Андрей Смирнов
Время чтения: ~23 мин.
Просмотров: 0

Все о путевых листах: образцы и правила заполнения

Правила заполнения в 2020 году

  • формируется бумага в одном экземпляре;
  • визированием бумаги занимается руководитель организации или иное ответственное лицо (к примеру, бухгалтер, диспетчер);
  • скрепляется круглой печатью — при наличии;
  • подготовленный документ передается водителю;
  • после возвращения сотрудник отдает бумагу ответственному работнику под подпись.

Нельзя выдавать новую путевку водителю, пока он не представит отчет по ранее выданному документу.

Документы для водителя

Сотрудник организации во время осуществления рейса обязан иметь при себе пакет документации. К обязательным бумагам относятся:

  • удостоверение водителя с соответствующей категорией;
  • справки на транспортное средство;
  • сопроводительная документация;
  • спецразрешение на перевозку конкретных грузов (к примеру, взрывоопасные);
  • путевка.

Ответственное лицо по заполнению бланка

  • директор;
  • руководитель подразделения;
  • бухгалтер;
  • диспетчер;
  • другой работник, уполномоченный должностной инструкцией.

В задачи водителя входит лишь установление подписи в правильно оформленном документе. Визирование осуществляется в графе приема-сдачи автомобиля по возвращению с рейса или в конце смены. Дополнительно необходимо сделать отметки о маршруте и расходе ГСМ.

К сведению: документ строгой отчетности выдается под расписку.

В ряде ситуаций, путевка оформляется не на один рейс, на длительное время — к примеру, для междугородних маршрутов.

Изменился срок выдачи

Согласно последним поправкам в законодательстве РФ, выдавать одну путевку на множество маршрутов в различные рабочие дни не допускается. Новые правила гласят, что путевой бланк требуется выписывать накануне:

  • каждого выезда – если рейс продолжительнее рабочего дня;
  • начала первого выезда – если объем задания меньше дня и шофер получает одно или множество заданий.

Форма отображения в путевке времени действия бланка зависит от длительности маршрута. Если его длительность не более рабочей смены, время действия путевки отображается одной датой. Если же длительность маршрута более одной смены, в графе «срок действия» отображается дата начала маршрута и дата его завершения.

Для чего нужны путевки на легковой транспорт

Для многих организаций ГСМ — значимая статья расходов. И использование путевых листов — это один из способов определения, сколько же использовано ГСМ. Путевой лист позволяет подтвердить необходимость расходов, зафиксировать расстояние, пройденное автотранспортом, определить показатели для расчета объема использования ГСМ. После того как будет определен фактический или нормативный объем использования, можно рассчитать сумму списания. Для этого умножают стоимость единицы на объем. Однако для того чтобы списать ГСМ, недостаточно путевого листа, необходим приказ руководителя предприятия, в котором утверждено такое списание. Путевые листы используют для списания ГСМ в том случае, если нет электронной системы контроля. Или она недостаточна. Например, возможен контроль за расходом топлива, а маршрут транспортного средства не отслеживается.

Для учета расходов на ГСМ необходимы документы, подтверждающие приобретение, расход и характер поездок. Если ГСМ приобретается по топливным картам, то это отражается по накладной поставщика, карты учитываются на забалансовом счете. Если ГСМ оплачивается наличными, то оприходование происходит по чекам, выданным АЗС, и авансовым отчетам водителей. Если автомобиль подключен к электронной системе, контролирующей маршрут и расход топлива, то, согласно Письму Минфина от 16.06.2011 № 03-30-06/1/354, для списания ГСМ достаточно отчетов этой системы.

Новая форма путевого листа с 2020 г.

Путевой лист транспортного средства необходим при выезде любого транспортного средства по рабочим целям, независимо от того, собственный это автомобиль организации или арендованный. Жесткие требования к заполнению этого первичного документа установлены только для автотранспортных компаний, однако и для всех остальных он является документом строгой отчетности, поэтому должен содержать обязательные реквизиты.

В 2018 году таких сведений стало больше — чиновники добавили обязанность указывать в путевом листе сведения о прохождении водителем предрейсового контроля технического состояния автомобиля. Кроме того, отменили обязательную круглую печать на оформленном бланке.

  • стало больше обязательных реквизитов. Теперь предприниматели должны вписывать показания одометра при выезде ТС с парковки (места стоянки);
  • диспетчерам надо также фиксировать дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда ТС с парковки и заезда на нее;
  • изменился максимальный срок, на который можно оформлять путевой лист 2020. Еще в начале года однажды оформленный документ мог действовать в течение одного месяца. Сейчас так делать нельзя: бумагу оформляют на один рабочий день или одну рабочую смену. Если за это время водитель совершает несколько рейсов, правилами допускается оформление одного путевого листа до начала первого рейса. Закрыть его можно будет по возвращении водителя на парковку;
  • в ситуациях, когда одним транспортным средством управляют несколько водителей, у каждого из них должен быть свой путевой лист. Но при выезде отметку о контроле технического состояния нужно проставлять только в документе водителя, который первым выехал с места стоянки;
  • с весны технический контроль транспортного средства может быть предсменным либо предрейсовым (зависит от конкретной ситуации);
  • штамп медицинского работника в путевом листе стал необязательным. Это не значит, что отменили необходимость проходить медицинский осмотр, но медицинскому работнику теперь не обязательно подтверждать его штампом. Он просто может написать, что водитель прошел осмотр, указать дату и время осмотра, расписаться. Если в организации штамп имеется, выбрасывать его не следует, им можно продолжать пользоваться. Но если оттиска в путевом листе не будет, наказать уже не смогут.

Итак, с учетом поправок новые путевые листы 2020 года обязательно должны содержать следующие сведения:

  • название и номер самого документа;
  • информацию о владельце автомобиля;
  • период действия (срок (один или несколько дней), в течение которого путевой лист может быть использован, в формате «число, месяц, год»);
  • данные о водителе ТС, а именно: Ф.И.О, дату и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра;
  • информацию о самом ТС: тип и модель, в том числе прицепа, если он имеется;
  • регистрационный номер;
  • показания одометра;
  • дату и время выезда и заезда на парковку;
  • данные о прохождении технического осмотра перед рейсом (сменой).

Если организации не подходит унифицированный бланк, она может разработать свой вариант, в котором должны быть учтены все обязательные реквизиты и необходимые показатели. Применение нового бланка обязательно должно быть указано в учетной политике организации, как это определено в пункте 4 ПБУ 1/2008. Не стоит забывать, что к первичным документам строгой отчетности применяются также правила, регламентированные статьей 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ о бухгалтерском учете.

Документ должен быть заверен подписью диспетчера, который его оформил, и руководителем организации. Печать нужно ставить только тем организациям, которые ее используют по своему уставу. Форма оформляется в одном экземпляре и выдается на руки водителю. После этого документ должен быть возвращен уполномоченному лицу под подпись, в этом случае он считается закрытым и поступает в бухгалтерию. С этого момента нужно выяснить, для чего вообще нужны путевые листы.

Особенности оформления маршрутного листа

Существующее законодательство не предусматривает унифицированную форму данного бланка. Поэтому на каждом предприятии его разрабатывают самостоятельно с учетом производственной специфики. Тем не менее, существуют рекомендации по заполнению бланка, выработанные на практике.

На бланке обязательно должны быть указаны:

  • название документа;
  • его номер;
  • наименование организации;
  • должность работника (водитель, курьер, другие должности);
  • сведения о транспортном средстве;
  • дата заполнения.

Далее информация может быть представлена в виде таблицы, в которой выделены отдельные графы для указания начальной и конечной точек движения. Отдельный столбец посвящается цели поездки. На некоторых предприятиях в документ вносятся данные о полученной оплате и ее отсрочке. В частности, указывается размер полученной суммы, а также способ оплаты. Иногда в таблице предусматривается столбец для указания срока отсрочки.

Для удобства планирования в бланке можно создать отдельную графу, в которой будет указываться частота посещения торговой точки. Этот показатель, в зависимости от производственных потребностей, можно подразделить на несколько категорий. Например, если товар поставляется по нескольким адресам, но с разной периодичностью, можно создать категории А, B и С, где «А» будет означать доставку раз в день, «B» — раз в три дня, «С» — раз в семь дней. Категории и их расшифровка могут варьироваться в зависимости от потребностей предприятия.

Стоит помнить, что документ в обязательном порядке должен быть заверен подписью водителя, уполномоченного лица и работника бухгалтерии.

Нередко работодатель требует отметки получателя груза о том, что передача состоялась.

Ошибки, приводящие к доначислению налога на прибыль (НДФЛ у ИП)

Целью составления путевого листа является подтверждение обоснованности расхода ГСМ.

Налоговики зачастую доначисляют налог на прибыль по причине отсутствия в путевом листе информации о конкретном месте следования, поскольку без данных сведений невозможно подтвердить осуществленные организацией расходы на приобретение ГСМ (Постановления АС Поволжского округа от 02.12.2016 г. №А55-166446/2015 и от 15.06.2016 г. №Ф06-9555/2016, Московского округа от 08.04.2015 г. №Ф05-3450/2015, Решение АС Нижегородской области от 05.08.2016 г. №А43-10294/2016). Данный подход согласуется с правовой позицией ВАС РФ, изложенной в определении от 30.08.2013 г. №ВАС-11880/13.

Отсутствие в путевых листах сведений о времени возвращения в гараж (стоянку) также может послужить отказом в признании расходов в налоговом учете. Кроме того, необходимо соотносить информацию, приведенную в путевом листе с другими документами. 

Например

Согласно путевым листам в графе «горючее» указана марка бензина Аи-95, вместе с тем, часть представленных кассовых чеков подтверждают покупку бензина марки АИ-92. Из некоторых чеков ГСМ следует, что разово приобреталось топливо в количестве, превышающем 70 литров, 80 литров, при этом сведений об объеме горючего, который способны вместить баки указанных автомобилей, компанией в ходе налоговой проверки не представлены (Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 23.06.2016 г. №А74-7498/2014).

В другом же деле, налоговики сопоставили время работы экскаваторов, погрузчика и бульдозеров с актами выполненных работ. Согласно путевым листам работы выполнялись в апреле, мае, июне и июле 2013 года, в то время как объемы работ были приняты налогоплательщиком в апреле, августе и октябре 2013 года. Налоговики исключили данные расходы из налоговой базы, поскольку представленные путевые листы невозможно соотнести с актами на выполнение работ-услуг, путевые листы составлены с нарушением установленных законом требований и не подтверждают факт работы части техники (Решение АС Забайкальского края от 06.09.2016 г. №А78-1080/2016).

А отсутствие в путевых листах показаний спидометра, нарушение нумерация, а также несоответствие с другими документами (путевые листы имеют дату составления начиная с 12.07.2013 г. по 01.11.2013 г., а представленные кассовые чеки датированы начиная с 11.09.2013 г. и заканчивая 16.12.2013 г., дата отпуска дизтоплива АЗС не соответствует дате путевых листов) также приводит к исключению расходов на ГСМ из состава профессиональных вычетов ИП (Решение АС Ставропольского края от 26.10.2016 г. №А63-4584/2016).

Кроме того, пороки заполнения путевого листа наряду с другими обстоятельствами, нередко служат доказательством получения необоснованной налоговой выгоды.

Например

Путевые листы не содержат полных сведений об осуществленной перевозке груза, а именно: не указано места погрузки и разгрузки груза, время погрузки (разгрузки), вид упаковки груза и иные сведения, в путевых листах не заполнены надлежащим образом разделы «Задание водителю», «Последовательность выполнения задания»«, «Результаты работы автомобиля и прицепов», а также содержат недостоверные сведения. В путевых листах указано, что груз перевозил водитель Шотохин В.В. Однако водитель Шотохин В.В. в период составления путевых листов не являлся сотрудником компании (Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28.07.2016 г. №А33-10497/2015).

Таким образом, если на основании путевых листов невозможно определить цели фактического использования автомобилей и соотнести их с иными документами, подтверждающими реальность несения расходов на автомобили при их использовании в производственной деятельности, то суды подтверждают право налоговиков на исключение расходов на ГСМ из «прибыльной» базы (Постановление АС Северо-Кавказского округа от 07.10.2016 г. №А63-11450/2015).

Кому и зачем нужно документальное оформление данных о транспортных услугах

До начала выполнения рейса по запланированному маршруту путевой лист должны выдавать водителю:

  • предприятия, организации, выступающие в роли юридического лица, независимо от организационно-правовой формы собственности;
  • физлица, зарегистрировавшие предпринимательскую деятельность, использующие труд наемных рабочих.

Оформляется так называемая «путевка» в одном экземпляре диспетчером или назначенным письменным распоряжением руководителя сотрудником.

Говоря о том, для чего нужен путевой лист, отметим, что документ позволяет контролировать:

  • действия водителя для учета рабочего времени при начислении заработной платы;
  • интенсивность использования служебного или спецтранспорта по назначению;
  • обоснованность расходов на амортизационные расходы, техобслуживание, приобретение горюче-смазочных материалов (ГСМ).

Документально зафиксированные данные по показаниям одометра километража пробега служат подтверждением затрат на обслуживание автотранспорта, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг, что необходимо для:

  • бухгалтерской отчетности;
  • исчисления налога на прибыль.

При перевозках грузов, пассажиров и багажа по городу или в пригородные районы, другие населенные пункты и регионы, путевой лист, наряду с водительским удостоверением и техпаспортом на транспортное средство подтверждает:

  • обоснованность использования служебного, специального транспорта, принадлежащего предприятию или предпринимателю;
  • законность перевозки груза, пассажиров или багажа;
  • проверку исправности транспорта перед выездом;
  • право водителя на управление транспортным средством, соответствие его состояния здоровья контролировать ситуацию на дороге.

Особенности выдачи документов на различные транспортные услуги

Согласно требованиям ст

6 ФЗ № 259-ФЗ, перевозки грузов и пассажиров разрешается осуществлять, оформив путевой лист на соответствующее транспортное средство, принимая во внимание вид и область применения транспорта

Используют несколько форм бланков, например:

  • путевой лист для легкового автомобиля (аналог ранее унифицированной формы 3);
  • путевой лист для грузового автомобиля можно разработать на основе типовой межотраслевой формы 4-С или 4-П ;
  • учитывая особенности оказания услуг перевозок пассажиров при выполнении заказов на такси или междугородным автобусным сообщением.

Следует помнить, что грузоперевозки в рамках производственной деятельности, оказания транспортных услуг допустимы только с выдачей путевого листа вместе с накладной на перевозимый груз.

Формы используемых путевых листов для грузовых автомобилей могут иметь отличительные особенности помимо обязательных реквизитов:

  • при сдельной оплате труда водителей, рассчитываемой по средним тарифам для отметок о времени прибытия к пункту назначения груза и убытия после разгрузки;
  • предусматривающие заполнение данных заказчиком, позволяющие вести учет времени при расчете зарплаты за отработанный период.

Главным условием признания документа, отвечающим установленным нормам, является:

  • внесение обязательных реквизитов;
  • соблюдение порядка выдачи путевого листа.

Обратим внимание, на некоторые детали. Заполненный путевой лист, заверенный подписью ответственного лица или диспетчера, выдают водителю:

Заполненный путевой лист, заверенный подписью ответственного лица или диспетчера, выдают водителю:

  • на 1 день до выезда автобуса, трамвая, троллейбуса на линию, когда в течение рабочей смены предполагается несколько рейсовых поездок;
  • до выезда к пункту назначения, уточнив срок действия документа, если транспортное средство в конце рабочей смены не возвращается на парковку (длительность поездки на законодательном уровне не ограничена).

Для сведения!

Если в поездках на дальние рейсы экипаж состоит из нескольких водителей, управляющих транспортом посменно, можно оформлять путевки раздельно на каждого из них.

Поскольку на основании путевых листов начисляется заработок, обосновываются транспортные расходы, к составлению документа следует отнестись ответственно, не забывая вносить обязательные реквизиты.

Допускается вносить корректировки в уже заполненные документы для уточнения внесенных сведений, соблюдая основные правила делопроизводства.

Срок хранения документов – 5 лет.

Что нужно знать об оформлении путевого листа

Практика показывает, что все организации и учреждения – собственники (владельцы) ТС уделяют внимание заполнению данного документа. Унифицированная форма статведомства достаточно объемна и громоздка, поэтому Минтранс Приказом № 152 и утвердил минимальный перечень сведений для самостоятельно разрабатываемых учреждениями путевых листов, которые могут быть проще унифицированного бланка

Но последний документ привычнее и к тому же рекомендован государственным (муниципальным) учреждениям методологическими инструкциями по учету.

При проверке путевых листов могут быть выявлены следующие недочеты в оформлении (см. Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.05.2014 № А35-10736/2013):

  • не указаны дата (число, месяц, год) и время выезда транспортного средства с места постоянной стоянки, дата и время его заезда на эту стоянку;
  • отсутствуют дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения послерейсового медицинского осмотра водителя;
  • показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку не заверены штампом или подписями с отражением инициалов и фамилий уполномоченных лиц.

Может быть выявлен факт отсутствия должного контроля наличия самих путевых листов у водителей.

Заполненные не должным образом путевые листы считаются предпосылками или своего рода сигналами для ревизоров, указывающими на наличие иных нарушений. Так, отсутствие документов, подтверждающих организацию и проведение послерейсовых медицинских осмотров водителей, дает право сделать вывод, что осмотры просто не проводятся, что объясняет, в свою очередь, отсутствие соответствующих отметок в путевом листе. Причем штрафуют в подобных случаях не за халатность при оформлении путевых листов, а за нарушения использования транспортных средств как источников повышенной опасности. Это может привести к неблагоприятным последствиям для субъекта, эксплуатирующего автомобиль, в том числе для водителя, создать угрозу жизни и здоровью других людей. Отсутствие дорожно-транспортных происшествий не является обстоятельством, свидетельствующим о малозначительности правонарушения и о возможности уменьшения штрафа.

Расхождения во времени, указанном в путевом листе и табеле учета рабочего времени

При составлении путевых листов нередко компании допускают неточности, связанные со временем работы сотрудника.

Например, у менеджера компании (чей личный транспорт используется в служебных целях) режим работы с 8.30 до 17.30 ч. с понедельника по пятницу. В путевом листе установлено время — с 8.30 до 19.00 ч. При этом в табеле учета рабочего времени проставлен восьмичасовой рабочий день.

Возможны ли такие расхождения времени, приведенному в табеле учета рабочего времени и путевом листе?

В путевом листе должны быть проставлены дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку, что позволяет определить продолжительность фактически отработанного времени (пп.4 п.6 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утв. Приказом №152).

Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником (ст.91 ТК РФ). Сведения об использовании рабочего времени отражаются в табеле учета использования рабочего времени. Работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени — сверх нормального числа рабочих часов за учетный период, признается сверхурочной (Письмо Роструда от 02.12.2009 г. №3567-6-1). А такая работа компенсируется повышенной оплатой либо по желанию работника предоставлением дополнительного времени отдыха (ст.152 ТК РФ).

Таким образом, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) менеджера, работающего по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, не может превышать восемь часов. Привлечение же менеджера к выполнению сверхурочной работы должно производиться с соблюдением правил, предусмотренных ст.99 ТК РФ.

Напомним, что данной статьей предусматривается штраф:

  • на должностных лиц в размере от 1 тыс. до 5 тыс. рублей;

  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1 тыс. до 5 тыс. рублей;

  • на организацию — от 30 тыс. до 50 тыс. рублей.

Что проверить еще

Даже составив путевой лист, опираясь на вышеперечисленные изменения в реквизитах документа, не стоит исключать риска, что инспекторы могут найти серьезные недочеты и попросту признать его недействительным. Обезопасить себя можно, проверив другие ключевые реквизиты, которые, как правило, проверяются налоговиками очень тщательно.

К таким реквизитам относятся маршруты поездок. Для налоговой путевой лист является документом, подтверждающим, что машина используется именно в служебных целях. Поэтому, хотя сведения о пунктах назначения и не входят в перечень обязательных реквизитов, налоговики настаивают на том, что в путевом листе нужно фиксировать подробный маршрут поездки

Важно указывать конкретные пункты назначения и быть готовым пояснять цели поездки в случае необходимости.

Обязательно нужно обратить внимание и на даты в путевом листе, поскольку с текущими поправками путевой лист выписывается на каждую отдельную смену. Для организации надежнее будет фиксировать не только дату составления, но также и срок действия

Это особенно важно, когда речь идет о многодневных рейсах или круглосуточной работе сотрудника. Также не стоит забывать сверять эти даты с другими первичными документами

Например, с накладными и датами отгрузки в них. Если инспекторами будет выявлено несоответствие, то это может привести к более детальной проверке.

Также стоит принять во внимание данные о покупке и расходе топлива. По мнению налоговиков, эти данные являются прямым основанием для подтверждения расходов на ГСМ

Поэтому важно проверить, чтобы были указаны остатки на начало и конец смены, количество купленного и израсходованного в течение дня топлива. Еще более наглядным расчет сделает указание пробега автомобиля за день

А данные о движении топлива стоит подкреплять чеками АЗС.

С 2017 г. отметка о техосмотре тоже стала одним из обязательных реквизитов. Она проставляется перед началом каждого рейса. Ее должен вносить специально уполномоченный сотрудник либо сторонняя организации, имеющая соответствующую специализацию. Без данной отметки водитель не имеет права отправляться в рейс.

Поскольку путевой лист является первичным документом, без подписи он недействителен. Но кто именно должен визировать путевой лист? На текущий момент нет однозначного ответа на этот вопрос, однако судебная практика показывает, что наиболее безопасно заверять путевые листы подписями водителя и бухгалтера.

Является ли путевой лист первичным документом?

С одной стороны, можно сразу дать отрицательный ответ, ведь путевой лист исключен из Приказа Минфина РФ № 52н, которым установлены формы первичных учетных документов для государственных (муниципальных) учреждений.К тому же первичный документ предназначен для подтверждения хозяйственной операции, измеряемой в денежном выражении. Путевой лист – документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя, и он удостоверяет не хозяйственную операцию, а именно перевозку пассажиров (Постановление ФАС УО от 12.03.2014 № Ф09-1057/14). То есть у этих документов даже разное предназначение.

С другой стороны, есть аргументы и в защиту иной позиции. Обязательные реквизиты первичного учетного документа названы в п. 7 Инструкции № 157н. Один из них – величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения. Употребление союза «или» говорит о том, что первичный документ не обязательно должен содержать стоимостную оценку, может быть и только натуральный показатель, характеризующий операцию. В путевом листе отражаются информация о марке транспортного средства, государственный номерной знак, величина пробега, время и продолжительность работы (см. Приказ Минтранса РФ № 152). Хотя обязательные реквизиты первичного документа и путевого листа не совпадают (в последнем нет информации о государственных и муниципальных платежах), в п. 7 Инструкции № 157н сказано, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам. Бланки, утвержденные Постановлением Госкомстата РФ № 78, как раз являются такими унифицированными формами, а значит, они могут считаться «первичкой».

В итоге есть аргументы за и против признания путевого листа первичным учетным документом. При этом «транспортный» документ нужен не только водителю, который обязан соблюдать требования правовых актов в сфере дорожного движения, но и бухгалтеру. Ему данные заполненного путевого листа позволят установить, кем, когда и с какой целью использовался конкретный автомобиль, подтвердить количество километров, пройденных при осуществлении соответствующего вида деятельности, необходимое для определения расходов на ГСМ и иных расходов на ремонт и содержание транспорта (Постановление ФАС ПО от 11.03.2014 № А65-11354/2013).

Путевые листы: правила заполнения в 2020 году

Заполнением этой формы в автотранспортных организациях занимаются диспетчеры, а в остальных компаниях это может быть просто уполномоченный на выпуск автомобилей в рейс работник. Такие обязанности должны быть делегированы приказом руководителя организации, поскольку именно тот, кто заполняет документ, несет ответственность за допущенные в нем ошибки. Иногда оформлением бумаг занимаются сами водители. Однако, по общему правилу, водители должны заполнять только свою часть документа — записывать данные о пробеге автомобиля в соответствии с показателями приборов в машине.

Выписать путевку можно на один рейс, один рабочий день или смену. Кроме того, в унифицированном бланке предусмотрена возможность продлить срок действия этого документа, поскольку с машиной в рейсе могут происходить различные ситуации, а движение без путевого листа является нарушением.

Путевой лист, бланк которого является унифицированным, разделен на несколько разных форм, в зависимости от вида ТС. Эти формы отличаются содержанием и требованием к заполнению. Мы собрали их в таблицу, чтобы каждая организация могла сориентироваться и выбрать необходимую.

Унифицированный бланк путевого листа

Кто и как заполняет

Форма № 3 для легковых автомобилей

Форма № 4-с для грузовых автомобилей
со сдельной зарплатой водителям

Форма предназначена для автотранспортных компаний, осуществляющих грузоперевозки. В ней предусмотрены графы для отметок представителей заказчика груза. Она может быть выдана только после того, как водитель сдал в бухгалтерию предыдущий документ. Бланк содержит отрывной талон, на основании которого исчисляется зарплата.

В форме № 4-п обязательным является указание номеров товарно-транспортных накладных на перевозимый груз. Хранить такие путевые листы следует вместе с транспортными документами. Этот бланк предназначен для двух рейсов в течение одного рабочего дня.

Путевой лист содержит отрывные корешки, которые заполняет владелец ТС на каждый рейс. Они нужны для дальнейшего предъявления счета заказчику рейсов.

Форма № 4-п для грузового транспорта с повременной зарплатой водителям

Форма № 3-спец для специального транспорта (автокраны, цементовозы, мусоровозы, топливные цистерны, бетономешалки и т. п.)

Форма № 4 для легкового такси

В бланке есть поле для записей показаний таксометра. Такой лист водитель получает только на смену, после чего он должен сдать его диспетчеру.

Форма № 6 для автобусов

Бланк для осуществления рейсов автобусов на городских маршрутах. В нем есть графа о предрейсовом медицинском контроле состояния водителя.

Если организации подходят такие путевые листы, бланки скачать можно прямо по ссылкам в таблице из соответствующих Постановлений. На каждом учетном документе, чтобы он имел юридическую силу, обязательно должен стоять штамп организации-владельца или арендатора ТС. Кроме того, необходимо проставлять время отъезда из гаража и точное время возвращения авто на место

Нужно принимать во внимание и другие требования к их оформлению

В частности, как при выезде ТС из гаража, так и после его возвращения в гараж записи должны быть проверены на соответствие показателей приборов в автомобиле, таким, как датчик топлива, одометр и т. д. Техническое состояние ТС должен завизировать уполномоченный сотрудник, например механик организации. Данные о предрейсовом медицинском осмотре обязательно заполняет медработник с указанием даты. Запись должна сообщать о том, что водитель «прошел предрейсовый медицинский осмотр и допущен к исполнению трудовых обязанностей». При необходимости ставится также отметка о медосмотре после рейса.

Иногда для заполнения путевок используется специальная программа. Она позволяет скрывать ненужные области документа, точно определять, сколько времени заняла дорога, а также ставить точное число на каждый документ. Объявление об использовании программы необходимо сделать всем диспетчерам, чтобы все путевки были оформлены одинаково. Кроме того, это облегчит жизнь водителям, которые смогут учесть каждый рубль, потраченный на дорогу, и вывести точные остатки. Отсутствие такой программы нарушением не является, так как новые бланки не запрещается заполнять в ручном режиме.

Правила оформления путевых листов

Законодательство предъявляет требования по внесению информации в него. Документ признается недействительным, если не проставлены в нем:

  • Дата выдачи,
  • Печать организации,
  • Штамп предприятия.

Если хоть один из приведенных выше пунктов пропущен, то лист заполнен неверно.

Путевой лист автомобиля заполняется уполномоченным лицом и выдается водителю под расписку только тогда, когда он сдал имеющийся предыдущий лист.

Если работа связана с перевозкой материально-товарных ценностей, водителю вместе с путевым листом выдается соответствующая накладная (ТТН). Накладная прикладывается к листу, и оба документа хранятся вместе для необходимой их сверки в проведении проверок.

Бухгалтерия выдает один экземпляр накладной водителю. Сведения о массе груза и номер накладной заносятся в путевой лист. Помимо этого, в его бланке имеются 2 отрывных талона, в которые заказчик вносит сведения. Позже эти отрывные талоны передаются вместе со счетом клиенту как доказательство, что работа выполнена.

Отрывной талон применяется как приложение к путевому листу и необходим для отправки счета на оплату услуг транспорта.

Клиент в соответствующие графы вписывает дату выдачи и номер. Так же в талоне отражается название организации, на чьем транспорте осуществляется грузоперевозка, марки и госномера автомобилей и прицепов (если они имеются).

Иногда бухгалтеры упрощают ведение путевых листов (не вносят сведения о расходе топлива). Такая ситуация характерна для малых организаций.

В Постановлении Госкомстата России № 78 путевой лист должен заполнять диспетчером, начальник участка или заведующим гаражом. Либо организация уполномочивает бухгалтера утвержденным распоряжением руководства.

Новая форма путевого листа

В прошлом году информации в бланке было больше, но законодатель внес поправки в действующие нормы и теперь появился пункт о техническом состоянии авто. С другой стороны — не требуется установления круглого штампа при условии оформления на фирменном документе.

В случае, если у организации нет возможности использовать унифицированную форму, руководство вправе разработать собственный пример. В нем обязательно прописывают реквизиты и другие характеристики. Использование нового образца на предприятии должно прописываться в учетной политике в соответствии с п. номер 4 ПБУ 1/2008.

К сведению: путевка — документ строгой бухгалтерской отчетности и к нему применяются правила, установленные в ФЗ № 402 от 06.12.11 г. (статья № 9).

Как составить путевой лист на месяц

В соответствии с п. 10 приказа Минтранса № 152 российские фирмы могут составлять путевые листы на срок от 1 дня до 1 месяца.

Однако бланки, утвержденные постановлением № 78, изначально рассчитаны на однократное использование в течение 1 рабочей смены. Исключением можно назвать формы № 3 и № 6 — их Госкомстат допускает оформлять и на более длительный срок. Но их структура также не оптимальна для указания месячного срока действия соответствующего листа.

Госкомстат России утвердил перечень из 7 бланков путевых листов, адаптированных для легковых, грузовых машин, автобусов и т.д. Эти документы значительно различаются по способам компоновки данных, но всех их объединяет:

  • обязательное указание даты рабочей смены водителя — в верхней части формы;
  • обязательное указание времени выезда водителя на задание и возврата в гараж — в часах и минутах.

Для заполнения месячного листа, таким образом, можно:

  • указывать в бланке только месяц и год, не фиксируя дату;
  • отредактировать бланк Госкомстата, сделав новые ячейки — в них будут указываться конкретные дни, в которые водитель выходит на работу.

Еще раз обращаем ваше внимание: очень важно, чтобы в бланке обязательно фиксировались минуты выезда водителя из гаража и возврата в него: данное требование содержится в подп. 4 п. 5 приказа Минтранса РФ № 152

5 приказа Минтранса РФ № 152.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации