Андрей Смирнов
Время чтения: ~15 мин.
Просмотров: 0

Какие изменения произойдут в жизни россиян с 1 августа

Поправки, предложенные к первому чтению

Согласно предложенным поправкам в статью 81 (глава 4, «Президент РФ»), главой государства может быть избран гражданин РФ, достигший возраста 35 лет, проживающий в России не менее 25 лет, не имевший и не имеющий иностранного гражданства или вида на жительство (требование 25-летнего ценза оседлости не касается жителей Крыма и Севастополя, в 2014 году вошедших в состав России по итогам референдума). Согласно действующей редакции основного закона, президентом может избираться гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. При этом поправки снимали действующее ограничение на занятие поста президента более двух сроков подряд.

Требования об отсутствии иностранного гражданства или вида на жительство было предложено закрепить в отношении глав регионов, членов Совета Федерации и депутатов Госдумы, членов правительства и руководителей других федеральных ведомств, судей.

Изменения в Конституцию предполагают также право президента вносить в Совет Федерации представления о прекращении полномочий судей Конституционного и Верховного судов. В настоящее время решение о прекращение полномочий членов КС может принять только сам суд, а полномочия судей ВС прекращаются либо в связи с истечением срока их пребывания в должности (шесть лет), либо досрочно по решению Высшей квалификационной коллегии судей. Также глава государства наделяется правом не подписывать принятые обеими палатами парламента законы, если по его запросу КС признает их не соответствующими Конституции РФ. В настоящее время президент также может отклонить принятые парламентариями законы, но Госдума и Совфед могут преодолеть вето, повторно поддержав отклоненный закон квалифицированным большинством голосов (две трети депутатов и сенаторов соответственно).

В Конституцию РФ также было внесено положение о Государственном совете, состав которого формирует президент. К ведению совета будет отнесено определение основных направлений внутренней и внешней политики РФ, а также приоритетных направлений социально-экономического развития государства. Статус и полномочия Госсовета будут определяться специальным федеральным законом.

Государственная дума, согласно предложенным изменениям, сможет не просто согласовывать, а утверждать кандидатуры премьер-министра и членов правительства, после чего они будут назначаться на должности президентом. При этом глава государства не может отклонить утвержденные Думой кандидатуры.

Руководителей федеральных органов власти, ведающих вопросами обороны, внутренних дел, безопасности, иностранных дел, чрезвычайных ситуаций, юстиции, предлагается назначать после консультаций с Совфедом. Кроме того, верхняя палата парламента получит право участвовать в консультациях по кандидатурам прокуроров регионов, прекращать по представлению главы государства полномочия судей КС, ВС, а также кассационных и апелляционных судов.

Состав Конституционного суда было предложено сократить с 19 до 11 судей. При этом КС передаются полномочия проверять по запросу президента принятые Госдумой законопроекты еще до их подписания главой государства.

Президентский законопроект также закрепляет приоритет российской Конституции над решениями межгосударственных органов, членами которых является РФ.

В основном законе предполагается зафиксировать ряд социальных обязательств государства. Это касается, в частности, гарантии минимального размера оплаты труда не менее величины прожиточного минимума, индексации социальных пособий и пенсий.

Как повлияют поправки на конституционный строй РФ

Принимаемые поправки призваны сделать политическую систему РФ более сбалансированной, с более дифференцированной системой сдержек и противовесов между ветвями и уровнями власти. Отдельного внимания заслуживает именно усиление роли регионов через повышение значимости института губернатора. Это идет в противовес с ранее доминирующей тенденцией на централизацию власти. Некоторые эксперты предположили, что сам В. В. Путин может занять определенный пост в Госсовете и сохранить за собой важнейшие властные рычаги.

Важное значение имеет усиление законодательной ветви власти через передачу Госдуме отдельных полномочий по утверждению Правительства. Но это не означает перехода РФ к парламентской республике, так как глава государства сохраняет за собой статус ключевой фигуры в политической системе, и именно у него сконцентрированы ключевые функции

Что касается закрепления ряда социальных обязательств в Конституции в части зарплат и пенсий, то они не окажут существенного влияния на социально-экономическую ситуацию, так как эти нормы и в текущий момент находятся в рамках федеральных законов.

Можно предполагать, что вынесение конституционных поправок на референдум призвано придать легитимность измененному политическому строю и дать возможность рядовым гражданам ощутит сопричастность с принимаемыми важнейшими решениями на федеральном уровне.

Таким образом, изменения в Конституцию, которые предложил Президент РФ, распространили свое действие на социальные обязательства государства перед гражданами, на положение чиновников и главы государства, а также на конфигурацию политической системы

С учетом важности и значимости поправок предполагается, что окончательное решение по их дальнейшей судьбе примут российские граждане на референдуме

С каким из следующих тезисов о роли Конституции вы бы согласились?

Конституция гарантирует права и свободы гражданКонституция нужна для закрепления социальных гарантийКонституция необходима для поддержания порядка в странеКонституция важна как документ, регулирующий полномочия Президента

Увеличение пенсий

Фото: depositphotos/yli9445yli9445

С 1 августа повышается размер выплат трем категориям пенсионеров. В частности, выплаты работающим пенсионерам. Ежегодно такие пенсии могут увеличиваться не более чем на три балла, поэтому максимальная прибавка составит 279 рублей. Пересчитать размер выплат в Пенсионном фонде должны автоматически, то есть никакого заявления писать не нужно.

Также в этом месяце повышается и накопительная пенсия – она увеличивается на 9,13%. Перерасчет коснется 80 тысяч пенсионеров.

Повышение выплат на 7,99% получат и участники программы софинансирования пенсионных накоплений, которым сформированные средства выплачиваются не накопительной пенсией, а срочной пенсионной выплатой. Перерасчет затрагивает порядка 32 тысяч человек.

Какие поправки предложил Президент

В ходе Послания Федеральному собранию Президент предложил закрепить в Конституции изменения по 10 пунктам:

  1. Приоритет Конституции РФ над международным правом на территории страны. Фактически это означает, что международные договоренности, подписанные РФ, действуют только в той части, в которой они не ограничивают права и свободы граждан и не противоречат Конституции. В настоящее время международное право по Конституции выступает составной частью правовой системы. Если международный договор устанавливает отличные от российских законов правила, то применяются нормы международного договора. Таким образом, данная поправка направлена на укрепление российского суверенитета.
  2. Ужесточение требований к кандидатам на президентский пост. Теперь для того, чтобы претендовать на президентский пост, кандидат должен проживать в стране в течение не менее 25 лет и не иметь иностранного гражданства. Пока же в числе требований к кандидатам в президенты значатся возраст не менее 35 лет и постоянное проживание в РФ не менее 10 лет.
  3. Запрет на иностранное гражданство или иностранный вид на жительство для представителей власти. Такие запреты предполагается распространить на глав регионов, депутатов Госдумы, министров, судей и ряд других должностных лиц («критически важные» должности). Указанный запрет действует и сегодня, но предполагается закрепить его на конституционном высшем уровне.
  4. Изменение статуса и полномочий Госсовета (действует с 2000 года) и усиление позиций губернаторов. Эксперты полагают, что данный губернаторский институт доказал свою эффективность, в связи с чем его роль и значение нужно повышать. Президент предложил повысить роль губернаторов в процессе принятия значимых для федерального уровня власти решений.
  5. Изменение роли парламента. Теперь кандидатура Премьера должна пройти утверждение Госдумой, а Президент не вправе отклонить одобренного кандидата. Помимо утверждения кандидатуры Председателя Правительства, предполагается, что Госдума примет участие в формировании Правительства. Сейчас эти полномочия, которые передаются Парламенту, являются прерогативой Президента. Тем не менее за главой государства сохранится право на отстранение главы Правительства или иных министров при утрате доверия или ненадлежащем исполнении должностных функций. За Президентом также будет сохранено право руководства ВС и силовыми структурами.
  6. Изменения в назначении руководителей силовых ведомств и прокуроров регионов. Теперь такие назначения Президент сможет сделать только по результатам предварительных консультаций с Советом Федерации.
  7. Закрепление в Конституции РФ социальных гарантий. Законодательно закреплено условие, по которому МРОТ должен быть не ниже прожиточного минимума. Предлагается ввести это правило в Конституцию. Еще одна «косметическая поправка» – это закрепление норм об индексации пенсий и достойного пенсионного обеспечения. Пенсия в настоящий момент индексируется 2 раза в год, но Конституция этот вопрос не регулирует.
  8. Усиление роли Конституционного суда. К новым правам Конституционного суда отнесут право проверки законопроекта на конституционность по запросу Президента.
  9. Наделение Совета Федерации полномочиями отрешать от должностей судей КС РФ и ВС РФ. Снятие с должности судей такого уровня допускается по представлению Президента и при совершении ими грубых проступков, порочащих честь и достоинство.
  10. Закрепление принципов единой системы власти. Предлагается также убрать ограничение «не более двух президентских сроков подряд» и заменить на «не более двух президентских сроков». Хотя сам Президент подчеркнул, что этот вопрос не является принципиальным. По действующей редакции один Президент не может находиться у власти более двух сроков подряд. Именно это положение Конституции позволило самому В. В. Путину получить пост Президента в третий раз в 2012 году и в четвертый раз в 2018 году.

Президент уже создал рабочую группу по подготовке конституционных поправок, в которую вошли 75 человек.

⚡ Голосование за поправки в Конституцию 1 июля 2020 года

1 июля 2020 года пройдет всероссийское голосование по поводу пакета поправок, вносимых в Конституцию РФ. Ответим на самые распространённые на сегодняшний день вопросы.

Дата голосования

Когда назначалось голосование, никто не ожидал эпидемии. Президентом было подчеркнуто, что в случае, если ситуация с коронавирусом станет критической, возможен перенос голосования на другую дату. Так и произошло: с 22 апреля голосование было перенесено на 1 июля в связи с возможностью вернуться к совместной работе над поправками в Конституцию. Этот день официально сделают выходным.

При этом допускается, что проголосовать гражданам можно будет не только 1 июля, но и в течение шести дней до этой даты: с 25 по 30 июня. Таким образом, проголосовать можно будет в течение 7 дней, включая дату 1 июля. Заявления на досрочное голосование писать не потребуется.

Частично голосование проведется в дистанционном формате, однако, список регионов, которым будет доступен такой формат, пока неизвестен. От голосования по почте было принято решение отказаться.

Меры безопасности

Все участники будут рассредоточены во времени и пространстве: за один час на избирательный участок смогут пройти не более 8 человек. Все члены избирательной комиссии, участники и наблюдатели будут обеспечены масками, перчатками, а также одноразовыми ручками.

Кроме этого, членам избирательной комиссии планируется провести тесты на коронавирус, а на входе в избирательный участок – измерять температуру.

Иностранным студентам разрешат подрабатывать

Фото: Москва 24/Александр Авилов

С 5 августа иностранные студенты-очники могут легально подрабатывать в свободное от учебы время. Устроиться на работу получится без специальных разрешений и патентов.

Для трудоустройства потребуется только справка из института или колледжа. Но сразу после окончания обучения трудовой договор должен быть расторгнут.

Депутат Михаил Емельянов пояснил, что вступающие в силу поправки позволят иностранным студентам легально работать и получать белую зарплату.

«Понятно, что большинство из них и так работает, но они вынуждены трудиться по каким-то серым схемам. Теперь же у них появится возможность устроиться на законную работу, получать легальную зарплату и отчислять налоги – это легализация данного сектора деятельности», – подчеркнул парламентарий.

«Детские» пособия увеличатся, а компенсационную выплату по уходу за ребёнком отменят

Пособие по беременности и родам вырастет на 4–29 тысяч ₽

Когда с 1 января

  • от 55 831 ₽ до 322 192 ₽ — при обычных родах;

  • от 62 212 ₽ до 359 014 ₽ — при осложнённых родах;

  • от 77 366 ₽ до 446 466 ₽— при многоплодной беременности.

Пособие по уходу за ребёнком до 1,5 года вырастет на 249–1833 ₽ в месяц

Когда: с 1 января и с 1 февраля

  • С 1 января: минимум на первого ребёнка — 4852 ₽ в месяц;

  • с 1 февраля: минимум на второго и последующего ребёнка — 6804 ₽ в месяц.

Максимальный размер пособия составляет 40% от среднего заработка за два последних года (но он ограничен максимальной величиной среднего дневного заработка).

С 1 января: максимум — 27 985 ₽ в месяц.

Единовременное пособие при рождении ребёнка вырастет на 664 ₽

Когда с 1 февраля

Если ребёнок родится после февраля 2020 года, то его матери выплатят 18 144 ₽.

Пособие за постановку на учёт в ранние сроки беременности вырастет на 24 ₽

Когда с 1 февраля

За постановку на учёт в ранние сроки беременности с февраля 2020 года будущим мамам выплатят 680 ₽.

Компенсационную выплату по уходу за ребёнком до 3 лет отменят

Когда с 1 января

Выплата составляла 50 ₽ в месяц. При этом те, кому эта выплата уже была назначена, продолжат её получать.

Материнский капитал вырастет до 466 617 ₽

Когда с 1 января

Раньше материнский капитал составлял 453 тысячи ₽.

Госдума и Совет Федерации

Согласно закону, министры так называемого силового блока назначаются на должности президентом после консультаций с Советом Федерации. Кроме того, члены верхней палаты парламента получают право официально именоваться сенаторами.

В их число смогут входить также не более 30 представителей РФ, назначаемых президентом; из них не более семи могут быть назначены пожизненно.

Госдума, согласно закону, утверждает кандидатуру председателя правительства по представлению президента, а также вице-премьеров и федеральных министров, кроме «силовых», по представлению премьера.

Закон конкретизирует порядок вынесения вотума недоверия Думой правительству. В частности, указывается, что в случае вотума недоверия правительству президент не будет обязан отправлять его в отставку или распускать Госдуму.

Процедура внесения изменений в Конституцию РФ

Согласно ст. 134 основного закона, предлагать изменения в текст конституции могут президент, Совет Федерации (СФ), Государственная дума, правительство, законодательные органы субъектов Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов СФ или депутатов Госдумы. Поправки в конституцию могут быть внесены указом президента РФ, федеральным конституционным законом, законом РФ о поправке к конституции.

Ключевые положения Конституции — основы конституционного строя (гл. 1), права и свободы человека и гражданина (гл. 2) и принципы изменения конституции (гл. 9) — не могут быть пересмотрены Федеральным собранием. В случае, если их изменение поддержат три пятых от общего числа членов Совета Федерации и Госдумы, производится созыв Конституционного собрания. Оно должно принять решение о сохранении действующего основного закона или разработать проект новой Конституции. Новый основной закон может быть принят самим Конституционным собранием двумя третями голосов от общего числа делегатов, либо вынесен на всенародное голосование. В последнем случае Конституция считается принятой, если ее поддержали более половины принявших участие в голосовании (оно считается состоявшимся только при участии более половины избирателей).

Поправки, касающиеся федеративного устройства РФ, органов исполнительной, законодательной, судебной власти, местного самоуправления, принимаются законом РФ о поправке к Конституции и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ.

Изменения в ст. 65 Основного закона, где перечисляются субъекты РФ, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта. При простом изменении названий регионов изменения в ст. 65 вносятся указом главы государства.

О правах и обязанностях президента

В ст. 83 уточняются полномочия главы государства.

  • Назначает председателя правительства, кандидатура которого утверждена Госдумой по его представлению (ранее — с согласия Госдумы) и освобождает главу кабинета министров от должности.
  • Осуществляет общее руководство правительством.
  • Утверждает по предложению главы правительства структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения, определяет, какими органами руководит он сам, а какими — кабинет министров. В случае если глава кабмина освобожден от должности президентом, вновь назначенный премьер-министр не представляет президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.
  • Принимает отставку премьер-министра, вице-премьеров, министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, которыми руководит.
  • Назначает на должность вице-премьеров и министров, кандидатуры которых утверждены Госдумой, и освобождает их от должности.
  • Назначает после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности.
  • Представляет Совету Федерации кандидатуры на должность председателя, заместителя председателя и судей Конституционного суда, а также главы, его заместителей и судей Верховного суда; назначает председателей, заместителей председателей и судей других федеральных судов.
  • Вносит в Совет Федерации представление о прекращении полномочий председателя, заместителя председателя и судей Конституционного суда, а также главы, его заместителей и судей Верховного суда, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в других предусмотренных законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий.

Назначение и освобождение от должности прокуроров

Назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности генпрокурора, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ; назначает и освобождает от должности иных прокуроров в соответствии с законом.

Формирование Счетной палаты

Представляет Совету Федерации кандидатуры на должность главы и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты; представляет Госдуме кандидатуры заместителя председателя и половины аудиторов Счетной палаты.

Формирование Госсовета

Формирует Госсовет РФ в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики России и приоритетных направлений социально-экономического развития государства. Статус Госсовета определяется федеральным законом.

Формирование и руководство Советом безопасности

Формирует и возглавляет Совет безопасности, который содействует главе государства по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз. Статус Совбеза определяется федеральным законом.

Формирование Администрации президента

Формирует Администрацию президента в целях обеспечения реализации своих полномочий.

Госсовет и КС РФ

Резонансным стало предложение прописать в Конституции право главы государства формировать Госсовет «в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства». Однако все нюансы статуса Госсовета будут определены позже федеральным законом, предусматривает закон.

Конституционный суд разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, предусматривает закон. Кроме того, в компетенции КС РФ также разрешение вопросов о возможности исполнения решения иностранного или международного суда, иностранного или международного арбитража, налагающего обязанности на РФ, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка РФ. Число судей КС РФ предлагается сократить с 19 до 11.

О Конституционном суде

В обновленной ст. 125 констатируется, что Конституционный суд состоит из 11 судей (ранее из 19), он является высшим судебным органом конституционного контроля в РФ, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия конституции на всей территории России.

КС проверяет:

  • по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан — конституционность законов и иных нормативных актов, примененных в конкретном деле, если исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты;
  • по запросам судов — конституционность законов и иных нормативных актов, подлежащих применению в конкретном деле;
  • по запросу президента — конституционность проектов законов РФ о поправке к конституции, проектов федеральных (конституционных) законов и федеральных законов, а также принятых законов главной государства;
  • разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, противоречащих Конституции РФ, а также решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на Российскую Федерацию, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка РФ;
  • по запросу президента проверяет конституционность законов субъекта РФ до их обнародования.

Акты или их отдельные положения, признанные конституционными в истолковании, данном Конституционным судом Российской Федерации, не подлежат применению в ином истолковании.

КС по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения бывшего президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации