Андрей Смирнов
Время чтения: ~17 мин.
Просмотров: 0

Что такое государственные закупки? понятие и особенности, преимущества госзакупок для участников

Виды

Торги в интересах муниципальных нужд могут проводиться в разных форматах, представленных:

  • аукционами, в ходе которых победителем объявляется участник, предложивший максимальную цену;
  • конкурсами, при которых победа достаётся участнику, назвавшему наилучшие условия приобретения объектов торгов, максимально совпадающие с требованиями, зафиксированными в информсообщении;
  • открытыми аукционами, доступными для участия любых лиц;
  • закрытыми конкурсами или аукционами, в которых могут принять участие только специально приглашённые лица;
  • электронными аукционами, проводимыми на ЭТП и направленными на выполнение работ или оказание услуг, в процессе чего победителем объявляется участник, который предложил минимальную цену контракта и при этом включён в реестр квалифицированных подрядных организаций;
  • процедурами закупки у единственного поставщика, которые проводятся только при условии непревышения лимита в размере 5% от совокупного годового объёма закупок.

«Аукционный вестник»

«Аукционный вестник» является еженедельником, задача которого освещать все юридические и экономические вопросы, возникающие при работе с электронными площадками госзакупок. Это информационно-аналитическую база, которой активно пользуются участники тендера для обмена опытом.

Читать газету можно онлайн, либо скачать ее на любое устройство, поддерживающем формат pdf. Для ее полноценного использования не требуется подписываться или проходить регистрацию.

С левой стороны можно ознакомиться с рекомендуемой информацией за последнее время. Там же представлен архив данных за другие даты начиная с 2012 года.

Типы заказчиков и их права в сфере госзакупок

В качестве основных видов государственных заказчиков следует выделить:

  • образовательные учреждения различных видов образования;
  • медицинские учреждения, в том числе предоставляющие услуги санаторно-курортного пребывания;
  • государственные органы обеспечения занятости населения;
  • государственные органы, осуществляющие обеспечение безопасности граждан Российской Федерации и защиту интересов самого государства и т. д.

Для первых двух типов заказчиков характерно получение финансирования не только из государственного бюджета различных уровней, но также и за счет оказания различного рода платных услуг населению, например, дополнительные платные занятия, которые осуществляются в образовательных учреждениях различного уровня образования.

Остальные же государственные заказчики имеют только бюджетное финансирование, в результате чего могут осуществлять свою деятельность только на основании Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе».

К числу основных прав и полномочий любого государственного заказчика относятся:

  • возможность осуществления планирования потенциально проводимой закупочной деятельности на основании имеющихся нужд, а также на основании полученного объема государственных бюджетных обязательств, которые и означают выделение финансирования;
  • проведение различного рода закупочных процедур исходя из установленных ранее потребностей конкретного заказчика, в том числе с собственным обоснованием того или иного вида выбранной процедуры;
  • заключение контракта, который может быть подписан только по итогам проведенной закупочной процедуры;
  • проведение внутренних проверок функционирования созданной внутри организации контрактной системы, а также выступление в качестве инициатора внешней аудиторской проверки в случае, если у самого государственного заказчика возникает вопрос о верном соблюдении тех или иных норм действующего законодательства в сфере закупок.

Для государственного заказчика, кроме прав и полномочий в сфере закупок, законодатель предусмотрел также и целый ряд специальных обязанностей, которые сформулированы исходя из серьезной ответственности относительно расходования бюджетных средств. К числу основных особенностей относятся:

  • регулярное соблюдение установленных законом сроков относительно проводимых процедур осуществления различного рода государственных и муниципальных закупок, в том числе в части размещения всей необходимой информации в ЕИС;
  • составление отчетности, которая предусмотрена действующим законодательством, и направление ее для проверки в уполномоченные контролирующие органы, в том числе для принятия решения о необходимости проведения срочного мониторинга относительно сложившейся ситуации в рамках функционирования контрактной системы конкретного государственного или муниципального заказчика;
  • предоставление отчетов о механизмах и путях расходования тех средств, которые были получены не только из государственного бюджета, но и из сторонних источников доходов, если такое дополнительное финансирование предусмотрено действующим законодательством в отношении конкретного типа государственных заказчиков;
  • участие в проводимых исследованиях относительно правильной и грамотной реализации основных функций существующей контрактной системы, если такие исследования направлены на улучшение функционирования такой системы, а также играют роль маяков относительно существующих проблем, что в последующем повлечет изменение действующих норм права.

В том случае, если государственный заказчик не выполняет свои обязательства, то он сам как юридическое лицо, а также его должностные лица, ответственные за осуществление такой деятельности, могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с той или иной статьей Кодекса об административных правонарушениях.

Система «Госзаказ»: версии

Система «Госзаказ» представляет собой базу, благодаря которой вы сможете найти всю необходимую информацию о государственных закупках, предусмотренных 44-ФЗ и 223-ФЗ. Поставщики и заказчики используют электронную систему как доступный способ разобраться во всех тонкостях участия в торгах на любом этапе.

Навигация системы легка в использовании. Для регистрации достаточно:

После этого на главном экране будет доступно:

  • использование всевозможных правовых источников;
  • консультирование и получение рекомендаций;
  • широкий выбор шаблонов, сервисов и справочников;
  • добавление избранных документов в закладки;
  • получение демоверсии на несколько дней совершенно бесплатно.

Госзаказ имеет несколько версий:

  • базовая,
  • оптимальная,
  • премиальная.

Базовая позволяет своим пользователям получить доступ к:

  • онлайн-обучению специалистов для работы с аукционами;
  • помощнику, который обеспечит более эффективную работу;
  • использованию системы на любом удобном устройстве, когда и где пожелаете.

Муниципальный или государственный?

Есть ли отличия между муниципальным и государственным заказом? Да, но на самом деле разница невелика. Законодательство все же определяет как отдельное явление муниципальный заказ. Это нужно в первую очередь для того, чтобы обозначить заказчика — муниципальный или госорган власти. Но и тот и другой работают в одном направлении — это удовлетворение государственных нужд.

Управлением подобными заказами, созданием для них интернет-площадок занимаются специализированные агентства. Они отслеживают, насколько правомерно размещен заказ, соответствуют ли сопутствующие ему процедуры предписаниям законодательства.

Вам будет интересно:Товарный вид: определение и потребительские свойства

Нормативный метод учета затрат

Применение нормативного метода при исчислении объема госзадания влечет для БУ экономию в случае превышения нормативных затрат над фактическими или перерасход выделенных средств, если установленные нормативные значения ниже фактических показателей БУ.

С учетом того, что в силу ч. 17 ст. 30 Закона № 83-ФЗ полученная в ходе выполнения госзадания экономия не изымается в бюджет, а остается в распоряжении БУ для достижения уставных целей, учреждение заинтересовано в снижении затрат. Таким образом, применение нормативного метода стимулирует БУ к рациональному расходованию всех видов ресурсов, повышению эффективности их использования и выявлению скрытых резервов.

Особенности

Предъявляемые к участникам муниципальных торгов требования не отличаются от выдвигаемых условий в отношении участников госзакупок.

Все они базируются на положениях ст. 31 44-ФЗ. От участников закупочных процедур в интересах муниципалитетов преимущественно требуется:

  • соответствовать условиям, выдвигаемым положениями законодательства;
  • не быть причастными к ликвидационным мероприятиям и к процессам банкротства;
  • не иметь административных решений в отношении приостановки деятельности потенциального участника торгов;
  • не иметь налоговых и прочих недоимок;
  • чтобы у руководителей юрлица отсутствовали судимости по экономическим преступлениям;
  • в случае закупки объекта интеллектуальной собственности обладать на него исключительными правами;
  • не состоять в оффшорной компании;
  • не иметь конфликта интересов между работниками контрактной службы и руководителями потенциального исполнителя;
  • не присутствовать в реестре недобросовестных поставщиков.

Также данный вид торгов нередко может отличаться от госзакупок процессом финансирования, в ходе которого средства перечисляются поставщику лишь после окончательного исполнения контракта.

Кроме того, имеются отличия и в исполнении контракта со стороны поставщика, которое осуществляется при наличии специальной заявки или в определённые временные периоды в цикличной форме.

Госзакупки для “чайников” — книга для начинающих участников закупок

Я достаточно давно занимаюсь обучением поставщиков, поэтому мне регулярно приходится отвечать на одни и те же вопросы новичков — “Как быть?”, “С чего мне начать?” и т.д. Поэтому некоторое время назад я принял решение написать книгу для начинающих участников, в которой тема госзакупок была бы описана простым и понятным языком.

Для большинства посетителей сайта и моих клиентов эта книга стала отправной точкой. После чего у них появилось общее представление о данной теме и понимание того, в каком направлении двигаться дальше.

Эта книга абсолютно бесплатна и скачать её вы сможете здесь. По последним данным книгу «Госзакупки для «чайников» скачали и прочитали уже более 5000 человек.

Если после изучения книги вы решите продолжить свое обучение в этом направлении, то можете пройти его в нашей школе госзакупок — “Азбука тендеров”.

И в завершении сегодняшней статьи предлагаю вам посмотреть небольшое видео:

Основания и ограничения

В соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, закупки у единого поставщика ведутся в упрощённом порядке. Это обосновано тем, что для небольших объёмов проведение торгов является нецелесообразным и влечёт несоразмерные расходы.

Осуществить закупку у единственного поставщика на сумму, не превышающую 100.000 рублей, может любой заказчик. В отношении такого варианта действуют лимиты по годовому обороту средств. Максимально возможный объём не должен превышать 5% от всех закупок предприятия, либо сумму 2 миллионов рублей.

Закупки в размере от 100.000 до 400.000 рублей могут делать только муниципальные и государственные учреждения. В их отношении тоже имеются годовые ограничения: объём не более 50% от всех закупок заказчика, сумма — не более 20 миллионов рублей.

Обозначенные лимиты могут дополнять друг друга. Это означает, что заказчик может закупить товары или услуги у единого поставщика не только на сумму до 100.000 рублей, соблюдая соответствующие условия, но и в соответствии с лимитами от 100.000 до 400.000 рублей, если по закону он может осуществлять такие процедуры.

Какая информация содержится в единой информационной системе?

Согласно ч.3 ст.4 44-ФЗ ЕИС должна в себе содержать:

1) планы закупок (с 1 января 2017 года);

2) планы-графики (с 1 января 2017 года);

3) информацию о реализации планов закупок и планов-графиков (с 1 января 2017 года);

4) информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, перечень иностранных государств, групп иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры о взаимном применении национального режима при осуществлении закупок, а также условия применения такого национального режима;

5) информацию о закупках и об исполнении контрактов;

6) реестр контрактов, заключенных заказчиками;

7) реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

8) библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов;

9) реестр банковских гарантий;

10) реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний;

11) перечень международных финансовых организаций, созданных в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международных финансовых организаций, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры;

12) результаты мониторинга закупок, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок;

13) отчеты заказчиков, предусмотренные 44-ФЗ;

14) каталоги товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

15) нормативные правовые акты;

16) информацию о складывающихся на товарных рынках ценах товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также о размещаемых заказчиками запросах цен товаров, работ, услуг;

17) иные информацию и документы, размещение которых в единой информационной системе предусмотрено 44-ФЗ, Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее 223-ФЗ) и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

Стоит ли участвовать

Отличие муниципальных торгов от государственных заключается только в источнике и, соответственно, объёме финансирования.

Очень редко НМЦК для потребностей муниципального образования бывает выше 100 млн руб., что не идёт ни в какое сравнение с масштабами многих федеральных или региональных закупок.

Для желающих принять участие в таких масштабных торговых операциях муниципальные торги выглядят проигрышно.

Также недостатком их выступает уже упоминавшееся растянутое во времени финансирование и оплата поставки только по завершению исполнения контракта.

Однако провинциальные закупочные процедуры имеют для участников и свои преимущества.

Также региональным поставщикам легче ориентироваться в местных потребностях и тем самым получать возможность быстрее приноравливаться к актуальным запросам муниципальных торгов.

Муниципальные торги, с точки зрения закона ничем не отличаясь от госзакупок, тем не менее имеют свои особенности, которые следует учитывать для успешного участия в закупочных процедурах местного значения.

Источник финансирования по 44-ФЗ: правовые нормы

По закону 44-ФЗ понятие «источника финансирования» не раскрывается. Но сведения о том, что может выступать источником финансирования по данному закону, можно почерпнуть из положений гражданского законодательства. Ведь, согласно ч. 1 ст. 2 ФЗ-44, Гражданский кодекс лежит в основе законодательства о контрактной системе.

Согласно положениям п. 2, 3 764 ГК, источниками финансирования в данном случае выступают бюджетные средства и внебюджетные источники. В ранее действующем законодательстве о государственных закупках 94-ФЗ в ч. 1, 2 ст. 3 и ч. 1 ст. 4 были перечислены те же источники закупок. Но на сегодняшний день определенный перечень источников законодательно не установлен.

Под источниками финансирования понимаются различные фонды, из которых поступают денежные средств из разных потоков, направленные на реализацию целевых задач и хозяйственную деятельность организации.

В числе основных источников финансирования представлены:

  1. Собственные финансы и внутренние резервы организации.
  2. Займы, ссуды и кредиты.
  3. Привлеченные инвестиции, в т. ч. иностранные.
  4. Внебюджетные фонды.
  5. Средства государственных и муниципальных бюджетов.

Характеристика источников финансирования капвложений определяется с учетом отраслевой принадлежности организации-заказчика. Например, учреждения из сферы здравоохранения представляют собой средства бюджетов региональных и муниципальных уровней и внебюджетных фондов, ОМС и ДМС; целевых фондов, созданных в целях охраны здоровья населения; добровольные взносы и пожертвования физических лиц.

Бюджетное финансирование организаций осуществляется с учетом нормативов исходя из затрат на одну расчетную единицу (например, на обучение 1 ребенка или лечение 1 больного). Оно направлено на достижение целевых результатов деятельности учреждения.

Под внебюджетными источниками понимаются дополнительные поступления денежных средств, которые были получены вне бюджета. В их числе доходы от предпринимательской деятельности и от аренды имущества, пожертвования, аренды помещений и пр.

Все организации, которое получают финансирование из бюджета, обязаны закупать товары, работы и услуги по нормам 44-ФЗ. К таким организациям относят:

  1. Бюджетные, автономные, казенные учреждения.
  2. ФГУП в области закупок прав и безопасности граждан, а также гособоронзаказа.
  3. Юрлица с полным госучастием при закупках за счет государственных субсидий для целей капитального строительства и покупки недвижимости.
  4. Государственные и публично-правовые учреждения.

В ФЗ-44 нет никаких норм, которые бы обязывали бюджетные учреждения закупать определенные товары из конкретных источников, например, из субсидий или из бюджета. Заказчики вправе использовать смешанную форму финансирования.

Обзор документа

Рассмотрен вопрос о применении автономными учреждениями положений законодательства при осуществлении закупок за счет субсидий из бюджетов бюджетной системы.

Законом о контрактной системе не установлены нормы о применении его положений в отношении закупок автономных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии на выполнение госзадания. Таким образом, при осуществлении закупок за счет указанных средств автономные учреждения применяют положения Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юрлиц.

Если автономным учреждениям предоставляются из бюджета субсидии на выполнение госзадания, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты из других бюджетов, при осуществлении закупок за счет указанных ассигнований также следует руководствоваться Законом о закупках отдельными видами юрлиц.

Вместе с тем отмечается следующее. Если автономное учреждение не разместило в установленный законодательством срок утвержденное положение о закупке, ему нужно руководствоваться нормами Закона о контрактной системе независимо от источника финансового обеспечения закупок.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Муниципальный заказ: от организации — до исполнения

Как правило, размещение муниципальных заказов происходит открыто. Для того чтобы провести закрытый тендер требуются веские основания (например, очень сжатые сроки или соблюдение государственной безопасности) и специальное разрешение органов, которые занимаются управлением муниципальными заказами.

Сразу после того, как в интернете появится опубликованный заказ, заказчик обязан сообщить об этом в прессе, иначе тендер может быть объявлен недействительным.

Управление муниципальными заказами представляет собой юридически сложный процесс, именно поэтому многие заказчики предпочитают перепоручать его профессиональным фирмам, которые проводят тендеры от начального этапа — создания условий и до последнего — заключения контракта.

Налоговый период для вновь созданных организаций

Разнообразие интимных отношений

Самый лучший способ — напрямую спросить о его сексуальных предпочтениях. В интимных отношениях есть много своих секретов. Мужчина любит глазами. Созерцание красивого женского тела доставляет ему огромное удовольствие, а если тело обрамлено в красивое кружевное нижнее белье, то выглядит это очень волнующе. Поэтому своего любимого нужно почаще радовать новым оригинальным бельем, экспериментировать с образами. Большим удовольствием для него является смотреть на женщину, которая одета в белье с рюшами, кружевами в сочетании с туфельками на шпильках.

Большинство мужчин любит секс при свете (это, конечно, не означает, что свет должен быть ярким, как в хирургической палате). Отлично подойдет торшер. Мягкий приглушенный свет помогает даме расслабиться, а ему — увидеть все, что он пожелает и получить от этого зрелища массу удовольствия. Кроме того, приглушенный свет ночника скрывает мелкие недостатки на теле, кожа кажется более гладкой и соблазнительной.

У каждого мужчины есть свои фантазии, которые они очень хотят воплотить в жизнь

Нужно осторожно, но подробно расспросить любимого о том, чего бы ему хотелось. Возможно, он мечтает о сексе в ванной или об интимной близости с горячей медсестрой

Сделайте же это для него!

Не возбуждает мужчину женщина, привыкшая раздеваться в темноте или под одеялом. Ведь часто сексуальное желание начинается со зрительного восприятия. Мужчине доставляет особое удовольствие, когда женщина чувствует себя максимально раскрепощенной, хорошо владеет своим телом, ухаживает за ним и дает возможность полюбоваться своими соблазнительными формами любимому.

Не надо стесняться своего тела. Мужчина и так прекрасно знает все недостатки своей возлюбленной. Не каждая одежда может скрыть, например, слегка кривые ноги, полные бедра или появившийся живот. Тогда можно использовать свободные накидки или полупрозрачные пеньюары. Следует научиться преподносить себя и давать возможность мужчине любоваться женским телом.

Доставить удовольствие любимому человеку можно по-разному. Отличное начало — это интимный массаж. Не зря ведь именно такой массаж так популярен на востоке уже не одно тысячелетие. Его секрет заключается в правильном использовании женских рук, тела и эрогенных точек у мужчины. В начале этого приятного процесса нужно его расслабить спокойными разговорами, тихой музыкой или предварительными ласками. Затем перевернуть его на живот, начать легкое поглаживание ладонями по спине и вдоль позвоночника. Здесь умелые женщины используют для ласки свою грудь, а также бедра и язык.

Особое удовольствие доставят ласки руками в затылочной зоне головы. Главное, движения должны быть плавными, спокойными, торопиться здесь не следует

Важно, чтобы женские прикосновения к его телу ни в коем случае не прерывались. Далее нужно перейти к активному массажу копчика, ягодиц, верхней части бедер ног

Лаская ягодицы и бедра, можно использовать легкие пощипывания, поглаживания, даже похлопывания.

Когда тело партнера максимально расслабится, можно постепенно переходить к его гениталиям: ласки этой эрогенной зоны доставляют большое удовольствие. Женщина тоже сама возбуждается, лаская эту область мужского тела. Легкие прикосновениями руками, губами, языком, поцелуями, женской грудью доставят незабываемое удовольствие любимому человеку. Ласкать гениталии можно долго, но не стоит забывать и о других частях тела мужчины.

Особый подход требуют мошонка и яички. Некоторые мужчины в этих местах обожают легкое касание с помощью языка, губ, подушечек пальцев рук. Другим же доставляют удовольствие несильное сжатие, мягкое покусывание этих частей тела. Дальше идут промежность и область ануса, которые тоже относятся к особым эрогенным зонам. Здесь расположено большое количество нервных окончаний, поэтому женская ласка этих областей доставляет партнеру максимальное удовольствие и массу наслаждений.

Важно во время интимного массажа наблюдать за своим избранником. Ведь правильный массаж должен доставлять наслаждение не только мужчине, но и женщине

А значит, к таким приятным ласкам должны стремиться оба партнеры. Во время интимного массажа сам мужчина открывает для себя неизведанное, приносящее ему удовольствие. Он много узнает о новых участках, об эрогенных зонах своего тела, о гиперчувствительности которых даже не подозревал.

Так он чувствует себя бессильным перед мощью нежных ласк партнерши. В постели с любимой он перестает контролировать себя, дает волю своим чувствам и получает от близости с любимой максимальное удовольствие. А женщина набирается чувственного опыта, что дает ей возможность доставлять удовольствие своему любимому. Помимо новых открытий в области чувств, партнеры наполняют свои отношения доверием, откровенностью, желанием близости и теплом. В дальнейшем совместном проживании между ними выстраиваются правильные крепкие отношения.

Продолжительные отношения, закостеневшие в рутине, получают новый импульс и неожиданную свежесть. Массаж, сделанный со страстью, с нежностью, способен доставить удовольствие не только телу, но и стимулировать эмоции

Здесь важно довериться интуиции. Надо уметь любить, ведь интимная близость — это не только механический секс, но также приятные прикосновения рук, губ, поцелуи, в которых заключается вся нежность и страсть

Инструкция по участию

Алгоритм при этом выглядит следующим образом:

  1. Подача заявки на участие, которая в зависимости от предстоящей процедуры состоит из 1 или 2 частей. При проведении закупки с единственным поставщиком — направление заказчику предложения о заключении контракта согласно условиям, выдвинутым заказчиком.
  2. Рассмотрение заказчиком посредством специально сформированной закупочной комиссии поступивших заявок.
  3. Подписание контракта с победителем торговой процедуры согласной условиям, оговорённым закупочной документации, а также в действующем законодательстве.
  4. Заключение соглашения, которое с единственным поставщиком осуществляется в пределах 3 дней. Для подписания контракта в рамках электронных торгов отводится до 20 дней.

Образец муниципального контракта

Понятие

Малыми признаются госзакупки, осуществляемые в большинстве случаев у поставщика-монополиста в объёме, не свыше 5% от затрат бюджета государства и на сумму от 100.000 до 400.000 рублей.

Основное преимущество заключается в том, что заказчик может приобретать товары и услуги в любом необходимом объёме. Кроме того, это является отличным способом стимуляции и поддержки местных производителей. К недостаткам можно отнести повышенный риск коррупции. Некоторые недобросовестные заказчики дробят контракты на несколько мелких, с целью избежать торгов и передать контракт определённой фирме.

Понятие

Торговые процедуры, проводимые в интересах муниципальных образований и на их средства, именно последним обстоятельством существенно отличаются от государственных закупок.

Даже контракты, заключаемые субъектами федерации в интересах муниципалитетов, всё равно частично проводятся за счёт муниципальных бюджетов.

Проведение муниципальных торгов базируется на солидной законодательной и нормативной базах. Главными документами здесь выступают:

  • ФЗ РФ № 44 от 05.04.2013;
  • ФЗ РФ № 223 от 18.07.2011;
  • ФЗ РФ № 178 от 21.12.2001;
  • ФЗ РФ № 94 от 21.07.2005;
  • ПП РФ № 1005 от 08.11.2013;
  • ПП РФ № 99 от 04.02.2015;
  • ПП РФ № 860 от 27.08.2012.
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации