Андрей Смирнов
Время чтения: ~16 мин.
Просмотров: 0

Порядок проведения и условия открытого электронного аукциона по требованиям 223-фз

Как проходит электронный аукцион на ЭТП?

Процедура проходит на электронной площадке в назначенный день (который указан в извещении). Днем проведения процедуры считается рабочий день, следующий за датой окончания срока рассмотрения первых частей заявок. При этом, если в закупочную документацию включена проектная документация согласно п. 8 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ, то  ЭА проводится через 4 часа после того, как истек срок подачи заявок.

Аукцион идет на снижение цены. Снижаемый шаг аукциона — от 0,5% до 5% НМЦК. Участники должны снижать цену в пределах указанного шага.

Требования к ценовым предложениям:

1) участник торгов не может подать ценовое предложение:

  • равное ранее поданной им же цене;
  • больше чем было подано до этого;
  • равное нулю;

2) участник не может предложить цену ниже, чем текущая минимальная цена, сниженная в пределах шага торгов;

3) участник не может снизить свою цену, если она в данный момент лучшая;

Если участник предложил такую же цену, как и его оппонент, то в зачет принимается предложение, которое поступило раньше.

Электронная площадка, на которой проводятся торги, фиксирует все ценовые предложения участников, включая и время их подачи.

Участникам дается временной интервал на предложение своей цены, он составляет 10 минут. После подачи каждого ценового предложения счетчик снова выставляется на 10 минут. За это время нужно снова предложить свою цену ниже предыдущего предложения и в рамках установленного шага торгов.  Если в течение временного промежутка не поступает ни одного ценового предложения с более низкой ценой, то аукцион автоматически завершается.

После окончания торгов оператор ЭП размещает протокол проведения процедуры. Это происходит в течение получаса после завершения.

В данном протоколе отражается следующая информация:

  • адрес ЭТП;
  • дата, время начала и окончания торгов;
  • НМЦК;
  • все минимальные ценовые предложения, поступившие от участников и выстроенные по мере убывания с указанием кодов заявок.

Оператор ЭП отправляет протокол заказчику в течение 1 часа после его публикации, а также вторые части заявок участников.

Участники получают уведомления о передаче заказчику вторых частей заявок на рассмотрение.

Помимо этого, оператор отсылает заказчику первые части заявок в соответствии с ч. 3.1 ст. 66 44-ФЗ, если в закупочную документацию включена проектная документация согласно п. 8 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ.

Задача оператора заключается в обеспечении бесперебойной работы площадки. ЭА должен быть проведен без перерывов. Участники должны быть в равных условиях. Ст. 68 44-ФЗ должна быть реализована полностью.

Схема «Таран», что делать, если попали в нее

Кроме тех схем, которые мы перечислили, есть также и серые стратегии. Одна из них — схема «Таран». Суть ее в том, что 3 организации заранее договариваются о сценарии торгов. Два из которых в агрессивной стратегии сбивают цену «ниже плинтуса». Третий же участник на завершающем этапе занимает третье место на полпроцента ниже жертвы схемы. При рассмотрении вторых частей у первых двух победителей оказывается вместо лицензий фотография тещи или каких-то документов не хватает. В итоге контракт забирает участник с третьего места, а четвертый кусает локти из-за того, что мог предложить цену значительно ниже, но не стал этого делать, так как решил, что контракт разыграют первые два участника.

Поэтому предлагайте ваш экономический минимум на торгах. Для этого у вас есть завершающий этап, где вы можете предложить цену не ниже победителя. Еще можете обратиться в суд и признать торги, которые проходили по этой схеме, недействительными. Такие выводы сделал Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в решении по делу № А10-3052/2018 от 04.07.2019.

Исключения из правил

Есть ли исключения, когда закупку продукции из Перечня № 616 разрешается проводить не в электронной форме? Оказывается, есть:

  • сумма сделки не превышает 100 000 рублей;
  • сделка или товар (группа товаров) входят в утвержденный перечень, информация о которых не подлежит размещению на официальном сайте;
  • информация, содержащаяся в извещении, документации о закупке или проекте договора содержит сведения, относящиеся к государственной тайне;
  • потребность в закупке возникла вследствие аварийной ситуации, непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также в целях предотвращения угрозы их возникновения. В этой части заказчикам рекомендуется иметь документальное подтверждение, что действительно сложились обстоятельства непредвиденной силы, которые было невозможно предсказать. Если возникла авария, лучше составить подтверждающий акт. В идеале такой акт должен быть подписан не только сотрудниками заказчика, но и третьими незаинтересованными лицами. Но если у заказчика возникает слишком много чрезвычайных и непредвиденных ситуаций – это повод контролерам задуматься, соответствуют ли данные акты действительности. Возможно, акты поддельные;
  • закупка подходит под условия закупки у единственного поставщика в соответствии с Положением о закупке, утвержденным заказчиком. Эта норма означает, что, по сути, заказчик может вовсе не проводить закупку из Перечня № 616 в электронном виде, а обойтись закупкой у единственного поставщика. Если пропишет такое право в своем Положении о закупке, конечно. Но такая находчивость заказчика фактически является злоупотреблением, т.к. «в чистом виде» не соответствует целям и принципам законодательства о контрактной системе. Скорее всего, по мере вступления в силу поправок в 223-ФЗ, такая практика станет невозможной. Поэтому заказчикам рекомендуется адаптироваться к электронным формам закупочных процедур и учиться работать на электронных торговых площадках.

Заказчик своим Положением может расширить перечень товаров, работу, услуг, который он будет закупать в электронной форме. Принимая добровольно на себя такую обязанность, заказчик несет и ответственность за исполнение этих обязанностей.

Необходимые документы для участия

Документационное обеспечение процедуры электронного аукциона является очень важным, так как от правильности подготовки всего пакета зависит признание проведения самой процедуры и ее итогов легитимными. При этом тщательная подготовка всех документов является обязанностью и заказчика, и потенциального исполнителя по контракту или договору.

Для заказчика

Так, заказчик обязан подготовить для проведения закупки в форме электронного аукциона следующие документы:

извещение. В данном документе отражается информация о самом заказчике, о предмете закупки, а также о времени проведения процедуры и сроках подачи заявки, а также о ключевых особенностях процедуры, изучив которые, потенциальный участник принимает решение о возможности или невозможности участия в конкретном закупочном мероприятии (например, о необходимости внесения обеспечения заявки на участие). Кроме того, в тексте извещения публикуются данные о тех электронных торговых площадках, услуги которых будут использованы для проведения закупки. Извещение должно быть опубликовано в Единой информационной системе в сфере закупок за исключением тех случаев, когда такая публикация запрещена законом или не требуется в силу особенностей закупочного процесса;

документация к закупочному мероприятию

Ее оформлению заказчику необходимо уделить особое внимание, так как именно на основании документации будет происходить подготовка потенциальным участником закупки его заявки на участие, а также оценка самим заказчиком в лице его комиссии такой поданной заявки. В тексте документации необходимо не только описать все те сведения, которые касаются проводимой закупки, но также и сформировать те требования, которые будут предъявляться к потенциальным участникам закупки, чтобы добиться от них предельного соответствия и, как итог, законного, со всех точек зрения, участия в проводимой процедуре

Отдельного внимания в документации к закупке заслуживает не только описание предмета закупки, но также и формирование тех требований, которые предъявляются к такому предмету, в частности, в техническом задании. При этом необходимо учитывать, что описание технических характеристик закупаемого предмета должно быть четким, но не содержать дополнительные требования, которые могут ограничить возможность участия широкого круга потенциальных исполнителей и тем самым привести к оспариванию результатов проведенной процедуры;

проект контракта или договора. Данный документ оформляется, как правило, в виде приложения к документации о закупке и включает основные условия, которые должен будет соблюсти победитель процедуры после подписания этого документа. Оформляется проект пустым в полях, посвященных контрагенту заказчика, а также итоговой цене. Однако все сведения, касающиеся предмета закупки, но без расшифровки конкретных свойств относительно точных технических характеристик, должны быть указаны в полном объеме (точные технические характеристики в проект контракта вносятся только после того, как был определен победитель процедуры, и им были предоставлены сведения о таких характеристиках).

Дополнительным документом, который будет подготовлен заказчиком на каждом этапе проведения закупочной процедуры, является протокол о подведении итогов каждого этапа. Этот протокол, как и другие документы относительно проведения закупочной процедуры, подлежит обязательному опубликованию в Единой информационной системе в сфере закупок за исключением случаев, когда такая публикация является запрещенной, с точки зрения действующего законодательства.

Для участника

Если говорить о потенциальном участнике закупочной процедуры, то ему потребуется подготовить специальный пакет документов, который называется заявкой на участие.

Подготовка заявки происходит в соответствии с теми требованиями, которые заказчик определил в документации. Кроме того, в случае возникновения сомнений в правильности оформления данного пакета документов может быть изучено Положение о закупках конкретного государственного или муниципального заказчика.

Однако, как показывает правоприменительная практика, в общий перечень документов, которые должен предоставить потенциальный участник процедуры и исполнитель по контракту или договору, будут входить:

Перечень других документов, обязательных к подготовке, заказчик указывает в документации к закупке, если у него имеется необходимость такие дополнительные документы запросить (например, если закупка будет проводиться среди участников рынка, обладающих статусом субъектов малого предпринимательства, необходимо, чтобы была подготовлена декларация об обладании данным статусом).

Электронная площадка торгов: что это такое и зачем нужно

Торговая площадка – это взаимосвязанный комплекс информационных и технологических решений, призванный упростить взаимодействие продавца и покупателя через глобальную сеть интернет.

Типы цифровых торговых порталов по 44-ФЗ

Все цифровые площадки для проведения сделок можно разделить на следующие виды:

  • Для осуществления торгов с участием государственных заказов. Данные цифровые торговые порталы работают строго по законодательству Российской Федерации и тщательно отбираются соответствующими государственными службами.
  • Для осуществления сделок купли-продажи имущества организаций-должников или банкротов.
  • Для расположения заказов, соответствующих федеральному закону № 44-ФЗ и 223-ФЗ. Электронная торговая площадка такого вида оборудована специальным функционалом, необходимым для проведения сделок в соответствии особенностями законодательства.
  • Для коммерческих клиентов.

Ключевые функции электронных площадок

Среди основного функционала электронных торговых площадок можно выделить:

  • Возможность ознакомиться со списком организаций, работающих на ЭТП. Кроме этого площадки позволяют узнать огромное количество информации об интересующих компаниях.
  • Поиск покупателей и продавцов.
  • Реклама. Сразу же после размещения информации на электронной торговой площадке организация попадает в ЕИС.
  • Непосредственно торговля. Площадки позволяют осуществлять полный комплекс сделок купли-продажи.
  • Проведение сравнительного анализа.

Описание объекта закупки по 223-ФЗ

Рамочный закон 223-ФЗ гораздо более лоялен к правилам описания объекта закупки. Тут не действует запрет на указание конкретной модели, производителя и так далее. Главное, чтобы это было разрешено утвержденным заказчиком Положением о закупке.

223-ФЗ обязывает заказчика лишь установить определенные требования к предмету закупки, а именно:

  • к его безопасности;
  • к его качеству;
  • к разного рода свойствам — техническим, функциональным;
  • если закупается работа — к ее результатам;
  • если закупается товар — к его размеру, упаковке, условиям отгрузки и так далее.

Как подтверждается соответствие предмета закупки предъявляемым к нему требованиям? Это может быть добровольное или обязательное подтверждение. Более подробно об этом можно узнать из следующей таблицы.

Таблица. Подтверждение соответствия объекта закупки условиям документации

Показатель

Подтверждение соответствия

Обязательное

Добровольное

ЦельСоответствие условиям технического регламентаСогласованность национальным стандартам, предварительным национальным стандартам, стандартам организаций, сводам правил, системам добровольной сертификации, условиям договоров
ОбъектыПродукция, выпускаемая в обращение на территории РоссииПродукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются правила
Форма, документДекларирование о соответствии (декларация о соответствии) Обязательная сертификация (сертификат соответствия)Добровольная сертификация (сертификат соответствия)

Какая информация должна содержаться в документации при проведении коммерческого тендера?

В размещаемой документации заказчик (организатор тендера) должен заранее определить:

характеристики и требования к поставляемому товару (выполняемой работе, оказываемой услуге); порядок организации и проведения тендера; процедуру подачи и требования к тендерным предложениям; порядок рассмотрения, сравнения и оценки предложений поставщиков; критерии сравнения и отбора поставщиков (как правило, это цена контракта, сроки исполнения и квалификация поставщика); порядок определения победителя (Важно: В коммерческой организации выбор победителя производится по решению тендерной комиссии, при этом обязательства по выбору победителя нет); условия будущего договора. Помимо этого к документации могут прилагаться рекомендуемые формы для заполнения (форма анкеты, форма тендерного предложения, форма подтверждения опыта выполнения аналогичных договоров и т.д.)

Помимо этого к документации могут прилагаться рекомендуемые формы для заполнения (форма анкеты, форма тендерного предложения, форма подтверждения опыта выполнения аналогичных договоров и т.д.).

Пошаговая процедура

Электронный аукцион предполагает прохождение нескольких этапов, которые прописываются заказчиком в Положении о закупках.

Этап 1. Подготовительный.

Сведения об аукционе включаются заказчиком в план закупок, который размещается в ЕИС. Только после планирования заказчик может организовать торги.

В процессе подготовки к открытому аукциону по 223-ФЗ заказчику необходимо разработать закупочную документацию и разместить ее в ЕИС. Также заказчик может создать закупочную комиссию, которая будет ответственна за определение победителя.

При необходимости скорректировать закупочный план заказчик обязан опубликовать в ЕИС новый план закупок, а также документ, который содержит перечень изменений по плану.

Этап 2. Размещение извещения и закупочной документации по закупке в ЕИС.

При необходимости внесения изменений в закупочную документацию заказчик должен разместить информацию об этом в ЕИС в течение 3 дней. Если документация была изменена позднее, чем за 15 дней до окончания приема заявок, то срок подачи заявок необходимо продлить.

Этап 3. Получение дозапросов по закупке.

Любой участник аукциона может подать запрос на предоставление ему разъяснений по закупочной документации. При этом заказчик вправе предоставить ответ в течение 3 рабочих дней. Разъяснения в обязательном порядке публикуются в ЕИС. Законом предусмотрены предельные сроки для направления дозапросов: это можно сделать не позднее, чем за три дня до окончания срока приема предложений от участников.

Этап 4. Прием заявок от участников.

Когда закупка проводится в электронном формате на ЭТП, заказчику не нужно самостоятельно вести прием и регистрацию заявок от участников. Это действия осуществляет непосредственно оператор ЭТП.

От каждого участника принимается только одна заявка в установленные законом сроки. До конца срока проведения электронного аукциона заявку допускается отозвать или изменить. Если аукцион проводится в электронной форме, то предварительно участнику необходимо пройти аккредитацию на электронной торговой площадке и авторизоваться в личном кабинете.

При многоэтапной аукционе участники одновременно передают две части заявок, но заказчику открывается доступ к ним поэтапно.

Этап 5. Рассмотрение поданных заявок от участников.

В течение сроков, указанных в закупочной документации, комиссия оценивает поступившие заявки и на основании этого допускает или не допускает участников до торгов. В ходе аукциона максимальная цена договора снижается на один шаг (обычно он устанавливается в процентном отношении к максимальной цене контракта).

В некоторых случаях заявку могут не принять. Например, если была превышена цена договора; участник предоставил недостоверные сведения; участник не соответствовал требованиям закупки; участник ранее заключал договоры с заказчиком, которые были расторгнуты по решению суда или инициативе заказчика; при несоответствии товаров и услуг требованиям закупки; если сведения об участнике есть в реестре недобросовестных поставщиков; если отсутствовало обеспечение по заявке.

Этап 6. Оценка поступивших заявок.

В ходе окончательной оценки поданные участниками заявки ранжируются от самого выгодного до самого невыгодного ценового предложения.

Этап 7. Проведение торгов.

Все заявки, которые прошли предварительный отбор, допускаются до торгов. Участники делают ставки в рамках аукциона анонимно (каждому участнику присваивается номер). Снижать цену в ходе торгов участники вправе только в пределах шага аукциона.

При упрощенном типе аукциона после рассмотрения заявок проводятся торги. Если аукцион одноэтапный, то побеждает первый участник, который предложил самую низкую цену договора.

Этап 8. Объявление переторжки.

Переторжка в ходе аукциона проводится при условии, что Положение о закупке содержит такую возможность. Переторжка может проводиться среди всех участников либо выступать формой борьбы за лидерство между двумя поставщиками. Участвовать в переторжке допускается только на добровольной основе.

Этап 9. Заключение договора с победителем.

После определения победителя заказчик вносит в проект договора сведения о цене контракта и направляет его участнику.

Максимальные сроки для подписания договора составляют 20 дней после публикации итогового протокола в ЕИС. При необходимости получения одобрения на закупку от ФАС сроки подписания договора можно продлить.

В случае если победитель аукциона уклоняется от подписания договора, то информация о нем в обязательном порядке передается в реестр недобросовестных поставщиков.

Стоит отметить, что заказчик может заключить договоры с несколькими участниками, если такая возможность предусмотрена Положением о закупке.

Крупнейшие торговые площадки электронных торгов

На текущий момент значимыми цифровыми порталами, на которых проводятся госзакупки, являются:

  • Сбербанк АСТ.
  • Государственный торговый портал Росэлторг.
  • Площадка РТС тендер.
  • Национальный портал для проведения финансовых сделок ММВБ.
  • Место для электронных торгов Заказ РФ.
  • Российский аукционный дом.

Сбербанк АСТ

Цифровой портал образовался в 2009 году. Сбербанк АСТ предназначается для агрегации торговых заказов для нужд государства, и действует в соответствии с положениями законодательства РФ, а именно ФЗ № 94.

Сайт торгового портала позволяет:

  • Производить закупки, подчиняющиеся закону №223.
  • Совершать сделки по реализации имущества банкротов, приватизации и аренду.
  • Проводить полный спектр закупочных мероприятий.

Этп сбербанк специально для малых предприятий и начинающих предпринимателей проводит обучение тонкостям функционирования площадки. Записаться на обучение по 44-ФЗ можно прямо на сайте:

Росэлторг

Электронная торговая площадка является одной из крупнейших в РФ. Функционировать данная платформа начала в 2005 году. Вначале здесь проводились исключительно аукционы для правительства Москвы и других субъектов РФ. Начиная с 2009 года портал стал открыт для всех.

Среди функций электронной площадки можно отметить:

  • Проведение электронных торговых операций по 223-ФЗ .
  • Возможность реализации имущества и неликвидов.

РТС Тендер

Электронная площадка была отобрана ФАС и Минэкономразвития в 2010 году. На текущий момент на данной платформе активно проводятся торговые операции по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Благодаря великолепному функционалу торговой площадки имеется возможность интеграции с любыми системами закупок и исполнения контрактных обязанностей.

Согласно информации 2015 года более 90% всех торговых сделок на данной площадке проводятся в рамках муниципальных или государственных контрактов.

  • Проводить операции купли-продажи в соответствии с 44-ФЗ и 223-ФЗ.
  • Осуществлять коммерческие закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ.
  • Реализовывать имущество должников и банкротов.
  • Производить торговые операции с участием различных активов.

Площадка ММВБ для торгов по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Этп ммвб является одной из пяти федеральных платформ для проведения закупок по государственным заказам, регулирующимся 44-ФЗ и 223-ФЗ. В начале 2017 года был проведен ребрендинг обозначения торговой площадки с ЭТП ММВБ на национальная электронная площадка.

Платформа позволяет производить операции по 44-ФЗ такого характера:

  • Закупки в соответствии с федеральными законами 44-ФЗ и 223-ФЗ.
  • Сделки для проведения капитальных ремонтов многоквартирных домов.
  • Торги по приватизации государственной собственности.

Платформа Заказ РФ

Торговая площадка обслуживает примерно три процента всех проводимых государственных закупок. За 2016 год на платформе Заказ РФ было размещено более пятидесяти тысяч предложений по 44-ФЗ на сумму более ста миллиардов рублей. Большая часть заказов, расположенных на площадке, относятся к Татарстану, однако, сама платформа относится к федеральным.

ЭТП Заказ РФ обслуживает клиентов по следующим вопросам:

  • Закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Основными заказчиками по данному виду торгов являются Верховных суд РФ, Спецстрой, Финансовый университет и ОАО КМЗ.
  • Обслуживание и ремонт многоквартирных домов.
  • Торги по реализации имущества должников и банкротов по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Российский аукционный дом

Торговая площадка действует уже достаточно давно, однако, на проведение операций по федеральному закону 44-ФЗ она была аккредитована лишь в конце 2016 года. Данная система входит в список площадок, прошедших комиссию в министерстве экономического развития.

Торговая платформа уполномочена проводить такие операции:

  • Сделки по ФЗ 44.
  • Продажа имущества банкротов по 44-ФЗ.
  • Закупочные мероприятия по государственным контрактам по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Подготовка к закупочной деятельности

Для желающих участвовать в госзакупках существуют следующие необходимые этапы:

  1. Цифровая подпись должна быть зарегистрирована в любом удостоверяющем центре.
  2. На портале государственных услуг необходимо зарегистрироваться.
  3. На сайте, регулирующем вопросы госзакупок, также следует зарегистрироваться.
  4. Формулирование положений.
  5. Создание и последующее размещение на сайте документации, включающей план проведения мероприятий по закупкам.
  6. Необходимо завершить настройку профиля на государственном сайте закупок.
  7. Предоставление полной и конкретной документации лицам, задействованным в данном процессе.

После осуществления всех вышеперечисленных мероприятий, лицо становится непосредственным участником конкурса. По его итогам с одним из конкурсантов и заключается контракт.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации