Андрей Смирнов
Время чтения: ~17 мин.
Просмотров: 0

Кто и в каких случаях может пожаловаться в фас на действия заказчика по 44-фз и 223-фз?

Порядок подачи возражения: инструкция

Возражение подается в то подразделение антимонопольной службы, в которое ранее поступила жалобы. Очевидно, что подать свои возражения участники могут только после того, как на их действия поступила жалоба в антимонопольный орган, и когда она была зарегистрирована по правилам, указанным в ст. 105 44-ФЗ.

Процедура передачи возражения по жалобе в ФАС состоит из следующих этапов:

  1. Возражение подается в письменной форме в подразделение ФАС, которое уполномочено его рассматривать (в то, в которое ранее была передана жалоба).
  2. Должностные лица ФАС передают сведения о поступившем возражении в ЕИС.
  3. Назначается заседание рабочей комиссии в течение 3 дней после поступления возражения.
  4. При работе комиссии могут присутствовать лица, подающие жалобу. В ходе работы коллегиального органа у заявителя могут запрашивать дополнительные документы.
  5. Выносится решение по поступившему возражению в течение 5 дней после его поступления. Оно оформляется в письменной форме и передается в ЕИС, а также самому заявителю. Результаты заседания комиссии ФАС передаются заявителю по почте: обычной либо электронной.

По общим правилам в период рассмотрения самой жалобы и возражения на нее закупочная процедура приостанавливается, а госконтракт подписывать недопустимо, иначе он будет признан недействительным.

ФАС должна опубликовать на сайте государственных закупок все сведения относительно движения жалобы: дату ее поступления, время заседания комиссии и принятое решение. Об этих датах дополнительно уведомляют заявителя и лицо, чьи действия обжалуются.

Федеральная антимонопольная служба как контролирующий орган в сфере государственных закупок и ее полномочия

Федеральная антимонопольная служба после осуществления мероприятий, направленных на усовершенствование существующей контрактной системы, была наделена полномочиями контролирующего органа в данной сфере, на плечи которого легла борьба с возможными нарушениями действующего законодательства, которые допускаются не только заказчиками, но и исполнителями при проведении различных закупочных процедур.

К числу основных полномочий, которыми наделена на сегодняшний день Федеральная антимонопольная служба в сфере государственного заказа, следует отнести:

  • осуществление контрольных мероприятий в период организации и проведения различных закупочных процедур конкурентного и неконкурентного типов;
  • проведение контроля в отношении установления тарифов и цен на определенные виды и типы товаров, которые подлежат обязательному государственному регулированию;
  • приостановка реализации планов закупок, если были выявлены какие-либо нарушения в осуществлении деятельности по их реализации;
  • контроль за соблюдением всех необходимых норм права, в частности, при осуществлении закупок для удовлетворения государственного оборонного заказа;
  • наблюдение за тщательным соблюдением принципов действующего законодательства в части осуществления рекламной деятельности по распространению информации о своих услугах государственным или муниципальным заказчиком;
  • проверка и, при необходимости, разрешение возникающих споров относительно существующих инвестиций иностранного капитала, если такие инвестиции носят стратегический характер и могут оказать влияние на усовершенствование мероприятий по поддержанию безопасности и обороноспособности государства.

Однако чаще всего на плечи сотрудников Федеральной антимонопольной службы ложится обязанность проводить проверку возникающих нарушений при осуществлении государственных и муниципальных закупок. К числу таких нарушений относятся:

  • несоблюдение порядка и срока проведения конкурентных процедур;
  • нарушение норм действующего законодательства в части проведения закупочных процедур относительно использования конкурентных и неконкурентных способов определения потенциального исполнителя;
  • нарушения при составлении закупочной документации, в которой явным образом будут ограничены возможности свободного конкурентного доступа к проводимой процедуре всех потенциальных участников, кроме одного, под соблюдение интересов которого и составлялась документация к закупке.

Порядок и регламент действий Федеральной антимонопольной службы не позволяет ей самостоятельно выявлять подобные нарушения, для чего создан механизм подачи жалоб на действия того или иного заказчика или исполнителя. Все поступившие жалобы сотрудниками ФАС включаются в специальный реестр, ознакомиться с которым можно на сайте zakupki.gov.ru при обращении к специальному разделу.

Главной целью создания такого реестра было формирование возможности для всех заинтересованных участников созданной контрактной системы не только контролировать, каким образом происходит привлечение к ответственности по выявленным нарушениям, но также и в каких случаях проводится внеплановая проверка сотрудниками ФАС деятельности того или иного государственного или муниципального заказчика, а также какие санкции назначаются за выявленные нарушения.

Данный реестр, кроме перечня и содержания всех поданных жалоб, позволяет также и получить максимальный объем информации о том, какие внеплановые и плановые проверки были проведены сотрудниками Федеральной антимонопольной службы для выявления и пресечения возможных нарушений в сфере действующего законодательства о закупках.

Как обжаловать решение ФАС в арбитражный суд

Что может обжаловаться

В судебном порядке можно оспаривать не только действия и бездействие должностных лиц, решения и предписания комиссий, но и коллегиальных органов антимонопольной службы.

Правила обращения в суд

Заявление о несоответствии решения контролирующего органа нормативному правовому акту придется оплатить пошлиной: 300 рублей для физических лиц и 3 000 рублей – для организаций.

Обжалование решений ФАС в суде приостанавливает его действие, пока постановление суда не вступит в законную силу.

Заявление направляется в арбитражный суд по месту нахождения ответчика.

Какие требования надо учесть

Заявление должно быть грамотным, понятным, обоснованным нормами права и оформлено письменно. Его структура включает следующие части:

  1. Вводную, в которой указывается наименование суда, сторон, их реквизиты (наименование лица, подающего заявление, ИНН, адреса, контакты).
  2. Описательную. В ней раскрываются обстоятельства дела.
  3. Мотивировочную. Содержит описание незаконных решений и действий их юридическую оценку со ссылкой на нормы закона, доказательства.
  4. Просительную, в которой указываются требования.

Чтобы заявление, направляемое в арбитражный суд, было принято, его следует писать с учетом условий, изложенных в части 1 и 2 статьи 125 АПК РФ.

Мы подготовили шаблон заявления в Арбитражный суд об отмене решения УФАС.Скачать шаблон заявления.

Несоблюдение требований может привести к оставлению заявления без движения, или, что хуже, к отказу в удовлетворении требований. Избежать проблем можно, поручив составление заявления нашим юристам, которые знают, как всё сделать правильно.

Необходимые документы:

  • квитанция оплаты госпошлины;
  • почтовая квитанция, доказывающая направление копии заявления госоргану;
  • выписка из ЕГРЮЛ (ЕГРИП);
  • подтверждающие полномочия лица, которое заявление подписало;
  • доверенность;
  • копия обжалуемого решения;
  • доказательства.

Как рассматриваются жалобы

Дела по обжалованию неправомерных решений ФАС в суде рассматриваются по правилам искового производства, с некоторыми особенностями. В частности, бремя доказывания законности принятого решения лежит на органе власти. Рассмотрение дела из публичных правоотношений не должно длиться более трёх месяцев.

Однако на практике надеяться на этот принцип не стоит: без активной позиции заявителя дело можно проиграть.

Решение может быть обжаловано в апелляционный арбитражный суд в течение месяца со дня принятия.

Рисует Илья Алексеев

Антимонополизм

Наличие в Российской Федерации антимонопольного законодательства и антимонопольной службы вовсе не означает, что монополизма, как такового, в РФ не существует. Он существует везде, в том числе и в России, в виде естественных монополий: например, сети железных дорог, государственных монополий или концернов, таких, как Газпром.

Политика демонополизации нацелена, таким образом, не против явления монополизма, как такового, а против бесконтрольного монополизма, подрывающего основы малого и среднего бизнеса, поскольку в условиях бесконтрольного монополизма конкуренция практически невозможна.

В рамках данной статьи мы не ставим себе задачу провести экскурс в основы политической экономики. Просто без осознания самой системы антимонополизма невозможно будет представить себе весь спектр вопросов, которые могут быть отнесены к ведению ФАС.

Порядок исключения организации из РНП

В случае включения в Реестр недобросовестных поставщиков действующее законодательство дает право такому юридическому или физическому лицу оспорить свое нахождение в данном реестре. Оспариванию в данном случае подлежит решение Федеральной антимонопольной службы, так как ведением этого реестра занимается именно она. При этом оспаривание в данном случае возможно по следующим причинам:

  • решение суда, согласно которому был расторгнут договор или контракт, заключенный на основании положений о закупочных процедурах, отраженных в 223-ФЗ, было оспорено либо отменено ввиду его противоречия действующим нормам законодательства, а сам договор или контракт восстановлен и продолжил исполняться обеими сторонами, участвующими в нем;
  • от подписания контракта или договора юридическое или физическое лицо уклонялось не по своей воле, а в силу возникновения таких обстоятельств, которые негативным образом оказали влияние на возможность подписания договора или контракта в установленные законом сроки. О наступлении таких обстоятельств заказчик был уведомлен;
  • в Федеральную антимонопольную службу были направлены сведения для включения в реестр юридического или физического лица, хотя такое включение не является обоснованным в силу того, что сами направленные сведения являются недостоверными.

Однако каждое из перечисленных оснований должно быть подтверждено с юридической точки зрения в виде специального пакета документов, который будет сопровождать поданное заявление.

Общий порядок действий для исключения организации из РНП или оспаривания вынесенного ФАС решения выглядит следующим образом:

  • подача заявления в территориальное подразделение Федеральной антимонопольной службы, которое будет оспаривать вынесенное решение данной службы о включении конкретной организации или физического лица в Реестр недобросовестных поставщиков;
  • к заявлению, как уже говорилось выше, необходимо приложить все те документы, которые, по мнению заявителя, могут выступить в качестве основы для вынесения положительного решения. Чаще всего такие документы необходимо приложить в виде оригиналов или заверенных нотариально копий (какие документы в каком виде следует подавать, необходимо уточнить в территориальном подразделении ФАС, куда будет происходить обращение). При этом следует помнить, что если в качестве заявления об исключении из РНП лежит решение суда о восстановлении ранее расторгнутого контракта, то такое решение должно быть не только вступившим в силу, но и не находиться на стадии обжалования в вышестоящих инстанциях;
  • последним этапом в исключении организации или физического лица из РНП является получение документов, подтверждающих данное решение Федеральной антимонопольной службы. Если вынесенное решение отказывает в исключении информации из данного реестра, то заявитель вправе обратиться в суд для разрешения возникшей ситуации.

При этом следует помнить, что повторная подача заявления в ФАС для исключения из РНП является невозможной. Оспорить его возможно только путем обращения в судебные органы.

Таким образом, порядок действий, которые должны быть осуществлены юридическими или физическими лицами для того, чтобы быть исключенным из РНП, является стандартным как в случаях, когда речь идет о реестре, который ведется для соблюдения требований Федерального закона №223-ФЗ, так и для реестров, которые могут оформляться для соблюдения требований других нормативных актов.

Для того чтобы все заключенные контракты и договоры, подписание которых происходит в рамках осуществления закупок на основании Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», получившего номер 223-ФЗ, полностью исполнялись и не было нарушений при исполнении таких контрактов действующего законодательства, в настоящее время активно функционирует Реестр недобросовестных поставщиков, который оформляется на основании положений данного закона.

Однако с точки зрения жесткости данного реестра для потенциальных и действующих исполнителей контрактов и договоров, можно сказать, что правила включения в него значительно мягче и что из данного реестра возможно легче исключить организацию или физическое лицо, нежели сделать аналогичные действия в отношении реестра, который ведется по 44-ФЗ. Тем не менее нахождение в данном реестре может быть чревато для потенциального участника закупочной процедуры невозможностью участия в таковой, так как заказчик имеет все возможности проверить, есть ли тот или иной участник в данном реестре или нет и в случае его наличия в нем (если установлены ограничения на участие) отклонить поданную заявку.

Как написать жалобу в ФАС

Должным образом составленная жалоба – успешность разрешения спора. Порядок написания требует соблюдения некоторых правил:

  • деловой стиль изложения;
  • отсутствие оборотов с ненормативной лексикой, с признаками хамства;
  • краткость;
  • объективность;
  • недопустимость субъективного мнения;
  • точность;
  • хронологическая последовательность.

Требования по 44-ФЗ

Часть 8 статьи 105 44-ФЗ называет следующие требования к жалобе:

Структура

Сроки

Рассмотрение

1.  Название структуры, чьи действия обжалуются (ФИО, должность руководителя):

  • юридический адрес;
  • средства связи.

2.  Личные данные о заявителе:

  • место регистрации (прописки);
  • контактный номер телефона, электронная почта.

3.  Наименование — «Жалоба».

4.  Описание закупки.

5.  Сведения о публикации (дата размещения).

6.  Совершение противоправных действий.

7.  Существенные обстоятельства по делу.

8.  Причинно-следственная связь.

9.  Требование.

10.  Приложения.

11.  Дата составления.

12.  Печать.

13.  Личная подпись (с расшифровкой). 

1.  Обжалование действий участников процедуры закупки — любое время после публикации плана закупок, определения исполнителя, во время аккредитации, не позже 10 суток после размещения протоколов.

2.  Жалоба на документацию подается до момента окончания принятия заявок.

3.  Обратиться с заявлением после раскрытия предложений вправе лишь участники процедуры.

4.  В случае совершения деяний во время рассмотрения заявок – до заключения контракта.

5.  Пожаловаться на действия оператора можно в течение месяца со дня их совершения.

6.  Пропуск предусмотренных сроков предполагает обращение в судебный орган.

1.     5 дней с момента регистрации жалобы.

2.     3 дня – на изготовление экземпляра.

Требования по 223-ФЗ

В соответствии с нормами части 6 статьи 18.1 135-ФЗ, «жалобное» заявление на деяния (бездействие) заказчика-организатора процедуры, оператора эл.площадки, конкурсной или аукционной рабочей комиссии соответствующего органа должно содержать:

Структура

Сроки

Рассмотрение

1.     Название лица, чьи действия обжалуются (ФИО, должность руководителя):

  • юридический адрес;
  • средства связи .

2.     Личные данные о заявителе:

  • место регистрации (прописки);
  • действующий номер телефона, электронная почта, факс.

3.     Наименование — «Жалоба».

4.     Сведения о торгах (размещение на сайте в сети-интернет).

5.     Состав преступления — совершение противоправных действий.

6.     Существенные обстоятельства по делу.

7.     Аргументация.

8.     Приложения.

9.     Дата составления.

10.   Печать.

11.    Личная подпись (с расшифровкой). 

1.     Обращение в антимонопольный комитет возможно не позже 10 дней после оглашения итогов, размещения результатов на специальном сайте.

2.     3 месяца – если результаты аукциона признаны недействительными.

7 дней со дня регистрации жалобы. В случае необходимости проведения дополнительных действий еще неделя.

Как оформить жалобу в ФАС

Прежде чем обратиться в ФАС России, необходимо собрать максимум доказательств в обоснование своей позиции. Собранные доказательства должны подтверждать аргументы заявителя и указывать на наличие правонарушений.

Передача анонимной жалобы или жалобы без приложения документальных законодательств недопустима. Такое заявление будет отклонено без рассмотрения по существу. При подготовке документов следует соблюдать аккуратность и не торопиться. Невнимательность заявителя может сыграть на руку его оппонентам. Последние, как правило, заранее готовятся к защите собственных интересов и выстраивают свою доказательную линию.

Чтобы подать жалобу в ФАС, необходимо подготовить письменное заявление. Текст должен быть максимально подробным, а представленные в нем факты не могут противоречить друг другу. Если заявление готовит организация или индивидуальный предприниматель, то за его основу берут фирменный бланк. Под текстом должна быть не только подпись руководителя, но и печать ИП или предприятия.

При написании текста важно придерживаться хронологической последовательности событий, ссылаясь на законодательные нормы и имеющиеся доказательства. Заявитель также должен предоставить исчерпывающую информацию о собственной персоне, поскольку обращение, направленное анонимно, останется без рассмотрения

Как подать жалобу

Перед тем, как подать жалобу нужно попробовать решить вопрос мирным путем. Можно попросить заказчика разъяснить каждый пункт закупочных документов. Иногда этого достаточно, чтобы урегулировать спор.

Нужно проверить, чтобы другой участник спора не подал аналогичную жалобу. В противном случае ФАС не будет рассматривать заявление.

При отсутствии единого мнения составляется жалоба, которая может быть направлена по почте, передана лично. Также допускается онлайн оформление через интернет. Процедура проводится бесплатно, поэтому госпошлина не вносится.

Составление документа

Документ составляется в письменном виде. На нем обязательно должна стоять личная подпись гражданина или электронная подпись.

На сайте ФАС имеется подробная инструкция по написанию жалобы. Также можно найти пример документа и оформить свой по образцу.

В жалобе должны быть отражены следующие основные моменты.

  1. При обращении юрлица – название организации, ее адрес, ФИО руководителя. Если документ подается гражданином, то отмечаются ФИО, адрес проживания, контактный телефон.
  2. Указываются данные лица, организации, действия или бездействия которых подлежат обжалованию.
  3. Отражаются сведения о закупке, если таковые имеются.
  4. В соответствии с законодательными нормами прописываются основания для обращения. Все пункты подтверждаются документально.
  5. В конце отмечается перечень приложенных документов.
  6. Обязательно ставится подпись составителя или ЭЦП, если документ оформляется онлайн в электронном виде.

Организация, уполномоченное лицо вправе самостоятельно составить жалобу или обратиться с заявкой в специализированную фирму. В этом случае стоимость оформления документа составит от 4 500 рублей.

Электронное обращение

На сайте органа имеется форма анкеты, которую нужно заполнить заявителю. Дополнительно можно приложить документы, подтверждающие наличие оснований для жалобы. Ответ будет дан гражданину по адресу электронной почты, указанному в жалобе.

Направить обращение можно через Госуслуги. Пользователь должен иметь верифицированный личный кабинет для передачи жалобы. Анонимно обратиться через портал Госуслуги не получится.

Внимание! Все документы, которые передаются через интернет, проверяются сотрудниками ФАС. Жалоба не может быть анонимной, иначе на нее не будет дан ответ органа.. В личном кабинете можно отследить статус обращения

Ответ гражданину поступит по указанной в заявлении электронной почте

В личном кабинете можно отследить статус обращения. Ответ гражданину поступит по указанной в заявлении электронной почте.

Кто и когда может пожаловаться: нормативная база

Участники торгов, контролирующие организации и объединения юрлиц могут обжаловать решение, действие или бездействие заказчика, оператора электронной площадки, членов аукционной комиссии, контрактного управляющего. Все обращения на нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ о контрактной системе в сфере закупок рассматривает ФАС России.

В законе 44-ФЗ не дается отдельный список нарушений, когда участник торгов имеет право пожаловаться. Но его достаточно легко определить с помощью КоАП РФ, поскольку за каждый проступок законодатель предусмотрел наказание. Итак, обратиться можно, если нарушены:

  • способ и условия определения победителя;
  • порядок определения начальной цены контракта;
  • процедура и сроки проведения обязательного общественного обсуждения закупок;
  • сроки обнародования информации и документов в ЕИС;
  • регламент рассмотрения и оценки заявок, окончательных предложений;
  • правила возврата обеспечения, блокирования операций по счету участника;
  • процедура заключения, изменения или расторжения контракта;
  • порядок проведения е-аукциона или порядок аккредитации на него;
  • требования к пакету документов, представляемых участниками, либо к размерам и способам обеспечения заявки или исполнения контракта.

Судебная практика

Судебная практика относительно соблюдения действующего законодательства в сфере закупок в настоящее время является достаточно обширной. Особенно большое количество дел, рассматриваемых в порядке арбитражного производства, подается на решения, вынесенные Федеральной антимонопольной службой, в том числе о признании незаконными каких-либо действий тех или иных государственных и муниципальных заказчиков.

Пример 1. Так, 11 августа 2015 года было вынесено постановление по итогам рассмотрения дела в апелляционной инстанции Седьмого арбитражного апелляционного суда в г. Томске по спору между Федеральной антимонопольной службой и ООО «ГенСтройПроект». В июне 2015 года в г. Томске проводились закупочные мероприятия в форме электронного аукциона на проектирование объекта строительства. ООО «ГенСтройПроект» подало заявки на участие в данной процедуре и могло стать победителем проведенной закупки, однако, по итогам рассмотрения второй части заявок было отстранено от участия в силу обнаружения в поданных документах несоответствия наименований адресов (была допущена техническая ошибка в виде опечатки в наименовании юридического адреса расположения). Представитель потенциального исполнителя контракта подал жалобу в ФАС о признании действий заказчика необоснованными. Однако поданная жалоба была полностью отклонена, так как была признана необоснованной.

Для защиты своих интересов ООО «ГенСтройПроект» подало исковое заявление в арбитражный суд первой инстанции о признании решения заказчика и ФАС неправомерными. Решение было полностью удовлетворено, а в адрес заказчика и ФАС было вынесено решение о необходимости пересмотра итогов проведенной процедуры.

ФАС приняло решение обжаловать вынесенное решение арбитражного суда в апелляционной инстанции. Однако по итогам рассмотрения апелляции решение первой инстанции было оставлено без изменений.

Пример 2. Другой пример из практики представляет собой абсолютно обратную ситуацию. Так, Арбитражный суд Волго-Вятского округа 12 апреля 2018 года вынес решение в порядке рассмотрения кассационной жалобы об оставлении без удовлетворения заявление, поданное ООО «Диком» по факту признания заключенных контрактов неконкурентным способом (путем закупки у единственного поставщика) неправомерными.

В 2017 году были проведены закупочные процедуры на поставку спортивного инвентаря в общеобразовательную школу. Уполномоченный орган на проведение закупок произвел дробление объектов закупки на основании того, что поставке подлежал разный спортивный инвентарь, а итоговая сумма каждого контракта находилась в диапазоне до ста тысяч рублей. В итоге по результатам проведенной проверки Федеральной антимонопольной службой было принято решение о том, что такое дробление неправомерно, так как речь идет о поставке спортивного инвентаря (то есть одной категории товаров) на один объект (один территориальный адрес и итоговый получатель товара).

Соответственно, заключенные контракты были признаны неправомерными и ограничивающими возможности конкуренции при исполнении этих контрактов, в результате чего и на заказчика – Министерство спорта Республики Марий-Эл, и на исполнителя – ООО «Диком» были наложены штрафные санкции.

Вынесенное решение ФАС было обжаловано в арбитражном суде ООО «Диком», но решение ФАС было оставлено без изменений. Аналогичные решения были вынесены и в процессе апелляционного, а также кассационного обжалования.

В настоящее время для максимального контроля за проведением различных закупочных процедур и мероприятий полномочиями контролирующего органа в сфере закупок наделена Федеральная антимонопольная служба. Если потенциальный исполнитель уверен, что по каким-то причинам его права на участие в той или иной закупочной процедуре, а также на заключение контракта были нарушены заказчиком, он вправе подать жалобу. Однако для того, чтобы такая жалоба была рассмотрена, она должна по своему оформлению и способу подачи соответствовать требованиям, установленным в рамках Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок», а также подана с учетом соблюдения всех необходимых сроков.

Если же были выявлены нарушения при подаче такой жалобы, то она может быть оставлена без рассмотрения. В то же время сам подавший жалобу потенциальный исполнитель вправе отозвать ее по своим личным причинам без объяснения причин такого отзыва. В том случае, если решение Федеральной антимонопольной службы по поданной жалобе по каким-то причинам не устраивает автора жалобы, он может обжаловать его путем обращения в Арбитражный суд по месту расположения ответчика, то есть самой ФАС.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации