Андрей Смирнов
Время чтения: ~8 мин.
Просмотров: 1

Статья 1. цели настоящего федерального закона

Статья 12. Единая сеть электросвязи Российской Федерации

1. Единая сеть электросвязи Российской Федерации состоит из расположенных на территории Российской Федерации сетей электросвязи следующих категорий:

сеть связи общего пользования;

выделенные сети связи;

технологические сети связи, присоединенные к сети связи общего пользования;

сети связи специального назначения и другие сети связи для передачи информации при помощи электромагнитных систем.

1.1. Порядок подготовки и использования ресурсов единой сети электросвязи Российской Федерации для обеспечения функционирования значимых объектов критической информационной инфраструктуры утверждается Правительством Российской Федерации.

2. Для сетей электросвязи, составляющих единую сеть электросвязи Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти в области связи:

определяет порядок их взаимодействия;

в зависимости от категорий сетей связи (за исключением сетей связи специального назначения, а также выделенных и технологических сетей связи, если они не присоединены к сети связи общего пользования) устанавливает требования к их проектированию, построению, эксплуатации, управлению ими или нумерации, применяемым средствам связи, организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования сетей связи, в том числе в чрезвычайных ситуациях, защиты сетей связи от несанкционированного доступа к ним и передаваемой по ним информации, порядку ввода сетей связи в эксплуатацию;

устанавливает в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательные метрологические требования к измерениям, выполняемым при эксплуатации сети связи общего пользования, и к применяемым средствам измерений в целях обеспечения целостности и устойчивости функционирования сети связи общего пользования;

устанавливает требования к функционированию систем управления сетями связи при возникновении угроз устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сети связи общего пользования.

2.1. Требования к применяемым средствам связи, управлению ими, организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования сетей связи, в том числе в чрезвычайных ситуациях, защиты сетей связи от несанкционированного доступа к ним и передаваемой по ним информации, порядку ввода сетей связи в эксплуатацию устанавливаются по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

3. Операторы связи всех категорий сетей связи единой сети электросвязи Российской Федерации обязаны создавать системы управления своими сетями связи, соответствующие установленному порядку их взаимодействия.

Статья 57. Универсальные услуги связи

1. В Российской Федерации гарантируется оказание универсальных услуг связи.

К универсальным услугам связи, оказываемым в соответствии с настоящим Федеральным законом, относятся:

услуги телефонной связи, оказываемые с использованием средств коллективного доступа (таксофонов, многофункциональных устройств, информационных киосков (инфоматов) и аналогичных устройств);

услуги по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», оказываемые с использованием точек доступа;

услуги подвижной радиотелефонной связи, оказываемые с использованием точек доступа.

2. Порядок и сроки начала оказания универсальных услуг связи, порядок обеспечения доступа к ним инвалидов, порядок регулирования тарифов на универсальные услуги связи, порядок оказания услуг присоединения и услуг по пропуску трафика, оказываемых с использованием инфраструктуры связи (средств связи, линий связи и сооружений связи), предназначенной для оказания универсальных услуг связи, а также порядок регулирования тарифов на оказание услуг присоединения и услуг по пропуску трафика, оказываемых с использованием указанной инфраструктуры связи, и на предоставление в пользование указанной инфраструктуры связи устанавливается Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти в области связи исходя из следующих принципов:

время, в течение которого пользователь услугами связи достигает средства коллективного доступа для оказания услуг телефонной связи без использования транспортного средства, не должно превышать один час;

в каждом поселении должно быть установлено не менее чем одно средство коллективного доступа для оказания услуг телефонной связи с обеспечением бесплатного доступа к экстренным оперативным службам, а также по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи, в том числе в области создания, развития и использования сетей связи, спутниковых систем связи, систем телевизионного вещания и радиовещания, территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и органом местного самоуправления с функцией оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера;

в населенных пунктах с населением от ста до пятисот человек, в которых не оказываются услуги по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», должна быть установлена не менее чем одна точка доступа для оказания услуг по передаче данных и предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

в населенных пунктах с населением от ста до пятисот человек, в которых устанавливаются точки доступа в соответствии с настоящей статьей и при этом не оказываются услуги подвижной радиотелефонной связи, не менее чем одна точка доступа должна быть оборудована средствами связи, используемыми для оказания услуг подвижной радиотелефонной связи;

точка доступа с учетом положений настоящей статьи должна подключаться с использованием волоконно-оптической линии связи и обеспечивать возможность передачи данных на пользовательское оборудование со скоростью не менее чем десять мегабит в секунду.

3. Федеральный орган исполнительной власти в области связи в соответствии с принципами, установленными настоящей статьей, определяет:

перечень населенных пунктов, в которых устанавливаемые точки доступа могут подключаться с использованием иных линий связи, кроме волоконно-оптических;

перечень населенных пунктов с населением от ста до пятисот человек, в которых должны быть установлены точки доступа, в том числе точки доступа, которые должны быть оборудованы средствами связи, используемыми для оказания услуг подвижной радиотелефонной связи.

Суть закона

Федеральный закон N 126-ФЗ «О связи» был принят Государственной Думой России и одобрен Советом Федерации РФ в июне 2003 года.

Закон регламентирует правовые аспекты деятельности сотовых операторов, интернет-провайдеров и других организаций и служб, работа которых связана с предоставлением связи. Распространяется действие закона на агентов, действующих на территории РФ, а также находящихся под юрисдикцией нашей страны. Закон прописывает полномочия государства в сфере контроля и надзора за деятельностью в сфере связи, а также права и обязанности участников и лиц, пользующихся услугами (клиентов).

Вам будет интересно: ФЗ 184 с последними изменениями 2018 года.

Структурно закон представлен 13-ю главами, включающими в себя 74 статьи. Рассмотрим краткое содержание закона, обозначив основные аспекты и тезисы:

  • Глава 1. Общие положения: цели закона, основные понятия, сфера действия, профильное законодательство;
  • Глава 2. Основы деятельности в области связи: собственность на сети и средства, организация размещения сооружений, защита сетей и оборудования, строительство и использование линий связи в приграничных районах, земли связи;
  • Глава 3. Сети связи: федеральная, единая сеть электросвязи, общего пользования, выделенные, технологические специальные и почтовые сети связи;
  • Глава 4. Присоединение сетей электросвязи и их взаимодействие: право на присоединение, требования, порядок, особенности присоединения для операторов общедоступных телевизионных и радиоканалов, эфирная наземная трансляция, стоимость услуг по присоединению;
  • Глава 5. Государственное регулирование: использование и распределение радиочастотного спектра, выделение полос и присвоение каналов, контроль за излучениями, тарификация услуг связи;
  • Глава 6. Лицензирование и оценка соответствия: требования к заявлению и порядок его рассмотрения, торги, срок действия лицензии, отказ в выдаче, переоформление, изменение, приостановление, возобновление и аннулирование лицензии, реестр, сведения о вещателе, транслирующем телевизионные и радиоканалы через оператора связи, выдача и аннулирование сертификатов, подтверждение и декларирование соответствия;
  • Глава 7. Услуги связи: особенности предоставления их гражданам, рассылка по сети радиотелефонной связи, обязанности операторов, льготы, использование языков и алфавитов, учетное и отчетное время сети, служебная электросвязь, особенности предоставления услуг обеспечения трафика для нужд государства и муниципальных учреждений, вызов экстренных служб, информационные базы оператора, оплата, жалобы, претензии и порядок их рассмотрения;
  • Глава 8. Универсальные услуги: оператор универсального обслуживания, резерв и его формирование, расходование средств резерва;
  • Глава 9. Защита прав пользователей: права клиентов, условия конфиденциальности, особенности, связанные с проведением оперативных мероприятий и иных следственных действий;
  • Глава 10. Управление сетями в условиях ЧС или ЧП: правила управления, приоритетное использование;
  • Глава 11. Ответственность за нарушение законодательства РФ;
  • Глава 12. Международное сотрудничество: регулирование, ввоз в Россию и вывоз из страны радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств;
  • Глава 13. Заключительные положения: применение, порядок вступления закона в силу.

Будучи актуальным и востребованным, настоящий закон многократно подвергался изменениям — только за 2017 год закон редактировался трижды. Последние поправки, внесенные в закон, датируются июлем 2017 года. Рассмотрим подробнее.

Обзор документа

Изменения в Закон о связи касаются заключения договоров и проверки данных абонентов сотовой связи при выдаче SIM-карт.

Введено понятие «идентификационный модуль» (SIM-карта).

По общему правилу запрещено заключать договоры об оказании услуг связи в нестационарных торговых объектах. Предусмотрено исключение для договоров, заключаемых через Интернет с использованием электронной подписи (если при выдаче ключа подписи личность физлица установлена при личном приеме).

Абоненты — юрлица или ИП обязаны предоставить оператору сведения о пользователях услугами связи. Данные требования не распространяются на договоры в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ (законодательство о контрактной системе и о закупках отдельными видами юрлиц).

Правилами оказания услуг связи могут устанавливаться случаи, при которых не требуется предоставление оператору сведений о пользователях услугами связи.

Операторы обязаны проверять достоверность сведений (в том числе представленных лицом, действующим от имени оператора) об абонентах-физлицах, а также о пользователях. При этом не нужно согласие последних на передачу их персональных данных оператору связи.

В целях проверки оператору связи обеспечен доступ к единой системе идентификации и аутентификации, единому порталу госуслуг, другим информационным системам госорганов.

Если не подтвердится достоверность сведений, представленных лицом, действующим от имени оператора, последний приостанавливает оказание услуг связи.

В случае ликвидации абонента-юрлица или прекращения физлицом деятельности в качестве ИП абонентские номера могут быть переоформлены на фактического пользователя услугами связи.

Операторов обязали прекращать оказание услуг связи при поступлении не только запроса от органа, осуществляющего ОРД, но и предписания Роскомнадзора, сформированного по результатам контрольных мероприятий.

Оплатить услуги связи, оказываемые абонентам — юрлицам либо ИП, можно только в форме безналичных расчетов через банки. Эти ограничения не коснутся услуг, оказываемых пользователям, сведения о которых переданы абонентами оператору связи. Данные требования распространяются на договоры, заключенные до вступления в силу изменений.

Как отмечают авторы поправок, использование SIM-карт без внесения сведений об абоненте в базы данных оператора связи несет в себе риски, связанные с безопасностью граждан и государства.

Введенный механизм направлен на противодействие использованию фиктивных паспортных данных для заключения договоров об оказании услуг связи.

Закон вступает в силу с 1 июня 2018 г.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации