Андрей Смирнов
Время чтения: ~17 мин.
Просмотров: 1

34 статья 44 фз: описание, изменения, текст

33 статья 44 ФЗ: содержание, последние изменения

Комплекс проблем в российском госзаказе стало невозможно решить в рамках внесения изменений в действующее законодательство РФ, поэтому возник вопрос о разработке принципиально нового закона.

Закон N 44-ФЗ регулирует отношения, связанные с прогнозированием и планированием обеспечения государственных и муниципальных нужд в товарах, работах и услугах, осуществлением закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, мониторингом, контролем и аудитом за соблюдением требований, предусмотренных данным законом. Порядок госзакупок, прописанный в Законе N 94-ФЗ*(1), заменен федеральной контрактной системой в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — контрактная система). Контрактная система — совокупность участников контрактной системы в сфере закупок и осуществляемых ими, в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок (далее — ЕИС), в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд.

В число участников контрактной системы в сфере закупок входят: федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы, органы исполнительной власти субъектов РФ по регулированию контрактной системы, иные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования и контроля в сфере закупок, государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», заказчики, участники закупок, в том числе признанные поставщиками (подрядчиками, исполнителями), уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, специализированные организации, операторы электронных площадок (ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о КС) призван полностью заменить Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Закон о КС по сравнению с Законом N 94-ФЗ уточнил предмет регулирования законодательства в сфере государственных закупок. Теперь в него вошли планирование государственных закупок, мониторинг этих закупок, аудит в указанной сфере и контроль в сфере закупок.

Более традиционный предмет регулирования — заключение гражданско-правовых договоров, направленных на удовлетворение государственных или муниципальных нужд, в Законе о КС уточнен внешне не существенно, но значимо, поскольку оно разрешает проблему применения законодательства о госзакупках к заключению договоров на приобретение недвижимости и аренды имущества.

В настоящее время судебная практика решает вопросы применения Закона N 94-ФЗ к договору купли-продажи недвижимости и к договору аренды движимого и недвижимого имущества следующим образом:

  • Закон N 94-ФЗ не применялся к договору купли-продажи недвижимости, в котором публично-правовое образование выступает на стороне покупателя*(1);
  • Закон N 94-ФЗ применялся к договору аренды движимого имущества при соблюдении таких условий: контракт заключается в интересах специального субъекта (государственного или муниципального образования, бюджетного учреждения), целью его заключения выступает удовлетворение государственных или муниципальных потребностей, финансирование этих потребностей осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов*(2).

Закон о КС разрешил обозначенные выше проблемы положительно. Подпунктом 3 п. 1 ст. 1 Закона о КС установлено, что данный Закон регулирует отношения, касающиеся заключения гражданско-правового договора, предметом которого среди прочего является оказание услуги, в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества. 

Письмо Минфина России от 2 июня 2020 г. N 24-03-08/47181 Об особенностях изменения условий контракта

7 августа 2020

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее — Департамент), рассмотрев обращение по вопросу применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) в части изменения условий контракта, в рамках своей компетенции сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

Также, Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.

Вместе с тем, в рамках компетенции Департамента полагаем необходимым отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ законодательство о контрактной системе основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Согласно части 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона N 44-ФЗ, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.

Частью 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ установлено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии с частью 4 статьи 33 Закона N 44-ФЗ требований к их предоставлению.

При исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 Закона N 44-ФЗ.

Согласно статье 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Таким образом, Законом N 44-ФЗ установлено, что исполнение контракта должно происходить в соответствии с условиями, предусмотренными извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт. При этом изменение существенных условий контракта возможно только в случаях, предусмотренных статьями 34 и 95 Закона N 44-ФЗ.

На основании изложенного, возможность изменения предмета контракта путем заключения дополнительного соглашения Законом N 44-ФЗ не предусмотрена.

Заместитель директора Департамента Д.А. Готовцев

Чем отличается контракт от договора в госзакупках

Государственные и муниципальные закупки в РФ регулируют федеральные законы от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” и от 18.07.2011 № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”.

Соглашения между заказчиком и исполнителем в госзакупках считаются контрактами. Но наряду с ними существуют и договоры.

Чем отличается договор от контракта в госзакупках? Для получения ответа необходимо обратиться к положениям Закона № 44-ФЗ. Согласно нему контракт – это специфический вид договора, который регулирует отношения сторон в сфере поставок или же оказания услуг для государственных, муниципальных учреждений. Главными отличительными особенностями контракта в системе госзакупок являются:

  • одна из сторон – госорган, субъект федерации или муниципалитет;
  • есть конкретный срок действия;
  • инициатором прекращения контрактных отношений всегда выступает заказчик;
  • обязательная письменная форма;
  • в случае расторжения исполнители обязательно получает денежную компенсацию.

Помимо основных отличительных особенностей есть и другие критерии. Рассмотрим их в таблице 2.

Таблица 2. Разница между контрактом и договором в госзакупках

Заключение и процедура оформления

Заключение производится только после завершения торгов и тендера. Проведение тендера – обязательное условие. В противном случае – это нарушение ст. 93 Закона № 44-ФЗ

Тендеры и торги не проводятся. Поставщик услуг или товаров делает оферту. Заказчик выступает в роли акцепта оферты

Согласно ст. 54 Закона № 44-ФЗ соглашение заключают не ранее, чем за 10 дней и не позднее 20 дней с момента подписания протокола победителем тендера

По согласию обеих сторон

В виде приложений дополнительно указывают:

  • неизменность цены и стоимости;
  • сроки и порядок оплаты;
  • обеспечение выполнения контракта

Достаточно согласовать предмет и иные обязательные условия

Прописывают в обязательном порядке в соответствии со ст. 34 Закона № 44-ФЗ

Стороны могут прописать по желанию. В случае отсутствия – стороны руководствуются нормами ГК РФ

Изменения и дополнения

Запрещается менять существенные условия. Для исключительных случаев – нормы ст. 92 Закона № 44-ФЗ

По согласию сторон

Контракты рекомендуется заключать, если в качестве заказчика выступают:

  • федеральные органы власти;
  • органы власти субъектов РФ;
  • внебюджетные фонды и управления (ПФР, ФСС);
  • иные казенные учреждения (школы, детские сады, поликлиники и т.д.)

Разъяснения также содержат рекомендации относительно оформления отношений с физлицами, ИП и общественными организациями.

В части сделок в сфере муниципального права законодатели предлагают следующее решение. Если заказчиком является МУП, приобретающее товар или услугу от лица муниципального образования, то с ним заключают муниципальный договор. Закон № 223-ФЗ содержит положения о том, как должен именоваться документ, заключаемый для муниципальных нужд.

Гражданско-правовой договор, заключаемый по результатам закупок, во всех случаях в Законе № 223-ФЗ именуют договором. Закон № 223-ФЗ дает большую свободу заказчику-муниципалитету по сравнению с Законом № 44-ФЗ.

Муниципалы вправе сами выбирать наименования документов по сделкам, поставщиков, сроки оплаты, расторжения, а также способы обеспечения выполнения условий. Закон № 44 в этом отношении гораздо жестче и устанавливает четкие рамки и ограничения. Вплоть до требований к сотрудникам, которые выполняют работу по проведению закупок. Так, одним из обязательных условий для специалиста по работе с госзакупками является наличие профильного образования в данной сфере.

Скачать текст статьи 34 ФЗ 44 о госзакупках

Комментарии и разъяснения

Комментарии к законам составляются профессиональными юристами с целью исключения двоякого или неверного понимания, а также для исключения несоответствий в утверждениях в различных статьях закона или спорных моментов в пересекающихся и ссылающихся положений законодательства.

В статье 24 Федерального закона о госзакупках устанавливаются требования к составлению, согласованию, заключению, изменению и расторжению контракта на поставку товаров или предоставлению услуг с целью обеспечения государственных и муниципальных нужд. Комментарии к текущей статье расширяют сферу её распространения, добавляя, что к услугам можно отнести покупку или аренду недвижимости от имени Российской Федерации или её субъекта. Также предусматриваются особенности извещения сторон о предстоящей сделке и заполнения пригласительной документации и заявки на участие в электронных торгах с целью получить госзаказ.

Заказчик вправе увеличить сумму сделки или объём доставляемого товара на размер, не превышающий 10 процентов от начальной стоимости или объёма. Однако для осуществления данного действия в условиях контракта должна быть прописана возможность изменения объёма продукции или её стоимости. При проведении изменений в условиях соглашения поставщик должен быть немедленно уведомлён предусмотренным образом.

Оформление и заключение контракта о госзакупке осуществляется на основании проектных документов или аукционной и конкурсной документации, в зависимости от способа определения поставщика, которые содержат подробное описание товара и требования к его доставке. Любые отклонения от первоначальных условий должны согласовываться сторонами при заключении соглашения.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

  • +7 (499) 577-01-78 — Москва и обл.;
  • +7 (812) 467-38-97 — Санкт-Петербург и обл.;
  • +7 (800) 511-81-04 — все регионы РФ.

Как рассчитывается штраф?

Любая деятельность по получению дохода, а также имущество, земля и транспорт в РФ облагаются различными налогами. Соответственно, за неуплату любого из них физлицо или организацию могут оштрафовать:

  • Штраф за неуплату налога за сдачу квартиры в 2015 году (НДФЛ в размере 13% от суммы арендной платы) – 20% от суммы дохода, то есть, средств, полученных физлицом в течение года от сдачи личного жилья внаем.
  • Штраф за неуплату (неполное внесение суммы сбора) налога на прибыль равен 20% от суммы прибыли, полученной предприятием за отчетный период. В то же время на невнесение авансовых платежей штрафы не начисляются. Здесь может быть начислена только пеня.
  • Штраф за неуплату транспортного налога физлицами или организациями рассчитывается из суммы сбора. В подсчете участвуют несколько критериев: объем двигателя, экокласс и возраст авто, ставка.
  • Штраф за неуплату подоходного налога чаще всего «ложится на плечи» работодателя, который выступает налоговым агентом. Однако и гражданин может считаться неплательщиком, если «забудет» перечислить процент от интернет-заработка, выполнения разовых услуг. Сумма штрафа также будет равна 20% от дохода или 40% в случае умышленного сокрытия последнего.
  • Штраф за неуплату единого налога ИП также равен 20% от сокрытой суммы. Однако оштрафовать предпринимателя могут только в том случае, если неверные суммы указаны и в декларации. Если же в отчетности налог рассчитан верно, ИП просто обязан будет доплатить недостающую сумму и небольшую пеню.

Таким образом, просрочка платежа грозит плательщику двойным наказанием: на долг будет начислена пеня, а если доказан состав правонарушения, сюда прибавится еще и штраф. Штрафы и пени за неуплату налогов начисляются ФНС, где зарегистрирован плательщик. При обнаружении недоимки он получает уведомление о необходимости платежа с указанием размера пени. Если платеж не поступает, ФНС имеет право обратиться в суд для установления правонарушения и дальнейших действий:

  • наложение штрафа;
  • привлечение к уголовной ответственности в случае особо крупных размеров сокрытых налогов.

Чем грозит нарушение условий

Ответственность за нарушение существенных условий контракта влечет за собой штрафные санкции, которые предусмотрены самим договором. Например, поводом для наложения штрафов может стать просрочка исполнителя при выполнении работ по договору или поставке товара либо несвоевременная оплата работ после подписания акта приема-передачи. Штрафы и пени по 44-ФЗ рассчитываются с учетом законных требований Постановления Правительства №1042 от 2017 года.

В случае грубых нарушений это может стать поводом для расторжения договора в судебном порядке.

Также поставщики, которые грубо нарушили договор, могут быть включены в реестр недобросовестных поставщиков. В данном случае факт существенного нарушения договора должен быть зафиксирован должным образом.

Но только факт документального оформления изменений существенных условий контракта не может стать основанием для признания его законным. За внесение правок в госконтракт по основаниям, которые не указаны в 44-ФЗ, сторонам грозят штрафные санкции по ч. 4 ст. 7.32 КоАП. Штраф для должностных лиц составляет 20 тыс. р., а для юрлиц – 200 тыс. р.

Согласно ч. 5 ст. 7.32 КоАП, если изменения условий контракта (включая увеличение стоимости поставляемых товаров и услуг) привели к необходимости дополнительного расходования денежных средств из бюджета, то на заказчика накладывается штраф в двукратном размере от дополнительно израсходованных средств.

Таким образом, понятие существенных условий приведено в Гражданском кодексе. К ним относятся условия, которые в обязательном порядке включаются в государственный контракт, и он считается незаключенным при их отсутствии. Вносить изменения в контракт по 44-ФЗ допускается в ограниченном перечне случаев, которые перечислены в ст. 95 44-ФЗ. Если изменения были внесены в обход данной правовой нормы, то заказчику и поставщику грозит административная ответственность в виде крупного штрафа. Нарушение существенных условий договора грозит сторонам наложением штрафных санкций, расторжением договора в одностороннем порядке.

Налоговые штрафы для физлиц

Граждане являются плательщиками следующих видов сборов:

  • земельного;
  • транспортного;
  • имущественного.

ИП и организации платят также:

  • НДФЛ;
  • единый налог;
  • НДС и прочее.

Об обязанности уплатить определенную сумму в бюджет физлица узнают из уведомления, рассылкой которых занимается ФНС. Служба также осуществляет расчет сумм налогов и определяет сроки внесения платежа. В обязанность физлиц входит исключительно уплата, организации рассчитывают налог самостоятельно и подают декларацию. До получения уведомления платить необязательно. Однако в этом случае до конца года, следующего за отчетным, налогоплательщик обязан подать сведения в ФНС о тех платежах, которые не были произведены по причине отсутствия уведомлений.

Если уведомление пришло, но гражданин умышленно или случайно не произвел оплату, начинает действовать система наказаний:

  • пеня;
  • штраф:
  • взыскание после вынесения судебного решения.

Пеня начинает начисляться на образовавшуюся задолженность с первого же дня просрочки. Чтобы применить штрафные санкции или взыскание, ФНС обязано установить состав правонарушения, то есть признать официально неплательщика виновным. Для этого должны быть неоспоримые факты: верное исчисление суммы сбора ФНС, отправка ею же уведомления, получение этого уведомления плательщиком и непоступление средств в бюджет.

Размер штрафа равен:

  • 20% от суммы, указанной в уведомлении;
  • если неуплата произошла умышленно и ФНС найдет веские тому доказательства, размер штрафа будет равен 40%.

Суд вправе подать иск в течение полугода после просрочки, если сумма задолженности превышает 3 тысячи рублей.

Если она меньше, то суд рассмотрит дело должника через три года.

Чтобы не допустить начисления штрафа, необходимо производить оплату в срок, указанный в уведомлении. Если оно не пришло, следует обратиться в ФНС по месту проживания.

Обеспечение и исполнение госконтракта

Обычно конкурсная документация содержит обязательное условие о внесении обеспечения исполнения контракта. По общим правилам обеспечение контракта всегда по умолчанию включается в конкурсную документацию. Но, например, при запросе котировок или закупок у единственного поставщика заказчик самостоятельно вправе решить, устанавливать ли требование об обеспечении (на основании ст. 96 44-ФЗ).

Если обязательность внесения обеспечения была прописана законодательно, то госконтракт заключается только после соблюдения данного условия. То есть победитель торгов должен внести обеспечение до заключения контракта.

Если обеспечение не было предоставлено, или оно не соответствует требованиям конкурсной документации, то это является причиной признания контракта ничтожным. В случае непредоставления обеспечения в положенные сроки это приравнивается к уклонению от подписания контракта.

Обеспечение исполнения госконтракта преследует несколько целей: подтверждает и гарантирует намерения поставщика по добросовестному исполнению условий договора. В случае нарушения поставщиком взятых на себя обязательств заказчик может удержать обеспечение и, благодаря этому, компенсировать причиненные убытки.

В 2019 году в части предоставления обеспечения по госконтракту начали действовать некоторые изменения. В закупках с преимуществами для СМП и субъектов НКО размер обеспечения будет рассчитываться не на основе НМЦК, а от цены контракта.

Обеспечение по контракту не может быть меньше аванса. Поставщик может отправить заказчику сведения из реестра для подтверждения того факта, что он исполнил три контракта без неустоек, и тогда он может не вносить обеспечение. Суммарно цена всех трех договоров не может быть менее НМЦК.

Также был введен конкретный срок для возврата обеспечения: он составляет не более 30 дней после выполнения договорных условий. Для закупок с преимущественным правом СМП предельные сроки установлены в 15 дней с даты, когда обязательства по контракту были исполнены.

Сроки действия банковской гарантии определяются по усмотрению сторон, но она должна перекрывать сроки исполнения обязанностей не менее, чем на месяц.

С июля 2019 года изменены правила замены обеспечения. Поставщик теперь обязан предоставить новое обеспечение по госконтракту, если у гаранта отозвали лицензию на банковские операции. Новая гарантия предоставляется в течение месяца от даты поступления уведомления от заказчика о сложившейся ситуации. Если поставщиком будет просрочено обязательство, то это грозит ему начислением пени. Правила начисления пени будут аналогичны тем, которые действуют при неисполнении обязательств по договору по ч. 7 ст. 34 44-ФЗ.

Также были обновлены правила уменьшения обеспечения. Теперь его допускается уменьшить, если предоставляется новая гарантия взамен банковской, которая получена в банке с отозванной лицензией; изменяется способ обеспечения исполнения контракта; в контракте прописаны отдельные этапы его исполнения.

С июля 2019 года заказчики приобрели права требования по обеспечению гарантийных обязательств. Данное правило будет действовать, если контракт предусматривал гарантийные обязательства, и заказчик потребовал их обеспечение. Обеспечение гарантийных обязательств допускается в виде банковской гарантии или денежных средств.

44-ФЗ не предусматривает сроки, на которые заключается госконтракт. Они зависят от его условий и предмета закупки. Контракт сохраняет свою силу, пока не будут исполнены все предусмотренные по нему обязательства, даже если сроки истекли.

Для исполнения госконтракта законодательно применяются некоторые процедуры, которые производятся после его подписания:

  1. Прием товара или выполненной работы, проведение экспертизы на соответствие товара определенному уровню качества.
  2. Оплата заказчиком принятого товара или результатов проделанной работы, выполнение иных обязательств с подтверждением их исполнения.
  3. Взаимодействие заказчика с поставщиком при изменении условий контракта или при его расторжении по нормам ст. 95 44-ФЗ.

Заказчику следует привлекать экспертные организации или независимых экспертов для проведения оценки качества выполненных работ, по результатам которого выдается специальное заключение. Оно публикуется в открытом доступе в ЕИС.

Выводы и рекомендации

  1. Антидемпинговые меры применяются только к конкурсам и аукционам и не применяются к запросам котировок и запросам предложений.
  2. В закупках по 44-ФЗ АДМ регламентируются ст. 37 44-ФЗ, а в закупках по 223-ФЗ заказчик разрабатывает собственное положение о закупке, в котором прописывает антидемпинговые меры.
  3. Если НМЦК выше 15 млн. руб., то поставщик предоставляет ОИК в полуторакратном размере.
  4. Если НМЦК меньше 15 млн. руб., то поставщик имеет право выбора:

— внести ОИК в полуторакратном размере;

— предоставить документы о добросовестности и ОИК, указанное в закупочной документации.

  1. Добросовестность участника подтверждается исполненными контрактами из реестра. Если информация в реестре отсутствует, необходимо обратиться к заказчику. За невнесение данных об исполненных контрактах ему грозит административная ответственность.
  2. Если у вас еще нет исполненных контрактов и нет денег для повышенного обеспечения исполнения контракта, отнеситесь внимательно к своему расчету рентабельности и ценовому предложению, иначе есть риск попасть в РНП.
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации