Андрей Смирнов
Время чтения: ~12 мин.
Просмотров: 0

Права и обязанности безработного правовой статус безработного

Как получить статус безработного в центре занятости

Несмотря на достаточно прозрачное регулирование данного вопроса действующим законодательством и большое количество дополнительных гарантий, которые предоставляет государство безработным гражданам, о том, как получить статус безработного в центре занятости знает не каждый. Порядок и условия признания гражданина безработным являются достаточно простыми и изложить их можно в следующей пошаговой инструкции:

  1. Необходимо собрать пакет документов, требуемый центром занятости для постановления на учет. Данный пакет является достаточно большим, а отсутствие любого из необходимых документов приведет к отказу в предоставлении статуса безработного.
  2. Визит на биржу труда в государственный центр или службу занятости. Данный этап требует в обязательном порядке личного визита – представитель человека или иное лицо не может его заменить даже при наличии генеральной доверенности. Направлять документы почтой также недопустимо.
  3. Заполнение анкеты. В центре занятости, лицо, претендующее на статус безработного должно заполнить анкету с указанием желаемого размера заработной платы и должности.
  4. После подачи документов, если в течение десяти дней гражданин не будет трудоустроен и у службы занятости не возникнет оснований для предоставления отказа, то ему будет предоставлен статус безработного со всеми основными предусмотренными законодательством гарантиями.

Перечень документов для постановки на учет в центре занятости является следующим:

  • Паспорт или иной, удостоверяющий личность в соответствии с требованиями законодательства документ, в том числе удостоверение беженца.
  • Заявление на постановку на учет. Получить бланк такого заявления можно в центре занятости, или заполнить его самостоятельно предварительно.
  • Трудовая книжка. Данный документ обязателен для лиц, которые ранее были трудоустроены. Если документы подаются лицом, ранее нигде не работавшим, то трудовая книжка не является необходимой.
  • Справка о среднемесячном заработке для центра занятости. Данная справка должна быть получена в бухгалтерии по последнему месту работы. При этом необходимо не путать её со справкой о доходах по форме 2-НДФЛ – данный документ не принимается центром занятости. При этом справка о доходах не требуется для тех, кто работал менее 26 недель в течение предшествующего подаче документов календарного года.
  • Документы об образовании. Предоставление документов, подтверждающих уровень образования не является обязательным, однако поможет подобрать подходящую специальность.
  • Выписка лицевого счета. Данный документ необходим для получения лицами с правовым статусом безработного пособия по безработице.
  • Свидетельство о ликвидации ИП. Бывшие индивидуальные предприниматели должны также предоставить в центр занятости свидетельство о прекращении предпринимательской деятельности.
  • Индивидуальная программа реабилитации. Если в центр занятости на учет становится инвалид, помимо вышеозначенных документов он также обязан предоставить индивидуальную программу реабилитации, так как именно на её основании будет подбираться подходящая по медицинским показаниям должность.

👩‍💻 Что такое подходящая работа

На основании подходящей будет считаться работа, соответствующая:

  1. Профессиональной подготовке работника с учетом его квалификации.
  2. Условиям последнего места работы.
  3. Состоянию здоровья.
  4. Транспортной доступности рабочего места (с учетом наличия или отсутствия общественного транспорта, доставляющего к месту работы).

Если человек длительное время не работал (более одного года), то для него подходящей будет любая работа, включая низкоквалифицированный труд: главное, чтобы за работу платили, но в каком размере – не столь важно. Причем причина, по которой человек не работал, не учитывается

В группу людей, которые могут рассчитывать на любую работу, попадают и следующие граждане, согласно :

  • те, кто работал неофициально, и сведения об их трудоустройстве в ПФР не представлены;
  • состоящие на учете свыше 12 месяцев;
  • обратились в ЦЗН после окончания сезонных работ;
  • отказались пройти профессиональное обучение после окончания выплаты пособия;
  • уволенные за виновные действия.

Предложения о работе безработный будет получать 1-2 раза ежемесячно в ходе перерегистрации. В период распространения коронавируса порядок перерегистрации изменили: отдельных безработных вызывают лично на биржу, но подавляющее большинство перерегистрируется по телефону или в автоматическом режиме без фактического прохождения собеседований с работодателями. Но во многих регионах при нормализации ситуации с заболеваемостью Центры занятости постепенно переходят на привычный формат работы.

Профессиональное обучение безработных

Закон «О занятости» предусматривает несколько оснований и вариантов для профессионального обучения безработных по направлению органа службы занятости. Так, обучение безработного возможно в случае отсутствия у него каких-либо профессиональных навыков или при необходимости смены профессии по причины невозможности трудоустройства в соответствии с имеющейся специальностью.

Таким образом, право на профессиональное обучение реализуется с целью:

  • приобретения первоначальных навыков, необходимых для скорейшего трудоустройства;
  • повышения квалификации для роста профессионального мастерства;
  • обучения безработных, имеющих профессию, другим специальностям для получения возможности работы по совмещению или полной смены направления трудовой деятельности.

Приоритетное право на прохождение профессионального обучения при соблюдении порядка очередности имеют инвалиды, а также безработные, состоящие на учете в службе занятости более 6-ти месяцев, граждане, уволенные с военной службы, в том числе и их супруги, выпускники учебных учреждений, не имеющие опыта работы, то есть впервые озаботившиеся вопросом трудоустройства.

Любое обучение, осуществляющееся на основании направления от службы занятости, является бесплатным. Кроме того, в период прохождения профессиональной подготовки безработный, в соответствии с Законом «О занятости» имеет право на медицинскую помощь, предоставляемую также на бесплатной основе.

В случае прохождения оплачиваемой производственной практики во время профессиональной подготовки безработный не может быть лишен стипендии. Более того, ее размер строго фиксирован, и никакое его уменьшение не допускается. Исключений из этого правила не существует. Право на получение стипендии остается за безработным и в случае совмещения им обучения с выполнением оплачиваемых общественных работ.

§ 6. Порядок и сроки выплаты пособий по безработице

В соответствии с п. 1 ст. 31 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о назначении пособия принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Таким образом, гражданин, отвечающий требованиям, предъявляемым к безработным гражданам, представивший документы, необходимые для его признания безработным, получает право на выплату пособия по безработице при отсутствии подходящей работы с первого дня представления указанных документов.

По общему правилу пособие безработным гражданам, уволенным по любым основаниям, устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному по последнему месту работы, за три последних месяца работы. В п. 1 ст. 30 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» даны обстоятельства, доказанность которых позволяет вынести решение о выплате пособия по безработице в процентном отношении к среднему заработку уволенного гражданина. Во-первых, таким обстоятельством является наличие у гражданина стажа работы на условиях полного рабочего времени в течение 26 календарных недель в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы. Во-вторых, к числу этих обстоятельств отнесено наличие у гражданина оплачиваемой работы на условиях неполного рабочего времени в пересчете равного 26 календарным неделям полного рабочего времени в течение 12 месяцев, которые предшествовали безработице. Следовательно, условием выплаты пособия по безработице в процентном отношении к заработку уволенного гражданина является наличие страхового стажа, равного 26 календарным неделям полного рабочего времени, которые приходятся на 12 месяцев, предшествовавших признанию гражданина безработным.

Размер пособия по безработице, назначаемого перечисленным гражданам, составляет в первые три месяца безработицы 75 процентов среднего месячного заработка по последнему месту работы, за последующие четыре месяца – 60 процентов среднего заработка, в дальнейшем

– 45 процентов среднего заработка, но не выше величины прожиточного минимума, исчисленного

всоответствующем субъекте Российской Федерации, и не ниже 20 процентов данного прожиточного минимума. Во всех случаях размер пособия указанных граждан не может быть меньше 100 рублей.

Во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), не имеющим профессии (специальности), стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также не имеющим необходимого страхового стажа для назначения пособия в процентном отношении к среднему заработку, пособие по безработице назначается в размере 20 процентов величины прожиточного минимума субъекта Российской Федерации, на территории которого оно выплачивается. Но и в этом случае размер пособия по безработице не может быть меньше 100 рублей в месяц. Гражданам, которым пособие назначено в размере 100 рублей, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, размер пособия по безработице увеличивается пропорционально действующим на указанных территориях районным коэффициентам.

При наличии лиц, находящихся на иждивении безработного гражданина, размер назначенного ему пособия по безработице увеличивается на 10 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации, на каждого из указанных лиц. Однако такое

увеличение не может превышать 30 процентов от размера данного минимума и не может быть меньше 50 рублей в месяц на каждого иждивенца безработного.

На основании п. 5 ст. 30 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварий и катастроф, к пособию по безработице выплачивается дополнительное пособие. Постоянно проживающим на территории с льготным социально-экономическим режимом при условии постоянного проживания до 1 января 1991 года дополнительное пособие выплачивается в размере 10 процентов величины прожиточного минимума соответствующего субъекта Российской Федерации, но оно не может быть меньше 50 рублей в месяц. Безработным, постоянно проживающим на территории зоны проживания с правом отселения, дополнительное пособие выплачивается в размере 20 процентов величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации, но не менее 100 рублей в месяц. Безработным, постоянно проживающим в зоне отселения до их переселения, дополнительное пособие выплачивается в размере

Права и льготы

 Отсутствие источника постоянного дохода накладывает ограничения на материальные и личностные возможности гражданина.

Посвящённый вопросам занятости закон № 1032-1 от 19.04.1991 года даёт правовую поддержку безработным, предоставляя следующие права, гарантии и льготы:

  1. Пособие по безработице – выплата денежных средств за счёт бюджетного финансирования, возросшая практически вдвое в 2019 году.
  2. Получение информационно-консультационных услуг и правовой помощи от центра занятости в части:
    • наличия вакансий и данных о потенциальных работодателях;
    • посещения семинаров об открытии собственного дела и составления бизнес-планов;
    • порядка начисления выплат, размеров и сроков.
  1. Возможность мотивированного отказа от предлагаемого биржей труда неподходящего места работы в период получения пособия. Неподходящей считается работа, если:
    • заработная плата ниже дохода с последнего рабочего места;
    • сопровождается понижением в должности, например, главному инженеру предлагается работать рядовым инженером;
    • выполнение обязанностей требует нагрузки, неприемлемой для гражданина по состоянию здоровья, подтверждённого документально медицинским учреждением.
  1. Привлечение центром занятости к получению дополнительного дохода путём участия в общественных работах.
  2. Обучение, подготовка и переподготовка, курсы повышение квалификации по направлению и с оплатой за счёт средств фонда:
    • стоимости обучения образовательному учебному заведению;
    • компенсации проезда;
    • возмещения стоимости проживания в случае нахождения учебного заведения в другом территориальном регионе;
    • стипендии на период обучения.
  1. Содействие в трудоустройстве биржей, включая:
    • возможность работы в ином территориальном округе с возмещением оплаты проезда на собеседование к потенциальному работодателю;
    • оказание информационно-консультационных услуг по вакансиям за пределами Российской Федерации.
  1. Получение льгот:
    • на оплату жилищно-коммунальных услуг;
    • на оздоровление детей;
    • отсрочки налоговых платежей или предоставление вычетов.
  1. Страховой стаж в период получения пособия аналогично трудоустройству. Интервал включается в общий трудовой стаж, засчитываемый при получении пособия по временной утрате трудоспособности и назначении страховой пенсии по возрасту.

Предоставление прав и гарантий базируется на желании безработного трудоустроиться. В противном случае ряд прав для граждан имеют название обязанностей. Это касается обучения и общественных работ, отнимающих время при наличии неофициального заработка.

Права и обязанности безработного

В Российской Федерации правовой статус безработного предусматривает наделение такого человека определенными льготами и правами. Однако, помимо них он также предусматривает и наличие некоторых обязанностей, возложенных на безработного с целью обеспечения такого гражданина работой. К правам безработного можно отнести:

  • Пособие по безработице. Оно выплачивается вплоть до момента трудоустройства ежемесячно в определенных законодательно размерах. Более подробно о пособии по безработице можно прочитать в отдельной статье.
  • Право на обучение. Центр занятости обеспечивает бесплатное обучение, получение образования и квалификации лицам, заинтересованным в этом, или никогда не занимавшимся трудовой деятельностью с последующим направлением на работу.
  • Помощь в открытии собственного бизнеса. В центре занятости можно получить как консультационную, так и материальную поддержку в вопросах открытия собственного дела.
  • Поиск вакансий. Именно центр занятости осуществляет поиск работы для безработных, освобождая их от необходимости делать это самостоятельно.
  • Медицинское обследование. Если для соискателя находится вакансия в государственном учреждении, центр занятости обеспечивает необходимое медицинское обследование безработного на бесплатной основе.

Вышеозначенные права являются основными и действуют на территории всей России. В отдельных регионах перечень дополнительных прав, которые дает статус безработного, может быть расширен и другими льготами.

К обязанностям же безработного лица, которые должны исполняться для сохранения такового статуса, можно отнести:

  • Регулярное посещение центра занятости. Безработный должен посещать все мероприятия, на которые он приглашен центром занятости, а также просто приходить в учреждение для ознакомления с возможными предложениями не реже двух раз в месяц. Пропуски допускаются только при наличии уважительных причин.
  • Снятие с учета при трудоустройстве или появлении дохода. Если безработный устраивается на работу или получает иной источник дохода, он обязан уведомить об этом центр занятости. В противном случае суммы выплаченного ему пособия могут быть взысканы с него впоследствии. Кроме этого, подобные действия могут также повлечь за собой привлечение безработного к ответственности.
  • Обязательное трудоустройство после обучения по распределению. Если безработный воспользовался бесплатным обучением, то он становится обязанным после него трудоустроиться по распределению в то учреждение, которое обеспечивало обучение и нуждается в работниках. Отказ от такого трудоустройства может повлечь за собой как отмену пособия, так и необходимость оплатить услуги по обучению.
    • Зарплата
      Расчет компенсации за задержку зарплаты
      Калькулятор расчета индексации зарплаты
      Калькулятор для расчета зарплаты по окладу
      Онлайн калькулятор НДФЛ
      Калькулятор среднедневного заработка
      Калькулятор расчета оплаты простоя
      Калькулятор расчета индексации зарплаты по ст. 134 ТК РФ

    • Отпуск и командировочные
      Расчет компенсации за неиспользованный отпуск
      Калькулятор отпускного стажа
      Калькулятор расчета отпускных в 2020 году
      Калькулятор командировочных

    • Пособия
      Калькулятор пособия по беременности и родам
      Расчёт пособия по уходу за ребёнком до 1,5 лет
      Расчёт пособия по временной нетрудоспособности

    • Налоги
      Калькулятор НДС
      Калькулятор налога на имущество организаций
      Калькулятор пеней: расчет налоговой задолженности
      Расчет налога УСН

    • Госпошлины
      Калькулятор госпошлины в арбитражный суд
      Калькулятор расчёта госпошлины по ст. 333.19 и ст. 333.21 НК РФ

    • Другое
      Калькулятор расчета страхового стажа
      Пенсионный калькулятор
      Калькулятор страховых взносов ИП
      Калькулятор суммы задолженности
      Расчёт суммы, кратной прожиточному минимуму в регионе

    • Другое
      Расчёт индексации алиментов (по уровню прожиточного минимума)
      Расчёт пени по алиментам (ст. 115 СК РФ)
      Калькулятор дней между датами
      Дата плюс количество дней

      Калькулятор расчёта пени за просрочку исполнения контракта по 223-ФЗ и 44-ФЗ

    • Другое

      Калькулятор расчёта процентов (неустойки) по договору
      Калькулятор расчёта неустойки (пени) по 1/300, 1/150 или 1/130 от ключевой ставки
      Калькулятор расчёта пени по электроэнергии для управляющих компаний
      Расчет: Сколько осталось до пенсии

Регистрация граждан в качестве безработныхВерсия для печати

проходящие военную или альтернативную службу . а также службу в органах внутренних дел, Следственном комитете Республики Беларусь, Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям; обучающиеся в дневной форме получения образования в учреждениях образования, организациях, реализующих образовательные программы послевузовского образования, иных организациях, у индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность; осуществляющие уход за ребенком в возрасте до 3 лет, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, а также за ребенком в возрасте до 18 лет, инфицированным вирусом иммунодефицита человека или больным СПИДом; представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также другие недостоверные данные, для регистрации их безработными; являющиеся выпускниками, которым место работы предоставлено путем распределения (перераспределения) или направления (последующего направления) на работу и которые не отработали сроки обязательной работы по распределению (перераспределению) или при направлении (последующем направлении) на работу, установленные законодательством об образовании. Граждане, ранее снятые с учета безработных по основанию, предусмотренному абзацем четвёртым части первой статьи 25 настоящего Закона ( подача безработным письменного заявления об отказе от услуг органов по труду, занятости и социальной защите ), при обращении в органы по труду, занятости и социальной защите повторно могут быть зарегистрированы в качестве безработных по истечении 12-месячного периода со дня предыдущей регистрации . Рекомендуем прочесть: Биржа труда методика предложения по досрочному выходу на пенсию

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации