Андрей Смирнов
Время чтения: ~16 мин.
Просмотров: 0

Новый закон о вывозе мусора

Покрытие расходов проекта

Реформа мусора требует до 80 млрд рос.руб. Чуть меньше половины финансируется государством за счет субсидий. Комплексы планируется сооружать региональными операторами при государственной поддержке, иные затраты возмещаются за счет оплаты услуг гражданами.

Сегодня ничего не реализовано. Предпринимателей настораживает регулярное изменение законодательства, которыми то устанавливаются, то отменяются налоговые сборы. Государственный бюджет не в состоянии самостоятельно создать целостный комплекс по переработке. Субъекты Федерации оказались неподготовленными к реформе.

Большую долю расходов возмещают потребители. Это однозначно приведет к увеличению тарифов. Поэтому многие выступают против реформы мусора.

Цели и задачи «мусорной реформы»

Проведение «мусорной реформы» в России назрело давно. Целью введения новых изменений, предусмотренных Законом №503 стало улучшение экологической обстановки и уменьшение количества свалок мусора. Задачей реформы становится обеспечение своевременного вывоза отходов, их безопасной утилизации и переработки

Для этого важно повысить эффективность соответствующих организаций на местах

Решение задач планируется обеспечить следующими путями:

  1. Передача организационных полномочий в регионы. Муниципалитетам разрешено самим разрабатывать схему обращения с отходами. Задачей же федерального уровня становится обеспечение необходимого финансирования.
  2. Привлечение единого регионального оператора или ограничение их количества. В регионе остаются только организации, способные работать эффективно. Ограничивается срок их полномочий, а выбор проводится на конкурсной основе.
  3. Изменение схем избавления от мусора. Предусматривается четкая организация работ одним оператором – от сбора отходов до полной их переработки или безопасной утилизации.
  4. Изменение оплаты вывоза мусора, что призвано оптимизировать получение и расход получаемых платежей.
  5. Обеспечение контроля за деятельность оператора со стороны местных властей. Возможность лишения его статуса при обнаружении существенных нарушений.

В соответствии с новыми положениями обращение с мусором теперь должно строиться на договорной основе. Региональные исполнительные власти заключают договор с оператором, а он – с непосредственными пользователями услугой.

Как формируются новые тарифы?

Реформа предусматривает 2 варианта тарификации услуг по вывозу, утилизации и переработке ТКО:

  1. По жилой квадратуре. Тариф будет зависеть от того, сколько квадратных метров принадлежит владельцу площадей.
  2. По числу людей, живущих на жилых площадях.

При решении собирать утиль раздельно, оборудуется специальная контейнерная площадка со специализированными баками, дающими возможность вывозить ТКО раздельно. Подсчитано, что данный вид сбора утиля более экономен для людей, так как в этом случае расчёт оплаты за транспортировку будет делаться с учётом общих объёмов вывозимого мусора.

Закон не обошёл стороной людей, проживающих в деревнях и частном секторе. С данной категории оплата взымается только в том случае, если созданы требуемые условия для вывоза отбросов:

  • размещены контейнеры в необходимом количестве;
  • составлен график очистки или замены баков;
  • площадка содержится в должном состоянии.

Закон даёт общие установки, которые должны регулироваться на местном уровне. Так, в Томской области согласно постановлениям правительства для частных домовладений был установлен тариф, который оказался слишком велик для проживающих в сельской местности граждан. Сложившееся положение изменил пересмотр тарифов местными властями.

Какие бюджетные учреждения переходят на раздельный сбор мусора

До конца 2019 года многим бюджетным организациям поручено перейти на так называемый раздельный сбор отходов. В частности, все бюджетные организации Архангельской области полностью перейдут на систему раздельного сбора мусора в рамках национального проекта «Экология». Министерству природных ресурсов поручено разработать специальную дорожную карту по внедрению системы раздельного сбора мусора. Распоряжение дал губернатор области.

Более того, организации, которые будут работать в системе раздельного сбора, будут получать поддержку от государства. Индивидуальные предприятия получат льготный налог на прибыль. Также глава отметил, что все предложения, которые связаны со льготами налога на прибыль, будут отработаны совместно с другими депутатами, чтобы все изменения соответствовали требованиям и нормам действующего законодательства РФ.

На какой стадии находится Реформа в РФ

По новой системе обращения с твердыми коммунальными отходами работают теперь 62 субъекта. 13 регионов провели реформу ТКО частично, еще в девяти новая система заработает до конца года.

С января текущего 2019 года россияне уже начали получать видоизмененные платежки: строка о вывозе мусора в них убрана из состава жилищных услуг и переведена в разряд коммунальных. Тарифы за эту функцию теперь устанавливает государство, а не ТСЖ, управляющие компании и пр.

За ликвидацию отходов отвечают не муниципалитеты, а региональные операторы. В большинстве регионов операторы уже выбраны сроком на 10 лет и более. Это произошло в 2018 году на конкурсной основе. Сами регионы разбиты на кластеры. Их границы определены территориальной схемой. За каждым оператором закреплен один или несколько таких участков.

С гражданами и юридическими лицами заключены договора, на основании которых производится вывоз мусора.

Реализовать все идеи «мусорной реформы» сразу не получится, поэтому Федеральным Законом №89 предусмотрены отсрочки. Отсрочки на 3 года добились Москва и Санкт-Петербург, мотивировав это тем, что в регионах отсутствует территория для размещения современных полигонов и заводов по переработке мусора.

Расскажите о вашем отношении к Реформе

Расскажите о вашем отношение к изменения в законодательстве (можно выбрать 3 варианта ответа, как плюс, так и минус).

Ощутил на себе реформу, и я сильно не доволен!

Общий балл
928

231

+

1159

Я не согласен с тарифами! Платить не хочу, но видимо придется.

Общий балл
667

227

+

894

Мне до сих пор не понятна система расчета — нужны подробности!

Общий балл
451

127

+

578

Реформа необходима. Я поддерживаю изменения, хоть и не согласен с ними.

Общий балл
-172

382

+

210

Мы — народ… Будем платить за все, что нам нарисуют в квитанциях…

Общий балл
-177

266

+

89

Я полностью поддерживаю изменения, буду исправно платить по счетам!

Общий балл
-208

291

+

83

Выявлены первые проблемы

Реформа вызвала неоднозначный отклик у населения, многие граждане враждебно настроены к нововведениям. Это влияет на собираемость платежей, уровень которых в данный момент составляет 50,3 %. Отказ жителей оплачивать работу регионального оператора может привести к остановке деятельности последнего. Такая угроза существует в Дагестане, Адыгее, Кабардино-Балкарии, Пермском крае, а также в Самарской, Новосибирской, Ульяновской областях, Красноярском крае, Алтайском крае.

Одна из причин, по которой люди отказываются оплачивать счета за вывоз мусора – резкое увеличение суммы в платежке.

Мнение эксперта
Анна
Юрист по призванию!

Сами регоператоры объясняют повышение платы рядом факторов, среди которых: расстояние до места сортировки и утилизации (чем оно больше, тем выше топливный расход транспорта, который вывозит мусор), цена на топливо в конкретной местности и даже климатические условия.

Кроме того, не везде начисления включены в единую платежку. Там, где приходит отдельная бумага, жители чаще всего предпочитают не платить.

Ряд регионов оказались неготовыми к переходу на мусорную реформу. Зафиксированы сбои при выставлении счетов. В Тверской области жителям платежку присылали дважды за месяц, а в Калининградской квитанции заготовили даже на умерших. Однако позднее чиновники это истолковали как пробную версию.

Встречаются случаи, когда управляющие компании собирают деньги с жильцов, но до оператора сбор не доходит.

Еще одна проблема – отсутствие в стране предприятий с полным циклом переработки, где какая-то часть передавалась бы для использования в виде вторичного сырья, какая-то часть перерабатывалась.

Перспективы Реформы

Среди благоприятных перспектив мусорной реформы намечены следующие:

Изменения в сфере вывоза и переработки отходов должны повлиять на борьбу с незаконными свалками.

Мнение эксперта
Анна
Юрист по призванию!

Ликвидировать все несанкционированные свалки предстоит до 2024 года – это постановление Президента содержится в Указе «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года».

  • Переход на раздельный сбор мусора. В 2017 году в Закон об отходах были внесены изменения о необходимости разделять мусор на пищевой и токсичный.
  • Создание по всей стране современных технологичных полигонов и мусороперерабатывающих заводов.

Однако в реальности в результате множества проблем, которые встретились на пути реализации реформы, само ее будущее оказалось под вопросом. С начала 2019 года по стране прошло несколько акций и митингов протеста против новых правил. Часть политиков говорит о том, что реформа обречена на провал.

Друга часть чиновников настроена более оптимистично и считает, что новые правила приведут к созданию прозрачной схемы обращения с ТКО.

Обзор изменений закона 2019 года

С 1 января 2019 года обновилась редакция, внеся ряд новых изменений в закон 89 ФЗ. Мусорная реформа затронула как ИП, так и рядовых граждан.

Полномочия федеральных и местных структур

Со вступлением в силу нововведений закона к обязанностям органов местного самоуправления добавились:

  • создание новых площадок для ТКО;
  • содержание существующих площадок;
  • наработка схем местного размещения ТКО;
  • ведение реестра площадок;
  • развитие культуры обращения с мусором у населения.

Федеральные полномочия тоже изменятся. Например, к обязанностям этих структур теперь будут относиться:

  • для территориальных схем по обороту отходов: создание порядка по их разработке, утверждению, обсуждению;
  • для площадок накопления ТКО: разработка правил по их оборудованию и обустройству, и правил ведения реестра этих объектов.

Региональные операторы

Карта региональных операторов Московской области

Изменения закона, в основном относятся к зонам вывоза мусора. С 2019 года в статье 24.6 появилось несколько новых пунктов:

  • для определения зоны деятельности регионального оператора требуется подписанное официальное соглашение с органом исполнительной власти. Кроме того, теперь допускается одновременная работа нескольких региональных операторов в регионе;
  • указанная в соглашении зона деятельности должна быть определена согласно региональной схеме обращения отходов;
  • зоны, указанные в соглашении должны полностью охватывать территорию региона, но не должны пересекаться между операторами;
  • региональные операторы в обязательном порядке должны соблюдать схему потоков ТКО.

Помимо этого, закон обязывает собственников бытовых отходов к заключению договоров с оператором по обращению с мусором.

Уточнение понятий “сбор” и “накопление” отходов

До нововведений процесс “сбора” осуществлялся отдельно, и включал в себя прием отходов для дальнейшей переработки. С 2019 года сбор остается возможным лишь для лиц, которые занимаются утилизацией и обработкой мусора. Таким образом, процесс сбора прикрепляется к предприятиям переработки. Это означает, что компании, имеющие лицензии только на сбор, должны переоформить лицензии, исключив из них этот вид деятельности.

С 1 января временное складирование может осуществляться на любых площадках.  На период до 11 месяцев и вне зависимости от того, оборудованы они в соответствии с требованиями законов об охране окружающей среды, или нет.

Раздельное накопление

Изменения в 6 статье предписывают не только раздельный сбор, но и также раздельное дальнейшее накопление отходов. Согласно нововведению, позаботиться об этом должны региональные структуры.

Требования к площадкам для накопления ТКО

Изменения требованиям к площадкам были внесены в статью 13.4 еще в 2017 году, однако часть пунктов вступили в силу с 1 января 2019.

Пункт 4 обязует органы местного самоуправления руководствоваться правилами и рекомендациями Правительства РФ  о размещении площадок для накопления ТКО. В пункте 5 дается содержание собственно реестра площадок.

Тарифы, связанные с ТКО

Нововведения обязывают ИП оплачивать экологический сбор, если нормативы по утилизации товаров и/или упаковки не были ими соблюдены.

Помимо этого в закон внесены уточнения, касающиеся установления тарифов и расчета льгот в сфере оборота ТКО.

Внесены изменения и в жилищном кодексе. С 1 января оплата за утилизацию ТКО для многоквартирных домов будет включена в коммунальные платежи.

Необходимость разработки ПНООЛР

С вступлением в силу изменений необходимость разработки ПНООЛР напрямую зависит от категории объекта, а не от объемов производимых отходов, как было ранее. Закон определяет 4 категории опасности.

  • Для 1 и 2 категории нормативы и лимиты разрабатываются в обязательном порядке всеми предприятиями, вне зависимости от размера бизнеса. При работе со 2 категорией предприятие должно предоставлять декларацию.
  • Для 3 категории необходима подача отчетности в уведомительном порядке в уполномоченные органы.
  • Предприятия, работающие с 4 категорией освобождаются от необходимости от разработки нормативов и подачи отчетности.

vote

Article Rating

Законодательная база: поправки к закону

На законодательном уровне установлено, что региональное правительство должно согласовывать с гражданами расположение сортировочных станций, мусоросжигательных предприятий, а также полигонов. Каждый субъект установит самостоятельно, какой объем отходов требуется собирать раздельно.

Согласно изменениям, внесенным в закон, каждый магазин и домохозяйство вправе, не имея лицензии заниматься накоплением отходов. Домохозяйства наделены правом реализации вторсырья напрямую, а владельцы производства получают возможность наладить систему специализированного сбора.

Согласно документу, с 1 января 2019 года вступит в силу статья закона, которая определяет участие организаций в различного рода мероприятиях по накоплению (в том числе раздельному), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО на территориях соответствующих муниципальных районов.

Новые понятия: Сбор отходов, Твердые бытовые отходы и Твердые коммунальные отходы

К твердым бытовым отходам (ТБО) относится весь мусор, который накапливается в любой квартире на ежедневной основе. К этому виду отходов относятся пищевые и синтетические остатки. Отходы бывают биологическими и небиологическими (бытовой мусор).

К твердым коммунальным отходам (ТКО) относится весь мусор, который накапливается на жилых объектах в результате деятельности людей, включая товары потребления, которые потеряли со временем свои свойства (ФЗ №458 от 29 декабря 2014 года).

К ТКО относят бытовые отходы ИП и юридических лиц.

Тарифы на вывоз мусора в Московской области

Тарифы на вывоз мусора и обращение с ТКО для жителей многоквартирных и частных домов в Подмосковье устанавливаются региональными операторами в соответствии с территориальной схемой.

Распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.12.2019 № 403-Р «Об утверждении предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на период 2020 – 2022 годы на территории Московской области»

Зона деятельностиРегиональный оператор

Тариф регионального оператора руб./м3 (с НДС)

Стоимость коммунальной услуги за кв. метр (в рублях)
АлексинскаяООО «Экопромсервис»893,208,48
ВоскресенскаяООО «ЭкоЛайн-Воскресенск»787,247,48
КаширскаяООО «Каширский региональный оператор»875,938,32
НогинскаяООО «Хартия»739,677,03
РузскаяООО «Рузский региональный оператор»949,569,02
Сергиево-ПосадскийООО «Сергиево-Посадский региональный оператор»866,108,23
ЧеховскаяООО «МСК-НТ»796,547,57

Как рассчитывается плату за услугу

Размер платы за услуги рассчитывается исходя из площади жилого помещения (квартиры или дома) находящегося в собственности. Тарифы за вывоз отходов, зависят от района на которой производится сбор мусора, за каждую территорию отвечает региональный оператор, который устанавливает свои расценки, но в пределах норматива утвержденных постановлением правительства Московской области.

Норматив накопления твердых коммунальных отходов на 1 кв.м. для многоквартирных и частных домов на территории Московской области составляет 0,114 куб. метра/кв.м, ранее он составлял (0,0087 куб. метра/кв.м).

Стоимость 1кв.м. по обращению с твердыми коммунальными услугами, считается по формуле: Норматив накопления ТКО*Тариф регионального оператора по обращению с ТКО.

Для Индивидуальных жилых домов

Для собственников ИЖС (индивидуальные жилые строения) будет представлена скидка на оплату ТКО в размере в зависимости от площади дома, но не менее 30% от тарифа. 

А. Рассчитывается по формуле: Ст = S х T х N1 х 0,7,  где Ст – стоимость вывоза твердых коммунальных отходов (в год), S – площадь квартиры или жилого дома, Т – утвержденный тариф согласно кластеру, N1 – норматив накопления твердых коммунальных отходов. Таким образом, собственникам ИЖС предоставляется скидка 30%.

При этом максимальный платеж не должен превышать:

Площадь (м²):Платеж в месяц (руб.)
50-100200
100-150400
150-250450
250-350500
350-450550
450-550600
550-650550-650 650
650-750700
750-850750
850-950800
950-1050850
1050-11501000
1150-12501300
1250-13501500
1350-15001700
1500-16002000
1600-17002300
1700-18002600
1800-19002900
1900-20003200
2000 и более3500

Важно! Договор на вывоз крупногабаритного мусора нужно заключать отдельно. Б

Вывоз ТКО по факту

Б. Вывоз ТКО по факту

Чтобы вывоз отходов производился по факту, жители должны поставить свои выкатные бачки. Тогда платеж будет зависеть от объема мусора:

Объем вывозимого мусора, лПлатеж*
6057
110104
120114
240228
360342
800760
11001044

* Предельный платеж. Платеж по факту рассчитан исходя из утвержденного тарифа регионального оператора. Для ИЖС вблизи объектов обращения ТКО Гражданам, проживающим в радиусе двух километров от комплексов по переработке отходов и действующих полигонов предоставляется скидка в 70%

Рассчитывается по формуле: Ст = S х T х N1 х 0,3,  где Ст – стоимость вывоза твердых коммунальных отходов (в год), S – площадь квартиры или жилого дома, Т – утвержденный тариф согласно кластеру, N1 – норматив накопления твердых коммунальных отходов.Важно! Для льготных категорий граждан предусмотрена компенсация за содержание жилого помещения. Стоимость вывоза ТКО будет включена в перечень затрат, подлежащих возмещению

Неработающим гражданам до 70 лет компенсируют 30%, от 70 до 80 лет – 50%, жителей старше 80 лет полностью освободят от платы.

Оцените страницу

Рейтинг: 2,9/5 — 36
голосов

Виды услуг по вывозу ТКО в частном секторе

Люди, которые проживают в собственном доме в частном секторе или в сельской местности, подразделяются на три категории граждан, получающих услуги по вывозу мусора:

  • Собственники индивидуального жилья имеют ТСЖ или управляющую компанию. Договор с региональным оператором заключен ими, соответственно тариф принимает ТСЖ или управляющая компания и она же перечисляет денежные средства оператору;
  • Собственник не имеет ТСЖ или УК, но пользуется общей контейнерной площадкой для сбора мусора. В этом случае заключением договора считается оплата счета от регионального оператора. Погасить задолженность можно либо напрямую оператору, либо через посреднические организации. Этот вопрос решается внутри каждого субъекта РФ. В Подмосковье, например, посредником выступает Мосэнергосбыт;
  • Человек, проживающий в собственном доме, желает иметь личный контейнер для мусора. В этом случае необходимо заключить индивидуальный договор с региональным оператором, где будут прописаны объем вывозимого мусора и стоимость услуги. Личный контейнер можно приобрести у регионального оператора по себестоимости.

Расскажите о вашем отношении к Реформе

Расскажите о вашем отношение к изменения в законодательстве (можно выбрать 3 варианта ответа, как плюс, так и минус).

Ощутил на себе реформу, и я сильно не доволен!

Общий балл
928

231

+

1159

Я не согласен с тарифами! Платить не хочу, но видимо придется.

Общий балл
667

227

+

894

Мне до сих пор не понятна система расчета — нужны подробности!

Общий балл
451

127

+

578

Реформа необходима. Я поддерживаю изменения, хоть и не согласен с ними.

Общий балл
-172

382

+

210

Мы — народ… Будем платить за все, что нам нарисуют в квитанциях…

Общий балл
-177

266

+

89

Я полностью поддерживаю изменения, буду исправно платить по счетам!

Общий балл
-208

291

+

83

О региональном операторе и его обязанностях

Количество операторов устанавливается региональными властями. Он может быть одним или же обслуживать территорию будут несколько операторов. Выбираются они на конкурсной основе региональной исполнительной властью. Региональный оператор должен иметь лицензию на данный вид деятельности. В его обязанности входит сбор мусора, его транспортировка, накопление, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение.

В полномочия органов местного самоуправления входит:

  • Создание и содержание контейнерных площадок, если в соответствии с законодательством РФ такая обязанность не возложена на других лиц;
  • Разработка схемы размещения мест накопления ТКО и ведение реестра мест накоплений.

Обязанность обеспечить места для сбора мусора контейнерами в необходимом количестве, ремонт этих контейнеров и все операции, связанные со сбором и утилизацией мусора возложены на региональных операторов.

Заключение договора с оператором

Договор с региональным оператором является типовым и если собственник частного дома решил заключить индивидуальный договор, то основные условия будут прописаны в дополнительном соглашении.

Можно выделить несколько основных пунктов, которые должны присутствовать в соглашении:

  • Сведения о потребителе – физическом лице: ФИО, дата рождения, документ, удостоверяющий личность, контактный телефон;
  • Сведения о жилом доме (площадь, количество проживающих в нем лиц);
  • Наименование предоставляемой коммунальной услуги;
  • Требования к качеству предоставляемой услуги;
  • Порядок определения объема предоставленной услуги;
  • Порядок определения размера платы.

Льготы и скидки для ИЖС

Мнение эксперта
Анна
Юрист по призванию!

Как уже говорилось выше, в тарифах для частного сектора и сельской местности уже заложена скидка, т. е. эти тарифы ниже, чем для городских жителей.

Если ваш дом находится в пределах 2 км от полигона ТКО или предприятия, которое перерабатывает их, вам предоставляется скидка в размере 70% от тарифа.

Скидки предусмотрены и для отдельных категорий граждан. Пенсионеры в возрасте до 70 лет получат скидку в 30 %, от 70 до 80 лет получат скидку в 50%, старше 80 лет вообще освобождаются от уплаты тарифа за вывоз мусора.

Основные понятия

В первую очередь следует обратить внимание на изменение в терминологии. Твердые коммунальные отходы (ТКО) – термин впервые употребленный в законе

В законе излагаются организации, в обязанности которых входит работа с ТКО. Регламентирован порядок начисления оплаты за сбор ТКО.

Цель реформы – это улучшение экологической ситуации в регионах, оптимизация и сортировка отходов.

Закон содержит информацию о хранении, переработке и утилизации отходов.

Суть нововведений можно объяснить следующими терминами:

  1. Жилищные услуги организовываются управляющей компанией. В данную категорию входят услуги содержания жилищной площади;
  2. Коммунальные услуги подразумевают поставку газа, воды и электричества. Согласно новшествам 2019 года вывоз мусора также относится к коммунальным услугам.

Заключение договора с оператором

Договор с региональным оператором является типовым и если собственник частного дома решил заключить индивидуальный договор, то основные условия будут прописаны в дополнительном соглашении.

Можно выделить несколько основных пунктов, которые должны присутствовать в соглашении:

  • Сведения о потребителе – физическом лице: ФИО, дата рождения, документ, удостоверяющий личность, контактный телефон;
  • Сведения о жилом доме (площадь, количество проживающих в нем лиц);
  • Наименование предоставляемой коммунальной услуги;
  • Требования к качеству предоставляемой услуги;
  • Порядок определения объема предоставленной услуги;
  • Порядок определения размера платы.
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации