Содержание
- 1 Примеры закупок у единственного поставщика.
- 2 Обзор документа
- 3 Обоснование объекта закупки
- 4 Что должно быть включено в обоснование при закупках у единственного поставщика?
- 5 Где размещается план-график закупок, и как его найти?
- 6 Нормирование 1. Нормирование (ст.19 Закона о КС)
- 7 Что понимается под разъяснением закупок?
- 8 Какие разъяснения требуются при создании плана-графика закупок? Каковы сроки подготовки разъяснения закупок?
- 9 Изменения в плане-графике с 2020 года и сроки размещения
- 10 Какие разъяснения требуются при создании плана закупок?
- 11 Правила и порядок изменения
- 12 Как выбрать
- 13 Каковы причины, которые важно указывать в отчете-обосновании при закупках у единственного поставщика?
- 14 Случаи составления отчётов при закупках у единственного поставщика
Примеры закупок у единственного поставщика.
Так или иначе, существующие правовые возможности устанавливать случаи закупки у единственного поставщика, имеющиеся либо у самих заказчиков, либо у их учредителей, ведут к тому, что наблюдается великое разнообразие этих закупок. Их можно разделить на следующие группы:
-
Закупка ТРУ, в отношении которых нет конкурентного рынка поставщиков. Примеры – закупка услуг естественных монополий, услуг водоснабжения, газоснабжения. К этой же группе можно отнести ситуацию, когда исключительными правами или возможностями в отношении поставки тех или иных ТРУ обладает только один поставщик (например, заключается договор с организатором конкретного мероприятия, участие в котором планирует принять заказчик, или с лицом, обладающим авторскими правами на предмет интеллектуальной собственности).
-
Закупка ТРУ, при которой требуется обеспечение совместимости таких ТРУ с уже используемыми заказчиком оборудованием, инструментами, транспортом, программным обеспечением и т. п. Сюда же можно отнести случай, когда заказчик проводит дополнительную закупку ТРУ к уже закупленным ТРУ.
-
Закупка ТРУ в результате признания той или иной конкурентной закупки несостоявшейся в связи с тем, что в закупке участвовал только один поставщик (подрядчик, исполнитель).
-
Закупка ТРУ, в которых у заказчика возникает срочная потребность, которую невозможно оперативно удовлетворить, используя конкурентные способы закупок.
-
Закупка ТРУ на ограниченную сумму (малая закупка, закупка малого объема и т. п.). Отметим, что понятие «малой закупки» у разных заказчиков может быть очень разным. Например, в приведенном выше примере у муниципальных учреждений и унитарных предприятий Хабаровска размер такой закупки составляет 0,5 – 1 млн руб., а, скажем, у МУП «Мирнинский молокозавод» (Республика Саха (Якутия)) он составляет 5 млн руб. Здесь «творчество» заказчиков может выражаться в самых разнообразных правилах – например, встречаются случаи, не оспариваемые ФАС, когда заказчик может осуществлять закупки у единственного поставщика на любую сумму, но не чаще двух раз в календарный год. В целом же заказчик вправе самостоятельно в положении о закупке определить максимальную цену договора с единственным поставщиком, это тоже подтверждается практикой ФАС.
-
Закупка ТРУ в случае расторжения ранее заключенного договора по причине его неисполнения поставщиком и в условиях, когда у заказчика нет времени на проведение конкурентной закупки.
-
Прочие случаи, когда заказчик полагает наиболее удобным для себя проводить закупку тех или иных ТРУ у единственного поставщика. Такие закупки можно назвать «закупками у единственного поставщика исключительно ради удобства». И именно таких случаев наблюдается огромное множество. Отметим, что достаточно часто заказчики «разрешают себе» закупать у единственного поставщика те ТРУ, в отношении которых существует достаточно развитый конкурентный рынок поставщиков. В качестве примера можно назвать закупки банковских услуг, услуг мобильной связи, проектных работ, транспортных средств, спецодежды, офисного оборудования и вычислительной техники, рекламных услуг и т. д. Пока законодательство не накладывает на заказчиков в этом плане каких-либо ограничений, «вольница» заказчиков имеет здесь самый большой размах.
Например, на практике один из случаев закупки у ЕП – ситуация, когда поставщик закупаемых ТРУ является единственным поставщиком в данном регионе, а расходы заказчика, связанные с привлечением поставщиков из других регионов, делают такое привлечение экономически невыгодным. Причины понятны, но если ФАС установит, что заказчик на основании этого пункта своего положения о закупке произвел закупку ТРУ, поставщики которых все-таки существуют в данном регионе во множественном числе, претензия к заказчику может иметь место на том основании, что он нарушает порядок осуществления закупок, установленный в его же собственном положении о закупке10.
Другой подобный пример – заказчик в своем положении о закупке установил, что закупка у единственного поставщика независимо от суммы закупки может осуществляться в случае, если предмет закупки имеется в наличии только у какого-либо конкретного поставщика или какой-либо конкретный поставщик обладает исключительными правами в отношении предмета закупки и не существует никакой разумной альтернативы или замены, и по этой причине использование какого-либо другого способа закупки не представляется возможным. Однако при осуществлении такой закупки заказчик не смог обосновать перед ФАС и судами, что поставщик, с которым был заключен договор, действительно в отношении предмета закупки является единственным и неповторимым.
Обзор документа
Разъяснения касаются заполнения формы обоснования планов закупок и формы обоснования планов-графиков закупок.
В графе 6 формы обоснования планов закупок указывается обоснование соответствия объекта и (или) объектов закупки мероприятию государственной (муниципальной) программы, функциям, полномочиям и (или) международному договору. В графе 7 формы обоснования планов-графиков закупок отражается обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Указанные выше графы заполняются заказчиком самостоятельно в свободной форме с учетом требований, установленных законодательством о контрактной системе.
При этом если соответствие объекта закупки мероприятию государственной (муниципальной) программы, функциям, полномочиям и (или) международному договору напрямую следует из названия такой программы, договора, функций и полномочий, в графе 6 формы обоснования планов закупок указывается, что закупка осуществляется в целях реализации соответствующего мероприятия.
В противном случае в графе 6 формы обоснования планов закупок указывается, каким образом осуществление закупки именно такого товара, работы или услуги будет способствовать реализации соответствующего мероприятия, международного договора, функций и полномочий.
В отношении заполнения формы обоснования планов-графиков закупок в случае осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) разъяснено, что обоснованию подлежит годовой объем указанных закупок. При этом заполняются графы 2, 4, 7, 8.
Также разъяснено, как заполняется графа 8 формы обоснования планов-графиков закупок в следующих случаях. Речь идет о заключении контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в том числе гастролей) на основании приглашений на посещение, о заключении контракта на оказание преподавательских услуг, услуг экскурсовода (гида) физлицами.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Обоснование объекта закупки
Заказчик указывает цель и обоснование закупки в плане закупок. Нужно опираться на наличие государственных программ, мероприятия в рамках них, на собственные потребности, необходимость того или иного товара для нормального функционирования учреждения и т.д.
План содержит:
- код закупки;
- цель ее проведения;
- объект;
- обоснование объекта по 44-ФЗ;
- период проведения процедуры;
- объем финансирования.
Когда заказчик вносит обоснование соответствия объекта в план, в нем необходимо написать, для удовлетворения каких потребностей необходима продукция, для каких госпрограмм или мероприятий ее закупают, соответствует ли процедура положениям закона.
Далее рассмотрим, что писать в графе обоснования соответствия объекта в плане.
Пример обоснования закупки
Форма обоснования закупок для плана;Форма обоснования закупок для ПГ; Пример формы обоснования канцтоваров; Пример формы обоснования по электроэнергии;
Чтобы обосновать закупку в плане, нужно заполнить форму:
В графе 1 укажите порядковый номер позиции.
В графе 2 укажите идентификационный код, который прописали в столбце 2 плана.
В графе 3 укажите наименование объекта закупки, которое прописали в столбце 5 формы плана. Наименование пропишите по каталогу товаров, работ, услуг (ч. 4 ст. 23 Закона № 44-ФЗ).
В графе 4 укажите наименование государственной, муниципальной программы, программы субъекта РФ, если планируете закупку в рамках такой программы. Например, вы планируете закупку в рамках госпрограммы «Развитие здравоохранения» – постановление Правительства РФ от № 1640. В этой графе укажите наименование программы. Если процедуру планируете вне рамок программной деятельности, графу 4 не заполняйте.
В графе 5 укажите наименование мероприятия программы, наименование функции, полномочия государственного органа, органа управления государственным внебюджетным фондом, муниципального органа или наименование международного договора РФ, которое прописали в столбце 3 формы плана.
Что писать в обосновании соответствия объекта в плане закупок
Писать обоснование соответствия объекта в плане можно в свободной форме. Необходимо придерживаться официального стиля речи. Главное воспользоваться типовым шаблоном, который содержится в постановление Правительства РФ от №555. Наименование объекта должно быть указано в соответствии с классификатором ОКПД2.
Приведем пример обоснования объекта закупки в плане по 44-ФЗ. Если вы закупаете компьютерную технику для учреждения образования, укажите, в рамках какой муниципальной программы осуществляется процедура (например, «Повышение компьютерной грамотности учащихся 10-11 классов»).
Также обоснование соответствия объекта в ПЗ может быть указано исходя из потребностей конкретного учреждения. Например, если медцентр планирует приобретение карбюратора для автомобиля скорой помощи, он указывает, что товар необходим для поддержания транспорта в технически исправном состоянии.
Вернуться к началу
Елена Лукоянова,специалист в сфере госзакупок»
Пример обоснования закупки лекарства во флаконеЗаказчику необходимо было купить лекарство. Перед ним стоял выбор — купить что предлагают или установить требование к упаковке. Ему нужна была упаковка, которая могла бы обеспечить герметичное хранение. Если бы он не установил требование о возможности герметичного хранения — это увеличило бы расход препарата, ведь препарат в ампулах после вскрытия хранить нельзя. А дополнительные затраты препарата — это неэффективное расходование бюджетных средств. Поэтому заказчик установил требование, чтобы препарат был во флаконе. И обосновал необходимостью герметичной тары. ФАС встала на сторону заказчика (Обзор судебной практики от ).
Что должно быть включено в обоснование при закупках у единственного поставщика?
Вопрос | Ответ |
Какая форму у данного отчёта-обоснования? | Отчёт-обоснование имеет произвольную форму |
Когда необходимо составить и утвердить данный документ? | Составление и утверждение данного отчёта осуществляется до момента заключения контракта с поставщиком |
Кто подписывает отчёт-обоснование? | Данный документ должен быть подписан представителем заказчика |
Какие пункты включаются в отчёт-обоснование? | Пункты отчёта-обоснования:
1) Цель, необходимость закупки товара, работа или услуги; 2) Описание товара, работы или услуги и существенных условий договора, преимущественные характеристики поставщика; 3) Разъяснение причин, которые не позволяют использовать конкурентные способы закупки у поставщиков; 4) Вывод о необходимости осуществления закупок у поставщика в единственном лице; 5) Указание норм, которые установлены законом. Также к данному отчёту может быть приложен расчёт, который служит подтверждением отсутствия экономии денежных средств при использовании закупок на основании конкурентного способа. |
Где размещается план-график закупок, и как его найти?
Поиск плана-графика в единой информационной системе (ЕИС)
Самой основной системой по поиску любой информации о закупках является ЕИС. Именно сюда заказчики выкладывают всю документацию. Для того, чтобы найти планы-графики, необходимо на сайте ЕИС навести курсор на строку «Планирование». Появится окно со строкой «Планы-графики закупок 44-ФЗ».
Посетителям сайта предлагается строка поиска, а также система фильтрации «Все параметры поиска»:
Чтобы исключить ненужную документацию, необходимо заполнить как можно больше полей. Рассмотрим, какие фильтры предлагает ЕИС:
— тип записи в реестре (структурированный/неструктурированный);
— законы (44-ФЗ, 223-ФЗ, 94-ФЗ);
— статус плана-графика (действующий/аннулированный);
— контроль по ч.5 ст.99 44-ФЗ (пройден/не пройден);
— ОКВЭД/ОКВЭД2/Код вида расходов;
— номер плана-графика;
— уникальный номер плана закупок, на основании которого сформирован план-график;
— уникальный номер закупки в плане-графике;
— информация о заказчике;
— финансовый год планирования;
— дата (размещения/утверждения/изменения);
— КБК закупки;
— дополнительные параметры;
— информация о закупке;
— способ определения поставщика;
— планируемый год размещения извещения;
— планируемый срок осуществления закупки;
— иная информация (см. рисунок).
— преимущества согласно ст.28 и 29 44-ФЗ о национальном режиме;
— закупки у СМП и СОНКО;
— иная информация (см. рисунок);
— информация о контракте;
— планируемый срок окончания исполнения контракта;
— статус обязательного общественного обсуждения (приостановлено/размещено);
— иная информация (см. рисунок)
После заполнения необходимых полей нажмите кнопку «Применить».
Откроется окно с результатами поиска. Слева будет перечень с планами-графиками, справа – параметры поиска, которые вы вводили. Эти параметры можно сохранить, чтобы в будущем упростить поиск.
Из списка выберите интересный для вас план-график и кликните по нему. Откроется информация о плане-графике, а также его позиции, с которыми вы сможете ознакомиться.
Поиск плана-графика в системе Тендерплан (tenderplan.ru)
Для того, чтобы найти в тендерплане закупки, сведения о которых содержатся в планах-графиках, необходимо добавить новый ключ:
Для отсечения ненужной информации введите:
— название ключа;
— ключевые слова и слова-исключения;
— ОКПД2 (при необходимости);
— регион поиска;
— наименование или ИНН заказчика;
— границы стоимости контракта;
— сделайте пометку «План-график».
Слева на желтом фоне появятся закупки, содержащиеся в плане-графике по указанным вами критериям. Кликните по интересующей вас закупке, и справа появится необходимая информация:
— цена контракта;
— код закупки (ОКПД2);
— планируемый срок размещения и планируемый срок выполнения контракта;
— контактная информация заказчика;
— документы, которые можно скачать и ознакомиться с текстом.
Нормирование 1. Нормирование (ст.19 Закона о КС)
установление требований к закупаемым Заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
Например:
1) Приказ Минфина РФ и Министерства экономического развития РФ от 29 октября 2010 г. № 137н/527 «О методических рекомендациях по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений»
Что понимается под разъяснением закупок?
Обоснованием или разъяснение к закупке по 44 ФЗ представляет документ, который прилагается к плану закупок и плану-графику закупок.
Процесс обоснования или разъяснения закупки осуществляет покупатель (заказчик) в момент планирования и прогнозирования той или иной закупки. Согласно статьи 18 Федерального Закона №44 от 01.01.2016 г., первоначальные обоснования/разъяснения закупок должны быть сформированы заказчиками в формате приложений к плану-графику на 2017 год и к плану закупок на 2017-2020 г.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 5 июня 2015 г. №555 «Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования» в процессе разъяснения закупок важны следующие документы, утверждённые данным постановлением:
- Правила обоснования закупок товаров, работ и услуг;
- Форма обоснования при формировании и утверждении плана закупок (скачать) ;
- Форма обоснования при формировании и утверждении плана-графика закупок (скачать).
Важный момент: При внесении изменений в план закупок или план-график закупок, должны быть одновременно изменены также соответствующие формы разъяснений закупок.
В 5 пункте Правил разъяснения закупок говорится, что обоснование закупок должно осуществляться в соответствии с решением врачебной комиссии для тех закупок, которые осуществляются в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 ФЗ №44.
В 6 пункте Правил разъяснения закупок говорится, что обоснование подлежит годовой объём закупок, которые происходят на основании пунктов 4, 5, 26 и 33 части 1 статьи 93 ФЗ №44.
Какие разъяснения требуются при создании плана-графика закупок? Каковы сроки подготовки разъяснения закупок?
Говоря о разъяснениях для плана-графика, важно указать какие конкретно моменты данного документа подлежат разъяснениям. Согласно части 3 статьи 18 Федерального Закона №44, такому разъяснению подлежат:. Во-первых, начальная или максимальная стоимость контракта (цена контракта, установленная в соответствии со статьёй 22 ФЗ №44)
Во-первых, начальная или максимальная стоимость контракта (цена контракта, установленная в соответствии со статьёй 22 ФЗ №44).
Важный момент: Заказчик должен указывать метод разъяснения закупки и метод расчёта, с приведением самого расчёта. Подобные расчёты должны быть осуществлены в соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от 2 октября 2013 г. № 567, а также в соответствии с письмом Минэкономразвития РФ от 5 октября 2014 г. № ОГ-Д28-7698.
Во-вторых, метод определения поставщика (исполнителя) в соответствии с главой 3 Федерального Закона №44;
В-третьих, дополнительные требования к участникам процесса закупки.
Что касается сроков подготовки разъяснения закупок, конкретно для федеральных Заказчиков они устанавливаются Правительством Российской Федерации, а для Заказчиков субъектов РФ – высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, для муниципальных Заказчиков — местной администрацией.
Изменения в плане-графике с 2020 года и сроки размещения
Начиная с 2020 года, в систему планирования государственных закупок были внесены существенные изменения. 17 октября 2019 года юридическую силу приобрело Постановление Правительства №1279 от 2019 года. Оно изменило прежний порядок формирования и утверждения плана-графика, внесения в него поправок и размещения в ЕИС.
Из-за отмены плана закупок с января 2020 утратит силу Постановление Правительства №1043 от 2013 года.
Обязанности по формированию плана-графика возлагаются:
- на государственных и муниципальных заказчиков;
- на бюджетные учреждения (кроме закупок по нормам ч. 2, 6 ст. 15 44-ФЗ);
- на МУПы и ГУП (кроме закупок по ч. 6 ст. 15 44-ФЗ);
- на автономные учреждения при закупках по ч. 4 ст. 15 44-ФЗ;
- на государственные бюджетные, автономные учреждения, унитарные предприятия, юрлица, которым переданы полномочия заказчика.
План-график с 2020 года составляется по новым правилам и в измененном формате. Новая форма потеряла 19 граф. Другим важным изменением стала отмена плана закупок: это значит, что закупки из плана теперь не будут автоматически поступать в план-график.
По сравнению с прошлым планом-графиком новый документ теперь имеет следующие особенности при его формировании:
- В п. 3 указанного Постановления №1279 подчеркивается, что план-график теперь имеет исключительно электронный формат. Исключение предусмотрено только для закрытых закупок: они прописываются в отдельном приложении в плане-графике с грифом «секретно» и не включаются в ЕИС. С учетом измененного порядка сведения в плане-графике во многих разделах указываются автоматически.
- Новое Постановление сохранило прежние сроки для утверждения плана-графика заказчиком: они по-прежнему составляют 10 дней со дня доведения лимитов бюджетных обязательств (по п. 12 Постановления Правительства №1279), но сроки размещения документа в ЕИС в новом постановлении законодатель не предусмотрел. Раньше у заказчика было три дня на размещение сведений в ЕИС после утверждения плана-графика, теперь никаких лимитов в Постановлении Правительства не указано. Но с учетом того, что заказчик по 44-ФЗ не сможет провести ни одной закупки, не предусмотренной планом-графиком, то вполне логично, что этот документ должен появиться в ЕИС до начала нового календарного года. Если заказчик опубликует извещение о закупке, не предусмотренное планом-графиком либо направит приглашение раньше установленных сроков, то его оштрафуют на 30 тыс. р. на основании ч. 1.6 ст. 7.30 КоАП. Десятидневные сроки отсчитываются также с даты утверждения плана финансовой деятельности бюджетного и автономного учреждения либо унитарного предприятия либо при доведении лимитов до юрлица, которому были переданы полномочия заказчика.
- В группу особых закупок (которые прописываются отдельной строкой) теперь входят закупки в части реконструкции и ремонта, энергосервисные контракты, закупки с общественным обсуждением, лоты по конкурсам и аукционам, выделяемые по правилам 44-ФЗ.
- Указаны новые дополнительные основания для внесения изменений в план-график закупок. Появились такие новые позиции для корректировок, как признание определения поставщика несостоявшимся или расторжение госконтракта.
- Согласно последним изменениям в 44-ФЗ, с 2020 года в плане-графике не требуется приводить обоснование. Ранее заказчикам предстояло заниматься обоснованием НМЦК, объекта и способа закупки уже на этапе планирования. По новым правилам обоснование так же потребуется, но уже при разработке закупочной документации. В процессе аудита будет проверяться соответствие закупки правилам нормирования и обоснованность НМЦК с использованием одного из методов по ст. 22 44-ФЗ.
Какие разъяснения требуются при создании плана закупок?
При создании плана закупок, должны быть обоснованы все объекты закупки, которые включены в данный план. В подобном разъяснении заказчик должен в первую очередь обозначить цель реализации процесса закупки, где указывается:
- наименование определённого мероприятия государственной программы,
- определённые функции и права, которые предусматривают реализацию процесса закупки,
- реквизиты акта о нормировании, которые приняты согласно статье 19 Федерального закона №44, либо пометка на отсутствие такого акта.
Согласно статье 13 Федерального закона №44, закупки имеют следующие цели:
- Осуществление исполнения мероприятий, входящих в государственные и муниципальные программы;
- Осуществление исполнения обязательств международного назначения, исполнения межгосударственных программ, которые осуществляются вне рамок программ государственного и муниципального назначения;
- Осуществление исполнения других функция и прав органов власти и местного самоуправления.
Правила и порядок изменения
План-график в соответствии с положениями действующего законодательства призван отражать информацию о возможных проводимых закупках различных товаров и услуг, которые собирается осуществлять тот или иной государственный или муниципальный заказчик. Так как нужды такого заказчика могут измениться в любой момент, то возникает вопрос о том, какие правила должны соблюдаться в отношении изменения существующего плана-графика, а также каков порядок действий при изменении и последующем утверждении данного документа.
В настоящее время частью 13 статьи 21 Федерального закона №44-ФЗ предусмотрен ряд оснований, по которым план-график может быть изменен. К числу таких оснований относятся:
- изменение плана-графика возможно в том случае, если планируется изменение начальной максимальной цены контракта либо изменение той цены, которая установлена для контракта, заключаемого с единственным поставщиком;
- изменение сроков исполнения контракта, если такое изменение было осуществлено до момента начала закупочной процедуры;
- внесение изменений в информацию о порядке оплаты заключенного контракта, а также о правилах внесения аванса, если он предусмотрен правилами, сформулированными в тексте самого контракта;
- в план-график могут быть внесены изменения относительно даты начала закупочной процедуры либо о конкретном способе проведения такой закупки, либо об отмене ранее запланированной закупочной процедуры;
- в том случае, если в отношении закупки было проведено обязательное общественное обсуждение, по итогам которого закупка будет проводиться, и данные сведения необходимо внести в план-график;
- если возникают иные обстоятельства, которые могут быть предусмотрены действующими нормами законодательства в сфере закупок.
Что касается правил, в соответствии с которыми должен изменяться план-график, то эти правила предусмотрены положениями части 14 указанной статьи.
Изменить план-график возможно только в том случае, если не истек минимальный срок до момента размещения информации в Единой информационной системе о том, что планируется проводиться та или иная закупка.
Для основной массы проводимых закупок этот срок составляет не менее десяти дней до момента публикации в ЕИС извещения о проведении закупки либо направления приглашения об участии в таковых для тех случаев, когда речь идет о закрытых способах проведения закупочных процедур.
Если речь идет о некоторых закупках, которые предусмотрены положениями статьи 93 указанного закона, то в отношении таких закупок внесение изменений возможно в срок не менее одного дня до момента объявления такой закупки или заключения контракта.
Если внесенные в план-график изменения были утверждены в полном объеме, то он должен быть опубликован в ЕИС в срок не более трех рабочих дней с момента такого утверждения.
Данное требование содержится в рамках части 15 статьи 21 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок».
Как выбрать
При планировании закупок на следующий год нужно помнить о приоритетах. С 1 июля 2019 года по умолчанию нужно будет проводить одну из электронных процедур. Бумажные можно будет объявлять только при наличии указанных выше оснований.
Если НМЦК менее 500 млн рублей, а из критериев оценки важна только цена, можно провести запрос котировок в электронной форме. Если товар входит в аукционный перечень, объявляется аукцион. В отдельных случаях подойдет запрос предложений в электронной форме (например, при закупке медпрепаратов или спортивного инвентаря). Приоритетным же способом является электроггый конкурс.
Основные критерии выбора процедуры — в следующей таблице.
Таблица. Способы определения поставщика по 44-ФЗ и их выбор
Способ | В каких случаях применяется | Особенности |
Конкурс
(в электронной и бумажной форме) |
Если победителя нужно выбрать по нескольким критериям | Приоритетный способ закупки. Может быть открытый, закрытый, с ограниченным участием, двухэтапный |
Электронный аукцион | При выборе победителя важна только цена. Заказчик обязан проводить аукционы при закупках из перечня распоряжения Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р | НМЦК снижается на шаг аукциона. Участники заявляют о своем намерении исполнить договор по более низкой цене |
Запроскотировок (в электронной и бумажной форме) | Если победителя выбирают по одному критерию — цене договора, а НМЦК не превышает 500 тыс. рублей | Объем закупок путем запроса котировок не может быть больше 10% от общего и не должен превышать 100 млн рублей |
Запроспредложений (в электронной и бумажной форме) | В установленных в ст. 83 44-ФЗ случаях (при закупках спортинвентаря, лекарственных препаратов, а также если повторно проведенный конкурс признали несостоявшимся) | Победителем признается участник, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует требованиям заказчика |
Закупка уединственногопоставщика (в бумажной форме) | По основаниям из статьи 93 закона 44-ФЗ | Способы:
|
Условий много, а ошибаться нельзя. В противном случае должностное лицо заказчика может быть оштрафовано по статье 7.29 КоАП на 30 000 рублей. Если же нужно было провести конкурс или аукцион, а был выбран иной способ закупки, то штраф составит 50 000 рублей.
Каковы причины, которые важно указывать в отчете-обосновании при закупках у единственного поставщика?
В предыдущих разделах вскользь упоминалась необходимость обоснования причин неиспользования конкурентных способов закупки, так как это важный момент, который имеет законодательное объяснение – в статье 8 Федерального Закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 №44.
Согласно статье 12 ФЗ 44 важно доказать, почему выбранный способ осуществления закупок является наиболее результативным и эффективным. Что же указывается в отчёте обосновании, каковы причины?
Что же указывается в отчёте обосновании, каковы причины?
Во-первых, важно оговорить срочность закупки, то есть важно объяснить нецелесообразность проведения торгов из-за ограниченности во времени.
Во-вторых, нерентабельность, то есть данная причина приводится, когда поставщики не заинтересованы в снижении стоимости продукта, услуги. Такое может быть, когда закупки производятся в небольших регионах, когда там имеется только один поставщик, а перевозки из других регионов невыгодны, что ведёт к нерентабельности закупок из других регионов.
В-третьих, отсутствие заинтересованности у других поставщиков, то есть данная незаинтересованность имеет документальное подтверждение, либо отказы от поставщиков на запросы заказчика.
В-четвёртых, отсутствие конкуренции, например, если поставщик-монополист или он обладает авторскими правами в регионе заказчика, а привлечение поставщиков-конкурентов из других регионов невозможно для учреждения-заказчика из-за небольшого объёма закупки или небольших сроков для закупки.
В-пятых
Выбирается поставщик, который значительно снижает цены на свой товар на ограниченный период времени.
Случаи составления отчётов при закупках у единственного поставщика
Причина, по которой заказчиком принимается решение закупить тот или иной товар либо услугу у поставщика в единственном лице, должна быть объяснена, также, как и причины нецелесообразности использования конкурентных способов закупки. Причём подобное обоснование должно происходить документально в специальным образом оформленном отчёте
Однако важно отметить, что составление такого отчёта не всегда обязательно
Ниже приведены случаи, когда данный отчёт с поставщиком в единственном лице необходим.
- Во-первых, осуществление услуг по ремонту и содержанию одного или нескольких нежилых помещений, которые находятся в оперативном управлении у учреждения-заказчика.
- Во-вторых, осуществление закупки товаров, которая вызвана чрезвычайными происшествиями.
- В-третьих, осуществление поставки культурных ценностей для пополнения фондов.
- В-четвёртых, при осуществлении закупки литературных произведений и предметов искусства у лица, которому принадлежит исключительное право на них.
Случаи, для которых не предусмотрено обязательное составление отчёта с обоснованиями, перечислены в 3 части статьи 93 Федерального Закона от 13.04.2013 г. №44.