Андрей Смирнов
Время чтения: ~16 мин.
Просмотров: 37

Мобильные телефоны в школе: роль, а также преимущества и недостатки использования гаджетов

С чего все началось?

В данный момент закон о запрете мобильных устройство в классах не принят. Соответствующая часть статьи КоАП или ГК пока ещё не изменилась настолько, чтобы мобильные телефоны в школах однозначно запретили. Тем не менее, пресс-службы популярных изданий неоднократно обсуждали подобные запреты.

По указу Матвиенко создана комиссия, призванная обозначить конкретные нормативы, которые могут быть применены и законодательно. В первую очередь это требование затронет младше- и среднеклассников. Дело в том, что влияние сотовых гаджетов на образовательный процесс, (ведение уроков, усвоение учащимися материала) неоспоримо. Оно отрицательно сказывается на успеваемости юного поколения. Эти устройства мешают школьникам учиться. А когда дело доходит до перемены – многие сидят в Интернете, а не общаются друг с другом в реальной жизни. Опросная комиссия ВЦИОМ выяснила, что 83% жителей страны не одобряет использование сотовых гаджетов в школах – это вредит развивающимся социальным, коммуникативным навыкам подрастающего поколения. Кто вырастет из школьников, которые отгораживаются от окружающей действительности?! Подобные призывы звучали неоднократно ещё в 2017 году. Но тогда решающее мнение предоставлялось руководству каждой из школ.

Но принятие этого закона откладывалось из года в год – и не произошло до сих пор. Чиновники пока ещё двусмысленны в своих мнениях, а спикер Госдумы РФ также поддерживает их линию.

Контрольный эксперимент

Запрет использовать телефоны в образовательных организациях — это только первая «ласточка». В ближайшем будущем взрослые могут установить полный контроль над детьми и тем, что они делают в виртуальном мире. В одной из уфимских школ в новом учебном году начнется необычный эксперимент: на мобильные устройства учеников установят специальное приложение, которое будет блокировать нежелательные сайты и программы, отслеживать соцсети и местонахождение смартфона. Программа существует давно, и уже есть родители, которые приобрели и установили ее, но массовый эксперимент проведут впервые. Контролировать его будут психологи, которые намерены изучить реакцию детей и, при необходимости, вмешаться в процесс.

— После первого полугодия мы оценим результаты и определим перспективы развития проекта, — уточнил начальник отдела реализации инфраструктурных проектов госкомитета РБ по информатизации Виталий Лозберг.

Кстати, программа также может ограничивать время, которое ребенок тратит на компьютерные игры и в целом использует телефон.

— Мы в прошлом году начали использовать подобную программу. Ребенок, конечно, не в восторге, однако смирился. Пытался удалить программу, но не смог, — поделилась своим опытом уфимка Наталья Смирнова.

Однако не все дети одинаковы.

— Мой сын сумел блокировать установленное приложение и спокойно использовал телефон без ограничений. Будем пробовать другие аналоги, — вздыхает мама пятиклассника Айгуль Хабибова.

Кстати

Министерство образования Башкирии вместе с госкомитетом по информатизации внедряет в школах региона единую республиканскую информационную систему. Она должна объединить управление питанием, контроль за посещаемостью и успеваемостью (электронный дневник). Таким образом власти планируют снизить нагрузку педработников по составлению отчетов. Кроме того, система позволит родителям через специальное приложение видеть всю информацию о школьной жизни ребенка.

По словам замгендиректора башкирского регистра соцкарт Александра Мовы, всем ученикам выдадут карту школьника, с помощью которой они смогут заходить в школу, оплачивать перекусы в буфете и проезд в общественном транспорте.

В пилотном проекте участвуют школы Орджоникидзевского района Уфы, Кумертау, Стерлитамака, а также в Стерлитамакского и Миякинского районов. Однако перейти на единый электронный дневник — ELSCHOOL в этом учебном году предстоит уже всем образовательным организациям республики.

Цифра

50 мегабит в секунду — минимальная скорость интернета, которую обещают достичь в сельских школах РБ к 2021 году.

Девайсы не снижают успеваемость

В СМИ часто звучит мысль о том, что гаджеты отвлекают детей во время уроков, что влияет на успеваемость. Казалось бы, это логично. Однако в исследовании такой связи (между достижениями учеников и интенсивностью использования девайсов на уроке) не обнаружено.

Ученые проверили, действительно ли мобильные телефоны, а именно развлекательные приложения, — это «прерогатива условных троечников», которые раньше считали ворон на уроке, смотрели в окно, а теперь погружены в свои гаджеты. Но такая корреляция не выявлена, рассказала Диана Королева. «И отличники, и хорошисты, и троечники, когда им становится скучно, переключаются на экран смартфона, — отмечает исследователь. — Ребята используют девайс и чтобы найти учебную информацию». То есть все подростки в этом плане «мобильны и автономны», резюмирует Королева.

Несколько особняком стоят только участники олимпиад. Они реже заглядывают в смартфоны на уроках, поскольку готовятся к предметным олимпиадам и максимально вовлечены в учебу на уроке.

Альтернатива интернету

Для доступа в интранет посредством «шкулфона» будет использоваться специальное ПО, отслеживающее, что пишут пользователи. По словам автора идеи, приложение «будет блокировать любые попытки буллинга школьников друг другом».

Иными словами, эта программа будет вылавливать в набираемом тексте слова или выражения, имеющие негативную окраску, как то: угрозы, оскорбления и т. д. Также разработчики обучат ее вырезать ссылки на вредоносные ПО и сайты, ориентированные на взрослую аудиторию, что может указывать на все-таки присутствующую возможность выхода со «шкулфона» в полноценный интернет.

Чатик подождет

— В нашей семье шесть школьников: два первоклассника, двое — в шестом классе, по одному — в пятом и в четвертом. 1 сентября учителя начальной школы ввели полный запрет на использование мобильных. Так и сказали: «С собой детям не давать. Если возникнет какая-то необходимость, телефон всегда есть у педагога», — говорит многодетная мама из Ростова-на-Дону Наталья Трушкова. — С учетом того, что детей в школу приводят и забирают, это правильно. Старшим вместо смартфонов мы купили обычные кнопочные телефоны, так как ребята на занятия ездят сами.

Опубликован проект расписания ЕГЭ-2020

Чем хороши обычные «звонилки»? Связь есть. Интернета нет

А значит, дети всегда смогут сообщить что-то важное

При этом чатики, соцсети и онлайн-игрушки не будут отвлекать их от уроков.

— Многие родители пошли на такую замену. Это решение мы согласовали на собрании, — говорит классный руководитель из Ростова-на-Дону Юлия Лепехина. — Кнопочные телефоны — выход, который устраивает и учителей, и родителей.

Опасения противников решения

У идеи о запрете телефонов есть очевидные минусы. Основные из них обсуждались при принятии решения. Готовящиеся документы должны учесть следующие моменты:

  • прогресс в виде развивающихся IT-технологий остановить невозможно. Продуктивнее найти рациональные подходы к применению гаджетов в школьном учебном процессе. Например, правильно выстроить взаимодействие учителя с учениками во время занятий и перемен, локально ограничить применение устройств на уроках;
  • необходимо создать в школе систему хранения гаджетов, определить, кто будет их собирать перед началом занятий, хранить в закрытом помещении, выдавать детям после уроков, отвечать за целостность и сохранность гаджетов. Директора школ и учителя пока не готовы к такой ответственности;
  • потребуется изменить много законодательных актов и нормативных документов, обеспечивающих право доступа к информации.

До начала очередного учебного года осталось не так уж и много времени. Скоро общество узнает, какие новые правила появятся в жизни миллионов юных россиян.

Аналог смартфона

В России может появиться специальный телефон для школьников, так называемый «шкулфон», которым можно будет пользоваться, в том числе, и в учебных заведениях. Эта инициатива, по данным RT, предложена зампредом комитета Госдумы по образованию и науке Борисом Чернышовым 17 июля 2019 г.

Чернышов обратился с этим предложением в госкорпорацию «Ростех». Создание «шкулфона», по его словам, связано с возможным введением запрета использования учениками смартфонов в школах – это устройство может стать альтернативой привычным многим «умным» гаджетам.

О возможном запрете на использование мобильников в школах в начале июля 2019 г. заявила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. В качестве главной причины запрета она назвала отсутствие условий хранения гаджетов на территории учебных заведений. «Если кто-то с дорогим телефоном будет ходить, оставлять его, а потом этот телефон исчезнет, директора школ не будут брать на себя такую ответственность», – отметила Матвиенко.

Telegram-канал «Мышь в овощном» предложил идею по созданию гаджета для школьников на день раньше Чернышова

Добавим, что 16 июля 2019 г., за сутки до обращения Бориса Чернышова со своей инициативой в «Ростех», идею о разработке отечественного телефона единого образца для школьников подал телеграм-канал «Мышь в овощном». Гаджет было предложено назвать «Школофон».

Запрет телефонов в школах и закон “Об образовании”

Напрямую закон “Об образовании” запрета на телефоны в российских школах не вводит

Однако в нём содержится одна статья, на которую нам в данном случае нужно обратить внимание

Речь о статье 43 закона №273-ФЗ, где перечислены обязанности обучающихся. В частности, эта статья федерального закона говорит о том, что ученики обязаны соблюдать устав учебного заведения, выполнять все его требования, уважать честь и достоинство других учеников и сотрудников образовательной организации, а также не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися.

Начнём с устава школы, положения которого должны соблюдать ученики. Требование о том, что на территории образовательной организации пользоваться мобильными телефонами запрещено, обязательно должно быть прописано в уставе. Без этого любые устные запреты со стороны учителей и даже директора не имеют никакого значения.

Этот юридический момент — базовый в нашей теме. Отдавая ребёнка в школу, родители автоматически соглашаются со всеми пунктами её устава. Если их какие-то пункты не устраивают — через родительский комитет и путём общих собраний родителей нужно требовать от администрации исправить устав. В любом нормальном учебном заведении к мнению большинства родителей будут прислушиваться.

Понятно, что в уставе не может содержаться всё, что угодно. Каждый из его пунктов должен соответствовать российскому законодательству. В этом смысле прямой запрет на использование телефонов в школьном уставе отвечает нормам законов. Включая 43-ю статью закона “Об образовании”.

Если ребёнок пользуется во время урока смартфоном, это в том числе может выглядеть как прямое неуважение к учителю. Главная обязанность ученика — добросовестное усвоение учебной программы. И педагог помогает ему в этом. Не слушать учителя, “зависая” в телефоне — прямое неуважение.

Использование телефона на уроке может мешать одноклассникам и отвлекать их. А это — создание препятствий для других обучающихся, которое тоже запрещает закон “Об образовании”.

Таким образом, прописанный в уставе запрет на мобильные телефоны и прочие гаджеты в стенах школы будет совершенно законным.

Направления работы

Составители приводят примеры негативных последствий регулярного использования смартфонов и зарубежной практики отказа от гаджетов. «В Австралии, Бельгии, Великобритании, Канаде, Малайзии, Нигерии, Франции, Узбекистане, Уганде по результатам исследований выработаны рекомендации по режиму использования устройств мобильной связи детьми, в том числе в образовательных учреждениях», — говорится в рекомендациях.

В Великобритании такое решение уже дало положительный результат, уверяют составители. Успешность сдачи тестов у 16-летних школьников повысилась на 6,4%.

Рекомендации для отечественных школ фактически дублируют аналогичные документы за границей. Предлагается ограничить использование мобильных устройств связи школьниками, за исключением детей, которым это необходимо по состоянию здоровья. При входе в образовательную организацию детям рекомендуется переводить телефон в режим «без звука», а на переменах — общаться и заниматься активным отдыхом, обращаясь к телефону лишь по необходимости — позвонить или написать сообщение.

В определенных случаях школы могут предусмотреть места для хранения гаджетов на время занятия. Все ограничения, по задумке, должны сопровождаться просветительской работой. Уполномоченным сотрудникам рекомендуют рассказывать и взрослым, и ученикам о культуре безопасной эксплуатации устройств, о правилах поведения в современной цифровой среде и о профилактике неблагоприятных эффектов от смартфонов для здоровья детей.

школа

Фото: РИА Новости/Денис Абрамов

Пока документ носит рекомендательный характер, значит, то, какие нормы взять на заметку и брать ли их вообще, школы решают сами. Как рассказала «Известиям» глава Роспотребнадзора Анна Попова, такая модель будет тестироваться в течение года, затем Роспотребнадзор изучит результаты в части здоровья, а Рособрнадзор — в успеваемости школ, где используются и не используются телефоны. «По итогам 2019/20 учебного года мы изучим промежуточные результаты, чтобы понять, насколько оправдана форма методических рекомендаций и нужно ли что-то менять», — объясняет Попова.

Школам рекомендовали

Спустя месяц после предложения Мильской стало известно о подготовке Роспотребнадзором, Минпросвещения, Рособрнадзором и Российской академией образования «методических рекомендаций о порядке использования личных устройств мобильной связи», которые адресованы органам управления образованием регионов и муниципалитетов и школам.

В рекомендациях предлагается ограничить использование смартфонов в школах за исключением случаев, когда они жизненно необходимы ребенку по состоянию здоровья. При этом учебным заведениям предоставляется право самим определять, где будут храниться гаджеты во время уроков и как обеспечить связь родителей с детьми в случае необходимости.

А на сайте Минпросвещения объясняется, что долгое использование смартфонов, в том числе в школе, может негативно повлиять на психику ребенка, спровоцировать нарушения сна и снижение умственной активности. Там же говорится, что, по данным недавнего опроса, 89% родителей, 90% педагогов и 61% учеников поддерживают кардинальные меры в виде ограничения мобильных телефонов в школах.

Как пользоваться сотовым телефоном

Ограничить время и частоту использования сотового телефона — более 2-3 минут за один вызов и более 10-15 минут в день. Можно использовать беспроводную гарнитуру, находясь на расстоянии от телефона, или по возможности громкую связь.

Использование беспроводной гарнитуры обезопасит от ЭМИ излучения

Не спите рядом с сотовым телефоном. Электромагнитное излучение мобильного телефона даже в режиме ожидания негативно воздействует на центральную нервную систему, нарушая нормальное чередование фаз сна.

Старайтесь как можно меньше носить сотовый телефон близко к телу, например в карманах, лучше носить его в сумке.

Находясь дома, класть его на расстоянии не менее 50 см от себя.

Следует учитывать, что в условиях экранирования (автомобиль, железобетонные здания) плотность потока электромагнитного излучения (ЭМИ), воздействующего на человека, многократно усиливается.

Стараться по возможности не использовать телефон в тех местах, где наблюдается плохой приём (лифт, подземные помещения, транспорт и т. д.), так как при плохом приёме мобильный телефон пытается найти антенну-передатчик, и из-за этого его излучение многократно усиливается.

Реже использовать мобильный телефон в закрытых помещениях (машина, дом), так как излучаемые им волны могут отражаться стенами и покрытиями, что в несколько раз усиливает облучение.

Не прикладывайте мобильный телефон к уху в тот момент, когда он находится в процессе поиска оператора сети (это бывает также при самом включении телефона и при очень плохом приёме). В этот момент он излучает сильнее всего.

То же самое относится и к сельской местности, где, вдалеке от антенн, также нередко наблюдается плохой приём мобильной связи.

Беспроводной способ передачи данных от одного мобильника к другому (разработанный под маркой Bluetooth), прибавляет мобильному телефону дополнительную силу излучения.

Выбирая телефон, поинтересуйтесь уровнем его излучения (SAR) и старайтесь выбрать телефон с наименьшим показателем.

Если следовать элементарным правилам безопасности использования, то вред от СВЧ-излучения сотового телефона сведётся к минимуму. 

10 ПРАВИЛ ПОЛЬЗОВАНИЯ МОБИЛЬНЫМ ТЕЛЕФОНОМ

  1. Чем короче разговор, тем безопаснее для здоровья. Учёные советуют ограничить продолжительность одного разговора тремя минутами.
  2. Дождитесь соединения, прежде чем подносить телефон к голове. Прием вызова абонента – это момент пика излучения.
  3. Старайтесь носить телефон как можно дальше от жизненно важных органов. При увеличении расстояния интенсивность излучения уменьшается. Рекомендуется носить телефон в сумке, портфеле, но не в кармане, так как даже в режиме ожидания он продолжает обмениваться данными с сетью.
  4. Пользуйтесь гарнитурами и системами «свободные руки», чтобы держать сотовый телефон подальше от головы и тем самым уменьшить его воздействие.
  5. При покупке выбирайте телефон с меньшей мощностью излучения.
  6. При разговоре снимите очки с металлической оправой, т. к. она играет роль вторичного излучателя и может привести к увеличению интенсивности излучения на определенные участки головы.
  7. Старайтесь не разговаривать в закрытом пространстве (автомобиле, лифте, поезде, гараже и т.п.). Металлический «экран» ухудшает радиосвязь, в ответ на это мобильный аппарат увеличивает свою мощность.
  8. Не пользуйтесь мобильным телефоном во время грозы. Вероятность попадания молнии в работающий телефон в несколько раз выше попадания в человека.
  9. Не пользуйтесь мобильным телефоном во время пересечения проезжей части и управления транспортным средством. Это опасно. Не разговаривайте по сотовому телефону в машине или в автобусе, так как электромагнитные волны, отражаясь от металлического кузова, усиливаются в несколько раз
  10. Во время сна выключайте телефон и убирайте подальше от спального места, так как в это время наш организм не оказывает никакого сопротивления электромагнитным излучениям, и они спокойно проникают в организм спящего, вызывают головные боли и не дают полноценно отдохнуть.

Дети выбирают карманные компьютеры

Подростки чаще выходят в Сеть через личные устройства, причем даже дома. Так ответили 50% опрошенных. Еще 25% одинаково часто используют для выхода в интернет гаджеты и стационарный компьютер.

На фоне новеньких смартфонов и планшетов школьные компьютеры и ноутбуки (нередко устаревшие) сильно проигрывают. Они не дают тех возможностей общения и поиска информации, которые есть у персональных устройств. Да и доступ к школьной технике есть зачастую только на уроках информатики. А смартфон — всегда под рукой.

В такой ситуации школе грех не воспользоваться полезными опциями карманных компьютеров детей. Тем более, что большинство школьников с помощью смартфонов одновременно решают несколько задач. Так, 70% респондентов сказали, что они во время урока используют этот девайс для игр, общения в соцсетях и прослушивания музыки. И ровно столько же — 70% — с помощью гаджета на занятиях просматривают образовательный контент. (Это были два разных вопроса, а не ответ на один вопрос — о целях использования смартфонов).

По сути, ребята со смартфонами просто переносят в школу привычный для них «формат» многозадачности — совмещения разных видов деятельности. Сегодня даже дошкольники могут одновременно смотреть мультики на компьютере, играть в игры в телефоне и слушать музыку. Работают сразу несколько каналов восприятия, а жизнь не разделяется на онлайн и офлайн.

Что говорят исследования этого вопроса?

Во многих странах проводились исследования вопроса влияния мобильного телефона на успеваемость ученика.

Основные выводы исследований примерно одинаковы:

Дети, у которых есть мобильные телефоны, показывают худшие результаты по математике и чтению (исследования проводились в других странах, поэтому именно «чтение» было выделено, как предмет, по которому успеваемость зависела от наличия мобильного телефона).

На успеваемость по этим предметам влияет так же, наличие в доме телевизора и компьютера. Дети, проводящие длительное время за просмотром телепередач или компьютерными играми показывали результаты хуже по этим предметам.

Такие выводы сделал Центр образовательных исследований Ирландии (ERC), в котором приняли участие 8000 учеников начальных классов.

Однако, в то время как исследование показало, что длительные периоды неконтролируемого использования Интернета, просмотра телевизора или компьютерных игр оказали негативное влияние, оно также установило, что дети, которые имели доступ к широкополосной связи, работали лучше, чем те, кто этого не делал!

Было выявлено, что зависимость между успеваемостью и наличием разных гаджетов тем выше, чем младше ученик. В старших классах эта зависимость уменьшается.

Вопрос воспитания

Но есть мнение, что сами по себе запреты не решат проблемы целиком. Как пояснила ТАСС психолог, руководитель оказывающего школьникам психологическую помощь новгородского благотворительного фонда «Звездный порт», смартфоны могут быть полезны для поиска информации, помогать родителям контролировать детей, а детям защищать свои права. При этом она добавила, что вред, который приписывается телефону: игры и мессенджеры, отвлекающие на уроках, организация школьниками драк для видео, чтобы опубликовать их в соцсетях, нагрузка на зрение — относятся к воспитанию, а не к наличию телефона у подростка.

«Необходимо научить детей правилам использования телефона в школе, в каких случаях им можно пользоваться, а в каких стоит подождать. Можно много чего придумать для того, чтобы не запрещать, а помочь ребенку правильно использовать телефон», — отметила психолог.

О необходимости разъяснительной работы, в том числе среди родителей, говорит и депутат совета народных депутатов Кемеровской области, в прошлом — директор школы Василий Борисов, который считает, что прежде чем вводить подобные запреты, нужно четко проинформировать родителей и детей о рисках и ущербе от использования телефона. «Нужно провести четкое исследование и доказать, что слишком частое общение с телефоном влияет на здоровье ребенка. Есть зарубежные практики и здесь у нас в России, что перед заходом на урок ребята сдают телефоны педагогу, проходит урок и они берут телефоны на перемены», — сказал ТАСС Борисов, отметив, что соответствующие решения по запрету гаджетов могут принимать родительские комитеты.

Такая практика, в частности, действует в кемеровской гимназии № 42, где по договоренности педагогов и родителей школьники уже в течение нескольких лет не используют на уроках мобильные телефоны. По словам учителей, такой отказ от использования гаджетов во время учебного процесса помогает детям лучше концентрироваться на теме урока и формирует правильные образовательные привычки.

Как сообщила ТАСС директор гимназии Татьяна Семенкова, этот вопрос регламентирует внутренний приказ об использовании электронных средств связи. «В приказе прописано, что в начале урока дети сдают свои телефоны учителю, в каждом классе есть специальный прозрачный контейнер, после урока они их забирают. Ответственность на время нахождения телефона в коробке несет учитель, после того как дети уходят и их забирают, ответственность с учителя снимается», — рассказала Семенкова.

В новость была внесена правка (31.08.2019, 16:14 мск) – передается с исправлением в 12-м абзаце, правильно — такая практика, в частности, действует в кемеровской гимназии.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации