Андрей Смирнов
Время чтения: ~17 мин.
Просмотров: 0

Каков граничный срок заключения договора по 223-фз?

Порядок заключения

Заключение договора на основании положений Федерального закона №223-ФЗ происходит по итогам публикации протокола об определении победителя той или иной процедуры либо на основании решения заказчика о проведении закупки у единственного поставщика.

В том случае, если речь идет о конкурентном способе определения потенциального исполнителя по контракту, например, о конкурсе, то заключение договора или контракта по его итогам производится по истечении десяти дней, но не дожидаясь двадцати с даты публикации в Единой информационной системе протокола о подведении итогов такой закупки.

Если происходит заключение договора с единственным поставщиком, то в этом случае договор может быть заключен в течение того срока, который установлен для таких контрактов созданным у заказчика Положением о закупке.

Для того чтобы достичь максимально удобных для обеих сторон условий заключения и дальнейшего исполнения договора, в том числе, по итогам конкурентных способов определения исполнителя, заказчик вправе провести с исполнителем преддоговорные переговоры. Условие о возможности проведения таких переговоров заказчик обязан сформулировать в рамках документации о проводимой закупке как одно из условий определения исполнителя.

Преддоговорные переговоры – это специальное собеседование с потенциальным исполнителем контракта, которое проводится с участником закупочной процедуры, занявшим первое место при проведении оценки поданных заявок или предложений на участие в закупке. В рамках таких переговоров производится итоговое определение условий, на которых будет заключен и исполняться договор по итогам завершения закупочной процедуры.

В том случае, если такой участник отказывается от заключения договора, или стороны не могут договориться и прийти к общему соглашению по условиям договора, то к преддоговорным переговорам приглашается участник, который занял второе место по итогам оценки поданных заявок или предложений.

Федеральный закон №223-ФЗ говорит о том, что у государственного заказчика есть возможность не публиковать некоторые контракты и договоры, которые были заключены.

Так, в частности, можно не публиковать договоры, которые были заключены с единственным поставщиком, если объект закупки по такому договору или контракту относится к тем сведениям, публикация которых не предусмотрена действующим законодательством. В остальных случаях заказчик обязан в течение трех рабочих дней с момента подписания такого договора или контракта внести сведения в специальный реестр контрактов, ведение которого предусмотрено статьей 4.1 указанного федерального закона.

Если речь идет о контрактах и договорах, которые подписываются по итогам конкурсных процедур, то они должны быть размещены в Единой информационной системе в соответствующем реестре. Сведения о таких контрактах в течение трех рабочих дней с момента подписания направляются в специальный реестр, который должен оформляться в соответствии с требованиями статьи 4.1 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Ознакомиться с данным реестром можно на основании запроса, сформированного посредством функционала Единой информационной системы zakupki.gov.ru.

Если договор или контракт был изменен, то сведения о таком изменении также должны быть внесены в реестр в течение трех рабочих дней с момента их осуществления. Что же касается результатов исполнения договора, то данные о его завершении должны быть внесены в срок, который не превысит десять дней с момента подписания документов, подтверждающих такое действие в отношении договора. Не подлежат публикации только те сведения, которые относятся положениями действующего законодательства к данным, которые не должны публиковаться в общедоступных источниках информации, например, если речь идет об объектах закупки, подпадающих под действие законодательства о государственной тайне.

Возможность изменить цену договора

В отличие от законодательства о контрактной системе 44-ФЗ закон о закупках отдельными юрлицами 223-ФЗ более лояльно настроен к заказчикам по вопросу возможного изменения условий договоров, которые были подписаны по итогам закупок. Стороны наделены правом вносить изменения в подписанные контракты, и такая возможность гарантирована им ч. 5 ст. 4 223-ФЗ и ст. 450-453 ГК.

Согласно позиции Минэкономразвития, изложенной в письме №ОГ-Д28-12981, стороны договора по 223-ФЗ могут изменить только такие параметры, как объем поставки, сроки реализации и цену. Но данная позиция является спорной, и разъяснения других специалистов указывают на возможность изменения любых договорных условий по соглашению сторон, если на их изменения не наложены ограничения. В частности, кроме цены, объема и сроков допускается изменение заказчика и поставщика (при его реорганизации), а также внесение корректировок в реквизиты сторон.

Ограничения на внесение изменений в цену контракта может вытекать:

  1. Из Положения о закупке, утвержденного заказчиком.
  2. Из п. 8 ст. 448 Гражданского кодекса.
  3. Из текста договора, который предполагается изменить.

Заказчик может предусмотреть в собственном Положении о закупках запрет на изменение цены, тогда эта процедура станет недопустимой. Если такой пункт в Положении предусмотрен, то заказчик не может его нарушать. Например, в Положении «Почты России» не предусмотрено изменение цены контракта без увеличения объема поставки или улучшения качества поставляемого товара. Другие же заказчики не ущемляют себя в правах изменить договор по своему усмотрению через подписание дополнительного соглашения и прописывают подобное право в Положении.

Если в договоре предусмотрен запрет на изменение цены, то пересматривать ее стороны не вправе. При невозможности дальнейшего исполнения договора по текущей цене им придется расторгнуть контракт.

Стоит отметить, что хотя процедура изменения цены контракта по 223-ФЗ является допустимой, специалистам не рекомендуется вносить поправки в цену контракта, не имея веских оснований для этого. Это может быть расценено как ограничение конкуренции, и заказчик будет привлечен к ответственности, ведь в результате увеличения цены может быть утрачен смысл проведения торговых закупочных процедур, и аннулирована достигнутая экономия. В некоторых случаях по результатам увеличения цены договор может быть признан новой закупкой (если одновременно с ценой увеличиваются сроки реализации договора и объем поставки).

Нельзя не учитывать позицию Верховного суда, по которой цена договора по 223-ФЗ может изменяться с определенными ограничениями. Так, не допускается изменение цены по договору, которое может существенно изменить условия контракта по сравнению с закупочной документацией. Такой запрет связан с тем, что изменение существенных условий будет противоречить принципам закупок: эффективности, обеспечения конкуренции, недопущения коррупционных деяний и злоупотреблений. Нередко заказчикам приходится отстаивать объективную необходимость повысить цену при рассмотрении споров в антимонопольной службе и суде.

В то же время увеличение цены договора не рассматривается, как нарушение норм законодательства. Например, в ФЗ-135 «О защите конкуренции» не регулируются отношения, связанные с изменением цены по 223-ФЗ.

Какие планируются изменения

Вот какие изменения в 223 ФЗ с 2020 года планирует ввести.

Минпромторг выложил на сайте проектов нормативных актов проект постановления правительства, которое вносит изменения в правила о приоритете товаров российского происхождения по постановлению правительства № 925 от 16.09.2016. Ведомство планировало с 01.01.2020 запретить заказчикам покупать по 223-ФЗ иностранные устройства хранения данных. Но этого не случилось.

Подробнее — в статье «Вводят новые преференции по 223-ФЗ».

С апреля 2020 года планируют установить минимальную долю закупок российского производства, которая касается отдельных видов юридических лиц. Уведомление о разработке таких изменений опубликовал Минпромторг на сайте проектов нормативных актов.

Размер обеспечения исполнения договора

Размер обеспечения исполнения договора прописывается в Положении о закупке, утвержденном у юрлица. Тогда как конкретные показатели содержатся в закупочной документации.

Если условиями договора предусмотрена выплата аванса, то размер обеспечения обычно устанавливается равным предоплате. Обеспечение договора устанавливается в денежном выражении по усмотрению заказчика.

На практике в большинстве случаев порядок предоставления обеспечения по 223-ФЗ дублирует аналогичный из 44-ФЗ. Для заключаемых контрактов на сумму в пределах 50 млн. р. устанавливается величина обеспечения гарантией на 5-30% от цены контракта. Для более крупных сделок обеспечение устанавливается в размере 10% от цены контракта, но в пределах авансового платежа.

При этом заказчик по 223-ФЗ вправе установить обеспечение и менее 5% от цены договора, это не будет считаться нарушением.

Согласно Постановлению Правительства №1352 от 2014 года, заказчики, которые работают по 223-ФЗ, предоставляют субъектам малого бизнеса определенные преимущества. Они касаются обеспечения по заявкам и исполнению договора (субъекты малого бизнеса вправе выбрать оптимальный способ обеспечения заявок и исполнения договора), порядка заключения договора, а также процентных значений размера обеспечения.

Для представителей малого и среднего бизнеса по 223-ФЗ обеспечение исполнения договора не должно превышать 5% от его цены.

В случае когда договором был предусмотрен аванс, размер обеспечения не должен превышать авансовое обеспечение.

Что не включается в состав плана закупок

После принятия Постановления Правительства от 2015 года №1217 «О внесении изменений…» вступили в силу некоторые коррективы относительно правил формирования закупочного плана и требований к его форме.

Данный документ обладает высокой ценностью для потенциальных участников торгов. Он размещается в открытом доступе и с ним могут свободно ознакомиться все желающие. Участники закупок получают возможность спланировать свое участие в торгах, а заказчики – увеличить численность конкурирующих компаний за подписание контракта и более эффективно расходовать средства.

План предполагает поквартальную или помесячную разбивку по закупочным мероприятиям.

Заказчику не стоит забывать, что план по закупке инновационной продукции составляется по особой форме, и к нему предъявляются отдельные требования. Заказчик по 223-ФЗ должен опубликовать в ЕИС две разновидности плана:

  1. По закупкам товаров, работ и услуг на период не менее 1 года.
  2. По закупкам инновационной и высокотехнологичной продукции на срок 5-7 лет.

Оба документа размещаются в системе в течение 10 дней после их утверждения, но не позднее 31 декабря года, который предшествует закупкам.

Порядок формирования закупочного плана, требования к его форме установлены Постановлением Правительства №932 от 2012 года. В план закупки включаются сведения о закупках товаров, работ и услуг, которые необходимы для удовлетворения потребностей заказчиков.

Согласно положениям ч. 15 ст. 4 223-ФЗ, заказчик вправе не включать в закупочный план следующую информацию:

  1. Сведения о закупках товаров, работ и услуг, которые составляют государственную тайну, а также сведения по закупкам, в отношении которых принято Правительственное решение по ч. 16 ст. 4 223-ФЗ.
  2. Сведения о закупках товаров, работ и услуг при стоимости товаров в пределах 100 тыс. р. либо в пределах 500 тыс. р. для крупных заказчиков, чья выручка за текущий финансовый год превышает 5 млрд р.
  3. Сведения о закупаемых товарах, работах и услугах, потребность в которых возникает вследствие чрезвычайных ситуаций и непредвиденных ситуаций (например, аварий и природных катаклизмов).

В ходе работы у заказчика может возникнуть потребность внесения корректировок. Он вправе изменять документ неограниченное число раз по мере необходимости.

Стоит обратить внимание, что заказчик обязан опубликовать документ, даже если не планирует закупки на следующий год или не решен вопрос с его финансированием. В этом случае ему необходимо разместить в ЕИС нулевой план.. Так, если заказчик предполагает только несколько небольших закупок на сумму до 100 тыс

р. на следующий год, то ему все равно следует сформировать планы (текущий и инновационный). При этом они заполняются нулевыми значениями. Это следует из Письма Минэкономразвития России от 2015 года №ОГ-Д28-7458

Так, если заказчик предполагает только несколько небольших закупок на сумму до 100 тыс. р. на следующий год, то ему все равно следует сформировать планы (текущий и инновационный). При этом они заполняются нулевыми значениями. Это следует из Письма Минэкономразвития России от 2015 года №ОГ-Д28-7458.

Неразмещение плана или нарушение сроков грозит заказчику административной ответственностью. Неразмещение в ЕИС сведений о закупке, если ее размещение было предусмотрено законом, грозит заказчику штрафом в размере 30-50 тыс. р. для должностных лиц и 100-300 тыс. р. – для юрлица. За нарушение сроков ответственность наступает по ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП и составляет 2-5 тыс. р. для должностных лиц и 10-30 тыс. р. для юрлица.

Сведения по крупным долгосрочным контрактам указываются следующим образом: при долгосрочных договорах заказчику не нужно каждый год дублировать эту закупку в плане или прописывать в нем только тот объем денежных средств, которые предполагается потратить на текущий год, указывается вся сумма на весь период договора.

Особенности проведения закупок у СМП

Федеральный закон №223-ФЗ говорит о том, что при осуществлении различных закупок независимо от того, идет ли речь о конкурентном или неконкурентном способе определения исполнителя по контракту, необходимо проводить такие процедуры и заключать контракты и договоры, исполнителями в рамках которых будут выступать субъекты малого предпринимательства либо социально ориентированные некоммерческие организации.

Процесс осуществления таких закупок регулируется с помощью положений Постановления Правительства №11352, принятого 11 декабря 2014 года, «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Так, в частности, для реализации положений данного Постановления необходимо соблюдать требования, которые устанавливаются к общим размерам годовых закупок, которые проводятся в отношении таких закупок у СМП и СОНКО.

Руководствуясь основными положениями данного Постановления, государственный и муниципальный заказчик обязаны провести планирование проводимых закупок у СМП и СОНКО с учетом того процентного соотношения, которое должно быть реализовано в отношении контрактов, заключенных с такими субъектами бизнеса.

По общему правилу, которое действует в настоящее время для всех государственных и муниципальных заказчиков, осуществляющих закупки для удовлетворения своих нужд на основании положений Федерального закона №223-ФЗ, при осуществлении планирования закупок, которые будут проведены таким заказчиком, необходимо учитывать те установленные объемы для такого рода закупок, которые зафиксированы в рамках этого постановления.

При этом независимо от того, каким образом происходит проведение закупочной процедуры (конкурентный или неконкурентный способ), общее количество контрактов и договоров, заключенных с СМП, должно составлять не менее восемнадцати процентов от общего числа заключенных контрактов. В это число должны входить контракты и договоры, которые заключены по итогам процедур, проводившихся только среди СМП И СОНКО.

Общий же объем таких закупок, которые проводятся среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, не должен быть меньше десяти процентов независимо от того, идет речь о проводимых конкурсах и аукционах либо о закупках у единственного поставщика.

Однако указанные особенности проведения закупочных процедур касаются только тех государственных и муниципальных заказчиков, чей годовой объем закупок превышает один миллиард рублей. В том случае, если годовой объем закупок меньше данной суммы, то Постановление Правительства дает возможность не исполнять его требования.

Однако придется ежемесячно сдавать отчет о том, какие закупки и когда были проведены, а также какое количество закупок с участием СМП и СОНКО было осуществлено. Кроме того, в рамках такого ежемесячного отчета производится предоставление информации о количестве заключенных и исполненных договоров и контрактов, осуществленных с участием субъектов малого предпринимательства.

Так как такие закупки подвергаются тщательной проверке контролирующими органами в сфере закупок, в частности, Федеральной антимонопольной службой, то заказчик при планировании и осуществлении таких закупок обязан помнить о том, каким образом он отразит не только в плане закупки у субъектов малого предпринимательства, но также и каким образом проведет такие закупки, а также будет контролировать исполнение контракта.

Проведение закупок неконкурентными способами, если такое проведение закупочных процедур происходит на основании Федерального закона №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», должно осуществляться в строгом соответствии с положениями этого нормативного акта. В том случае, если речь идет о закупках, которые проводятся у субъектов малого предпринимательства, для них могут быть реализованы как конкурентные, так и неконкурентные способы. При этом такие закупки будут проводиться не только в соответствии с положениями Федерального закона №223-ФЗ, но и в соответствии с положениями иных нормативных актов, например, Постановлений Правительства Российской Федерации.

Возможно ли изменение или увеличение суммы договора по 223-ФЗ?

В отличие от стоимости контракта по 44-ФЗ цена договора по 223-ФЗ не фиксирована и может меняться по разным причинам. Чаще всего это происходит из-за увеличения стоимости нужных исполнителю ресурсов при долгосрочных договорах.

Корректировка требуется также из-за изменения количества поставляемых товаров, однако в этом случае стороны должны договариваться, приходить к обоюдно устраивающему их решению.

Принять предложение об изменении цены заказчик может, если есть соответствующие обоснования.

В каких случаях можно изменить цену договора

Перечислим случаи, при которых допустимо увеличение суммы договора по 223-ФЗ.

  1. Изменение процента по кредиту, взятому для оплаты работ/продукции по договору.
  2. Решения органов исполнительной власти.
  3. Возможность изменения, прописанная в Положении по закупке.
  4. Изменение объема поставки или услуг, качественных показателей.
  5. Невозможность исполнения договора на предусмотренных условиях.

По инициативе заказчика снизить цену также можно, если поменялся объем финансирования закупки или поменялась рыночная стоимость товаров на столько, что исполнение договора на прежних условиях приведет к необоснованному расходу бюджетных средств.

Пределы увеличения цены договора

Предел увеличения суммы договора по 223-ФЗ не регламентируется. Однако есть решение Верховного суда, который установил, что рост стоимости не должен:

  • стать причиной изменения условий и принципов закупки;
  • вести к перерасходу бюджетных денег;
  • нарушать конкурентные условия при поиске исполнителей;
  • походить на коррупционный сговор.

Признаками коррупционного сговора могут являться:

  • неоднократное повышение цены договора (есть вероятность, что при первоначальной сумме победителем торгов стал бы другой участник);
  • непропорциональное увеличение стоимости при дозаказе (цена дозаказанных услуг или продукции не может быть выше той, что была при изначальных условиях с учетом инфляции или роста НДС);
  • отсутствие подробного обоснования изменений цены (при росте более чем на 10 %).

Порядок корректировки цены договора

Увеличение цены договора по 223-ФЗ происходит следующим образом:

  1. Исполнитель производит расчет изменений, направляет предложение заказчику.
  2. Заказчик проверяет аргументы по увеличению цены, проводит собственные расчеты.
  3. Переговоры и согласование окончательного варианта.
  4. Подписание дополнительного соглашения к договору.

Важно предоставить четкое обоснование для увеличения цены и описать возможные риски отказа от новой суммы договора. Риски могут быть следующие:

  • неисполнение договора;
  • несоблюдение сроков поставки;
  • снижение качества услуг;
  • нарушение норм безопасности.

Рассматривая заявку на изменение стоимости, заказчик проводит собственный анализ. Иногда копии обращений при переговорах направляются в ФАС, чтобы не попасть под давление контрагента.

Дополнительное соглашение: сроки, содержание, публикация

Сроки составления дополнительного соглашения законом не регламентированы. Стороны должны учитывать, что желательно менять условия договора в год его подписания и не позже, чем за две недели до окончания срока исполнения.

Дополнительное соглашение содержит:

  • номер основного договора;
  • код закупки;
  • предмет соглашения;
  • реквизиты обеих сторон;
  • перечень вносимых изменений;
  • обоснования изменений;
  • дату и подписи.

Соглашение публикуется в ЕИС в срок 10 дней после подписания. Документ сканируется и загружается с усиленной электронной подписью в личном кабинете ЕИС.

заказчик обязан установить НМЦД, заключаемого по результатам закупки.

В каких случаях возможно изменение условий и цены договора по 223 ФЗ?

Если в связи с урезанием финансирования заказчика требуется уменьшение цены договора, то заказчик направляет исполнителю уведомление об изменении с приложением копии решения вышестоящего органа об уменьшении выделяемых на закупку средств. Исполнитель вправе оспорить уменьшение цены, запросив в отделении ФАС проведение дополнительного аудита заказчика и обратившись в арбитражный суд.

В каких случаях можно изменять цену договора по 223-ФЗ и как правильно составить соглашение об изменении цены?

Предложение увеличить цену должно содержать четкое основание для данного действия и анализ возможных последствий отказа от корректировки цены.

по мнению Минфина России, по соглашению сторон договора, заключенного в соответствии с Законом № 223-ФЗ, его цена может быть изменена в связи с повышением процентной ставки НДС, в случае если такое изменение не противоречит положениям соответствующего договора и положению о закупке.

Порядок отправки сведений

Внесение сведений в реестр договоров происходит в следующем порядке:

  1. Заказчик отправляет сведения о заключенном договоре и документы в федеральное казначейство.
  2. Сотрудники казначейства проверяют поданные сведения и документы в течение 3 рабочих дней.
  3. При положительном результате проверки формируется реестровая запись.
  4. Реестровой записи присваивается уникальный номер.
  5. Через 3 часа после присвоения номера запись вносится в реестр договоров и публикуется в ЕИС.
  6. Заказчик извещается о внесении записи в реестр в течение 1 рабочего дня.

Если в результате проверки поданных заказчиком сведений были обнаружены несоответствия или недостоверные данные, казначейство составляет протокол с перечнем недочетов, на устранение которых у заказчика есть 3 рабочих дня, после чего исправленные сведения снова направляются в казначейство.

В казначейство нужно направить следующие сведения:

  • название организации заказчика, адрес;
  • способ выбора исполнителя заказа;
  • вид закупочной процедуры (очная или электронная);
  • реквизиты и дата составления протокола с результатами процедуры;
  • номер и дата подписания договора;
  • предмет договора, цена и срок исполнения;
  • данные исполнителя;
  • номер извещения о закупке.

К данным об исполнителе относят наименование организации, адрес, номер ИНН (для физических лиц – ФИО, данные паспорта и ИНН).

Если условия договора были изменены, то в реестр вносится история таких изменений с указанием реквизитов соответствующих дополнительных соглашений.

Важно внести сведения о привлечении представителей малого бизнеса в качестве субподрядчиков и реквизиты договоров с ними. Образец реестра договоров здесь.. В зависимости от стадии исполнения договора заказчик отправляет вместе с перечисленными выше сведениями следующие документы:

В зависимости от стадии исполнения договора заказчик отправляет вместе с перечисленными выше сведениями следующие документы:

  • копию подписанного договора;
  • справку о перечислении оплаты по договору;
  • акт приемки работ, товара или услуги;
  • документ о расторжении договора.

Если оплата договора предусмотрена в несколько этапов (например, при выполнении заказа по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию зданий), то сведения направляются в реестр по факту исполнения каждого этапа договора вместе с актом приемки данного этапа.

Заказчик направляет в казначейство сведения через систему «Электронный бюджет». Вход в систему можно осуществить через личный кабинет ЕИС, далее нужно нажать на кнопку «Сформировать информацию о договоре», после чего заполнить все появившиеся окна и закрепить введенные данные усиленной электронной подписью.

В реестр не вносятся данные, которые по закону 223-ФЗ не подлежат публикации в ЕИС, в частности, сведения, содержащие гостайну, или информация о договорах на сумму менее 100 000 рублей.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации