Содержание
- 1 Изменения в 2020 году
- 2 Статья 20. Продажа, дарение и наследование оружия
- 3 Лицензии
- 4 Статья 4. Служебное оружие
- 5 Кто может приобрести
- 6 Изменение законодательства в 2019 году
- 7 Основные ограничения в обороте
- 8 Общая информация
- 9 Основные положения Закона об оружии
- 10 Виды оружия и его особенности в обороте
- 11 Общие сведения
- 12 Какие были внесены изменения?
Изменения в 2020 году
За последние 3 года, и по состоянию на сегодняшний день изменения коснулись таких положений:
- введены обязанности касательно прохождения сотрудниками образований с соответствующими уставными целями перед выдачей курсов и занятий по подготовке;
- ужесточены требования к вышеуказанной категории по медосвидетельствованию (ежегодная проверка в нарколога и психиатра);
- установлен окончательный перечень документов для лицензии для граждан РФ и перечислены ограничения для ее получения;
- расширены случаи аннулирования разрешений (ст. 26)
- Статьи №№ 19, 20, 24: предусмотрена передача отдельных клинковых экземпляров во владение уходящим из службы, их наследование, дополнены нормы о ношении.
Статья 20. Продажа, дарение и наследование оружия
Части первая — вторая утратили силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 170-ФЗ.
Граждане Российской Федерации имеют право продавать находящееся у них на законных основаниях на праве личной собственности оружие юридическим лицам, имеющим лицензию на торговлю гражданским и служебным оружием или на коллекционирование или экспонирование оружия, либо государственным военизированным организациям с предварительным уведомлением федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, или его территориального органа, выдавших им разрешение на хранение оружия, на хранение и ношение оружия или хранение и использование оружия, а также гражданам, имеющим лицензию на приобретение оружия, его коллекционирование или экспонирование, либо иное предусмотренное настоящим Федеральным законом основание для приобретения оружия, после перерегистрации оружия в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе по месту учета указанного оружия.
Дарение и наследование гражданского оружия, зарегистрированного в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе, осуществляются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, при наличии у наследника или лица, в пользу которого осуществляется дарение, лицензии на приобретение гражданского оружия либо иного предусмотренного настоящим Федеральным законом основания для приобретения оружия. В случае смерти собственника гражданского оружия до решения вопроса о наследовании имущества и получения лицензии на приобретение гражданского оружия указанное оружие изымается для ответственного хранения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом либо органами внутренних дел.
Продажа, дарение и наследование оружия, имеющего культурную ценность, осуществляются в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом положений Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», Федерального закона от 26 мая 1996 года N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» и настоящего Федерального закона.
Отдельные модели боевого холодного клинкового оружия (кортики), переданные некоторым категориям граждан Российской Федерации для пожизненного хранения и ношения с военной формой одежды, могут быть унаследованы в соответствии с законодательством Российской Федерации гражданами Российской Федерации, получившими лицензии на приобретение оружия в порядке, установленном статьей 9 настоящего Федерального закона. Отдельные модели боевого холодного клинкового оружия (кортики) в двухнедельный срок со дня их получения в порядке наследования подлежат регистрации в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе по месту жительства. Гражданам Российской Федерации, зарегистрировавшим полученные в порядке наследования отдельные модели боевого холодного клинкового оружия (кортики), федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом по месту жительства выдается бессрочное разрешение на хранение данного оружия.
Лицензии
Разрешения необходимо оформлять на следующее:
- использование в качестве экспонатов (выставки);
- для коллекционирования;
- для приобретения.
Это касается как самого оружия, так и патронов к нему.
Лицензирование осуществляют местные лицензионно-разрешительные подразделения МВД. Для этого необходимо подавать заявление (заявку подают лично, через МФЦ, госуслуги, почтой).
Срок действия разрешения – 6 мес. с даты выдачи.
С заявлением требуется предоставление следующего:
- документов, идентифицирующих юридическое или физическое лицо (паспорт, свидетельство о регистрации юрлица). Документы по регистрации предприятия госорган запрашивает сам, но их также можно подавать по своей инициативе;
- фото 3х4 цветное, 2 шт.;
- письменных итогов освидетельствования от психиатра и нарколога, включая форму № 002-О/у;
- подтверждения прохождения спецподготовки;
- копии охотбилета (для охотничьих видов).
При получении лицензии впервые проводится проверка знаний по навыкам обращения в разных ситуациях.
Отказ выдать разрешение
Основания для отказа такие:
- подача неполных, недостоверных сведений или неподача их вообще;
- не обеспечены условия для хранения и учета;
- заявитель не достиг 18-ти;
- заболевания и медицинские противопоказания;
- неснятая судимость за умышленные преступления;
- нет регистрации по месту жительства;
- 2 и больше нарушений общественного порядка за год;
- регулярные или неснятые наказания за употребление наркотических веществ и психотропов.
Отказ оформляют письменно и указывают причины. Его можно оспорить в суде.
Не лицензируется покупка, экспонирование, коллекционирование касательно таких субъектов и видов деятельности (ст. 9):
- государственными организациями (ведомствами) военного значения;
- спортивными (образовательными) организациями и юрлицами, занимающимися торговлей пневматики для спорта при дульной энергии до 7,5 Дж и с калибром до 4,5 мм;
- музеями огнестрельных старинных образцов, антиквариата, а также его копий и реплик;
- приобретение списанных образцов и охолощенных патронов, а также холодного клинковых образцов, являющегося спортивным или охотничьим;
- любые действия с газовыми баллончиками, электрошокерами.
Приблизительная стоимость получения разрешения состоит из следующего: обучение, курсы (4 – 5 тыс. руб.), медкомиссия (1200 руб.), пошлина (10 – 200 руб. за единицу, зависит от вида), бланк и его оформление (50 руб.), охотбилет (от 500 руб.).
Статья 4. Служебное оружие
К служебному оружию относится оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством Российской Федерации разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия, в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции.
Предприятия и организации, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия, являются юридическими лицами с особыми уставными задачами (далее — юридические лица с особыми уставными задачами).
К служебному оружию относится огнестрельное гладкоствольное и нарезное короткоствольное оружие отечественного производства с дульной энергией не более 300 Дж, огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, а также огнестрельное оружие ограниченного поражения с патронами травматического действия.
Служебное оружие должно исключать ведение огня очередями, нарезное служебное оружие должно иметь отличия от боевого ручного стрелкового оружия по типам и размерам патрона, а от гражданского — по следообразованию на пуле и гильзе, огнестрельное гладкоствольное служебное оружие должно иметь отличия от гражданского по следообразованию на гильзе. Емкость магазина (барабана) служебного оружия должна быть не более 10 патронов. Пули патронов к огнестрельному гладкоствольному и нарезному короткоствольному оружию не могут иметь сердечников из твердых материалов. Патроны к служебному оружию должны соответствовать обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
При использовании служебного огнестрельного оружия ограниченного поражения должна быть исключена возможность выстрела из него патронами, в том числе метаемым снаряжением, используемыми для стрельбы из боевого ручного стрелкового оружия, служебного нарезного оружия и гладкоствольного огнестрельного оружия, гражданского нарезного оружия и гладкоствольного длинноствольного огнестрельного оружия. Дульная энергия при выстреле из служебного огнестрельного оружия, служебного огнестрельного оружия ограниченного поражения патронами травматического действия не должна превышать 150 Дж. Служебное оружие и патроны к нему должны соответствовать криминалистическим требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений.
Кто может приобрести
Закон дает право на покупку и использование рассматриваемого вида товара таким субъектам:
- военизированным организациям;
- юрлицам (не только государственным, но и частным), созданным для специальных целей, которые предусмотренные в их Уставе, а также таковым, являющимися поставщиками;
- коллекционерам и занимающимися экспонированием (выставками и пр.);
- спортклубам и охотхозяйствам;
- разводчикам коней и оленей;
- геологоразведочным, природоохранным отделениям РАН на Крайнем Севере или в приравненных регионах;
- рыболовецким организациям;
- организациям системы образования;
- гражданам РФ и иностранцам.
Изменение законодательства в 2019 году
С 16 января 2019 года вступили в силу изменения, привнесенные ФЗ №219 от 19.07.2018 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оружии»:
- Владельцы оружия теперь могут не покупать готовые патроны, а самостоятельно заново снаряжать уже использованные гильзы повторно. Это можно делать для гладкоствольного и нарезного огнестрельного длинноствольного охотничьего и спортивного оружия.
- Граждане, приобретающие средства вооружения впервые, должны пройти обучение навыкам снаряжения патронов.
- Вещества, которые используются для снаряжения патронов, например, порох, являются опасными для жизни и здоровья. Поэтому правила оборота уточнены в Постановлении Правительства №1591 от 20.12.2018.
- Вещества для снаряжения запрещено продавать гражданам, не имеющим разрешение на хранение соответствующих видов оружия.
- Оружие, патроны, а также и вещества для их снаряжения (порох и капсюли) должны храниться в сейфах, металлических шкафах, деревянных ящиках, обшитых металлом, под замком.
Основные ограничения в обороте
Отобразим особенности по запретам таблицей:
Разновидности и действия | Ограничения и запреты |
Гражданское и служебное |
Запрещен оборот следующего:
· огнестрельного: с длинным стволом для магазинов на 10 мест, с гладким – сделанному под патроны для нарезного, а также переделанного (приспособленного) под иные объекты (предметы); · кастеты и другие приспособления для ударов и дроблений; · любые объекты с радиоактивным и нервнопаралитическим воздействием; · с клинком и лезвием более 90 мм с извлечением из рукоятки с автоматической фиксацией; · с ограничениями к поражению от 91 Дж, используемого в гражданских, и от 150 Дж – в служебных целях. |
Запреты по действиям | |
Стрельба и хранение не в границах спортобъектов | · спортивное нарезное огнестрельное и пневмо с силой от 7,5 Дж и калибром от 4,5 мм;
· спортивное с клинком, метательное; · арбалеты, луки, за исключением использования для изучения животного мира, профилактике их болезней. |
Ношение, перевозка заряженной пневматики в населенных пунктах, а также стрельба на таких территориях | Все независимо от характеристик |
Пересылка | |
Приспосабливать механизмы для ночного видения на гражданских и служебных образцах, а также их реализация | |
Ношение |
Касается любых видов и таких обстоятельств:
· во время публичного шествия, митинга, собрания; · находясь в опьянении; · в заведениях сферы развлечения, продающих алкоголь в ночное время. |
Уничтожение или приведение в негодность | Экземпляры, обладающие культурной ценностью |
Общая информация
Основная цель существования этого акта раскрыта в его преамбуле: обеспечение защиты жизни и здоровья людей, охраны общественной безопасности.
Чтобы достигнуть этой цели, законодатель подробно рассмотрел следующие вопросы:
- Оборот оружия и патронов.
- Их производство.
- Последующая реализация.
Действие нормативного акта распространяется и на служебное, и на гражданское оружие. Из закона можно почерпнуть информацию об основных видах используемого оружия, их особенностей.
Изначально в ФЗ содержалось только требование о том, чтобы для покупки оружия у гражданина была лицензия. Однако впоследствии эта норма была дополнена, и теперь лицензирование требуется и для производства, разработки и последующего хранения таких вещей.
На заметку! Купить оружие вправе как граждане России, так и иностранцы. А вот для юридических лиц предусматриваются ограничения, обзавестись собственным оружием могут только несколько фирм.
В акте четко оговорено, кто именно может стать владельцем оружия. В частности, закон предъявляется требования к возрасту и состоянию здоровья человека.
Согласно правовому акту, воспользоваться приобретенным оружием можно только в двух случаях:
- При наличии крайней необходимости.
- Для обеспечения обороны.
Последние новости об изменениях
В этом году законодательство претерпело существенные изменения. Смысл внесенных поправок заключается в следующем: теперь владельцы огнестрельного оружия с длинным стволом, вправе самостоятельно снаряжать к нему патроны. Проведение такого мероприятия возможно исключительно при выполнении двух условий:
- Наличие у человека разрешения на ружье.
-
Снаряжать патроны можно только для последующего личного использования.
Человек, который впервые покупает данный вид оружия, обязан пройти специальное обучение, в ходе которого ему расскажут, как правильно самостоятельно безопасно снарядить патроны.
Исключение из этого правила действует только в отношении людей, которые проходят службу в госучреждениях.
Если человек не имеет разрешения, то ему не пропадут порох и капсюли. В обязанность продавцов теперь входит производить учет всех продаваемых ими материалов.
Изменений коснулись и правила хранения оружия. Теперь все сопутствующие материалы и само оружие должны храниться в сейфах. Ранее такое требование касалось только самого оружия, теперь там же нужно хранить порох и иные материалы.
Основные положения Закона об оружии
ФЗ №150 от 13.12.1996 определяет, например, такие понятия, как:
- Виды средств вооружения: гражданское, служебное, боевое ручное стрелковое, холодное. К гражданскому оружию относят средства вооружения, которые используются гражданами для охоты, самообороны, занятий спортом и пр. Служебное оружие используют уполномоченные на это служащие государственных организаций (полиция, военные и т. д.). Боевое ручное стрелковое и холодное оружие – это оружие, которое предназначается для исполнения боевых и оперативных заданий.
- Ограничения на оборот оружия. Например, запрещено длинноствольное оружие больше, чем на десять патронов, бронебойные патроны и т. д.
- Порядок получения лицензии на получение средств вооружения. Лицензия выдается исполнительным органом власти, уполномоченным на лицензирование. Действует такая лицензия шесть месяцев с момента выдачи.
- Причины для отказа при оформлении лицензии: неполный пакет документов, несоблюдение условий для хранения оружия.
- Порядок ввоза и вывоза оружия на территорию РФ.
- Порядок продажи и производства оружия: такие права имеют только юридические лица, получившие специальные лицензии.
- Порядок хранения оружия: хранение должно производиться в условиях, которое обеспечивает его сохранность и т. д.
- Применение оружия: граждане могут использовать находящееся у них по закону оружие для защиты жизни и здоровья в случаях крайней необходимости, запрещается использовать (в том числе носить) оружие в состоянии алкогольного опьянения, против женщин, детей, инвалидов. Запрещается демонстрировать оружие без оснований для его применения.
- Порядок изъятия средств вооружения при выявленных нарушениях: оружие изымается в случае смерти собственника, нарушений лицензионных требований со стороны юридических лиц, нарушений правил хранения гражданскими лицами и пр.
Виды оружия и его особенности в обороте
ФЗ 150 с комментариями посвящен регулированию всех правоотношений, возникающих по отношению к оружию. Первое, с чем надо ознакомиться – его разновидности. От этого зависит объем прав и обязанностей субъектов и условий, необходимых для пользования и оборота.
Гражданское
Такими считаются экземпляры, создание которых преследует следующие цели:
- самостоятельную оборону;
- использование в спортивных целях;
- культурное просвещение;
- охоту;
- образование.
Особые характеристики должны соблюдать огнестрельные экземпляры данной продукции, а именно:
- отсутствие возможности осуществлять стрельбу очередями;
- объем магазинов под патроны – не больше 10 шт.;
- рамки, в которых находится величина энергии дула: 150 Дж – для гладкоствольных, стреляющих травматическими пулями, образцов; 91 ДЖ – для обладающих ограничениями поражающего действия.
Гражданское | |
Вид | Разновидность |
Самостоятельная оборона | · огнестрельное;
· газовое; · электрошокеры. |
Для охоты | · пневматы;
· клинки, холодное. Огнестрельное со стволами: · с комбинациями гладких и нарезных; · с длинными нарезными; · гладкими длинными. |
Для спорта | · огнестрельное нарезное и гладкоствольное;
· холодное, клинки; · метательное; · пневматическое. |
Обладающее образовательным и культурным значением | · старинное, антикварное, а также реплики и копии такого;
· культурные ценности; · списаннное. |
Иное | · сигнальное;
· холодное клинковое для ношения с народными костюмами. |
Служебное
Таковым является обладающее разрешениями для применения сотрудниками различных силовых и несиловых госорганов и ведомств.
Параметры
- величина дульной энергии – до 300 Дж, производитель – российский;
- гладкие длинные, короткие нарезные стволы;
- с поражающим ограниченным действием травматических пуль.
Требования для того, чтобы такие образцы признавались служебными:
- отсутствие ведения огня очередями;
- наличие отличий размеров пуль от боевого (для нарезных экземпляров);
- следы на гильзе, пуле и процесс их образования должны разниться от таковых от гражданских образцов;
- магазин объемом до 10 шт.;
- пули имеют сердечники из мягких металлов (для огнестрельного с гладкими и нарезного с короткими стволами).
Боевое
Данный тип должен быть изначально созданным или переработанным для оперативных, служебных и боевых действий.
Это образцы, принятые на вооружение в силовых и военных структурах (ОВД, войска, армия), а также в частной, вневедомственной, государственной охране, в службах ЧС (для обеспечения безопасности при пожарах, на воде и в подобных обстоятельствах).
А также, кроме вышеуказанного, для деятельности в правоприменительной сфере, в исполнительно-уголовной отрасли, по обеспечению безопасности в судебной сфере, а также для разведки.
Общие сведения
ФЗ 150 был принят в декабре 1996 года. Закон регулирует правовое взаимодействие при обороте гражданского, служебного и боевого ручного стрелкового и холодного видов оружия на территории Российской Федерации. 150 ФЗ затрагивает также вопрос оборота боеприпасов и патронов.
Задачей закона является охрана жизни и здоровья граждан, сохранение общественного порядка и безопасности, защита природы.
Структурно ФЗ 150 не подразделяется на главы. Все положения закона прописаны в 32 статьях, охватывающих следующие аспекты:
- Основные понятия и определения;
- Классификация видов изделий;
- Ограничения на оборот;
- Существенные требования к оружию и патронам;
- Государственный кадастровый учет;
- Лицензии на разработку, производство, хранение, торговлю и др.;
- Право на приобретение различными лицами: гражданскими, юридическими, военными организациями;
- Порядок приобретения, реализации, ввоза и вывоза;
- Дарение и наследование;
- Порядок взимания платежей при выдаче и продлении лицензий и разрешений;
- Применение;
- Учет, ношение, перевозка, транспортирование ликвидация, коллекционирование и экспонирование оружия;
- Аннуляция и изъятие лицензии и самого оружия;
- Контроль за оборотом.
С момента появления и вступления в силу, в 150 ФЗ были введены многочисленные изменения с целью актуализации закона. В 2017 году нормативный акт также претерпел некоторые поправки. Последние изменения в ФЗ 150 датируются июлем.
Какие были внесены изменения?
Статья 1 ФЗ 150 описывает, что включает в себя понятие «оборот оружия».
Статья 6 ФЗ 150 устанавливает все виды изделий, оборот которых в качестве гражданского и служебного оружия по закону запрещен на территории Российской Федерации. Помимо этого обозначены виды, запрещенные для:
- хранения и использования вне спортивных объектов;
- перевозки и ношения в границах населенных пунктов;
- использования в целях самообороны.
Также законом запрещены
- Перевозка изделий;
- Изменение устройства изделия путем установки на гражданское и служебное оружие так называемых глушителей и прицелов ночного видения;
- Передача патронов лицам, официально не владеющим соответствующим изделием;
- Уничтожение и порча предметов вооружения, имеющих культурную ценность.
Статья 26 ФЗ 150 предписывает порядок аннулирования лицензий на приобретение, а также разрешений на хранение и ношение оружия. Основаниями для подобных изменений могут выступать добровольный отказ, смерть собственника, ликвидация юридического лица, соответствующее судебное решение, аннулирование охотничьего билета, а также возникновение других предусмотренных законом обстоятельств.
В 2017 году в ФЗ 150 были внесены многочисленные изменения, в той или иной степени коснувшиеся следующих девяти статей закона: 5, 16, 17, 19, 20 и 24. В том числе в последней редакции, вступившей в силу 01.10.2017, изменения отразились в статьях № 9, 13 и 23.
Рассмотрим их подробнее:
- Статья 9 ФЗ 150. Согласно последним изменениям в законе, отныне ограничение действия лицензии сроком в 6 месяцев со дня выдачи распространяется только на приобретение оружия и патронов, в то время как лицензия на экспонирование и коллекционирование не имеет ограничения по времени;
- Статья 13.1 ФЗ 150. В целях ведения экспертно-криминалистического учета и обновления информационной базы Всероссийской коллекции пуль, гильз и патронов со следами оружия, из гражданского оружия с нарезным стволом с определенной периодичностью должен проводиться контрольный отстрел. Согласно последним изменениям, внесенным в статью 13.1 п.2 закона, организациям, предприятиям и учреждениям отныне необходимо осуществлять контрольный отстрел при продлении лицензии на хранение и использование раз в 15 лет, а не 5, как было раньше. Гражданам Российской Федерации согласно изменениям в законе, также предписано осуществлять отстрел один раз в 15 лет (ст. 13.1. п.6). Пункт 8 утратил силу.
- Статья 23 ФЗ 150 была переименована и изложена в новой редакции. Название статьи стало более обобщающим: «Государственная пошлина, взимаемая за юридически значимые действия в сфере оборота оружия». К таковым относятся: выдача лицензии на приобретение, разрешение на хранение и (или) ношение, ввоз и вывоз из Российской Федерации и т.д. Согласно внесенным изменениями, размеры и порядок выплаты государственной пошлины определяются законодательством о налогах и сборах Российской Федерации.
Скачать действующую редакцию ФЗ 150
Принимая решение о приобретении оружия, какова бы ни была цель его покупки, — охота, спортивные тренировки, защита частной собственности, здоровья и жизни, — необходимо понимать, что шаг этот сопряжен с высокой степенью ответственности. Изучение закона об оружии в последней редакции, учитывающей все внесенные в закон изменения, позволит последовательно и грамотно оформить необходимые для получения лицензии, разрешения и др. документы, а после — владеть изделием, не нарушая положений закона.
Бесплатная консультация юриста по телефону:
8 (800) 333-78-83