Андрей Смирнов
Время чтения: ~21 мин.
Просмотров: 24

Бытовая коррупция — это… определение понятия, признаки, примеры

Правовые меры, направленные на противодействие злоупотреблению в сфере госзакупок

Стоит отметить, что изначально принятие нового закона в сфере госзакупок 44-ФЗ и закона о закупках отдельными юрлицами по 223-ФЗ, которые пришли на смену 94-ФЗ, было направлено именно на повышение открытости закупочной отрасли и минимизацию возможностей применения коррупционных схем.

Но, помимо 44-ФЗ и 223-ФЗ, перечень мер, которые направлены на недопущение коррупционных действий, содержится в следующих законах:

  • ФЗ-273 «О противодействии коррупции» от 2008 года;
  • ФЗ-135 «О защите конкуренции» от 2006 года;
  • ведомственных, территориальных и отраслевых программах по противодействию коррупции.

Практически всеми федеральными ведомствами сегодня были приняты рекомендации, которые содержат меры по противодействию коррупции. Это приказ ФАС от 2014 года №38/14, письма Минэкономразвития от 2016 года №Д28и-1501, от 2016 года №ОГ-Д28-3680, от 2015 года №Д28и-2018 и пр. Кроме того, субъектами РФ разрабатываются отдельные региональные программы против коррупции.

Также на сегодняшний день действуют некоторые методические рекомендации, которые направлены на профилактику коррупции со стороны госслужащих. Например, «Организация антикоррупционного обучения».

«Вредный» гормон

На сегодня довольно точно установлено, что распространенность кариеса среди мужчин, как правило, ниже, чем среди женщин. Это связано с прямой зависимостью между уровнем эстрогенов в крови и микробной микрофлорой полости рта.

Первые прямые корреляции в опытах с крысами были получены еще в середине прошлого века в Университете Индианы. Тогда исследователи заметили, что скорость развития кариеса увеличивается с повышением уровня эстрогенов у самцов, овариектомированных (лишенных яичников) и обычных самок.

В то же время уровень мужских гормонов — андрогенов — особенного влияния на состояние зубов не проявил. С тех пор были проведены десятки исследований, подтвердивших связь уровня женских гормонов и вероятности развития кариеса. Пока точный механизм влияния эстрогенов на здоровье зубов не изучен, но предполагается, что слюна содержит чувствительные к эстрогену иммунореактивные белки, которые регулируют количество кариесогенных микробов в полости рта.

С другой стороны, именно из-за фторидов зубную пасту рекомендуется использовать в количестве величиной с горошину, а не колбаски длиной во всю щетину зубной щетки, как показывают в телевизионной рекламе. Основная причина этого — опасность флюороза, или пересыщения эмали фтором.

Коварство фтора заключается в том, что, если его слишком много, он превращает гидроксиапатит эмали в другой, более хрупкий минерал, и зубы начинают буквально рассыпаться.

При этом фториды могут поступать в организм не только с зубной пастой — достаточно просто вдыхать их.

Например, у людей, живущих рядом с активными вулканами и заводами, производящими плавиковую кислоту, флюороз встречается втрое чаще: вулканический пепел и отходы производств содержат фториды. Впервые об этом эффекте «передозировки» фтора рассказал еще римский поэт Марк Марциалл, описав зубы наложницы Александра Македонского как «крапчатые».

Чтобы сохранить зубы и избежать их разрушения от избытка фтора, достаточно просто следовать «правилу горошины» и не чистить зубы слишком часто — двух-трех раз в день вполне достаточно. У фторирования есть ярые противники, утверждающие, что зубная паста и обогащенное фторидом молоко — его можно купить и в России — вызывают целый букет опасных болезней вплоть до злокачественных опухолей.

Но такие утверждения не подкреплены никакими достоверными данными. Да, фтор и его соединения — действительно ядовитые вещества.

Но здесь все дело в концентрациях: еще Парацельс (Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм), великий медикус и алхимик эпохи Возрождения, сформулировал афоризм, не потерявший актуальности за прошедшие пять веков: «Все есть яд и все есть лекарство; тем или иным его делает только доза».

Чтобы отравиться фтором, нужно буквально съедать несколько тюбиков зубной пасты каждый день. Что касается молока с фторидом натрия, его суточная норма — стакан (200 мл), как указано на упаковке.

Впрочем, у зубных паст с фторидами есть альтернатива. Прежде всего, пасты без фтора, укрепляющие эмаль за счет кальция или целых минеральных молекул — искусственного гидроксиапатита, предназначенные для детей, часто глотающих пасту, и людей, живущих в зоне риска.

Признаки коррупционного тендера и госзаказа

Учитывая положения №273-ФЗ и Конвенции ООН против коррупции, действия признаются коррупционными в случае соответствия следующим признакам:

  1. Они совершаются специальными субъектами (обычно госслужащими с широкими полномочиями).
  2. Они предполагают использование служебного положения и полномочий должностного лица.
  3. Они имеют целью получение выгоды должностным лицом.
  4. Они нарушают законные государственные интересы.
  5. Они умышленны.

Немалая часть коррупционных нарушений происходит в сфере государственного заказа. Можно выделить следующие признаки, которые позволяют отнести тендер или госзаказ к коррупционному:

  1. Цена (НМЦК по контракту, указанная в извещении на закупку). Указывать на коррупционную составляющую может как заниженная, так и завышенная. Если в отношении определенных товаров и услуг определить, насколько справедлива цена, достаточно легко, то в отношении технически сложных товаров могут возникнуть сложности. Слишком низкая цена для подобного подряда может свидетельствовать о том, что закупка является притворной, и никакие работы по ней не предполагаются, а участники мошеннической схемы планируют просто разделить деньги между собой.
  2. Нереальные сроки выполнения работ. Обычно речь идет о слишком сжатых сроках исполнения госконтракта, в которых подрядчику невозможно его исполнить. Это может говорить о том, что «нужная» компания уже выполнила или начала выполнять данную работу, что закрывает доступ к тендеру для других участников.
  3. Заказчик запрашивает от участников лицензии и свидетельство о членстве в СРО, которые данный вид работ не предусматривает. В этом случае действия заказчика подлежат обжалованию в ФАС.
  4. Объединение нескольких несвязанных лотов в один. Такие действия обычно резко ограничивают конкуренцию, так как не каждый участник сможет исполнить одновременно объективно несвязанные условия.
  5. Невнятное техническое задание. Это может быть техзадание, которое составлено под конкретного поставщика или из которого вовсе непонятно, что требуется заказчику в рамках данного заказа.
  6. Отсутствие здравого смысла в закупке. Достаточно распространенный пример – закупка автомобилей люксового сегмента на бюджетные деньги для рядовых госслужащих.
  7. Направление потенциальным поставщиком по сговору с заказчиком самой низкой цены в заявке на участие.
  8. Установление непривлекательной для поставщиков схемы оплаты при исполнении госзаказа. В частности если оплата предполагает длительную отсрочку.
  9. Некорректное толкование результатов конкурса в пользу определенного поставщика.
  10. Заведомо некорректное внесение данных в ЕИС: смешение в описании предмета закупки кириллицы и латиницы и пр.

Согласно сложившейся практике, наиболее коррумпированными в госзакупках являются сферы  оказания строительных услуг, ремонта дорожного покрытия, услуг, медицинской сферы и пр.

Благотворной почвой для распространения коррупции в сфере госзаказа по ст. 10 273-ФЗ выступает конфликт интересов.

Согласно действующему законодательству, комиссия по закупкам обязана отстранить участника от закупки, а заказчик – обязан отказаться от подписания контракта с победителем в случае обнаружения конфликта интересов между сторонами. Если такой контракт был все-таки подписан, то он признается ничтожным.

Указанные здесь признаки коррупционных схем не являются исчерпывающими. Суть всех схем состоит в наличии сговора между заказчиком и недобросовестным поставщиком.

Что обязательно нужно учесть для нейтрализации рисков привлечения компании к ответственности?

Каждая организация вправе построить систему антикоррупционного комплаенса по-своему, но есть несколько моментов, на которые обязательно нужно обратить внимание.

Не стоит ограничиваться полумерами: независимо от размера организации необходимо сделать все возможное для противодействия коррупции.
Антикоррупционные локальные нормативные акты, регламенты и политики должны быть утверждены в соответствии с корпоративными процедурами, предусмотренными учредительными документами компании.
Важно предусмотреть практически реализуемые механизмы внедрения антикоррупционной политики.
Комплаенс-программы не должны оставаться только на бумаге
Необходимо исполнять собственные антикоррупционные локальные акты, проводить организационные и технические мероприятия по их реализации.
Особое внимание надлежит уделить работе с контрагентами: внедрить в формы соглашений стандартную антикоррупционную оговорку, проводить тщательную проверку закупочных и конкурсных процедур. Для этого целесообразно использовать достижения в сфере legal tech и автоматизации комплаенс-процедур.
Нельзя недооценивать важность проведения антикоррупционных процедур при работе с персоналом
Они включают проверку кандидатов на вакантную должность, ознакомление нанятых работников с антикоррупционными политиками и регламентами компании, системный контроль за этичным и законопослушным поведением сотрудников.

Определение коррупции

В разных источниках (методических пособиях, газетах, журналах) понятие коррупции определяется по-разному, так как с течением времени появляются новые механизмы как коррупционной деятельности, так и мер воздействия на неё со стороны государственных органов.

Главным законодательным нормативно-правовым актом, где регламентируются основные понятия, принципы и методы борьбы с коррупционным сообществом, является Федеральный закон «О противодействии коррупции».

Кроме того, в нём описаны обязанности должностных лиц, их первичные обязанности и ограничения, связанные с использованием власти и инструкций по занимаемой должности.

Тут вы можете узнать, что делать в случаях необоснованного обвинения в коррупции.

В других источниках под коррупцией понимается осуществление действий физических и юридических лиц, связанных с подкупом, продажностью должностных лиц и людей, ведущих политическую деятельность, для личной выгоды.

Последствия коррупции

В масштабе всего государства злоупотребление властью должностных лиц можно рассматривать как серьезную угрозу благосостоянию общества и развитию страны, которое может проявляться в:

  1. Нерациональном распределении госбюджета и ресурсов, несбалансированном управлении доходами и расходами коммерческих предприятий.
  2. Недополучении казной налогов.
  3. Общем снижении развития экономики и ее частных субъектов.
  4. Снижении качества оказываемых услуг как государственными институтами, так и коммерческими корпорациями.
  5. Ослабление инвестиционной привлекательности экономики страны или ее отдельного региона на мировом уровне.
  6. Увеличении социального неравенства.
  7. Роста уровня безработицы.
  8. Усилении негативных настроений в обществе, приводящих к митингам, демонстрациям и гражданским войнам.
  9. Росте организованной преступности.

Ответственность за коррупцию

За использование своего статуса и положения в целях собственного обогащения, продвижения по карьерной лестнице, и других нарушений – предусмотрено несколько видов ответственности:

  1. уголовная ответственность (применяется к лицу через судебное разбирательство при наличии доказательств, свидетельских показаний. К соучастникам коррупционных действий также предусмотрен данный вид ответственности. К таким преступлениям относятся: мошенничество с использованием служебного положения – ст. 159 ч.1 УК РФ, отмывание денежных средств – ст. 174 УК РФ и другие);
  2. административная ответственность (при совершении лицом коррупционного правонарушения, к ним можно отнести: злоупотребление полномочиями в рамках своей должности – ст. 285 ч. 1 КоАП РФ, превышение должностных полномочий – ч. 1 ст. 286 КоАП РФ).

Узнать больше о понятии взяточничества и его видах можно более подробно здесь.

Споры

После принятия закона ряд специалистов высказывают свое мнение относительно соблюдения принципа справедливости в нем. Так, по УК РФ под термином «бытовая коррупция» понимаются коррупционные правонарушения мелкого характера. До внедрения новой статьи такая формулировка фигурировала в отношении других преступлений: мелкое хулиганство или мелкое хищение. Но приведенные примеры, если учитывать незначительность причиненного вреда, относятся к административным правонарушениям.

Специалисты считают, что логичнее было бы внести новую статью не в Уголовный, а в Административный кодекс с определением размера взятки в менее чем 1000 рублей. Тому причина – наличие статьи 290 в Уголовном кодексе, предусматривающей наказание за коррупционные действия в общем смысле.

Другая тема для споров – равная ответственность получателя и инициатора взятки. Согласно мнению юристов такое положение в корне противоречит принципам справедливости, так как получение взятки определенно несет большую опасность для общества, чем дача или предложение.

Но главное для общества – не юридические тонкости и теория, а реальные результаты. В развитом обществе граждане должны быть уверены в том, что их права ни в коем случае не будут ущемлены и за их соблюдение придется заплатить деньги. В достижении этой цели большую роль играет государство

Но не менее важно сознательное отношение граждан

Виды и формы коррупции

Коррупционная деятельность имеет свои виды, сформировавшиеся в зависимости от направления работы лиц, занимающихся незаконными махинациями.

Они предполагают следующие характеризующие особенности:

  1. коррумпированность в сфере управления государством (имеет место в случае, когда специалист, занимает управленческий пост, находится в статусе государственного служащего незаконно. При этом использует ресурсы и возможности, предназначенные для решения общественных проблем и вопросов, совершенствования качества жизни населения, в личных целях);
  2. коррумпированность предприятий (может возникать и в негосударственных учреждениях, которые ведут свою деятельность на частной основе. Высшее должностное лицо такой организации также может использовать свои возможности и интересы с целью собственного обогащения и выгоды);
  3. коррумпированность политической сферы (под этой тенденцией понимается сохранение собственного статуса или назначения на выборную должность с помощью неправомерного использования полномочий, делегированных ему народом).

У коррупции существуют 2 формы, которые определяют её проявление в обществе:

  • высшая (возникает на высших уровнях власти, среди политических деятелей, государственных служащих, к таким явлениям относят подкуп населения за голоса на выборах, а также расходованием финансовых и материальных ценностей для достижения собственных целей);
  • низовая (может процветать на уровне государственных и частных предприятий в городе, районе, поселении.Данная ситуация обычно проявляется в случае дачи взятки за предоставление каких-либо услуг или благ).

Как и кем осуществляется антикоррупционный контроль

Под антикоррупционным контролем в закупочной отрасли по ст. 99 44-ФЗ и ст. 6 223-ФЗ понимается совокупность мероприятий по обеспечению законности в указанной отрасли, которые способствуют развитию конкуренции, а именно позволяют максимальному числу участников принимать участие в закупках.

Уполномоченной на проведение контроля органом в сфере госзакупок выступает Федеральная антимонопольная служба, или ФАС. Такими полномочиями она была наделена в 2015 году положением «О ФАС».

Для реализации своих полномочий ФАС на уровне РФ, региона или муниципалитета может проводить плановые и внеплановые проверки.

В 44-ФЗ предусмотрены три разновидности антикоррупционного контроля. Помимо ведомственного контроля, который производится ФАС и иными государственными организациями (по ст. 100 44-ФЗ), здесь выделен внутренних контроль со стороны заказчика по ст. 101 44-ФЗ и общественный контроль со стороны граждан, их объединений и юрлиц по ст. 102 44-ФЗ.

В зависимости от масштабов совершенного деяния, размера ущерба для бюджета и тяжести последствий для государства, выявленные в ходе контрольных мероприятий, коррупционные деяния могут стать основанием для открытия административного или уголовного делопроизводства.

Так, в УК предусмотрено сразу несколько статей, которые квалифицируются как коррупционные действия. Это:

  • ст. 200.4 за злоупотребления в сфере госзаказа;
  • ст. 200.5 за подкуп контрактного управляющего или члена комиссии по закупке;
  • ст. 285.1 за нецелевое расходование бюджетных денег и 285.2 – если речь шла о деньгах из внебюджетных фондов;
  • ст. 286 за превышение должностных полномочий;
  • ст. 289 за незаконное предпринимательство;
  • ст.290 – получение взятки;
  • ст. 291 – дача взятки и пр.

Таким образом, отдельную группу правонарушений в закупочной отрасли формируют коррупционные нарушения в сфере государственных закупок. Их отличает нацеленность должностного лица заказчика на извлечение личной выгоды, использование своего служебного положения в данных целях. В России действует комплекс антикоррупционных мер, который не исчерпывается содержанием ФЗ-44 и 223-ФЗ. За действия с коррупционным элементом лицу может грозить административная и уголовная ответственность.

Борьба с коррупцией

В глобализованном мире общество еще не нашло оптимальный метод борьбы с коррупцией, который бы раз и навсегда пресекал такую незаконную деятельность чиновников. Однако, постоянно идет разработка таких структур, признан даже Международный день борьбы с коррупцией, отмечаемый ежегодно 9 декабря.

В некоторых странах, таких как Сингапур, Португалия, Швеция и Гонконг были достигнуты определенные успехи в этом направлении. В этих государствах уровень коррупции предельно низок благодаря использованию комплекса мероприятий:

  1. Создание системы внутреннего контроля, при котором в самом госоргане работают внутренние механизмы и стимулы для честного функционирования.
  2. Успешного функционирования органов внешнего контроля: независимых судов, свободной работы СМИ и прочего.
  3. Демократическая система независимых выборов.
  4. Меры общего характера, такие как информационная информированность граждан, открытость действий госорганов и прочее.

Принципы противодействия коррупции

В каждом государстве противодействие коррупции строится на общепризнанных принципах:

  1. Признании, обеспечении и защите основных прав и свобод граждан демократического государства.
  2. Законности.
  3. Публичности и открытости функционирования госорганов.
  4. Неотвратимости административных, уголовных или дисциплинарных наказаний за взяточничество и иные аналогичные правонарушения.
  5. Комплексности использования всех имеющихся мер противодействия.
  6. Приоритетности применения мер по предупреждению подобных правонарушений.
  7. Сотрудничества государства и институтов гражданского общества.

Отдел по борьбе с коррупцией

Во многих государствах при министерстве внутренних дел функционирует специализированный орган или комитет по борьбе с коррупцией в рамках ратификации Конвенции ООН против коррупции. В России, например, этим занимается Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК МВД России). К перечню полномочий такого органа можно отнести:

  1. Борьбу с преступлениями в сфере экономики и коррупции.
  2. Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем.
  3. Документирование преступлений коррупционной и экономической направленности и прочее.

Методы борьбы с коррупцией

Среди эффективных методов того, как бороться с коррупцией, можно выделить следующие:

  1. Идеологическую пропаганду и информационную работу с населением, нацеленную на донесение информации о преступности коррупции и необходимости сообщения о выявленных фактах. Для этого должны быть организованы эффективные «горячие анонимные линии» при специализированных органах надзора.
  2. Тщательная многоступенчатая проверка кандидата при назначении на государственную должность.
  3. Повышение социальной защищенности госслужащих, и разработка мер социальной поддержки их семей.
  4. Разработка антикоррупционного законодательства с четко разработанной и действующей системой административных, дисциплинарных и уголовных наказаний.
  5. Формирование независимых СМИ.
  6. Лишение чиновников и их семей принципа неприкосновенности и введение презумпции виновности при подозрении на коррупционную деятельность.

Меры дисциплинарной ответственности госслужащих (государственных гражданских служащих)

Дисциплинарная ответственность — одна из форм принуждения, применяемого уполномоченными должностными лицами (органами) к лицам, совершившим дисциплинарное правонарушение, и влекущего неблагоприятные последствия для нарушителя.

В отличие от других видов юридической ответственности дисциплинарная направлена на обеспечение дисциплины в основном в рамках служебного подчинения. Меры дисциплинарной ответственности применяются не «надведомственными» органами (судом, арбитражем, инспекциями т.д.), а органами (должностными лицами) организаций, учреждений, предприятий, где работает нарушитель дисциплины, либо вышестоящим органом (должностным лицом).

Закон устанавливает специальную дисциплинарную ответственность государственных служащих. Специальная дисциплинарная ответственность отличается от общей по кругу лиц, подпадающих под действие соответствующих норм, по мерам дисциплинарного взыскания, кругу лиц и органов, наделенных дисциплинарной властью, по установленному порядку обжалования взысканий. Большинством этих особенностей характеризуется и привлечение к дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учебник. — М.: Юристъ, 2001. — с. 340.

В соответствии со статьей 57 Закона о гражданской службе основанием для привлечения гражданского служащего к дисциплинарной ответственности является совершение им дисциплинарного проступка. Дисциплинарным проступком в сфере государственно-служебных правоотношений в силу той же статьи признается неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей.

В целом дисциплинарное законодательство не содержит исчерпывающего перечня дисциплинарных проступков. В этом проявляется одна из особенностей дисциплинарной ответственности. В то же время в действующем законодательстве можно встретить примеры отдельных деяний, признаваемых дисциплинарными проступками для некоторых категорий работников, например, разглашение государственной тайны.

Объектом посягательства любого проступка в системе государственной гражданской службы являются общественные отношения, складывающиеся при осуществлении того или иного вида государственной деятельности. Посягательства на данные общественные отношения выступают в виде нарушений государственной дисциплины или отдельных ее видов. Государственная дисциплина и ответственность / Под. ред. Л. И. Антоновой, Б. И. Кожонина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. — с. 83. В качестве объекта, на который непосредственно посягает тот или иной дисциплинарный проступок, выступают конкретные правомочия (их неосуществление или превышение) или обязанности (их неисполнение или ненадлежащее исполнение).

Дисциплинарные проступки квалифицируются как умышленные (совершенные с прямым и косвенным умыслом) и неосторожные (явившиеся результатом самонадеянности или небрежности). Умышленным является такое поведение гражданского служащего, когда он сознает противоправный характер своего поведения, предвидит его вредные последствия и желает или сознательно допускает их наступление либо относится к ним безразлично

Неосторожность имеет место, если лицо не предвидит вредных последствий своего поведения, однако могло и должно было предвидеть их наступление

В отличие от дисциплинарных проступков перечень дисциплинарных взысканий полностью устанавливается законодательством и не подлежит расширительному толкованию. Законодательство о государственной службе предусматривает возможность наложения на государственных гражданских служащих дисциплинарных взысканий, не установленных Трудовым кодексом Российской Федерации. Там же. В соответствии с частью 1 статьи 57 Закона о гражданской службе представитель нанимателя имеет право применить к гражданским служащим следующие дисциплинарные взыскания:

· — предупреждение о неполном должностном соответствии;

· — освобождение от замещаемой должности гражданской службы;

Следующая
Дисциплинарная ответственностьВоинская дисциплина: поощрения и дисциплинарные взыскания военнослужащим

Частые вопросы по коррупции

Какие причины проявления коррупции?

Существует несколько теорий в соответствии с которыми в обществе «зарождается и процвитает» коррупция. Рассмортим первую теорию – экономической природы.

В числе таковых – тезис о соотнесении прибылей и издержек вследствие некоторой активности. В данном случае – коррупционной.

Человек, обладающий неким ресурсом, административным, например, принимает решение совершить противозаконные действия, понимая, что риски есть, но в то же время осознавая, что предполагаемая выгода их, скорее всего, компенсирует.

Если, в свою очередь, данный гражданин не осуществит никаких коррупционных деяний, а продолжит в штатном режиме выполнять функции, то преференции и степень удовлетворения им своей работой будут ощутимо ниже, чем даже по факту понесения наказания при первом сценарии.

Некоторые исследователи проявление коррупции связывают с теорией формирования поведенческой модели, в основе которой лежит фактор получения преференций за счет ренты. Что это значит?

То, что в процессе выполнения своей деятельности человек, находящийся, условно говоря, на административном посту, осознает, что в его руках находится безотказный в большинстве случаев инструмент извлечения прибыли и выгод за счет служебного положения. Данный фактор, считают аналитики, может обуславливать еще более глубокую коррупцию, чем при первом сценарии, предусматривающем экономическую природу противоправных действий.

Так как в большинстве вариантов риски человека, сидящего на “ренте”, подразумевают относительно маленькие риски. Так, например, коррупция в органах внутренних дел, полагают эксперты, может быть в значительной мере объяснена влиянием рассматриваемого фактора.

Имеется еще тезис, объясняющий изучаемое явление с точки зрения кризиса экономических и социальных институтов в государстве. Причины коррупции обуславливаются неэффективностью работы органов власти и бизнеса.

При этом чиновник или сотрудник фирмы, отвечающий за процедуры согласования документа, выпуск продукта или предоставление услуг, редко когда соглашается содействовать неофициальному решению вопроса бесплатно. И потому он, так или иначе, становится нарушителем законов и норм, нанося ущерб власти, бизнесу и обществу.

Исследования

Исследования на тему коррупции начали проводиться с 1980-х годов. Проводился ряд социологических работ. Инициаторами выступили крупные международные организации в лице ЕБРР, МВФ и Всемирного банка. Результатом работ стало создание международного рейтинга показателей коррупции в странах. В рамках этих исследований рассматривались различные уровни восприятия коррупции: бытовой, научный, практический.

Отношение к этому рейтингу сложилось неоднозначное. Многие не верили в его объективность. Но несмотря на это, во многих странах началась активная антикоррупционная борьба. Сторонники негативного отношения полагают, что невозможно выразить одним показателем объемы столь широкого явления.

Но есть и более углубленные исследования. Их данные базируются на взаимоотношениях государства со своими гражданами. Так, чем выше уровень доверия граждан властям, тем ниже коррупция, и наоборот. С этой точки зрения можно сказать, что деловая и бытовая коррупция – это вполне преодолимые проблемы общества.

Наказание

Статьи по бытовой коррупции действуют в рамках Уголовного кодекса РФ и других нормативно-правовых актов. В частности, в 2016 году УК РФ дополнен новой статьей 291.2 «Мелкое взяточничество». Этому шагу предшествовал национальный план по противодействию коррупции, разработанный для реализации в 2016-2017 годах. Цель внедрения статьи – повышение эффективности борьбы и установление стратегического подхода.

В этом же документе дано юридическое определение бытовой коррупции. В рамках этого закона бытовой коррупцией считается получение или дача взятки собственноручно или через посредников в размере до 10 000 рублей. Следует отметить, что такое правило применимо не только для фактов взяточничества в вышеназванных сферах (образование, медицина и т.д.). Статья действительна независимо от сферы выявления, обстоятельств, участников и других факторов.

Другое основание для принятия данной статьи описывается в пояснительной записке к проекту данного закона. Отмечается, что в промежутке от 2012-го до 2015 года в подавляющем большинстве уголовных дел фигурируют размеры взятки менее 10 000 рублей.

Меры наказания определяются в зависимости от конкретной суммы взятки. Общие положения гласят следующее:

  1. Посреднику грозит штраф до 700 000 рублей, лишение доходов в объемах заработной платы за последний год или лишение права занимать определенную должность.
  2. Если посредником выступило должностное лицо, то штраф увеличивается до 1 миллиона рублей плюс положения из предыдущего пункта.
  3. Наказывается даже обещание оказать посреднические услуги в даче или получении взятки. В этом случае виновнику грозит штраф в размере до 3 миллионов рублей плюс положения из первого пункта.

Дача или получение взятки в составе организованной группы наказываются в зависимости от суммы.

Определение понятия, признаки, примеры бытовой коррупции

Основными фигурантами выступают должностные лица, которым вверены ресурсы, не принадлежащие им. Например:

Бытовая коррупция – это взяточничество, встречающееся во всех остальных сферах общественной жизни. Она охватывает: Еще один интересный момент заключается в формировании определенных расценок за услуги должностных лиц.

Как выяснилось, чем больше известно о тарифах, тем больше вероятность предложить эту сумму. И наоборот, если граждане не имеют представления о том, какой объем средств потребуется, то реже прибегают к коррупционным решениям.

  • Низкая заработная плата должностных лиц.
  • Бессилие закона.
  • Сложившаяся система в среде.
  • Недостаточная компетентность исполнителей.
  • Отсутствие механизмов отслеживания их действий.

Вопрос: Что такое коррупция? Какие деяния можно отнести к преступлениям коррупционной направленности?

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;б) совершение деяний, указанных в подпункте «а настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица. Исходя из трактовки федерального законодательства, к коррупционным деяниям можно относить не только вымогательство или получение взятки должностным лицом, но и его непосредственное злоупотребление своими должностными полномочиями, их использование в личных интересах, а также интересах близких или доверительных лиц. Ответ: Противодействие коррупции — это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: В справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией последняя определяется как «злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях». Коррупция означает подкуп; подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц . В) Физическими лицами, как от своего имени, так и от имени юридического лица в личных интересах;2.

Под термином «коррупция понимается незаконное использование физическим лицом своего положения в целях получения выгоды: Как уже было отмечено, в числе существенных признаков, присущих корруптеру, обязательно должен быть признак обладания властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов (как материальных, так и нематериальных) по своему усмотрению. Под ресурсом в данном случае понимается какой-либо интерес как некое морально-материальное благо, которое необходимо получить в свое обладание.Keywords: corruption, the legal concept that symptoms of corruption and crime.

Исходя из выработанного в теории права и отраслевых науках (преимущественно уголовного права) понятия состава правонарушения 98, в нем можно выделить четыре элемента:

Так, например, Модельный закон о борьбе с коррупцией, принятый в Санкт-Петербурге на 13-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ, содержит развернутый перечень субъектов правонарушений, связанных с коррупцией (ст. 3). Согласно данному документу, за коррупционные правонарушения на основании Закона несут ответственность государственные должностные лица, судьи, а также приравненные к ним иные лица. Учитывая, что предлагаемый нами общий состав коррупционного проступка является основанием для привлечения лица к дисциплинарной ответственности, есть смысл в узком подходе к субъекту коррупционного правонарушения как только к лицу, использующему свой публичный статус в целях личной заинтересованности, оставляя за рамками состава вторую сторону коррупционной сделки. наличие причинно-следственных связей между совершенным противоправным деянием и наступившим вредом;

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации