Андрей Смирнов
Время чтения: ~10 мин.
Просмотров: 0

44-фз: преимущества для льготных категорий поставщиков

Содержание и последние изменения

С момента принятия закона № 44-ФЗ в 2013 году статья 30 претерпела всего несколько редакций. В ходе первой редакции в декабре 2013 года была изменена формулировка пункта 4. Следующая поправка, состоявшаяся 4 июня 2014 года, внесла следующие изменения в статью:

  • часть 1 ст. 30 ФЗ-44 была полностью переписана;
  • была введена часть 1.1, определяющая перечень закупок, которые не включаются в совокупный годовой объём;
  • добавлена часть 1.2, устанавливающая правила составления отчёта о закупках, перечисленных в пункте 1.1;
  • в части 4 была изменена формулировка нескольких предложений;
  • была добавлена часть 4.1, устанавливающая, что правила составления отчёта, указанного в п. 4, определяет Правительство РФ;
  • в части 5 было удалено второе предложение;
  • часть 6 была переизложена;
  • введена часть 8, предусматривающая дополнительное правило, ограничивающее по времени оплату товара или услуг по контракту.

О военной службе по контракту читайте тут:

Последние изменения в статью 30 были внесены законом № 504-ФЗ 31 декабря 2017 года, однако они ещё не вступили в силу. В ближайшее время будут приняты следующие поправки:

  • часть 3 будет дополнена исключением, по которому товары из пункта 1 не будут учитываться при определении несостоявшихся поставщиков;
  • часть 4 будет изложена в новой редакции, в которой будет включено то же исключение, что и в части 3, относительно определения несостоятельности субъектов малого предпринимательства.

Данные поправки вступят в силу с 1 января 2019 года. также ознакомьтесь с некоторыми коррективами ФЗ 86. Подробности здесь:

Краткое содержание положений статьи 30 ФЗ-44:

  • Закупки у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально ориентированных организаций должны осуществляться в объёме более пятнадцати процентов годового плана закупок, посредством следующих способов:
    • проведение конкурсов и аукционов с начальной ценой контракта не более двадцати миллионов рублей;
    • проведение закупок с привлечением субподрядчиков. Подробнее о статье 66 тут:;
  • В годовой объём закупок не включаются следующие приобретения:
    • услуги по предоставлению кредитов;
    • закупки для обеспечения обороны и безопасности государства;
    • закупки у одного поставщика в соответствии с положениями ч.1 ст. 93 настоящего закона о госзакупках;
    • работы в сфере атомной энергии;
    • поставки, при которых используется закрытое определение подрядчика;
  • Положения текущей статьи распространяются на все некоммерческие социально ориентированные организации, кроме тех, в которых учредителями являются Российская Федерация и её субъекты;
  • При определении закупок, участники должны указывать в заявках свою принадлежность к некоммерческим и социально ориентированным организациям;
  • Если поставщик не был определён, закупки осуществляются на общих условиях. Отчёт о годовом объёме поставок должен быть представлен до первого апреля следующего за отчётным года. Порядок оформления отчёта и его размещение на едином информационном ресурсе определяется правительством РФ;
  • Если поставщик не является социально ориентированной организацией или субъектом малого предпринимательства, заказчик имеет право привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, которые соответствуют необходимым требованиям;
  • Условие о привлечении субподрядчиков прописывается в контракте и указывается в процентном соотношении их часть от общей суммы поставки. Также необходимо указать меры ответственности для поставщика при нарушении условия о привлечении социально ориентированной организации субподрядчиков;
  • Стандартные условия контрактов с привлечением субподрядчиков устанавливаются Правительством Российской Федерации;
  • П.8 ст. 30 ФЗ-44 устанавливает условие, которое при наличии ограничения на поставки исключительно субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными организациями позволяет привлекать субподрядчиков, обязывает заказчика оплатить предоставленные услуги или товары в течение 15 дней после исполнения условий контракта.

За нарушение и невыполнение условий контракта предусматриваются административные взыскания, полный перечень которых устанавливается статьёй 7.30 КоАП РФ.

Скачать текст 30 статьи 44 ФЗ о госзакупках

Скачать текст статьи 30 “Участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках” с последними изменениями. Настоящая редакция содержит поправки от 31 декабря 2017 года.

Если победитель уклоняется от подписания контракта

Согласно , заказчик заключает контракт  с победителем электронной процедуры или, при его уклонении от подписания контракта, с иным лицом, заявка которого прошла отбор закупочной комиссии и признана соответствующей требованиям госзаказчика.

Победитель считается уклонившимся от подписания госконтракта, если:

  • опубликованный проект контракта не подписан в сроки, указанные в при одновременном отсутствии протокола разногласий;
  • не предоставлена справка о внесении обеспечения;
  • при снижении начальной цены на 25% и более не предоставлено обоснование, предусмотренное .

Заказчик не возвращает сумму обеспечения уклонившемуся от подписания контракта победителю, а также вправе дополнительно взыскать с него через суд убытки, не покрытые внесенным обеспечением, согласно .

Заключение госконтракта при уклонении победителя процедуры от подписи происходит в следующем порядке:

  1. Победитель признается заказчиком уклонившимся от подписания госконтракта по вышеперечисленным основаниям.
  2. На следующий рабочий день заказчик составляет протокол об уклонении победителя и публикует его в ЕИС.
  3. Формируется и размещается новый проект контракта с участником, заявке которого присвоен второй номер.
  4. Участник подписывает контракт в течение 5 дней усиленной электронной подписью.

Сначала контрактная служба заказчика формирует справку о пропуске сроков подписания электронного документа или об отсутствии обеспечения, а также готовит приказ о признании победителя уклонившимся, после чего составляется протокол об уклонении, к которому прикрепляются в виде электронных документов справки, доказывающие факт уклонения от подписания контракта.

Второй номер присваивается заявке, предложившей вторую по возрастанию цену в электронном аукционе, или заявке на конкурс (запрос предложений), самой подходящей по условиям после заявки победителя.

Победитель может продлить срок подписания контракта, если докажет, что не подписал вовремя контракт из-за действия непреодолимой силы (например, стихийного бедствия и т. д.) или действия судебного акта, при этом срок подписания при своевременном (в течение одного дня) уведомлении заказчика может быть увеличен на 30 дней, согласно .

Важно учесть, что обоснованный отказ заказчика учесть правки к контракту, изложенные в протоколе разногласий, не дает победителю права отказаться от заключения госконтракта

Безотзывная банковская гарантия

Безотзывная банковская гарантия – это самый надежный способ обеспечения обязательств. Поскольку такая гарантия подразумевает под собой то, что банк выдавший её, не имеет права на ее отзыв при любом стечении обстоятельств. Т.е. гарант обязан выполнить все взятые на себя обязательства в полном объеме.

Согласно статьи 378 ГК РФ обязательство гаранта перед бенефициаром прекращается:

  1. уплатой бенефициару суммы, на которую выдана гарантия;
  2. окончанием определенного в независимой гарантии срока, на который она выдана;
  3. вследствие отказа бенефициара от своих прав по гарантии;
  4. по соглашению гаранта с бенефициаром о прекращении этого обязательства.

11 статьи 30 федерального закона 44-фз

Действие настоящей статьи распространяется на социальноориентированные некоммерческие организации (за исключениемсоциально ориентированных некоммерческих организаций, учредителямикоторых являются Российская Федерация, субъекты РоссийскойФедерации или муниципальные образования), осуществляющие всоответствии с учредительными документами виды деятельности,предусмотренные пунктом 1 статьи 31-1 Федерального закона от12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

3. При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей)способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях обосуществлении закупок устанавливается ограничение в отношенииучастников закупок, которыми могут быть только субъекты малогопредпринимательства, социально ориентированные некоммерческиеорганизации. В этом случае участники закупок обязаны декларироватьв заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектаммалого предпринимательства или социально ориентированнымнекоммерческим организациям.

4. В случае признания не состоявшимся определения поставщиков(подрядчиков, исполнителей) в порядке, установленном настоящимФедеральным законом, заказчик вправе отменить указанное в части 3настоящей статьи ограничение и осуществить закупки на общихоснованиях. При этом количество товара, объем работы или услуги,являющихся объектом закупки, учитываются в совокупном годовомобъеме закупок, указанном в части 1 настоящей статьи. Поитогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок усубъектов малого предпринимательства, социально ориентированныхнекоммерческих организаций, предусмотренных частью 2 настоящейстатьи, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом,разместить такой отчет в единой информационной системе. В такойотчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах ссубъектами малого предпринимательства, социально ориентированныминекоммерческими организациями, а также информацию о несостоявшемсяопределении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с участиемсубъектов малого предпринимательства, социально ориентированныхнекоммерческих организаций.

5. Заказчик при определении поставщика (подрядчика,исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупкитребование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемусясубъектом малого предпринимательства или социально ориентированнойнекоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контрактасубподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малогопредпринимательства, социально ориентированных некоммерческихорганизаций. При этом количество товаров, объем работ, объем услуг,соответственно к поставкам, выполнению, оказанию которыхпривлекались такие субподрядчики, соисполнители, учитываются всовокупном годовом объеме закупок, указанном в части 1 настоящейстатьи, и включаются в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи.

6. Условие о привлечении к исполнению контрактовсубподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малогопредпринимательства, социально ориентированных некоммерческихорганизаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи,включается в контракты. В контракты также должно быть включенообязательное условие о гражданско-правовой ответственностипоставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия опривлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителейиз числа субъектов малого предпринимательства, социальноориентированных некоммерческих организаций.

7. Типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение кисполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числасубъектов малого предпринимательства, социально ориентированныхнекоммерческих организаций могут устанавливаться ПравительствомРоссийской Федерации.

Ответственность за нарушения

В случае нарушения требований ст. 28, 29 44-ФЗ заказчику и ответственному лицу грозит административная либо дисциплинарная ответственность исходя из положений КоАП или Трудового кодекса. Административная ответственность наступает по следующим проступкам заказчика:

  1. За непредусмотрение положенных учреждениям УИС и ОИ преимуществ в закупочной документации — по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП.
  2. За преимущества организациям из указанных категорий, которые не были предусмотрены 44-ФЗ – по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП.
  3. За размещение извещений о закупке без указания положенных преимуществ — по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП.
  4. За заключение контракта с такими учреждениями без учета положенных им льгот по ст. 28, 29 44-ФЗ или при ненадлежащем учете таких преференций – по ч. 2,1 ст. 7.32 КоАП РФ.

Дисциплинарные взыскания для ответственных лиц за разработку документации по торгам наступает по ст. 192 Трудового кодекса. Под должностным лицом в данном случае понимается специалист контрактной службы или конкурсный управляющий.

Согласно положениям 44-ФЗ, указанным в ч. 3 ст. 99 44-ФЗ, за несоблюдение требований законодательства о контрактной системе заказчику может грозить внеплановая проверка со стороны ФАС и других контролирующих закупочную отрасль инстанций. Это возможно, если учреждение УИС или ОИ пожалуется на него в ФАС на нарушение требований контрактной системы.

Таким образом, ФЗ-44 предусматривает определенные преимущества в процессе заключения контракта и выборе победителя для учреждений уголовно-исправительной системы и организаций инвалидов. Они регламентируются положениями ст. 28, 29 44-ФЗ. Такие преимущества предполагают предоставление привилегии при учете ценового предложения участника в размере 15%. При нарушении указанных требований заказчику грозит административная и дисциплинарная ответственность.

Основания для отказа в предоставлении услуги

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги:

1. Запрос подготовлен с нарушением требований к его оформлению.

2. В запросе содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу муниципального служащего, а также членов его семьи.

3. Текст запроса не поддается прочтению.

Основания для приостановления предоставления муниципальной услуги законодательством Российской Федерации не предусмотрены.

Основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги:

1. Заявителем представлены не все документы, необходимые для предоставления муниципальной услуги.

2. Представленные заявителем документы не соответствуют требованиям к их оформлению.

3. Заявитель имеет непогашенную задолженность перед бюджетом муниципального образования «город Екатеринбург» по неналоговым доходам, администратором которых является Департамент.

4. По сведениям, представленным налоговым органом, заявитель имеет задолженность по налогам, сборам, страховым взносам, пеням или налоговым санкциям на дату подачи запроса.

5. Налоговый орган уведомил Департамент об отсутствии сведений о заявителе или представил сведения о реорганизации, ликвидации, банкротстве заявителя, в том числе о начале таких процедур на дату подачи запроса.

6. Заявитель, указавший в запросе единственную цель предоставления ему муниципальной преференции (поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства) и представивший документы, перечисленные в Административном регламенте, не может быть отнесен к числу таких субъектов по сведениям, представленным налоговым органом.

7. Заявитель на день подачи запроса является получателем имущественной поддержки, предусмотренной Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», сроки оказания которой не истекли.

8. В соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предоставление заявителю запрашиваемого имущества не является муниципальной преференцией.

9. Указанное в запросе использование муниципального имущества не соответствует целевому назначению объекта недвижимого имущества.

10. Отзыв заявителем запроса.

11. Наличие прав третьих лиц в отношении муниципального имущества, указанного в запросе.

12. На момент подачи запроса в отношении запрошенного заявителем муниципального имущества принято решение (правовой акт Екатеринбургской городской Думы, Администрации города Екатеринбурга, заместителя главы Администрации города Екатеринбурга — начальника Департамента по управлению муниципальным имуществом), предусматривающее иной способ распоряжения им:

а) объявление торгов;

б) выбытие имущества из собственности муниципального образования «город Екатеринбург»;

в) выбытие имущества из реестра свободных помещений в связи с предоставлением в пользование третьим лицам;

г) использованием в целях решения вопросов местного значения;

13. Предоставление муниципальной преференции по данному запросу повлечет нарушение требований статей 15, 19, 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

14. В период от момента приема запроса и документов до момента получения Департаментом решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области в Департамент поступил запрос от другого заявителя в отношении данного муниципального имущества (в этом случае Департамент принимает решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги всем заявителям и объявляет торги).

15. Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области приняло решение об отказе в предоставлении муниципальной преференции.

16. Заявитель не явился за проектом договора, предусматривающего переход прав владения и (или) пользования муниципальным имуществом, или за проектом дополнительного соглашения к договору аренды об установлении льгот по арендной плате за пользование муниципальным имуществом либо не представил в Департамент подписанный им договор или дополнительное соглашение в срок, определенный Административным регламентом.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации