Андрей Смирнов
Время чтения: ~17 мин.
Просмотров: 0

Правовые отношения в сфере образования

Общие характеристики субъекта воспитательно-образовательного процесса

Среди основных субъектных особенностей, носящих общий характер, важно отметить следующие:

  • Субъект так или иначе предполагает объект.
  • Субъект образовательного процесса наделен конкретной, индивидуальной формой реализации. Необходимо дополнить, что коллективный субъект может быть представлен в каждом человеке, и наоборот.
  • Субъект является общественной категорией по форме (способам, методикам инструментам) своего воздействия (практического или познавательного).
  • Деятельность, регулируемая сознательным образом, всегда считается субъектной, в ней и происходит формирование и последующее развитие субъекта образовательного процесса.
  • Под субъектом индивидуальной деятельности необходимо понимать лицо, которое действует сознательно.
  • Субъектность определяется по системе отношений между людьми. Речь идет об активности, пристрастности.
  • Под субъектностью следует понимать целостность деятельности, бытия, самосознания и общения.
  • Субъектность – не что иное, как динамичное начало, которое появляется и исчезает. Оно не может существовать без действия со стороны субъекта образовательного процесса.
  • Под субъектностью целесообразно понимать категорию интерпсихическую.

Важно дополнить, что И.А. Зимняя в число субъектных характеристик человека включает также его особенности и как личности в качестве субъекта образовательного процесса (ребенок, например, так или иначе будет отличаться от других детей чертами характера, поведением)

По Е.А. Климову, в нее входят мотивы, направленность; отношение к деятельности, себе и окружающему миру; саморегуляция, которая выражается в следующих качествах: собранность, терпеливость, организованность, креативность, самодисциплина, интеллектуальные особенности индивидуальности, а также эмоциональность.

Предмет образовательного процесса

Предметом процесса образования как деятельности комплексного субъекта, то есть тем, на что она направляется, являются ценности общественного сознания, система способов деятельности, знаний, передача которых со стороны преподавателей встречается с конкретными методиками их освоения обучающимися. Если способы освоения совпадают с теми методами действия, которые предлагают педагоги, то комплексная деятельность способна доставить удовлетворение обеим сторонам. Если же в данной точке есть расхождения, то нарушается и общность предмета в целом.

В соответствии с учениями С.Л

Рубинштейна, важной характеристикой субъекта деятельности является то, что он и формируется, и получает развитие в ней. Названное положение относится не только к развитию учащегося (как принято считать в обществе), но и к совершенствованию непосредственно преподавателя, а также к его саморазвитию

Стоит заметить, что специфика процесса образования заключается во взаимоосуществляемости и взаимодополняемости этих двух явлений. То есть, развитие учащегося предполагает непрерывное саморазвитие преподавателя, которое служит условием развития ученика. Важно знать, что идеальный комплексный субъект процесса образования представлен П.Ф. Каптеревым как одно образовательное поле, поле развития и учения. Субъекты инклюзивного образовательного процесса являются обреченными на саморазвитие, внутренняя сила которого выступает источником, а также импульсом развития и роста каждого из них.

Преподаватели как субъекты процесса образования

Следует знать, что психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса осуществляют именно преподаватели. В главе 5 Закона об образовании определяется правовой статус руководящих, педагогических и других работников учреждений, занимающихся образовательной деятельностью, а также права и свободы педагогов, гарантии их осуществления.

Признание за преподавателями особого общественного статуса, формирование приемлемых условий для реализации ими профессиональной деятельности, мероприятий по социальной поддержке, направленных в первую очередь на обеспечение их высокого уровня в профессиональном плане, условий для эффективного исполнения профессиональных задач, относительное повышение значимости в социуме, престижа труда педагогов – все это закреплено на уровне законодательства, действующего на территории страны. Необходимо отметить, что преподаватели наделены целым рядом прав. Отсюда формируются соответствующие принципы их деятельности:

  • Свобода преподавания.
  • Свобода от стороннего вмешательства в профессиональную работу.
  • Выражение собственного мнения.
  • Свобода выбора и дальнейшего применения методик, форм и средств воспитания и обучения, обоснованных на педагогическом уровне.
  • Право на разработку и последующее применение авторских методов и программ воспитания и обучения в рамках осуществляемой образовательной программы общего типа, отдельного учебного курса, предмета, модуля (дисциплины); право на творческую инициативу.

Необходимо иметь в виду, что в рабочее время педагогов в зависимости от той должности, которую они занимают, включается воспитательная, преподавательская (учебная) работа; индивидуальные занятия с учащимися; творческая, научная и, конечно же, исследовательская деятельность; другая работа педагогов, предусмотренная должностными (трудовыми) обязанностями и (или) планом индивидуального характера. Сюда же целесообразно отнести методическую, организационную, подготовительную, диагностическую деятельность; работу по ведению мониторинга; занятия, предусмотренные планами физкультурно-оздоровительных, воспитательных, творческих, спортивных и других мероприятий, которые проводятся с обучающимися.

На что учитель имеет право?

Начнём с того, что учитель может делать. Данная информация прописана в статье 47 “Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации”

Обучающиеся и их родители, читая закон, обращают внимание только на свои права и обязанности, чтобы их отстаивать. Они не задумываются, что учителя тоже люди, и у них есть права

Учитель имеет право на:

  • Защиту профессиональной чести и человеческого достоинства. В интернете есть видео, как ученики издеваются над учителями: позволяют себе высказываться в их сторону любыми словами и понимают, что им за это ничего не будет. Ведь учитель же “не имеет права”. Однако учитель может и имеет право на высказывание в корректной форме претензий и замечаний к ученику. Да, нельзя выгонять ученика с урока или ставить двойку в журнал за поведение, но вы можете высказать ученику, что так делать нельзя, и никто вас за это не “засудит”.
  • Условия необходимые для осуществления учебно-воспитательного процесса. Школа обязана предоставить вам кабинет и все необходимые учебные материалы. Проблема в том, что не все классы достаточно хорошо оборудованы (сделан ремонт, есть все необходимые принадлежности и т.д.). Главное, чтобы это никак не угрожало здоровью ученика.
  • Возможность участвовать в управлении школой в соответствии с уставом школы. А также предлагать свою кандидатуру на любую должность в коллективе. Ваши идеи или предложения могут улучшить учебный процесс и атмосферу в школе. Не бойтесь что-то предлагать и высказываться.
  • Выбор учебных пособий, методик обучения и методов оценки знаний. Вы можете выбирать и готовить все необходимое, чтобы эффективно выполнять свою работу. Другой вопрос — сможет ли школа все это вам обеспечить? Не факт. Но творческая инициатива не будет наказуема. Главное, чтобы она не мешала процессу изучения того, что есть в учебном плане школы.
  • Обращение индивидуально или в коллективе с заявлениями, предложениями или жалобами. Мы знаем, что родители могут писать заявления или жалобы. Учителя тоже имеют на это право, но никто об этом не говорит.

Если ваши права нарушены вы может обращаться к директору школы и классному руководителю ученика.

Если у вас сложный случай: обычные замечания и вызов родителей в школу не дает никаких результатов, то вы можете написать в отдел полиции по делам несовершеннолетних.

Если у вас сложности с коллегами, то можете обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Да, у учителей не большой выбор для защиты прав, по сравнению с учениками и их родителями, но главное, делать хоть что-то для разрешения ситуации.

Невмешательство в профессиональную деятельность. А с чем мы сталкиваемся довольно часто в школах? Именно с этим. Родитель может высказать свое мнение об учебном процессе, поделиться своими целями и какой он хочет видеть результат. Но он не имеет права указывать, как вы должны делать свою работу. Вы можете в корректной форме объяснить родителям, что вы квалифицированный специалист, который знает свое дело. Старайтесь не доводить такие ситуации до конфликтов.

Предупреждение о замене уроков заранее, отгул после работы в праздничные и выходные дни и оплату в двойном объеме за работу в законные выходные

Здоровье учителя очень важно. Для того, чтобы оно было в норме, нужен отдых

Поэтому не стоит соглашаться работать все время, даже в праздничные дни. Также вы вправе отказаться от выполнения административной работы, которая не входит в ваши обязанности. Все прекрасно понимают, что учителей в школе немного, и мало кто хочет идти сейчас работать в школу. Но лучше откажитесь от работы, чем впоследствии по состоянию здоровья не работать вовсе. Берегите себя!

Два аспекта, на которых учитель может настаивать:

  • чтобы учащиеся соблюдали правила школы;
  • чтобы родители посещали собрания и создавали все условия для учебного процесса детей (обеспечивали необходимыми школьными принадлежностями, следили за режимом сна и т.д.)

Ответственность публичных образований

Выступление в гражданском обороте предполагает не только приобретение прав, но и несение на равных с иными участниками гражданского оборота началах обязанностей, в том числе связанных с бременем ответственности.

Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме

    1. имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также
    2. имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Особенности ответственности публичных образований:

  1. Юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам, и наоборот, кроме случаев, предусмотренных законом.
  2. Российская Федерация не отвечает по обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
  3. Субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации.

Таким образом, гражданским законодательством на публичные образования распространен принцип самостоятельной ответственности субъектов гражданского права (пп. 2-5 ст. 126 ГК). Это означает, что РФ, ее субъекты, муниципальные образования и созданные ими юридические лица (унитарные предприятия и учреждения) не отвечают по обязательствам друг друга. Данный принцип в равной мере применим:

    1. к случаям несения договорной ответственности, т.е. ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых муниципальными образованиями обязанностей по договорам;
    2. к случаям несения внедоговорной ответственности, которая может наступить за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возникших из односторонних действий, либо за вред, причиненный личности или имуществу физического лица и имуществу юридического лица (в частности, специальным деликтом является причинение вреда в результате незаконных действий (бездействия) государственных (муниципальных) органов либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления — ст. 1069 ГК), а также вследствие неосновательного обогащения.

Вместе с тем из правила о самостоятельной ответственности существуют исключения двух видов:

    • прямо установленные законом: публичные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам казенных предприятий (п. 5 ст. 115 ГК) и бюджетных учреждений (абз. 4 п. 2 ст. 120 ГК) при недостаточности имущества последних.
    • в силу принятых обязательств, в частности, публичные образования вправе принимать на себя гарантии по обязательствам других публичных образований и отдельных юридических лиц (п. 6 ст. 126 ГК).

Права образовательной организации

Образовательные организации, как участник отношений интересующего нас характера, имеют не столь солидный перечень прав. Так, им доступно:

  • самостоятельно выбирать содержание дальнейшей программы обучения студентов;
  • выбирать по собственному разумению обеспечение учебно-методического типа;
  • делать выбор в пользу тех или иных реализуемых в рамках процесса передачи знаний образовательных технологий.

Кроме того, каждый преподаватель имеет право на уважение со стороны учеников, и ведение образовательного процесса в пригодной для этого обстановке.

Образовательные отношения подразумевают возникновение у сторон определенного перечня прав

Родители или законные представители в качестве субъектов

Вопрос управления субъектами образовательного процесса – речь идет об учащихся – сегодня стоит достаточно остро. В его решении, реализации соответствующих мероприятий и мер принимают участие не только преподаватели, но и родители или законные представители несовершеннолетних лиц. Стоит отметить, что их обязанности, права, а также ответственность закреплены посредством статей 44-45 Закона об образовании. Так, родители или законные представители обязуются не только заложить базу нравственного, физического, а также интеллектуального развития и роста личности ребенка, в полной мере обеспечить получение им общего образования, но и непрерывно осуществлять полноценную защиту прав и законных интересов учащихся.

Кто является участниками образовательных отношений

Итак, условно можно поделить участников образовательных отношений на две категории. Какие, узнаем в нижеследующей таблице.

Таблица 1. Члены сторон образовательных отношений

СторонаКто входит
Сторона обучающихсяЧленами данной стороны образовательных отношений являются сами несовершеннолетние или совершеннолетние ученики, которые в дальнейшем получат знания, а также лица, являющиеся их законными представителями, то есть:биологические и приемные родители;
усыновители;
опекуны и т.д.
Сторона обучающаяЧленами данной стороны являются сами образовательные учреждения, а также их представители и работники, которые непосредственно и осуществляют деятельность образовательного характера.

Участие в любых отношениях подразумевает возникновение законных прав

Образовательные правоотношения

Образовательные
правоотношения в собственном смысле
слова (преципионные правоотношения)
 — особый
вид общественных отношений, возникающих
на основе норм образовательного права
между обучающимися (или их законными
представителями), образовательным
учреждением и педагогическими работниками
в связи с организацией, управлением и
осуществлением образовательной
деятельности (образовательного процесса)
определенного уровня и
направленности.
  Комиторные
правоотношения
 —
 все иные правоотношения в сфере
образования, складывающиеся на основе
норм административного, гражданского,
трудового, финансового и иных отраслей
права, опосредованно обеспечивающих
процесс и результат образовательной
деятельности, в целом функционирования
всей системы образования в соответствии
с ее главной целью и общественно-государственной
образовательной политикой

Основное внимание
мы уделим в данном случае образовательным
правоотношениям, поскольку именно они,
как уже говорилось, являются первичными
и смыслообразующими для правового
регулирования всей системы образования. Как и
всякое другое правоотношение, по своему
составу оно складывается из объекта,
субъектов и
 содержания

Как и
всякое другое правоотношение, по своему
составу оно складывается из объекта,
субъектов
 и
 содержания.

Основными объектамиобразовательного
правоотношения выступают:

а) содержание,
объем, уровень и характер приобретаемых
обучающимся (учащимися) и передаваемых
обучающими (педагогами) в ходе
образовательной деятельности
(образовательном процессе) или при
оказании образовательных услуг знаний,
умений, навыков (ЗУН), соответствующих
требованиям государственного
образовательного стандарта и
образовательным программам соответствующего
уровня и направленности образования;

б) условия,
обеспечивающие качество и эффективность
образовательного процесса, т.е. учебной
работы самого учащегося, труда педагога,
организации учебно-воспитательного
процесса со стороны образовательного
учреждения и др.;

в) качество обучения,
выражающееся в соответствии установленным
правовым требованиям процессу и
результатам учебной работы учащихся и
педагогическому труду учителя
(преподавателя);

г) качество
воспитательной деятельности, выражающееся
в обеспечении соответствия содержания
и характера таких личностных черт
учащихся, в частности, их социально-ценностных
и правомерно направленных ориентаций
и установок, которые соответствовали
бы доминирующим в обществе позитивным
моральным ценностям и нормам, выступающими
своеобразными «стандартами» воспитанности
гражданина.

Специфическая особенность субъектов процесса образования

Специфической характеристикой субъектов процесса образования является их мотивационная сфера, которая слагается из двух аспектов. Так, педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса осуществляется ради достижения цели общего характера: «Для учеников и только после этого – для себя». Субъект же учебной деятельности действует в обратном направлении названной схемы: «Для себя для достижения общей цели» как не всегда эксплицируемой и отдаленной перспективы. Общая точка образовательного процесса «для ученика» со стороны преподавателя и «для себя» со стороны учащегося определяет «реально действующий», прагматический – согласно терминологии А.Н. Леонтьева – мотив. Стоит заметить, что именно он характеризует действия комплексного идеального субъекта инклюзивного образовательного процесса, представленного преподавателем и учеником. «Понимаемые» мотивы как бы заложены в основу образовательного процесса. Однако далеко не всегда они в полной мере осознаются не только учеником, но и преподавателем.

Субъекты образовательных правоотношений

Определение 1

Субъектами образовательных правоотношений принято считать участников образовательного процесса, которые вступают друг с другом в правовую связь, в соответствии с каким-либо нормативно-правовым актом.

Следует учитывать, что не любой участник становится субъектом конкретного правоотношения, так как в одной ситуации участник образовательного процесса может выступать как субъект правоотношения, в другом может таковым не являться. Например, преподаватель, ведущий занятие, является, с одной стороны, субъектом образовательного правоотношения, в связи с тем, что вся его педагогическая деятельность находится в рамках определенных нормативно-правовых актов (его принятие на работу, выплата ему заработной платы в соответствии со своей квалификацией и т.п.).

С другой же стороны, конкретный педагогический процесс, который связан с выбором, применением преподавателем особых специфических методов и приемов преподавания, связанный с применением и разнообразных психологических приемов, постановкой педагогических, психологических и нравственных отношений с обучающимися, не урегулирован нормативно-правовыми актами. В описанных ситуациях педагог самостоятельно выбирает систему действий, полагаясь на общие принципы и положения, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, Доктриной образования в Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании».

Все субъекты обычно формируют в группы по различным критериям, так же происходит и в образовательных отношениях. Наиболее удачной формой группирования субъектов образовательных отношений представляется следующая:

  1. Индивидуальные субъекты. В эту группу включаются: ученик, учитель, студент, директор образовательного учреждения.
  2. Институциональные субъекты. В эту группу входят: образовательные учреждения, подразделения образовательных учреждений, государственные органы, осуществляющие управление образованием, а так занимающиеся его финансированием и т.д.

Замечание 2

Главная юридическая характеристика, которая выражает их правовое качество- это правосубъектность — это закрепленная в законе Российской Федерации способность субъектов (индивидуальных, институциональных) обладать субъективными правами и обязанностями в области образовательных отношений.

Для участия в образовательном отношении субъект должен обладать дееспособностью и правоспособностью.

Правоспособность является предусмотренной нормами права способностью лиц обладать субъективными правами, а так же нести юридические обязанности. Данное явление никак не зависит от лица, лишь является внешней необходимостью, которая закреплена действующим законодательством Российской Федерации.

Согласно закону негосударственные образовательные организации создаются лишь в форме некоммерческой организации. В связи с этим коммерческие организации не признаются субъектом правоотношений в этой сфере и не могут обладать правоспособностью.

Понятие, связанное с возникновением, изменением или прекращением конкретных правоотношений, охватывается определением «дееспособность», ей называется способность субъекта входить в конкретное правовое отношение, приобретать права и обязанности, а так же осуществлять и исполнять их.

Законодательство в области образования регламентирует допуск граждан к осуществлению педагогической деятельности в образовательных учреждениях, в связи с этим принимает и их специальную трудовую правосубъектность, которая включает в себя степень проф. подготовки к специальному труду, обученность, возможность выполнения работы в рамках определенной профессии, а так же квалификацию.

Согласно законодательству, к педагогической деятельности в образовательных организациях могут допускаться лица, имеющие образовательный ценз, который определяется положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. Допуск к данной деятельности лиц, которые не имеют образовательного ценза, считается неправомерным.

По способу образования:

Договорная.
Возникают в результате объединения
ранее независимых государств в одно,
для чего подписывается договор об
объединении. В таком договоре даже могут
быть прописаны условия входа (например,
в Конституции США) и выхода (сецессии)
государств из состава федерации
(например, в договоре об образовании
Союза ССР).

Конституционная.
Возникают на базе ранее существовавшего
единого государства. Вопреки
распространенному заблуждению, в
конституциях таких государств, как
правило, прописан принцип территориальной
целостности страны и субъекты федерации
не имеют права свободного выхода из
состава государства (например Германия,
Бразилия, Россия).

От
унитарной и федеративной формы
государственного устройства следует
отличать
конфедерацию,

которая являет­ся не формой отдельного
государства, а формой союза госу­дарств.
Конфедерация не обладает суверенитетом,
который сохра­няется у входящих в
него государств. Конфедерации создаются
для решения общих экономических,
политических, военных и других целей.
Решения, принимаемые органами конфедерации
(которые могут создаваться для координации
совместной де­ятельности), приобретают
обязательную силу лишь после ут­верждения
их всеми членами конфедерации. У
конфедерации нет единой системы
законодательства, общего гражданства,
общей границы. Конфедерации представ­ляют
собой аморфные государственные
образования, иногда они распадаются, в
других случаях играют роль промежуточно­го
звена на пути создания единого государства
(Швейцарский союз (1815-1848)).

Субъекты процесса образования: обучающиеся

В настоящих главах 4 и 5 Закона об образовании предусматривается следующий субъектный состав образовательного процесса:

  • Обучающиеся (ученики, студенты) и их родители или другие законные представители.
  • Научно-педагогические, педагогические, руководящие и другие работники структур, реализующих образовательную деятельность.

Важно отметить, что к обучающимся в учреждениях образования принято относить (в зависимости от освоения разновидности образовательной программы): воспитанников, учащихся; студентов (курсантов); аспирантов; адъюнктов; ординаторов; ассистентов-стажеров; слушателей; экстернов. Обучающимся так или иначе должны предоставляться определенные права: на выбор организации, реализующей образовательную деятельность, а также на формы получения образования; обучение в соответствии с индивидуальным учебным планом, в том числе ускоренное обучение; в рамках осваиваемой образовательной программы наделение учащегося условиями для обучения с учетом характеристик его психофизического развития и, конечно же, состояния здоровья; на участие в создании содержания собственного профессионального образования (стоит дополнить, что названное право может ограничиваться условиями договора касательно целевого обучения)

Обучающимся так или иначе должны предоставляться определенные права: на выбор организации, реализующей образовательную деятельность, а также на формы получения образования; обучение в соответствии с индивидуальным учебным планом, в том числе ускоренное обучение; в рамках осваиваемой образовательной программы наделение учащегося условиями для обучения с учетом характеристик его психофизического развития и, конечно же, состояния здоровья; на участие в создании содержания собственного профессионального образования (стоит дополнить, что названное право может ограничиваться условиями договора касательно целевого обучения).

Обучающимся так или иначе предоставляется право, связанное с выбором факультативных (иными словами, необязательных для конкретного уровня образования, специальности, профессии или подготовительного направления) и элективных (иными словами, избираемых в обязательном порядке) предметов для реализации процесса обучения, курсов, модулей (дисциплин) из списка, предлагаемого учреждением, осуществляющим образовательную деятельность (после получения главного общего образования). Помимо этого, любой учащийся имеет право на освоение – вместе с учебными предметами, дисциплинами (модулями), курсами – в соответствии с осваиваемой образовательной программой иных учебных предметов, дисциплин (модулей), курсов, которые преподаются в организации, реализующей образовательную деятельность, в определенном ей порядке, а также преподаваемых в других учреждениях, занимающихся образовательной деятельностью, учебных предметов, дисциплин (модулей), курсов; на освоение нескольких ключевых профессиональных образовательных программ одновременным образом. Необходимо дополнить, что речь идет именно о программах, которые должны зачитываться структурой, реализующей образовательную деятельность, в названном ей порядке.

Формирование субъекта в системе взаимоотношений

Специфика субъекта процесса образования отражает и такую важнейшую характеристику, как формирование и дальнейшее развитие субъекта в системе его отношений с иными лицами. Образовательный процесс в педагогической системе любого типа представлен различными людьми или их коллективами (сегодня существуют преподавательские, учительские, классные и другие разновидности коллективов). Именно поэтому проблема, связанная с коллективным субъектом, то есть взаимодействием субъектов образовательного процесса, в настоящее время является самостоятельным звеном, производственной и учебно-воспитательной проблемой, вопросом взаимоотношений учеников (Я.Л. Коломинский) и коллектива учителей. Это частный случай социальной общности (А.И. Донцов, А.В. Петровский, Е.Н. Емельянов и так далее).

Таким образом все субъекты процесса образования характеризуются как общими, то есть присущими субъекту деятельности, познания, жизни в общем, особенностями, так и специфичными для них как субъектов именно процесса образования, в котором и выявляются соответствующие характеристики. Лишь сейчас, в полной мере рассмотрев понятие, общие и специфические черты, а также вопрос отношений субъектов образовательного процесса, целесообразно перейти непосредственно к субъектам и их описанию.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации