Андрей Смирнов
Время чтения: ~14 мин.
Просмотров: 25

Ст. 15 конституции рф с комментариями. толкование ст. 15.4 конституции рф

Комментарии.

Определение Конституции как законодательного акта прямого действия, зафиксированное в данной статье, характеризуется её принятием в качестве «Абсолютной нормы». Этот принцип является доказательством легального характера документа, определяет условия действия Конституции существованием в интересах общества.

С помощью Конституции осуществляется эффективное регулирование человеческих отношений в различных сферах жизни общества. Эти отношения регламентируются соответствующими правовыми нормами и законодательными актами. 15-я статья устанавливает режим производства законов, и условия их применения, которые обязательны для соблюдения и исполнения. В противном случае закон не будет иметь юридической силы.

Что касается территориальной направленности применения законов, то здесь действуют положения о всеобщем, независимом от региона или территориального положения, применении.

Разрешение спора между документами внутреннего общероссийского и международного порядка в пользу последних является положительным моментом в развитии международных отношений. Это-залог приобщения России к нормам мирового сообщества.

Дополнительно

Нормативный правовой акт — письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

Кодекс — закон кодификационного характера, в котором объединены на основе единых принципов нормы, регулирующие определенную область общественных отношений.

Обзор структуры нормативных актов

Гражданский кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Налоговый кодекс Российской Федерации

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Институт президентства в России

Законодательная база Российской Федерации, связанная с институтом Президентства невероятно широка. Это объясняется как его наивысшим конституционным статусом, так и широким кругом полномочий во многих областях государственной жизнедеятельности.

Конституция — основополагающий закон РФ

Приведем далее ряд базовых правовых документов, определяющих положение Президента, как избираемого главы российского государства. Сюда же будут включены отдельные акты, части которых регулируют определенные возможности Президента прямо или косвенно влиять на функционирование конкретных общественно-политических институтов, а также на деятельность различных органов государственной власти.

  1. Конституция Российской Федерации. Особенностям положения Президента среди всех ветвей власти отводится целый раздел. Кроме него во многих статьях документа указаны те или иные полномочия руководителя страны по отношению к другим конституционным органам власти.

Конституция РФ

  1. Закон Российской Федерации N. 2446-1 от 1992 г. принятый под общим заголовком закон о безопасности наделяет Президента правом формирования Совета Безопасности страны. Также он председательствует на каждом заседании Совета.

  2. ФКЗ N. 1 от 1994 г., ред. 2018 г. о формировании и статусе Конституционного Суда РФ в части предложения кандидатов на должности судей.

  3. ФКЗ N. 3 от 2014 г., ред. 2018 г. о положении Верховного Суда РФ. Подтверждает полномочия Президента по представлению кандидатов в судьи Верховного Суда, включая Председателя.

  4. ФКЗ N.1 от 2002 г. По нормам закона «О военном положении» Президент, будучи верховным главнокомандующим вправе объявлять о начале и прекращении состояния войны.

  5. ФЗ N. 12 от 2001 г. в ред. 2014 г. очерчивающий круг правовых гарантий, положенных бывшим Президентам и членам их семьи. Закон до сих пор вызывает крайне неоднозначную реакцию у знающих его граждан, так как он фактически снимает с руководителя страны, его ближайших родственников, а также подчиненных ему сотрудников, ответственность за действия во время пребывания у власти.
  6. ФКЗ N. 11 от 2014 г. Поправка в Конституции, по которой Президент вправе назначать/освобождать от должности сенатора – члена Совета Федерации.
  7. ФКЗ N. 6 от 2008 г. Закон, внесший в Конституцию поправку, увеличившую сроки работы Президента и депутатов Госдумы.

  8. ФЗ N. 19 от 2003 г. в ред. 2018 г. устанавливающий нормы проведения президентских выборов, включая выдвижение кандидата, организацию процедур голосования, подсчет итогов, вступление в должность победившего на выборах, присягу.

Президент подписывает закон

Также через инструмент указов Президента устанавливаются отдельные нормы в работе федеральных, например, правительственных органов. Так, через указ Президента была принята Военная доктрина Российской Федерации (N.Пр-2976 – 2014 г.), а также Концепция Внешней политики (посл. ред. указ N.640 – 2016 г.).

Конституция РФ, ст. 15, п. 4: толкование

Одной из наиболее важных проблематик современной правовой системы любого государства, в том числе России, является вопрос юридического статуса международных актов (договоров, конвенций и т. д.). Суть в том, что сфера международного права на сегодняшний день является весьма развитой. Её нормы все больше проникают в национальные законодательства многих государств.

В этом вопросе РФ не является исключением из правил. Ведь наше государство все более активно пытается приобщиться к мировому сообществу и тем тенденциям, которые в нем существуют. Поэтому положение международных нормативных актов закреплено прямо в основном законе. Часть 4 ст. 15 Конституции РФ говорит о том, что межнациональные акты являются частью юридической системы современной России. То есть использование норм международного права не просто допускается, но еще и является само собой разумеющимся моментом.

Конечно, такое положение дел является весьма позитивным, так как РФ может использовать зарубежный опыт в процессе регулирования определенных социальных отношений. Таким образом, толкование ч. 4 ст. 15 Конституции РФ показывает, что международные официальные документы есть весомая часть основного закона.

Обязательность публикации законодательных актов

Нормативные документы, в структуре которых присутствуют правовые положения, имеют большое значение для всей юридической системы государства. Суть в том, что именно благодаря законам и подзаконным актам государство имеет исключительную возможность непосредственного регулирования общества. Поэтому к нормативным документам такого рода выдвигаются довольно серьезные требования, одно из которых имеет конституционный статус. В части третьей основного закона говорится о необходимости официального опубликования всех без исключения законов. Толкование ст. 15 Конституции РФ, а именно представленного элемента нормы, дает возможность разобраться в двух основополагающих особенностях:

во-первых, любой закон создается путем реализации определенной, нормативно установленной процедуры;

во-вторых, официальное опубликование НПА подразумевает собой донесение их положений до населения РФ.

Таким образом, любые законы и другие официальные документы, принимаемые на территории современной Российской Федерации, должны отвечать представленным требованиям в полном объеме. В противном случае их действие будет признано нелегитимным.

РУБРИКАЦИЯ И НУМЕРАЦИЯ ЧАСТЕЙ ТЕКСТА

Текст документа при его значительном объёме требует деления на более мелкие логически связанные структурные элементы. Для научных и технических текстов, текстов документов такими элементами могут быть: разделы, подразделы, пункты, подпункты, части, главы, параграфы и пр. Рубрикация – это система заголовков документа и возглавляемых ими подразделов (рубрик), выражающая логическую или иную связь и соподчиненность обозначаемых ими частей текста (разделов, глав, параграфов и т. п.). Разделы и подразделы должны иметь заголовки. Заголовок раздела (подраздела) состоит из цифры или буквы и тематической части, словесно определяющей содержание или тему рубрики, например:

Пункты, как правило, заголовков не имеют.

Точку в конце заголовка, вынесенного в отдельную строку, не ставят . После заголовка в подбор с текстом точка необходима. Остальные знаки препинания (многоточие, восклицательный, вопросительный знаки) сохраняются. В заголовке из двух самостоятельных, синтаксически не связанных предложений между ними ставят точку, а в конце, по общему правилу, точку опускают.

Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всего документа, обозначенные арабскими цифрами без точки (требование ГОСТ 2.105-95) и записанные с абзацевого отступа. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится (см. Примечание )

Разделы, как и подразделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов.

Если документ не имеет подразделов, то нумерация пунктов в нем должна быть в пределах каждого раздела. Номер пункта должен состоять из номеров раздела и пункта, разделенных точкой. В конце номера пункта точка не ставится (см. Примечание ).

Если документ имеет подразделы, то нумерация пунктов должна быть в пределах подраздела и номер пункта должен состоять из номеров раздела, подраздела и пункта, разделенных точками.

Если раздел или подраздел состоит из одного пункта, он также нумеруется.

Если текст документа подразделяется только на пункты, они нумеруются порядковыми номерами в пределах документа. Пункты при необходимости могут быть разбиты на подпункты, которые должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого пункта, например: 4.2.1.1, 4.2.1.2, 4.2.1.3 и т. д.

Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления. Перед каждой позицией перечисления ставится дефис или, при необходимости ссылки в тексте документа на одно из перечислений, строчная буква, после которой ставится скобка. Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа, например:

Каждый пункт, подпункт и перечисление записывают с абзацного отступа.

— статья закона может подразделяться на части, пункты, подпункты и абзацы.

Толкование.

  1. Первая часть 15-й статьи Конституции объясняет само понятие основного закона, и определяет причину присвоения ему такого названия. Эта часть гласит, что Конституция является основным законом с высшей юридической силой и прямым действием.
  2. Важным моментом закона, согласно второй части 15-й статьи, можно считать и принцип его территориального распространения.
  3. В части третьей основного закона упоминаются условия, необходимые для принятия того или иного законодательного акта. В том числе и условие необходимости официальной публикации любого принятого постановления.
  4. Четвертая часть статьи регламентирует вопросы о юридическом статусе международных документов. (Это договора, конвенции, и т. п.). Нормы международного права используются в качестве части основного закона при осуществлении международных отношений.

Начать легко:

За 15 лет работы – ни одной жалобы от клиентов Посмотреть

Только положительные отзывы и рекомендации реальных клиентов Читать

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Денис Шашкин практикующий с 2003 года юрист, адвокат. Специализация: арбитражные дела, недвижимость и строительство, сделки, корпоративные споры, взыскание долгов. Подробнее

В ГПК и АПК РФ часть статьи, обозначенная арабской буквой, именуется частью (напр. ч. 1 ст. 49 АПК РФ). В ГК РФ это же называется пунктом (напр. п. 1 ст. 365 ГК РФ).

Согласно документу, который называется «Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов» (направлены письмом Аппарата ГД ФС РФ от 18.11.2003 N вн2-18/490) правильной является система, которая применяется в ГПК и АПК РФ. Однако указанный документ не является правовым актом и имеет лишь силу рекомендаций.

Кроме того, есть еще законы, где составные части статьи не нумеруются. Например, так построен Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности». Технически это очень не удобно, т.к. чтобы дать ссылку на составную часть статьи приходится отсчитывать абзацы, а например, в ст. 11 указанного закона их целых 17.

Когда арабских цифр нет, то суды путаются, называя составные части статей то пунктами, то частями. Но если посмотреть законы о внесении изменений в Закон о банковской деятельности, то видно, что законодатель называет составные части статьи частями.

Получается, что система ГК РФ, где статья делится на пункты, выбивается из общепринятых правил?

При этом надо сказать, в судебных решениях ссылки на ГК РФ тоже делаются по разному. Например, в Постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2016 по делу N А43-24096/2010 сделана ссылка на пункт 3 части 1 статьи 387 ГК РФ. Ссылка сделана верна с точки зрения указанных выше рекомендаций, но в соответствии с устоявшимися традициями правильно отсылка будет звучать подпункт 3 пункта 1 статьи 387 ГК РФ.

Почему же при ссылке на нормы ГК РФ традиционно применяются другие правила, чем при ссылке на АПК и ГПК РФ? И какие правила все-таки являются верными, когда статья делится на пункты или на части? Мы знаем, что в ГК РФ пункты, а в АПК и ГПК РФ части, но как понять как сделать правильную отсылку на иные законы? Каждый раз смотреть, как делают ссылки судьи в судебных актах или законодатель, внося в закон изменения, слишком долго и неудобно.

И откуда вообще пошли эти правила (часть или пункт) исторически, какова история вопроса?

P.S. Кстати, в спс Консультант плюс тоже путаница. Напротив статей там есть синие квадратики со значком i. Если наводишь мышкой к этому квадратику, то появляется надпись, например: «Дополнительная информация к «Пункт 1». Так вот, в УК почему-то используется «пункт», хотя там на самом деле части. В других законах тоже ошибки встречал.

  • 36444
  • рейтинг 1

Гарант независимости

Глава державы выступает в качестве гаранта суверенитета государства. Им определяются главные направления военной политики страны, утверждается система нацбезопасности и военная концепция. Кроме этого, он является руководителем Вооружённых Сил РФ, иными воинскими организациями, органами, что обеспечивают нацбезопасность. С помощью Главы державы ведутся переговоры, подписываются международные соглашения в сфере обеспечения суверенитета РФ.

Когда возникает непосредственная угроза или агрессия против Российской Федерации, Президент вправе объявить мобилизацию (частичную или полную), ввести военное положение, наделить силой акты времён войны, сформировать органы власти на время военного положения, отдать приказ на проведение военных операций.

Срок полномочий президента РФ

Президент РФ приступает к исполнению своих обязанностей ровно с момента принятия присяги. Соответственно прекращение президентства – по истечении срока пребывания на посту и принятия присяги новоизбранного Президента России. Досрочно прекращается в таких случаях:

  • отставка;
  • стойкая неспособность выполнять принадлежащие обязанности в связи с состоянием здоровья;
  • отрешение от должности.

С учетом этого избрание Президента РФ должно произойти не позже 3-ох месяцев с наступления момента, когда досрочно прекращены исполнения обязанностей. Если Президент РФ по определённым причинам не может исполнять свои полномочия, их на время выполняет Председатель Правительства России. Нужно отметить, что у него нет права осуществлять следующие действия:

  • роспуск Государственной Думы;
  • назначение референдума;
  • внесение предложений о поправках в Конституцию РФ;
  • пересматривать положения Конституции РФ.

Комментарии (34)

Есть Методические рекомендации Госдумы. В них сказано, что статьи закона должны делится на части, номер части пишется через точку, а части делятся на пункты с номером и скобкой. Но для «старых» законов даже при изменениях используется структура, которая имеется в таком законе.

Методические рекомендации по юридико-техническому оформлению законопроектов»(направлены письмом Аппарата ГД ФС РФ от 18.11.2003 N вн2-18/490)

9. . Обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа.Наименование статьи печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера статьи, после которого ставится точка.Если статья не имеет наименования, то точка после номера статьи не ставится и обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа полужирным шрифтом.Статья подразделяется на части.Части статьи обозначаются арабской цифрой с точкой.Части статей подразделяются на пункты, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающейкруглой скобкой.Пункты подразделяются на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита сзакрывающей круглой скобкой. :

105. На законодательные акты, которые были приняты до утверждения настоящих Методических рекомендаций, но не противоречат им, также распространяется действие настоящих Методических рекомендаций.Например, в полной мере Методические рекомендации будут действовать в отношении ранее принятого федерального закона, в котором статьи разделены на структурные единицы, пронумерованные арабскими цифрами с точкой, если никаких ссылок в тексте данного законодательного акта на то, чем является данная структурная единица (частью или пунктом), нет.106. В отношении ранее принятых законодательных актов, не полностью отвечающих требованиям настоящих Методических рекомендаций, они будут применяться в той части, в какой это допустимо без изменения или нарушения их формы и содержания (например, без учета разработанной настоящими Методическими рекомендациями структуры статьи).При ссылках на структурные единицы существующих законодательных актов, внесении в них изменений и признании утратившими силу структурных единиц законодательных актов следует применять те обозначения структурных единиц, которые уже используются в данных законодательных актах.

Дополнительно

Нормативный правовой акт — письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

Кодекс — закон кодификационного характера, в котором объединены на основе единых принципов нормы, регулирующие определенную область общественных отношений.

Обзор структуры нормативных актов

Гражданский кодекс Российской Федерации

Трудовой кодекс Российской Федерации

Налоговый кодекс Российской Федерации

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

Права и обязанности Президента РФ по Конституции

В наши дни одной из главных поправок, внесённых в Конституцию России, является обнуление сроков правления Путина. Это значит, что последующий Глава государства не сможет быть на этом посту больше, чем два раза. Действующее правило с уточнением «подряд» разрешало Путину по истечении восьмилетнего главенствования «пересесть» в кресло премьера, и уже в 2012 году обратно возвратиться на пост Главы РФ длительностью в два срока. Теперь это исключено.

Вместе с тем, глава государства теперь будет иметь больше власти, чем премьер-министр и правительство. Премьеру положено «организовывать» работу Кабинета Министров, исходя из указаний Главы державы, но никак не определять основные векторы его работы. Президент РФ обладает правом назначения и отправления в отставку ряда министров, преимущественно это силовой блок – главы МЧС, МВЛ, МИД, Министерства обороны. Прочие будут предложены премьер-министром, утверждение будут осуществлять депутаты.

Станет больше сенаторов, назначенных Президентом в Совет Федерации. Кроме того, семь из них смогут занимать этот пост пожизненно. Судьи теперь будут больше зависеть от Главы РФ. Президент имеет право увольнять судей Верховного и Конституционного суда, в том числе заместителей и председателей. До этого времени сместить их в случае несоблюдений могла только Высшая квалификационная коллегия судей, а глава РФ мог только их назначить. Теперь в Конституционном суде будет меньшее количество судей – с 19-ти на 11.

У Главы РФ появилась возможность быть на посту пожизненного сенатора, в случае его желания, по наступлению отставки на должности Президента.

Процедура импичмента (отрешения от должности)

Согласно Конституции, президент обладает неприкосновенностью. Однако в случае обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, он может быть принудительно отстранен от должности Советом Федерации, а также предан суду. Обвинение в отношении высшего должностного лица выдвигает Госдума (для этого требуется две трети голосов депутатов), затем его рассматривают Верховный и Конституционный суды. Окончательное решение об отстранении президента от должности принимает Совет Федерации (не менее двух третей голосов) в трехмесячный срок с момента выдвижения обвинения.

Статья 15 Конституции: описание

Многие нормы основного закона имеют большое влияние на положение дел в России. В данном случае ст. 15 Конституции РФ закрепляет юридический статус ключевого нормативного акта державы и его специфику. В структуру этой нормы входит четыре части. Первые две относятся непосредственно к юридическому статусу Конституции. Третья и четвертая части объясняют иные пункты правовой системы государства. Чтобы максимально полно разобраться в положениях ст. 15 Конституции РФ, необходимо рассмотреть все её части в отдельности. Это даст возможность понять специфику основного закона и роль, которую он играет в современной России.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации