Андрей Смирнов
Время чтения: ~9 мин.
Просмотров: 0

Регистрация средства массовой информации

Причины отказа в регистрации

Роскомнадзор не вправе отказать в приеме документов на рассмотрение, а вот отклонение регистрации возможно. Список причин определен законодательством:

  • заявление подано лицом, не имеющим прав на организацию СМИ;
  • документы содержат некорректные или ложные сведения;
  • наименование или тематика издания разглашают государственную тайну или призывают к противозаконной деятельности;
  • имеется уже зарегистрированное ранее СМИ с аналогичными названием и формой распространения.

Следует различать ситуации, при которых заявление будет возвращено без рассмотрения:

  • при направлении в управление Роскомнадзора несоответствующей территориальной подведомственности;
  • обращение написано от имени учредителя лицом без полномочий на это;
  • форма документа не содержит предусмотренных законом сведений;
  • не оплачена пошлина.

В этих случаях бумаги могут быть доработаны, исправлены и отправлены на повторное рассмотрение.

Обзор документа

Утверждены методические рекомендации по заполнению заявления о регистрации (перерегистрации) СМИ, внесении изменений в свидетельство о регистрации СМИ.

В частности, заявление может быть представлено нарочным, почтой или через Единый портал гоуслуг.

Если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на него не дается и оно не направляется на рассмотрение в госорган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Об этом в течение 7 дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению. В связи с этим рекомендуется заполнять заявления машинописным способом.

На каждое СМИ заполняется отдельное заявление и прилагается отдельный комплект соответствующих документов.

Также следует учитывать, что при отсутствии сведений о намерении заявителя получить свидетельство о регистрации СМИ лично либо почтовым отправлением свидетельство высылается учредителю почтой по его юридическому адресу.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Для чего нужна регистрация

Государственная регистрация служит двум целям: обеспечению контроля над распространением информации и предупреждению злоупотребления свободой слова. Каковы цели прохождения процедуры самими СМИ? Их множество:

  • Получение правового иммунитета для своего источника информации.
  • Возможность правомерного ведения деятельности и извлечение из нее прибыли.
  • Получение представителями СМИ аккредитаций на мероприятия и конференции.
  • Возможность отправки запросов в государственные структуры. Представители этих структур обязаны отвечать на официальные запросы.
  • Получение права на неразглашение источника публикуемых сведений.
  • На материалы СМИ будет распространяться закон «Об авторских правах».
  • У сайта не возникает ответственности за комментарии к материалам, нарушающие законы.
  • Получение официального статуса.
  • Уменьшение административных рисков.
  • Возможность воспользоваться налоговыми льготами.

Если СМИ будет зарегистрировано в официальном порядке, сотрудники издания получают статус журналистов. Они могут обратиться в Союз журналистов, где им выдадут удостоверение (пресс-карту). Удостоверение – это своего рода пропуск на различные мероприятия предпринимательского и политического характера. Также сотрудники могут участвовать в митингах в качестве журналистов.

Перечень документов для регистрации

Услуга оказывается на основании заявления уполномоченного лица. Документ заполняется в соответствии с формой, утвержденной регламентом. В тексте необходимо указать:

  • сведения об учредителе;
  • информацию о СМИ, в том числе его наименование, примерную тематику, периодичность выпуска и территорию распространения;
  • информацию об уплате государственной пошлины;
  • контактные данные заявителя;
  • предпочтительный способ получения выписки из реестра СМИ, которая является подтверждением оказания услуги.

Форму заявления о регистрации средства массовой информации можно посмотреть здесь.

Согласно Постановлениям Правительства, сопутствующими документами к заявлению являются:

  • платежное поручение или иной бланк, подтверждающий оплату пошлины (размер ее зависит от территории распространения издания и составляет 8 000 рублей для всей страны, двух и более субъектов; 4 000 рублей — для одного субъекта или муниципалитета);
  • для учредителей-физических лиц — паспорт, СНИЛС;
  • для организаций — учредительные документы, список акционеров или участников общества;
  • доверенность для представителя;
  • право на использование доменного имени при оформлении интернет-ресурса.

Все предоставленные копии должны быть заверены заявителем.

Порядок регистрации

Регистрация СМИ – это довольно длительная процедура, включающая в себя сбор бумаг, обращение в государственные структуры.

Подготовка

Регистрацию предваряет ряд процедур, так как СМИ должно соответствовать нормативным требованиям. Основной шаг – создание названия издания. СМИ может функционировать только под наименованием, под которым субъект был зарегистрирован. Даже если к этому названию добавится одно слово, нужно будет проходить перерегистрацию. Название издания может:

  • не отражать специфику деятельности компании;
  • не соответствовать доменному имени;
  • быть иностранным (при регистрации нужно привести перевод названия).

Второй шаг – формирование перечня лиц, которые будут учредителями издания.

ВАЖНО! Название должно быть уникальным. Наименование журнала и газеты от одного и того же издателя не может совпадать

Однако совпадать может название журнала/газеты и сайта. После того как наименование придумано, стоит обратиться на сайт Роскомнадзора. Портал позволит подтвердить, что аналогичных названий СМИ не регистрировалось.

Сбор документов

Перечень необходимых бумаг изложен в статьях 13, 18, 20 Закона «О СМИ». Если учредителем является юридическое лицо, понадобятся эти документы:

  • Квитанция об уплате пошлины.
  • Доверенность, если документы подает представитель.
  • Заверенные копии учредительных бумаг.
  • Перечень участников для ООО, выписка реестра акционеров для ОАО.

Если учредитель – ФЛ, понадобятся эти документы:

  • Квитанция об уплате пошлины.
  • Доверенность при представлении бумаг представителем.
  • Бумаги, удостоверяющие личность (паспорт).

Если в качестве СМИ регистрируется сайт, понадобятся копии документов, устанавливающих право на использование доменного имени. Получить эту бумагу можно у регистратора имени. Заказывается она онлайн. Пересылается документ по почте.

ВАЖНО! Если регистрируется несколько СМИ, документы нужно собирать на каждое издание

Заполнение заявления

После того как пакет документов собран, можно приступать к составлению заявления. При его заполнении нужно учитывать эти особенности:

  • Если регистрируется сайт, в заявке нужно указать его доменное имя.
  • Если название издания иностранное, нужно сначала указать наименование на иностранном языке, а затем привести перевод.
  • На сайт может зайти представитель любой страны. А потому в пункте «территория» нужно прописать РФ или другие государства.

Документы и заявление направляются в Роскомнадзор. Подать их можно лично, через представителя, по почте или в электронном формате. В последнем случае нужно воспользоваться Порталом госуслуг.

Рассмотрение документов Роскомнадзором

Когда Роскомнадзор получает документы, учредителю направляется соответствующее уведомление. После этого специалисты начинают проверять бумаги. Если учредитель направил неполный комплект документов, все бумаги возвращаются отправителю. Если направлен полный комплект документов, специалисты начинают проверять их на предмет соответствия закону. Также устанавливается подлинность и достоверность бумаг. Регистрация СМИ не будет выполнена в следующих случаях:

  • Документы не соответствуют закону.
  • Информация, изложенная в бумагах, не соответствует реальности.
  • Документы неправильно оформлены.
  • Учредители издания не имеют права на его регистрацию.

Решение о проведении регистрации отправляется в электронном формате. Альтернатива – вручение уведомления лично.

Регистрация издания

Регистрация СМИ занимает до месяца с даты направления документов. По окончании процедуры учредителю предоставляется свидетельство. С момента получения свидетельства у СМИ возникает ряд обязательств. В частности, учредитель должен в течение 3 месяцев отправить в Роскомнадзор устав издания.

Стоит ли регистрировать сайт в качестве СМИ?

К владельцам сайтов закон «О СМИ» также относится. Однако если при создании журналов и газет процедура оформления полностью соблюдается, то владельцы сайта часто нарушают закон. Отчасти это связанно с путаницей. Многие собственники виртуальных ресурсов мало разбираются в законах и не знают, нужно ли проходить регистрацию. Если владелец точно знает, что не нужно, возникает вопрос о смысле прохождения добровольной легализации. Рассмотрим преимущества этой процедуры:

  • Никто, кроме учредителей и государства, не сможет закрыть сайт. То есть ресурс получает правовой иммунитет.
  • Для того чтобы получить аккредитацию на какое-либо мероприятие, нужно иметь удостоверение журналиста. Получить его может только сотрудник СМИ.
  • Сайту предоставляется право на получение сведений. Представители ресурса могут отправлять запросы в государственные органы, и на них должны ответить в кратчайшие сроки.
  • На информацию с сайта распространяется журналистская тайна. То есть может не разглашаться источник получения информации. Разглашение является обязательным только в том случае, если есть соответствующий судебный запрос.
  • В отношении ресурса начинает действовать защита авторских прав. То есть если кто-то публикует материалы с этого сайта, он должен разместить ссылку на источник.
  • СМИ освобождается от ответственности. Если на сайте будут размещены комментарии, не соответствующие действительности и нарушающие закон, владелец ресурса не понесет наказания.
  • Сотрудники виртуального издания наделяются всеми журналистскими полномочиями. Специалисты получают доступ к информации, наделяются правом на отправку запросов, выполнение съемок.
  • Возможность легального привлечения рекламодателей.

Существуют преимущества, касающиеся сугубо репутации сайта. В частности, наличие свидетельства о регистрации дает некоторое конкурентное преимущество. Сайт приобретает больший авторитет среди аудитории. Учредителям становится проще нанимать на работу сотрудников. Последним, в свою очередь, становится проще работать. Владельцам площадки становится легче извлекать прибыль из своей деятельности, так как рекламодатели больше «любят» размещать рекламные материалы на официальных ресурсах с большой аудиторией.

Существует большая вероятность того, что скоро требования к владельцам сайтов и блоггерам ужесточатся. Если ранее интернет практически никак не контролировался, то сейчас принимаются все новые и новые акты, касающиеся виртуальной среды. Поэтому имеет смысл заблаговременно позаботиться о законном ведении своей деятельности.

Минусы регистрации также очевидны. Это длительность процедуры, необходимость в сборе документов, уплате пошлины. Стоит ли регистрировать сайт? Все зависит от специфики его работы. Если ресурс позиционирует себя как серьезное издание и существует давно, пройти регистрацию однозначно стоит. Если сайт только создан и не имеет постоянной аудитории, можно отложить эту процедуру.

ВАЖНО! Регистрация сайта регулируется ФЗ «97 «Об информационных технологиях» от 21 июля 2014 года

Ответственность за деятельность без регистрации

Если СМИ будет работать без регистрации, на учредителей накладывается ответственность на основании статьи 13.21 Кодекса об административных проступках. Рассмотрим суммы штрафов:

  • Для ФЛ – 1000-1500 руб., а также конфискация издания.
  • Для должностных лиц – 2000-3000 руб, а также конфискация.
  • Для ЮЛ – 20 000-30 000 руб. с конфискацией издания.

ВАЖНО! На владельцев сайтов также может быть наложена ответственность. Уже существует соответствующая судебная практика

В частности, дело было заведено на сайт «Новый фокус», не зарегистрированный в установленном порядке. Владельцам был назначен штраф в размере 20 000 рублей. Сайт был конфискован.

Основная информация

Процедура регистрации СМИ основывается на этих нормативных актах:

  • ФЗ №305 «О внесении корректировок в закон о СМИ» от 14 октября 2014 года.
  • ФЗ № 2124-1 «О СМИ» от 27 декабря 1991 года.
  • Постановление №1107 Об утверждении перечня бумаг, подтверждающих соблюдение изданием положений статьи 19.1 закона «О СМИ».
  • Приказ Минсвязи №362 «Об установлении регламента предоставления ФС услуг по госрегистрации» от 29 декабря 2011 года.

Учредителем СМИ может стать как ФЛ, так и ЮЛ. Однако имеются некоторые ограничения. Учредителями не могут являться эти лица:

  • ФЛ, не достигшие совершеннолетия.
  • Лица, признанные недееспособными.
  • Лица, находящиеся в тюрьме.
  • Лица без гражданства.
  • ЮЛ, деятельность которых не является легальной.

Если указанные лица отправят бумаги на регистрацию, им будет отказано в выдаче свидетельства.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации