Андрей Смирнов
Время чтения: ~16 мин.
Просмотров: 0

Положение о закупках по 223-фз: содержание, структура, примеры

Что входит в документацию о закупке?

При проведении государственных закупок в рамках 44-ФЗ заказчик наряду с извещением обязан разместить в единой информационной системе (ЕИС) документацию о проводимой закупке, требования к содержанию которой установлены в Законе № 44-ФЗ.

Итак, документация о закупке по 44-ФЗ состоит из:

Извещения об осуществлении закупки. Это документ, в котором содержится ключевая информация о проводимой закупке:

  • сведения о заказчике и его местонахождении;
  • краткое изложение условий контракта с описанием объекта закупки;
  • начальная (максимальная) цена контракта;
  • источник финансирования;
  • идентификационный код закупки;
  • ограничения участия в определении поставщика, установленные в соответствии с 44-ФЗ;
  • способ определения поставщика;
  • срок, место и порядок подачи заявок;
  • размер и порядок предоставления обеспечения заявок;
  • размер и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта.

Примечание: Общие требования к содержанию извещения установлены в статье 42 44-ФЗ. Однако для каждого отдельно взятого способа закупок состав сведений и информации, содержащейся в извещении, может отличаться.

Технического задания. Практически каждая документация о закупке содержит раздел “Техническое задание”. Это раздел или часть документации, в которой заказчик описывает объект закупки — товары, работы или услуги. В некоторых случаях эта часть документации может иметь такие названия, как “Смета”, “Дефектная ведомость”, “Спецификация” и т.д.

Этот раздел (часть документации) является для участника закупок самым важным, т.к. именно после его изучения участник принимает окончательное решение об участии или неучастии в той или иной закупке.

Примечание: Правила описания объекта закупки, которыми должен руководствоваться заказчик при подготовке технического задания (сокращенно — ТЗ), установлены в статье 33 44-ФЗ.

Общей части. Это часть документации, в которой заказчик описывает способ закупки, указывает информацию об используемых понятиях и сокращениях, требованиях к участникам и содержанию заявок. В общей части также прописывается порядок отзыва заявок, порядок предоставления разъяснений документации и порядок оценки заявок. Т.е. участник закупки, изучив эту часть документации, должен разобраться с тем, что ему необходимо сделать, чтобы принять участие в данной закупке.

Инструкции. В этой части документации должна содержаться информация по подготовке заявок участниками.

Примечание: В 44-ФЗ требование об обязательном наличии инструкции в составе документации установлено для:

  • запроса предложений (п.3 ч.6 ст.83 44-ФЗ);
  • закрытого аукциона (п.2 ч.1 ст.87 44-ФЗ);
  • открытого конкурса (п.4 ч.1 ст.50 44-ФЗ);
  • электронного аукциона (п.2 ч.1 ст.64 44-ФЗ).

Информационной карты. Это своего рода квинтэссенция информации, содержащейся в извещении и общей части документации. Как правило, этот раздел документации представляется в виде таблицы, где указывается основная информация о проводимой закупке.

Примечание: Если общая часть документации имеет разночтение с информационной картой, то руководствоваться нужно информацией, указанной в информационной карте, т.к. она имеет приоритет перед общей частью.

Обоснования начальной (максимальной) цены контракта. Это часть документации, в которой представлена информация, на основании которой заказчиком была установлена НМЦК.

Примечание: Согласно ч.1 ст.22 44-ФЗ НМЦК определяется и обосновывается заказчиком с помощью следующих методов:

  • метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка);
  • нормативный метод;
  • тарифный метод;
  • проектно-сметный метод;
  • затратный метод.

Образцов форм и шаблонов. В этой части документации заказчик размещает образцы форм, которые участнику необходимо будет заполнить при подготовке своей заявки.

Проекта контракта. Неотъемлемой частью любой документации является проект контракта. Т.е. это шаблон контракта, который будет заключен с победителем закупки.

Прочих документов и материалов. Наряду с вышеперечисленными документами заказчик может в составе документации приложить рисунки, схемы, чертежи, технические условия и т.д.

Хотим обратить ваше внимание на то, что состав документации о закупке может меняться в зависимости от того, что закупается заказчиком (товар, работа или услуга) и от того, каким способом эта закупка проводится

Как искать стандарты?

Доступ к действующим национальным стандартам не так прост. В справочно-правовых системах содержатся далеко не все имеющиеся национальные стандарты. На сайте Росстандарта есть «Каталог национальных стандартов» (раздел «Стандартизация», подраздел «Стандарты»), но он работает только по принципу поиска — можно найти конкретный стандарт по его номеру или ключевым словам. В результате выдается только реквизиты стандарта без текста

Внимание: поиск, помимо действующих стандартов, также выдает документы, утратившие силу. Полные тексты можно отыскать в разделе «Опубликование стандартов и классификаторов», кликнув на ссылку «Переход к просмотру текстов стандартов», которая позволяет знакомиться с текстами в формате PDF, но предлагает только те, которые были размещены в течении года до момента запроса

Практика закупок до вступления в силу Закона № 223-ФЗ

До вступления в силу Закона № 223-ФЗданные юридические лица могли закупать товары, работы, услуги любыми возможными способами. Небольшие организации чаще всего проводили свои закупки путем обращения напрямую к контрагенту без проведения конкурентных процедур, а более крупные организации, в основном государственные корпорации и государственные компании, разрабатывали свои регламенты закупок.

У автономных учреждений, которые были созданы путем изменения типа бюджетных учреждений, за последние годы накопился весьма разнообразный опыт в части закупок. Сначала, в статусе бюджетных учреждений, они применяли Федеральный закон № 94-ФЗ. Нередко закупки осуществлялись через специальный орган, осуществлявший размещение заказа, либо через учредителя. При такой модели в задачу бюджетных учреждений входила подготовка документов о собственных потребностях в товарах, работах, услугах, а непосредственно закупочные процедуры осуществлялись иными органами государственной власти (местного самоуправления). С момента изменения типа на автономные учреждения процедуры закупок были выведены за пределы регулирования федеральным законодательством. Все закупки стали осуществляться так, как решит руководитель учреждения, зачастую у единственного поставщика, самостоятельно выбранного руководителем.

КОГДА И ЧТО МЕНЯТЬ В ПОЛОЖЕНИИ О ЗАКУПКАХ ПО 223-ФЗ

О.Л. Лобанова, консультант по управлению закупками Академии промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова, г. Ярославль

Основная часть изменений в Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) вступила в силу с 1 июля 2018 года. Вполне логично, что у заказчиков возникает вопрос, не только какие изменения внести в Положение о закупках, но и как быстро это необходимо сделать.

Позиция Минфина России

     Рассмотрим позицию Минфина России в отношении действий заказчиков в переходный период, изложенную в письме от 25.06.2018 № 24-06-08/43650 (далее – Письмо № 24-06-08/43650) о вступлении в силу положений Федерального закона от 31.12.2017 № 505-ФЗ (далее – Закон № 505-ФЗ), которым и была внесена основная часть изменений в Закон № 223-ФЗ. Отметим, что Минфин России направил в адрес Федерального казначейства письмо аналогичного содержания от 28.06.2018 № 24-04-06/45017 в целях его размещения в новостной ленте Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС).    В соответствии с статьи 4 Закона № 505-ФЗ можно выделить три важных момента для ответа на вопрос, как быстро необходимо привести Положение о закупках в соответствии с учетом внесенных изменений:

1)положения о закупках должны быть приведены в соответствие с требованиями Закона № 223-ФЗ, утверждены и размещены в ЕИС не позднее 1 января 2019 года;
 2)положения о закупках, которые не соответствуют Закону № 223-ФЗ, после 1 января 2019 года считаются не размещенными в ЕИС;
 3)закупки, извещения об осуществлении которых были размещены в ЕИС до даты размещения положения о закупках, приведенного в соответствие с требованиями Закона № 223-ФЗ (в редакции Закона № 505-ФЗ), завершаются по правилам, которые действовали на дату размещения такого извещения.

    По мнению Минфина России, изложенного в Письме № 24-06-08/43650, заказчик с 1 июля 2018 года и по 1 января 2019 года вправе осуществлять закупки по правилам, установленным в Положении о закупках в редакции, действующей до приведения его в соответствие с Законом № 223-ФЗ в редакции Закона № 505-ФЗ (далее – старая редакция, старое Положение о закупке).    То есть заказчики могут «не торопиться» исправлять свое положение о закупках, так как крайней датой является 31 декабря 2018 года

Но им необходимо принимать во внимание несколько важных моментов.    Во-первых, корректировка Положения о закупках – это длительный процесс, который включает в себя разработку проекта изменений в него (при необходимости – его согласование), а также утверждение и размещение его в ЕИС

Порядок утверждения Положения и его размещения в ЕИС

В зависимости от того, о каком заказчике идет речь, порядок утверждения Положения о закупках может существенным образом различаться.

Если речь идет о государственном или муниципальном заказчике, то принятое Положение утверждается руководителем организации путем принятия специального приказа, в котором указываются реквизиты такого Положения, а также дата вступления его в силу.

Если в рамках Федерального закона №223-ФЗ осуществляет деятельность государственная корпорация или приравненная к ней организация, то принять сформированное Положение имеет право только высший орган, осуществляющий управление такой организацией.

В случае с автономными учреждениями речь будет идти о наблюдательных советах, которые сформированы для контроля за деятельностью такого автономного учреждения.

В случае с акционерными обществами принятие Положения о закупках происходит советом директоров либо другим органом управления. При этом итог такого принятия должен быть зафиксирован в виде специального протокола, на основании которого издается последующий приказ о принятии документа.

Общество с ограниченной ответственностью принимает свое Положение о закупках только с помощью общего собрания участников, совета директоров или коллегиального органа управления таким обществом. Так же, как и в случае с акционерным обществом, вынесенное решение должно быть оформлено с помощью протокола специального собрания.

После того как Положение было утверждено, у заказчика есть не более пятнадцати дней на размещение его в Единой информационной системе с целью отображения информации о законности проведения своей закупочной деятельности.

В том случае, если заказчик в указанный срок не разместит в Единой информационной системе Положение и документы, подтверждающие легитимность их принятия, он может быть привлечен к ответственности в соответствии с регламентами проведения специальных проверок Федеральной антимонопольной службы.

Положение о закупке — откуда «списать»

Для крупных организаций — государственных корпораций, естественных монополий, а также организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, требования Закона № 223-ФЗ вряд ли существенным образом изменяют сложившуюся практику, организация закупок у них уже налажена и урегулирована в локальных правовых актах. На данном этапе их цель — адаптация ранее созданного правового регулирования. В частности, адаптировать потребуется нормы, касающиеся размещения информации в Интернете. Теперь это потребуется делать на официальном сайте даже в том случае, если организация осуществляла электронные закупки через специально созданные торговые площадки. Потребуется учесть нормы закона и относительно сроков размещения информации о закупке в Интернете (для конкурсов и аукционов минимальный период, за который должна размещаться информация о закупках, — 20 дней) и требования к отчетности о закупках, также нуждающейся в размещении на официальном сайте. Помимо этого при регулировании планирования закупок необходимо будет учитывать требования к процедурам и форматам документов, установленным Правительством РФ, а сами планы закупок размещать на официальном сайте.

В свою очередь большинство автономных учреждений, а также небольшие ГУПы и МУПы сталкиваются с необходимостью четкого выстраивания внутренних закупочных процедур практически впервые. Стоит ли для упрощения подготовки положения о закупке в небольших организациях использовать утвержденные процедуры закупок в крупных организациях (естественных монополиях, государственных компаниях и корпорациях)? Либо взять за основу правила и процедуры закупки, которые использовались при применении Закона № 94-ФЗ?

На последний вариант (применение процедур госзакупок) в полной мере ориентироваться не стоит

Важно избежать переноса в практику закупок тех проблемных моментов, которые имели место при применении Закона № 94-ФЗ,в частности, таких, как превалирование ценовых параметров, даже при конкурсном отборе поставщика; частый необоснованный демпинг со стороны поставщиков; сложность документации и, как следствие, недостаточная активность участия в поставках субъектов малого предпринимательства; ограничения на изменения условий государственных контрактов; растянутость процедур закупок во времени. Таким образом, если и применять ранее использовавшиеся процедуры осуществления государственного заказа, то необходимо исключить из них элементы, создающие помехи эффективным закупкам

Кроме того, не стоит забывать, что в ближайшей перспективе ожидается замена нынешней системы государственных (муниципальных) закупок на федеральную контрактную систему, в рамках которой большинство существующих проблем будет решено, а использующиеся процедуры закупок уйдут в прошлое.

Что касается применения уже действующих положений крупных организаций, то, конечно, такой вариант возможен

Однако важно проверить данные положения как на предмет соответствия их требованиям Закона № 223-ФЗ, так и на предмет необходимости регулирования тех или иных вопросов в небольших организациях (например, вопросов внутреннего взаимодействия подразделений при осуществлении закупок, состава используемых способов закупки и процедур их применения). Не стоит перегружать положение непонятными и ненужными правилами и процедурами — это затруднит работу самому заказчику и запутает поставщиков

Утверждение и размещение

Порядок утверждения Положения зависит от организационно-правовой формы заказчика. На основании ч. 3 ст. 2 223-ФЗ Положение утверждается:

  1. Высшим органом управления в государственной корпорации (с учетом ФЗ-7 от 1996 года «О некоммерческих организациях»).
  2. Руководителем ГУП или МУП (ФЗ-161 от 2002 года «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).
  3. Наблюдательным советом в автономных учреждениях (ФЗ-174 от 2006 года «Об автономных учреждениях»).
  4. Собранием участников, советом директоров и коллегиальным органом (ФЗ-14 от 1998 года «Об ООО»).
  5. Советом директоров или общим собранием (ФЗ-208 от 1995 года «Об акционерных обществах»).
  6. Наблюдательным советом в публично-правовой компании (ФЗ-236 от 2016 года «О публично-правовых компаниях»).
  7. Учредителем государственного или муниципального бюджетного учреждения (ФЗ-7 от 1996 года  «О некоммерческих организациях»).

Порядок и сроки размещения документа в ЕИС

Разработанные Положения о закупках должны быть размещены заказчиком в ЕИС в течение 15 дней после подписания приказа об их утверждении либо после внесения изменений. Любые заинтересованные лица, в частности, потенциальные участники закупки, вправе изучить эти документы, которые содержатся в ЕИС в открытом доступе.

В 223-ФЗ предусмотрены и специальные сроки для публикации Положения о закупке. Его необходимо выложить в течение 3 месяцев после:

  • регистрации нового заказчика по 223-ФЗ (на основании ч. 5 ст. 8 223-ФЗ);
  • получения уведомления об изменении доли государственного участия в уставном капитале, если после такого изменения заказчик должен применять нормы о закупках по 223-ФЗ.

Заказчик, который нарушил сроки для публикации положения в ЕИС, будет оштрафован на сумму 10-30 тыс. р. Должностное лицо, которым были нарушены сроки публикации, будет оштрафовано на сумму 2-10 тыс. р. по ч. 4, 6 ст. 7.32.3 КоАП.

После того как Положение о закупке опубликовано в ЕИС, оно приобретает юридическую силу, и заказчик должен строго его придерживаться.

Могут ли вноситься изменения

В Положение о закупках заказчик вправе вносить корректировки и изменения. Более того, он обязан это делать, чтобы актуализировать Положение с учетом изменений в 223-ФЗ. Все изменения подлежат публикации в ЕИС, их периодичность не определена.

Так, до конца 2019 года заказчикам необходимо прописать в Положении изменения, вступающие в силу с 2020 года. Такие новшества были внесены Постановлением Правительства от 2019 года №1205. Так, например, были изменены предельные сроки для оплаты услуг СМП. Ранее они составляли 30 дней, а по новым правилам составляют не более 15 рабочих дней. Также был увеличен годовой объем закупок у СМП: с 15 до 18%.

С июля 2019 года начали действовать измененные правила обращения с подаренными деньгами и пожертвованиями. Эти средства можно будет тратить на закупки по 223-ФЗ, но это право заказчика необходимо указать в Положении о закупке.

Положение о закупках должно изменяться также в следующих случаях:

  1. Если контролирующие инстанции признали действующее Положение заказчика не соответствующим требованиям заказчика.
  2. В ходе работы у заказчика изменились какие-либо реквизиты, и это требует внесения правок в основные документы.

Если организация-заказчик обязана применять типовые стандарты в своей деятельности, то обязательными станут все корректировки, внесенные в регистр вышестоящего органа.

Порядок внесения изменений в Положении о закупках будет следующим:

  1. Анализируются все нормы Положения о закупках на предмет их актуальности.
  2. Вносятся необходимые поправки в документ.
  3. Приказом утверждается измененное Положение.
  4. В установленные сроки новая версия Положения размещается в ЕИС.

Таким образом, в Положении о закупках утверждается регламент, которого должны придерживаться заказчики по 223-ФЗ. На основании ст. 2 223-ФЗ Положение о закупках выступает регулятором закупочной деятельности. Заказчик обязан разместить Положение в ЕИС течение 15 дней после его утверждения. При необходимости Положение можно изменять, но все поправки обязательно передаются в ЕИС в течение 15 дней.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии.

Форма заявки на участие и рекомендации заказчика

Заказчик может включать в состав документации примерную форму заявки на участие или рекомендации по ее оформлению. Совет: придерживайтесь таких рекомендаций, и не изобретайте особых способов оформления. Это упростит и вашу работу, и работу комиссии заказчика по рассмотрению поданных заявок, и позволит избежать досадных недоразумений.

Форма подачи заявки может быть произвольной

Для участия в закупочных процедурах в электронной форме участник должен подавать заявку только в виде электронного документа. А к заявке на электронный аукцион предъявляются свои, особые требования (ст. 66 № 44-ФЗ).

Заказчик указывает формулировку согласия участника на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) и способ оформления информации о конкретных характеристиках товара и товарном знаке. Также заказчик может рекомендовать способ оформления информации об участнике закупки (наименование, место нахождения, ИНН и др.).

В состав документации заказчика должна быть включена инструкция по заполнению заявки на участие в закупочной процедуре. Эта инструкция, конечно, не имеет силы закона, но на практике ее лучше придерживаться, чем игнорировать.

Чтобы снизить вероятность необоснованного отклонения заявки, при ее заполнении следует:

использовать общепринятые обозначения и наименования;
избегать формулировок, допускающих неоднозначное толкование;
уделить особое внимание заполнению всех документов, которые представляются в составе заявки.

Шесть обязательных сведений в заявке участника

При составлении заявки участник должен обязательно указать следующие сведения:

  1. согласие поставить товары, выполнить работы, оказать услуги на условиях, предусмотренных документацией о закупке;
  2. наименование поставляемого товара (в случае, если поставляется товар или выполняются работы, оказываются услуги, для выполнения, оказания которых используется товар);
  3. товарный знак (при наличии);
  4. количество;
  5. конкретные показатели поставляемого товара, которые соответствуют значениям, установленным в документации заказчика (при этом участник размещения заказа может предложить товар с улучшенными характеристиками);
  6. документы, подтверждающие соответствие дополнительно установленным требованиям заказчика (например, к гарантии, условиям поставки, новизне товара, году выпуска, описанию выполняемых работ, оказываемых услуг и др.).

Особое внимание обратите на описание характеристик товара, если вы предлагаете эквивалент. Вы должны учесть все параметры эквивалентности, которые указал заказчик

И ваш товар должен полностью им соответствовать. Варианты «но ведь отличается совсем чуть-чуть» в госзакупках не проходят.

Также нужно указывать и другие характеристики товаров, если заказчик их устанавливает в документации, ведь по ним он будет определять соответствие заявки участника требованиям.

Необходимые документы участника

В заявке на участие в закупочной процедуре участник обязательно указывает информацию о себе:

  • наименование, фирменное наименование (при наличии);
  • место нахождения, почтовый адрес;
  • номер контактного телефона;

ИНН участника, учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа. Проследите, чтобы данные в заявке строго соответствовали вашим учредительным и регистрационным документам. 

К заявке нужно обязательно прикрепить документы, подтверждающие соответствие требованиям законодательства, например, правомочность участника закупки заключить контракт. А вот соответствие следующим требованиям подтверждаем лишь декларацией, составленной в свободной форме:

  • непроведение ликвидации;
  • неприостановление деятельности;
  • отсутствие недоимки по налогам, сборам;
  • отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков;
  • отсутствие судимости у руководителя, главного бухгалтера, членов исполнительного органа.

Только не надо думать, что декларация — это ваше сочинение на свободную тему. Все, что вы там напишете, должно соответствовать действительности. Плата за фантазии — упущенный контракт, а в худшем случае — РНП и финансовые потери.

Документы национальной системы стандартизации

Национальный стандарт — это документ по стандартизации, который утвержден Росстандартом и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации.

Насчитывается около 40 000 национальных стандартов. 

Определение «ГОСТ» относится к так называемым межгосударственным стандартам, для национальных стандартов используется «ГОСТ Р».

Заказчики, составляя документацию о закупке, должны использовать при описании требований к закупаемой продукции, товарам или услугам стандарты «ГОСТ Р». Стандарт «ГОСТ» следует использовать, если в отношении закупаемого товара нет стандарта с обозначением «ГОСТ Р», а есть только с обозначением «ГОСТ».

Есть виды продукции, которые подлежат обязательному подтверждению соответствия — обязательной сертификации (например, цемент) или принятию их производителем декларации о соответствии (например, минеральные удобрения), поэтому при закупке такой продукции данные документы должны быть представлены поставщиком.

Если обязательное подтверждение соответствия не требуется ни техническим регламентом, ни перечнем продукции, подлежащей обязательной сертификации, но в отношении которого существует национальный стандарт, и заказчик в документации о закупке установил требование о соответствии товара этому стандарту, то потенциальному участнику закупки будет необходимо предварительно пройти процедуру добровольного подтверждения соответствия своего товара в том или ином органе по сертификации.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации