Андрей Смирнов
Время чтения: ~16 мин.
Просмотров: 17

Конкурсное производство при банкротстве юридического лица

Подготовка документации и публикация извещения о проведении конкурса

На предварительном этапе заказчик принимает решение о необходимости закупки, выбирает оптимальный вариант ее проведения; формирует конкурсную комиссию (при необходимости) и определяет ее состав и должностные обязанности; утверждает положение о комиссии и привлекает экспертов (если это требует закупка).

Далее заказчик может приступать к разработке необходимой документации. Первоначально заказчику необходимо внести объект в план закупок и предусмотреть его в плане-графике, а также обосновать данную закупку. Также определяется НМЦК и приводится ее обоснование.

Затем в ЕИС публикуется извещение о проведении открытого конкурса. Сроки для публикации такого сообщения составляют, как минимум, 20 дней до вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.

Закон ФЗ-44 позволяет заказчику публиковать сведения о заказе в Интернете или СМИ, но это, в отличии от публикации в ЕИС, необязательное условие для размещения заказа.

В техническом задании на поставку необходимо максимально подробно описать предмет заказа: какого вида, класса, марки требуется предмет, какому ГОСТу он должен соответствовать.

Заказчик должен подготовить извещение о проведении контракта и конкурсную документацию. В извещении на проведение контракта необходимо прописать следующие сведения:

  • условия контракта;
  • количество и характеристики объекта госзакупки;
  • НМЦК;
  • место и время получения конкурсной документации;
  • способ подачи заявки на участие в конкурсе;
  • список документов, который запрашивается от участника;
  • сроки окончания подачи заявок;
  • время и место распечатки конвертов с заявками;
  • реквизиты для внесения обеспечения для участия в конкурсе;
  • виды запретов и ограничений для участия в данной закупке;
  • перечень льготных категорий участников и преференции для них;
  • каким образом вносятся изменения в извещения о закупке.

В опубликованное извещение допускается вносить правки. При этом такие параметры опубликованного контракта, как объект госзакупки и размер обеспечения, изменять не разрешается. Правки в извещение могут быть внесены не позднее, чем за 5 дней до окончания подачи заявок на участие в закупке.

Конкурсная документация на проведение конкурса, которая подлежит размещению в ЕИС, должна включать в свой состав:

  • название, подробная характеристика того, что закупается с обоснованием НМЦК;
  • валюта, в которой определяется цена контракта, и по которой производятся расчеты с победителем;
  • иногда прилагается инструкция по заполнению заявки на участие в конкурсе;
  • информация о том, каким образом будет оцениваться заявка на участие в конкурсе, а также значимость различных критериев;
  • сведения о способах отзыва заявки и порядок внесения в них изменений;
  • размер обеспечения заявки и условия банковской гарантии (последняя имеет ограниченный срок действия);
  • указание на возможность одностороннего отказа от контракта;
  • техническое задание, содержащее все требования к предмету закупки.

Конкурсная документация по закрытым конкурсам не публикуется в открытом доступе и предоставляется по результатам поступления запроса от заинтересованного лица. За предоставление конкурсной документации может быть предусмотрена плата.

В конкурсную документацию также допускается вносить изменения, но не позже, чем за 5 дней до конца подачи заявок. Изменения должны быть опубликованы в ЕИС в течение одного рабочего дня. Также необходимо уведомить всех участников посредством заказных писем или электронной почты в течение 2 рабочих дней.

Перечень исключаемого имущества для юрлиц

В конкурсную массу не могут включаться (на основании п. 2 ст. 131 127-ФЗ) следующие разновидности имущества:

  1. Имущество, которое изъято из оборота (по п. 2 ст. 129 ГК РФ). О таком имуществе необходимо уведомить его собственника и тот обязан принять его от конкурсного управляющего или передать иному лицу в течение полугода после даты получения уведомления (на основании п. 1, 2 ст.132 127-ФЗ).
  2. Имущественные права, которые связаны с личностью должника, а также права, которыми он обладает на основании лицензии на ведение определенной деятельности.
  3. Прочее имущество на основании 127-ФЗ.

Отдельную категорию имущества составляют социально значимые объекты, инфраструктурные объекты, объекты культурного наследия,  объекты соглашения о государственно-частном или муниципально-частном партнерстве и некоторые другие объекты, которые продаются только на специальных торгах по п. 4 ст. 132, ст. 110 127-ФЗ. Покупатель объектов должен гарантировать содержание объекта и его использование по целевому назначению.

Социально значимые объекты, которые не были проданы, переходят в собственность муниципальных властей, а жилищный фонд подлежит передаче собственнику по п. 5 ст. 132 127-ФЗ.

Последствия открытия конкурсного производства

Последствия открытия конкурсного производства заключаются в следующем:

  • прекращаются операции по начислению неустоек (штрафов, пеней), процентов и других штрафных санкций за ненадлежащее выполнение обязательств должника;

  • наступает срок исполнения всех текущих обязательств должника;

  • прекращаются операции, связанные с отчуждением имущества должника;

  • информация о финансовом состоянии должника больше не относится к коммерческой тайне или/и не является конфиденциальной информацией;

  • исполнительные документы, по которым операции прекратились, подлежат передаче судебными приставами-исполнителями конкурсному управляющему;

  • прекращают действовать полномочия генерального директора организации-должника;

  • снимаются наложенный ранее арест на имущество организации-должника и все другие ограничения по распоряжению имуществом организации-должника;

  • после принятия решения о признании индивидуального предпринимателя банкротом арбитражным судом и об открытии конкурсного производства государственная регистрация гражданина как индивидуального предпринимателя признается не действительной. При этом аннулируются все лицензии, которые были ранее ему выданы, на осуществление отдельных лицензируемых видов предпринимательской деятельности;

  • кредиторы могут предъявить свои требования к должнику только в ходе проведения процедуры конкурсного производства.

Порядок рассмотрения дел

Порядок рассмотрения дел о финансовой несостоятельности происходит в порядке, который регламентирован в 127-ФЗ:

  1. Кредитор, уполномоченная инстанция или должник подают в арбитражный суд заявление о признании компании финансово несостоятельной.
  2. Назначается первое судебное заседание по вопросу обоснованности заявления о банкротстве. Если заявление было признано обоснованным, то суд вводит в отношении должника процедуру наблюдения и назначает кандидатуру временного управляющего.
  3. В течение месяца после введения наблюдательного этапа кредиторы должника передают в суд ходатайства о включении их требований в реестр, и суд по итогам их рассмотрения выносит определение о включении требований в реестр или об отказе.
  4. Проводится первое собрание кредиторов с участием тех субъектов, которые были включены в реестр в установленные сроки. На нем кредиторы определяются с предпочтительным следующим этапом дела о банкротстве через голосование.
  5. Временный управляющий передает суду протокол собрания кредиторов и отчет по результатам анализа финансовой документации должника. По результатам наблюдения суд может принять одно из следующих решений: закрыть дело о банкротстве, перейти к внешнему управлению, финансовому оздоровлению или конкурсному производству.
  6. При введении процедуры финансового оздоровления в суд необходимо представить график погашения задолженности, утвержденный на собрании кредиторов, сведения о гарантах и поручителях исполнения обязательств по графику либо план по восстановлению платежеспособности при отсутствии гарантов. По результатам этапа финансового оздоровления арбитражный управляющий отчитывается перед судом о результативности указанной процедуры. Если удалось погасить всю задолженность перед кредиторами и восстановить платежеспособность, то дело о банкротстве прекращается. Иначе вводятся внешнее оздоровление или конкурсное производство.
  7. При введении внешнего управления руководство должника отстраняется от дел, и менеджерские функции передаются внешнему управляющему. Он должен разработать комплекс мероприятий по восстановлению платежеспособности. При удачном завершении этапа должнику удастся решить проблему с долгами, иначе ему грозит конкурсное производство.
  8. Конкурсное производство – финальная стадия признания компании финансово несостоятельной. Если судом назначается данный этап, то он также должен утвердить кандидатуру конкурсного управляющего. По истечении 2 месяцев после введения конкурсного производства должен быть закрыт реестр кредиторов. На данной стадии производится инвентаризация и оценка имущества должника, а затем его продажа на открытых торгах. Вырученные средства распределяются управляющим между кредиторами в порядке очередности: в первую очередь, нужно погасить требования перед гражданами с требованиями по компенсациям причиненного вреда жизни и здоровью, во вторую – долги в части выходного пособия и зарплаты, в третью – перед кредиторами и уполномоченными инстанциями. Непогашенная задолженность по результатам конкурсного производства списывается.
  9. Конкурсный управляющий передает в суд ходатайство о завершении конкурсного производства и его результатах: какой объем требований удалось погасить и какой остался непогашенным.
  10. При принятии судом определения о завершении конкурсного производства оно передается в ФНС. Данное определение является основанием для ликвидации компании и исключения сведений о ней из реестра.

Выше описан общий порядок прохождения процедуры банкротства в арбитражном суде. Но в действительности необязательно, чтобы все возможные этапы несостоятельности были пройдены должником. Нередко суд приходит к выводу о невозможности восстановления платежного баланса в компании и нецелесообразности введения реабилитационных мероприятий. Поэтому дело о банкротстве ограничивается двумя этапами: наблюдением и конкурсным производством.

Стороны на любом этапе процесса могут заключить мировое соглашение в деле о банкротстве, и это является основанием для завершения процедуры.

Законодательством также установлен порядок упрощенного банкротства в отношении ликвидируемого или отсутствующего должника, специализированного и ипотечного агента

Для отдельных компаний также действует отдельный порядок банкротства: в частности, для банков, страховых, застройщика или стратегически важного предприятия

Каким составом суда рассматривается дело о банкротстве юрлица

Арбитражный суд выступает федеральным органом власти. Его структура и состав зависят от характера дела и уровня его рассмотрения (окружной, региональный).

Процедура банкротства в арбитражном процессе находится в ведении арбитражного суда независимо от состава участников и их количества. Ни один судебный и контролирующий орган более не имеет права на рассмотрение такого рода дел (включая третейский суд).

Рассмотрение дела о банкротстве осуществляется на основании поданного в суд заявления о признании юрлица финансово несостоятельным. Заявление о признании компании банкротом могут инициировать кредиторы, уполномоченные органы и сам должник. Право передать заявление принадлежит заинтересованным сторонам, если юридическое лицо соответствует признакам банкротства: размер его задолженности перед кредиторами составляет более 300 тыс. р., а просрочка превысила 3 месяца.

Основанием для рассмотрения дела о банкротстве может стать факт отсутствия хозяйственной деятельности должника, нахождение его в стадии ликвидации или отсутствие у должника средства для погашения судебных издержек в деле о банкротстве.

Заявление о банкротстве арбитражного суда подается по месту регистрации юрлица (его юридическому адресу). Участниками экономического спора о признании должника финансово несостоятельным становятся:

  1. Банкрот.
  2. Кредитор.
  3. Конкурсный управляющий.
  4. Уполномоченный орган (в частности, ФНС).
  5. Лицо, которое отвечает за обеспечение сохранности имущества на этапе финансового оздоровления.
  6. Представители участников.
  7. Прочие заинтересованные лица, которые участвуют в деле на законных основаниях.

Перечисленные выше участники процесса наделены правом обращаться в суд с ходатайствами о проведении экспертизы о признании банкротства должника фиктивным или преднамеренным.

В ходе процесса банкротства арбитражный судья единолично принимает заявления о признании компании банкротом, рассматривает обоснованность требований кредиторов, запросы от участников процесса, выносит определения о введении и окончании того или иного этапа банкротства. В процессе также участвует секретарь, которые ведет протокол судебного заседания.

За рассмотрение дела о несостоятельности также может отвечать коллегиальный состав судей, если возникает в этом необходимость, например, ввиду повышенной сложности дела.

В чем преимущества статуса банкрота для физлица

Первое очевидное преимущество — списание долга и возможность избавиться от непосильных обязательств перед заимодателями. Вариантов развития событий много, но ориентировочный план таков. Если у человека имеется источник стабильного дохода, то может быть назначен график платежей по денежным обязательствам. График составляется с учетом финансовых возможностей должника. Если в течение трех лет физлицо сможет выплатить оговоренную сумму, то будет избавлено от других обязательств. Если эти условия гражданин выполнить не в состоянии, то решением суда назначается процедура реализации имущества.

Еще один плюс заключается в том, что суд полностью учитывает возможности должника. После того как лицо признается банкротом, ни коллекторы, ни кредиторы больше не имеют права предъявлять свои требования и претензии. Все вопросы решаются только в судебном порядке. С момента признания неплатежеспособности приостанавливается начисление штрафов, процентов и других санкций. При необходимости физические лица  всегда могут обратиться к грамотным юристам, которые помогут быстро и безболезненно осуществить инициирование несостоятельности. К выбору юридической компании, которая окажет помощь, необходимо подходить серьезно и ответственно, поскольку от профессионализма юристов во многом будет зависеть успех дела.

Нормативное регулирование

Процесс регулируется при помощи следующих
нормативных актах:

  • ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
  • ФЗ-47 «Об исполнительном производстве»;
  • частично может применяться Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.12.2010 № 63 «О некоторых вопросах, связанных с применением главы III.1 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Чтобы ускорить официальное признание себя банкротом, человек должен удостовериться, что финансовый управляющий направил решение суда работающему приставу. Особенно эффективно делать это через главное Управление федеральной службу судебных приставов.

Местные сотрудники обязаны уведомлять работающих приставов о судебном решении. Поэтому все нежелательные аресты, применяемые к должнику, будут сведены к минимуму – вступит в действие пункт 7 части 1 ФЗ-47.

Cуть заключающей стадии банкротства

При финансовой несостоятельности и неспособности выплачивать кредитные долги единственный официальный путь закрытия обязательств – процедура банкротства.

В итоге судебных решений ООО, ОАО или другие фирмы объявляются несостоятельными и ликвидируются. Но должник, по сути, своей бизнес-активности не обязан прекращать совсем, но на время конкурсных процедур бизнесом будет назначенный управляющий. Также всегда есть вариант решить все проблемы путем соглашения.

Их реализуют законным путем – через аукцион, а вырученные средства направляют на погашение на максимально возможном и доступном уровне либо соразмерно в связи с суммой займов.

Цели конкурсного процесса (КП):

  • проанализировать ценность имущества и аккумулировать финансы для выполнения долговых обязательств (конкурсной массы), включая средства нематериальных активов;
  • обменять конкурсную массу на финансовый эквивалент;
  • выполнить обязательства перед кредиторами – частично или полностью;
  • ликвидировать обанкротившегося предпринимателя или юрлицо.

Условие подачи заявления на банкротство и исполнительное производство после банкротства физического лица включает два пункта:

  • долг должен составлять сумму свыше 500 тыс. рублей, без учета пеней, неустоек;
  • существует просроченность по выплатам более 3 месяцев.

В вопросах об исполнительном производстве к несостоятельности граждан также предъявляются требования – должник должен на момент оформления банкротства не выплачивать долг своим кредиторам и иметь доход и имущества по общей стоимости меньше 10%, чем все финансовые обязательства.

Если все критерии соблюдены, можно пойти к юристу и собрать все бумаги. Есть также вариант упрощенного банкротства физических лиц.

Есть варианты развития событий, кроме банкротства: реструктуризация суммы, мировое соглашение, распродажа имущества. Скорее всего, по итогам банкротства будет реализовано все доступное имущество для погашения проблемной суммы.

Для физлиц производство по делам о несостоятельности банкротстве — не очень выгодный вариант с той точки зрения, что придется оплатить услуги юриста и управляющего. Также нельзя будет вести обычную деловую деятельность – все активы и банковские счета будут под контролем управляющего, деньги будут заморожены на время судебного процесса.

Будет распродано все имущество, кроме самого необходимого. Также 3 года нельзя будет вести бизнес – учреждать юрлица, состоять в управляющих органах, ограничения на выезд также возможны.

Конкурсная процедура

Конкурсные процедуры способствуют поднятию престижа должности, привлечению большего количества кандидатов, повышению объективности решения о приеме на работу, демократизации и открытости сферы управления человеческими ресурсами, внедрению новых технологий кадровой работы, более качественному сбору персональной информации о сотрудниках, а также формированию команд.

Технология построения конкурсных процедур может быть различной и в существенной степени определяется профилем организации, сложившимися социально-экономическими, политическими и психологическими условиями, профессионализмом привлеченных специалистов в области оценки профессиональных, деловых и личностных качеств кандидатов.

Отработана система гласной, открытой конкурсной процедуры определения претендентов и подведения итогов. Рассмотрение конкурсных материалов, обсуждение кандидатур, рекомендации по лауреатам осуществляют независимые экспертные советы, в состав которых входят наиболее уважаемые ученые и общественные деятели Нижегородской области.

Использование конкретных методов ( или их сочетания) производится в соответствии с двумя принципами: 1) адекватностью конкурсных процедур сложившейся ситуации имеющимся ресурсам и целям организаторов конкурса; 2) сочетаемостью конкурсных процедур между собой с учетом избранных парадигм проведения конкурса.

Отбор — это способ, позволяющий в любых условиях провести наиболее демократичную и в значительной степени свободную от субъективизма конкурсную процедуру.

Использование конкретных методов ( или их сочетания) производится в соответствии с двумя принципами: 1) адекватностью конкурсных процедур сложившейся ситуации имеющимся ресурсам и целям организаторов конкурса; 2) сочетаемостью конкурсных процедур между собой с учетом избранных парадигм проведения конкурса.

В целом, приказ губернатора Санкт-Петербурга № 85 — п от 16 ноября 1998 года Об организации деятельности структурных подразделений Администрации Санкт-Петербурга по закупке продукции для государственных нужд Санкт-Петербурга позволял не только серьезно совершенствовать уже проводимую работу, объединяя и координируя ее под единым началом, но, самое важное, он, наконец, инициировал формирование специальной нормативной и методологической базы по городскому заказу, создание условий, благоприятствующих скорейшему внедрению конкурсных процедур.

Конкурс может проходить в несколько этапов. Организация конкурсных процедур предполагает их подготовку, проведение и подведение итогов.

Как известно, гражданская сфера инноваций достаточно открытая. Но порой сам заказчик, и привлекаемые подрядчики бывают заинтересованы в засекречивании научно-технических проектов и программ. Это обусловлено как требованиями коммерческой тайны в области ноу-хау и возможного экспорта новейшей продукции в зарубежные страны, так и необходимостью сохранности научно-технических достижений от иностранных разведок. В этой связи применение конкурсных процедур не может не носить ограниченного характера.

Преимущества банкротства для организации-должника

Процесс банкротства для юридического лица достаточно сложен и длителен. Кроме того, при осуществлении данного процесса следует понимать, что неизбежными будут многочисленные проверки, проводимые разными государственными органами, так как необходимо проверить, является ли банкротство фиктивным или нет.

Однако у данной процедуры для юридических лиц при всех видимых ее недостатках есть и ряд преимуществ, а именно:

  • происходит временная приостановка проводимых процессов по взысканию долгов и процентов по ним перед различными видами кредиторов;
  • снятие арестов, наложенных судебными приставами, со всех имеющихся видов имущества, что позволяет пользоваться им в свободной форме до момента, пока не будет принято решение о реализации такого имущества с торгов;
  • приостановка деятельности приставов (за исключением определенных категорий существующих исполнительных листов, которые были выданы до начала процедуры банкротства), а также проводимых мероприятий по продаже имущества должника с целью погашения требований, зафиксированных в исполнительных листах;
  • снятие блокировки с имеющихся счетов, в том числе если такая блокировка осуществлена по решению суда на основании ходатайства государственных органов, например, Федеральной налоговой службы;
  • возврат возможных сумм переплат по налогам (если такая переплата осуществлена на основании некорректно подсчитанных деклараций, например, от суммы стандартного годового оборота, а в последние месяцы календарного года оборот упал, что стало причиной банкротства). Однако такую переплату возможно возместить только в том случае, если удастся доказать, что она имеет причину некорректных подсчетов, произведенных сотрудниками налоговых органов;
  • возможность сократить объем своих долгов перед кредиторами при условии проведения скупки долгов третьими лицами с использованием механизма дисконта. В этом случае кредитору третьим лицом предлагается выкупить имеющийся долг юридического лица-банкрота перед таким кредитором, но не по его номинальной стоимости (сумма фактической задолженности), а с учетом скидки (за счет сокращения объема процентов, которые должны быть выплачены, что и становится скидкой или дисконтом). В этом случае кредитор при условии согласия на такое действие получает частичное погашение задолженности перед ним, а у организации-должника появляется возможность расчета за меньший объем задолженности;
  • наложение моратория на действия кредиторов, в том числе по начислению процентов и неустоек по имеющимся долгам;
  • в случае отсутствия средств для погашения долгов компании имеющиеся задолженности возможно списать. Однако для этого необходимо подтвердить полную невозможность погашения их даже за счет продажи имеющегося имущества и привлечения к субсидиарной ответственности руководителя организации и ее учредителей.

Однако для того, чтобы реализовать все перечисленные преимущества, необходимо, чтобы назначенный арбитражный управляющий и специально привлеченные лица, например, юристы по банкротству, имели возможность полностью изучить всю структуру бизнеса и найти наиболее оптимальные варианты для разрешения сложившейся ситуации, чтобы предпринять попытки восстановить финансовое состояние компании.

Дата завершения конкурсного производства

После внесения записи о ликвидации должника в ЕГРЮЛ конкурсное производство считается завершенным, и сведения о ликвидации публикуются непосредственно регистрирующей инстанцией.

Именно дата внесения в реестр сведений о ликвидации должника совпадает с датой завершения конкурсного производства.

Рассматриваемое положение законодательства согласуется с нормой п. 6 ст. 22 ФЗ-129 от 2008 г., в которой определяется, что ликвидацию юрлица можно считать завершенной, а компания воспринимается как прекратившая деятельность после внесения сведений об этом в ЕГРЮЛ.

Ранее указанное правило формулировалось в законе о банкротстве более детально. В ФЗ от 1998 года было сказано, что с момента внесения записи в ЕГРЮЛ полномочия конкурсного управляющего прекращались, конкурсное производство считалось завершенным, а юридическое лицо — ликвидированным.

Таким образом, ст. 149 127-ФЗ регулирует вопросы завершения конкурсного производства. В ней прописано, какие решения может принять суд по результатам процедуры, в какие сроки он передает вынесенное определение в ФНС, и когда вносится отметка о ликвидации юрлица в ЕГРЮЛ. Также здесь прописаны некоторые нюансы, связанные с обжалованием вынесенных определений судом.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации