Андрей Смирнов
Время чтения: ~16 мин.
Просмотров: 0

Право на выбор формы обучения в школе

Взгляд специалистов

Чтобы диагностировать невротический кашель, нужно найти точную психологическую причину. Давайте рассмотрим подробнее теории популярных психологов–психосоматистов.

Луиза Хей считает, что это желание заявить о себе, крикнуть на весь мир: «Посмотрите, я здесь, я существую! Услышьте меня!». Аффирмация на исцеление: «Меня замечают и высоко ценят. Меня любят».

По Лиз Бурбо это попытка очиститься от ментального мусора. Что свойственно людям, у которых нервный кашель:

  • раздражительность;
  • чрезмерная самокритика;
  • нетерпимость, особенно в отношении самого себя.

Такой человек склонен во всем винить себя. Даже если человек раздражается на что-то извне, критикует он все равно себя.

Что делать: во время очередного приступа постарайтесь проанализировать свои мысли. Осознайте, что вы слишком нетерпимы и критичны к себе. Разрешите себе быть несовершенным и начните относиться к себе так, как вы хотели бы, чтобы к вам относились окружающие.

Валерий Синельников

Валерий Синельников дает два объяснения:

  • внутреннее желание человека заявить о себе;
  • помощь в сохранении отношений, кашель учит выражать только хорошее (актуально для тех, кто постоянно выражает недовольство и критику, осуждает людей).

Сознательно сдерживаемое раздражение, невысказанные претензии и обиды тоже могут стать причиной психосоматики.

Жикаренцев

Жикаренцев видит причину в подсознательном желании человека обратить на себя внимание. Он хочет, чтобы его услышали и заметили

Аффирмация на исцеление: «Мне достаточно внимания в жизни».

На что имеет право учитель в школе

Невозможно себе представить урок без педагога. Учителя являются проводниками в мир знаний. Права ученика и учителя в школе не совсем одинаковы, вот перечень того, на что имеет право последний:

  1. Каждый педагог может участвовать в управлении школой согласно школьному Уставу.
  2. Имеет право на уважительное отношение к своей личности, а также на уважение профессиональных качеств, точно так же, как права ученика включают пункт об уважении к личности ребенка.
  3. Учитель имеет право на защиту со стороны администрации от вмешательства родителей в те вопросы, которые входят в круг его обязанностей.
  4. Педагоги по своему усмотрению могут выбирать учебные программы, учебники и пособия к ним.
  5. Учитель может рассчитывать на получение любой информации от администрации учебного заведения.
  6. Учителя имеют право выражать свое мнение по поводу учебных программ, режима работы школы и других вопросов, связанных с его профессиональной деятельностью.
  7. Все педагоги могут свободно принимать участие в работе методических объединений и творческих групп, участвовать в профессиональных конкурсах.
  8. Согласно новому Закону об образовании, каждый педагог может рассчитывать на бесплатное повышение своей квалификации раз в три года.
  9. Работа в нормальной рабочей обстановке – это тоже относится к правам учителя.
  10. Не только школьные права ученика содержат пункт о праве на безопасное пребывание в стенах учебного заведения, но и педагоги могут на это рассчитывать.
  11. Право на неприкосновенность личной собственности.
  12. Одним из пунктов можно назвать право на улучшение условий своего труда и охрану здоровья.

Кроме прав, естественно, есть и перечень обязанностей, которые каждый педагог должен выполнять.

Основные положения

На основании 43 статьи Конституции, действующей в нашей стране, любой человек может получить образование. В обязательном порядке нужно пройти курс основного общего образования. Родители или замещающие их люди должны позаботиться о том, чтобы дети получили основное общее образование.

На основании статьи 63 Семейного кодекса в обязанности родителей входит воспитание детей, также они ответственны за воспитание и развитие своих отпрысков, они должны отслеживать состояние здоровья, степень развития детей.

Когда родители игнорируют данную обязанность, на них накладывается административная ответственность, регламентированная частью первой статьи 5.35 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. На родителя будет наложен штраф размером от 100 до 500 рублей. Помимо этого, на основании действующих законов о семье, игнорирование необходимости исполнения родительских обязанностей (в которые включены и те, что касаются образования детей) может выступить в качестве причины для лишения родительских прав.

Родители обязаны предоставить своих детям возможности получить основное общее образование

Федеральный закон от 29 декабря 12-го года номер 273-ФЗ «Об образовании» контролирует права и обязанности граждан, получающих образование, и лиц, являющихся их представителями. Например, ученик имеет право:

  • на выбор учреждения, занимающегося образовательной деятельностью, формы получения образования;
  • на обеспечение необходимых на основании особенностей здоровья и психофизического развития условий;
  • на каникулы для отдыха и прочих целей социального плана;
  • на смену образовательного учреждения, предоставляющего программу необходимой сложности;
  • на использование собственности библиотеки на бесплатных основаниях;
  • на развитие собственного творческого потенциала и интересов – участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, спортивных соревнованиях и тому подобное.

У каждого ученика есть определенные права

Разумеется, помимо прав, у учеников имеются и обязанности. Перечислим их:

  • полноценное освоение обучающей программы, исполнение индивидуальной программы обучения;
  • соблюдение правил внутреннего распорядка образовательного учреждения и других местных актов;
  • уважительное отношение к чести и достоинству остальных учеников и сотрудников образовательного учреждения;
  • аккуратное обращение с собственностью учреждения.

Когда ученик не выполняет свои обязанности или игнорирует внутренние правила распорядка и иные местные требования, их могут привлечь к ответственности дисциплинарного плана: это замечание, выговор или отчисление. Дисциплинарное наказание не используется относительно учеников, получающих обучение по соответствующим программам дошкольного, начального или общего образования, а еще к ученикам, имеющим ограниченные возможности здоровья (с задержкой психического развития или умственной отсталостью).

Каждый ученик обязан выполнять свои обязанности, соблюдать правила внутреннего распорядка

Граждане, официально представляющие интересы несовершеннолетнего, вправе изучать любую документацию, относящуюся к правам и законным интересам несовершеннолетних учеников, участвовать в управлении данным образовательным учреждением, иметь представление относительно любых форм грядущих обследований (психологических или психолого-педагогических), соглашаться на данные манипуляции или отказываться от участия в них ребенка, также этим гражданам должны давать сведения относительно результатов совершенных обследований ребенка, а еще они имеют право защищать права и законные интересы ученика.

Законы, регулирующие права и обязанности родителей в школе

Права родителей в образовании в Российской Федерации регулируются Конституцией, Семейным кодексом, где содержатся базовые права и обязанности по воспитанию детей, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», в котором урегулированы права родителей как законных представителей детей при реализации последними их прав, и иными федеральными законами. Кроме того, некоторые положения могут быть в подзаконных актах. Так, школы и другие образовательные организации могут выпускать собственные локальные акты, которым ученики и родители должны следовать. 

Рассмотрим подробнее основные правовые источники, которые описывают права и обязанности родителей обучающихся.

Правила поведения на уроках

Перечислим основные правила поведения на уроках.

  1. Нельзя допускать опозданий на занятия. Когда в помещение заходит учитель, обучающиеся должны встать – это выступает приветствием. Данный способ используется для приветствия любого взрослого, который зашел в помещение. В качестве исключения выступают уроки информатики в соответствующих классах.
  2. Любой учитель имеет право выставлять собственные требования относительно поведения учащихся на уроках. При этом данные требования не должны ущемлять прав и достоинств учеников, конфликтовать с действующим уставом.
  3. В процессе занятия запрещается громко разговаривать, мешать другим, отвлекаться от темы урока, заниматься чем-либо, что никак не относится к образовательному процессу.

  4. Когда возникает необходимость выйти во время урока, ученик должен спросить позволения учителя.
  5. Когда возникает необходимость задать вопрос или ответить на вопрос, нужно поднять руку и дождаться разрешения преподавателя.
  6. В процессе урока ученик может спрашивать у учителя то, что он не понял.
  7. Ученик имеет право настаивать на своей правоте и убеждениях в процессе обсуждения каких-либо сложных вопросов. Естественно, все это должно проходить в адекватном виде.
  8. В процессе урока ученики могут использовать специальный инвентарь – собственность школы – выдаваемый педагогом. Его следует вернуть на место по окончании урока. Нельзя портить это имущество, ломать и так далее.
  9. Ученики не должны обсуждать темы, не относящиеся к образовательному процессу, поскольку за счет этого они мешают другим получать нужные знания и тем самым нарушают их права.

Во время урока важно соблюдать дисциплину

Формы получения образования

В Российской Федерации существует две формы получения образования:

  • в образовательной организации,
  • вне образовательной организации. 

Главное различие между формами образования заключается в том, кто несёт ответственность за обучение ребёнка. В первом случае это образовательная организация, а во втором ответственность возлагается на самих родителей. Они выбирают учебные пособия, программу, педагогов и расписание самостоятельно.

Две формы получения образования подразделяются на пять форм обучения. Закон и здесь предоставляет свободу выбора образования. Так получать образование в образовательной организации можно в очной, очно-заочной и заочной формах. А вне образовательных организаций — в форме семейного образования и самообразования. 

Рассмотрим каждую форму подробнее:

  • Очное обучение —  наиболее распространённое. Ребёнок пять-шесть дней в неделю ходит в школу, подчиняется её расписанию, регулярно получает оценки и аттестуется. 
  • Очно-заочное обучение — ребёнок зачислен в школу, но ходит туда несколько раз в неделю или реже, чтобы сдать и получить домашние задания. При этом аттестовываться он обязан вместе с классом: если сегодня пишут контрольную, надо присутствовать.
  • Заочное обучение — ребёнок не ходит в школу и учится на дому, но находится в контингенте школы, а значит, нельзя менять программу, перескакивать через классы, а также придётся придерживаться графика аттестаций. 

Семейное обучение (с 1 по 9 класс), как и самообразование (10-11 классы), — гибкое и вариативное. Родители вправе выбирать любую программу и по-разному организовывать учебный процесс. Никто не будет спрашивать, как конкретно учится ребёнок, главное, чтобы сдавал аттестации, которые на семейной форме и на самообразовании сдаются экстерном.


Полная схема всех форм образования и обучения

Кроме того, граждане Российской Федерации имеют также и право выбора дополнительного образования — это любые кружки, секции, программы профессиональной переподготовки и так далее.

Права обучающихся, которые предусмотрены в статье 34 Закона «Об образовании в РФ»

1. Право на выбор школы и формы получения образования и обучения – для учащихся 10-11 классов или учащихся старше восемнадцати лет 
— Это право означает, что после 9 класса учащийся может по своему усмотрению, без учета мнения родителей, менять школу, переводиться в колледж, переходить на самообразование.

2. Право на предоставление условий для обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья. 
— То есть, если ребенок гиперактивный, имеет особенности развития, нарушения речи, слуха, или просто надолго заболел — он может рассчитывать на создание специальных условий — обучение по адаптированной программе, обучение на дому, особые условия итоговой аттестации. Обосновать наличие специальных условий позволит справка от врача или заключение ПМПК.

3. Право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами школы. 
— Возможны гибкое расписание, гибкая индивидуальная программа, но условия и порядок определяет школа.

4. Право на выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов из перечня, предлагаемого школой — для учащихся 10-11 классов 
— В том числе, это право позволяет выбирать профили обучения из числа предложенных школой. 

5. Право на зачет результатов освоения обучающимися учебных предметов в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность в порядке, установленном школой. 
— Обучение в художественной или музыкальной школе, занятия в спортивных секциях могут зачесть вместо уроков ИЗО, физкультуры и музыки, но только если в школе принят такой локальный акт.

6. Право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья. 
— Школа отвечает за здоровье и безопасность детей во время учебы. Учащийся вправе требовать оградить его от всех форм насилия.

7. Право на свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений. 
— Наличие убеждений не порок, а право. Даже если эти убеждения идут в разрез с линией партии. Учащийся может не есть мясо, носить мусульманский платок, совершать религиозные обряды и самовыражаться всеми способами, которые не противоречат Уставу школы. 

8. Право на каникулы — плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком 
— Учащийся имеет полное право отказываться от любых мероприятий, назначенных на каникулы — принудительная отработка, индивидуальные занятия и пересдача долгов будут нарушением права на отдых. 

9. Право на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой образовательной организации. 
— Это право, как и все здесь перечисленные, принадлежит всем обучающимся, в том числе учащимся на семейном образовании, зачисленным в школу в качестве экстернов для прохождения промежуточной аттестации. 

10. Право на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях.
— Все это право, а не обязанность. Участие в олимпиаде не могут ограничить, но также не могут и навязать. Мероприятия, которые не предусмотрены учебным планом, не являются обязательными для посещения.

Что делать, если права ребёнка в образовании нарушаются

Согласно статье 45 закона «Об образовании в РФ», при нарушении прав ребёнка родители имеют право:

  • направлять в органы управления организацией обращения о применении к работникам дисциплинарных взысканий,
  • обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений,
  • использовать не запрещённые законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.

                                                  Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

К сожалению, права школьника нарушаются нередко. Типичная ситуация: ученика не пустили на урок по причине опоздания или отсутствия школьной формы. Скорее всего, оба случая действительно являются нарушениями локального нормативного акта школы, но педагог не имеет права наказывать за них недопуском до занятия. Если ученик не был допущен на урок, то родители могут написать жалобу директору школы, в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования, в прокуратуру.

Часто детей привлекают к так называемым субботникам — генеральной уборке класса, здания школы, территории. Но в статье 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится: «Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается». Если родитель не давал согласия, то имеет право написать жалобу на имя директора. 

Иногда права родителей и детей на семейном образовании нарушаются, когда школа хоумскулеру в прикреплении. По закону любая лицензированная и аккредитованная школа обязана принять ученика на семейной форме обучения, если это не противоречит её локальным актам. На практике это порой нарушается. Конечно, можно обратиться в другую школу, но не всегда есть такая возможность. Если образовательное учреждение единственное во всём районе (посёлке, городе) или вы заинтересованы в прикреплении к конкретной школе, запросите у директора письменный отказ с указанием причины.

‍С этим документом и просьбой привести устав школы к соответствию федеральному законодательству обратитесь в районный отдел образования или департамент по образованию вашего региона. Ведь все образовательные учреждения должны подчиняться закону «Об образовании», а в нём чётко зафиксировано право обучаться в семье и сдавать аттестации экстерном (статьи 17 и 34 соответственно). 

Закон «Об образовании в Российской Федерации»

В этом Федеральном законе права родителей несовершеннолетних в сфере образования описываются в четвёртой главе. Основной текст закона посвящён правам самих обучающихся, а вот что говорится о родителях и их ответственности. 

Обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

Согласно 44 статье, родители обязаны «заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка», а также обеспечить получение детьми общего образования. Органы власти и образовательные организации призваны помогать родителям. 

Обязанность соблюдать правила

Также согласно этой статье, родители обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, и требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся. В обязанности родителей также входит уважение чести и достоинства работников образовательного учреждения и других обучающихся. 

Право родителей школьников выбирать форму обучения

Закон, как и Семейный кодекс, позволяет родителям выбирать формы получения образования для детей, в том числе семейную: они могут «дать ребёнку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье». С 1 по 9 класс эта форма обучения называется семейной, а в 10-11 — самообразованием. 

При этом родители с учётом мнения ребёнка вправе вернуться с домашней формы обучения на очную в любой момент. 

Право родителей в школе получать информацию

Также 44 статья даёт родителям право ознакомиться с уставом образовательной организации и всей учебно-программной документацией, а также запросить лицензию на образовательную деятельность и свидетельство об аккредитации, если те не опубликованы на сайте. Родителей должны уведомлять о любых обследованиях (например, психологических), которые проводятся у школьников, и получать от них согласие либо отказ. Родители имеют право ознакомиться с содержанием образовательного курса, методами обучения и воспитания, технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей.

Право родителей участвовать в управлении школой

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», права родителей в сфере образования включают в себя право на участие в школьной жизни, но только в соответствии с внутренним распорядком.

Обзор документа

15 февраля 2012 г. Минобрнауки России утвердило Порядок приема граждан в общеобразовательные учреждения. Даны разъяснения по наиболее часто задаваемым вопросам его применения.

Правила приема граждан в образовательные учреждения в части, не урегулированной законами, названным порядком, а в государственные и муниципальные учреждения — также типовыми положениями об учреждениях соответствующих типов и видов, определяются каждой такой организацией самостоятельно.

Граждане вправе выбирать любое учреждение, реализующее образовательные программы общего образования, независимо от места жительства. При этом должна обеспечиваться территориальная доступность образовательного учреждения для всех граждан, проживающих на близлежащей территории.

Свидетельство о регистрации лишь подтверждает факт проживания ребенка вблизи учреждения. Отсутствие такого документа право ребенка на образование ограничивать не должно. При этом следует учитывать, что в школы других муниципалитетов или регионов, а также детей без регистрации принимают в любые школы после 1 августа.

Отказать в приеме ребенка, проживающего по адресу, закрепленному за школой, можно только при отсутствии свободных мест.

Дети-иностранцы, находящиеся в России, имеют право получить общее образование бесплатно наравне с гражданами нашей страны.

Дети принимаются в общеобразовательные учреждения всех видов без вступительных испытаний (процедур отбора). Исключение — учреждения, реализующие общеобразовательные программы для детей и подростков, проявивших выдающиеся способности, способности к занятию определенным видом искусства или спорта. Они предусматривают в правилах приема механизмы выявления данных способностей.

Заключение о состоянии здоровья ребенка требовать нельзя. Родители (законные представители) подают его по своему усмотрению.

Категории детей, имеющих право на первоочередной прием, установлены Законами о полиции и о статусе военнослужащих.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Что это за тестирование?

Тестирование по знанию прав ребенка представляет собой блиц-опрос в режиме онлайн. Основная цель данного опроса – проверка профессиональных знаний педагогов в правовом аспекте их специальности. Тест “Права ребенка” содержит 10 вопросов и заданий, условная классификация которых может быть следующей:

  • История «Конвенции ООН о правах ребенка». В этом блоке могут фигурировать основные исторические даты (к примеру, дата ратификации конвенции);
  • Права детей в РФ. Здесь может понадобиться основная информация о правовом положении несовершеннолетних в Российской Федерации;
  • Правовые отношения в школьных и дошкольных условиях.

Чтобы пройти тест и решить все его задания понадобится максимум 30 минут. Однако большинство педагогов, решивших принять участие в блиц-опросе, справляются гораздо раньше.

Удобство данной дистанционной олимпиады состоит в том, что вы видите правильный вариант ответа сразу же, как только внесли собственный. Если вы ответили правильно, ваш ответ будет подсвечен зеленым, если нет – красным. Это очень удобно, так как вы заранее знаете, насколько успешно прошли это испытание. Если же вы не довольны результатом, вы всегда можете пройти тест по знанию прав ребенка еще раз.

Финальным этапом тестирования является присвоение и получение диплома. Заказать уникальный именной диплом можно сразу же после того, как будут известны результаты испытания.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации