Андрей Смирнов
Время чтения: ~10 мин.
Просмотров: 0

Общественный контроль предлагают усилить: что нам доверят проверять?

Ведомственный контроль

Необходимость проведения ведомственного контроля указана ст. 100 44-ФЗ. Его осуществляют сразу несколько инстанций, включая Росатом, Роскосмос и Федеральное казначейство, а также государственные или муниципальные органы.

Согласно последнему Постановлению Правительства №315 от 2017 года, контроль со стороны Федерального казначейства приостановлен до начала 2019 года. Эти полномочия переходят временно к ФАС.

В органах ведомственного контроля проверяются действия участников госзакупок по следующим параметрам:

  1. Соблюдаются ли ограничения и запреты.
  2. Насколько корректно определена и обоснована начальная максимальная цена контракта.
  3. Соблюдены ли требования о нормировании закупок и к обоснованию приобретения товаров и услуг.
  4. Принимают ли участие в закупках субъекты малого предпринимательства.
  5. Соблюдаются ли процессуальные требования к определению поставщиков.

Также в ходе ведомственного контроля поставщиками анализируются сведения о размере финансового обеспечения, информация об идентификационных кодах закупок, отчетность по результатам закупок.

По следам советских народных контролёров

Говоря о контроле, СПЧ предлагает создать специальные группы, практически по аналогии с теми, которые были в советские годы еще 34 года назад. Они смогут помогать следить за выполнением законодательства, защищать права свободы человека и гражданина, учитывать общественные интересы, права, а также законные интересы объединений граждан в деятельности органов госвласти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций , иных органов и организаций, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями.

При этом так называемые народные контролёры будут создаваться по инициативе самих заинтересованных людей либо объединений с использованием специального интернет ресурса — сайта, аналогичного порталу Госуслуг. 

Проверять контролёры смогут чиновников различного уровня, государственные и муниципальные организации и иные органы, у которых есть государственные и публичные полномочия. Но только по тематике, которая имеет общественную значимость и (или) представляет угрозу общественным интересам.

Для того чтобы общественный контроль не превратился  в самоуправство, будет создана федеральная государственная информационная система (так называемая система «электронной демократии»). Выглядеть система будет как портал, куда будут собирать, обрабатывать, накапливать, хранить, искать и передавать информацию о деятельности контролёров и лиц, деятельность которых по осуществлению возложенных на них государственных или иных публичных полномочий является объектом общественного контроля. Любой активный пользователь Сети сможет присылать на этот портал свои обращения, там они будут обработаны и размещены. Там же будут публиковаться ответы на обращения и другая информация о работе с обращениями граждан и их объединений.

За разработку подобного сайта будет ответственно правительство. Вмешиваться в работу ресурса чиновникам или другим структурам, связанным с государственной и публичной деятельностью, будет категорически запрещено.

На портале будут размещены персональные данные проверяющих, внесённые на добровольных началах, информация о ходе и о результатах осуществления общественного контроля, также данные о деятельности органов госвласти, которая как раз-таки и является объектом общественного контроля. При этом пользоваться электронной системой демократии смогут все желающие, все персональные данные пользователей будут защищены законом. 

В поправках отмечается: любому желающему для того, чтобы зарегистрироваться, просто придётся указать адрес электронной почты, фамилию, имя, отчество, серию и номер паспорта. Тому, кто правильно пройдёт процедуру регистрации, будет присвоен идентификационный номер и будет дана возможность пользоваться личным кабинетом, а также создать личную интернет-страничку. Общественные инспекторы на своих страничках обязательно должны опубликовать сведения об имеющихся профессиональном опыте, знаниях и квалификации.

Кстати, само распространение информации об общественном контроле будет осуществляться на основе открытой лицензии в порядке, установленном российским гражданским законодательством.

В случае если поправки будут приняты, общественники смогут решить такие проблемы как, к примеру, согласование проектов масштабной застройки территории Новой Москвы и Московской области в долине Москвы-реки, которые у правозащитников вызывают большие опасения. Поскольку проводимая градостроительная политика, по их мнению, может подорвать основы экологической безопасности столичного региона, ставит под угрозу его жизнеобеспечение и, как следствие, может представлять угрозу для национальной безопасности. 

Эксперты вместе с тем отмечают что существует немалая опасность злоупотреблений при реализации предлагаемого института общественного контроля. Не исключены ситуации, при которых те или иные группы интересов, включая недобросовестный бизнес, могут использовать создаваемый портал в целях давления на конкурентов и инициирования информационных «вбросов» с целью подорвать репутацию.

В случае одобрения инициативы необходимо обеспечить прозрачность при рассмотрении жалоб, а также предусмотреть ответственность за ложные и необоснованные жалобы

Вместе с тем институт общественных контролёров важен в качестве меры по легитимизации позитивных общественных импульсов и обеспечения обратной связи между государством и обществом, а также бизнесом, что особенно важно на местном уровне, где и происходит большая часть злоупотреблений и нарушений законодательства

Разновидности контроля

С точки зрения субъектов контроля различают такие виды как: ведомственный (по ст. 100 44-ФЗ), общественный (по ст. 102 44-ФЗ) и осуществляемый заказчиком (по ст. 101 44-ФЗ). Каждый из этих видов контроля имеет собственные цели и задачи.

Ведомственный контроль предполагает контроль за государственными органами и корпорациями (например, «Росатом» или «Роскосмос») в целях проверки деятельности подведомственных заказчиков.

Такой вид контроля, как мониторинг со стороны заказчика, осуществляется непосредственным инициатором закупки или организатором торгов. Он предполагает проверку и контроль поставщика, субподрядчика и соисполнителя в процессе выполнения ими государственного контракта. Заказчик вправе выполнять контрольные функции и на региональных или муниципальных уровнях проведения торгов.

Общественный контроль осуществляют общественные объединения или организации в статусе юрлица, граждане без какого-либо статуса. Они обладают весьма обширными полномочиями, включающими в свой состав: подачу запросов организаторам торгов о проведении тендера; подача жалоб о применении определенных мер воздействия к нарушителям закона; подача заявлений в суд.

Рассмотрим указанные виды контроля более подробно.

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕСМЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ «ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ»По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС7820056476

О компании:
МОО «ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ» ИНН 7820056476, ОГРН 1177800001257 зарегистрировано 22.03.2017 в регионе Санкт-Петербург по адресу: 196608, г Санкт-Петербург, город Пушкин, шоссе Подбельского, дом 7 КОРПУС 7. Статус: Действующее. Размер Уставного Капитала — руб.

Руководителем организации является: Председатель Правления — Гурьнев Алексей Сергеевич, ИНН . У организации 6 Учредителей. Основным направлением деятельности является «деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки».

Рейтинг организации: Низкий  подробнее
Должная осмотрительность (отчет) ?

Статус: ?
Действующее

Дата регистрации: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

?
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

22.03.2017

ОГРН 
?
 
1177800001257   
присвоен: 22.03.2017
ИНН 
?
 
7820056476
КПП 
?
 
782001001
ОКПО 
?
 
11930015
ОКТМО 
?
 
40397000000

Реквизиты для договора 
?
 …Скачать

Проверить блокировку cчетов 
?

Контактная информация +7(9… Посмотреть
?

Отзывы об организации 
?: 0   Написать отзыв

Юридический адрес: ?
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
196608, г Санкт-Петербург, город Пушкин, шоссе Подбельского, дом 7 КОРПУС 7
получен 22.03.2017
зарегистрировано по данному адресу:
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
Руководитель Юридического Лица
 ?По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
Председатель Правления
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Гурьнев Алексей Сергеевич

ИНН ?

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

действует с По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
22.03.2017

Учредители ? ()

Алентьев Андрей Алексеевич
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

22.03.2017 , ИНН

Гурьнев Алексей Сергеевич
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

22.03.2017 , ИНН

Михоничева Инга Петровна
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

22.03.2017 , ИНН

Свердлов Юрий Владимирович
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

22.03.2017 , ИНН

Шилков Сергей Анатольевич
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

22.03.2017 , ИНН

Основной вид деятельности: ?По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
94.99 деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки

Дополнительные виды деятельности:

Единый Реестр Проверок (Ген. Прокуратуры РФ) ?

Реестр недобросовестных поставщиков: ?
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

не числится.

Налоговый орган ?
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
Межрайонная Инспекция Федеральной Налоговой Службы №2 По Санкт-Петербургу
Дата постановки на учет: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
22.03.2017

Регистрация во внебюджетных фондах

Фонд Рег. номер Дата регистрации
ПФР 
?
 
088016024117
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
24.03.2017
ФСС 
?
 
781207737578301
По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС
31.03.2019

Коды статистики

ОКАТО 
?
 
40294000000
ОКОГУ 
?
 
4220002
ОКОПФ 
?
 
20200
ОКФС 
?
 
53

Финансовая отчетность МОО «ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ» ?

В качестве Поставщика:

,

на сумму

В качестве Заказчика:

,

на сумму

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Судебные дела МОО «ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ» ?

найдено по ИНН: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Ответчик: По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

, на сумму: 500,00 руб.

найдено по наименованию (возможны совпадения): По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Исполнительные производства МОО «ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ»
?

найдено по наименованию и адресу (возможны совпадения): По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

По данным портала ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС

Лента изменений МОО «ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ»
?

Не является участником проекта ЗАЧЕСТНЫЙБИЗНЕС ?

Контроль со стороны Антимонопольной службы

ФАС является федеральным органом исполнительной власти, на который с 2013 года возложена контрольная функция в системе закупок. Служба контролирует соблюдение требований закона в обычных процедурах, а также в торгах по гособоронзаказу. Информация о проверках ФАС публикуется в ЕИС.

В ходе контрольных мероприятий представители Антимонопольной службы могут:

  • составлять протоколы;
  • рассматривать дела;
  • выдавать предписания;
  • обращаться в правоохранительные органы и суд.

При этом в отношении определенных решений специалистов заказчика плановая либо внеплановая проверка проводиться не может. К ним относятся:

  1. Характеристики товары — качественные, экологические, функциональные.
  2. Квалификация участников и их работников.
  3. Наличие у участника ресурсов, необходимых для исполнения контракта.
  4. Репутация.
  5. Опыт работы.

Также Антимонопольная служба контролирует работу ЭТП. Периодичность проведения проверок планового характера — один раз в полгода, внеплановых — по необходимости.

На страже общественных интересов

Первое, что, по сути, хотят изменить правозащитники, — ввести в закон новое понятие «общественные интересы», а также дать ему полноценное определение и уточнить правовое содержание. Для этого в закон предлагается добавить новые статьи. Согласно изменениям, общественный контроль будет определяться как деятельность, соответствующая общественным интересам, нацеленная на признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина, иных охраняемых Конституцией благ и ценностей. При этом общественный контроль вне политики, за исключением тех случаев, когда он осуществляется партиями или теми объединениями, которые преследуют политические цели.

Государственные органы и коммерческие организации будут обязывать учитывать результаты проверок «народных инспекторов». Государству же придётся оказывать содействие общественному контролю, в том числе и путём предоставления субсидий и грантов.

Кстати, на субсидии и гранты смогут претендовать как правозащитник, так и простые россияне: в законе расширили перечень структур, которые могут заниматься общественным контролем. Среди них: граждане России в индивидуальном порядке, объединения граждан, консультативные органы при Президенте РФ (речь идет о президентских советах. — Прим. ред.), экспертно-консультативные органы при правительстве, палатах Федерального Собрания, органах судебной власти и прокуратуры. Кроме того, контроль вверят общественным наблюдательным комиссиям и общественным инспекциям, группам общественного контроля и иным структурам общественного контроля.

Функции и полномочия контролирующих инстанций

Постановление Правительства №1489 от 2014 года содержит указание на функционал, которым наделена Федеральная антимонопольная служба. Она должна заниматься:

  1. Контролем и надзором за состоянием конкуренции на рынке, сферой закупок.
  2. Проведением согласования по закрытым процедурам.
  3. Разработкой необходимых нормативно-правовых актов.
  4. Общественным и финансовым контролем.

Для выполнения своих функций законодатель снабдил ФАС следующими полномочиями:

  1. Правом сбора сведений о контролируемых инстанциях: заказчике, уполномоченных инстанциях (управляющих), закупочных органах, специализированных организациях, операторах торгов.
  2. Проведением плановых и внеплановых проверок. Плановые проверки могут проводиться не чаще раза в 6 месяцев. Внеплановая проверка проводится не чаще 1 раза за всю закупку и назначается на основании поступившей жалобы на действия или бездействие заказчика; информации о нарушении закупочного законодательства и прочим основаниям.

В случае поступления жалобы на заказчика ФАС может приостановить заключение госконтракта (по ч. 7 ст. 106).

В случае обнаружения нарушений уполномоченный за осуществление контрольных функций орган (согласно ч. 7 ст. 106) вправе предпринять следующие меры:

  1. Составить протокол об административном правонарушении.
  2. Выдать предписание об устранении правонарушения.
  3. Отменить процедуру закупки, если заказчик проигнорировал замечание.

ФАС также вправе обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением о признании закупки недействительной.

Полномочия прочих контролирующих инстанций содержатся в их внутреннем регламенте. В частности, они осуществляют надзор за корректным определением идентификационных кодов в рамках госзакупок, составление плана-графика и корректного оформления извещения и пр.

Таким образом, в России действует разноплановая и многоуровневая система контроля за проводимыми торгами. Ключевым контрольным органом является Федеральная антимонопольная служба, которая обладает развитой сетью территориальных подразделений по всей стране. Помимо этого, участники государственных закупок могут подвергаться общественному контролю со стороны граждан и общественных объединений. При выявлении нарушений контролирующие инстанции могут приостановить закупку, привлечь должностных лиц к административной ответственности в виде штрафов и пр.

Контроль общественности

Контроль может осуществляться и со стороны общественности. Причем это не только какие-то конкретные общественные организации, но и обычные физические лица. Подразумевается проведение обязательной процедуры общественного обсуждения закупок, начальная цена которых более 1 млрд рублей.

В ходе осуществления своих контрольных функций общественность может:

  • дать независимую оценку итогам закупки;
  • запрашивать у заказчика сведения (но не документы) о том, как исполняется контракт;
  • если выявлены нарушения — обращаться в контролирующие организации или суд.

Кроме того, у представителей общественности есть право подготовить и передать в госорганы свои предложения по изменению законодательства с целью его улучшения.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации