Андрей Смирнов
Время чтения: ~16 мин.
Просмотров: 0

Что изменилось в госзакупках в 2020 году

Контракт

На основании ч. 19 ст. 1 ФЗ № 71 вводятся новые условия по формированию и обслуживанию контрактов (ст. 34 Закона). Основные изменения:

  • исключено обязательство отчетности по исполненным контрактам;
  • установлена формулировка условий по неустойке;
  • срок оплаты может превышать 30 дней;
  • после расторжения контракта новый может быть заключен без предварительного аукциона;
  • заказчики больше не определяют срок действия гарантии банка;
  • при отзыве лицензии банк обязуется предоставить новое обеспечение в течение 1 месяца;
  • установлены сроки возврата обеспечения;
  • установлены новые правила по уменьшению обеспечения при частичном исполнении контракта.

Вступают в силу новые формы типовых контрактов спустя 30 дней с момента публикации в ЕИС (п. 15 Правил разработки типовых контрактов в постановлении Правительства №606 от 02.07.2014) на основании Приказа Минпромторга №716 в редакции от 12.03.2019 и Приказа Минтранса №37 от 05.02.2019. Среди них формы по закупкам в сфере:

  • строительных и ремонтных работ (Приложение 1 Приказа Минтранса);
  • выставочной и ярмарочной деятельности (Приложение 1 Приказа Минпромторга);
  • ремонта и технического обслуживания автомобилей (Приложение 2 Приказа Минпромторга);
  • радиоэлектроники, судостроения и авиации (Приложение 3 Приказа Минпромторга).

Новые правила по обеспечению контрактов вступили в силу с 1 июля 2019 года. Приказ Минтранса с типовыми контрактами для строительных и ремонтных работ вступил в силу 12 мая 2019 года. Типовые формы, установленные Приказом Минпромторга, вступают в силу с 2020 года. С 7 марта 2019 года обязательна к применению форма типового контракта по закупкам медицинских изделий (Приложение 1 Приказа Минздрава №724н).

Что представляет собой ст 95 ФЗ 44?

Статья 95 Федерального закона № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” предусматривает права заказчика и поставщика на одностороннее расторжение соглашения о закупке. Ст. 95 “ Изменение и расторжение контракта” приводит перечень обстоятельств, когда одна из сторон вправе обнулить договор в силу невыполнения предусмотренных условий или других обстоятельств.

Изменение и расторжение контракта по 95 статье 44 ФЗ

Изменения условий контракта о закупке не допускается во время его исполнения. Однако существует ряд обстоятельств, когда положения соглашения позволительно редактировать:

  • Если закупка осуществляется только у одного поставщика и в контракте предусмотрена возможность его изменения. В таком случае поправки вносятся при следующих обстоятельствах:
    • При уменьшении стоимости контракта при том, что товар, работа, услуги и другие предусмотренные соглашением условия не изменяются;
    • При предложении заказчика увеличить или уменьшить количество товаров, объёма услуг или работы на размер не более десяти процентов. В таком случае, при обоюдном согласии стороны могут изменить стоимость договора эквивалентно изменяемым пропорциям предложений соглашения;
  • Если контракт, обеспечивающий федеральные и муницапальные нужды, а также нужды субъектов РФ, который заключён на срок более трёх лет, не может быть выполнен без поправки отдельных условий по причинам, не зависящим от сторон, данный договор может быть изменён при соответствующем решении правительства Российской Федерации.
  • Если цена контракта на лечение гражданина РФ, находящегося за рубежом, с иностранной компанией, изменяется согласно с предоставляемым перечнем услуг, тогда соглашение может быть изменено при условии, что это предусмотрено в договоре с иностранной организацией.

После заключения контракта невозможно сменить поставщика согласно предусмотренному статьей 95 ограничению об изменении положений договора. Однако существует исключение из данного правила. Если новый поставщик является полноправным правопреемником предыдущего, он наследует все его обязанности и продолжает исполнять все составленные ранее соглашения с клиентами. Также поставщик по контракту может быть изменён, если организация предыдущего заготовителя реорганизуется или сливается с другой фирмой.

Досрочное расторжение контракта по закону

Досрочное расторжение контракта может быть осуществлено в следующих случаях:

  • до начала действия договора, если он вступает в силу с отсрочкой;
  • если в соглашении не указан срок его действия, то его действие может быть остановлено в любое время;
  • действие контракта может быть остановлено в любое время при обоюдном согласии сторон;
    в одностороннем порядке, посредством судебных инстанций, если одна из сторон не соблюдает условия договора.

Часть 16 статьи 95 ФЗ-44 предусматривает требование отправлять информацию об одностороннем расторжении контрактов по инициативе заказчика в реестр недобросовестных поставщиков. Однако, если поставщик успел выполнить часть своих обязательств до расторжения договора, тогда при составлении нового соглашения учитывается уже доставленный товар или выполненная услуга, вследствие чего в новом контракте его объём будет меньше.

При подозрении в недобросовестном оказании услуг или поставке некачественных товаров заказчик имеет право, описанное в настоящей статье, назначить проведение экспертизы. Для этого требуется обратиться в независимую экспертную службу и привлечь компетентных экспертов, которые проведут необходимые исследования и выдадут соответствующее заключение. Таким образом при несоответствии качества товара и услуг с предусмотренными договором, у заказчика будет основание и доказательства для расторжения контракта.

Ключевые сроки по 44-ФЗ, о которых нужно знать Заказчику

К Заказчикам в рамках 44-ФЗ предъявляются более серьезные требования нежели к участникам закупок, плюс предусмотрены административные штрафы за нарушения законодательства о размещении заказов. Поэтому Заказчики, как никто другой, должны хорошо знать, а также соблюдать даты и сроки, установленные в 44-ФЗ.

К ним относятся сроки:

  • формирования, утверждения и размещения планов закупок и планов-графиков в ЕИС;
  • внесения изменений в планы-графики закупок;
  • размещения извещений о проводимых закупках;
  • отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • внесения изменений в извещения и документацию;
  • размещения в ЕИС и на площадке документов и информации;
  • направления информации участникам закупки, оператору электронной площадки, контрольному органу;
  • рассмотрения и оценки заявок участников;
  • подписания контракта по итогам проведенной закупки;
  • оплаты по контракту;
  • возврата обеспечения заявки и обеспечения исполнения контракта;
  • и т.д.

Сроки закрытия

Согласно ч. 3 ст. 103 44-ФЗ, заказчики должны в течение 3 рабочих дней направлять в ЕИС сведения о заключении, расторжении и исполнении контракта, а также о приемке товаров, услуг и работ со дня заключения, исполнения или расторжения контракта.

По Постановлению Правительства №632 от 2018 года были внесены изменения в порядок отчетности по 44-ФЗ и Постановление Правительства №1084 от 2013 года, которое его регламентирует сегодня.

С июля 2018 были увеличены сроки для передачи информации данных об исполнении контракта в реестре. Теперь они составляют не три, а пять рабочих дней. Помимо этого, с июля 2018 года не размещаются в ЕИС сведения и документы по госконтрактам, которые были подписаны по результатам закрытых закупочных процедур по п. 3-5 ст. 84 44-ФЗ.

Сведения об изменении контракта и его расторжении передаются в ЕИС в течение 1 рабочего дня по требованиям ч. 26 ст. 95 44-ФЗ, хотя указанные здесь сроки противоречат положениям ч. 3 ст. 103 44-ФЗ, где прописаны трехдневные сроки.

В ч. 26 ст. 95 44-ФЗ прямо не сказано о том, что информацию о данных событиях нужно размещать в реестре, но других норм законодательство о контрактной системе не содержит. Поэтому во избежание спорных ситуаций заказчику стоит ориентироваться на сроки в 1 день.

Отчетность по результатам исполнения контракта должна появиться в ЕИС при наступлении одного из событий, которые указаны ниже:

  1. Оплата обязательств заказчика перед поставщиком на основании подписанного приемочного документа по результатам исполнения контракта.
  2. Оплата отдельного этапа исполнения контракта на основании промежуточной приемочной документации, подписанной заказчиком или приемочной комиссией.
  3. Оплата заказчиком обязательств по государственному контракту и подписание им документа о приемке поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ.
  4. Расторжение контракта на основании соглашения сторон, судебного решения, решения поставщика или заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (сроки отсчитываются со дня принятия такого решения).

В случае если по решению суда заказчика обязали оплатить услуги подрядчика, то отчетность о контракте должна быть размещена в ЕИС по результатам оплаты по исполнительному листу в течение 3 дней. То есть отчетность формируется в стандартном порядке, как при  закрытии исполненного контракта, но при оплате неустойки ее необходимо прописать отдельно.

Обязанность заказчика по закрытию контракта считается исполненной только после размещения информации о нем в ЕИС. То есть дата фактического формирования отчетности в этом случае не учитывается.

Если отчетность составляется в отношении контрактов, которые содержат государственную тайну, то дата ее подписания руководством заказчика и считается датой подготовки отчетности. Связано это с тем, что сведения об исполнении таких контрактов не подлежат размещению в открытом доступе.

К вопросу исполнения сроков по 44-ФЗ заказчику необходимо подойти максимально ответственно. Если по результатам плановой или внеплановой проверки ФАС обнаружит просрочку в размещении информации о закрытии контракта в ЕИС, то заказчику грозит административная ответственность. Она наступает по нормам ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП и установлена в размере 15 тыс. р. для должностных лиц заказчика в лице специалиста контрактной службы или управляющего либо 50 тыс. р. – для организации.

Если обязательные документы о закрытии не были размещены в ЕИС, то штраф установлен в размере 50 тыс. р. для должностных и 500 тыс. р. – для юридических лиц. Такие санкции установлены в ч. 3 ст. 7.30 КоАП.

Сроки давности для привлечения к административной ответственности за данное деяние составляют 1 год с момента наступления соответствующего события, нарушающего нормы закона.

Таким образом, под закрытием контракта по 44-ФЗ понимается передача сведений о нем в реестр контрактов и отчетности по результатам исполнения в ЕИС. На передачу информации в реестр заказчику отводится по новым правилам 5 дней с момента исполнения обязательства. Отчетность должна быть размещена в течение 7 дней после ее формирования. За нарушение сроков заказчику грозит административная ответственность.

Сроки, которые нужно соблюдать при расторжении контракта.

 Отметим, что для соблюдения сроков интерес представляет расторжение контракта в случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от его исполнения. Случаи принятия такого решения в обязательном порядке названы в ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

Итак, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик должен в течение трех рабочих дней с даты его принятия:

  • разместить в ЕИС;

  • направить поставщику (подрядчику, исполнителю).

Датой надлежащего уведомления поставщика признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика по адресу, обозначенному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении 30 дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС.

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Обоснование закупок

На основании ч. 6 ст. 1 ФЗ №71 будут внесены изменения в порядок обоснования закупок (ст. 18 Закона). Теперь обоснованными признаются закупки, отвечающие критериям нормирования (ст. 19 Закона) и цены контракта (ст. 22 Закона). В связи с этим:

  • предположительно на этапе планирования не потребуется обоснование;
  • оценка обоснованности не осуществляется в ходе мониторинга;
  • исключено обязательство по обоснованию объекта и целевого назначения закупки;
  • исключено обязательство по обоснованию максимальной цены контракта.

Предполагается, что заказчикам потребуется вносить описание, обоснование максимальной цены контракта и проект за 3 месяца до начала закупочных мероприятий.

Соответствующее требование может быть изложено при регламентации условий формирования плана-графика.

Изменения в строительных закупках

Проектная документация в строительстве включается в состав закупочной

Вступает в силу с 1 июля

В закупочную документацию в обязательном порядке должна включаться проектная документация. При этом первая часть заявки будет состоять только из согласия поставщика. Таким образом, подавая свою заявку, участник строительного аукциона лишь подтверждает, что согласен выполнить работы в соответствии с проектной документацией. Заказчику нечего будет изучать в первой части заявки и незачем будет ее оценивать. Поэтому и протокола рассмотрения первых частей в строительных аукционах не будет. А значит, не нужно закладывать время на то, чтобы участники ознакомились с итогами оценки и при необходимости могли их обжаловать. Следовательно, аукцион можно проводить практически сразу после того, как поданы заявки.

Изменение объема и видов строительных работ

Вступает в силу с 1 июля

В строительных контрактах виды работ или их объем можно будет менять при том условии, что цена изменяется не более чем на 10%. Эта возможность будет полезна, если в ходе исполнения контракта выяснится, что в техническое задание был включено не все. То есть выявятся какие-то дополнительные работы, необходимость которых на момент составления задания не была явной.

Изменение стоимости длинных строительных контрактов на 30%

Вступает в силу с 1 июля

При исполнении определенных условий цена уже заключенного строительного контракта может быть увеличена за сумму до 30%. Условия следующих:

Изменение срока строительного контракта

Вступает в силу с 1 июля

Если контракт на строительные или аналогичные работы не исполнен в срок, его можно однократно продлить. Условия такие:

  • контракт не был исполнен по вине подрядчика или по обстоятельствам, которые не зависят от сторон (в том числе при изменении проектной документации);
  • срок продления не должен превышать первоначальный срок исполнения.

Порядок действий

Корректировка цены договора по 223-ФЗ происходит в следующем порядке:

  1. Исполнитель закупки производит расчет необходимых изменений и направляет заказчику уведомление с предложением увеличить цену договора.
  2. Заказчик проверяет приведенные исполнителем аргументы собственными расчетами.
  3. Происходят переговоры между сторонами и установление окончательного варианта новой цены.
  4. Составляется и подписывается дополнительное соглашение об изменении цены.
  5. Соглашение публикуется в ЕИС и вступает в силу.

Предложение увеличить цену должно содержать четкое основание для данного действия и анализ возможных последствий отказа от корректировки цены. Такими последствиями могут быть:

  • риск неисполнения договора;
  • пропуск сроков поставки;
  • снижение качества выполняемых работ;
  • нарушение норм безопасности.

В ходе рассмотрения уведомления заказчик может провести собственный анализ рынка и оценить, насколько оправдано повышение цены на величину, предложенную контрагентом. В отдельных случаях копии письменных обращений при переговорах сторон направляются в отделение ФАС, чтобы избежать давления со стороны контрагента.

В дополнительном соглашении приводятся следующие данные:

  • код закупки и номер основного договора;
  • реквизиты сторон;
  • предмет соглашения;
  • перечень дополнительных изменений;
  • список обоснований;
  • дата и подписи сторон.

Для заказчика и исполнителя реквизиты переписываются из договора, а если часть сведений изменилась с момента его подписания, то указываются измененные данные со ссылкой на причину изменений – например, номер приказа о реорганизации юридического лица.

В качестве предмета указывается изменение раздела «Цена и порядок расчетов» основного договора. В перечень дополнительных изменений вносятся корректировки количества, параметров поставляемого товара, а также изменения объема услуг или выполняемых работ.

При внесении корректировок приводится номер пункта договора, который нужно изменить, и текст этого пункта в новой редакции.

Образец дополнительного соглашения об изменении цены договора можно скачать здесь. Данный документ после подписания становится частью основного договора, при этом перечисленные в соглашении пункты договора теряют юридическую силу и при правоприменении подлежат замене соответствующими измененными пунктами из соглашения.

Если в связи с урезанием финансирования заказчика требуется уменьшение цены договора, то заказчик направляет исполнителю уведомление об изменении с приложением копии решения вышестоящего органа об уменьшении выделяемых на закупку средств. Исполнитель вправе оспорить уменьшение цены, запросив в отделении ФАС проведение дополнительного аудита заказчика и обратившись в арбитражный суд.

Обеспечение заявок

Уточнение размера обеспечения

Вступает в силу с 1 июля

В законе прописано, что заказчики обязаны устанавливать обеспечение заявки, если цена контракта более 5 млн рублей. При НМЦК от 5 до 20 млн рублей обеспечение составляет 0,5-1 %, а при НМЦК выше 20 рублей — 0,5-5%. Вместе с тем есть уточнение, что Правительство может установить иные лимиты для обязательного обеспечения заявки. И оно этим правом воспользовалось — постановлением № 439 этот порог снижен до 1 млн рублей.

Однако из закона не было понятно, в каком размере должно быть установлено обеспечение в таком случае. Эта недосказанность была устранена — в законе прописали, что при НМЦК не более 20 млн рублей обеспечение заявки составляет 0.5-1%.

Уточнение правила третьей отклоненной заявки

Вступает в силу с 1 июля

В пункте 27 статьи 44 установлено правило третьей отклоненной заявки. Суть в следующем: если в течение квартала ЭТП отклоняет третью заявку участника по второй части, обеспечение заявки ему не возвращается, а перечисляется в бюджет. Однако из этой формулировки были не совсем понятны нюансы. Например, третью заявку участника отклонили по второй части и не вернули обеспечение. Он подает заявку на следующую процедуру, ее вновь отклоняют по второй части. Будет ли в этом случае обеспечение ему возвращено? Теперь этот вопрос снимается.

Правило не распространяется на случаи, когда отклонение заявки происходит по решению ФАС или суда. Если такое отклонение является третьим, его не учитывают.

Обеспечение контракта для СМП

Вступает в силу с 1 июля

Если закупка проводится для СМП и СОНО, то размер обеспечения исполнения контракта устанавливается от его цены, а не от НМЦК. При этом оно не может быть меньше аванса. Субъекты малого бизнеса и некоммерческие организации могут быть и вовсе освобождены от обеспечения. Такой субъект должен представить сведения о трех контрактах из реестра, исполненных за 3 последних года без каких-либо санкций. Суммарная цена цен этих контрактов должна быть не менее НМЦК того контракта, который СМП заключает в настоящий момент.

Оплата товаров, работ или услуг.

 Мало соблюдать сроки при проведении закупки и заключении контракта с победителем. В ходе исполнения контракта Законом № 44-ФЗ определено множество действий, сроки выполнения которых заказчик обязан не нарушать.

Например, это касается оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги или отдельных этапов исполнения контракта. Совсем недавно (с 01.05.2017) были скорректированы сроки осуществления оплаты по госконтрактам.

По общему правилу срок оплаты по контракту должен составлять не более 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приеме, за исключением некоторых случаев (ч. 13.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

В частности, если закупка проводилась среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, контракт, заключаемый с такой организацией, должен содержать обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приеме (ч. 8 ст. 30 Закона № 44-ФЗ).

Если сроки оплаты заказчиком товаров, работ или услуг не включены в проект контракта и документацию, это может обернуться штрафом по КоАП РФ – в размере 3 000 руб.

Реестр недобросовестных поставщиков.

 Согласно ч. 4 – 6 ст. 104 Закона № 44-ФЗ заказчик должен направить в контрольный орган (ФАС, ее территориальные органы) информацию об участнике закупки и поставщике для включения в реестр недобросовестных поставщиков.

Передать такую информацию необходимо в следующие сроки (ст. 104 Закона № 44-ФЗ):

  • в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта с участником, заявке или предложению которого присвоен второй номер, если победитель определения поставщика уклонился от заключения контракта;

  • в течение пяти рабочих дней с даты истечения указанного в документации о закупке срока подписания контракта, если единственный участник закупки, который подал заявку или предложение и с которым заключается контракт в случаях, предусмотренных п. 24, 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, уклонился от его заключения;

  • в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта по решению суда или в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.

Несоблюдение данных сроков чревато административной ответственностью по КоАП РФ: должностному лицу грозит штраф в сумме 20 000 руб.

Срок для размещения отчета об исполнении контракта

После исполнения своих обязательств по государственному контракту заказчик должен разместить в ЕИС отчеты по результатам исполнения договора. Согласно ч. 11 ст. 94 44-ФЗ, заказчик обязан отчитаться об исполнении контракта в течение 7 дней после наступления одного из нижеуказанных событий:

  1. Стороны полностью исполнили взятые на себя обязательства по госконтракту: поставщик или подрядчик поставил товар, выполнил работу или оказал услугу, а заказчик оплатил их на условиях действующего контракта. Так как оплата со стороны заказчика следует за подписанием финальных документов, то именно она считается последним обязательством по госконтракту. 7 дней отсчитывается с даты оплаты заказчиком поставленных товаров, оказанных услуг или работ.
  2. Контракт был расторгнут в одностороннем порядке или по соглашению сторон. Сроки отсчитываются со дня принятия подобного решения.
  3. Стороны выполнили обязательства по определенному этапу госконтракта (данный вариант применяется по отношению к крупным заказам или при предусмотренном соглашением поэтапном перечислении средств подрядчику). Сроки отсчитываются со дня оплаты отдельного этапа работ заказчиком.

Согласно ч. 10 ст. 94 44-ФЗ, в ЕИС подлежит публикации не только отчет об исполнении госконтракта или его отдельного этапа, но и дополнительные документы: результаты внешней экспертизы поставленного товара, выполненной работы или услуги (если такая экспертиза была проведена собственными силами заказчика без привлечения сторонних экспертов, то никакие документы об этом прикладывать не нужно), а также финальные документы, которые подтверждают приемку заказчиком — товарная накладная или финальный акт приема-передачи.

По требованиям ст. 103 44-ФЗ заказчику следует передать сведения о заключении и исполнении контракта в реестр контрактов. На это ему отводится три рабочих дня с момента наступления соответствующего события. Оплату по контрактам, которые не включены в реестр, производить запрещается (если только речь не идет о закупке у единственного поставщика по нормам ст. 93 44-ФЗ).

Таким образом, в обязанности заказчика входит передача широкого спектра сведений об этапах проведения закупки в ЕИС. Также он должен разместить в сервисе сам подписанный контракт в установленные временные рамки и отчитаться о его исполнении. Все сроки для публикации сведений представлены в 44-ФЗ и Правительственных постановлениях. Если заказчик их нарушит, то ему грозит административная ответственность в виде крупного штрафа.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации