Андрей Смирнов
Время чтения: ~14 мин.
Просмотров: 0

Проведение инспекционного контроля

Результаты

Все мероприятия по инспекционному контролю за сертифицированной продукцией находят свое отражение в итоговом акте. На основании такого документа уполномоченный орган принимает окончательное решение. По своему содержанию оно может быть, как положительным, так и отрицательным.

Оформление акта

Акт инспекционного контроля за сертифицированной продукцией является итоговым документом проверки. В нем должно быть указано следующее:

  1. Номер и дата составления.
  2. Название организации, оформившей его.
  3. Период проведения проверки.
  4. Наименование продукции, которая подвергалась оценке.
  5. Сведения об изготовителе.
  6. Ссылка на государственный стандарт. В данном случае это будет ГОСТа 31815-2012.
  7. Что было установлено в ходе анализа.
  8. Какие мероприятия рекомендовано провести для устранения выявленных недостатков.
  9. Заключение.
  10. Приложения к акту.

Акт подписывается руководителем уполномоченной инстанции, специалистом, проводившим экспертизу, а также представителем производителя. Документ оформляется в двух экземплярах, один для проверяющей организации, второй для изготовителя.

  • Скачать бланк акта инспекционного контроля за сертифицированной продукцией
  • Скачать образец акта инспекционного контроля за сертифицированной продукцией

Вынесение положительного решения

Если акт содержит в себе положительный результат, то это означает, что сертификат соответствия продолжает действовать. В данном случае оформление дополнительного решения не требуется. Положительная оценка учитывается при продлении срока действия сертификата.

Вынесение решения о приостановлении или прекращении сертификата

Не редки случаи, когда результаты оценки могут носить отрицательный характер. Несоответствие установленным требованиям, отраженное в акте, должно быть оформлено в виде отдельного решения. Такое может иметь место в следующих случаях:

  1. Изменения нормативного акта или методики испытаний.
  2. Изменения конструкции или комплектности.
  3. Изменения технологии производства.
  4. Невыполнения методов контроля.
  5. Отказ производителя от проведения или оплаты проверки.
  6. Отсутствие необходимых условия у производителя для проведения оценки.

Об отрицательном результате производитель должен быть проинформирован надлежащим образом.

Сертификат может быть приостановлен в случае, если в результате проведенных мероприятий изготовитель сможет устранить выявленные недостатки. После этого проводится повторная оценка. Если она будет положительной, то действие сертификата возобновится. В случае отрицательного результата сертификат будет аннулирован.

Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией может осуществляться как в плановом, так и внеплановом порядке. Инициатором может выступать даже сам производитель. В случае выявления недостатков их можно устранить и возобновить действие сертификата на продукцию.

Организация и порядок проведения поверок

Различают следующие виды поверок:

  • первичная поверка;
  • периодическая поверка;
  • внеочередная поверка;
  • инспекционная поверка;
  • экспертная поверка.

Первичная поверка СИ производится при выпуске СИ в обращение из производства, ремонта и при ввозе из-за рубежа.

Периодическая поверка СИ производится через определенные промежутки времени, называемые межповерочным интервалом.

Внеочередная поверка проводится вне зависимости от срока периодической поверки:

– при вводе в эксплуатацию СИ после длительного хранения (более одного межповерочного интервала);

– в случае повреждения клейма или утери свидетельства о поверке.

Инспекционная поверка производится для выявления пригодности к применению средств измерений при осуществлении государственного метрологического надзора.

Экспертная поверка проводится при возникновении разногласия по вопросам, относящимся к метрологическим характеристикам СИ.

Экспертная поверка проводится, как правило, по требованию суда, прокуратуры и по письмам потребителей.

Периодическая поверка производится органами государственной метрологической службы по утвержденным графикам. Графики периодической поверки составляются метрологическими службами предприятий и организаций, согласовываются с территориальными органами Госстандарта, утверждаются руководителем предприятия.

До выхода закона «Об обеспечении единства измерений» обязательной поверке подлежал весь парк СИ, находящийся на балансе предприятия и организации, кромеиндикаторов и СИ, используемых для учебных целей.

Законом «Об обеспечении единства измерений» установлена сфера действия государственного метрологического контроля и надзора, согласно которому средства измерений, эксплуатируемые в сферах действия государственного метрологического контроля и надзора, подлежат обязательной поверке.

Средства измерения, не подлежащие обязательной поверке, подвергаются калибровке.

Поверка СИ может проводиться органами государственной метрологической службы и аттестованными метрологическими службами юридического лица.

Аттестацию территориальных органов Госстандарта проводят метрологические институты, а аттестацию метрологических служб юридических лиц – территориальные органы Госстандарта.

Необходимым условием для получения права проведения поверки являются:

– технико-экономическое обоснование;

– полный комплект аттестованных рабочих эталонов;

– наличие измерительной лаборатории.

***

С принятием Закона о госконтроле существенной корректировке подверглась не только система контрольных (надзорных) мероприятий, но и порядок их организации и проведения. Более четкие, конкретные и структурированные нормы призваны модернизировать механизм контрольно-надзорной деятельности, одним из инструментов которой и являются контрольные (надзорные) мероприятия.

Об усовершенствовании правового регулирования системы контрольно-надзорных мероприятий и порядка их проведения говорит и объем посвященных этому законоположений. Если в настоящее время порядок организации и осуществления госконтроля (надзора), муниципального контроля закреплен всего в 16 статьях Закона № 294-ФЗ (глава 2), то в Законе о госконтроле соответствующим нормам отведен целый раздел V, состоящий из 7 глав. 6 из них непосредственно касаются контрольных (надзорных) мероприятий – порядку их проведения, правилам исчисления сроков, результатам и особенностям исполнения принятых в результате проведения мероприятий решений контрольно-надзорных органов, а еще один – специальным режимам госконтроля (надзора).

По словам заместителя Министра экономического развития РФ Алексея Херсонцева, одна из целей нового регулирования – ограничить количество проверок и сделать инструментарий контрольных органов максимально гибким за счет внедрения новых видов контрольных мероприятий, которые будут более оперативные и менее обременительные для предпринимателей, чем традиционные проверки.

Преимущества акустико-эмиссионного контроля

  • Выявление опасных дефектов на стадии их развития. Это позволяет не только своевременно обнаружить деформацию, но и в дальнейшем отслеживать состояние проверяемого объекта, планировать срочные меры по устранению проблемы, если она достигнет своего предельного состояния
  • Возможность проводить проверку на расстоянии. Это актуально, если речь идет о протяженных трубопроводах или крупном технологическом оборудовании. Также дистанционный контроль позволяет работать с потенциально опасными или опасными объектами. Причем останавливать их работу не придется
  • Полный контроль за объектом с использованием минимального количества датчиков. В нашем случае, приемников
  • Возможность наблюдать за оборудованием или трубопроводом постоянно, снимая показания буквально в режиме онлайн. Это гораздо практичнее, чем периодические проверки, в промежутках между которыми может случиться что угодно
  • Универсальность. Благодаря высокой чувствительности приборов можно использовать акустико-эмиссионный контроль для любых материалов – металла, пластика, дерева и прочих
  • Отсутствие необходимости в специальной подготовке объекта к проверке. Оборудование может устанавливаться на поверхностях с любой степенью загрязненности, причем дает при этом неизменно точные результаты. Единственное требование – снятие изоляционного слоя в местах монтажа датчиков

К минусам можно отнести разве что необходимость привлечения к работе с оборудованием квалифицированных специалистов, знающих все тонкости акустической эмиссии, а также потребность в постоянной нагрузке объекта в процессе проведения контрольных мероприятий.

Основные сферы применения акустико-эмиссионного контроля – это:

  • Химическая промышленность
  • Предприятия нефтегазовой сферы
  • Мосты, эстакады, иные сооружения
  • Железные дороги и ж/д транспорт
  • Атомная и тепловая энергетика
  • Металлургические комбинаты
  • Металлопрокатные предприятия
  • Заводы железобетонных изделий, а также ЖБ здания и сооружения
  • Авиационная и космическая техника

Возможность отслеживать развитие трещин, разломов и иных дефектов с помощью оборудования АЭ позволяет планировать ремонтные работы или профилактическое обслуживание, предотвращать аварийные ситуации.

Оборудование для акустико-эмиссионного контроля

Приборы для акустико-эмиссионного контроля – это многоканальные системы, которые включают в себя следующее оборудование:

  • Кабельные линии для подключения датчиков и приемников
  • Модули, обрабатывающие принятые акустические сигналы и осуществляющие их преобразование
  • Усилители сигнала
  • Модули настройки и калибровки оборудования
  • Компьютеры с установленным специализированным ПО, которое обрабатывает информацию и выводит ее на дисплей в понятном для оператора виде. Кроме того, ЭВМ обеспечивает возможность настройки оборудования, ввода команд, отслеживания результатов контроля

На подключаемые к приборам периферийные устройства осуществляется вывод следующих данных:

  • Идентификаторы приемников, зарегистрировавших сигналы АЭ
  • Время регистрации импульса, данные о его колебаниях, местонахождение
  • Нагрузка, при которой был обнаружен сигнал – температурные показатели, давление или прикладываемое механическое усилие
  • Энергетические параметры
  • Количество и показатели импульсов, превышающих заданное предельное значение

Инспекционная проверка

Инспекционные проверки проводит сектор метрологии, привлекая сотрудников из других секторов АСМВ и специалистов предприятий и организаций.

Инспекционная проверка, по существу, основана на визитах на предприятия, подлежащие проверке. Проверка нацелена, прежде всего, на определение, при помощи наблюдения и обсуждения, ситуации на предприятии, а затем и на содействие ( при помощи методов, описанных ниже) и фактическое обеспечение применения законодательства в целях профилактики.

Инспекционная проверка может проводиться в разных формах в зависимости от инспекционной системы, принятой в данной стране, и ее четких целей. В сфере безопасности и гигиены труда инспекционные проверки базируются в основном на визитах в цеха и другие места проведения работ.

После инспекционной проверки природоохранной организацией Health & Safety ей предложено установить систему утилизации опилок.

При инспекционной проверке государственный инспектор труда может уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя, если только он не считает, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля.

По результатам инспекционных проверок подготавливают предложения по интенсификации и рационализации поверки средств измерений, совершенствованию законодательных актов по метрологии. Результаты проверок используются при разработке перспективных средств измерений, повышении качества и надежности средств измерений. Организация, проведение и оформление результатов инспекционных проверок описаны в метрологических правилах АСМВ.

В ходе тематической инспекционной проверки оценивается достоверность учета и отчетности, а также устанавливаются факты, которые связаны с определением соответствия банка требованиям к участию в системе.

Инспекторская группа осуществляет инспекционную проверку качества продукции в цехах, где снят постоянный контроль ОТК.

Банка России по результатам комплексной инспекционной проверки, завершенной не позднее чем за три месяца до представления документов в главное управление ЦБ РФ.

Режим функционального контроля и инспекционных проверок управляющей системы в значительной степени связан с режимом начального пуска. В этом режиме включаются тесты для проверки с помощью ЦВМ всех основных элементов управляющей системы и управляемых объектов и осуществляется сбор и обобщение результатов контроля аппаратуры, полученных автономными средствами контроля. Режим функционального контроля должен обеспечить проверку безопасности включения рабочих режимов, выявление ограничений, связанных с состоянием объектов, внешних для управляющих ЦВМ, и выдачу сводных данных обслуживающему персоналу, необходимых для принятия решения о включении управляющей системы и режиме ее функционирования. В режиме функционального контроля программой ПКО формируются специальные сообщения для проверки различных элементов аппаратуры, а программа ПФК обеспечивает сбор и обобщение сообщений о результатах контроля а также индикацию этих результатов.

Участие социальных партнеров в инспекционных проверках было законодательно поддержано в разных странах, особенно в странах Скандинавии.

Срок действия сертификата соответствия производства после инспекционной проверки продлевается, если результаты проверки будут положительными.

Ярким примером использования процессных технологий при проведении инспекционной проверки является применяемая в Главном управлении по Нижегородской области Методика оценки уровня управления кредитной организации как итоговое заключение материалов, собранных в ходе проверки, позволяющее наиболее полно охарактеризовать ее деятельность и подвести определенные итоги.

В апреле-мае 2000 г. в банке была проведена комплексная инспекционная проверка Отделом инспектирования кредитных организаций Отделения N 3 Главного управления Банка России по г. Москве. Серьезных нарушений в ходе проверки не выявлено.

Если создаются условия для нормальной работы станции при редких инспекционных проверках, то отпадает надобность в содержании местного обслуживающего персонала, что дает значительный экономический эффект. Однако даже сокращение численности обслуживающего персонала станций обеспечивает существенную экономию средств.

Возможные действия таможенных органов

Факт недействительности, приостановки или отмены сертификата соответствия (или декларации о соответствии) вскрывается уже на моменте подачи электронной таможенной декларации на товары. У инспектора ФТС есть доступ к реестру к Росаккредитации через таможенную программу, т.е. при проверке таможенной декларации информация о действительности СС или ДС подгружается из реестра Росаккредитации через интернет в онлайн-режиме.

Бывают случаи, когда база Росаккредитации зависает и не выдает корректную информацию о разрешительных документах, в этом случае таможенный инспектор может проверить информацию о СС/ДС напрямую на сайте Росаккредитации, и/или просмотреть приложенные разрешительные документы к Декларации на товары, далее осуществить выпуск декларации на товары. Следует отметить, что после выпуска таможенные декларации подлежат дальнейшему таможенному контролю в течение 5-ти лет на выборочной основе.

При подозрении на недействительность ДС или СС, таможенный орган вправе запрашивать документы или сведения, необходимые для проведения таможенного контроля у декларанта или таможенного представителя, а также напрямую у органов по сертификации и/или у испытательных лабораторий.

На период запроса необходимых документов груз не выпускается, он находиться на СВХ (склад временного хранения), или выпускается условным выпуском, при этом условно выпущенные товары, запрещены к передаче третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом.

Таким образов, в определённых таможенным законодательством случаях, если таможенному органу не могут быть представлены действующие документы о соответствии (сертификат соответствия, декларация о соответствии), то представление таких документов может быть осуществлено после условного выпуска товара, в срок необходимый для их получения, но не позднее 45 дней после выпуска товара, если не установлен иной срок.

Товары, в отношении которых по истечении 45 календарных дней не совершены таможенные операции, задерживаются таможенными органами в соответствии с главой 51 ТК ЕАЭС.

Объём работ при инспекционном контроле

В описании схем сертификации в графе «инспекционный контроль» присутствует следующая формулировка: «испытания образцов продукции и (или) анализ состояния производства».

Как уже нетрудно догадаться, это «и (или)» целиком зависит от того, на ком лежит ответственность за результаты ИК, а именно — от сертификационного органа.

Здесь нет каких-то универсальных схем работы, программа инспекционного контроля всегда индивидуальна и зависит от конкретной продукции конкретного заявителя, изготавливаемой на конкретном производстве и сертифицированной в конкретном органе. Факторов, влияющих на программу ИК — великое множество.

Виды инспекционного контроля:

1. Плановый инспекционный контроль.

Ориентировочный срок планового контроля доводится до сведения аккредитованной МС сразу после завершения работ по аккредитации. Рекомендуемая периодичность планового контроля — один раз в 2 года, но не меньше одного раза за срок действия аттестата аккредитации.

2. Внеплановый инспекционный контроль.

Проводится при поступлении информации о нарушении аккредитованной МС установленных требований, а также по поручению Центрального органа РСК.Возмещение расходов на проведение планового инспекционного контроля осуществляется за счет аккредитованной МС на основании заключаемого договора, внепланового инспекционного контроля — за счет аккредитующего органа, проводящего инспекционный контроль.

Порядок подготовки к проведению планового инспекционного контроля:

1. Аккредитующий орган за месяц до планового срока направляет в аккредитованную МС:

  • уведомление о проведении инспекционного контроля по установленной форме;
  • 2 экземпляра договора;
  • счет на оплату работ по договору.

2. Аккредитованная МС:

  • подписывает договор, оплачивает счет;
  • высылает в аккредитующий орган один экземпляр подписанного договора и копию платежного поручения;
  • до начала проверки готовит справку-отчет за период, прошедший с момента аккредитации или с момента предыдущей проверки.

Справка-отчет должна содержать:

  • объем проведенных работ в соответствии с позициями области аккредитации;
  • информацию об изменениях в ресурсах калибровочной лаборатории;
  • количество рекламаций на проведение калибровочных работ и принятые по ним меры;
  • сведения о необходимости внесения изменений в область аккредитации.

Если аккредитованная МС, получив уведомление и договор о проведении планового инспекционного контроля, отказывается от его проведения и от оплаты работ по договору, или игнорирует полученное уведомление, то по прошествии двух месяцев со дня окончания срока планового контроля, обозначенного в договоре, аттестат аккредитации аннулируется.

В ходе инспекционного контроля проверяют:

  1. состояние средств калибровки;
  2. состояние производственных помещений;
  3. квалификацию кадров;
  4. обеспечение нормативными документами;
  5. порядок ведения журналов учета, предусмотренных Руководством по качеству организации и выполнения калибровочных работ;
  6. результаты работы по калибровке СИ (на основании справки-отчета);
  7. необходимость внесения изменений в область аккредитации.

Оформление результатов инспекционного контроля. 

По результатам проверки составляют акт по установленной форме в 3-х экземплярах (1 — вручают руководителю юридического лица и главному метрологу, 2 — хранится в инспектирующей организации, 3 — направляется во ВНИИМС). В акте отражают выявленные нарушения и мероприятия, подлежащие реализации МС юридического лица в определенные сроки в целях устранения отмеченных недостатков.

Инспектирующая организация может принять одно из следующих решений, которое отражается в акте:

  1. подтвердить соответствие аккредитованной МС установленным требованиям и определить следующий срок проведения инспекционного контроля;приостановить действие аттестата аккредитации;
  2. аннулировать аттестат аккредитации.

Приостановка действия аттестата аккредитации возможна на срок до 6 месяцев. Если за это время указанные в акте недостатки не устранены, аттестат аккредитации аннулируется.При принятии решения об аннулировании аттестата аккредитации, аккредитующий орган направляет аккредитованной МС извещение об аннулировании аттестата аккредитации. Копия извещения направляется во ВНИИМС для исключения данной МС из Реестра МС, аккредитованных на право калибровки СИ, и опубликования этих сведений в печати.

Зачем требуется выполнение инспекционного контроля

Цель контроля — подтверждение факта, что свойства произведенных изделий продолжают отвечать требованиям актуальных стандартов и нормативов.

Исследовательские мероприятия включают в себя работы:

  • Анализ информации о сертифицированных товарах;
  • Создание комиссии, члены которой займутся исследованием произведенных изделий;
  • Испытание образцов реализуемой продукции;
  • Проверка тех критериев, которые необходимо выполнить для подтверждения соответствия;
  • Установление результатов тестирования;
  • Документальное оформление итогов контрольных мероприятий;
  • Принятие решений о соответствии действующим сертификационным требованиям.

В какой форме и как часто проводится?

Действующим законодательством установлено два вида контроля за продукцией, которые производят после выдачи сертификата:

  1. плановый
  2. внеплановый.

Периодичность запланированных проверок определяется правилами сертификации, либо техническими нормами. Если таковые не установлены, то решение принимает уполномоченный орган.

Плановость контроля определяется следующими факторами:

  • уровень опасности для окружающих;
  • особенности изготовления продукции, то есть является ли она массовой, серийной, разовой или привязана ко времени года;
  • объем производства;
  • стабильность выпуска;
  • сведения об испытаниях, проведенных изготовителем.

Если производство было остановлено, либо нет образцов для проверки, оценка может быть отложена на период до полугода. Для этого изготовитель должен направить соответствующую информацию в сертифицирующий орган.

Каждая запланированная проверка осуществляется в определенных рамках. Они могут быть изменены с учетом следующих обстоятельств:

  1. Выявление стабильности характеристик и их запаса по отношению к установленным пределам.
  2. Сложность определения параметров продукции.
  3. Результаты испытаний, проведенных изготовителем, аудиторами и государственными надзорными инстанциями.
  4. Претензии к качеству со стороны потребителей.

Внеплановая оценка периодичности не имеет. Такие мероприятия проводятся по инициативе сертифицирующего органа. Они связаны со случаями несоблюдения технологии производства продукции, которые влекут за собой снижение качества и могут представлять угрозу для потребителей.

В качестве основания может выступать информация о претензиях со стороны:

  • покупателей;
  • торговых компаний;
  • средств массовой информации;
  • государственных надзорных инстанций.

Инициатором внеплановой оценки может выступать и сам производитель. Это характерно для случаев изменения технологии производства, либо увеличения конкурентоспособности изделий на рынке.

После получения информации сертифицирующий орган принимает решение о проведении контрольных мероприятий. Объем определяется исходя их характера изменений или нарушений.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации