Андрей Смирнов
Время чтения: ~18 мин.
Просмотров: 0

Итоги инвентаризации. отказ материально-ответственных лиц от подписания акта

Письмо Минфина России от 24 марта 2016 г. N 02-07-10/17037 О сроках проведения инвентаризации объектов имущества казны

16 мая 2016

Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее — Департамент) рассмотрел письмо по вопросу сроков проведения инвентаризации объектов имущества казны и сообщает.

Согласно пункту 2 статьи 264.1. бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов, в том числе составляющих имущество казны, и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

При этом согласно статье 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) все активы и обязательства подлежат инвентаризации.

При этом в соответствии пунктом 2 статьи 2 положения Закона N 402-ФЗ применяется при ведении бюджетного учета активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, в том числе имущества казны.

Одной из целей инвентаризации является выявление фактического наличия имущества, в отношении которого субъект учета осуществляет управление (распоряжение).

Сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации и актами Министерства финансов Российской Федерации (пункт 3 статьи 11 Закона N 402-ФЗ).

При этом пунктом 7 приказа Минфина России от 28.12.2010 N 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» установлено, что обязательная инвентаризация активов, в том числе составляющих имущество казны, проводится перед составлением годовой бюджетной отчетности.

В тоже время порядок проведения инвентаризации имущества казны законодательством Российской Федерации не установлен.

Согласно пункту 6 Инструкции N 157н, субъект учета в целях организации бухгалтерского учета, исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочий, формирует порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств в рамках своей учетной политики.

При формировании в рамках учетной политики указанного порядка, по мнению Департамента, целесообразно руководствоваться основными положениями методических рекомендаций, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 N 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств». При этом учитывая, что аналитический учет объектов имущества казны ведется на основании информации из реестра имущества публично-правового образования, инвентаризацию целесообразно осуществлять путем выверки данных бюджетного учета с данными из указанного реестра имущества, а также в части объектов недвижимого имущества с данными государственных реестров.

Заместитель директора Департаментабюджетной методологииС.В. Сивец

Подготовка к проведению инвентаризации

Инвентаризация организуется на основании письменного приказа руководителя организации. Для её проведения создаётся комиссия не менее трёх человек. В состав комиссии могут, в частности, быть включены специалисты необходимого профиля (бухгалтер, товаровед, технолог), представители службы внутреннего контроля предприятия.
При проведении инвентаризации в рамках документальной ревизии в состав комиссии обычно включается представитель ревизионной группы. Если инвентаризация проводится по инициативе правоохранительных органов, то их представитель может присутствовать при её проведении, но в состав комиссии не включается. Присутствие всех членов комиссии при непосредственном пересчёте имущества обязательно, отсутствие хотя бы одного из них может служить основанием для признания итогов инвентаризации недействительными. Также обязательно присутствие материально-ответственного лица. Даже в случае, когда материально-ответственное лицо находится под арестом, правоохранительные органы обеспечивают его доставку, в противном случае результаты инвентаризации не будут иметь юридической силы.

На инвентаризационную комиссию возложена ответственность:

  • за своевременность и соблюдение порядка инвентаризации в соответствии с приказом руководителя предприятия,
  • за полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках товарно-материальных ценностей,
  • за правильность указаний в описях отличительных признаков товарно-материальных ценностей (тип, сорт, марка, размер, артикул и т. п.),
  • за правильность и своевременность оформления результатов инвентаризации.

Перед началом инвентаризации комиссия:

  1. получает из бухгалтерии учётные данные (книжные остатки) по наличию проверяемых товарно-материальных ценностей,
  2. проверяет весовое и измерительное оборудование,
  3. опечатывает все места хранения материальных ценностей (чтобы у материально-ответственного лица не было возможности утаить излишки; если инвентаризация внезапная, то материально-ответственное лицо узнаёт о её начале только на этом этапе),
  4. предлагает материально-ответственному лицу провести по учёту все непроведённые приходно-расходные документы; председатель комиссии расписывается на каждом из этих документов (чтобы потом нечаянно не появились новые),
  5. на предприятии розничной торговли — снимает кассу и определяет выручку текущего дня,
  6. отбирает у материально-ответственного лица расписку о готовности к сличению остатков (о том, что все приходные и расходные документы проведены и нет имущества, находящегося отдельно, в других местах хранения).

Инвентаризационные описи.

Формы инвентаризационных описей и порядок их заполнения утверждены Приказом Минфина РФ № 52н. Казенные учреждения при проведении инвентаризации чаще всего используют следующие инвентаризационные описи.

Инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств (ф. 0504082). В этой описи указываются наименование подразделения ЦБ РФ, номер счета, код валюты по ОКВ, остаток денежных средств на дату инвентаризации. В случае если у учреждения имеется счет, открытый в кредитной организации в иностранной валюте, фиксируется курс ЦБ РФ на дату инвентаризации и приводится остаток на счете на дату инвентаризации в рублях. В инвентаризационной описи должны быть:

  • запись о подтверждении к началу инвентаризации данных о наличии денежных средств банковскими выписками;

  • подписи всех членов комиссии учреждения, осуществляющих инвентаризацию.

Инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов (ф. 0504086). В описи путем сопоставления фактического наличия объекта учета с данными бухгалтерского учета выявляются расхождения. В ней отражаются:

  • наименование и код бланков строгой отчетности;

  • единица измерения;

  • сведения о фактическом наличии (цена, количество);

  • сведения по данным бухгалтерского учета (количество, сумма);

  • сведения о результатах инвентаризации (по недостаче и излишкам – количество и сумма);

  • подписи председателя и членов комиссии, проводящих инвентаризацию;

  • расписка (оформляется до начала проведения инвентаризации) о том, что к началу проведения инвентаризации все расходные и приходные документы на денежные средства сданы в бухгалтерию и все денежные средства, поступающие под ответственность МОЛ, оприходованы.

Инвентаризационная опись по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087). В описи путем сопоставления фактического наличия объекта учета с данными бухгалтерского учета выявляются расхождения. Инвентаризационная опись (ф. 0504087) составляется комиссией учреждения по материально ответственным лицам. В ней указываются:

  • место проведения инвентаризации;

  • расписка (оформляется до начала проведения инвентаризации) о том, что к началу проведения инвентаризации все документы, относящиеся к приходу или расходу ценностей, сданы в бухгалтерию и никаких неоприходованных или списанных в расход ценностей не имеется;

  • наименование и код объекта учета;

  • инвентарный номер;

  • единица измерения;

  • сведения о фактическом наличии объекта учета (цена, количество);

  • сведения по данным бухгалтерского учета (количество, сумма);

  • сведения о результатах инвентаризации (по недостаче и излишкам – количество и сумма);

  • подписи председателя и членов комиссии, проводящих инвентаризацию.

Инвентаризационная опись наличных денежных средств (ф. 0504088). Данная опись формируется комиссией учреждения и отражает:

  • сведения о наличии денежных средств в кассе учреждения фактически и по учетным данным (цифрами и прописью);

  • сведения по недостаче и излишкам, выявленным по результатам инвентаризации;

  • номера последних приходного и расходного кассовых ордеров;

  • подписи председателя и членов комиссии, проводящих инвентаризацию.

Инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089). Эта инвентаризационная опись формируется комиссией учреждения и включает:

  • сведения по дебиторской (кредиторской) задолженности;

  • наименование дебитора (кредитора);

  • данные о сумме задолженности учреждения по платежам (переплатам по платежам в бюджеты) (отражаются по видам платежей в разрезе соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, в которые подлежит перечислению задолженность);

  • номер счета бюджетного учета;

  • общую сумму задолженности по данным бюджетного учета (в том числе подтвержденную и не подтвержденную дебиторами (кредиторами), а также сумму задолженности с истекшим сроком исковой давности);

  • подписи председателя и членов комиссии, осуществляющих инвентаризацию.

Инвентаризация финансовых обязательств

Под инвентаризацией финансовых обязательств понимается подтверждение аналитических остатков по следующим счетам бухгалтерского учёта:

  • расчёты с поставщиками и подрядчиками,
  • расчёты с покупателями и заказчиками,
  • расчёты с кредитно-финансовыми организациями,
  • расчёты с прочими дебиторами и кредиторами.

Инвентаризация финансовых обязательств проводится путём осуществления сверки взаиморасчётов со всеми контрагентами, то есть сличения данных о задолженности на текущую дату в учёте одной и второй организации. При этом составляется акт сверки взаиморасчётов за подписями руководителей и главных бухгалтеров обеих организаций, где фиксируется сумма задолженности.
В случае разногласий по этой сумме, акт составляется в более подробной форме, где отражаются все операции по возникновению, погашению и изменению суммы задолженности. Эти данные проверяются по учёту каждой стороны — за период с даты предыдущей сверки взаиморасчётов. Таким образом находится ошибка в учёте одного из контрагентов, ошибка исправляется и акт сверки подписывается в урегулированном виде.

Выявление признаков обесценения (снижения ранее признанного обесценения)

Признаки, указывающие на обесценение активов (снижение убытка от обесценения), могут быть внешними (п. 7, 19 ФСБУ «Обесценение активов»)ивнутренними (п. 8, 20 ФСБУ «Обесценение активов»).

В случае выявления признаков снижения стоимости актива инвентаризационной комиссией принимается решение о необходимости определения справедливой стоимости актива с учетом существенности влияния на нее выявленных признаков обесценения.

Справедливая стоимость актива определяется комиссией, на которую возложены такие полномочия (при необходимости – с привлечением сторонних специалистов), с применением метода рыночных цен либо метода амортизированной стоимости замещения (п. 11 ФСБУ «Обесценение активов»). Порядок применения данных методов предусмотрен в п. 54 – 56 ФСБУ «Концептуальные основы». Учреждение использует тот метод, который позволяет наиболее достоверно оценить справедливую стоимость актива.

Одновременно при принятии решения об определении справедливой стоимости комиссией оценивается необходимость корректировки в отношении актива оставшегося срока его полезного использования (п. 13 ФСБУ «Обесценение активов»).

Если по результатам анализа выявленных признаков обесценения актива инвентаризационной комиссией принимается решение об учете актива на забалансовых счетах, в дальнейшем тест на обесценение такого актива (определение справедливой стоимости) не проводится (п. 14 ФСБУ «Обесценение активов»).

В бухгалтерском учете убыток от обесценения актива признается, когда остаточная стоимость актива на годовую отчетную дату превышает его справедливую стоимость за вычетом затрат на выбытие такого актива.

Расчет убытка производится в следующем порядке: остаточная стоимость актива на годовую отчетную дату уменьшается до его справедливой стоимости, определенной согласно решению инвентаризационной комиссии (комиссии по поступлению и выбытию активов), за вычетом затрат на выбытие такого актива, но не более остаточной стоимости актива на годовую отчетную дату. При расчете учитываются особенности признания убытков, предусмотренные п. 16, 17 ФСБУ «Обесценение активов».

В случае выявления признаков, указывающих на снижение убытка, признанного в предыдущих периодах, инвентаризационной комиссией принимается также решение об определении справедливой стоимости актива (порядок приведен выше) (п. 18 ФСБУ «Обесценение активов»).

Убыток от обесценения актива не подлежит восстановлению, если с момента последнего признания убытка метод определения справедливой стоимости в отношении данного актива не изменился. В этом случае комиссией принимается решение только о корректировке оставшегося срока полезного использования актива (п. 23 ФСБУ «Обесценение активов»).

Восстановление убытка от обесценения актива, признанного в предыдущие периоды, производится в случае изменения метода определения справедливой стоимости актива с момента последнего признания убытка от обесценения (п. 24 ФСБУ «Обесценение активов»).

Общий порядок инвентаризации

Все предприятия должны выполнять инвентаризацию согласно федеральному закону № 129.

Формы документации для инвентаризационного учета описаны в Постановлении № 88, изданном 18 августа 1998 года.

Порядок проведения инвентаризации объясняется в методических указаниях, которые изложены в приказе Министерства финансов РФ № 49, утвержденном 30 июня 1995 года.

Перед началом инвентаризации необходимо, чтобы руководителем компании как минимум за 10 дней до ее начала был издан приказ в соответствии с формой ИНВ-22.

Обязательна его регистрация: он вносится в журнал, где ведется учет и контроль, как выполняются приказы об инвентаризации.

Подготовка инвентаризации

Проводит инвентаризацию специальная инвентаризационная комиссия из сотрудников предприятия.

Она может быть постоянной, рабочей или разовой.

Задача постоянной комиссии — выполнять плановые, выборочные инвентаризации и контрольные проверки в промежутках между инвентаризациями.

Если в компании материальные ценности присутствуют в большом объеме, то в эти периоды возможно проведение выборочной инвентаризации.

Решение в этом случае принимается в рабочем порядке. У рабочих комиссий функции ограничиваются плановыми инвентаризациями, а также участием в процессе выявления их результатов.

Для разовых комиссий состав нужно утверждать, когда требуется провести инвентаризацию в связи с необходимостью провести проверку наличия тех или иных товаров.

  1. как охраняется территория, есть ли пожарно-охранной сигнализация;
  2. верно ли оформлены договора, где прописана полная индивидуальная или бригадная материальная ответственность специалистов, распоряжающихся или хранящих ценности;
  3. каково соответствие должностей лиц, несущих материальную ответственность, перечню должностей;
  4. соблюдаются ли условия, в которых лица, несущие материальную ответственность, имеют возможность обеспечить сохранение ценностей;
  5. есть ли на местах, где хранятся ценности, приборы измерения;контролируется ли вывоз товаров со склада, выдаются ли доверенности на их получение;
  6. организовано ли отдельное хранение товаров, которыми владеют третьи лица;
  7. есть ли приказ о назначении действующей постоянно комиссии, которая проверяет сохранность ценностей.

Работа комиссии

Проводить вещественную и документальную проверку того, имеются ли фактически товары в наличии, комиссия должна в коллегиальной форме.

Все ее участники должны принимать участие в этом процессе, иначе результаты работы могут быть признаны недействительными.

Обязательно присутствие лиц, несущих материальную ответственность.

Задача руководителя предприятия – создать условия, в которых фактическое наличие товара может быть проверено точно и в заданные сроки.

Также он должен обеспечить сотрудникам компании измерительные приборы. Если на предприятии нет других материально ответственных лиц, их роль берет на себя руководитель компании.

В функции лиц, несущих материальную ответственность, входит подготовка товаров, оформление приходной и расходной документации перед началом инвентаризации.

Тут можно более подробно узнать об организации электронного документооборота на предприятии.

Комиссии необходимо подготовиться к работе по подсчету остатков товаров: опломбировать помещения, где они лежат, проверить весы и мерную тару, получить отчеты от лиц, несущих материальную ответственность, все документы, где подтверждается движение денег и товаров, и расписку.

Если в процессе инвентаризации поступают или выбывают товары и денежные средства, на них составляются отдельные описи.

Порядок проведения инвентаризации при увольнении материально ответственного сотрудника

Непосредственно проведение инвентаризации является обязательной процедурой не только при смене материально ответственных работников. Инвентаризация может производиться с определенной периодичностью и на определенных условиях, по инициативе самого работодателя или же по требованию контролирующих и надзорных органов. При этом смена материально ответственного лица, как одна из таковых ситуаций, практически не отличает саму процедуру инвентаризации на предприятии от аналогичных действий, производимых в иных случаях. Общий процесс инвентаризации выглядит следующим образом:

  1. Работодатель издает приказ о проведении инвентаризации по причине смены материально ответственного лица.
  2. Работодателем назначается или привлекается к проведению инвентаризации комиссия, проверяющая наличие ценностей, имевшихся в зоне доступа увольняемого работника. Необходимости производить инвентаризацию всей организации не обязательно – достаточно произвести проверку тех ценностей, к которым работник имел доступ.
  3. Комиссия проверяет наличие имущества, составляя акт проверки, который в обязательном порядке фиксируется минимум в трех экземплярах. Один акт направляется в бухгалтерию предприятия, другой – передается увольняемому или покидающему должность ответственному лицу, а третий – вручается новому материально ответственному лицу.
  4. В случае нахождения расхождений в процессе проверки, составляются акты описи недостачи по отношению к отсутствующим активам или же по чрезмерно найденным активам.
  5. При выявлении недостачи или несоответствия проверенных активов имеющейся на предприятии документации, материально ответственный работник в двухдневный срок обязан предоставить объяснительную.
  6. Работодатель устанавливает в случае недостачи размер ущерба и причинно-следственную его связь с действиями материально ответственного работника.
  7. Работник обязан обеспечить компенсацию всего нанесенного его действиями ущерба. При отказе от предоставления таковой компенсации, за работодателем сохраняется право обращения в судебные органы для разрешения этого вопроса.

В порядке проведения инвентаризации и смены материально ответственных работников большое значение имеют в первую очередь внутренние нормативные акты предприятия, которые могут строго регулировать данную процедуру, однако лишь в рамках действующего законодательства.

    • Зарплата
      Расчет компенсации за задержку зарплаты
      Калькулятор расчета индексации зарплаты
      Калькулятор для расчета зарплаты по окладу
      Онлайн калькулятор НДФЛ
      Калькулятор среднедневного заработка
      Калькулятор расчета оплаты простоя
      Калькулятор расчета индексации зарплаты по ст. 134 ТК РФ

    • Отпуск и командировочные
      Расчет компенсации за неиспользованный отпуск
      Калькулятор отпускного стажа
      Калькулятор расчета отпускных в 2020 году
      Калькулятор командировочных

    • Пособия
      Калькулятор пособия по беременности и родам
      Расчёт пособия по уходу за ребёнком до 1,5 лет
      Расчёт пособия по временной нетрудоспособности

    • Налоги
      Калькулятор НДС
      Калькулятор налога на имущество организаций
      Калькулятор пеней: расчет налоговой задолженности
      Расчет налога УСН

    • Госпошлины
      Калькулятор госпошлины в арбитражный суд
      Калькулятор расчёта госпошлины по ст. 333.19 и ст. 333.21 НК РФ

    • Другое
      Калькулятор расчета страхового стажа
      Пенсионный калькулятор
      Калькулятор страховых взносов ИП
      Калькулятор суммы задолженности
      Расчёт суммы, кратной прожиточному минимуму в регионе

    • Другое
      Расчёт индексации алиментов (по уровню прожиточного минимума)
      Расчёт пени по алиментам (ст. 115 СК РФ)
      Калькулятор дней между датами
      Дата плюс количество дней

      Калькулятор расчёта пени за просрочку исполнения контракта по 223-ФЗ и 44-ФЗ

    • Другое

      Калькулятор расчёта процентов (неустойки) по договору
      Калькулятор расчёта неустойки (пени) по 1/300, 1/150 или 1/130 от ключевой ставки
      Калькулятор расчёта пени по электроэнергии для управляющих компаний
      Расчет: Сколько осталось до пенсии

Порядок проведения инвентаризации материально-производственных запасов

Главное юридическое условие проведения любой инвентаризации — учреждение комиссии. Данное действие является первым шагом при реализации процедуры, о которой идет речь.

Учреждение постоянной комиссии может быть осуществлено отдельным приказом руководителя организации.

Но в любом случае (в частности, при сценарии, когда учреждается временная комиссия, соответствующий документ является основным локальным нормативом) используется приказ по унифицированной форме ИНВ-22, издаваемый в целях проведения конкретной инвентаризации. В данной форме указываются Ф. И. О. и должности членов комиссии — даже если она постоянная и учреждена другим локальным нормативом.

В документе ИНВ-22 указывается то или иное основание для проведения инвентаризации. Также могут быть зафиксированы координаты склада или иного объекта, на котором размещены инвентаризируемые МПЗ.

Приказ по форме ИНВ-22 передается председателю комиссии, после — регистрируется в журнале учета, составляемом по форме ИНВ-23.

Перед проведением инвентаризации председатель комиссии должен убедиться, что у него и его подчиненных есть все полномочия и технические возможности для получения доступа к инвентаризируемым МПЗ.

Проверив МПЗ, комиссия вносит сведения о них в описи — также на основе унифицированных форм (в данном случае используется форма ИНВ-3). Затем соответствующие сведения отражаются в сличительной ведомости, составляемой по форме ИНВ-19. После этого итоги инвентаризации отражаются в итоговой ведомости по форме ИНВ-26.

Какими правовыми нормами регулируется

Процесс инвентаризации как часть процедуры признания компании финансово несостоятельной опирается на нормы 127-ФЗ. Процедура проведения инвентаризации регулируется положениями ст. 70, 99, 129 ФЗ-127.

На основании ст. 70 127-ФЗ инвентаризация выступает частью анализа финансового состояния должника. От указанной процедуры во многом зависит полнота покрытия расходов в деле о банкротстве, выплата вознаграждения арбитражным управляющим, и определяется возможность восстановления платежеспособности.

Инвентаризацию может провести сам должник и передать ее результаты управляющему. При этом к полномочиям управляющего относят участие в инвентаризации при финансовом оздоровлении по ст. 83 127-ФЗ.

Обязанность по принятию материальных ценностей компании-должника и их инвентаризации при переходе к внешнему управлению закреплена за профессиональным управляющим в ст. 99 127-ФЗ. Необходимость принять имущество должника, провести его инвентаризацию управляющим на этапе конкурсного производства содержится в ст. 129 127-ФЗ.

Проведение процедуры инвентаризации также опирается на нормы закона «О бухгалтерском учете» и Положение «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».

Литература

  • Керимов В. Э. Бухгалтерский учёт. — М.: Эксмо, 2006. — С. 89 — 92. — 688 с. — ISBN 5-699-15092-7.
  • М. В. Мельник, А. С. Пантелеев, А. Л. Звездин. Ревизия и контроль : учебник. — М.: КНОРУС, 2006. — С. 121 — 125. — 640 с. — ISBN 978-5-85971-641-8.
  • Бровкина Н. Д. Контроль и ревизия : учеб.пособие. — М.: ИНФРА-М, 2007. — С. 168 — 174. — 346 с. — ISBN 978-5-16-003022-7.
  • Контроль и ревизия : учебник для среднего профессионального образования / М. В. Мельник. — М.: Экономистъ, 2007. — С. 97 — 105. — 254 с. — ISBN 5-98118-196-6.
  • Судебная бухгалтерия: Учебник / С. П. Голубятников. — М.: Юридическая литература, 1998. — С. 93 — 105. — 368 с. — ISBN 5-7260-0903-7.
  • Дубоносов Е. С., Петрухин А. А. Судебная бухгалтерия: Курс лекций. — М.: Книжный мир, 2005. — С. 57 — 74. — 197 с. — ISBN 5-8041-0192-7.
  • Дубоносов Е. С. Судебная бухгалтерия: Учебно-практическое пособие. — М.: Книжный мир, 2004. — С. 98 — 115. — 252 с. — ISBN 5-8041-0161-7.

Порядок возмещения ущерба при выявлении расхождений

Работник может быть согласен с предъявленными к нему требованиями и самостоятельно возместить нанесённый организации вред. Все спорные моменты решаются путём обращения в судебные органы. Для этого следует подготовить заявление. Его можно составлять в свободной форме, однако принято соблюдать следующие реквизиты:

  1. адресат (наименование и место нахождения судебного участка);
  2. должность ответчика;
  3. причины возникновения спора;
  4. перечень актов, составленных до обращения в суд;
  5. требование;
  6. список приложений;
  7. дата и подпись.

До суда дело может дойти, если работник, который в полной мере отвечает за нанесённый ущерб, не согласен с вменёнными ему требованию, а также если согласен, но уволился. Это может произойти и по вине предприятия, если администрация не уложилась в сроки, отведённые на возможность взыскания задолженности.

Таким образом, будь то руководитель или простой работник, на которого возложены обязательства, влекущие за собой наступление ответственности за отсутствие сохранности ценностей, главным советом для них является соблюдение требований положений текущего законодательства как в сфере бухгалтерского учёта, так и трудовых отношений.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Каковы особенности проведения инвентаризации материально-производственных запасов

Инвентаризация материально-производственных запасов (МПЗ) на предприятии может быть:

  • добровольной,
  • обязательной.

Порядок проведения первого варианта инвентаризации определяется руководством фирмы в отдельных локальных нормативах.

  • если МПЗ передаются в аренду, выкупаются, реализуются;
  • перед формированием бухгалтерской отчетности за год (по тем МПЗ, инвентаризация которых не проводилась до 1 октября отчетного года);
  • после смены сотрудников в статусе материально ответственных лиц;
  • при обнаружении правонарушений в части обращения с запасами;
  • при чрезвычайных ситуациях на предприятии;
  • при преобразовании или ликвидации фирмы.

Инвентаризация МПЗ осуществляется в целях:

  • выявления их фактического количества и сопоставления соответствующих показателей со сведениями, отраженными в учете;
  • проверки качества отражения в учете оценки материально-производственных запасов;
  • контроля над соблюдением правил хранения МПЗ.

Инвентаризация МПЗ может быть:

  • плановой (в соответствии с утвержденным графиком),
  • внеплановой,
  • полной (когда проверяются все запасы),
  • выборочной.

МПЗ на предприятии могут находиться:

  • на складах, являющихся самостоятельными структурными подразделениями фирмы;
  • на складах, которые относятся к производственным структурным подразделениям;
  • на объектах, не классифицированных как склады.

Инвентаризация МПЗ, располагающихся на обособленных складах, производится независимо от соответствующей процедуры в каких-либо других подразделениях фирмы. На других типах складов, а также на объектах, которые не являются складами, инвентаризация проводится одновременно с той, что реализуется в подразделениях, где расположены склады или прочие объекты для размещения МПЗ.

Инвентаризацию материально-производственных запасов могут проводить:

1. Постоянная комиссия.

Данная внутрикорпоративная структура наделяется функциями, предполагающими оперативное проведение всех типов инвентаризаций по плану или при необходимости. Как правило, учреждается в крупных фирмах, где есть потребность постоянно проводить инвентаризацию каких-либо активов или обязательств.

2. Постоянные рабочие комиссии.

Являются «филиалами» постоянной комиссии. Призваны оказывать содействие постоянной комиссии в случае, если осуществляется инвентаризация МПЗ, рассредоточенных по большой территории, в представительствах организации или если запасы представлены в очень большом объеме.

3. Временные рабочие комиссии.

Учреждаются на периодической основе, как правило на малых и средних предприятиях, на которых инвентаризации проводятся достаточно редко (часто — только те, что обязательны по закону).

Рассмотрим теперь, в каком порядке может проводиться инвентаризация материально-производственных запасов.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации