Андрей Смирнов
Время чтения: ~11 мин.
Просмотров: 0

Разбираемся со сроками подписания и исполнения госконтракта

Сообщить об опечатке

Элементы содержания госконтракта

Государственный контракт, с одной стороны, обладает всеми особенностями и характеристиками обычного договора, но, с другой стороны, ему присущ ряд особенностей, согласно ст. 34 44-ФЗ, в частности:

  • условие о твердости размера цены;
  • обязательное наличие положений об ответственности поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств;
  • отображение порядка и сроков оплаты, приемки;
  • требования о денежном обеспечении поставщиком своих обязательств (и сроках возврата), о возможности введения банковского сопровождения;
  • наличие требований о предоставлении информации о привлекаемых субподрядчиках;
  • наличие возможности заключения контрактов жизненного цикла;
  • особый порядок отказа от исполнения условий.

Все данные особенности учитывают разработанные органами власти типовые документы, размещенные в Единой информационной системе (ЕИС) и обязательные для применения при проведении заказов в соответствующих отраслях. На сегодняшний день в библиотеке ЕИС размещено 9 типовых контрактов, в том числе на поставку медицинских изделий, радиоэлектронной продукции, оказание услуг выставочной и ярмарочной деятельности, техническое обслуживание автотранспортных средств и др.

Изменение существенных условий

Согласно общему правилу менять существенные условия запрещено. Однако, в ч.1 ст.95 и ч.54 ст.112 44-ФЗ указаны основания, по которым это правило можно нарушить.

Основания Условия НПА Цена уменьшается, а объемы ТРУ остаются неизменными. Отражается в документации и контракте или только в контракте, если закупка проводится у единственного поставщика (ЕП). п.п.«а» п.1 ч.1 ст.95 44-ФЗ Увеличиваются или уменьшаются по предложению заказчика объемы ТРУ, пропорционально происходит изменение суммы договора.
Цена уменьшается либо увеличивается в пределах  10% в обе стороны. Возможность указывается в документации и контракте или только в контракте, если закупка –у ЕП. Изменение договора по 44-ФЗ по этому основанию не дает сторонам право дополнять спецификацию новыми пунктами или убирать из нее уже утвержденные.
п.п. «б» п.1 ч.1 ст.95 44-ФЗ Изменяются условия из-за возникших по не зависящим от сторон обстоятельств, и продолжать исполнять обязательства не представляется возможным. Контракт заключен на срок не менее 3-х лет. Его стоимость равна или превышает размер стоимости, обозначенной в п.1 Постановления Правительства № 1186 от 19.12.2013 г. для обеспечения: ·                федеральных потребностей — 10 млрд. руб.; ·                региональных нужд — 1 млрд. руб.; ·                местных нужд – 0,5 млрд. руб. Для закупок по проведению клинических исследований лекарственных средств для медицинского предназначения сумма договора должна быть не менее 40 млн. руб. Внесение изменений в госконтракт происходит по решению правительства, высшего органа исполнительной власти региона или местной администрации соответственно.
п.2,3 ч.1 ст.95 44-ФЗ Изменяются цены (тарифы) на ТРУ. Эти тарифы должны регламентироваться действующим законодательством. п.5 ч.1 ст.95 44-ФЗ Уменьшаются лимиты бюджетных обязательств заказчика. Стороны готовят допсоглашение на изменение договора. Так согласовываются новые условия контракта, в том числе цена, сроки исполнения обязательств и объемы ТРУ. Изменение спецификации контракта по 44-ФЗ для уменьшения объемов обязательств осуществляется в соответствии с Методикой, разработанной Постановлением Правительства № 1090 от 28.11.2013 г.
п.6 ч.1 ст.95 44-ФЗ Изменяется сумма обязательств, заключенных с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за рубежом. Сумма договора уменьшается или увеличивается по медпоказаниям списка услуг, которые связаны с лечением

Важно предусмотреть эту возможность в договоре. п.7 ч.1 ст.95 44-ФЗ Изменяется контракт с единственным поставщиком

Существенные условия можно менять, если контракт был заключен на основании п. 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 ч.1 ст.93 44-ФЗ. п.10 ч.1 ст.95 44-ФЗ

Когда контракт считается исполненным, и на основании каких документов происходит закрытие контракта

Государственный контракт считается исполненным после того, как весь объем топлива, который предполагался к поставке, будет поставлен продавцом и оплачен заказчиком. Это факт находит свое подтверждение в подписываемых обеими сторонами документах.

Стоит учесть, что информация об исполнении и оплате по госконтракту в обязательном порядке размещается в ЕИС. При этом в реестре контрактов можно не использовать единичную расценку, а выбрать опцию «используется формула цены».

Учет топлива у компании-заказчика осуществляется на основании топливных карт, в которых указывается объем поставленного товара в литрах. Карта выдается ответственному за эту закупку сотруднику.

Поставщик обязан ежемесячно предоставлять заказчику счет-фактуру по произведенному расходу топлива, а также приложить отчет о его потреблении. Закрытие госконтракта производится на основании следующих документов:

  1. Отчет держателя топливной карты с приложением чеков и путевых листов.
  2. Отчеты о потреблении топлива, которые были представлены поставщиками.
  3. Товарные накладные на отпуск ГСМ.

К актам приемки и внутренней экспертизы могут приравниваться чеки, полученные от поставщика. Все они не имеют унифицированной формы и могут быть подготовлены самостоятельно.

Таким образом, в марте 2018 года российским правительством был скорректирован перечень случаев, когда при подписании контракта на закупку товаров прописывается формула для расчета цены на топливо и максимальное значение цены контракта. Согласно последним законодательным изменениям, начиная с 2018 года твердые цены для приобретения топлива не применяются.

Перечень необходимых документов

При оформлении заявки на предоставление целевого кредита на исполнение государственного или муниципального контракта потенциальный заемщик должен предоставить определенный пакет документов, который несколько отличается в зависимости от того, кто именно подает заявку – официально зарегистрированное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Если речь идет о юридическом лице, то потребуется следующий пакет документов:

  • Устав и другие учредительные документы, подтверждающие легальность существования юридического лица, а также приказ о назначении руководителя организации либо документы, подтверждающие полномочия должностного лица, которое осуществляет подписание документов при подаче заявки, а также при получении кредита;
  • финансово-экономическая отчетность за последние восемнадцать месяцев функционирования организации;
  • отчетность управленческого типа, подтверждающая штатное состояние организации;
  • сведения об исполнении подобных контрактов на протяжении последних двадцати четырех месяцев либо об участии в тендерных процедурах с аналогичным предметом закупки;
  • документы о том государственном контракте, под исполнение которого берется кредит (в случае, если речь идет о необходимости предоставления обеспечения исполнения контракта, под который и берется кредит, необходимо предоставить документы, подтверждающие выбор заемщика в качестве исполнителя по такому контракту, например, протокол подведения итогов электронного аукциона);
  • справка из Федеральной налоговой службы о налоговом состоянии организации, в том числе об отсутствии каких-либо задолженностей по фискальным взносам.

Если речь идет об индивидуальном предпринимателе, выступающем в качестве заемщика, то перечень документов для него будет несколько отличаться:

  • свидетельство о постановке на учет российского индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения (ОГРНИП);
  • свидетельство обязательного пенсионного страхования (СНИЛС);
  • выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
  • выписка с банковского счета за последние двенадцать месяцев функционирования о финансовом состоянии индивидуального предпринимателя;
  • контракт, под исполнение которого осуществляется заем средств, либо документы, которые смогут подтвердить факт выбора заемщика исполнителем по контракту;
  • информация об участии в подобных по предмету закупок тендерах либо об исполнении подобных контрактов за последние двенадцать-восемнадцать месяцев (в зависимости от добросовестности заемщика);
  • справка из Федеральной налоговой службы, подтверждающая факт отсутствия задолженностей и недоимок у индивидуального предпринимателя по обязательным налоговым платежам.

Алгоритм закупки

Закупка моторного топлива производится по следующему алгоритму:

  1. Выбирается способ определения поставщика.
  2. Прописывается формула расчета цены.
  3. Описывается объект госзакупки.
  4. Публикация в ЕИС извещения о закупке.
  5. Проведение закупку и выбор победителя.
  6. Прописываются существенные условия в госконтракте, проект контракта направляется победителю.
  7. У победителя будут ограниченные сроки для подписания контракта и отправки его заказчику.
  8. Заказчик подписывает контракт со своей стороны.
  9. Осуществляется поставка.
  10. Подписываются итоговые документы.
  11. Производится оплата.
  12. Заказчик передает сведения об исполненном контракте в реестр, а также размещает в ЕИС отчет об исполнении контракта.

Закупка топлива имеет следующие особенности: она должна осуществляться в соответствии с действующим в ЕИС каталогом ТРУ. Здесь приводятся подробные характеристики объекта закупки, которые обязательны для применения с апреля 2018 года.

Характеристики, которые описывают топливо по каталогу — это октановое число и экологический класс. Для того чтобы бензин соответствовал стандартам качества, в документации о закупке также допускается указать конкретный ГОСТ. Это нужно для соблюдения единых требований к качеству и безопасности топлива.

ГОСТ для бензина был утвержден Постановлением Госстандарта №404 от 1997 года. Согласно каталогу, заказчик может выбрать одну из следующих форм измерения топлива: литры или кубические дециметры. Использование заказчиком наименований, характеристик и значений, которые не прописаны в каталоге, не допускается. Нарушение указанной правовой нормы грозит заказчику штрафом на основании ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП в размере 3 000 р.

Что представляет собой ст 95 ФЗ 44?

Статья 95 Федерального закона № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” предусматривает права заказчика и поставщика на одностороннее расторжение соглашения о закупке. Ст. 95 “ Изменение и расторжение контракта” приводит перечень обстоятельств, когда одна из сторон вправе обнулить договор в силу невыполнения предусмотренных условий или других обстоятельств.

Изменение и расторжение контракта по 95 статье 44 ФЗ

Изменения условий контракта о закупке не допускается во время его исполнения. Однако существует ряд обстоятельств, когда положения соглашения позволительно редактировать:

  • Если закупка осуществляется только у одного поставщика и в контракте предусмотрена возможность его изменения. В таком случае поправки вносятся при следующих обстоятельствах:
    • При уменьшении стоимости контракта при том, что товар, работа, услуги и другие предусмотренные соглашением условия не изменяются;
    • При предложении заказчика увеличить или уменьшить количество товаров, объёма услуг или работы на размер не более десяти процентов. В таком случае, при обоюдном согласии стороны могут изменить стоимость договора эквивалентно изменяемым пропорциям предложений соглашения;
  • Если контракт, обеспечивающий федеральные и муницапальные нужды, а также нужды субъектов РФ, который заключён на срок более трёх лет, не может быть выполнен без поправки отдельных условий по причинам, не зависящим от сторон, данный договор может быть изменён при соответствующем решении правительства Российской Федерации.
  • Если цена контракта на лечение гражданина РФ, находящегося за рубежом, с иностранной компанией, изменяется согласно с предоставляемым перечнем услуг, тогда соглашение может быть изменено при условии, что это предусмотрено в договоре с иностранной организацией.

После заключения контракта невозможно сменить поставщика согласно предусмотренному статьей 95 ограничению об изменении положений договора. Однако существует исключение из данного правила. Если новый поставщик является полноправным правопреемником предыдущего, он наследует все его обязанности и продолжает исполнять все составленные ранее соглашения с клиентами. Также поставщик по контракту может быть изменён, если организация предыдущего заготовителя реорганизуется или сливается с другой фирмой.

Досрочное расторжение контракта по закону

Досрочное расторжение контракта может быть осуществлено в следующих случаях:

  • до начала действия договора, если он вступает в силу с отсрочкой;
  • если в соглашении не указан срок его действия, то его действие может быть остановлено в любое время;
  • действие контракта может быть остановлено в любое время при обоюдном согласии сторон;
    в одностороннем порядке, посредством судебных инстанций, если одна из сторон не соблюдает условия договора.

Часть 16 статьи 95 ФЗ-44 предусматривает требование отправлять информацию об одностороннем расторжении контрактов по инициативе заказчика в реестр недобросовестных поставщиков. Однако, если поставщик успел выполнить часть своих обязательств до расторжения договора, тогда при составлении нового соглашения учитывается уже доставленный товар или выполненная услуга, вследствие чего в новом контракте его объём будет меньше.

При подозрении в недобросовестном оказании услуг или поставке некачественных товаров заказчик имеет право, описанное в настоящей статье, назначить проведение экспертизы. Для этого требуется обратиться в независимую экспертную службу и привлечь компетентных экспертов, которые проведут необходимые исследования и выдадут соответствующее заключение. Таким образом при несоответствии качества товара и услуг с предусмотренными договором, у заказчика будет основание и доказательства для расторжения контракта.

Проведение экспертизы

На основании ч. 3 94-ФЗ «О контрактной системе» от 2013 года для проверки соответствия результатов работ требованиям заказчика и условиям госконтракта заказчики должны провести экспертизу. Экспертиза результатов по госконтракту может проводиться в двух вариантах:

  • собственными силами заказчика;
  • с помощью привлеченных экспертов и экспертных организаций на основе подписанных контрактов с учетом требований законодательства о закупках по 44-ФЗ.

Согласно ч. 6 ст. 94 44-ФЗ заказчик может создавать приемочную комиссию для приемки выполненного этапа работ или полностью выполненного контракта.

Определение экспертов и экспертных организаций приведено в п. 15 ст. 3 44-ФЗ. Под ними понимаются физические и юридические лица, обладающими особыми компетенциями и познаниями, опытом и квалификацией в научной или технической сфере, в области искусства и ремесла. Они осуществляют деятельность на основании договора, который предполагает изучение и оценку предмета экспертизы, подготовку экспертных заключений в закупочной практике по 44-ФЗ.

В ч. 4 ст. 94 44-ФЗ установлено, что учреждения должны привлекать экспертов при закупках товаров и услуг у единственного поставщика. Здесь же приведен перечень исключений, когда допускается обойтись без экспертного обоснования: в частности, при закупках услуг экспертных организаций, проектной документации на капстроительство, результатов проектных изысканий и пр. С учетом прописанных здесь исключений можно сделать вывод, что прописанные в 44-ФЗ исключения позволяют осуществлять большую часть закупок у единственного поставщика без привлечения внешних экспертов.

Так, привлечение экспертов обязательно при поставках культурных ценностей, произведений искусства и литературы, приобретении нежилых зданий и пр.

При привлечении сторонней экспертной организации заказчику стоит учитывать, что контракт с ней подписывается по общим правилам, которые закреплены в 44-ФЗ. То есть заказчику необходимо (как и в случае закупок товаров, работ и услуг) определиться с предметом экспертизы, выбором способа закупок и провести закупочную процедуру.

Согласно поясняющему письму Минфина от 2017 года №24-02-07/87603, в целях закупок экспертных услуг заказчикам следует провести конкурентную закупку или закупить эту услугу через подписание контракта с единственным поставщиком по ст. 93 44-ФЗ.

Закупки экспертных услуг подлежат включению в план-график по ч. 11 ст. 21 44-ФЗ.

При выборе способа закупки экспертных услуг заказчику следует учитывать все ограничения по 44-ФЗ. Так, запрос котировок допускается проводить в случае, если начальная цена контракта не превышает 500 тыс. р., годовой объем закупок этим способом — не более 10%.

Сторонние эксперты должны соответствовать требованиям по ст. 41 ФЗ-44. Так, для проведения экспертизы лица, которые ее осуществляют, должны состоять в СРО.

Порядок проведения внутренней экспертизы законодательно не установлен, как и то, кто вправе выступать в роли эксперта. Проводить внутреннюю экспертизу вправе любой работник заказчика или группа лиц, обладающие нужными знаниями и квалификацией по предмету. Таким образом, требования ст. 41 44-ФЗ на внутреннюю экспертизу не распространяются.

Экспертиза, которая проведена как внутренними экспертами, так и сторонней организацией, должна быть оформлена должным образом. На практике результаты внешней экспертизы оформляются через заключение.

Документом, который подтверждает проведение экспертизы силами заказчика, является акт о приемке товара или результатов работ.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации