Андрей Смирнов
Время чтения: ~20 мин.
Просмотров: 0

В каких случаях допускается проведение закупки у единственного поставщика по нормам федерального закона 223-фз?

Примеры закупок у единственного поставщика.

Так или иначе, существующие правовые возможности устанавливать случаи закупки у единственного поставщика, имеющиеся либо у самих заказчиков, либо у их учредителей, ведут к тому, что наблюдается великое разнообразие этих закупок. Их можно разделить на следующие группы:

  1. Закупка ТРУ, в отношении которых нет конкурентного рынка поставщиков. Примеры – закупка услуг естественных монополий, услуг водоснабжения, газоснабжения. К этой же группе можно отнести ситуацию, когда исключительными правами или возможностями в отношении поставки тех или иных ТРУ обладает только один поставщик (например, заключается договор с организатором конкретного мероприятия, участие в котором планирует принять заказчик, или с лицом, обладающим авторскими правами на предмет интеллектуальной собственности).

  2. Закупка ТРУ, при которой требуется обеспечение совместимости таких ТРУ с уже используемыми заказчиком оборудованием, инструментами, транспортом, программным обеспечением и т. п. Сюда же можно отнести случай, когда заказчик проводит дополнительную закупку ТРУ к уже закупленным ТРУ.

  3. Закупка ТРУ в результате признания той или иной конкурентной закупки несостоявшейся в связи с тем, что в закупке участвовал только один поставщик (подрядчик, исполнитель).

  4. Закупка ТРУ, в которых у заказчика возникает срочная потребность, которую невозможно оперативно удовлетворить, используя конкурентные способы закупок.

  5. Закупка ТРУ на ограниченную сумму (малая закупка, закупка малого объема и т. п.). Отметим, что понятие «малой закупки» у разных заказчиков может быть очень разным. Например, в приведенном выше примере у муниципальных учреждений и унитарных предприятий Хабаровска размер такой закупки составляет 0,5 – 1 млн руб., а, скажем, у МУП «Мирнинский молокозавод» (Республика Саха (Якутия)) он составляет 5 млн руб. Здесь «творчество» заказчиков может выражаться в самых разнообразных правилах – например, встречаются случаи, не оспариваемые ФАС, когда заказчик может осуществлять закупки у единственного поставщика на любую сумму, но не чаще двух раз в календарный год. В целом же заказчик вправе самостоятельно в положении о закупке определить максимальную цену договора с единственным поставщиком, это тоже подтверждается практикой ФАС.

  6. Закупка ТРУ в случае расторжения ранее заключенного договора по причине его неисполнения поставщиком и в условиях, когда у заказчика нет времени на проведение конкурентной закупки.

  7. Прочие случаи, когда заказчик полагает наиболее удобным для себя проводить закупку тех или иных ТРУ у единственного поставщика. Такие закупки можно назвать «закупками у единственного поставщика исключительно ради удобства». И именно таких случаев наблюдается огромное множество. Отметим, что достаточно часто заказчики «разрешают себе» закупать у единственного поставщика те ТРУ, в отношении которых существует достаточно развитый конкурентный рынок поставщиков. В качестве примера можно назвать закупки банковских услуг, услуг мобильной связи, проектных работ, транспортных средств, спецодежды, офисного оборудования и вычислительной техники, рекламных услуг и т. д. Пока законодательство не накладывает на заказчиков в этом плане каких-либо ограничений, «вольница» заказчиков имеет здесь самый большой размах.

Например, на практике один из случаев закупки у ЕП – ситуация, когда поставщик закупаемых ТРУ является единственным поставщиком в данном регионе, а расходы заказчика, связанные с привлечением поставщиков из других регионов, делают такое привлечение экономически невыгодным. Причины понятны, но если ФАС установит, что заказчик на основании этого пункта своего положения о закупке произвел закупку ТРУ, поставщики которых все-таки существуют в данном регионе во множественном числе, претензия к заказчику может иметь место на том основании, что он нарушает порядок осуществления закупок, установленный в его же собственном положении о закупке10.

Другой подобный пример – заказчик в своем положении о закупке установил, что закупка у единственного поставщика независимо от суммы закупки может осуществляться в случае, если предмет закупки имеется в наличии только у какого-либо конкретного поставщика или какой-либо конкретный поставщик обладает исключительными правами в отношении предмета закупки и не существует никакой разумной альтернативы или замены, и по этой причине использование какого-либо другого способа закупки не представляется возможным. Однако при осуществлении такой закупки заказчик не смог обосновать перед ФАС и судами, что поставщик, с которым был заключен договор, действительно в отношении предмета закупки является единственным и неповторимым.

Обзор документа

Разъяснения касаются заполнения формы обоснования планов закупок и формы обоснования планов-графиков закупок.

В графе 6 формы обоснования планов закупок указывается обоснование соответствия объекта и (или) объектов закупки мероприятию государственной (муниципальной) программы, функциям, полномочиям и (или) международному договору. В графе 7 формы обоснования планов-графиков закупок отражается обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Указанные выше графы заполняются заказчиком самостоятельно в свободной форме с учетом требований, установленных законодательством о контрактной системе.

При этом если соответствие объекта закупки мероприятию государственной (муниципальной) программы, функциям, полномочиям и (или) международному договору напрямую следует из названия такой программы, договора, функций и полномочий, в графе 6 формы обоснования планов закупок указывается, что закупка осуществляется в целях реализации соответствующего мероприятия.

В противном случае в графе 6 формы обоснования планов закупок указывается, каким образом осуществление закупки именно такого товара, работы или услуги будет способствовать реализации соответствующего мероприятия, международного договора, функций и полномочий.

В отношении заполнения формы обоснования планов-графиков закупок в случае осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) разъяснено, что обоснованию подлежит годовой объем указанных закупок. При этом заполняются графы 2, 4, 7, 8.

Также разъяснено, как заполняется графа 8 формы обоснования планов-графиков закупок в следующих случаях. Речь идет о заключении контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в том числе гастролей) на основании приглашений на посещение, о заключении контракта на оказание преподавательских услуг, услуг экскурсовода (гида) физлицами.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Обоснование объекта закупки

Заказчик указывает цель и обоснование закупки в плане закупок. Нужно опираться на наличие государственных программ, мероприятия в рамках них, на собственные потребности, необходимость того или иного товара для нормального функционирования учреждения и т.д.

План содержит:

  • код закупки;
  • цель ее проведения;
  • объект;
  • обоснование объекта по 44-ФЗ;
  • период проведения процедуры;
  • объем финансирования.

Когда заказчик вносит обоснование соответствия объекта в план, в нем необходимо написать, для удовлетворения каких потребностей необходима продукция, для каких госпрограмм или мероприятий ее закупают, соответствует ли процедура положениям закона.

Далее рассмотрим, что писать в графе обоснования соответствия объекта в плане.

Пример обоснования закупки

Форма обоснования закупок для плана;Форма обоснования закупок для ПГ; Пример формы обоснования канцтоваров; Пример формы обоснования по электроэнергии;

Чтобы обосновать закупку в плане, нужно заполнить форму:

В графе 1 укажите порядковый номер позиции.

В графе 2 укажите идентификационный код, который прописали в столбце 2 плана.

В графе 3 укажите наименование объекта закупки, которое прописали в столбце 5 формы плана. Наименование пропишите по каталогу товаров, работ, услуг (ч. 4 ст. 23 Закона № 44-ФЗ).

В графе 4 укажите наименование государственной, муниципальной программы, программы субъекта РФ, если планируете закупку в рамках такой программы. Например, вы планируете закупку в рамках госпрограммы «Развитие здравоохранения» – постановление Правительства РФ от № 1640. В этой графе укажите наименование программы. Если процедуру планируете вне рамок программной деятельности, графу 4 не заполняйте.

В графе 5 укажите наименование мероприятия программы, наименование функции, полномочия государственного органа, органа управления государственным внебюджетным фондом, муниципального органа или наименование международного договора РФ, которое прописали в столбце 3 формы плана.

Что писать в обосновании соответствия объекта в плане закупок

Писать обоснование соответствия объекта в плане можно в свободной форме. Необходимо придерживаться официального стиля речи. Главное воспользоваться типовым шаблоном, который содержится в постановление Правительства РФ от №555. Наименование объекта должно быть указано в соответствии с классификатором ОКПД2.

Приведем пример обоснования объекта закупки в плане по 44-ФЗ. Если вы закупаете компьютерную технику для учреждения образования, укажите, в рамках какой муниципальной программы осуществляется процедура (например, «Повышение компьютерной грамотности учащихся 10-11 классов»).

Также обоснование соответствия объекта в ПЗ может быть указано исходя из потребностей конкретного учреждения. Например, если медцентр планирует приобретение карбюратора для автомобиля скорой помощи, он указывает, что товар необходим для поддержания транспорта в технически исправном состоянии.

Вернуться к началу

Елена Лукоянова,специалист в сфере госзакупок»

Пример обоснования закупки лекарства во флаконеЗаказчику необходимо было купить лекарство. Перед ним стоял выбор — купить что предлагают или установить требование к упаковке. Ему нужна была упаковка, которая могла бы обеспечить герметичное хранение. Если бы он не установил требование о возможности герметичного хранения — это увеличило бы расход препарата, ведь препарат в ампулах после вскрытия хранить нельзя. А дополнительные затраты препарата — это неэффективное расходование бюджетных средств. Поэтому заказчик установил требование, чтобы препарат был во флаконе. И обосновал необходимостью герметичной тары. ФАС встала на сторону заказчика (Обзор судебной практики от ).

Что должно быть включено в обоснование при закупках у единственного поставщика?

Вопрос Ответ
Какая форму у данного отчёта-обоснования? Отчёт-обоснование имеет произвольную форму
Когда необходимо составить и утвердить данный документ? Составление и утверждение данного отчёта осуществляется до момента заключения контракта с поставщиком
Кто подписывает отчёт-обоснование? Данный документ должен быть подписан представителем заказчика
Какие пункты включаются в отчёт-обоснование? Пункты отчёта-обоснования:

1)      Цель, необходимость закупки товара, работа или услуги;

2)      Описание товара, работы или услуги и существенных условий договора, преимущественные характеристики поставщика;

3)      Разъяснение причин, которые не позволяют использовать конкурентные способы закупки у поставщиков;

4)      Вывод о необходимости осуществления закупок у поставщика в единственном лице;

5)      Указание норм, которые установлены законом.

Также к данному отчёту может быть приложен расчёт, который служит подтверждением отсутствия экономии денежных средств при использовании закупок на основании конкурентного способа.

Где размещается план-график закупок, и как его найти?

Поиск плана-графика в единой информационной системе (ЕИС)

Самой основной системой по поиску любой информации о закупках является ЕИС. Именно сюда заказчики выкладывают всю документацию. Для того, чтобы найти планы-графики, необходимо на сайте ЕИС навести курсор на строку «Планирование». Появится окно со строкой «Планы-графики закупок 44-ФЗ».

Посетителям сайта предлагается строка поиска, а также система фильтрации «Все параметры поиска»:

Чтобы исключить ненужную документацию, необходимо заполнить как можно больше полей. Рассмотрим, какие фильтры предлагает ЕИС:

— тип записи в реестре (структурированный/неструктурированный);
— законы (44-ФЗ, 223-ФЗ, 94-ФЗ);
— статус плана-графика (действующий/аннулированный);
— контроль по ч.5 ст.99 44-ФЗ (пройден/не пройден);
— ОКВЭД/ОКВЭД2/Код вида расходов;

 

— номер плана-графика;
— уникальный номер плана закупок, на основании которого сформирован план-график;
— уникальный номер закупки в плане-графике;
— информация о заказчике;
— финансовый год планирования;
— дата (размещения/утверждения/изменения);
— КБК закупки;

— дополнительные параметры;
— информация о закупке;
— способ определения поставщика;
— планируемый год размещения извещения;
— планируемый срок осуществления закупки;
— иная информация (см. рисунок).

— преимущества согласно ст.28 и 29 44-ФЗ о национальном режиме;
— закупки у СМП и СОНКО;
— иная информация (см. рисунок);

— информация о контракте;
— планируемый срок окончания исполнения контракта;
— статус обязательного общественного обсуждения (приостановлено/размещено);
— иная информация (см. рисунок)

После заполнения необходимых полей нажмите кнопку «Применить».

Откроется окно с результатами поиска. Слева будет перечень с планами-графиками, справа – параметры поиска, которые вы вводили. Эти параметры можно сохранить, чтобы в будущем упростить поиск.

Из списка выберите интересный для вас план-график и кликните по нему. Откроется информация о плане-графике, а также его позиции, с которыми вы сможете ознакомиться.

Поиск плана-графика в системе Тендерплан (tenderplan.ru) 

Для того, чтобы найти в тендерплане закупки, сведения о которых содержатся в планах-графиках, необходимо добавить новый ключ:

Для отсечения ненужной информации введите:

— название ключа;
— ключевые слова и слова-исключения;
— ОКПД2 (при необходимости);
—  регион поиска;
—  наименование или ИНН заказчика;
—  границы стоимости контракта;
— сделайте пометку «План-график».

Слева на желтом фоне появятся закупки, содержащиеся в плане-графике по указанным вами критериям. Кликните по интересующей вас закупке, и справа появится необходимая информация:

— цена контракта;
— код закупки (ОКПД2);
— планируемый срок размещения и планируемый срок выполнения контракта;
— контактная информация заказчика;
— документы, которые можно скачать и ознакомиться с текстом.

Нормирование 1. Нормирование (ст.19 Закона о КС)

установление требований к закупаемым Заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

Например:

1) Приказ Минфина РФ и Министерства экономического развития РФ от 29 октября 2010 г. № 137н/527 «О методических рекомендациях по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений»

Что понимается под разъяснением закупок?

Обоснованием или разъяснение к закупке по 44 ФЗ представляет документ, который прилагается к плану закупок и плану-графику закупок.

Процесс обоснования или разъяснения закупки осуществляет покупатель (заказчик) в момент планирования и прогнозирования той или иной закупки. Согласно статьи 18 Федерального Закона №44 от 01.01.2016 г., первоначальные обоснования/разъяснения закупок должны быть сформированы заказчиками в формате приложений к плану-графику на 2017 год  и к плану закупок на 2017-2020 г.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 5 июня 2015 г. №555 «Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования» в процессе разъяснения закупок важны следующие документы, утверждённые данным постановлением:

  • Правила обоснования закупок товаров, работ и услуг;
  • Форма обоснования при формировании и утверждении плана закупок (скачать) ;
  • Форма обоснования при формировании и утверждении плана-графика закупок (скачать).

Важный момент:  При внесении изменений в план закупок или план-график закупок, должны быть одновременно изменены также соответствующие формы разъяснений закупок. 

В 5 пункте Правил разъяснения закупок говорится, что обоснование закупок должно осуществляться в соответствии с решением врачебной комиссии для тех закупок, которые осуществляются в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 ФЗ №44.

В 6 пункте Правил разъяснения закупок говорится, что обоснование подлежит годовой объём закупок, которые происходят на основании пунктов 4, 5, 26 и 33 части 1 статьи 93 ФЗ №44.

Какие разъяснения требуются при создании плана-графика закупок? Каковы сроки подготовки разъяснения закупок?

Говоря о разъяснениях для плана-графика, важно указать какие конкретно моменты данного документа подлежат разъяснениям. Согласно части 3 статьи 18 Федерального Закона №44, такому разъяснению подлежат:. Во-первых, начальная или максимальная стоимость контракта (цена контракта, установленная в соответствии со статьёй 22 ФЗ №44)

Во-первых, начальная или максимальная стоимость контракта (цена контракта, установленная в соответствии со статьёй 22 ФЗ №44).

Важный момент:  Заказчик должен указывать метод разъяснения закупки и метод расчёта, с приведением самого расчёта. Подобные расчёты должны быть осуществлены в соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от 2 октября 2013 г. № 567, а также в соответствии с письмом Минэкономразвития РФ от 5 октября 2014 г. № ОГ-Д28-7698. 

Во-вторых, метод определения поставщика (исполнителя) в соответствии с главой 3 Федерального Закона №44;

В-третьих, дополнительные требования к участникам процесса закупки.

Что касается сроков подготовки разъяснения закупок, конкретно для федеральных Заказчиков они устанавливаются Правительством Российской Федерации, а для Заказчиков субъектов РФ – высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, для муниципальных Заказчиков — местной администрацией.

Изменения в плане-графике с 2020 года и сроки размещения

Начиная с 2020 года, в систему планирования государственных закупок были внесены существенные изменения. 17 октября 2019 года юридическую силу приобрело Постановление Правительства №1279 от 2019 года. Оно изменило прежний порядок формирования и утверждения плана-графика, внесения в него поправок и размещения в ЕИС.

Из-за отмены плана закупок с января 2020 утратит силу Постановление Правительства №1043 от 2013 года.

Обязанности по формированию плана-графика возлагаются:

  • на государственных и муниципальных заказчиков;
  • на бюджетные учреждения (кроме закупок по нормам ч. 2, 6 ст. 15 44-ФЗ);
  • на МУПы и ГУП (кроме закупок по ч. 6 ст. 15 44-ФЗ);
  • на автономные учреждения при закупках по ч. 4 ст. 15 44-ФЗ;
  • на государственные бюджетные, автономные учреждения, унитарные предприятия, юрлица, которым переданы полномочия заказчика.

План-график с 2020 года составляется по новым правилам и в измененном формате. Новая форма потеряла 19 граф. Другим важным изменением стала отмена плана закупок: это значит, что закупки из плана теперь не будут автоматически поступать в план-график.

По сравнению с прошлым планом-графиком новый документ теперь имеет следующие особенности при его формировании:

  1. В п. 3 указанного Постановления №1279 подчеркивается, что план-график теперь имеет исключительно электронный формат. Исключение предусмотрено только для закрытых закупок: они прописываются в отдельном приложении в плане-графике с грифом «секретно» и не включаются в ЕИС. С учетом измененного порядка сведения в плане-графике во многих разделах указываются автоматически.
  2. Новое Постановление сохранило прежние сроки для утверждения плана-графика заказчиком: они по-прежнему составляют 10 дней со дня доведения лимитов бюджетных обязательств (по п. 12 Постановления Правительства №1279), но сроки размещения документа в ЕИС в новом постановлении законодатель не предусмотрел. Раньше у заказчика было три дня на размещение сведений в ЕИС после утверждения плана-графика, теперь никаких лимитов в Постановлении Правительства не указано. Но с учетом того, что заказчик по 44-ФЗ не сможет провести ни одной закупки, не предусмотренной планом-графиком, то вполне логично, что этот документ должен появиться в ЕИС до начала нового календарного года. Если заказчик опубликует извещение о закупке, не предусмотренное планом-графиком либо направит приглашение раньше установленных сроков, то его оштрафуют на 30 тыс. р. на основании ч. 1.6 ст. 7.30 КоАП. Десятидневные сроки отсчитываются также с даты утверждения плана финансовой деятельности бюджетного и автономного учреждения либо унитарного предприятия либо при доведении лимитов до юрлица, которому были переданы полномочия заказчика.
  3. В группу особых закупок (которые прописываются отдельной строкой) теперь входят закупки в части реконструкции и ремонта, энергосервисные контракты, закупки с общественным обсуждением, лоты по конкурсам и аукционам, выделяемые по правилам 44-ФЗ.
  4. Указаны новые дополнительные основания для внесения изменений в план-график закупок. Появились такие новые позиции для корректировок, как признание определения поставщика несостоявшимся или расторжение госконтракта.
  5. Согласно последним изменениям в 44-ФЗ, с 2020 года в плане-графике не требуется приводить обоснование. Ранее заказчикам предстояло заниматься обоснованием НМЦК, объекта и способа закупки уже на этапе планирования. По новым правилам обоснование так же потребуется, но уже при разработке закупочной документации. В процессе аудита будет проверяться соответствие закупки правилам нормирования и обоснованность НМЦК с использованием одного из методов по ст. 22 44-ФЗ.

Какие разъяснения требуются при создании плана закупок?

При создании плана закупок, должны быть обоснованы все объекты закупки, которые включены в данный план. В подобном разъяснении заказчик должен в первую очередь обозначить цель реализации процесса закупки, где указывается:

  • наименование определённого мероприятия государственной программы,
  • определённые функции и права, которые предусматривают реализацию процесса закупки,
  • реквизиты акта о нормировании, которые приняты согласно статье 19 Федерального закона №44, либо пометка на отсутствие такого акта.

Согласно статье 13 Федерального закона №44, закупки имеют следующие цели:

  • Осуществление исполнения мероприятий, входящих в государственные и муниципальные программы;
  • Осуществление исполнения обязательств международного назначения, исполнения межгосударственных программ, которые осуществляются вне рамок программ государственного и муниципального назначения;
  • Осуществление исполнения других функция и прав органов власти и местного самоуправления.

Правила и порядок изменения

План-график в соответствии с положениями действующего законодательства призван отражать информацию о возможных проводимых закупках различных товаров и услуг, которые собирается осуществлять тот или иной государственный или муниципальный заказчик. Так как нужды такого заказчика могут измениться в любой момент, то возникает вопрос о том, какие правила должны соблюдаться в отношении изменения существующего плана-графика, а также каков порядок действий при изменении и последующем утверждении данного документа.

В настоящее время частью 13 статьи 21 Федерального закона №44-ФЗ предусмотрен ряд оснований, по которым план-график может быть изменен. К числу таких оснований относятся:

  • изменение плана-графика возможно в том случае, если планируется изменение начальной максимальной цены контракта либо изменение той цены, которая установлена для контракта, заключаемого с единственным поставщиком;
  • изменение сроков исполнения контракта, если такое изменение было осуществлено до момента начала закупочной процедуры;
  • внесение изменений в информацию о порядке оплаты заключенного контракта, а также о правилах внесения аванса, если он предусмотрен правилами, сформулированными в тексте самого контракта;
  • в план-график могут быть внесены изменения относительно даты начала закупочной процедуры либо о конкретном способе проведения такой закупки, либо об отмене ранее запланированной закупочной процедуры;
  • в том случае, если в отношении закупки было проведено обязательное общественное обсуждение, по итогам которого закупка будет проводиться, и данные сведения необходимо внести в план-график;
  • если возникают иные обстоятельства, которые могут быть предусмотрены действующими нормами законодательства в сфере закупок.

Что касается правил, в соответствии с которыми должен изменяться план-график, то эти правила предусмотрены положениями части 14 указанной статьи.

Изменить план-график возможно только в том случае, если не истек минимальный срок до момента размещения информации в Единой информационной системе о том, что планируется проводиться та или иная закупка.

Для основной массы проводимых закупок этот срок составляет не менее десяти дней до момента публикации в ЕИС извещения о проведении закупки либо направления приглашения об участии в таковых для тех случаев, когда речь идет о закрытых способах проведения закупочных процедур.

Если речь идет о некоторых закупках, которые предусмотрены положениями статьи 93 указанного закона, то в отношении таких закупок внесение изменений возможно в срок не менее одного дня до момента объявления такой закупки или заключения контракта.

Если внесенные в план-график изменения были утверждены в полном объеме, то он должен быть опубликован в ЕИС в срок не более трех рабочих дней с момента такого утверждения.

Данное требование содержится в рамках части 15 статьи 21 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок».

Как выбрать

При планировании закупок на следующий год нужно помнить о приоритетах. С 1 июля 2019 года по умолчанию нужно будет проводить одну из электронных процедур. Бумажные можно будет объявлять только при наличии указанных выше оснований.

Если НМЦК менее 500 млн рублей, а из критериев оценки важна только цена, можно провести запрос котировок в электронной форме. Если товар входит в аукционный перечень, объявляется аукцион. В отдельных случаях подойдет запрос предложений в электронной форме (например, при закупке медпрепаратов или спортивного инвентаря). Приоритетным же способом является электроггый конкурс.

Основные критерии выбора процедуры — в следующей таблице.

Таблица. Способы определения поставщика по 44-ФЗ и их выбор

Способ В каких случаях применяется Особенности
Конкурс

(в электронной и бумажной форме)

Если победителя нужно выбрать по нескольким критериям Приоритетный способ закупки. Может быть открытый, закрытый, с ограниченным участием, двухэтапный
Электронный аукцион При выборе победителя важна только цена. Заказчик обязан проводить аукционы при закупках из перечня распоряжения Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р НМЦК снижается на шаг аукциона. Участники заявляют о своем намерении исполнить договор по более низкой цене
Запроскотировок (в электронной и бумажной форме) Если победителя выбирают по одному критерию — цене договора, а НМЦК не превышает 500 тыс. рублей Объем закупок путем запроса котировок не может быть больше 10% от общего и не должен превышать 100 млн рублей
Запроспредложений (в электронной и бумажной форме) В установленных в ст. 83 44-ФЗ случаях (при закупках спортинвентаря, лекарственных препаратов, а также если повторно проведенный конкурс признали несостоявшимся) Победителем признается участник, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует требованиям заказчика
Закупка уединственногопоставщика (в бумажной форме) По основаниям из статьи 93 закона 44-ФЗ Способы:
  • направить предложение заключить договор одному участнику;
  • принять предложение об условиях договора только от одного участника

Условий много, а ошибаться нельзя. В противном случае должностное лицо заказчика может быть оштрафовано по статье 7.29 КоАП на 30 000 рублей. Если же нужно было провести конкурс или аукцион, а был выбран иной способ закупки, то штраф составит 50 000 рублей.

Каковы причины, которые важно указывать в отчете-обосновании при закупках у единственного поставщика?

В предыдущих разделах вскользь упоминалась необходимость обоснования причин неиспользования конкурентных способов закупки, так как это важный момент, который имеет законодательное объяснение – в статье 8 Федерального Закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 №44.

Согласно статье 12 ФЗ 44 важно доказать, почему выбранный способ осуществления закупок является наиболее результативным и эффективным. Что же указывается в отчёте обосновании, каковы причины?

Что же указывается в отчёте обосновании, каковы причины?

Во-первых, важно оговорить срочность закупки, то есть важно объяснить нецелесообразность проведения торгов из-за ограниченности во времени.
Во-вторых, нерентабельность, то есть данная причина приводится, когда поставщики не заинтересованы в снижении стоимости продукта, услуги. Такое может быть, когда закупки производятся в небольших регионах, когда там имеется только один поставщик, а перевозки из других регионов невыгодны, что ведёт к нерентабельности закупок из других регионов.
В-третьих, отсутствие заинтересованности у других поставщиков, то есть данная незаинтересованность имеет документальное подтверждение, либо отказы от поставщиков на запросы заказчика.
В-четвёртых, отсутствие конкуренции, например, если поставщик-монополист или он обладает авторскими правами в регионе заказчика, а привлечение поставщиков-конкурентов из других регионов невозможно для учреждения-заказчика из-за небольшого объёма закупки или небольших сроков для закупки.
В-пятых

Выбирается поставщик, который значительно снижает цены на свой товар на ограниченный период времени.

Случаи составления отчётов при закупках у единственного поставщика

Причина, по которой заказчиком принимается решение закупить тот или иной товар либо услугу у поставщика в единственном лице, должна быть объяснена, также, как и причины нецелесообразности использования конкурентных способов закупки. Причём подобное обоснование должно происходить документально в специальным образом оформленном отчёте

Однако важно отметить, что составление такого отчёта не всегда обязательно

Ниже приведены случаи, когда данный отчёт с поставщиком в единственном лице необходим.

  1. Во-первых, осуществление услуг по ремонту и содержанию одного или нескольких нежилых помещений, которые находятся в оперативном управлении у учреждения-заказчика.
  2. Во-вторых, осуществление закупки товаров, которая вызвана чрезвычайными происшествиями.
  3. В-третьих, осуществление поставки культурных ценностей для пополнения фондов.
  4. В-четвёртых, при осуществлении закупки литературных произведений и предметов искусства у лица, которому принадлежит исключительное право на них.

Случаи, для которых не предусмотрено обязательное составление отчёта с обоснованиями, перечислены в 3 части статьи 93 Федерального Закона от 13.04.2013 г. №44.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации