Андрей Смирнов
Время чтения: ~22 мин.
Просмотров: 30

Новые правила возврата страховки по кредиту с 1 сентября 2020 года: что об этом нужно знать

Потеряют ли банки доход в связи с нововведением

Чтобы ответить на этот вопрос, для начала стоит разобраться, из чего складывается их прибыль. Основной доход банка от операций с физическими лицами формируется за счет процентных ставок. Чем выше размер ставки по кредиту, тем больше банк получит доходов. В действительности же банк может зарабатывать и на других операциях (и часто – даже больше, чем на процентах):

  • комиссия по платежам;
  • дополнительные услуги (смс-оповещение, расширенный доступ в личный кабинет);
  • аренда банковских ячеек или сейфов;
  • сделки с ценными бумагами;
  • курс обмена иностранной валюты;
  • платежи от контрагентов и другие.

То есть на величину доходности от основного вида дохода (процентов по кредитам) новая редакция закона никак не повлияет. Возможна даже обратная ситуация, так как закон прямо разрешает указать в кредитном договоре право банка на увеличение процентной ставки. Хоть данное условие прописывалось и ранее, сейчас данный пункт никто не сможет оспорить.

Где банк может потерять прибыль – это на платежах от контрагентов, так как за «направление» клиентов в страховую компанию банк получает определенное вознаграждение. Об этом рассказал страховой эксперт Алексей Васильев:

Стоит обратить внимание на то, что мы говорим о российской практике, где заемщики опасаются рисков сокращения и безработицы, а также несчастных случаев. Поэтому они предпочитают оформлять страховку к кредиту не из-за пониженной процентной ставки, а для защиты своих прав

Многие заемщики добровольно страхуют свою жизнь или на случай потери работы, чтобы при возникновении такой ситуации страховая компания полностью или частично погасила кредит. Аналогичной точки зрения придерживается Олег Скляднев:

Партнерские отношения со страховыми компаниями у банков все равно сохранятся, так как кроме потребительских кредитов, банки выдают автомобильные и ипотечные кредиты – по которым заемщики уже обязаны страховать приобретаемое имущество в силу других нормативно-правовых актов

На это обратил особое внимание юрист Иван Селивёрстов:. С другой стороны, не все банки привлекают партнеров для страхования заемщиков

Некоторые банки страхуют своих клиентов самостоятельно, и тут уже возникает другое мнение, что в определенных ситуациях банк, наоборот, выиграет по новой редакции закона

С другой стороны, не все банки привлекают партнеров для страхования заемщиков. Некоторые банки страхуют своих клиентов самостоятельно, и тут уже возникает другое мнение, что в определенных ситуациях банк, наоборот, выиграет по новой редакции закона.

Например, банк самостоятельно застраховал заемщика без привлечения посторонних страховых компаний, и понизил кредитную ставку. Заемщик был уволен по причине ликвидации работодателя. Банк сам себе возмещает определенную сумму, которая предусмотрена договором страхования, то есть несет определенный финансовый убыток.

Если клиент отказывается от страховки, то банк, на основании новой редакции Закона о потребкредите имеет полное право увеличить кредитную ставку. То есть, нет страховки, но повышен размер кредитной ставки. Да и при наступлении страхового случая банк ничего не должен платить сам себе за заемщика.

Однако, если страхового случая не наступает (что происходит на практике чаще), то банк потеряет значительную часть прибыли, если заключает договоры страхования клиентов самостоятельно, без привлечения партнеров.

В заключении хочется отметить, что новая редакция закона ориентирована в основном на защиту прав людей. Банки больше не смогут отказать в выплате части страховой премии для тех клиентов, кто досрочно погасил кредитные обязательства

На этом акцентировал особое внимание Иван Селивёрстов в своем комментарии:

Законы, регулирующие государственное страхование

Государством предусмотрены следующие обязательные виды страхования, которые финансируются за счет средств, выделяемых из бюджетов различных уровней, или выплаты по которым производят специализированные государственные организации:

  • обязательное социальное, медицинское (ОМС) и пенсионное страхование;
  • обязательное страхование военнослужащих.

Каждое из этих направлений государственного страхования регулируется отдельным Федеральным законом.

Закон от 16.07. 1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» разработан с целью возмещения последствий изменений, произошедших в материальном и социальном положении работающих и иных категорий граждан (пенсионеров, инвалидов, беременных женщин и т.д.).

Отдельно разработан Закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», определяющий лиц, попадающих под категорию застрахованных, причитающиеся им виды материального обеспечения (единовременные и ежемесячные пособия), а также определяющий права и обязанности сторон.

Для регламентирования обязательного медицинского страхования государством утвержден Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ». В нем определены основные субъекты ОМС, их права и обязанности, а также отношения, которые возникают при осуществлении оплаты страховых взносов с целью страхования граждан, не занимающихся трудовой деятельностью.

ФЗ от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», регламентирующий отношения, которые возникают между государством и гражданами, достигшими пенсионного возраста, права и обязанности субъектов, страхуемые риски и страховые случаи, а также порядок формирования бюджетных средств Пенсионного фонда, основные направления их расходования, размер и порядок осуществления оплаты страховых взносов и т.д.

С целью осуществления обязательного страхования военнослужащих государством утвержден Федеральный закон от 28.03.1998 № 52-ФЗ. Необходимость данного вида страхования обусловлена опасностью профессии военных, связанной с повышенной угрозой их жизни и здоровью. Данный закон определяет объектов и субъектов страхования, предусмотренные страховые события и размеры выплат страхового возмещения, а также случаи, в которых страховая компания может отказать в страховой выплате.

Как работает страхование от ЧС в регионах

от чрезвычайных ситуаций (ЧС) заработал в августе 2019 года. Он запущен в 14 пилотных регионах страны: в Санкт-Петербурге, Ленинградской, Московской, Новосибирской, Омской, Свердловской, Тверской, Тюменской, Белгородской областях, а также в Забайкальском, Краснодарском, Красноярском, Пермском и Хабаровском краях. 

Региональные программы начали действовать с 2020 года и в основном созданы на основе столичного опыта — в квитанцию наряду с коммунальными платежами добавят строку о страховании. Если собственник оплатит сумму страхового взноса, значит, он согласен с предложением о защите жилья, и его квартира или дом будут застрахованы.

Сейчас при ЧС всем пострадавшим помогает государство. Например, в ноябре 2019 года при подтоплении нескольких районов в Новгородской области пострадавшим 700 семьям из бюджета региона было выплачено по 10 000 ₽ единовременно. Для покрытия ущерба имуществу им ещё будет выдаваться до 100 000 ₽ из резервного фонда области. 

Конечно, на эту сумму не удастся заменить всю промокшую мебель, бытовую технику, испорченные вещи, уплывшие дрова и запасы и сделать ремонт в доме. В некоторых населённых пунктах вода стояла на уровне окон жилых домов в течение 1–2 недель, и покрыть убытки от этого природного катаклизма невозможно с такой мизерной компенсацией из бюджета. Возмещение же ущерба при наличии полиса от страховой компании может быть в 3–5 раз больше. Но не у всех есть такой полис. 

Поэтому и предлагается ввести практически обязательное страхование жилья, чтобы кроме властей ущерб от ЧС покрывали и страховые компании. Если у пострадавших не окажется страховки, то они смогут рассчитывать лишь на самую минимальную компенсацию от властей — по 10 000–30 000 ₽. А при наличии страховки получить смогут уже до 100 000–500 000 ₽.

Правительство планирует распределить финансовую нагрузку при ЧС между страховыми компаниями и бюджетом региона. В итоге жители, чьё жильё пострадает из-за разгула стихии, смогут получить больше, чем положено сейчас. Добавят в страховку и вполне «городские риски»: взрыв газа, залив соседями, пожар. Но всё зависит от конкретного региона — условия страхования устанавливают местные власти.

Помимо этой региональной страховки для жилья есть и другие возможности защитить свои квадратные метры. Добровольные программы страхования жилья включают расширенные опции, повышенные лимиты выплат и помогают в разных ситуациях.

Нужно ли покупать оба полиса или хватит региональной страховки

Сейчас на рынке продуктов по страхованию имущества достаточно много. Одно из отличий между ними — объём покрытия, а именно перечень рисков, включённых в полис.

Как правило, страховые компании предлагают застраховать недвижимость от следующих рисков: пожар, взрыв, залив, стихийные бедствия, ПДТЛ (противоправные действия третьих лиц), падение предметов и др. Владельцы квартир могут ещё дополнительно выбрать страхование гражданской ответственности.

Что до региональных программ, внедряемых в соответствии с законом, то перечень рисков в них может отличаться в зависимости от: 

  • подверженности территории рискам, состава и соотношения объектов в регионе (дома, квартиры, их состояние и т. п.), 
  • возможности региона дополнительно финансировать возмещение ущерба от рисков, не относящимся к чрезвычайным ситуациям. 

До недавнего времени звучал ряд предположений о стоимости страхования от ЧС — от 300 до 1000 и более ₽ в год. Однако пока всех необходимых факторов, позволяющих назвать какую-либо определённую цифру, а также судить о достаточности покрытия, нет. Многое, как указано выше, будет зависеть от условий региональных программ.

Страховой случай

Страховой случай подразумевает опасность, от которой производится страхование, факт причинения вреда и причинно-следственную связь между опасностью и вредом. Случай считается наступившим с момента причинения вреда (утраты, гибели, установления недостачи или повреждения застрахованного имущества) в результате действия опасности, от которой производилось страхование.

Договором страхования имущества страховыми случаями могут быть признаны следующие события:

  • воздействие огня (пожар, удар молнии, взрыв, применение мер пожаротушения, падение пилотируемых летательных аппаратов);

  • стихийные бедствия (буря, вихрь, ураган, смерч, шторм, наводнение, затопление, паводок, ледоход, просадка грунта, оползень);

  • стороннее воздействие (наезд, столкновение, опрокидывание и падение предметов на застрахованное имущество);

  • противоправные действия третьих лиц (хищение, умышленные повреждения, вандализм);

  • аварии.

Статья 961 ГК РФ устанавливает: после того, как страхователю по договору имущественного страхования стало известно о наступлении страхового случая, тот обязан незамедлительно уведомить об этом страховщика или его представителя. Неисполнение этой обязанности дает страховщику право отказать в выплате страхового возмещения, если не будет доказано, что страховщик своевременно узнал о наступлении страхового случая либо что отсутствие у страховщика сведений об этом не могло сказаться на его обязанности выплатить страховое возмещение. Следует иметь в виду, что на страхователя возлагается лишь обязанность по уведомлению о наступлении страхового случая определенным способом и в определенные сроки. Обязанность по представлению одновременно с уведомлением всех необходимых документов на страхователя или выгодоприобретателя законом не возлагается.

Обязательное страхование имущества

Обязательное страхование имущества предусмотрено законодательством РФ для юридических лиц. Оно предусматривает правовую защиту государственного, личного, лизингового, залогового, арендного имущества. Возмещение ущерба предусматривается для всего имущественного комплекса или отдельных его частей. Договор страхования включает в себя типовой список рисков, который в некоторых случаях может быть дополнен. Условия страхования имущества установлены в Правилах страхования, зарегистрированных в государственных органах. Договор всегда должен освещать вопросы:

  • страховая ответственность;
  • страховая оценка и суммы;
  • правила и порядок возмещения ущерба.

Стоимость страхования имущества

Стоимость страхования имущества определяется договором, заключаемым между страховщиком и страхователем. Она зависит от нескольких факторов: оценочной стоимости материальных ценностей, степени их износа перечня рисков, размера суммы возмещения, величины франшизы. Приблизительный размер стоимости можно определить с помощью онлайн калькуляторов. Точная величина определяется при обращении физических и юридических лиц в страховую компанию для заключения договора. Страховщики предлагают разные условия, разнообразные типы страховых полисов, из которых граждане или компании могут выбрать оптимальные, соответствующие их целям.

Экономическая целесообразность страхования имущества

При страховании имущества объектом страхования выступает имущественный интерес, связанный с риском утраты (гибели), недостачи или повреждения имущества, принадлежащего страхователю (выгодоприобретателю) на основании закона, иного правового акта или сделки (ст. 929 ГК РФ и ч. 4 ст. 4 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1). Страхование обеспечивает создание экономических условий и гарантий для возмещения убытков, связанных с повреждением или гибелью имущества, вследствие наступления неблагоприятных обстоятельств (страховых случаев).

Сразу отметим, что обязательное страхование имущества законодательно не предусмотрено. Анализ норм Положения № 640, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640, и Требований № 186н, утвержденных Приказом Минфина РФ от 31.08.2018 № 186н, показывает, что взносы на добровольное страхование имущества в этих актах напрямую не поименованы. Следовательно, учредители и АУ свободны (в рамках своих полномочий) проводить собственную политику по страхованию имущества.

Порядок страхования государственного и муниципального имущества определяется его собственниками путем издания соответствующих нормативных актов. Так, в Московской области здания, помещения и объекты движимого имущества, переданные государственным учреждениям, подлежат страхованию. При этом страхователями выступают органы государственной власти региона, а страховые взносы выплачиваются за счет средств, предусмотренных на эти цели в расходах бюджета Московской области на соответствующий финансовый год. В Новгородской области страхование имущества вменено в обязанность учреждений, которые владеют им на праве оперативного управления.

По мнению автора, наиболее соответствует духу отношений между учредителями и подведомственными автономными учреждениями порядок страхования, принятый в Якутии. Он заключается в следующем. Недвижимое и особо ценное движимое имущество, находящееся в оперативном управлении государственных бюджетных, автономных учреждений Республики Саха (Якутия), страхуется за счет субсидий на финансовое обеспечение выполнения госзадания на оказание государственных услуг (выполнение работ). Соответственно, главным распорядителям средств вменено в обязанность включить расходы на страхование в субсидию на содержание имущества, переданного в оперативное управление подведомственным республиканским бюджетным и автономным учреждениям. Если же имущество приобретено АУ за счет доходов от разрешенной деятельности, правительство Якутии рекомендует учреждениям страховать такое имущество за счет собственных средств, что укладывается в логику положений ч. 8 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ (самостоятельное распоряжение доходами) и ст. 263 НК РФ (право списания расходов на добровольное страхование в уменьшение базы по налогу на прибыль).

Итак, краткий анализ нормативной базы показывает, что источниками покрытия затрат на уплату страховых взносов являются:

  • средства учредителя, если собственник имущества сам заключает и оплачивает договор;

  • субсидии на госзадание, если страховые взносы включены в состав нормативных затрат на оказание госуслуг;

  • экономия средств субсидий на госзадание (по согласованию с учредителем);

  • доходы от платной деятельности.

При этом инициаторами заключения договоров добровольного страхования могут выступать:

  • учредитель как собственник имущества;

  • автономное учреждение, например в отношении объектов, подвергаемых повышенному риску (в частности, автомобилей);

  • собственники (владельцы) имущества при предоставлении автономным учреждениям имущества в безвозмездное пользование или аренду;

  • банк, кредитующий АУ, при залоге имущества.

Теперь рассмотрим юридические аспекты процедуры страхования на основе сформировавшейся судебной практики.

Кто останется в выигрыше?

Если страховка носит добровольный характер и граждане, которые отказались платить взносы, могут рассчитывать на такую же поддержку государства, как и граждане, которые платили точно в срок, то возникает вопрос о целесообразности такой страховки.

Разница все же есть. В частности, у граждан, которые застраховали свое жилье, будет больше вариантов для маневра. Например, они могут оперативно получить денежное возмещение от страховой компании и купить себе жилье самостоятельно. Если они не захотят заниматься этим, то могут просто получить в собственность от государства жилье. А государство получит от страховщика деньги.

А вот гражданам без страховки придется в порядке общей очереди ждать жилья от государства. Это единственный выход для них, который, возможно, потребует больше времени, чем в случае с гражданами, которые обладают страховкой.

Закон также внес небольшую, но очень важную поправку. Если раньше граждане, которые не застраховали свои жилье, получали от государства новое жилье на условиях соцнайма, то теперь им будут передавать квадратные метры только в собственность. Споры по этому пункту шли несколько лет и только теперь данный момент принял окончательный вид.

Ключевые моменты закона

Нормативный акт ФЗ 320 не обязывает страховать жилые помещения. Он определяет, что каждый регион может устанавливать возможности добровольного страхования квартир и домов.

Ключевыми моментами в законе являются:

  1. Формируется единая система в части страхования недвижимого имущества.
  2. На добровольных началах создаются специальные программы помощи по возмещению ущерба, который наступил в результате чрезвычайной ситуации. Причём в рамках таких программ может быть оказана помощь пострадавшим и за счёт средств, заложенных в региональном бюджете. Такие проекты позволяют стимулировать оформление страховки имущества.
  3. Предусмотрена возможность перестрахования обязательств страховщиков в национальной перестраховочной компании из расчета: риск утраты имущества – 95%; риск повреждения – 60%.

Кроме того, закон является рамочным, что позволяет региональным властям на местах формировать программы по возмещению ущерба жилью на основании его страхования.

В программах по возмещению ущерба в обязательном порядке должно содержаться:

  • порядок страхования жилых объектов, расположенных на территории РФ, а также основание по выплате страхового возмещения;
  • определение круга лиц, которые не являются владельцами жилищного фонда, но имеют право его страховать;
  • перечень основных рисков, при которых обязательно производится выплата возмещения;
  • продолжительность действия страхового договора, сроки рассмотрения заявок на выплату возмещения, а также размер выплаты, который определяется исходя из страхового случая.

В законе определено, что регулятором деятельности страховщиков является ЦБ. Он устанавливает минимальные тарифы для страхования имущества.

На первом этапе действие закона распространяется на 14 пилотных регионов: Московская, Ленинградская, Свердловская, Тверская, Новосибирская, Белгородская, Тюменская, Омская области, город Санкт-Петербург, а также Красноярский, Забайкальский, Пермский, Хабаровский и Краснодарский край.

Законодательное регулирование

Пункт 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации устанавливает, что «каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь». ОМС (обязательное медицинское страхование), финансируемое из средств государственного бюджета или бюджетов субъектов РФ и других источников гарантирует получение помощи в экстренных ситуациях, угрожающих жизни человека, и должна оказываться даже при отсутствии полиса, бесплатно.

До января 2011 года страховая деятельность в стране регулировалась Законом РФ №1499-I от 28 июня 1991 г. «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (последняя редакция от 24.07.09). Он определял основные понятия, правила, участников и их взаимодействие, регулировал работу страховых компаний и медицинских учреждений. Закон рассматривал ДМС как дополнительный к ОМС тип страхования. С прекращением действия этого документа добровольное медстрахование стало независимым видом деятельности. А с 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон №326-ФЗ от 29 ноября 2010 г. «Об обязательном медицинском страховании в РФ», затрагивающий следующие вопросы:

  • Определение и принципы системы ОМС;
  • Роль государства и субъектов РФ в страховании;
  • Взаимодействие между участниками договора медстрахования;
  • Источники финансирования ОМС;
  • Программы ОМС и входящие в них услуги;
  • Договорные отношения между страховщиками, страхователями и ЛПУ;
  • Осуществление контроля и надзора.

Однако данный Федеральный закон не рассматривает добровольное медицинское страхование, поэтому большинство судебных тяжб и остальная юридическая практика в области ДМС опираются на разрозненные законодательные акты, а также на Правила страхования, которые разрабатывает сам страховщик, объединение страховщиков или государство. Обычно в таких правилах оговариваются основные положения договора медстрахования.

Возврат страховки: реален или нет

Как уже говорилось, вернуть страховую премию в настоящее время проблематично – это условие должно быть прописано в договоре добровольного страхования, в противном случае заемщик вынужден идти в суд, платить госпошлину (ответчик ее вернет, если заемщик выиграет дело) и доказывать свою правоту.

С новой редакцией закона страховая компания или банк будут обязаны вернуть часть уплаченной страховой премии, так как это будет напрямую прописано в законе.

В настоящее время говорить о действии нововведений пока сложно, так как новая редакция Закона пока не вступила в силу, считает заместитель председателя правления VestaBank Алексей Федоров:

То, что банки или страховые компании будут обязаны возвращать страховку при досрочном погашении кредита – это точно, ведь в противном случае заемщик гарантированно защитит свои интересы в суде.

Но возможна и другая ситуация. Не по любой страховке можно вернуть уплаченную премию, а только по добровольному страхованию жизни и здоровья, а также по страхованию от потери работы – они напрямую зависят от потребительского кредита, то есть обеспечивают его выплату. Возможно, банки «придумают» другие виды страхования, которые не будут прописаны в законе, как обязательные к возврату. Такой точки зрения придерживается партнер юридической компании Александр Павловский:

Если банки «придумают» новые виды страхования, то заемщикам будет проблематично возвращать части уплаченной страховой премии.

Многие заемщики, узнав об изменениях, решили, что любой банк теперь будет обязан вернуть часть уплаченной страховой премии. Это мнение ошибочное – теперь все будет зависеть от условий кредитного договора.

Есть в кредитном договоре именно банк выступает в качестве стороны страховых отношений (банк предложил и оформил с согласия заемщика страховку через партнера), то в этом случаем именно банк и вернет страховку, затем страховая компания перечислит указанную сумму на счет банка. А если в кредитном договоре прописано условие о сниженной процентной ставке при оформлении страховки, но заемщик самостоятельно подает документы в страховую компанию, то именно компания будет возвращать страховку.

Еще один вопрос, в котором ошибаются многие заемщики – что это нововведение внесет какие-либо изменения на практике. Здесь ответ однозначный – нет: по факту заемщики и сейчас могут вернуть часть страховки при досрочном погашении потребкредита, правда, чаще всего, им приходится обращаться для этого в суд.

Поправки просто облегчат процедуру возврата, то есть заемщикам не придется обращаться в суд. Им будет достаточно составить и подать в банк или страховую компанию соответствующее заявление, после чего сумма страховки будет возвращена в течение 7 рабочих дней, отметил партнёр юридической компании Андрей Шевченко:

С 1 сентября условие о невозможности возврата части страховой премии повлечет за собой признание кредитного договора недействительным.

Чем же регулируется ДМС?

На сегодняшний день нормы, регулирующие добровольное медстрахование, точнее их отдельные его части, термины, понятия и некоторые правовые ситуации можно найти на страницах двух основных актов — в Гражданском кодексе РФ и Законе РФ №4015-1 от 27 ноября 1992 г. «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Так, основные вопросы страхования рассматриваются во второй части ГК РФ (48 глава). В соответствии с п. 1 статьи 927 ГК РФ страхование осуществляется на основании договоров, «заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком)». В 934 и 940 статьях вводится понятие «договора личного страхования».

В соответствии с ним страховщик должен оплачивать медицинские услуги, предоставляемые застрахованному лицу при наступлении страхового случая, в размере, не превышающем страховую сумму, а страхователь должен внести страховые взносы. Договор заключается в письменном виде. В статье 942 приведены существенные условия договора: застрахованное лицо (им может стать страхователь или другой человек), страховые случаи, сумма страхования, срок действия договора. Согласно 943 статье условия договора определяются правилами, действующими в страховой компании (или объединении СК), а страхователь и страховщик могут «договориться об изменении или исключении отдельных положений правил страхования и о дополнении правил».

Закон РФ №4015-1 охватывает такие вопросы, как цели страхования, участники страховой деятельности, и предлагает основные определения: страховой риск, сумма, премия, тариф, случай, финансовое обеспечение страховых компаний, надзор в сфере страхования. Согласно Закону №4015-1 правила страхования имеют силу внутреннего нормативного документа страховой компании и должны соблюдаться обеими сторонами, заключающими договор. Помимо этого юридическую силу имеют и документы, подписанные сторонами сделки по осуществлению добровольного медстрахования.

Закон о коммунальной страховке

3.08. 2020 на официальном портале правовой информации был опубликован ФЗ № 320 от 3-го августа 2018-го года “О внесении…” (далее – ФЗ № 320).

Чуть позднее – 6-го и 7-го августа соответственно – состоялось опубликование в других официальных изданиях:

  • Собрании законодательства РФ;
  • Российской газете.

ФЗ № 320:

  • был принят Государственной Думой 26-го июля 2018-го года;
  • был одобрен Советом Федерации 28-го июля того же года;
  • подписан Президентом Российской Федерации В. В. Путиным;
  • вступит в юридическую силу с 4-го августа 2019-го года (кроме положения, предусматривающего создание ЕАС “Жилье” – Единой автоматизированной системы страхования жилых помещений, которое вступило в силу уже в сентябре 2018-го года).

Несмотря на то, что на момент подготовки материала специалистами нашей редакции ФЗ № 320 еще не вступил в силу, некоторые управляющие компании уже включали соответствующую строку об оплате страховой премии за страхование жилья в рассылаемые собственникам квитанции ЖКХ. Спешим развеять опасения — это всего лишь связано с тем, что нормы ФЗ № 320 начали реализовываться еще до его вступления в силу в рамках пилотного проекта в 7 субъектах РФ, Москва в перечень которых не входит:

  • 1 город федеральной значимости — Санкт-Петербург;
  • и 6 областей — Ленинградская, Московская, Свердловская, Тверская, Новосибирская и Тюменская.

О СТРАХОВАНИИ

Глава I. Общие положения

     1. Настоящий Закон регулирует отношения в области страхования между страховыми организациями и гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями, отношения страховых организаций между собой, а также устанавливает основные принципы государственного регулирования страховой деятельности.     2. Отношения в области страхования регулируются также другими актами законодательства Российской Федерации, принимаемыми на основе настоящего Закона.     3. Действие настоящего Закона не распространяется на государственное социальное страхование.  

     Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).  

     1. Страхование может осуществляться в добровольной и обязательной формах.     2. Добровольное страхование осуществляется на основе договора между страхователем и страховщиком. Правила добровольного страхования, определяющие общие условия и порядок его проведения, устанавливаются страховщиком самостоятельно в соответствии с положениями настоящего Закона. Конкретные условия страхования определяются при заключении договора страхования.     3. Обязательным является страхование, осуществляемое в силу закона. Виды, условия и порядок проведения обязательного страхования определяются соответствующими законами Российской Федерации.  

     Объектами страхования могут быть не противоречащие законодательству Российской Федерации имущественные интересы:     связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователя или застрахованного лица (личное страхование);     связанные с владением, пользованием, распоряжением имуществом (имущественное страхование);     связанные с возмещением страхователем причиненного им вреда личности или имуществу физического лица, а также вреда, причиненного юридическому лицу (страхование ответственности).  

     1. Страхователями признаются юридические лица и дееспособные физические лица, заключившие со страховщиками договоры страхования либо являющиеся страхователями в силу закона.     2. Страхователи вправе заключать со страховщиками договоры о страховании третьих лиц в пользу последних (застрахованных лиц).     3. Страхователи вправе при заключении договоров страхования назначать физических или юридических лиц (выгодоприобретателей) для получения страховых выплат по договорам страхования, а также заменять их по своему усмотрению, до наступления страхового случая.  

     1. Страховщиками признаются юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством Российской Федерации, созданные для осуществления страховой деятельности (страховые организации и общества взаимного страхования) и получившие в установленном настоящим Законом порядке лицензию на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации. Законодательными актами Российской Федерации могут устанавливаться ограничения при создании иностранными юридическими лицами и иностранными гражданами страховых организаций на территории Российской Федерации.     Предметом непосредственной деятельности страховщиков не могут быть производственная, торгово-посредническая и банковская деятельность.     2. Юридические лица, не отвечающие требованиям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, не вправе заниматься страховой деятельностью.  

     Юридические и физические лица для страховой защиты своих имущественных интересов могут создавать общества взаимного страхования в порядке и на условиях, определяемых Положением об обществе взаимного страхования, утверждаемым Верховным Советом Российской Федерации.  

Общие сведения о законах в сфере страхования

Все федеральные законы, которые регламентируют страховую деятельность, условно делятся на две категории:

  1. Законы прямого действия, которые разработаны с целью регулирования сферы страхования в целом или отдельных видов страхования. В этой группе можно выделить ряд законов, которые относятся к страхованию в общем, законы, которые направлены на регулирование отдельных видов страхования, а также законы, разработанные для регулирования государственного страхования.
  2. Законы непрямого действия, в которых только отдельные статьи затрагивают вопросы страховой сферы. Данные законы, в основном, регулируют отдельные виды деятельности и в некоторых случаях обязуют физических или юридических лиц страховать свою ответственность, жизнь, здоровье, имущество и иные объекты согласно закону. Примерами таких законов могут служить Закон от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», Закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и т.д. В данную группу также можно отнести законы, которые части регламентируют страховую деятельность, например, Закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Отдельно можно выделить Гражданский кодекс РФ (раздел IV, статья 48 «Страхование»), который также регулирует основные аспекты отношений между страхователем и страховой компанией, а также отношений по заключению и исполнению условий договора страхования.

Замечание 1

Основным законом общего характера, который регулирует страховую деятельность, является Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ».

Данный Закон разработан с целью регулирования отношений между субъектами (физическими и юридическими лицами), которые занимаются деятельностью в сфере страхования или которые принимают в ней участие, отношений по проведению контроля за субъектами страховой деятельности со стороны государственных органов страхового надзора, а также другие отношений, которые связаны со страховой сферой.

Действие ФЗ № 4015-1 не распространяет свое действие на обязательное страхование вкладов граждан в кредитных учреждениях, а также на страхование кредитов, предоставляемых во время экспорта, и на страхование рисков, возникающих в ходе предпринимательской и политической деятельности.

Дополнением к данному ФЗ служат различные постановления и нормативные акты, которые разработаны Банком России, регулирующие такие важные стороны осуществления страховой деятельности, как лицензирование, правила формирования и размещения денежных средств страховых резервных фондов и т.д.

Еще одним законом общего характера, регулирующим деятельность обществ взаимного страхования, является Федеральный закон от 29.11.2007 № 286-ФЗ «О взаимном страховании».

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации