Андрей Смирнов
Время чтения: ~20 мин.
Просмотров: 1

Право собственности на землю

Содержание

Виды ограничений прав по основаниям для классификации

В настоящее время классификация существующих ограничений на возникновение и реализацию права собственности достаточно многообразна, что обусловлено сложившейся экономической обстановкой на рынке существующих ресурсов.

Так, одним из видов такой классификации является ограничение по формам использования участков:

  • Когда участок находится в пожизненном наследуемом владении. В настоящее время такая форма уже не оформляется, но если до введения в действие Земельного Кодекса участок был приобретен в пользование именно по этому основанию, его можно также использовать, а также продавать, передавать по наследству, дарить. Однако для осуществления таких действий обязательно должны быть соблюдены требования подтверждения необходимости именно такого вида отчуждения;
  • Если участок находится в собственности, на его использование наложено ограничение в виде сервитута для достижения собственниками участков, находящихся в менее удобных условиях, возможностей полноценной эксплуатации своих наделов (например, для проезда или прохода к своим участкам);
  • Ограничение на право собственности может быть наложено таким образом, что тот или иной участок может находится в пользовании только на праве постоянного бессрочного пользования и использоваться только для определенных целей.

По субъектному составу выделяют только два ограничения прав пользования и собственности на существующие земельные территории:

  • По основанию принадлежности к тому или иному гражданству: в приграничных территориях, а также в зоне прилегания к объектам, относительно которых действуют различные режимы, владеть землей на праве собственности могут только граждане России. Кроме того, право пользования на таких территориях для иностранцев и лиц без гражданства может быть оформлено только в виде аренды для определенных целей.
  • По основанию соответствия юридическим или физическим лицам. Данный вид ограничений означает, что только юридические лица могут получать землю в постоянное бессрочное пользование для осуществления различных целей эксплуатации территорий.
  • Еще одна категория, которая существует относительно ограничений пользования земельными участками, выглядит как наложение запретов или ограничений на определенные виды использования. Так, например, государство может запретить собственникам земель производить на них работы по возведению объектов капитального строительства, так как эти земли в последующем могут быть зарезервированы для конкретных государственных нужд и обменяны путем заключения соответствующего соглашения на аналогичные участки, но не включенные в фонд резервных территорий.

Например, некоторые земли не могут быть проданы в силу несоответствия их юридического статуса возможностям реализации (участок, оформленный в постоянное бессрочное пользование, может быть продан только после переоформления его в собственность). Кроме того, если речь идет об ограничении на возможности оборота земель, следует помнить, что в этом случае, также как и с ограничением целей использования, возможно наложение аналогичного ограничения.

Однако оно будет действовать только в том случае, если речь идет о реализации того или иного участка для конкретных целей использования (например, участок, который был предназначен для ведения сельского хозяйства и для этих же целей зарезервирован государством, пытаются продать для возведения многоэтажки).

Ограничение права использования, распоряжения и владения, равно как и права собственности на те или иные земельные территории, является необходимой мерой сразу в нескольких случаях: чтобы пресечь незаконное целевое использование участков, чтобы обеспечить максимальную защиту интересов государства и других собственников (особенно ярко это прослеживается относительно сервитута), а также чтобы избежать нарушения безопасности государства путем предоставления участков в режимных территориях иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Однако следует понимать, что наложение таких обременений происходит по различным причинам и основаниям, что влечет за собой и разные нормы законодательного регулирования. Чтобы закон не был нарушен ни в одном из случаев наложения таких обременений, права собственности и пользования, а также порядок их ограничений, должны быть подчинены действующим нормам права.

Порядок ограничения, приостановления и запрещения пользования

При наложении ограничений на использование и распоряжение частной собственностью важно придерживаться установленного алгоритма действий. Иначе владелец имущества сможет оспорить решение в суде и добиться восстановления в правах и денежной компенсации морального вреда

Порядок введения ограничения на земельный участок:

  1. муниципальные или государственные органы власти проводят заседание, на котором решают наложить на определенный участок земли ограничение. Выбирается вид и срок ущемления прав на недвижимое имущество. Оформляется протокол, составляется акт. Подготавливаются бумаги, доказывающие необходимость ущемления прав гражданина на надел;
  2. решение доносится до владельца недвижимости. Объясняются цели, причины и сроки, характер ущемления его прав на участок. Предоставляется составленный и подписанный на заседании протокол и акт;
  3. проводится регистрация ограничений в Росреестре.

Мнение эксперта
Ирина Васильева
Эксперт по гражданскому праву

Если гражданин, чьи права на земельный участок ограничили, не согласен с решением муниципальных или государственных органов власти, тогда он может обратиться в суд.

Возможности нерезидентов

В законодательстве предусматривается ограничение прав на землю иностранных граждан. В частности, нерезиденты не могут получать в собственность участки, включенные в территории сельскохозяйственного назначения. Данный запрет не касается наделов для ведения ЛПХ, ИЖС и гаражного строительства, а также занятых сооружениями, зданиями. Не могут нерезиденты обладать правом собственности на участки, расположенные в приграничных зонах. Их перечень определяется указом президента. Иностранные граждане не вправе получать в собственность территории, которые предоставляются членам огороднических, дачных, садоводческих некоммерческих объединений. Нерезиденты могут стать членами указанных обществ, если участки им передаются в порядке срочного пользования или аренды. Иностранцы не могут получать в собственность бесплатно земли, которые находятся у них в наследуемом пожизненном владении или бессрочном (постоянном) пользовании, а также в других предусмотренных для граждан РФ случаях безвозмездного приобретения наделов. Нерезиденты не могут реализовать возможность преимущественной покупки участка при выкупе сооружений, зданий, строений, определенных в перечне, утвержденном президентом России.

Сроки ограничения прав на земельные участки. Случаи сохранения ограничений прав на землю

Что касается вопроса о сроках наложения ограничений прав на землю, то в каждом конкретном случае он устанавливается индивидуально в соответствии с основаниями подобного запрещения.

В частности, если обратиться к такому ограничению как ипотека, то сроки определяются кредитным договором, который подписывается двумя сторонами соглашений. Что касается вопроса резервирования земель, то срок подобных ограничений прав прописан в ст. 70.1 ЗК РФ. Для обеспечения государственных нужд или муниципальных резервирование может осуществляться на срок, не превышающий 3-х лет. В отдельных ситуациях возможно увеличение данного показателя вплоть до 20 лет.

Публичный сервитут не подразумевает конкретного срока ограничения прав на пользование земельным участком. Это связано с тем, что подобный договор может быть прекращен в любое время. Для этого собственник земельного надела должен обратиться в судебную инстанцию.

Следует отметить, что в ст. 56 ЗК РФ установлено, что сохранение ограничений на земельные наделы сохраняется в том случае, если произойдет смена собственника. Подобная норма права никак не ущемляется законные интересы и права нового владельца земли.

Градостроительные регламенты

Градостроительный регламент – устанавливаемый органами местного самоуправления правовой режим земельных участков в пределах границ соответствующей территориальной зоны и определяющий виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Иными славами органы местного самоуправления своими нормативными актами делят территорию города, поселка на территориальные зоны в определенных границах, в пределах которых устанавливаются обязательные для исполнения правила использования земельных участков:

  • земельные участки должны быть определенных размеров, 
  • определяется этажность застройки, 
  • виды застройки (жилое, производственное, административно-хазяйственное назначение).

И если планируемый к строительству объект не будет соответствовать данным правилам, то органы местного самоуправления просто откажут в выдаче разрешения на строительство или в предоставлении земельного участка для целей, не соответствующих регламенту.

Градостроительные регламенты устанавливаются в местном нормативном акте – . В настоящее время не во всех городах и поселках утверждены такие правила, но законодатель принуждает это сделать в ближайшее время.

Кстати, по закону, если после установления регламентов находящийся в определенной территориальной зоне объект недвижимости не соответствует такому регламенту (например жилой дом находится в производственной зоне), то собственник такого объекта не имеет право реконструировать такой объект или перестраивать его, если после такой реконструкции или строительства объект не изменит свое назначение на соответствующее регламенту.

Сроки и регистрация

На какой срок может быть установлено ограничение, указано в положениях Земельного Кодекса страны. В каждом конкретном случае такой срок устанавливается в индивидуальном порядке в зависимости от основания ограничения.

Срок ограничения может и вовсе отсутствовать, из-за чего ограничение будет носить бессрочный характер. Если ограничение касается сервитута, то перестанет он действовать, когда отпадёт ранее существовавшее основание для его возникновения.

Все ограничения прав в пользовании землёй должны быть зарегистрированы. Регистрация в этом случае имеет свои особенности, в частности:

  1. Государственная регистрация ограничения прав на землю возможна только при наличии регистрации на сам объект недвижимого имущества в ЕГРН.
  2. Если ограничение происходит не по воле собственника, то регистрация возможна только при уведомлении владельца о наложении определенных ограничений.

Регистрация ограничения, как и права собственности на участок земли, носит заявительниц характер. Помимо самого заявления о регистрации заявитель должен приложить квитанцию об оплате государственной пошлины в размере 1000 рублей для физических лиц и 15000 рублей для юридических лиц.

Если заявитель не предоставляет акт органа государственной власти, на основании которого принято решение об ограничении, орган регистрации запрашивает его самостоятельно.

Указание на наличие ограничения в пользовании землёй, связанного с установлением особо охранной зоны, должно быть зафиксировано в правоустанавливающем документе, например, договоре купли-продажи.

Общая характеристика обременений в использовании земельных участков

Многие граждане думают, что обременение и ограничение прав – это одно и то же. Но в земельном праве эти понятия различаются. Так, под обременением подразумевают наличие дополнительных обязанностей по содержанию и пользованию имуществом, установленных по соглашению сторон и в рамках действующего законодательства.

Ограничение – это наличие ущемлений, запрещений, которые стесняют права собственника на принадлежащий ему объект и введены в интересах общества, государства.

Ограничения права собственности на землю устанавливаются в соответствии с Земельным кодексом, Конституцией РФ и некоторыми федеральными законами. Инициатором его введения выступают государственные или муниципальные власти.

Иногда запрет на пользование и распоряжение участком устанавливается судебным решением. В третьем пункте статьи №55 Конституции России приведена возможность ограничения свобод и прав человека, но лишь в той мере, в какой это требуется для защиты здоровья, нравственности, обеспечения безопасности и обороны страны.

Особенности ограничения прав на надел:

  • может быть обжаловано в судебном порядке;
  • сохраняется при переходе имущества к другому собственнику;
  • может быть наложено на весь участок или его определенную долю;
  • подлежит государственной регистрации.

Ограничение права собственности на землю может быть наложено на физическое или юридическое лицо.

Ограничение прав на землю: земельное право

Физические лица и организации могут распоряжаться, владеть и пользоваться наделами по законодательству. Однако в нормативных актах предусматриваются определенные условия и запреты на осуществление тех или иных действий. Ограничение прав на землю устанавливается в соответствии с п. 2 ст. 56 ЗК. В частности, предусмотрены особые условия пользования и специальный режим деятельности в санитарно-защищенных, охранных зонах. Законодательство формулирует правила охраны природы, в том числе растительного и животного мира, природных, культурных и исторических памятников, археологических объектов.

Ограничение и обременение прав на землю вводится для сохранения плодородия, естественного ареала, миграционных путей диких животных. Законодательство предусматривает определенные условия для начала и окончания застройки либо освоения территории на протяжении конкретного срока по проекту, согласованному по действующим правилам, ремонта, строительства либо содержания автодороги (ее участка) при предоставлении наделов, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Перечень ограничений, установленный в ЗК, не является исчерпывающим. Некоторые из них предусмотрены и в других нормативных актах, законах, регламентирующих охрану природы и использование определенных видов ресурсов.

Каких видов могут быть ограничения?

Виды ограничений также не являются исчерпывающими. К ним можно отнести:

  • обслуживание магистралей и путей сообщения муниципалитетом;
  • ведение строительства объектов недвижимости;
  • освоение определенной территории;
  • допуск специалистов для проведения исследовательских мероприятий;
  • наложение сервитута для прохода по участку при условии невозможности прокладки иного пути;
  • ограничение на оборот земельных ресурсов;
  • ограничения по распоряжению государственными органами власти землей, которая была передана под развитие жилищной индустрии;
  • запрет на передачу во владении приграничных территорий иностранцам.

Могут быть установлены и другие виды ограничений, но только по решению судебных или компетентных органов. Ипотека ошибочно рассматривается многими как вид ограничения. Это обременение, которое накладывается банком на участок земли, за который ещё не полностью выплачена сумма денежных средств.

Резервирование земель для нужд государства или города

Отдельным видом ограничения прав владения землёй выделено резервирование земель для государственных или муниципальных нужд, регламентированное ст. 56.1 ЗК РФ.

Такой вид ограничения установлен для определенных территорий страны, где законодательно запрещаются некоторые из видов деятельности.

Иногда государство меняет статус земли, которая ранее законно принадлежала собственнику, но в дальнейшем была причислена к участкам, в которых нуждается государство.

Обычно на зарезервированных территориях запрещено:

  • строить жильё или производственные сооружения;
  • проведение оросительных, осушительных и других мелиоративных работ;
  • организация закрытых водоемов и др.

Так, государство иногда выделяет земли гражданам на определенных условиях, например, для освоения заболоченного участка, осуществления строительства дороги и т.д.

Зоны для объектов культурного наследния

Зоны, выделенные для обеспечения правового режима охраны и эксплуатации объектов культурного наследия Российской Федерации

В пределах данной зоны особый порядок использования: деятельность должна осуществляться при условии обеспечения сохранности объектов культурного наследия и всех ценных градоформирующих объектов, в соответствии с проектом зон охраны, разрабатываемом органом охраны объектов культурного наследия, а до разработки такого проекта – при условии получения согласия такого органа охраны.

Поскольку мало где разработаны проекты зоны охраны, во всяких таких случаях строительства на территории расположения культурных объектов, в том числе, в случае сноса или реконструкции архитектурного памятника, предварительно нужно будет получить письменное согласие местного органа охраны памятников культуры.

Зоны с особыми условиями использования

Зоны с особыми условиями использования территорий – это зоны, определяемые расчетами по правилам, установленным нормативными актами, в пределах которых установлены ограничения в использовании земельных участков, в том числе запрет на строительство определенных объектов или полный запрет на строительство.

Устанавливаются следующие зоны с особыми условиями использования территории:

  1. зоны, выделенные для обеспечения правового режима охраны и эксплуатации объектов культурного наследия Российской Федерации;
  2. санитарно-защитные зоны;
  3. санитарные разрывы от автозаправочных станций;
  4. санитарные разрывы от высоковольтных линий электропередач;
  5. санитарные разрывы от магистральных газопроводов до элементов застройки;
  6. водоохранные зоны;
  7. 1-ый пояс санитарной охраны источников питьевого водоснабжения;
  8. 2-ой пояс санитарной охраны источников питьевого водоснабжения;
  9. 3-ий пояс санитарной охраны источников питьевого водоснабжения;
  10. санитарные разрывы от железной дороги до жилой застройки;
  11. придорожная полоса автомобильной дороги федерального значения;
  12. зоны ограничения застройки от передающих радиотехнических объектов;
  13. зоны нахождения месторождений общераспространённых полезных ископаемых;
  14. зоны ограничений застройки по горно-геологическим условиям, в том числе:
    • зоны запрета на строительство зданий и сооружений;
    • зоны застройки на основании сравнения вариантов технико-экономических расчётов;
    • зоны застройки не выше 3 этажей.
  15. зона затопления паводком 1%-й обеспеченности;
  16. зона подтопления грунтовыми водами;
  17. зона отработанных карьеров строительных материалов.

Рассмотрим для примера некоторые из устанавливаемых зон.

Регистрация

Она допускается только при наличии в ЕГРП записи об имущественном праве на конкретный недвижимый объект. Но до разграничения госсобственности на землю регистрация распоряжения землей, включенной в ее состав, не требуется. При проведении процедуры в записях ЕГРП указывается следующая информация:

  1. Содержание обременения/ограничения права.
  2. Срок действия особых условий.
  3. Сведения о лицах, чьи права ограничиваются.
  4. Документ, в соответствии с которым вводятся особые условия, срок его действия.

Если регистрация осуществляется не по заявлению собственника, владельца, пользователя, то эти субъекты уведомляются о проведении данной процедуры. Извещение должно быть направлено не позднее пяти дней с даты внесения соответствующих записей в ЕГРП.

Ипотека (залог)

Этот вид ограничения регламентируется ГК, а также соответствующим ФЗ. Кредитор по обязательству, обеспеченному залогом, имеет преимущественную возможность удовлетворить свои требования из стоимости имущества. Это означает, что должник погашает обязательства перед ним в первую очередь, а затем — перед прочими кредиторами. Необходимо отметить, что законодательство не допускает ипотеки участков, находящихся в составе государственной либо муниципальной собственности. Исключением выступают территории, предназначенные для жилищного строительства или комплексного освоения для последующего возведения жилых сооружений и переданные в обеспечение возврата средств, предоставленных кредитным учреждением на ее обустройство. К последнему, в частности, относится прокладка инженерных коммуникаций.

Регистрация ограничения прав на участки земли

Ограничение прав на землю в большинстве случаев осуществляется по официальному решению судебного органа. Но, несмотря на это, подобное действие требует обязательного соблюдения законодательного порядка. В частности, необходима регистрация подобного правового ограничения. Регистрация имеет достаточно простую процедуру, но чтобы воплотить подобное действо на практике необходимо соблюдение конкретных условий, а именно:

  • госрегистрация ограничения или обременений прав возможна только при наличии сведений о регистрации самого недвижимого имущества в ЕГРП.
  • если ограничение правомочий по распоряжению и использованию земли происходит не по воле правообладателя (собственника), то регистрация возможна лишь при уведомлении владельца о наложении определенных ограничений на его права.

Регистрация ограничений или же обременений происходит в тех ситуациях, которые прописаны в нормативно-правовых актах РФ, в частности, в ФЗ «О государственной регистрации прав».

Законные основания

Для того, чтобы права владельца были ущемлены, необходимо, чтобы присутствовали основания ограничения. Прописаны они непосредственно в Земельном Кодексе, но перечень их не является исчерпывающим.

К основаниям ограничения относятся:

  1. Использование земельного участка осуществляется на территории санитарно-защитной зоны.
  2. Необходимость сохранности животного или растительного мира, исторических, архитектурных или культурных памятников, плодородия почвы, естественных путей миграции птиц или других животных.
  3. Строительство недвижимости, транспортных магистралей по контракту с государственными или муниципальными органами.
  4. Иные основания, предусмотренные нормативно-правовыми актами.

В равной степени ограничение земли может быть наложено на юридическое и физическое лицо. Ограничение также может возникнуть, если поблизости располагается промышленный объект специального назначения. К таким объектам могут быть отнесены химические заводы, атомные электростанции и т.д.

Зоны природных заповедников и участков, представляющих историческую ценность, могут использоваться только по целевому назначению – в рамках культурных, туристических или исследовательских мероприятий.

Кто устанавливает подобные ограничения? Устанавливаются они исполнительными органами государственной власти или местным муниципалитетом. Осуществляется эта процедура с помощью оформления протокола решения, который в обязательном порядке направляется владельцу земли.

Другой комментарий к Ст. 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации

Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд согласно ст. 70.1 ЗК РФ осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 ЗК РФ, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов.

Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд ЗК РФ рассматривает как ограничение прав на земельный участок. Так, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев резервирования земель для государственных или муниципальных нужд (п. 4 ст. 28 ЗК РФ).

Согласно п. 3.1 ст. 22 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, заключается на срок, продолжительность которого не может превышать срок резервирования таких земель. В соответствии с п. 3 ст. 28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом. По желанию собственника объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, относящемся к государственной или муниципальной собственности, соответствующий земельный участок может быть предоставлен ему в аренду на срок не более чем 49 лет, а если объект недвижимости расположен на земельном участке в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, — на срок, не превышающий срока резервирования земель, если иное не установлено соглашением сторон.

В соответствии с п. 4.1 ст. 23 ЗК РФ срок установления публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

Как предусмотрено п. 8 ст. 31 ЗК РФ в случае осуществления собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка строительства или осуществления иных улучшений земельного участка, расположенного в границах зарезервированных земель, после информирования указанных лиц о резервировании земель собственник такого земельного участка, землепользователь, землевладелец, арендатор такого земельного участка несут риск отнесения на них затрат и убытков, связанных со строительством на таком земельном участке или с иным его улучшением.

Как оспорить в судебном порядке?

Подавать иск разрешается с момента получения официального уведомления о наложении на надел некоторых запретов по его использованию. Обращаться в судебную инстанцию рекомендуется при условии, если собственник земли уверен в том, что решение администрации противоречит положениям действующего законодательства.

В противном случае, гражданин не добьется поставленной цели, а лишь понесет финансовые траты на сбор необходимых документов и подачу искового заявления

Важно наличие хорошей доказательной базы

Подобные дела в суде рассматриваются часто. Но требование истца удовлетворяется редко. Это в большей степени объясняется отсутствием четко обоснованной позиции защиты. Поэтому рекомендуется при планировании подавать заявление в суд, обратиться за помощью к квалифицированному и опытному юристу.

Специалист поможет грамотно обосновать позицию и составить иск, подготовить доказательную базу. Для обжалования решения государственных или муниципальных органов о наложении ограничений на права пользования участком, нужно придерживаться стандартного алгоритма действий.

Порядок обжалования состоит из таких этапов:

  • подготовить доказательную базу;
  • сформировать пакет документов, необходимый для подачи иска;
  • обратиться в суд;
  • написать заявление. Предоставить комплект бумаг специалисту;
  • получить квитанцию на оплату госпошлины. Перевести требуемую сумму денег на указанные реквизиты. Предоставить чек об оплате специалисту;
  • получить расписку о приеме документов;
  • принять участие в заседаниях. Рекомендуется заручиться поддержкой адвоката. Земельные вопросы сложные и требуют знания действующих законов;
  • дождаться принятия судьей решения.

Таким образом, ограничение прав на землю может вводиться государственными или муниципальными властями с целью охраны природы, обороны страны, проведения ремонтных работ и т.п. Обязательно оно оформляется актом, который предоставляется собственнику надела для ознакомления.

Затем ущемление прав регистрируется в стандартном порядке. Владелец участка имеет право обжаловать решение администрации в суде. Но, как показывает практика, без опытного адвоката это сделать крайне сложно. Поэтому в случае наложения ограничений на надел, рекомендуется сразу обратиться к юристу за помощью.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 938-66-24, Санкт-Петербург +7 (812) 425-62-38

Понятие ограничения прав на землю

Многие могут подумать, что ограничение прав на земельные участки идет в разрез с главным законом РФ – Конституцией. На самом деле это не так. В ст. 55 Конституции РФ прописано, что ограничение конкретных прав человека возможно, если это требуется для обеспечения нерушимости конституционного строя, стабильности государства, обороноспособности страны, а также соблюдения законных прав и интересов иных граждан.

Поэтому Земельный кодекс РФ в ст. 56 закрепляет, что законодатель имел в виду, вводя в юридический оборот понятие «ограничения прав на земельный участок». Если обратиться к теоретической части земельного права, то в науке происходит строгое разграничение понятий ограничение и обременение, которые накладываются на права собственника конкретного участка.

Таким образом, понятие «ограничение прав» на земельный надел подразумевает наличие определенного комплекса ущемлений или запрещений на использование, распоряжение или владение недвижимым имуществом для соблюдения интересов государства. При этом следует понимать, что подобные ограничения права на использование земельного участка не порождают собой возникновение отдельного права, но при этом накладывают ограничения на возможности собственника.

Поэтому применять две этих дефиниции в едином контексте категорически неправильно, но они имеют непосредственную связь друг с другом, так как предполагают взаимное возникновение друг друга.

Как обжаловать в суде ограничение?

Если гражданин не согласен с установленным в отношении него ограничением, он вправе обжаловать решение органа государственной власти в судебном порядке. Тогда решение органа власти может быть признано незаконным и отменено.

Право на обжалование у владельца земли возникнет тогда, когда он получит уведомление об окончании процедуры регистрации ограничения прав на землю.

Для того, чтобы обосновать свою позицию в суде и доказать ее состоятельность, гражданину нужно будет:

  • доказать, что решение, принятое уполномоченными органами, шло в разрез с нормами современного законодательства;
  • доказать, что принятое решение ущемляет права и законные интересы собственника земли.

В исковом заявлении необходимо будет четко обосновать выявленные нарушения с указанием ссылок на нормативно-правовые акты. К иску нужно приложить дополнительные документальные доказательства нарушения своих прав. Если есть возможность, можно привести свидетелей, которые примут Вашу позицию и выскажутся в суде в Вашу пользу.

Нужно быть готовым к тому, что государственные или муниципальные органы представят в суд своих юристов, которые, как правило, обладают большим опытом участия в подобных спорах. Победить в таком противостоянии будет непросто, поэтому лучше заранее вооружиться помощью юристов.

Такие ограничения обязательно должны пройти процедуру государственной регистрации, и в случае несогласия владельца с таким решением могут быть обжалованы им в судебном порядке.

Основания ограничения прав на землю

Основные условия, которые детерминируют собой возникновение ограничений на использование земельного участка, прописаны в ст. 56 ЗК РФ. В частности, законодатель выделяет следующие основания:

  • если использование земельного участка происходит на территории санитарно-защитной зоны;
  • в качестве основания также может выступать необходимость обеспечения сохранности животного или растительного мира, архитектурных, культурных и исторических памятников, а также естественных путей для миграции животных и птиц, плодородия почвы;
  • начало или завершение строительства недвижимых объектов, транспортных магистралей по контракту с государственными или муниципальными органами, также выступает в качестве основания для ограничения прав использования земельного участка;
  • иные основания, которые предусмотрены ЗК РФ, а также федеральными и региональными законами.
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации