Андрей Смирнов
Время чтения: ~16 мин.
Просмотров: 0

Регуляторная гильотина, или масштабная отмена бессмысленных требований к бизнесу

👍 Плюсы и минусы механизма

Все позитивные эффекты от «регуляторной гильотины» возникают по результатам пересмотра требований к бизнесу. После снижения избыточной административной нагрузки, количества проверочных мероприятий, разработки прозрачных требований предпринимателям становится легче развивать свое дело. Они инвестируют в развитие бизнеса и смогут обеспечить открытие новых рабочих мест.

«Регуляторная гильотина» обладает очевидными преимуществами:

  1. Она отменяет устаревшие нормы.
  2. Устраняет дополнительные барьеры для развития бизнеса.
  3. Делает благоприятной инвестиционную почву, снижает затраты на исполнение излишних требований.
  4. Снизятся затраты на поддержание работы контролирующих инстанций.

Но получила новая инициатива Правительства и свою порцию критики:

Несмотря на глобальные цели реформы, эксперты сомневаются в возможности реализовать их на практике

Так, многие предложения предпринимателей об отмене избыточных требований не получали одобрения от контролеров, которые настаивали на их важности. Также неясно, подпадут ли под гильотину проверки, инициируемые структурами в подчинении Президента: ФСБ, МЧС, МВД и пр

Рядовые граждане опасаются, что гильотина затронет и их права: например, лишит их 8-часового рабочего дня, северных надбавок и пр. (эти гарантии были приняты в советское время), а также приведет к росту некачественных товаров, производимых без должного контроля.

Что не понравилось Кремлю

Заседание по обсуждению программы проходило за закрытыми дверями, однако кое-какая информация все же просочилась к журналистам. Чиновники пошли на попятную и перестали обсуждать сокращение российских надзорных органов, в основном на заседании проговаривались принципы создания 6 федеральных ведомств надзора. Правительство заинтересовала идея слияния сразу нескольких крупных организаций:

  1. Экономический надзор предполагает объединение ФАС и ФСТ.
  2. Для улучшения экологической ситуации и контроля за экологической обстановкой нужно совместить между собой Росгидромет и Росприроднадзор.
  3. Финансовый учет будет проводить новое ведомство, созданное на основе Росфиннадзора, Росалкогольрегулирования и Счетной палаты.
  4. Что касается технического надзора, на рассмотрение 2015 года было взято предложение упразднить Ростехнадзор, Росаккредитацию, Роскомнадзор, Ространснадзор и Росстандарт. Вместо всех этих учреждений будет создано одно-единственное объединение, которое возьмет на себя анализ и контроль безопасности пищевых продуктов и медицинских препаратов.
  5. Социальный контроль, безусловно, тоже остается – на основе Рособрнадзора и Росструда.

Безусловно, новоявленные предприятия – не резиновые, разместить и трудоустроить всех, кто работал в ликвидирующихся организациях, невозможно. Поэтому хотя сокращение контрольно-надзорных органов открыто не обсуждалось, все осознают, что часть работников останется за бортом, аналитики называют цифру 30% от общего количества госслужащих.

Однако и здесь чиновники видят свои преимущества:

  1. Как раз в тяжелые времена, когда приходится уйти с «насиженного» рабочего места, многие начинают собственное дело и становятся индивидуальными предпринимателями, что благотворно сказывается на благосостоянии граждан России и их семей и, конечно, страны, которая получает нового налогоплательщика.

Стать предпринимателем может не каждый, но самые активные и действенные учетчики и ревизоры, знающие, что такое ответственность и как правильно вести финансы, обязательно проявят себя и свои профессиональные качества. Как показывает практика, в условиях экономического кризиса и при отсутствии стабильности, некоторые даже меняют направление деятельности, обучаются новым профессиям и открывают в себе таланты, на которых можно хорошо заработать.

  1. Хотя целью административной реформы изначально не являлось сокращение контрольно-надзорных органов с целью уменьшения выплат из госбюджета, чиновники уже подсчитали сумму, которую удастся сэкономить, внедрив изменения в жизнь.

Это ни много ни мало – 1 триллион рублей. Весомый вклад в этот показатель составляет снижение количества проверок для предпринимателей, ведь на каждую проверку оформляется масса документов, оплачивается бензин на транспорт при выезде комиссии на место и многие другие издержки, больно бьющие по бюджету страны.

👇 Цели и задачи

Внедрение механизма регуляторной гильотины ставит перед собой амбициозные цели, среди которых:

  1. Сокращение регуляторной и административной нагрузки на бизнес и сохранение только тех требований, от которых зависит безопасность граждан.
  2. Переход от классификации требований по контролирующим инстанциям (противопожарные, санитарные и пр.) к разделению по видам бизнеса (нормы для гостиничного бизнеса, общепита и пр.).
  3. Создание прозрачной системы требований и правил работы для бизнеса: четкое разделение правил на обязательные и рекомендованные.

Задачами программы являются:

  1. Переработка и пересмотр нормативно-правовой регулятивной документации.
  2. Устранение неэффективных, устаревших и избыточных требований.
  3. Отмена советских законов.
  4. Построение новой системы требований по риск-ориентированному подходу.
  5. Детализация работы контрольно-надзорной деятельности.

Как вы считаете, какой эффект принесет в России «регуляторная гильотина»?

Позитивный: приведет к росту ВВП и подъему экономики, так как избавит бизнес от административной нагрузки.Негативный: отсутствие контроля снизит качество и безопасность продуктов для потребителя.Никакого эффекта не будет.

Что такое «дорожная карта»

Среди последних новостей 2017 года – введение «дорожной карты», которая в рамках админреформы позволит контролировать в сжатые сроки деятельность не только малого бизнеса, но и более крупного.

В конце мая 2020 года чиновники представили собственное видение госконтроля, оформленное в соответствующем документе. В июне начали разрабатываться принципы концепции, которая описывает сокращение российских надзорных органов и окончательное соединение оставшихся в зависимости от сфер деятельности.

Такое основательное переформатирование одобряют руководители крупных предприятий, отчисляющих в госказну большой объем налоговых взносов. Особенно радует, что их поддержало правительство, пообещав со своей стороны для достижения общей цели объединить усилия законодательной и исполнительной власти.

Так, с 2017 по 2020 год по отношению к проверкам субъектов малого бизнеса Президентом действует мораторий. Временной «свободой» могут воспользоваться те фирмы, на которые за последние 3 года не было оформлено ни одного административного штрафа.

Что еще нового готовит нам ближайшее будущее? Поступили новые предложения – когда сокращение контрольно-надзорных органов и объединение ведомств завершится, эксперты предлагают принять единственный вид административного наказания за нарушение норм законодательства, действующий для тех, кто впервые оконфузился и затянул со сроком сдачи отчетности или подал частично ошибочные сведения по сотрудникам. Аналитики предлагают внедрить обычное предупреждение, но пока этот вопрос находится на стадии обдумывания.

🔔 Сферы, подвергаемые изменениям

Изменения затронут практически все отрасли. Но так как в первую очередь под «гильотину» пойдут системы нормирования и контроля, то действие реформы больше всего ощутят на себе наиболее «зарегулированные» сферы:

  • транспортная;
  • экологическая;
  • санэпидемнадзор;
  • промбезопасность;
  • ветеринария.

Для некоторых отраслей планируется сохранить жесткий контроль: атомной энергетики, авиастроения и пр. Ряд сфер «гильотина» не затронет вовсе: это отрасли налогового, таможенного, финансового регулирований.

Первый опыт создания подобного «гайда» для бизнеса уже реализован Минэкономразвития. В 2020 году появилась так называемая «Белая книга» для общепита, где в доступной форме изложены все требования к организации кафе и ресторанов.

Закон об обязательных требованиях

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» закрепляет на законодательном уровне механизм «регуляторной гильотины». Он содержит систему принципов, которым должны отвечать новые обязательные требования, определяет порядок их установления и оценки применения. В частности, документ включает нормы о (об):

  • действии обязательных требований (по общему правилу, положения НПА, устанавливающие обязательные требования, будут вступать в силу с 1 марта или с 1 сентября, но не ранее чем через 90 дней после официального опубликования соответствующего акта);
  • принципах установления и оценки применения обязательных требований (в их числе – принципы законности, обоснованности обязательных требований, правовой определенности и системности, открытости и предсказуемости, исполнимости обязательных требований);
  • условиях установления обязательных требований (должны быть определены: содержание обязательных требований; лица, обязанные их соблюдать; осуществляемая деятельность, совершаемые действия, в отношении которых устанавливаются требования; лица и используемые объекты, к которым они предъявляются; результаты осуществления деятельности, совершения действий; формы оценки соблюдения обязательных требований; федеральные органы исполнительной власти и уполномоченные организации, осуществляющие оценку соблюдения обязательных требований);
  • оценке проектов НПА, устанавливающих обязательные требования (в целях оценки регулирующего воздействия проводятся правовая экспертиза проекта и государственная регистрация НПА, устанавливающих обязательные требования);
  • оценке применения обязательных требований (оценка фактического воздействия НПА, устанавливающих обязательные требования, проводится в целях анализа обоснованности вводимых обязательных требований, определения и оценки фактических последствий их установления, выявления избыточных условий, ограничений, запретов и обязанностей);
  • экспериментальном правовом режиме (применение в течение определенного периода времени специального регулирования в отношении определенной группы лиц или на определенной территории, либо отказ от такого применения или от осуществления разрешительной деятельности в отношении объекта разрешительной деятельности);
  • официальных разъяснениях обязательных требований (они выпускаются федеральными органами исполнительной власти в отношении принятых НПА в целях пояснения их содержания, включая добровольные к применению контролируемыми лицами руководства по соблюдению обязательных требований).

Кроме того, для обеспечения систематизации обязательных требований и информирования заинтересованных лиц планируется сформировать отдельный реестр обязательных требований. В нем будет содержаться перечень обязательных требований, информация об установивших их НПА, сроке их действия. Его создание предусмотрено с 1 марта 2021 года. Порядок формирования, ведения и актуализации такого реестра установит Правительство РФ.

Закон вступит в силу с 1 ноября текущего года, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки. Что касается признания утратившими силу, не действующими на территории РФ и отмены старых НПА, содержащих обязательные требования, и введения в действие новых норм с актуализированными требованиями при учете риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития, то эта работа должна быть завершена до начала 2021 года. Но в любом случае не отмененные до 1 января следующего года акты не будут проверяться в ходе контрольных мероприятий и использоваться для привлечения предпринимателей к ответственности.

Как дела обстоят в 2020 году

Сотрудники пока еще действующего Роспотребнадзора выделяют несколько важных принципов, которыми руководствуются учетчики в 2020 году, проводя проверки на предприятиях:

  1. Сначала эксперты проводят анализ финансово-хозяйственной деятельности существующих организаций и выделяют те, которые более всего подвержены риску совершить ошибку в отчетности. Чаще ревизии затрагивают крупные фирмы.
  2. Начиная с 2008 года, по указанию правительства существенно уменьшился перечень продукции, которую нужно регистрировать. Если раньше в список входило 30 наименований, то в 2020 году осталось только 7 видов товаров, подлежащих государственной регистрации.
  3. Период рассмотрения и изучения отчетности, а значит, и время проводимой ревизии в каждой из организаций сократилось втрое.

Вступившие в силу изменения чиновники не пускают на самотек. В конце 2015 года было инициировано и выиграно сразу несколько дел, где шла речь о превышении полномочий сотрудников Роспотрбнадзора, создающих необоснованные административные преграды в предпринимательской деятельности.

Сокращение проверок до сих пор не коснулось, пожалуй, единственной сферы деятельности – торговли. Эксперт, который является уполномоченным лицом при президенте по защите прав и интересов предпринимателей в России, Роман Терехин просит набраться российских граждан, занимающихся предпринимательской деятельности, терпения. Программа осваивается постепенно, для этого нужно как минимум несколько лет. А пока уже в 2017 году по официальным данным уменьшение проверок экспериментируют:

  1. Роспотребнадзор, где численность ревизий уменьшилась на 30%.
  2. Ростехнадзор, пересмотревший количество проверок в сторону уменьшения на 48% от обычного числа.

❓ Это новая практика?

«Регуляторная гильотина» – это не российское изобретение. Сам термин ввели в оборот консалтеры из компании Jacobs, Cordova & Associates.

Подобный механизм уже ранее применялся в мировой практике еще с 1980-х годов. Например, он реализовывался в Великобритании, Вьетнаме, Хорватии, Южной Корее. Так, в Хорватии реализация «гильотины» привела к экономии бизнеса более, чем 65 млн долларов всего за 9 месяцев. Во многих странах удалось устранить до половины всех ненужных требований и снизить коррупцию.

Удастся ли России достигнуть столь значительного эффекта, спрогнозировать сложно. Пока речь идет в основном об отмене старых законов, но сделает ли это регулирование более прозрачным, а проверки – более редкими, неясно.

Есть и негативный опыт в реализации «гильотины». В Украине власти так же планировали реализацию реформы в 2014 году, но уже в 2015 году отказались от идеи из-за рисков возникновения в стране регуляторного вакуума.

Государственная поддержка малого бизнеса
Читать

Какие изменения ожидают ИП в 2020 году
Подробнее

Доплаты и надбавки к пенсии

Несмотря на то, что на данный момент в пределах РФ находится около 13 млн. граждан пенсионного возраста, попадающих под состояние «дети войны», обещания власти об обеспечении безопасности и поддержке не имеют ничего общего с действиями. Только некоторые региональные власти проявили сознательность и ввели локальную социальную помощь.

К таким сознательным регионам относится Иркутская область. Там был введен региональный закон, признающий статус «дети ВОВ».  Граждане, имеющие прописку в регионе, рожденные в период с 23.06.28 по 03.09.45 включительно, обладают такой социальной поддержкой:

  • Ежемесячная сумма к пенсионным выплатам в сумме 400 руб.;
  • Получение услуг в соц. учреждениях без очереди;
  • Оказание медицинской помощи без очереди.

Аналогичные законопроекты прияты в Тверской, Новосибирской, Амурской, Волгоградской и других областях.

Принципы оформления льготной категории «Дети ВОВ» регулируется законодательством, и могут различаться в зависимости от региона.

Но общий алгоритм действий можно представить таким образом:

  1. Для начала следует обратиться в МФЦ либо органы социальной защиты населения.
  2. Подать заявление, прописав в нем желаемый способ получения выплаты(л/с банка, номер карты и т.д.) Заявление так же возможно оформить на сайте госуслуг.
  3. Подготовить требуемые документы.
  4. Подать пакет документов с заявлением. После органам требуется время на согласование и проверку пакета. Сроки рассмотрения закреплены законом и зависят от типа льгот.
  5. Получить в органах соц. защиты подтверждение, дающее разрешение на льготу.

Для оформления требуются копии:

  • паспорт, либо иного документа подтверждающего личность;
  • пенсионное удостоверение
  • СНИЛС.

Указанные документы непременно нужны при регистрации льгот. Все зависит от типа льготы, могут быть нужны и другие документы:

  • документы о регистрации из домовой книги;
  • ИНН;
  • Трудовая книжка, 2-НДФЛ;
  • Справки на награды и медали;

Перед началом сбора документации стоит в соц. органах на месте проживания, уточнить список нужных для оформления документов.

Видео о дополнительных выплатах детям войны:

Льготы пенсионерам

Группа граждан, относящихся к «детям войны» проживают больше чем в 15 регионах РФ. Для регистрации льгот нужно подойти в органы соц. защиты по месту проживания.

К примеру, в Москве и Московской области не существует законодательных норм регулирующих льготы для «детей войны». Но, вне зависимости от этого, местное управление старается следовать федеральным инициативам в этом направлении любым образом. Так же дума Москвы внесла предложение уровнять детей войны и тружеников тыла.

Иные же регионы дают право на получение льгот на иных условиях. Одни области могут дать категорию ребенка ВОВ, только на основании рождения в годы ВОВ, другие же если есть условие в виде гибели кого-либо из родителей в период войны.

Но почти во всех регионах, где существуют эти льготы, детям войны полагаются:

  • Дополнительная сумма к пенсии каждый месяц;
  • Бесплатный проезд в городском транспорте;
  • На протезирование зубов и коммунальные услуги;
  • На приобретение медикаментов;
  • Монтаж стационарного телефона бесплатно;
  • На ритуальные услуги.

Предложения и замечания по новой системе принципов

Нельзя не учесть, что в процессе работы над новым законом о госконтроле к тексту документа поступило множество предложений и замечаний. Отдельные из них касались принципов госконтроля (надзора). Так, на стадии рассмотрения законопроекта в Госдуме некоторые идеи в отношении системы принципов содержались в заключениях комитетов нижней палаты парламента

В частности, Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству обратил внимание на то, что имеет декларативный характер, неоднозначную трактовку и субъективное суждение, а в излагаемых принципах не содержится приоритет риск-ориентированного подхода при осуществлении госконтроля (надзора), муниципального контроля

В свою очередь, Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям отметил, что закрепленные документом в качестве принципов госконтроля (надзора), муниципального контроля положения носят декларативный характер и не содержат механизмов контроля за их соблюдением. Также он предлагал в целях имплементации указанных принципов в практическую деятельность контрольно-надзорных органов включить в положение, устанавливающее запрет на совершение контрольно-надзорными органами и их должностными лицами действий и вынесение решений, не соответствующих установленным законом принципам. Аналогичного мнения придерживались представители Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. «В целом полагаем, что глава 2 нуждается в глубокой переработке, поскольку ее положения носят чрезмерно декларативный и расплывчатый характер, допускают неоднозначное толкование, а предлагаемая система принципов и их описания вызывает огромное количество вопросов и не в полной мере соответствует как действующему законодательству, так и сложившимся в российской праве подходам к определению принципов права», – отмечалось в заключении комитета.

К числу недостатков правового регулирования также было отнесено отсутствие принципов: недопустимости взимания органами госконтроля (надзора), органами муниципального контроля с юрлиц, ИП платы за проведение мероприятий по контролю, что может породить злоупотребления со стороны должностных лиц контрольных органов; исключения избыточных и дублирующихся контрольных мероприятий как необходимого барьера для предотвращения излишнего давления на бизнес.

Вместе с тем, высказывались и предложения о дополнении системы принципов госконтроля (надзора), муниципального контроля следующими принципами: открытость и доступность нормативных (ненормативных) документов для контролируемых лиц; ответственность госорганов, муниципальных органов, их должностных лиц за нарушение законодательства при проведении госконтроля (надзора), муниципального контроля; преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов контрольно-надзорных мероприятий; презумпция добросовестности юрлиц.

В списке потенциально возможных для закрепления в законе принципов упоминались и принципы: недопустимости возбуждения и рассмотрения контролирующими органами дел об административных правонарушениях в отношении неподнадзорных им лиц; стратегической направленности; ответственности органов госконтроля (надзора) за недостижение показателей общественно значимых результатов, ненадлежащее исполнение своих полномочий, необоснованное воспрепятствование законной экономической деятельности граждан и организаций; межведомственной ответственности; независимости; компетентности; превентивной направленности.

По мнению представителей бизнес-сообщества, многие из указанных принципов, которые не вошли в Закон № 248-ФЗ, представляются наиболее важными с точки зрения устранения недостатков действующего правового регулирования госконтроля (надзора) в части эффективного достижения целей профилактики нарушений обязательных требований, а также устранения неоправданного акцента на проведении проверок.

Были претензии и к содержательной части норм о принципах госконтроля. Например, по , в которой описывается принцип законности и обоснованности, отмечалось, что законность и обоснованность – различные правовые принципы, и они не могут быть объединены в рамках одной статьи. Кроме того, законными должны быть не только действия и решения, но и бездействие должностного лица контрольно-надзорного органа. Указывалось также на неясность и неоднозначность понимания отдельных терминов, на наличие оценочных категорий и т. п.

Отметим, не все замечания и предложения были учтены при доработке текста законопроекта.

Один вместо пятнадцати

Заинтересованность в создании нового органа по контролю и надзору выразили Калининградская, Калужская, Ленинградская, Ульяновская области, Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, Ставропольский и Хабаровский края, а также Удмуртия, говорится в письме. Эксперимент затронет только региональный контроль и надзор и не будет распространяться на федеральный, заявил «Известиям» Савва Шипов.

— Сегодня речь идет о том, чтобы виды контроля, которые, как правило, в каждом субъекте осуществляют 10–15 региональных органов власти, объединить в одной структуре. При этом федеральными полномочиями новый орган наделен не будет, — отметил он.

К региональному госконтролю относятся, например, экологический, строительный и ветеринарный надзор.

эко

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Совещание с субъектами на тему того, в каком формате пройдет эксперимент и кто примет в нем участие, состоится 2 декабря в Калининградской области. В этом регионе уже есть практика создания подобной структуры, сообщил Савва Шипов.

В Калининградской области два года работает министерство регионального контроля (надзора), сообщили «Известиям» в пресс-службе правительства субъекта. Оно объединило органы с профильным функционалом, ранее действовавшие отдельно.

Нововведение позволило систематизировать контрольно-надзорные мероприятия, добиться единообразия подходов и наладить взаимодействие при реализации смежных обязанностей, рассказали в регионе. Так, один департамент министерства объединил в себе две функции: контроль долевой застройки и строительный надзор. Консолидация сократила объем отчетности бизнеса и предупредила нецелевое расходование денег дольщиков, отметили в пресс-службе правительства области.

На старт

Введение в субъектах России единого органа, ответственного за контрольно-надзорную деятельность (КНД), а также принятие профильного закона позволят снизить административную нагрузку на бизнес и оптимизировать процесс проверки, отметили в Калининградской области. Там подчеркнули, что эти меры неизбежно приведут к сокращению численности инспекторского состава и экономии бюджетных средств.

«Известия» опросили регионы, которые выразили заинтересованность в эксперименте. В Ульяновской области допустили, что в результате реформы произойдет оптимизация штатной численности, и спрогнозировали снижение расходов на содержание структур КНД. Там также отметили, что уже начали работу по переформатированию госорганов и рассчитывают, что новая структура позволит оперативнее решать проблемы и сократит сроки проведения проверок.

эко

Город Ульяновск

Фото: РИА Новости/Дмитрий Коробейников

Объединенный контрольно-надзорный орган может заработать уже в 2020 году, заявили в Ульяновской области. Однако для этого есть ряд препятствий, а именно ограничения на законодательном уровне для слияния всех видов регионального госконтроля. Сегодня такие нормы действуют для КНД в области регулируемых государством цен и тарифов, надзора по охране объектов культурного наследия и регионального ветеринарного надзора, отметили в регионе.

В Ленинградской и Калужской областях, а также в Ставропольском крае подтвердили «Известиям» намерение участвовать в эксперименте. В Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах, Хабаровском крае и Удмуртской Республике на запросы не ответили.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации