Андрей Смирнов
Время чтения: ~14 мин.
Просмотров: 0

Статья 379.1 гпк рф. возвращение кассационных жалобы, представления без рассмотрения по существу

Как написать жалобу в ФАС

Должным образом составленная жалоба – успешность разрешения спора. Порядок написания требует соблюдения некоторых правил:

  • деловой стиль изложения;
  • отсутствие оборотов с ненормативной лексикой, с признаками хамства;
  • краткость;
  • объективность;
  • недопустимость субъективного мнения;
  • точность;
  • хронологическая последовательность.

Требования по 44-ФЗ

Часть 8 статьи 105 44-ФЗ называет следующие требования к жалобе:

Структура

Сроки

Рассмотрение

1.  Название структуры, чьи действия обжалуются (ФИО, должность руководителя):

  • юридический адрес;
  • средства связи.

2.  Личные данные о заявителе:

  • место регистрации (прописки);
  • контактный номер телефона, электронная почта.

3.  Наименование — «Жалоба».

4.  Описание закупки.

5.  Сведения о публикации (дата размещения).

6.  Совершение противоправных действий.

7.  Существенные обстоятельства по делу.

8.  Причинно-следственная связь.

9.  Требование.

10.  Приложения.

11.  Дата составления.

12.  Печать.

13.  Личная подпись (с расшифровкой). 

1.  Обжалование действий участников процедуры закупки — любое время после публикации плана закупок, определения исполнителя, во время аккредитации, не позже 10 суток после размещения протоколов.

2.  Жалоба на документацию подается до момента окончания принятия заявок.

3.  Обратиться с заявлением после раскрытия предложений вправе лишь участники процедуры.

4.  В случае совершения деяний во время рассмотрения заявок – до заключения контракта.

5.  Пожаловаться на действия оператора можно в течение месяца со дня их совершения.

6.  Пропуск предусмотренных сроков предполагает обращение в судебный орган.

1.     5 дней с момента регистрации жалобы.

2.     3 дня – на изготовление экземпляра.

Требования по 223-ФЗ

В соответствии с нормами части 6 статьи 18.1 135-ФЗ, «жалобное» заявление на деяния (бездействие) заказчика-организатора процедуры, оператора эл.площадки, конкурсной или аукционной рабочей комиссии соответствующего органа должно содержать:

Структура

Сроки

Рассмотрение

1.     Название лица, чьи действия обжалуются (ФИО, должность руководителя):

  • юридический адрес;
  • средства связи .

2.     Личные данные о заявителе:

  • место регистрации (прописки);
  • действующий номер телефона, электронная почта, факс.

3.     Наименование — «Жалоба».

4.     Сведения о торгах (размещение на сайте в сети-интернет).

5.     Состав преступления — совершение противоправных действий.

6.     Существенные обстоятельства по делу.

7.     Аргументация.

8.     Приложения.

9.     Дата составления.

10.   Печать.

11.    Личная подпись (с расшифровкой). 

1.     Обращение в антимонопольный комитет возможно не позже 10 дней после оглашения итогов, размещения результатов на специальном сайте.

2.     3 месяца – если результаты аукциона признаны недействительными.

7 дней со дня регистрации жалобы. В случае необходимости проведения дополнительных действий еще неделя.

Правила составления жалобы

Жалоба составляется и подается только письменно. В ней содержатся основные сведения об участнике и заказчике:

  • наименование;
  • почтовый адрес;
  • телефон для связи.

Далее указывается закупка и непосредственно действия или бездействие, которые обжалуются, и приводятся доводы, в которых необходимо указать документы или отдельные пункты в них, нарушающие закон. Такие документы нужно приложить к жалобе.

Если жалобу готовит и подает представитель, нужно приложить доверенность или другой документ, подтверждающий его право подписать жалобу.

Если жалоба подается на действия одного заказчика, но по разным закупкам, составляется отдельная жалоба на каждую закупку.  Нельзя указывать в одной жалобе более одной закупки.

Федеральная антимонопольная служба как контролирующий орган в сфере государственных закупок и ее полномочия

Федеральная антимонопольная служба после осуществления мероприятий, направленных на усовершенствование существующей контрактной системы, была наделена полномочиями контролирующего органа в данной сфере, на плечи которого легла борьба с возможными нарушениями действующего законодательства, которые допускаются не только заказчиками, но и исполнителями при проведении различных закупочных процедур.

К числу основных полномочий, которыми наделена на сегодняшний день Федеральная антимонопольная служба в сфере государственного заказа, следует отнести:

  • осуществление контрольных мероприятий в период организации и проведения различных закупочных процедур конкурентного и неконкурентного типов;
  • проведение контроля в отношении установления тарифов и цен на определенные виды и типы товаров, которые подлежат обязательному государственному регулированию;
  • приостановка реализации планов закупок, если были выявлены какие-либо нарушения в осуществлении деятельности по их реализации;
  • контроль за соблюдением всех необходимых норм права, в частности, при осуществлении закупок для удовлетворения государственного оборонного заказа;
  • наблюдение за тщательным соблюдением принципов действующего законодательства в части осуществления рекламной деятельности по распространению информации о своих услугах государственным или муниципальным заказчиком;
  • проверка и, при необходимости, разрешение возникающих споров относительно существующих инвестиций иностранного капитала, если такие инвестиции носят стратегический характер и могут оказать влияние на усовершенствование мероприятий по поддержанию безопасности и обороноспособности государства.

Однако чаще всего на плечи сотрудников Федеральной антимонопольной службы ложится обязанность проводить проверку возникающих нарушений при осуществлении государственных и муниципальных закупок. К числу таких нарушений относятся:

  • несоблюдение порядка и срока проведения конкурентных процедур;
  • нарушение норм действующего законодательства в части проведения закупочных процедур относительно использования конкурентных и неконкурентных способов определения потенциального исполнителя;
  • нарушения при составлении закупочной документации, в которой явным образом будут ограничены возможности свободного конкурентного доступа к проводимой процедуре всех потенциальных участников, кроме одного, под соблюдение интересов которого и составлялась документация к закупке.

Порядок и регламент действий Федеральной антимонопольной службы не позволяет ей самостоятельно выявлять подобные нарушения, для чего создан механизм подачи жалоб на действия того или иного заказчика или исполнителя. Все поступившие жалобы сотрудниками ФАС включаются в специальный реестр, ознакомиться с которым можно на сайте zakupki.gov.ru при обращении к специальному разделу.

Главной целью создания такого реестра было формирование возможности для всех заинтересованных участников созданной контрактной системы не только контролировать, каким образом происходит привлечение к ответственности по выявленным нарушениям, но также и в каких случаях проводится внеплановая проверка сотрудниками ФАС деятельности того или иного государственного или муниципального заказчика, а также какие санкции назначаются за выявленные нарушения.

Данный реестр, кроме перечня и содержания всех поданных жалоб, позволяет также и получить максимальный объем информации о том, какие внеплановые и плановые проверки были проведены сотрудниками Федеральной антимонопольной службы для выявления и пресечения возможных нарушений в сфере действующего законодательства о закупках.

Судебный порядок обжалования решения ФАС в арбитражном суде

В судебной инстанции могут рассматриваться как исковые заявления об отмене принятых актов, так и о признании действий (либо бездействия) сотрудников контрольной инстанции противоречащими закону. Например, нарушение установленных сроков рассмотрения жалобы, незаконный отказ в рассмотрении поступившего заявления по существу.

Для обжалования решения или предписания ФАС сторонам следует руководствоваться таким порядком действий:

  1. Определиться с подведомственностью таких дел.
  2. Подготовить исковое заявление и оплатить госпошлину.
  3. Подать исковое заявление в суд по почте или через секретариат с комплектом сопровождающих документов.
  4. Дождаться рассмотрения дела судом и вынесения решения об отмене решения или предписания ФАС либо об отказе в удовлетворении требований заявителя.

Куда обращаться и в какие сроки

Дела об обжаловании решения антимонопольного органа рассматриваются в арбитражном суде.

Для определения подведомственности и подсудности подобного рода дел нужно обратиться к ст. 29, 35 АПК. Здесь сказано, что дела о нарушении антимонопольного (закупочного) законодательства рассматриваются в арбитражных судах по местонахождению ФАС, решение которой обжалуется.

Согласно ст. 52 ФЗ-135 «О защите конкуренции», решения антимонопольной службы могут быть обжалованы в течение трех месяцев после их вынесения или выдачи соответствующего предписания для погашения задолженности.

Акты антимонопольного органа, которые были приняты решением коллегиального органа антимонопольной службы, можно оспорить в судебном порядке в более сжатые сроки —  в течение месяца после их принятия.

При наличии уважительных причин указанные сроки для подачи искового заявления в суд подлежат восстановлению.

Исполнение предписания ФАС в случае принятия жалобы на нее в суде приостанавливается до дня вступления в законную силу судебного постановления.

Правила составления искового заявления

В соответствии со ст. 199 АПК в заявлении должны содержаться следующие сведения:

  1. Сведения об истце: наименование, юридический и фактический адрес, реквизиты (ИНН/КПП).
  2. Наименование подразделения ФАС и реквизиты документа (решения, предписания или акта), который оспаривается.
  3. Перечень нарушений ФАС со ссылками на нормы закона.
  4. Конкретные требования истца к суду: отменить акт ФАС/его решение/предписание, признать незаконными действия должностных лиц и привлечь их ответственности.

Необходимые документы

Для того чтобы исковое заявление было принято в суде, участнику следует подготовить следующий комплект документов:

  1. Квитанция об оплате госпошлины. Согласно ст. 333.21 Налогового кодекса, госпошлина составляет 3000 р.
  2. Исковое заявление.
  3. Учредительные документы истца или ИНН предпринимателя, свидетельство о постановке на налоговый учет (копии) и паспорт физлица в статусе ИП.
  4. Копия документов, которые подтверждают отправку экземпляра искового заявления ответчику.

К заявлению прикладываются материалы, которые обосновывают позицию истца. Это копия вынесенного антимонопольным органом решения и собранная истцом доказательная база.

Рассмотрение дела и вынесение решения

В назначенный день происходит судебное разбирательство, в ходе которого дело рассматривается по существу. Для того чтобы повысить свои шансы на победу, участнику следует тщательно подготовиться к разбирательству: изучить сложившуюся судебную практику по делам аналогичного рода, подготовить свою мотивированную позицию.

Принятое судом решение можно оспорить в течение месяца после его принятия. Рассмотрением таких дел занимается суд апелляционной инстанции.

Таким образом, у представителя заказчика и участника сферы государственных закупок есть возможность обжалования некорректных действий Федеральной антимонопольной службы (ФАС). На обжалование действий ФАС в досудебном порядке у сторон есть месяц с момента вынесения решения или предписания. Для этого нужно подать жалобы в территориальный или коллегиальный орган ФАС. На подачу искового заявления в суд сторонам отводится три месяца.

Обзор документа

Установлено, как антимонопольные органы рассматривают жалобы на действия (бездействие) заказчика при корпоративных закупках товаров, работ, услуг. Речь идет о закупках госкомпаний; естественных монополистов; госкорпораций; организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов; унитарных предприятий; автономных учреждений; хозяйственных обществ с долей государственного (муниципального) участия более 50%; «дочек» и «внучек» перечисленных юрлиц.

Оговоримся, что данный порядок не касается случаев, когда закупки осуществлялись путем проведения торгов и запроса котировок. В этих ситуациях жалобы рассматриваются в порядке, установленном Законом о защите конкуренции.

Подача жалобы в антимонопольный орган — не препятствие для обжалования этих действий (бездействия) в суде.

Направить жалобу можно в следующих случаях. Если заказчик не разместил на сайте www.zakupki.gov.ru положение о закупке, внесенные в него изменения, предусмотренную законом информацию о закупке или нарушил срок такого размещения. Запросил документы, не предусмотренные документацией о закупке. Заказчик вообще не утвердил положение о закупках и производит их без применения Закона о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.

Жалоба подается не позже 10 дней после подведения итогов закупки или размещения ее результатов на сайте (если это предусмотрено), а в случае, когда договор по результатам закупки не заключен или она не состоялась, — 3 месяцев после подведения итогов закупки (размещения ее результатов на сайте).

Приведены требования к содержанию жалобы. Ее можно направить по почте (в том числе электронной), факсом или иным способом. Антимонопольный орган, приняв жалобу, в 3-дневный срок размещает на ресурсе www.zakupki.gov.ru или собственном сайте уведомление о ее поступлении и сообщает заявителю и заказчику о приостановлении закупки. Заказчик обязан известить о жалобе иных участников закупки.

На рассмотрение жалобы отведено 7 рабочих дней. В этом могут участвовать заявитель, заказчик и иные участники закупки. Копии принятого решения (выданного предписания) направляют заявителю и заказчику. Кроме того, сведения о решении (предписании) размещаются в Интернете.

Заявитель вправе отозвать жалобу до принятия решения по существу. Однако впоследствии он не сможет повторно обжаловать те же действия в антимонопольный орган.

Решение (предписание) комиссии антимонопольного органа можно обжаловать в суд в течение 3 месяцев со дня его принятия (выдачи).

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Сроки подачи жалобы в ФАС

Сроки по 44-ФЗ

1. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего в порядке, установленном главой 6 44-ФЗ, допускается в любое время после размещения в ЕИС плана закупок, но не позднее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе котировок, протокола запроса предложений, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом с даты подписания соответствующего протокола.

2. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона, осуществляется в порядке, установленном главой 6 44-ФЗ, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через 10 дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся.

3. Жалоба на положения документации о закупке может быть подана до окончания установленного срока подачи заявок.

4. В случае если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, после рассмотрения (начала рассмотрения) заявок на участие в аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений.

5. В случае если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта.

6. Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке, допускается в течение тридцати дней с момента совершения обжалуемых действий (бездействия).

Важный момент: По истечении вышеуказанных сроков обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.

Сроки по 223-ФЗ

Обжалование действий (бездействия) заказчика, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган допускается не позднее 10 дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения (ч.4 ст.18.1 135-ФЗ).

В случае, если заключение договора не осуществлено по результатам закупки, либо в случае признания закупки несостоявшейся обжалование действий (бездействия) заказчика, организатора закупки, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган допускается в течение 3-х месяцев со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения (ч.5 ст.18.1 135-ФЗ).

Процедура рассмотрения жалобы

Порядок рассмотрения жалобы в ФАС включает следующие шаги:

  1. Сотрудники ФАС получают жалобу и выносят решение о ее рассмотрении или о возврате заявителю.
  2. Если принято решение рассмотреть обращение, сотрудники ФАС приостанавливают торги по закупке и высылают уведомление заказчику и заявителю.
  3. После получения уведомления заказчик оповещает потенциальных исполнителей о факте поступления жалобы путем размещения ее краткого содержания в ЕИС.
  4. Комиссия ФАС проводит предварительное расследование.
  5. Жалоба рассматривается в присутствии заявителя, других участников закупки, членов конкурсной комиссии и представителей заказчика.
  6. ФАС принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной, а также о выдаче предписания.
  7. Текст решения и предписания (при наличии) выкладывается в реестр жалоб ФАС на официальный портал закупок.

Решение о принятии жалобы к рассмотрению сотрудники ФАС должны принять в течение 3 рабочих дней после обращения заявителя, а рассмотрение должно состояться не позднее, чем через 7 рабочих дней после обращения.

Если сотрудникам ФАС потребуется запросить у субъекта жалобы дополнительные данные, крайний срок для рассмотрения может быть перенесен один раз ещё на 7 рабочих дней ().

Если заказчик считает жалобу необоснованной, он имеет право направить возражение на жалобу в ФАС. Возражение направляется не позднее, чем за 2 рабочих дня до даты рассмотрения обращения, в тексте заказчик может указать на необоснованность претензий, аргументировав совершение обжалуемых действий их необходимостью и законностью.

При рассмотрении учитываются:

  • данные предварительного расследования ФАС;
  • сведения, указанные в жалобе;
  • нормы положения о закупке местного и федерального законодательства;
  • возражения, направленные заказчиком.

Вынесенное ФАС решение содержит подробное описание процедуры расследования, а в итоговой части указывается, признана ли жалоба обоснованной, будет ли выдано предписание и инициировано возбуждение административного или уголовного производства.

Предписание содержит список действий, которые должен выполнить заказчик, например, отмена ранее утвержденных протоколов и проведение новых торгов. За невыполнение предписания ФАС на организацию заказчика может быть наложен административный штраф в размере 500000 рублей, а на ответственное лицо – в размере 50000 рублей ().

Текст решений и предписаний по жалобам на заказчиков можно посмотреть в реестре жалоб ФАС на официальном портале закупок.

Подача жалобы в антимонопольную службу позволяет отменить конкурсы или аукционы госзакупок, проходившие с нарушениями, а также привлечь к ответственности недобросовестного заказчика

Чтобы избежать возврата жалобы, нужно подробно обосновывать изложенные факты и подтверждать их документами, принимая во внимание особенности местного законодательства о закупках в конкретной сфере деятельности

Основания для подачи жалобы

Антимонопольная служба рассматривает жалобы, полученные от непосредственных участников закупки и от лиц, законные интересы которых были затронуты действиями (или бездействием) заказчика. К рассмотрению ФАС принимаются все обращения, описывающие нарушения конкурентных процедур, сговоров отдельных участников закупки, а также нарушений законодательства о закупках.

Жалоба на заказчика в ФАС подается в следующих случаях:

  • если документация о закупке не была размещена в ЕИС;
  • если заказчик заключил контракт с исполнителем без проведения конкурентных процедур;
  • при размещении в публичном доступе недостоверной информации о закупке;
  • при отсутствии надлежащего обоснования закупки у единственного исполнителя;
  • когда заказчик требует от участника закупки документы, не предусмотренные Положением о данной закупке или нормами законодательства о закупках.

Размещение недостоверной или неполной информации о закупке, особенно при описании требований к необходимым товарам или услугам, ставит в неравные условия исполнителей, имеющих опыт в поставках и новичков на рынке закупок.

Некорректное обоснование закупки без проведения конкурса или аукциона также может являться признаком сговора с конкретным исполнителем.

Если заказчиком выступает орган муниципальной власти или госпредприятие, то перед подачей жалобы в ФАС ее можно направить непосредственно заказчику (согласно схеме, указанной в закупочной документации ) — часто заказчики рассматривают обращение и принимают меры быстро, чтобы предотвратить подачу жалобы в ФАС.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации