое соответствует требованиям, установленным закупочной документацией. Допускается привлечение подрядчиком субподрядчиков.
  2. Во время оценки заявок не допускается предъявлять поставщику дополнительные требования, которые не прописаны в закупочной документации.
  3. Критерии оценки поступивших заявок должны быть одинаковы для всех участников.
  4. Заказчик вправе ограничить доступ к участию в запросе цен для исполнителей, которые находятся в Реестре недобросовестных поставщиков.
  5. Допускается проведение запроса цен, в котором могут принять участие субъекты малого бизнеса.

Согласно первоначальной версии 223-ФЗ, запрос цен может проводиться в двух форматах: бумажном и электронном. Если запрос цен происходит в стандартном формате, то заявка от участника передается в бумажном конверте. В конверте предоставляются все документы, приведенные в закупочном извещении.

Закупка в электронном виде предполагает передачу отсканированных документов через электронную торговую площадку, на которой происходят торги. Заказчик вправе выбрать для проведения закупки любую электронную торговую площадку, их перечень не ограничивается, как в 44-ФЗ.

При проведении закупки заказчик должен руководствоваться принципами информационной открытости, равноправия участников, целевого расходования средств, отсутствия ограничений допуска к участию в закупках.

Согласно последним правкам в 223-ФЗ, принятым в декабре 2017 года (на основании ФЗ-503), все конкурентные закупки с 1 июля 2018 года, в том числе запрос цен, проводятся исключительно в электронном формате (если иное не предусмотрено Положением о закупке).

Для того чтобы сохранить возможность проведения закупок в стандартной неэлектронной форме, заказчику следует прописать это в своем положении. Но согласно изменениям 223-ФЗ, предусмотрена только электронная версия запроса цен (котировок) и предложений.

Различают такие формы запроса цен:

  • в открытой или закрытой форме;
  • с переторжкой или без;
  • с предварительным отбором или без него.

Проведение запроса цен происходит в соответствии со ст. 3.2. «Порядок осуществления конкурентной закупки».

223-ФЗ содержит только общие требования к такой процедуре. Тогда как более детально запрос цен регламентируется Положением о закупке, которое утверждено заказчиком. В таком Положении содержатся базовые требования к заказу, порядок подготовки закупочной документации, извещения, проведения торгов и подписания договора.

В законодательстве не прописаны условия, при которых заказчик обязан проводить закупку через запрос цен. Этот вопрос регулируется в его положении о закупке. Обычно запрос цен заказчик выбирает, если максимальная сумма заказа не более 10 млн. р., и когда у него есть минимум 3 предполагаемых исполнителя.

Нередко такая форма закупок используется самофинансируемой государственной организацией, муниципальным или бюджетным учреждением, которые проводят торги с использованием внебюджетных средств.

Пошаговая инструкция запрос котировок по 44 фз

1. Принятие и документальное оформление решения о закупке данным способом и об учреждении котировочной комиссии, определении ее состава.

При этом организатор ТП должен найти и привлечь к работе комиссии лиц с профильным образованием (касающимся непосредственно закупок).

2. Разработка извещения о проведении запроса котировок и проекта контракта

Извещение должно содержать техническое задание и форму заявки участника, составленные согласно положениям Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ, а также информировать о дате и адресе рассмотрения заявок и порядке выбора победителя. Их образцы и примеры можно без труда найти в открытых источниках. Кроме того, если ТП проводится исключительно для предприятий малого бизнеса, это необходимо указать.

В проекте контракта необходимо указать условия

  • ответственности будущего победителя по взятым обязательствам;
  • процедуры приемки заказчиком предмета договора, или закупки.

3. Размещение Извещения с проектом договора на официальном сайте.ru

Параллельно запрос котировок можно направить субъектам предпринимательства, способным стать поставщиками благодаря виду деятельности, отвечающему предмету закупки.

Важно: будущие возможные исполнители контракта могут подавать заявки как в электронном виде через указанный портал госзакупок, так и в бумажном виде. 4

Принятие и регистрация поданных заявок

4. Принятие и регистрация поданных заявок

Каждая котировочная заявка принимается в том случае, если

  • в ней исчерпывающе приведены сведения, выписанные в статье 44 №94-ФЗ;
  • из нее следует строе соответствие требованиям, прописанным в Извещении.

Владельцу и управляющему субъекта среднего или малого бизнеса, имеющего шансы на успех в запросе котировок, следует иметь в виду, что организатор ТП не вправе как отклонить котировочную заявку без законных оснований, так и напротив, рассмотреть подлежащую отклонению. То и другое – правонарушения, предусмотренные КоАП РФ. Так что шансы на победу во многом зависят именно от корректности подаваемой заявки.

Лицо, направившее заявку, может истребовать расписку о ее получении.

Заказчик обязан регистрировать заявки в специальном журнале.

5. Рассмотрение заявок

Эту миссию выполняет котировочная комиссия, которая в назначенное время в анонсированном месте вскрывает заявки в присутствии всех желающих соискателей и выбирает ту, где предлагается наименьшая цена. Если таковая указана в двух и более заявках, приоритет у поданной ранее других.

6. Составление и размещение на вышеуказанном сайте соответствующего протокола

Его также можно оформить по образцу из открытых источников Сети. Победителю ТП предоставляется копия документа и бумажный экземпляр проекта контракта.

7. Заключение контракта – в срок, прописанный в Извещении (не может выходить за рамки крайних сроков, указанных в № 94-ФЗ)

Важно: победителю не следует откладывать подписание документа, ведь неполучение контракта с подписью и печатью вовремя позволяет признать поставщика уклонившимся и отдать контракт занявшему второе место. 8

И последний шаг – направить сведения в реестр контрактов

8. И последний шаг – направить сведения в реестр контрактов

Как подать котировку впервые

В соответствии с ч. 2 ст. 77 44-ФЗ, участник имеет право выбрать, как подавать котировки. По закону это можно сделать как в бумажном виде, так и в форме электронного документа, подписанного ЭЦП. Главное условие — конфиденциальность информации.

ВАЖНО!

Хотя закон и допускает подачу в дистанционной форме, фактически воспользоваться этой возможностью нельзя. В ЕИС пока не реализован необходимый функционал. Согласно п. 2 Постановления Правительства от 23.01.2015 № 36, Кабинетом министров Федеральному казначейству было поручено обеспечить возможность направления пакета документов на участие в определении поставщика через ЕИС не позднее 01.01.2017. Затем этот срок был перенесен на 01.01.2018.

Кроме постановления, обратим внимание на законопроект № 623906-6, который предлагает убрать из ст. 77, Закона № 44-ФЗ формулировки, которые касаются подачи заявок в цифровой форме

Планируется добавить совершенно новый параграф, который и будет регламентировать проведение такой процедуры в цифровой форме для сделок на сумму не более 500 000 руб. При этом сроки и место публикации извещения и проекта контракта, внесения в них изменений останутся прежними.

Подача предложений для такой процедуры планируется через ЭТП только аккредитованными поставщиками. А заявка будет состоять из одной части и предложения новой цены, подписанных ЭЦП.

Особенности при некоторых формах закупки

Заказчики могут проводить запрос котировок за пределами РФ. В качестве субъекта закупки в данном случае будут выступать: диппредставительства, торговые представительства, официальные представительства РФ, консульства и пр.

Такая закупка будет иметь несколько отличительных черт:

  1. Заказчиком прописываются все те же требования, что и к участнику обычного запроса котировок, но с учетом законодательных норм иностранного государства.
  2. К извещению о закупке прилагают проект контракта, который составлен по нормам закона иностранного государства.
  3. Количество запросов котировок никак не лимитируется ни по объему, ни по сумме закупки.
  4. Обеспечение исполнения контракта можно не требовать, но это нужно будет обосновать.
  5. Заявки можно подавать, используя любые каналы связи, включая электронную форму.
  6. Заказчику принадлежит право на отмену запроса котировок вплоть до этапа подписания контракта.
  7. Независимо от формы подачи заявки все они рассматриваются в один день.
  8. Размещение закупок в ЕИС не требуется.

Для оказания скорой помощи и закупок жизненно необходимых товаров

Для закупки некоторых товаров, работ и услуг заказчик должен применять такие способы закупки, как аукцион и конкурс.  Запрос котировок в данном случае выступает, как вспомогательная процедура.

Заказчику принадлежит право на закупку продуктов, топлива, лекарств и иных товаров без ограничения начальной максимальной цены в 500 тыс. р. через запрос котировок в следующих частных случаях:

  1. Судом был приостановлен или расторгнут действующий госконтракт на указанные товары.
  2. ФАС отменила результаты конкурса или аукциона на эти товары и разрешила заказчику провести закупку через запрос котировок. Такое решение может быть выдано заказчику в течение 10 рабочих дней с даты отмены результатов прошлой закупки.
  3. Заказчик отказался от контракта в одностороннем порядке из-за грубых нарушений, допущенных подрядчиком. Поставщику, с которым был расторгнут контракт, не допускается подавать заявку на проводимый запрос котировок.

Виды запросов котировок по 44-ФЗ

Запросы котировок, проводимые в рамках 44-ФЗ, бывают двух видов: “бумажные” и электронные.

Запрос котировок в бумажной форме

Заявка на участие в такой процедуре готовится и подается в бумажной форме в запечатанном конверте. Процедура проведения регламентируется статьями 72 — 82 44-ФЗ. Запрос котировок в бумажной форме будет использоваться Заказчиками до 31.12.2018 года.

Преимущества и недостатки бумажного запроса котировок

К преимуществам относятся:

  • не важен опыт и срок регистрации участника (единственный критерий — цена);
  • короткие сроки процедуры (4-7 рабочих дней на прием заявок, вскрытие, рассмотрение и оценка заявок осуществляются в один день);
  • простота процедуры;
  • обеспечение заявки отсутствует.

К недостаткам можно отнести:

  • время на подготовку и отправку заявки (необходимо распечатывать и подписывать документы, запечатывать их в конверт и отправлять заявку лично, либо с помощью курьерских служб);
  • территориальное ограничение (в виду того, что сроки приема заявок составляют 4-7 рабочих дней, то не всегда удается подать заявку в другом регионе);
  • невысокая цена (многих участников не привлекают мелкие заказы до 500 тыс. рублей. Однако для небольших организаций и ИП это скорее преимущество, чем недостаток);
  • непрозрачность процедуры (велика вероятность подтасовки конвертов с заявками при вскрытии таких конвертов комиссией);
  • запросы на разъяснение положений документации 44-ФЗ не предусмотрены, т.к. отсутствует сама документация как таковая.

Запрос котировок в электронной форме

С 1 июля 2018 года Заказчики получили ПРАВО проводить запрос котировок в электронной форме (сокращенно ЗКЭФ), а начиная с 01.01.2019 года Заказчики будут ОБЯЗАНЫ проводить все закупки в электронной форме без исключения, в т.ч. и запросы котировок. Данные процедуры проводятся на “федеральных” электронных площадках, список которых утвержден Распоряжением Правительства РФ от 12 июля 2018 года № 1447-р.

В этот список вошли следующие электронные площадки:

Для того, чтобы принимать участие в электронных запросах котировок у вас должна быть в наличии квалифицированная электронная подпись и аккредитация на 8-ми “федеральных” электронных площадках.

Процедура проведения ЗКЭФ регламентируется статьями 82.1 — 82.6, 83.2 44-ФЗ.

Преимущества и недостатки электронного запроса котировок

Для ЗКЭФ справедливы все те преимущества, что были указаны выше для бумажного запроса котировок, а также можно добавить еще несколько преимуществ:

  • электронная форма проведения;
  • минимальное количество времени на подготовку и подачу заявки;
  • прозрачность процедуры (Заказчик не знает ценовых предложений участников и не может подтасовать документы при определении победителя);
  • отсутствие территориальных ограничений.

К недостаткам можно отнести:

  • для участия в процедуре нужна квалифицированная электронная подпись и аккредитация на электронных площадках (учитывая тот факт, что с 01.01.2019 года абсолютно все закупки будут проводиться в электронной форме, то подпись и аккредитацию можно смело отнести к обязательным инструментам любого участника);
  • высокая конкуренция (поскольку подать заявку на участие в ЗКЭФ теперь можно из любой точки РФ, велика вероятность, что число участников в данной процедуре может увеличиться).

Однако на сегодняшний момент запрос котировок в электронной форме не очень активно используется Заказчиками при проведении закупок. По состоянию на 2 сентября 2018 года на сайте ЕИС размещено всего 208 процедур, по которым можно подать заявки.

А вот запросов котировок в бумажной форме в 45 раз больше — 9400.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации