Андрей Смирнов
Время чтения: ~14 мин.
Просмотров: 0

Статья 7. учредитель

Спорный момент

На телевидении существуют различные программы, темы которых касаются разоблачения разнообразных нарушений. Большая часть из них направлена, как утверждают их авторы, на защиту потребительских прав. В таких программах журналисты осуществляют проверку качества продукции и услуг, предоставляемых населению. При этом далеко не всегда съемки проходят без скандалов. Однако журналисты, осуществляя свою деятельность, ссылаются на закон о СМИ. «Ревизорро» — одна из таких программ, наделавшая достаточно много шума.

В настоящее время юристы и представители разных ведомств ведут споры о правомерности деятельности журналистов. Некоторые специалисты говорят о том, что ведущие программы нарушают права собственника, другие, напротив, высказываются положительно о действиях. Если опираться на закон о СМИ, то в нем не установлено каких-либо прямых запретов. Однако действия журналистов можно рассматривать в рамках иных нормативных актов, и в этих случаях можно установить ряд нарушений, которые повлекут разного рода ответственность (вплоть до уголовной).

Поправки в законе о СМИ

1 сентября 2012 года вступили в силу поправки (принятые в июле 2011 года) в Закон о СМИ, заявленная цель которых — предостеречь детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.[источник не указан 1011 дней]

Ограничение иностранного капитала в СМИ

С февраля 2016 года закон «О СМИ» (статья 19.1) ограничивает участие иностранных юридических и физических лиц (в том числе россиян с двойным гражданством) в капитале российских СМИ: теперь они могут прямо или косвенно владеть и контролировать до 20 % акций или долей. Соответствующий законопроект № 604509-6 был принят Госдумой 26 сентября 2014 г. «За» высказались 95,6 % депутатов. Ранее действовало ограничение в 50 % и только для теле- и радиокомпаний.

Ужесточение ограничений авторы поправок депутаты Государственной думы Вадим Деньгин (ЛДПР), Владимир Парахин («Справедливая Россия») и Денис Вороненков (КПРФ) объяснили «холодной информационной войной» против России и «деофшоризацией» экономики.

По разным оценкам, поправки затронули 30-35 % российского медиарынка, однако СМИ связали принятие документа в первую очередь с газетой «Ведомости» и журналом Forbes: именно они больше всего писали на серьёзные экономические и общественно-политические темы и имели при этом независимую редакционную политику.

Обзор документа

Скорректированы Законы о СМИ и связи.

Закон о СМИ дополнен термином «обязательные общедоступные телеканалы и (или) радиоканалы».

Установлены категории телерадиоканалов, относящихся к обязательным общедоступным. Это, во-первых, теле- и (или) радиоканалы, определяемые Президентом РФ. Во-вторых, телеканалы, получившие право на эфирное цифровое наземное вещание с использованием позиций в мультиплексе на всей территории России.

Операторам связи запрещено вносить изменения в теле-, радиопрограммы и (или) иные аудиовизуальные, звуковые, текстовые сообщения и материалы. Данное ограничение не действует, если возможность изменения предварительно согласована с вещателями каналов, а также в предусмотренных законодательством случаях. Кроме того, операторам нельзя взимать плату за трансляцию обязательных общедоступных телерадиоканалов с вещателей, а также за просмотр и (или) прослушивание таких каналов с абонентов.

Оператор обязательных общедоступных телерадиоканалов принимает сигнал для их трансляции путем присоединения своей сети связи к сети оператора, ведущего эфирную наземную трансляцию таких телерадиоканалов, а также цифровую трансляцию телеканалов в составе мультиплексов. Если это невозможно — путем приема сигнала, передаваемого в эфир радиоэлектронным средством указанного или иного оператора, либо присоединения своей сети связи к сети другого оператора. При этом заключать договор о присоединении сетей связи не требуется. Отсутствие технической возможности нужно подтвердить письменным заключением оператора, осуществляющего эфирную наземную (в т. ч. цифровую) трансляцию каналов.

Если присоединение к сети связи вышеназванного оператора состоялось, последний обязан уведомить об этом вещателя каналов. Кроме того, он должен сообщить ему о точке присоединения и предоставить сведения об операторе, сеть связи которого была присоединена.

Если присоединение невозможно, оператор обязательных общедоступных телерадиоканалов обязан до начала их трансляции согласовать местонахождение источника сигнала или точки присоединения сетей связи с вещателем канала.

Оператора связи, ведущего эфирную наземную трансляцию обязательных общедоступных телерадиоканалов, а также цифровую трансляцию телеканалов в составе мультиплексов, определяет Президент РФ. Он же устанавливает последовательность позиций таких каналов.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Ограничения

Закон о СМИ запрещает злоупотреблять свободой производства и распространения информации. Это означает, что медиа-продукты не могут использоваться для совершения уголовных преступлений, разглашения тайн, охраняемых законом, распространения сообщений, в которых содержатся публичные призывы к террористической деятельности или поощряется терроризм, прочих экстремистских материалов, а также пропагандирующих культ жестокости и насилия, порнографию.

Закон о СМИ запрещает осуществлять скрытые вставки, применять технические приемы и способы распространения сведений в радио-, видео-, теле-, кинопрограммах, художественных и документальных фильмах, компьютерных информационных файлах, программах по обработке текстов, относящихся к специальным медиа-средствам, которые могут воздействовать на подсознание граждан или сказываться негативно на состоянии их здоровья. Не допускается освещать приемы изготовления и применения, указывать места приобретения запрещенных средств (наркотических, психотропных) и их аналогов, пропагандировать какие-либо преимущества использования тех или иных соединений, предоставлять иные сведения, не подлежащие раскрытию в соответствии с ФЗ.

Основные главы

2124-1

  • 1-6 (Глава 1). Здесь приведены основные термины деятельности СМИ, а также установлен запрет на введение государством цензуры;
  • 7-24 (Глава 2) — отображены основные сведения о регистрации, правовом статусе и перечне прав учредителей СМИ;
  • 25-37 (Глава 3). В этих статьях федерального закона о СМИ указаны сведения о правилах публикации конкретной информации. Также, здесь приведен порядок официальной регистрации и получении государственной лицензии на вещание;
  • 38-46 (Глава 4) — регламентированы правоотношения между журналистами и гражданами РФ или компаниями. Здесь говорится о запросах, получении, отказах или отсрочке необходимой информации;
  • 47-52 (Глава 5) — установлены перечень прав и список обязанностей журналистов. Здесь приведен порядок аккредитации и перечислены несколько правил применения скрытых записей;
  • 53-55 (глава 6). Здесь говорится о регистрации и положении зарубежных журналистов в РФ;
  • 56-62 (Глава 7) — приведены виды ответственности журналистов за конкретные правонарушения.

Согласно ст. 55 ФЗ № 2124-1 от 27 декабря 1991 г., представительства различных зарубежных СМИ в РФ создают только после получения разрешения от МИД России, если иное не предусмотрено конкретными договорами, которые заключены между иностранным государством и РФ.

Внимание! Если за публикацию информации взимают плату, то такое дело считают коммерческим. На информационной продукции, которая предназначена только для некоммерческого использования, ставят пометку «Бесплатно».

Текст закона

С новыми нововведениями должны ознакомиться все редакции, учредители и работники СМИ.

Совет! В тексте вышеприведенного закона есть последние поправки, которые были внесены в 2018 г.

Ключевые понятия

Федеральный закон о СМИ разъясняет основные определения, используемые в медиа-сфере. Среди них:

  1. Массовая информация. Она включает в себя аудио-, печатные, аудиовизуальные и прочие материалы и сообщения, которые предназначены для неопределенного количества лиц. Соответственно, в качестве СМИ выступает периодическое издание, видео-, теле-, радио- или кинохроникальная программа либо иная форма распространения информации.
  2. Продуктом является тираж (его часть) отдельного номера газеты/журнала либо видео-, аудиозаписи, отдельный выпуск теле-, радио-, кинохроникальной программы.
  3. Распространением продукции называют продажу (раздачу, подписку, доставку) информационных материалов и сообщений.
  4. Специализированным СМИ именуется такое медиа-средство, в отношении которого действуют особые правила. Они касаются, в частности, его регистрации и распространения его продукции.
  5. Редакция СМИ — это учреждение, предприятие, гражданин или объединение нескольких лиц, которые осуществляют изготовление и выпуск медиа-продукта. Руководителем выступает главный редактор.
  6. Журналист — лицо, осуществляющее создание, редактирование, подготовку, сбор материалов и сообщений для редакции зарегистрированного СМИ и связанное с ней договорными (трудовыми) отношениями (или занимающееся указанной деятельностью по предоставленным полномочиям).

Закон РФ «О средствах массовой информации»

(в ред. Федеральных законов от 13.01.1995 N 6-ФЗ,от 06.06.1995 N 87-ФЗ, от 19.07.1995 N 114-ФЗ, от 27.12.1995 N 211-ФЗ,от 02.03.1998 N 30-ФЗ, от 20.06.2000 N 90-ФЗ, от 05.08.2000 N 110-ФЗ,от 04.08.2001 N 107-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 25.07.2002 N 112-ФЗ,от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 04.07.2003 N 94-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ,от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ,от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 27.07.2006 N 153-ФЗ, от 16.10.2006 N 160-ФЗ,от 24.07.2007 N 211-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 09.02.2009 N 10-ФЗ,от 14.06.2011 N 142-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ, от 21.07.2011 N 252-ФЗ,от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 05.04.2013 N 34-ФЗ, от 05.04.2013 N 50-ФЗ,от 02.07.2013 N 158-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 14.10.2014 N 305-ФЗ,от 24.11.2014 N 370-ФЗ, от 08.03.2015 N 23-ФЗ, от 13.07.2015 N 257-ФЗ,от 30.12.2015 N 464-ФЗ, от 05.04.2016 N 94-ФЗ, от 03.07.2016 N 280-ФЗ,от 03.07.2016 N 281-ФЗ, от 07.06.2017 N 110-ФЗ, от 29.07.2017 N 239-ФЗ,от 29.07.2017 N 278-ФЗ, от 25.11.2017 N 327-ФЗ, от 18.04.2018 N 83-ФЗ,от 27.12.2018 N 534-ФЗ, от 01.05.2019 N 89-ФЗ, от 06.06.2019 N 131-ФЗ,от 02.12.2019 N 426-ФЗ,с изм., внесенными Постановлением КС РФ от 17.01.2019 N 4-П)

Структура закона

Свод приведенных правил описывает отношения между страной, обществом и людьми с одной стороны, а с другой — СМИ, включая издательства, авторов и редакции.

Глава 1

Главные моменты:

  • провозглашение принципа о свободе СМИ;
  • схема применения этого нормативного акта;
  • невозможность злоупотребления свободой слова.

Также излагаются основы государственной информационной системы.

Правки в закон систематически вносились с момента его создания

Глава 2

Организация деятельности:

  • лица, имеющие право выступать в роли учредителя;
  • структура устава и соответствующих договоров;
  • понятие информационных агентств;
  • схема регистрации и особенности написания заявления;
  • оплата госпошлины;
  • правовые статусы издателя, учредителей и редакций;
  • приостановка функционирования масс-медиа ввиду нарушения законодательной базы;
  • характер прав и обязанностей;
  • извещение властей об иностранном финансировании.

Также освещаются главные принципы анализа аудитории и наименования ответственных за этот процесс организаций.

Глава 3

Продвижение СМИ:

  • механизм распространения;
  • этапы продления, переоформления, приостановки, прекращения, ликвидации и возобновления издательской деятельности;
  • образец лицензии на теле- и радиовещание и период ее действия;
  • особенности вещания в эфире;
  • реестр СМИ;
  • форма заявления на выдачу лицензии;
  • перечень общедоступных теле- и радиоканалов;
  • возможные причины отказа в выдаче лицензии и ее переоформлении;
  • правила продвижения рекламы;
  • принципы лицензионного контроля;
  • нормы хранения используемой и выпущенной продукции;
  • данные об осуществляющих трансляцию операторах связи;
  • обязательные сообщения;
  • искусственные помехи.

Также описываются особенности публикации эротических изданий.

Социальные сети и новостные ленты постепенно изменяют способы потребления продуктов СМИ

Глава 4

Взаимодействие СМИ с другими объектами и субъектами:

  • правовые возможности получения информации;
  • механизм подачи запроса и право на получение данных;
  • возможные причины отказа в предоставлении сведений;
  • опровержение и аргументы для его отказа.

Также этот раздел посвящен принципам обеспечения конфиденциальности.

Глава 5

Права и обязанности журналиста:

  • правила получения аккредитации;
  • нюансы скрытой записи;
  • особый статус.

Злоупотребление журналистом служебным положением недопустимо.

Статья 47. Права журналиста

Глава 6

Международное пособничество:

  • зарубежные корреспонденты;
  • характер и структура договоров между государствами;
  • регламент освещения сведений, полученных из-за рубежа.

Также описаны принципы взаимодействия с иностранными СМИ.

Глава 7

Ответственность за несоблюдение правовых актов о СМИ:

  • особенности освобождения от ответственности и ее принятия;
  • возможные причины несоблюдения законодательной базы в сфере ущемления свободы масс-медиа;
  • механизм обжалования приговора;
  • наказание за злоупотребление свободой СМИ.

За причиненный ущерб положена компенсация.

Наказание работников СМИ за различные нарушения закона


2124-113.15

  • за публикацию или изготовление фильмов, программ с 1 или несколькими скрытыми вставками, конфискуют предмет, при применении которого нарушен закон, и штрафуют на определенные суммы (физлиц — на 2-2,5 тыс. руб., журналистов — на 4-5 тыс. руб., юрлиц — на 40 −50 тыс. руб.);
  • за распространение публичной информации о несовершеннолетнем лице физлицам выписывают штраф в размере 3-5 тыс. руб., журналистам — 30-50 тыс. руб. и юрлицам — на 400 тыс. руб. — 1 млн. руб.;
  • при допущении публичного неуважения к датам и событиям ВОВ юридических лиц штрафуют на 400 тыс. руб. — 1 млн. руб.;
  • при ведении пропаганды экстремизма юридическим лицам выписывают штраф в размере 100 тыс. руб. — 1 млн. руб.;
  • за публикацию гостайны юрлиц штрафуют на 400 тыс. руб. — 1 млн. руб.

Внимание! За несоблюдение ст. 35 ФЗ № 2124-1, по ст. 13.17 КоАП, физлиц штрафуют на 100-300 руб., журналистов — на 300-500 руб

и компании — на 3 000-5 000 руб.

Согласно ст. 59 закона Российской Федерации № 2124-1, к уголовной ответственности привлекают в таких случаях:

  • согласно ст. УК РФ, за клевету штрафуют на 1 млн. руб. как максимум или выписывают штраф в размере ЗП за 1 год, или отправляют на 240 ч. выполнения обязательных принудительных работ;
  • согласно ст. УК РФ, за незаконное вмешательство в частную жизнь гражданина РФ без получения его разрешения выписывают штраф в размере до 200 тыс. руб. или в размере ЗП за 18 мес., или направляют на выполнение 1-2 года исправительных принудительных или 360 ч. обязательных различных работ или арестовывают на 4 мес., или сажают в тюрьму на 2 года как максимум;
  • за любые призывы к началу войны по ст.  УК РФ штрафуют на 100 −500 тыс. руб. или в размере ЗП за 1-3 года или отправляют в тюрьму на 5 лет как максимум и запрещают заниматься журналистикой на протяжении 3 лет.

За нарушение ФЗ № 2124-1 привлекают и к дисциплинарной конкретной ответственности. В этой ситуации выносят выговор, выписывают штраф или увольняют с работы.

Ключевые понятия

Рассмотрим более подробно.


2124-1

  • не содержит недостоверных различных сведений или конкретную недобросовестную информацию;
  • не побуждает потребителей конкретного товара на нарушение различных законов РФ;
  • не подстрекает к совершению насилия, жестокости;
  • не содержит порнографических материалов;
  • не искажает информацию иностранными разнообразным словами и выражениями;
  • не показывает курящих людей и граждан, распивающих алкоголь;
  • в рекламном блоке нет матов и оскорблений;
  • не пропагандирует определенные товары — не является скрытой рекламой.

Также, рекламу не публикуют в обучающих и развивающих детских книгах.

Внимание! Недобросовестной рекламой считают неточные сравнения 1 товара с иной товарной продукцией. Недостоверным является рекламное объявление, в котором нет точных данных о конкретном продукте.

Разрешена ли цензура в РФ


2124-1

В РФ официально запрещено введение цензуры на публикацию печатной информации. Также ФЗ № 2124-1 запрещает создание и субсидирование разнообразных компаний, госорганов или отдельных лиц, в чьи обязанности входит установление подобного запрета.

Важно! Согласно ФЗ № 2124-1 от 27 декабря 1991 г. установление цензуры разрешено только в 1 случае — после введения в РФ военного или чрезвычайного положения.

Ограничения


2124-165.2

Принадлежащие подобным юрлицам или физлицам голоса не учитывают при голосовом подсчете на общем собрании акционеров.

Сбор сведений при КТО

В соответствии со ст. 4 ФЗ РФ № 2124-1-ФЗ журналистам не разрешают публиковать в средствах массовой информации любые данные, которые содержат гостайну. Порядок сбора необходимых сведений в регионе проведения контртеррористической войсковой операции (КТО) определяет руководитель КТО.

Внимание! При освещении КТО журналистам нельзя публиковать информацию о специальных техсредствах, тактике проведения и приемах подобной операции.

Пресса


2124-1

  • все печатные издания должны публиковать следующие данные о себе — наименование издания, перечень учредителей СМИ, ФИО главреда, No выпуска и день его выхода;
  • в газетах должна быть опубликована цена за 1 шт., а также информация о времени подписания в печать, а также приведен ежемесячный тираж, почтовый индекс и адрес нахождения редакции;
  • в прессе не должно быть пропаганды курения, распития алкоголя или оказания медицинских услуг по абортам;
  • на первой полосе газеты или сайта должна быть указана возрастная пометка (18+), если контент только для взрослых.

Важно! С января 2017 г. экземпляры печатных изданий (на бумаге и через интернет) направляют в ИТАР-ТАСС, Роспечать и в Российскую государственную библиотеку (РГБ)

Также, согласно ст. 19.2 ФЗ № 2124-1, издатель предоставляет в эти инстанции информацию о получении денег от иностранных спонсоров.

Регистрация новых СМИ


2124-1

При регистрации в качестве СМИ выполняют такие действия:

  1. Пишут заявление и отправляют его в Роскомнадзор;
  2. Получают уведомление о приеме госорганом заявления. Документ рассматривают на протяжении 1 мес.;
  3. После вынесения положительного решения, Роскомнадзор выдает свидетельство о госрегистрации.

Запрашиваемую гражданином РФ информацию о конкретном учредителе или издателе СМИ в Роскомнадзоре выдают бесплатно на протяжении 5 дней.

Важно! Редакция печатного издания или конкретного телеканала официально работает на протяжении 1 года после получения на руки свидетельства об официальной регистрации в РФ. При пропуске срока продления такого документа его автоматически аннулируют.

Регистрация различных медиасредств


2124-1

  1. Периодические российские печатные — издания, журналы, бюллетени, журналы, которые публикуют не реже 1 раза в год;
  2. Радиостанции;
  3. Различные телеканалы (Первый, Россия 1, НТВ и др.);
  4. Видеопрограммы;
  5. Кинохронику;
  6. Сетевые различные издания.

Внимание! Учредители СМИ проходят обязательную регистрацию в Роскомнадзоре. Также, эти юрлица предоставляют в российские библиотеки экземпляры собственной печатной продукции или хранят на протяжении 1 года записи после каждого телевизионного или радиовыпуска (телерадиовещание).

Освещаемые в законе аспекты

Данный нормативный акт подразумевает пояснение основных концепций, разработанных в сфере СМИ. Ведущие понятия рассмотрены далее.

Отмена цензуры

Самый главный постулат. Каждый субъект масс-медиа наделен правом беспрепятственно получать, запрашивать, передавать и распространять сведения в рамках предусмотренных законом способов. Запрещено принуждение к высказыванию своего мнения либо отказу от него. Свобода слова и мысли предоставляется каждому.

Статья 29 Конституции РФ

Понятие СМИ

Под этим термином в первую очередь подразумевают форму. Это может быть:

  • кинохроникальная программа;
  • печатное издание;
  • видео-, теле-, радиопрограмма;
  • другие разновидности продвижения информации в массах.

В рамках этой формулировки перечень СМИ является открытым. При возникновении новой технологии передачи сведений, это определение не нуждается в изменениях.

Трактовка термина «информация»

Публичная окраска этого термина сигнализирует о его доступности для любой категории лиц. Если у гражданина нет возможности приобрести продукцию в зоне ее распространения, должна быть опция подписки. Периодичность выхода — не реже 1 раза в год. К СМИ предъявляются определенные требования. Они должны обладать следующими характеристиками:

  • иметь постоянное название;
  • быть узнаваемыми;
  • быть пронумерованными;
  • не повторяться в части наполнения, но иметь одинаковое оформление.

Распространение сведений через СМИ подразумевает продажу, доставку, раздачу, оформление подписки и трансляцию материалов.

Согласно букве закона информацией являются любые материалы и сообщения

Определение понятия «журналист»

Человек этой профессии наделен следующими функциями в части освещения информации:

  • сбор и подготовка сведений;
  • создание публикаций;
  • редактирование.

Также в его обязанности входит соблюдение трудовых и прочих договорных отношений, заключенных с издательством.

Главный аспект — юридически оформленная связь с редакцией. При отсутствии соответствующего соглашения, как например, у внештатных корреспондентов, доказательством статуса журналиста считается ссылка в выходных данных издания или временное удостоверение.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации