Андрей Смирнов
Время чтения: ~15 мин.
Просмотров: 0

Кто является собственником муниципальной собственности

Понятие собственности

Определение 2

Под собственностью понимается определенная форма присвоения гражданином либо юридическим лицом конкретных материальных ценностей. Она позволяет пользоваться и распоряжаться имуществом на усмотрение ее владельца.

Распоряжаться собственностью означает возможность продавать блага, обменивать их на другие, сдавать в аренду или дарить, осуществлять иные аналогичные действия. Основная суть собственности состоит в том, что для изменения прав на имущество необходимы два субъекта, между которыми заключается соглашение.

Чтобы иметь наиболее полное представление о понятии собственности, необходимо выделить субъекты и объекты собственности.

Субъекты собственности – это владельцы конкретных ценностей, т.е. собственники. Объекты собственности – это непосредственные материальные или же нематериальные блага, принадлежащие собственнику.

Все субъекты взаимодействуют друг с другом, в результате чего формируются различные отношения между ними.

Основными объектами собственности являются:

  • Имущество, куда входит движимое имущество и недвижимое, денежные средства, ценные бумаги. Недвижимость –это земельные участки, здания, водные объекты, леса и т.п. Движимое имущество – это различные объекты, которые не относятся к недвижимости, т.е. транспортные средства, товары, сырье и т.д.;
  • Работы и услуги;
  • Ценные данные;
  • Интеллектуальная собственность, к которой относятся изобретения, произведения науки или искусства и др.;
  • Нематериальные блага, которые как правило принадлежат человеку с рождения, а также могут стать собственностью по закону. К нематериальным благам относятся здоровье человека, репутация, частная жизнь и т.д.

Собственность может быть:

  • Частной, которая появляется в результате разгосударствления имущества, в отношении которого проводится приватизация;
  • Коллективной;
  • Кооперативной. Кооператив – это специальная ассоциация граждан, образуемая на добровольной основе. Все участники кооператива совместно владеют различными объектами;
  • Гражданской, которая формируется при помощи трудовых доходов граждан, участвующих в общественном воспроизводстве;
  • Собственностью акционерного общества. Имущество в данном случае приобретает организация за счет доходов, полученных от реализации ценных бумаг;
  • Индивидуальной трудовой. Такой вид собственности предполагает, что человек является и собственником, и работником, причем цель работы состоит в удовлетворении общественных потребностей.

Перечень объектов, находящихся в собственности муниципальных образований типа «поселение»

Перечень объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, являющихся поселениями, включает в себя следующие имущество:

  • то имущество, которое предназначено для снабжения населения и предприятий муниципального образования электричеством, теплом, газом, водой, топливом, а также для предоставления услуг водоотведения, освещения улиц на территории поселения;
  • автомобильные дороги, предназначенные для общего пользования, мосты другие инженерные сооружения транспортного назначения, то имущество, которое предназначено для осуществления обслуживания этих сооружений и дорог в пределах территории поселения. Из состава этого имущества исключаются аналогичные объекты, имеющие региональную или федеральную значимость;
  • объекты жилищного фонда, предназначенные для осуществления социального обслуживания малообеспеченных слоев населения, имущество, используемое для содержания этих объектов;
  • имущество, используемое для осуществления транспортного обслуживания граждан муниципального образования, и транспорт пассажирского назначения на территории поселения;
  • то имущество, которое предназначено для ликвидации и предупреждения чрезвычайных ситуаций и их последствий;
  • пожарное оборудование, объекты, снаряжение, используемые для осуществления первичного обеспечения тушения пожаров;
  • здания и имущество библиотек, расположенных на территории поселения;
  • то имущество, которое используется для развития спорта и массовой физической культуры;
  • объекты, составляющие культурное наследие местного значения;
  • то имущество, которое используется для обеспечения досуга и оказания культурных услуг населению поселения;
  • то имущество, которое предназначено для осуществления озеленения и благоустройства территории муниципального образования, включая имущество, предназначенное для обустройства мест общего пользования и массового отдыха граждан;
  • то имущество, которое применяется для сбора и вывоза мусора и бытовых отходов;
  • то имущество, которое используется для предоставления ритуальных услуг, организации и содержания мест захоронения на территории поселения;
  • то имущества, которое используется для официальной публикации нормативно-правовых актов муниципального уровня и иных сведений официального характера.

Комментарий к Ст. 215 ГК РФ

1. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях. Субъектами права муниципальной собственности являются муниципальные образования — городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения (ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

— жилой и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, возведенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения;

— жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные предприятия;

— объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов;

— предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;

— учреждения и объекты здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров), народного образования (кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями), культуры и спорта;

— другие подобные объекты.

2. Как и ст. 214 ГК РФ, комментируемая статья разграничивает казну и «распределенное» имущество муниципального образования (см. комментарий к ст. 214 ГК). Муниципальное образование не отвечает по своим обязательствам «распределенным» имуществом (п. 1 ст. 126 ГК). Юридические лица, созданные муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам.

3. От имени муниципальных образований права собственника осуществляют своими действиями органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Кроме того, по специальному поручению от имени муниципальных образований могут осуществлять правомочия собственника государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Следующая
Раздел имуществаКак проверить количество собственников квартиры

Перечень объектов, находящихся в муниципальной собственности муниципальных образований типа «муниципальный район»

В состав муниципального имущества муниципальных районов входят следующие объекты:

  1. то имущество, которое предназначено для межпоселенческого снабжения населения и предприятий электричеством, газом;
  2. автомобильные дороги, предназначенные для общего пользования, мосты другие инженерные сооружения транспортного назначения, и то имущество, которое предназначено для осуществления обслуживания этих сооружений и дорог между населенными пунктами;
  3. имущество, используемое для осуществления транспортного обслуживания граждан между поселениями, и транспорт пассажирского назначения;
  4. то имущество, которое предназначено для ликвидации и предупреждения чрезвычайных ситуаций и их последствий;
  5. здания и имущество межпоселенческих библиотек и коллекторов;
  6. то имущество, которое используется для переработки и утилизации промышленных и бытовых отходов;
  7. то имущество, которое предназначено для организации межпоселенческих мест захоронения;
  8. то имущество, которое используется для официальной публикации нормативно-правовых актов муниципального района и иных сведений официального характера;
  9. имущество, используемое с целью организации экологического контроля и его осуществления;
  10. то имущество, которое используется для организации охраны общественного порядка муниципальной милицией;
  11. то имущество, которое обеспечивает получение школьного и дошкольного образования, образования дополнительного, организацию детского отдыха во время каникул;
  12. то имущество, которое применяется для организации и оказания скорой и первичной медицинской помощи, помощи во времени и после родов, в период беременности и так далее;
  13. имущество архивных фондов, включая кадастров градостроительной и землеустроительной документации.

Виды муниципальной собственности

В настоящее время муниципальная собственность на земельные наделы представлена в четырёх видах:

  • Закрытая;
  • Публичная;
  • Нераспределённая;
  • Предоставленная.

К закрытым муниципальным земельным владениям относятся территории муниципальных предприятий с наличием пропускной системы, а также земли под зданиями правительственных и силовых структур.

Доступ на такие земли регламентируется отдельными подзаконными актами.

К публичной муниципальной собственности относятся участки, находящиеся в открытом доступе для граждан:

  • Дороги;
  • Скверы и парки;
  • Земли общего пользования.


юридических лиц

Важно учитывать, что свободный доступ к публичным землям муниципалитета не означает отсутствие регулирования правил такого доступа (например, правила дорожного движения). К нераспределённым муниципальным землям относят участки, предназначенные для предоставления в собственность или аренду отдельным категориям граждан или юридических лиц

К нераспределённым муниципальным землям относят участки, предназначенные для предоставления в собственность или аренду отдельным категориям граждан или юридических лиц.

В отношении нераспределённых земель межевые работы проводятся при необходимости выдела отдельного участка для предоставления в пользование.

Предоставленные земли муниципалитета – это бывшие нераспределенные земли, из которых постановлением земельного комитета исполнительной власти были выделены участки и предоставлены в аренду или безвозмездное пользование частным физическим и/или юридическим лицам.

Предоставленные земли выходят из муниципальной собственности в частную при их выкупе из аренды.

2.1. Государственная и муниципальная собственность

в системе отношений
собственности. Теоретические,

экономические и правовые
основы

Отношения собственности
можно рассматривать с двух сторон:
правовой (юридической) и экономической.

Во-первых, собственность
определяется отношением лиц к материалам,
вещам, иным благам, закрепленным за
этими лицами системой законов и
нормативно-правовых актов. Эти документы
определяют наличие права собственности,
выполняют регулирующую функцию
экономических и правовых основ
хозяйственной деятельности, определяют
и регулируют имущественные и другие
виды отношений, возникших в результате
владения, пользования и распоряжения
собственностью, т.е. юридический аспект
собственности определяет наличие прав
владеющего ею лица, но эти права не
безграничны. Они ограничены
нормативно-правовыми актами и правами
других лиц, имеющих собственность.

Если рассматривать
собственность как экономическую
категорию, то собственность представляется
как отношения между лицами, связанные
с присвоением материальных благ и
ценностей в обществе.

Какая-либо вещь не может
быть собственностью, пока не возникнет
отношений между двумя лицами, связанных
с присвоением этой вещи. Экономическая
природа возникновения собственности
определяет то, что выделяют объект
присвоения, субъект присвоения и само
экономическое содержание собственности.

Объекты присвоения:
материальные ценности, средства
производства, произведения искусства,
результаты научной деятельности
(интеллектуальная собственность),
информация, капитал и др. Субъектами
собственности могут выступать различные
юридические и физические лица, органы
местного самоуправления, государственные
органы власти и др.

Основополагающим объектом
собственности являются средства
производства. Именно эта категория
характеризует экономические отношения,
которые складываются при производстве,
распределении, обмене и потреблении в
обществе. Собственность на средства
производства определяет сущность
экономической системы.

Отношения, связанные с
собственностью, представляют собой
сложную систему отношений между объектами
и субъектами собственности, которые
проявляются не только в наличии у
субъекта собственности прав владеть,
пользоваться и распоряжаться объектом
собственности, но также и в возникновении
отношений между субъектами собственности
в процессе реализации своих прав.

Чтобы права субъектов
собственности не нарушались, государственный
институт права обязан урегулировать
имущественные отношения, тогда субъекты
владения наделяются правом собственности
(владение, пользование, распоряжение
имуществом).

По форме права собственности
выделяют:

— частную собственность
юридических и физических лиц;

— государственную
собственность;

— муниципальную
собственность;

— совместную собственность
(коллективную, кооперативную, акционерных
предприятий, товариществ, ассоциаций
и т.д.).

Форма собственности
определяется (должна определяться)
целесообразностью, эффективностью ее
применения относительно того или иного
объекта, исходя из особенностей каждой
формы собственности. Но при этом права
собственности применяются в равной
мере к каждой из описанных выше категорий,
то есть нельзя сказать, что распоряжаться
можно только частной собственностью,
а владеть только государственной.

Право владения
собственностью — возможность, закрепленная
юридически, хозяйственного господства
субъекта собственности над объектом.
Это право может быть законным и незаконным.
Законное владение предполагает наличие
правового основания. Существует такое
понятие, как презумпция законности,
которое применяется при рассмотрении
споров и определяет, что тот, у кого вещь
находится, имеет право на владение ею,
пока не доказано обратное.

Право пользования
собственностью — это возможность
извлекать из вещи полезные свойства.
Обычно право пользования опирается на
право владения, но бывают ситуации,
когда можно использовать вещь для
извлечения из нее полезных свойств, не
владея ею. Например, при аренде какого-либо
имущества арендатор временно (в
соответствии с условиями договора)
наделяется правом пользования не
принадлежащей ему собственностью,
единственное, это право может быть
ограничено собственником (арендодателем).

Право распоряжения — это
возможность определять «судьбу»
вещи через вступление в отношения с
другими лицами на основе совершения
юридических актов в отношении этой
вещи.

Специфический признак,
присущий данным правам, связан с тем,
что субъект собственности осуществляет
свои правомочия по своему усмотрению,
но при этом опираясь на закон.

Понятие и характеристика водных объектов

Определение 1

Водные объекты – это природные или искусственные водоемы, водотоки или иные объекты, временное или постоянное сосредоточение вод в которых обладает характерными формами и признаками водного режима.

При этом под водном режимом понимают изменение в течение времени уровня, объема и расхода воды в водных объектах.

Всю совокупность водных объектов по критерию особенностей их режима, морфометрических, географических и прочих характеристик можно разделить на две группы:

  • во-первых, водные объекты поверхностного характера;
  • во-вторых, водные объекты подземного характера.

В состав водных объектов поверхностного характера включаются:

  • моря или отдельные части морей, в том числе заливы, лиманы, бухты, проливы и прочее;
  • такие виды водотоков как каналы, ручьи, реки;
  • такие виды водоемов как пруды, водохранилища, озера и обводненные карьеры;
  • болота;
  • выход вод подземного характера природного типа, в том числе гейзеры и родники;
  • снежники и ледники.

Водные объекты поверхностного характера включает в себя поверхностные воды и покрытые ими земли в границах береговой линии.

Определение береговой линии различается для водных объектов разного типа:

  • береговая линия для морей определяется постоянным уровнем воды, или при периодическом изменении этого уровня в соответствии с линией максимального отлива;
  • береговая линия каналов, ручьев, рек, озер, обводненных карьеров определяется средним многолетним уровнем воды в период отсутствия льда;
  • береговая линия водохранилищ и прудов определяется в соответствии с нормальным подпорным уровнем воды;
  • береговая линия болот определяется в соответствии с границей залежей торфа на нулевой глубине.

Водные объекты подземного характера включает в свой состав:

  • во-первых, бассейны подземных вод;
  • во-вторых, горизонты водоносные.

Замечание 1

Определение границ водных объектов подземного характера регулируется законодательством о недрах.

Какие земли находятся в муниципальной собственности

В муниципальном владении могут находиться любые участки, расположенные внутри границ данного муниципалитета.

По происхождению права владения различают следующие виды муниципальных земель, в соответствии с пунктом 1 ст. 19 ЗК РФ:

  • Земли, переданные в распоряжение муниципалитета региональными или федеральными законодательными актами;
  • Участки, полученные при разграничении государственных владений;
  • Участки, приобретённые муниципальными властями;
  • Участки, полученные муниципальными властями бесплатно.

Бесплатно муниципалитету могут быть предоставлены земли из федерального или регионального фонда для реализации целевых программ или при изменении границ субъектов федерации.

Важно помнить, что к бесплатно полученным землям не относятся участки, полученные путём судебного взыскания у частных лиц, а также выморочные и отказные наделы. Муниципалитеты владеют в основном следующими категориями земель:

Муниципалитеты владеют в основном следующими категориями земель:

  • Землями поселений (свыше 95% всей площади муниципального образования);
  • Сельскохозяйственными землями;
  • Промышленными землями.
  • Земли стратегического и оборонного назначения находятся на закрытых территориальных образованиях, находящихся в ведении министерства обороны.

Формы собственности недвижимости

Собственность предусмотрена как неотъемлемое конституционное право субъекта владеть и распоряжаться недвижимым имуществом. Она представляет предельно свободное оперирование объектами, допускает имущественное распоряжение, позволяющее сдавать квартиры в аренду, наём, выставлять на торги.

Обозначенное право даёт наибольшие гарантии защиты имущества от притязания третьих лиц. А так же – полноправные полномочия на отчуждение объектов, ограниченные лишь соответствием законодательным нормам.

Принято выделять формы собственности, ориентирующиеся на статус правообладателя, за субъектом которого закрепляется земельный массив или участок, а так же здания и расположенные в нём жилые и нежилые помещения.

Дифференциация субъектов правообладания определена п.2 ст.9 Конституции РФ, а так же – статьями 209-217 ГК РФ.

В их числе:

  1. государственная;
  2. муниципальная;
  3. частная.

В свою очередь частная собственность подразделяется на:

  • личная – недвижимость физических лиц;
  • зарегистрированная на юридическое лицо;
  • общая: совместная и долевая.

Субъект владения недвижимостью получает право распоряжения отчуждённым в его ведение ресурсом, наряду с чем приобретает обязанность по добросовестному ее содержанию, а так же – ответственному управлению.

Система собственности местного самоуправления

По большому счету такой вид собственности включает в себя объекты имущества конкретного территориального формирования, представляющей важную роль в его общественном существовании с сохранением культурных традиции и памяти и в одинаковой степени служащей для удовлетворения нужд его населения. Таким образом, к числу имущества в муниципальном владении свободно можно отнести бюджетные средства местного значения, здания и учреждения во владении местной власти, различные фонды бюджетного и внебюджетного значения и другое. Не выделяя частностей, все объекты, принадлежащие муниципальной власти, можно разделить на 2 главные группы.

  1. В первую группу можно отнести объекты муниципального значения, которые были предоставлены органами местного самоуправления в собственность и для пользования, а также закрепленные за муниципальными предприятиями и формированиями.
  2. Во вторую входит казна местной власти, которая контролируется и хранится собственно муниципальными властями, но не имеет отношения к муниципальным учреждениям и предприятиям.

Первая группа отвечает, прежде всего, за общественно-социальные и производственные задачи, направленные напрямую в такие сферы.

  1. Образование.
  2. Культура.
  3. Медицина.

Выделяют несколько типов объектов, принадлежащих муниципальной власти

Вторая группа объектов выполняет задачи, которые касаются удовлетворений потребностей населения, находящегося и проживающего на конкретной территории. Такое имущество в первую очередь уплатами налога пополняет казну местного самоуправления. В эту группу также включают местный бюджет, фактическое движимое и недвижимое имущество местных органов власти, муниципальные земли и т.д. Муниципальное казначейство пополняется деньгами за счет финансовых средств местного бюджета, а также с участием частных предприятий, не закрепленных за муниципальными властями.

Из этого следует, что муниципальное имущество – одно из главных видов общественной собственности, содержащейся под контролем государства. Но несмотря на это, все имущество муниципального владения не является государственной собственностью.

Имущество муниципального владения не является государственной собственностью

К ее основной деятельности свободно можно отнести пособничество по разрешению различный видов проблем и вопросов на местном уровне среди учреждений, касающихся удовлетворения потребностей общества. Кроме того, собственность муниципального значения нужна и для реализации властями местного самоуправления своих прямых задач и обязанностей, и для деятельности муниципальных органов и систем в общем.

Состав муниципальной собственности

Собственность муниципалитета включает в себя широкий спектр объектов, к числу которых относятся следующие:

  • во-первых, имущество, которое предназначено для обеспечения решения вопросов, имеющих местную значимость;
  • во-вторых, имущество, которое предназначено для реализации делегированных органам муниципального управления государственных полномочий;
  • в-третьих, имущество, которое обеспечивает деятельность органов муниципального управления и должностных лиц муниципалитетов, служащих муниципалитетов, персонала муниципальных учреждений и предприятий в соответствии с нормативно-правовой базой органа муниципального управления представительного характера;
  • в-четвертых, имущество, которое используется для решения вопросов, находящихся в ведении органов муниципального управления, но не включенных в состав вопросов, имеющих местную значимость;
  • в-пятых, иное имущество, которое предназначено для реализации органами муниципального управления своих полномочий.

Замечание 2

Законодательством установлены требования о необходимости перепрофилирования или отчуждения муниципальной собственности, если она распространяется на объекты, не отвечающие целям использования муниципального имущества в соответствии с требованиями законодательства.

Процедура образования земельного участка из муниципальных земель

Земельный участок может быть образован из земель, находящихся в муниципальной собственности, в следующих случаях:

  • При предоставлении участка садоводческому иди дачному товариществу;
  • Для предоставления частному физическому или юридическому лицу в пользование;
  • При выделении участка организации, с которой заключен договор комплексного развития территории;
  • При выделении участка строительной организации для возведения жилых домов;
  • Для строительства линейных объектов;
  • Для строительства объектов муниципальных предприятий.

Образование земельного надела из муниципальных земель возможно только посредством принятия соответствующего постановления субъекта муниципальной собственности.

Таким субъектом в большинстве случаев выступает земельный или архитектурно-градостроительный комитет местной администрации.

Процедура выделения земельного участка из муниципальных земель в отдельный надел для предоставления в аренду или собственность состоит из следующих шагов:

  • Подача заявления в земельный комитет о предоставлении участка в пользовании;
  • Получение положительного решения комитета;
  • Заказ и проведение межевых работ по выделу земельного участка;
  • Предоставление в кадастровую палату межевого плана;
  • Выдача кадастрового паспорта на образуемый участок;
  • Утверждение участка в определённых границах земельным комитетом.

Образование земельного участка подразумевает выделение его отдельных границ таким образом, чтобы площадь нового участка соответствовала указанной в разрешении земельного комитета.

Межевые работы осуществляются частными геодезическими компаниями или кадастровыми инженерами, с которыми заключен договор подряда.

Важно учесть, что геодезические работы по определению границ участка, образуемого из муниципальных земель, осуществляются за счёт организации или физического лица, подавшего заявление на получение участка в пользование. Как получить земельный участок от государства за третьего ребенка? Читайте в нашей статье!

Как получить земельный участок от государства за третьего ребенка? Читайте в нашей статье!

Вся нужная вам информация про коллективно-долевую собственность находится в нашем материале.

Все вопросы связанные с разрешением на строительство вы можете найти тут.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации