Андрей Смирнов
Время чтения: ~11 мин.
Просмотров: 31

Какие различают цели осуществления государственных закупок, согласно ст. 13 фз-44?

Национальный режим

В рамках 44-ФЗ действует национальный режим в отрасли закупок. Применение национального режима в сфере госзаказа действует на основании ст. 14 44-ФЗ. При осуществлении закупок товаров, работ и услуг для поставщиков российской продукции и товаров некоторых других государств предусмотрены преференции.

Законодательство предусматривает три основных механизма, которые позволяют соблюдать условия применения национального режима:

  1. Это преференции при обеспечении доступа при госзакупках товаров, работ и услуг.
  2. Ограничение или запрет на доступ иностранным поставщикам.
  3. Особые меры национального режима по отношению к странам с антироссийскими санкциями.

Условия допуска товаров до участия в закупках прописаны в Приказе Минфина от 2018 года №126н. При закупках товаров из утвержденного перечня заказчики должны обеспечивать поддержку для продукции государств ЕАЭС, а в отношении иностранных товаров вводится запрет или ограничение допуска. При проведении закупки заказчик не вправе включать в один лот товары из перечня от Минфина и товары, которые в него не вошли.

При проведении закупки в форме конкурса, запроса предложений, запроса котировок преимущества оказываются поставщикам с товарами стран ЕАЭС. Предложения таких участников по критерию цены должны быть рассмотрены с учетом понижающего коэффициента – 15%. При наличии в заявке одного иностранного товара участник не получает никаких преимуществ.

Когда закупка проводится в виде аукциона, то цена победителя изменяется на стадии подписания контракта. Цена победившего участника должна быть снижена на 15% при наличии в заявке хотя бы одного иностранного товара. Если всеми участниками были предложены иностранные товары, то преимущества участникам не полагаются.

Таким образом, порядок предоставления допуска зависит от способа закупки. В рамках конкурса и запроса котировок преимущество предоставляется при оценке заявок на участие, в аукционе – на этапе подписания контракта.

Ограничения допуска товаров в закупочной деятельности применяются при закупках медицинских изделий, лекарств, пищевой промышленности и радиоэлектроники. На каждую разновидность таких товаров действует соответствующий нормативно-правовой акт, разработанный Правительством. Так, в сферах медицинской продукции, лекарств и пищевой продукции действует правило «третий лишний». Оно подразумевает, что при поступлении как минимум двух заявок, содержащих товары российского производства, заказчик должен отклонить заявку с иностранной продукцией.

В отношении товаров из группы мебельной и деревообрабатывающей промышленности, товаров легкой промышленности, ПО, машиностроения установлен запрет на закупку иностранной продукции. Исключением являются случаи, когда Минпромторг подтвердил отсутствие российских аналогов закупаемой продукции.

Контракт

На основании проведенных закупок по 44-ФЗ заказчик подписывает государственный или муниципальный контракт с победителем. В рамках 44-ФЗ используется категория «контракт», а не «договор». Сущность данных документов единая, но особенностью контракта является то, что его подписывают государственные и муниципальные заказчики.

Контракт подписывается в бумажной форме при стандартных закупках или в электронном виде посредством функционала ЭЦП. При подписании контракта с единственным поставщиком на сумму до 100 тыс. р. допускаются разные формы подписания документа, в том числе без письменного договора.

Для того чтобы контракт можно было считать заключенным, он должен содержать ряд существенных условий, которые могут варьироваться в зависимости от предмета контракта. В их числе:

  1. Предмет контракта.
  2. Сведения о цене.
  3. Информация об ответственности сторон.
  4. Данные о сроках, порядке оплаты и приемки работы (они составляют не более 30 дней в стандартных случаях или 15 дней – при подписании договора с СМП).
  5. Требования к качественным, техническим и функциональным характеристикам.
  6. Гарантийные обязательства.
  7. Сроки поставки.
  8. Требования к состоянию товара (новый).
  9. График выполнения работ.
  10. Требование о привлечении подрядчиков из числа СМП.
  11. Право на односторонний отказ от контракта.
  12. Срок действия контракта.
  13. Сведения о сумме и требованиях к обеспечению исполнения контракта, а также порядке его возврата.

В контакте также прописываются обязанности сторон и ответственность заказчика и поставщика за их неисполнение. Такая ответственность может иметь форму штрафов за неисполнение требований и пени за просрочку в поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг.

В ЕИС представлены шаблоны типовых контрактов по разным товарам, работам и услугам, которые следует применять заказчикам в закупочной деятельности.

Заказчик обязан потребовать внесения обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ. Его размер устанавливается, как 5-30% от НМЦК, или в сумме предусмотренного авансирования. Участник закупки может внести его в виде банковской гарантии или в денежном виде (в последнем случае средства перечисляются на спецсчет).

Обеспечение вносится до подписания контракта поставщиком. Если он не уложится в отведенные ему сроки, то сведения о поставщике направляются в РНП, так как отсутствие обеспечения приравнивается к уклонению от подписания контракта.

Если контракт содержит ошибки или противоречит тому документу, который входил в состав закупочной документации, то поставщик вправе направить в адрес заказчика протокол разногласий. Заказчик может учесть замечания или направить мотивированный отказ от подписания контракта.

Заказчик всегда подписывает контракт вторым – после того, как это сделает поставщик, и после проверки предоставленного обеспечения.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии.

Маленькие проблемы большого закона

Государственные и коммерческие закупки (тендеры) прочно вошли в российскую экономическую жизнь. Но если конкурсные процедуры для организаций и учреждений, полностью финансируемых из бюджета, являются обязательными и жестко регламентируются федеральной контрактной системой, то для юридических лиц, созданных для получения прибыли, имеется возможность самостоятельно регулировать свои закупочные процессы.

Цели государственных закупок

Все закупки за средства бюджета (казны) проводятся согласно Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

При этом госорганы/учреждения выступают заказчиками и (или) организаторами закупочных процедур, участвовать же в них могут любые юридические лица, предприниматели и физические лица, готовые и способные исполнить обязательства по госконтракту.

Статья 13 ФЗ-44 разъясняет, для чего проводятся закупки:

  • Для достижения целей и выполнения госпрограмм (то есть программ федерального масштаба), программ отдельных регионов (субъектов) РФ, муниципалитетов;
  • Для выполнения обязательств государства на международном уровне (к примеру, реализации международных программ);
  • Выполнения функционирования государственных и муниципальных органов, учреждений, организаций (то есть для тех задач, для которых они и созданы).

Бюджетный кодекс РФ также устанавливает принципы деятельности получателей бюджетных, то есть государственных и муниципальных средств (заказчиков): целевое использование, эффективность, экономность, достоверность.

Учитывая, что ФЗ-44 строго регламентирует проведение процедур закупок, правила отбора участников, устанавливает к последним единые требования, запрещает заказчикам ограничивать конкуренцию путем сужения круга участников, конечная цель любой закупки — целевое и экономное расходование средств на необходимые нужды заказчиков.

Закупки отдельными видами юрлиц

Госкорпорации, компании, унитарные и автономные предприятия, предприятия-монополисты, юридические лица, в которых доля государственного участия превышает ½ уставного капитала, проводят свои закупки по ФЗ от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». В отличие от госзаказчиков, имеющих право действовать лишь по ФЗ-44, такие организации самостоятельно разрабатывают положения о закупках, содержащие порядок действий, начиная с механизма тендера, до заключения договора. ФЗ-223 указывает только процедуры аукционов и конкурсов, и организатор вправе проводить и другие виды закупок.

Цели процедур, проводимых по ФЗ-223, практически те же, что и у госзаказчиков, то есть обеспечение товарами, работами, услугами необходимого качества по разумным ценам.

Коммерческие закупки

Организаторами коммерческих тендерных процедур выступают любые сами эти структуры. Целями таких закупок являются экономичное использование средств организации.

Регулирование закупок коммерческих организаций осуществляется Гражданским кодексом, а также корпоративными положениями (правилами).

Многие крупные компании-заказчики имеют свои собственные коммерческие торговые площадки (РАО ЕЭС, B2B-NPK, B2B-Агро и другие), также функционируют межотраслевые порталы о торгах.

Важно, что для коммерческих заказчиков не существует административной ответственности за несоблюдение законодательства о закупках, для них важнее эффективность закупки. Любая процедура закупки, проводимая как государственными, так и коммерческими заказчиками, в любом случае способствует развитию здоровой конкуренции и экономики страны в целом

Любая процедура закупки, проводимая как государственными, так и коммерческими заказчиками, в любом случае способствует развитию здоровой конкуренции и экономики страны в целом.

Цели осуществления государственных и муниципальных закупок

Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлены запрет, ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

5. Нормативные правовые акты, устанавливающие в соответствии с частями 3 и 4 настоящей статьи запрет на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, условия, ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, подлежат обязательному опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации или нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, и в течение трех рабочих дней с даты опубликования подлежат размещению в единой информационной системе.

Статья 13. Цели осуществления закупок

В соответствии с настоящим Федеральным законом заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а именно для:

1) достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами;

2) исполнения международных обязательств Российской Федерации, реализации межгосударственных целевых программ, участником которых является Российская Федерация, за исключением исполняемых в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи государственных программ;

3) выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи функций и полномочий.

Статья 14. Применение национального режима при осуществлении закупок

1. При осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.

2. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок размещает перечень иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, указанные в части 1 настоящей статьи, и условия применения национального режима в единой информационной системе.

3. В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

Формирование контрактной службы

Для того чтобы получить право на проведение государственных закупок по 44-ФЗ, заказчики обязаны сформировать контрактную службу или назначить на должность контрактного управляющего. Управляющий будет считаться должностным лицом, ответственным за процесс закупки и исполнения государственного контракта.

Контрактная служба – это определенная группа должностных лиц на стороне заказчика, которая работает в сфере госзаказа и выполняет функции по государственным закупкам, согласно ч. 1, 4 ст. 38 44-ФЗ. Количество специалистов, которые входят в контрактную службу, никак законодательно не регулируется, но она обязательно должна иметь своего руководителя.

Контрактная служба должна быть создана, если СГОЗ по плану-графику превышает 100 млн р. Заказчики с меньшим объемом заказа не должны формировать контрактную службу: им достаточно иметь в штате одного сотрудника.

Обычно формирование контрактной службы оформляется в виде приказа.

Принцип поощрения новшеств

Положениями ст. 33 закона № 44-ФЗ предусмотрено, что объект закупки определяется в документации подробно, чтобы предлагаемые к приобретению объекты соответствовали всем установленным заказчиком требованиям. Существует мнение, что данная норма является коллизионной и противоречит принципу стимулирования инноваций.

Минэкономразвития пояснило, что заказчик правомочен устанавливать в документации необходимые качественные, технические и функциональные характеристики материалов и товаров исходя из своих потребностей. Потребности заказчика при этом играют определяющую роль. Однако для результативного использования средств бюджета закупаться должны более высокотехнологичные и инновационные товары (письмо «О формировании заказчиком объекта закупки…» от 07.11.2016 № ОГ-Д28-12643). Предполагается, что данный принцип означает, что заказчик должен не выбирать самый высокотехнологичный товар из предложенных исполнителями, а изначально при перечислении требований к товару учитывать принцип стимулирования технологических новшеств.

ВАЖНО! Разъяснения Минэкономразвития не являются императивными, поскольку министерство не наделено полномочиями по разъяснению законов России. Подпишитесь на рассылку

Подпишитесь на рассылку

Принцип обеспечения конкуренции

Другой принцип контрактной системы закупок заключается в том, что стать участником торгов может любой желающий. Заказчики обязаны создавать равные условия для всех, не ограничивая конкуренцию. Основным ориентиром является 135 ФЗ от 26.07.2006.

Если действия заказчика приводят к необоснованному ограничению числа участников, поставщики вправе обратиться с жалобой в ФАС, либо в суд с иском о признании заказа недействительным. Примеры нарушений:

  • незаконное отклонение заявок;
  • регулирование заказчиками деятельности поставщиков;
  • преднамеренное раскрытие информации (о чужих заявках, будущих заказах и др.).

Нарушение влечет за собой административную ответственность по статьям 7.29-7.32, 14.32 КоАП РФ.

Принцип открытости информации

Это один из главных принципов контрактной системы. Любой участник может бесплатно ознакомиться с планируемыми закупками, торгами на стадии выявления победителя, а также завершенными заказами. Доступна информация о результатах аудита, нормативно-методическая и справочная информация, различные реестры (типовых контрактов, жалоб, проверок, банковских гарантий и др.). Все сведения размещаются на сайте ЕИС.

Ст. 4 44-ФЗ описывает порядок информационного обеспечения контрактной системы, в том числе функции ЕИС, а также полный список публикуемых сведений. Правила работы ЕИС утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.12.2015 № 1414 и Приказом Казначейства России от 30.12.2015 № 26н.

Ответственность за результат

Принцип ответственности за результативность означает, что любой из участников госзакупок несет за результат своей деятельности неотвратимую ответственность. Неисполнение обязанностей той или иной стороной госзакупок влечет санкции, как финансовые (штрафы, пени, неустойку), так и репутационные (например, помещение в реестр недобросовестных поставщиков).

Закон о контрактной системе подразумевает, что все госзакупки должны базироваться на указанных принципах. Их реализация обеими сторонами процесса — заказчиками и исполнителями — обеспечивает эффективность контрактной системы и ее прозрачность.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации