Андрей Смирнов
Время чтения: ~20 мин.
Просмотров: 45

Что такое кадастр

Что такое государственный кадастр земельных участков

Государственный кадастр – это свод систематизированных данных о природном, хозяйственном и правовом положении земель.

Условия ведения земельного кадастра обозначены в Земельном кодексе РФ.

При оформлении прав на недвижимость важным условием является наличие кадастрового номера. Любая сделка, связанная с землей, осуществима только в том случае, если земля стоит на кадастровом учете.

Кадастровый земельный учет является процедурой, при которой в единую базу Росреестра вносятся сведения об объекте недвижимости:

  • площадь;
  • границы объекта;
  • вид обременения;
  • вид разрешенного использования и категория земель;
  • сведения о кадастровом инженере;
  • кадастровая стоимость и т.д.

Данные из государственного кадастра относятся к общедоступным материалам, так как любой пользователь сети может открыть публичную карту и получить необходимые сведения, поэтому госкадастр общественное явление.

Причины по которым земля ставится на кадастровый учет:

  • образование нового участка (например, при разделе участка);
  • изменение его характеристик.
  • Землеустройство содержит в себе процессы по планировке и координации
  • рационального использования земель, их охраны, описание расположения на карте, установление границ. Более развернутое определение можно получить, опираясь на статью №78–ФЗ РФ.

Специалистами-землеустроителями рассматриваются вопросы о разработке и рассмотрении предложений о разумном использовании земельных ресурсов. Ими проводятся аэросъемки, кадастровые съемки, почвенные, геодезические, топографические обследования и измерения, межевание.

Для того, чтобы данные измерений всегда были точными, введен определенный порядок проверки измерительных приборов.

Основываясь на землеустроительной работе, составляется документация, включающая в себя схемы и планы земельных участков, картопланы и другие материалы. По каждому земельному объекту составляется землеустроительное дело.

В зависимости от вида и объема проводимых работ, земельный кадастр подразделяется на два типа:

  • основной (первичный);
  • текущий (последующий).

Первичный кадастр включает в себя начальный сбор, анализ и систематизацию всей документации, в которой содержится информация о площади, составе и качестве земельных участков, урожайности, издержках. Он дает самые детальные и точные сведения о состоянии земельного фонда.

Текущий кадастр выявляет и вносит изменения в земельные документы, которые произошли с землей со времени проведения основного кадастра.

Кроме того, вносятся исправления и дополнения. Одним словом, последующий кадастр помогает соответствовать данным изменяющейся действительности.

Объектами, подлежащие обязательному кадастровому учету:

  • земельные участки;
  • подземные построения;
  • объекты незавершенного строительства;
  • здания, сооружения, строения и т.д.

После постановки на учет каждому из перечисленных объектов присваивается индивидуальный, неповторяющийся индекс, по которому, в дальнейшем, объект будет легко и безошибочно идентифицировать.

Право собственности на земельные участки. Формы собственности.

Статья
15. Собственность
на
землю
граждан
и
юридических
лиц
(ЗК
РФ)

1.
Собственностью
граждан
и
юридических
лиц
(частной
собственностью)
являются
земельные
участки,
приобретенные
гражданами
и
юридическими
лицами
по
основаниям,
предусмотренным
законодательством
Российской
Федерации.

2.
Граждане
и
юридические
лица
имеют
право
на
равный
доступ
к
приобретению
земельных
участков
в
собственность.
Земельные
участки,
находящиеся
в
государственной
или
муниципальной
собственности,
могут
быть
предоставлены
в
собственность
граждан
и
юридических
лиц,
за
исключением
земельных
участков,
которые
в
соответствии
с
настоящим
Кодексом,
федеральными
законами
не
могут
находиться
в
частной
собственности.

Статья
16. Государственная
собственность
на
землю
(ЗК
РФ)

1.
Государственной
собственностью
являются
земли,
не
находящиеся
в
собственности
граждан,
юридических
лиц
или
муниципальных
образований.

2.
Разграничение
государственной
собственности
на
землю
на
собственность
Российской
Федерации
(федеральную
собственность),
собственность
субъектов
Российской
Федерации
и
собственность
муниципальных
образований
(муниципальную
собственность)
осуществляется
в
соответствии
с
настоящим
Кодексом
и
федеральными
законами.

Статья
17. Собственность
Российской
Федерации
(федеральная
собственность)
на
землю
(ЗК
РФ)

1. В
федеральной
собственности
находятся
земельные
участки:
которые
признаны
таковыми
федеральными
законами;
право
собственности
Российской
Федерации
на
которые
возникло
при
разграничении
государственной
собственности
на
землю;
которые
приобретены
Российской
Федерацией
по
основаниям,
предусмотренным
гражданским
законодательством.

Статья
18. Собственность
на
землю
субъектов
Российской
Федерации
(ЗК
РФ)

1. В
собственности
субъектов
Российской
Федерации
находятся
земельные
участки:
которые
признаны
таковыми
федеральными
законами;
право
собственности
субъектов
Российской
Федерации
на
которые
возникло
при
разграничении
государственной
собственности
на
землю;
которые
приобретены
субъектами
Российской
Федерации
по
основаниям,
предусмотренным
гражданским
законодательством.

Статья
19. Муниципальная
собственность
на
землю
(ЗК
РФ)

1. В
муниципальной
собственности
находятся
земельные
участки:
которые
признаны
таковыми
федеральными
законами
и
принятыми
в
соответствии
с
ними
законами
субъектов
Российской
Федерации;
право
муниципальной
собственности
на
которые
возникло
при
разграничении
государственной
собственности
на
землю;
которые
приобретены
по
основаниям,
установленным
гражданским
законодательством.

Порядок ведения

Земельный кадастр, или ныне – кадастровый учет недвижимости – ведет специально уполномоченный госорган – Росреестр, через многочисленные отделения, созданные по всей стране.

Ведение земельного кадастра – это система последовательных действий, направленных на сбор, документирование, накопление, обработку, учет и хранение информации обо всех участках земли.

Если говорить более конкретно, то специалисты Росреестра должны делать следующее:

  • вносить сведения об участках, которые уже ранее были учтены;
  • ставить на кадастровый учет участки;
  • официально учитывать изменения объекта недвижимости (сюда относится учет, изменение или снятие с учета доли земельного участка, исправление кадастровой ошибки);
  • снимать с учета земельный участок;
  • аннулировать и исключать сведения по наделу с временным статусом сведений;
  • вносить новые сведения о земле, которые поступили от других госорганов, взаимодействующих с Росреестром;
  • исправлять техническую ошибку в кадастровых сведениях.

Каждому земельному участку Росреестр присваивает свой неповторимый кадастровый номер. Именно с помощью него объект ставится на учет и отслеживается в дальнейшем.

Чтобы присвоить всем участкам кадастровые номера, госорган делит всю территорию России на кадастровые:

  • округа;
  • районы;
  • кварталы.

Жилые помещения в общежитиях предоставляются в РФ определенным категориям граждан.

В некоторых случаях право аренды земельного участка может быть унаследовано. Подробнее об этом читайте в материале.

Ищете договор купли-продажи земельного участка? Его образец можно скачать в нашей статье.

6.1. Общее понятие о земельном кадастре

Кадастр
определяется
как систематизированный свод сведений,
составляемый
периодически или путем непрерывных
наблюдений над соответствующим
объектом. Таким объектом в земельном
кадастре является
земля и все, что находится на ней, над
ней и под ней. Суще­ствуют различные
формулировки и толкования понятия
«земельный кадастр».

Юридически
же в нашей стране оно определено как
государ­ственная
система необходимых сведений и документов
о правовом режиме
земель, их распределении по собственникам
земли, землевла­дельцам,
землепользователям и арендаторам,
категориям земель, о качественной
характеристике и ценности земель.

Из
этого опреде­ления
следуют задачи и содержание земельного
кадастра.

Государственный
земельный кадастр ведется в целях:

  • своевременного
    обеспечения органов государственной
    власти и уп­равления,предприятии,
    организаций, учреждений и физических
    лиц достоверной
    информацией о земельных ресурсах
    территории;

  • обеспечения
    учета, рационального использования и
    охраны земель;

  • защиты
    прав землевладельцев, землепользователей,
    арендаторов;

  • создания
    основы для установления нормативной
    цены земли, зе­мельного
    налога и арендной платы;

  • сохранения
    границ исторических землевладений,
    объектов ис­торико-культурного
    наследия.

Объектом
государственного земельного кадастра

являются все земли
территории независимо от форм
собственности, целевого на­значенияи
характера их использования.

Ведение
государственного земельного кадастра
включает в себя: сбор,
учет, обработку и анализ земельно-кадастровой
информации, ее хранение,
разработку рекомендаций по изменению
характера правовом состояния
земель и выдачу информации пользователям.

Базовой
единицей
в кадастре является участок. Участок
ограни­чивается
площадью с определенным видом использования
земли либо
площадью, которая находится в руках
одного или нескольких лиц.
Владение может состоять из нескольких
участков.

В
кадастре о каждом участке записана
информация о его местопо­ложении,
площади, стоимости, наличиеобъектов
недвижимости (дома, строения,
коммуникации, дороги и т. п.),
экологической
среде, кому этот
участок принадлежит или сдан в аренду
и другие сведения природ­ного,
общественном и юридическом характера.

Информация,
содержащаяся в кадастре, используется
при
прове­дении
государственной земельной политикив
таких вопросах, как, например,
перераспределение земель, их объединение,
отвод и про­дажа,
поддержание земельного рынка и т. п.

Кадастровая
информация служит также для целей
нaлогообложе­ния.

Кадастры
могут различаться
по своему

назначениюгородской,
лесной,
водный и т. п.

Особенно
сложным и значительным по содер­жаниюи
объему информации является городской
кадастр. Для го­родов
характерна высокая концентрация
материальных ресурсов, сложная социальная
и экологическая обстановка с быстротечным
изменением
ее во времени, разнообразность решаемых
на городских землях
задач.

Кадастровая
информация может быть представлена в
виде кни­ги,
картотеки или автоматизированной
(компьютерной) базы дан­ных.

Исторические
корни возникновения кадастра уходят в
глубокую древность.
Так, первые сведения о кадастровых
работах, проводимых в Древнем
Египте для учета земель с указанием
границ и площадей участ­ков,
относятся к 3000 г. до н. э. Сам термин
«кадастр» происходит со времен
римского правителя Августа (27-14 гг. до
н. э.),
когда
была утверждена
единица учета сбора дани (налога) на
землю и введена перепись
населения. В настоящее время кадастр
ведется во всех стра­нах
мира.

В
Российской Федерации ведение кадастра
законодательно пору­чено
Государственной службе земельного
кадастра России (Росзем-­кадастр)
и ее подразделениям при местных органах
государственной власти.

2.3 Составные части земельного кадастра

Земельный кадастр
представляет собой систематизированный
свод документированных сведений о всех
землях Российской Федерации, об их
местоположении, размерах земельных
участков, их правовом режиме, кадастровой
стоимости и других характеристиках.

Земельный кадастр
создается и ведется в целях информационного
обеспечения целого ряда мероприятий
и, в том числе, государственного и
муниципального управления земельными
ресурсами, которое предполагает наличие
полной и достоверной информации об
объекте управления. В данном случае
такую информацию предоставляет земельный
кадастр, который выступает в роли
государственного информационного
ресурса, используемого в целях
государственного и муниципального
управления земельным фондом. Таким
образом, роль земельного кадастра
достаточно четко и ясно определена.

Сведения о земельных
участках, территориальных зонах, землях
и границах территорий, на которых
осуществляется местное самоуправление,
землях и границах субъектов Российской
Федерации, землях и границах Российской
Федерации содержатся в земельном
кадастре в объеме, необходимом для
осуществления управления земельными
ресурсами на всех существующих уровнях
от муниципального до федерального.

Внимательный
анализ сведений, содержащихся в земельном
кадастре, позволяет выделить их в три
большие группы – три основные составные
части, которые могут быть определены
как: физическое состояние земель;
правовое состояние земель; экономическое
состояние земель (см. рисунок).

Государственные виды кадастров

Разновидности кадастров:

  1. Госкадастр недвижимости.
  2. Водный – состоит из 3-х частей: для подземных, наземных вод, использование ресурсов воды.
  3. Лесной – состав, вырубка, целевое использование и др.
  4. Земельный – качество и параметры земель, регистрация пользователей.
  5. Недвижимости – самый объёмный и часто используемый кадастр.
  6. Реестры особо охраняемых земельных участков.
  7. Кадастр территорий для размещения отходов.
  8. Перечень промышленных предприятий, с выбросом химических отходов.
  9. Красная книга.

Одновременно действуют все перечисленные виды кадастров.

Водный реестр – это реестр всех водных объектов страны, в котором имеются свойства водоёмов, размеры, глубина, географическое месторасположение. Используется для реализации проектов о расположении предприятий, инфраструктуры, для исследований. Он позволяет определить приемлемость запланированных действий на территории или близ водного объекта. Например, в водном кадастре с 1951 года озеро Карачай (Челябинская область) используется для хранения радиоактивных веществ, близлежащего предприятия, существующего с советских времён, поэтому об объекте опубликован статус особо охраняемой территории.

В лесном кадастре собраны характеристики лесных ресурсов страны

Объекты сгруппированы по экономической важности, назначению, экологическим свойствам. Используется при переводе земель из одного вида назначения к другому, смене деятельности, разрешении/запрещении вырубки, назначение платы за пользование лесным фондом

Систематизируются плановые проверки, на предмет целевой эксплуатации земель с лесом по назначению, сохранности ценных пород и др.

Градостроительный кадастр – один из самых масштабных, востребованных государственных реестров. В нём содержится информация, которая обеспечивает целевое, эффективное градостроительство.

Рекомендуем ознакомиться:

Что значит и от чего зависит кадастровая стоимость жилья

Вложенность кадастра объёмная, включает в себя следующие составляющие:

  1. Документы планирования, проектирования (от районных центров до генерального плана).
  2. Нормы и правила застройки.
  3. Карты.
  4. Геологические, природные особенности.
  5. Кадастровая карта зон и межевания.
  6. Выделенные территории под строительство (жилое, нежилое).
  7. Резервные зоны государственного, общественного назначения.
  8. Обозначение текущего строительства.
  9. Технические схемы инженерных коммуникаций.
  10. Телекоммуникационное обеспечение.
  11. Охраняемые водные зоны и др.

Градостроительный кадастр имеет большое значение для застройщиков. По сути он является для них главной регламентирующей системой.

В системе регулирования государственных ресурсов, основное значение имеет движение объектов земельного имущества. Государственный кадастр недвижимости — это сегодня самый востребованный и эффективный кадастр. Этот сервис регистрирует данные обо всём недвижимом имуществе страны, о смене прав нанего, стоимости, меняющихся параметрах и многое другое. Объектом кадастра являются все виды собственности, права на которые в обязательном порядке регистрируются законодательно. Объектом недвижимости в РФ считаются земельные территории и все постройки, закреплённые за ней, в том числе незавершённые.

К объектам недвижимости относятся:

  • участок земли;
  • жилые, нежилые постройки;
  • предприятия;
  • многофункциональные комплексы;
  • лесонасаждения;
  • сады;
  • воздушные суда (Ространснадзор);
  • морские суда (Ространснадзор);
  • космические корабли и др.

Любой из объектов недвижимости должен быть зарегистрирован и обложен налогом на имущество. Помимо основных параметров, необходима публикация стоимости объекта.

Особенности ведения ГКН в городах

Ведение учета на застроенных и свободных территориях отличается. В населенных пунктах ценность участка определяется возможностью его выгодной застройки, потому важными характеристиками является ровность площадки, близость и глубина пролегания грунтовых вод, доступность инженерных сетей, наличие и состояние строений.

Информация о городской земле выделена в отдельную часть кадастра, что позволяет решить несколько задач:

  • Упростить юридическое сопровождение находящихся на одной территории объектов, обеспечить контроль за правильностью и достоверностью предоставленной для их регистрации документации.
  • Обеспечить оценку недвижимости, установить ставку земельного налога.
  • Рационально использовать земельные участки, составлять перспективные планы застройки.
  • Создать оптимальную инфраструктуру, удовлетворяющую бытовые, культурные, производственные и другие потребности жителей.

В городской кадастр включены объекты, расположенные на одной территории, обладающие похожими характеристиками. Это оптимизирует анализ и учет земельного фонда. В рамках населенного пункта выделяется несколько уровней кадастров:

Учет на всех уровнях проводится одинаково, в соответствии с законодательством РФ и решениями органов местного самоуправления. Вся собранная в подсистеме информация передается в централизованную базу.

Земельный участок, расположенный на ограниченной территории, может иметь несколько разрешенных видов целевого назначения и функционального использования. Местные власти часто вводят ряд ограничений и разрешений, что вызывает затруднения при их регистрации и учете.

При формировании ГКН в городах применяется несколько принципов:

  • По базису. В этом случае информация группируется по территории размещения или объектам, относящимся к одной категории.
  • По ведомству. В зависимости от ведомственного учреждения формируется кадастр образовательный, лесной и другие.

Эти подсистемы могут отличаться по составу, изменяться в зависимости от потребности администрации. Они создаются на основе кадастра зданий, обеспечивающего привязку на местности, и связываются между собой через территориальные планы и карты.

Система ГКН постоянно совершенствуется, разрабатываются федеральные программы, направленные на повышение эффективности обработки данных и постепенный переход на электронную систему хранения информации.

Введение единого свода позволило решить проблемы, связанные с неоднозначным определением границ и размеров объекта, что наряду с доступностью актуальных сведений нормализовало процесс покупки-продажи недвижимости, дало возможность мониторинга рынка и планирования работы с ним.

Землеустройство.

Статья
68. Землеустройство

1.
Землеустройство включает в себя
мероприятия по изучению состояния
земель, планированию и организации
рационального использования земель и
их охраны, образованию новых и упорядочению
существующих объектов землеустройства
и установлению их границ на местности
(территориальное землеустройство),
организации рационального использования
гражданами и юридическими лицами
земельных участков для осуществления
сельскохозяйственного производства,
а также по организации территорий,
используемых общинами коренных
малочисленных народов Севера, Сибири
и Дальнего Востока Российской Федерации.

2.
Документы, подготовленные в результате
проведения землеустройства, используются
при ведении государственного земельного
кадастра и мониторинга земель.

Статья
69. Организация и порядок проведения
землеустройства

1.
Землеустройство проводится по инициативе
уполномоченных исполнительных органов
государственной власти, органов местного
самоуправления, собственников земельных
участков, землепользователей,
землевладельцев или по решению суда.

2.
Землеустройство проводится в обязательном
порядке в случаях, предусмотренных
настоящим Кодексом, федеральными
законами.

3.
Сведения о землеустройстве носят
открытый характер, за исключением
сведений, составляющих государственную
тайну, и сведений, относящихся к личности
собственников земельных участков,
землепользователей, землевладельцев
или арендаторов земельных участков.

4.
При проведении землеустройства
обеспечивается учет законных интересов
лиц, права которых могут быть затронуты
при его проведении, путем извещения их
в письменной форме землеустроителями
не позднее чем за семь календарных дней
до начала работ. Отсутствие при проведении
землеустроительных работ надлежащим
образом извещенных лиц не является
препятствием для проведения землеустройства.
Заинтересованные лица вправе обжаловать
действия, ущемляющие их права и законные
интересы, в установленном порядке.

5.
В случае изъятия, в том числе путем
выкупа, земельных участков для
государственных или муниципальных нужд
собственники земельных участков,
землепользователи, землевладельцы и
арендаторы земельных участков обязаны
обеспечить доступ к земельным участкам
для проведения землеустройства.

6.
Юридические лица или индивидуальные
предприниматели могут проводить любые
виды работ по землеустройству без
специальных разрешений, если иное не
предусмотрено федеральными законами.

7.
Порядок проведения землеустройства
устанавливается федеральными законами,
законами и иными нормативными правовыми
актами субъектов Российской Федерации.

Особенности

  1. Если земельный надел был ранее учтен, то при постановке его на кадастровый учет нет острой необходимости в проведении кадастровых работ, с целью уточнить его границы. Достаточно приложить имеющийся старый кадастровый план, даже с неуточненными границами, а кадастровые работы по уточнению провести позже.
  2. Росреестр может отказать заявителю в постановке на кадастровый учет земельного объекта, который был ранее уже учтен, по следующим основаниям: в Госкадастре специалисты не нашли никакой информации о месторасположении испрашиваемого участка; нет сведений о характерных точках, обозначающих его границы; пределы участка, который учтен позднее, пересекаются с границами надела, который заявитель хочет поставить на учет в данный момент.
  3. Если гражданин захочет снять ранее не учтенный надел с кадастрового учета, он сможет это сделать только через суд, потому что законодательные правила снятия с учета такой группы земель нигде не закреплены.

Процедура внесения новых сведений в ЕГРН в отношении уже учтенных отрезков земли очень схожа с той, что проводится применительно к участкам, которые еще не были на учете. Тем не менее стоит учитывать свои особенности и трудности, а также знать, к каким ситуациям может привести отсутствие вовремя занесенных сведений по земельному объекту в официальный реестр.

Какие сведения содержит ГКН

Нельзя назвать кадастровый учет недвижимых объектов каким-либо особым нововведением для России. Подобные меры проводились и ранее.

Нормативная база

Сведения ГКН учитывают на основании положений Конституции, кодексов РФ (Гражданского, Лесного, Градостроительного, Жилищного, Водного), а также прочих нормативных актов, например активнее работы по сбору и систематизации информации стали проводиться после принятия 24.07.2007 года Федерального закона № 221-ФЗ «,О государственном кадастре недвижимости»,, регулирующего, кроме прочего, и учет информации в базе ГКН.

Объекты

Основу кадастра составляет информация о земельных ресурсах. В нем присутствуют сведения о государственных границах РФ (внешних и внутренних), особо охраняемых территориях, сетях трубопроводов.

К объектам учета относят:

  • строения и помещения,
  • участки земли,
  • объекты незавершенного строительства.

Учитывается исключительно недвижимое имущество, находящееся в России.

Принципы ведения

Единая технология применяется с целью учета объектов на всей территории РФ.

Принципы ведения ГКН можно выразить так:

  • сопоставимость данных, поступающих в государственный кадастр, с другими сведениями (базами информации),
  • поддержание актуальности данных,
  • открытость информации.

Сведения из ГКН способен получить тот, кто в этом заинтересован, то есть любое лицо. Исключение составляют содержащие тайну данные, которые защищенны законодательно. Упрощает процесс получения сведений гражданами сеть МФЦ (многофункциональных центров), которые присутствуют во многих крупных городах.

Уполномоченный орган

УФРС — расшифровка этой аббревиатуры выглядит так: Управление Федеральной регистрационной службы. Учреждение реформировано. Вместо него создана структура, которая называется Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Существует ее краткое наименование: Росреестр.

Отметим следующее: если до начала 2017 года ГКН представлял собой обособленное учреждение, то с указанного момента он возобновил свою деятельность уже в составе ЕГРН (Единого государственного реестра недвижимости). Произошло объединение информационных баз ЕГРП и ГКН, действовавших ранее независимо друг от друга. Теперь они находятся под управлением Росреестра.

Это и есть та исполнительная структура, что ответственна за проведение учета объектов, предоставление информации. Кроме обязанностей по государственной регистрации недвижимого имущества и сделок с таковым, этот орган решает вопросы картографии и геодезии.

Структура реестра

В ГКН предусмотрено три основных раздела.

Структура:

  1. Реестр объектов недвижимости — это систематизированный перечень данных об имуществе.
  2. Раздел кадастровых дел содержит информацию о тех документах, на основании которых поступали данные в информационную базу.
  3. Кадастровые карты — это схемы земельных участков, предназначенные для воспроизведения сведений об объектах в текстовом и графическом описании.

Информационный ресурс

ГКН содержит обширную базу сведений, где присутствуют уникальные и дополняющие характеристики недвижимости.

Первые включают:

  • вид объекта (участок земли, дом, помещение, объект незавершенного строительства),
  • кадастровый номер, дату учета в базе ГКН,
  • информацию относительно его границ.

Для помещения присутствуют сведения о номере здания, в котором оно размещается, этаже и описание его расположения. Размер площади недвижимых объектов указывается в обязательном порядке.

В перечень дополнительных сведений входят:

  • адрес объекта и номер, присвоенный ему ранее,
  • информация относительно прав на объект,
  • сведения о собственниках, в числе которых содержатся данные о почтовом адресе или адресе электронной почты владельца,
  • данные об обременениях,
  • информация о кадастровой стоимости.

Особое значение имеет то, что указывается категория земель и разрешенное использование участка.

Для дома, кроме его назначения, дополнительно можно узнать количество этажей и материал, использовавшийся для наружных стен, и кадастровый номер надела, на котором он возведен.

Если объектом учета выступает земельная территория, то будут указаны кадастровые номера присутствующих на ней построек (при их наличии).

Назначение

Государственный земельный кадастр – это система сведений, зафиксированных в официальных документах о земельных объектах.

Эти сведения формируются в результате государственного учета в кадастре, поэтому в нем содержится следующая информация об участках:

  • местоположение;
  • кадастровая стоимость;
  • целевое назначение и правовой режим земель РФ;
  • территориальные зоны;
  • размеры (площадь);
  • наличие расположенных на наделах объектов недвижимости, которые прочно связаны с ними.

Именно в этом состоит его главное назначение. Тем не менее, земельный кадастр претерпел некоторые изменения.

Понятие земельного кадастра было введено ФЗ «О государственном земельном кадастре».

Но на сегодня этот закон уже не действует. В результате того, что в законодательство о государственной регистрации и кадастре недвижимости были внесены существенные поправки, на смену вышеназванного закона был принят ФЗ №218 «О государственной регистрации недвижимости».

В новом кадастре недвижимости содержатся сведения не только по участкам земли, но и по всем другим имеющимся объектам недвижимости. Кадастру и учету в Федеральном законе № 218-ФЗ посвящена отдельная глава № 3.

Несмотря на отмену специального закона о земельном кадастре, его цели, задачи и принципы остались неизменными.

Занесению в кадастр подлежат все те же сведения о земле, которые уже были названы выше.

В учете и получении конкретной информации обо всех имеющихся участках земли нуждается как государство в целом, так частные лица. В силу того, что все сведения, которые хранятся в кадастре недвижимости, подтверждены официальными документами, любой заявитель может получить из него только достоверные и проверенные данные. Как правило, эти данные применяются для последующей объективной оценки земельных участков.

Например, при возникновении судебного спора по поводу земли, суд запрашивает из кадастра сведения по интересующему объекту недвижимости и руководствуется полученными данными при вынесении решения в пользу какой-либо стороны.

Документы

Процедура постановки земельного надела на кадастровый учет предполагает сбор

Если комплект представленных сведений будет неполным в постановке земли на кадастровый учет могут отказать.

Перечень запрашиваемой документации во многом зависит от специфики конкретной ситуации.

Наименование документа Для чего он требуется Как и где можно получить Стоимость и сроки оформления
Паспорт для физлиц

Правоустанавливающие документы (договора аренды, купли-продажи, свидетельство о собственности/выписка из ЕГРП, свидетельство на наследство)

Для подтверждения прав собственности на земельный участок. Должны быть на руках у правообладателя; если собственников несколько – предъявляется каждым
Межевой план Для определения местоположения и точных границ участка В специализированной компании, обладающей лицензией на данный вид работ, у кадастрового инженера 5-30 тыс.р. 5-10 рабочих дней
Геодезический план Необходим для проведения межевых работ В специализированной компании, обладающей лицензией на геодезическую съемку 5-25 тыс.р. 5-10 рабочих дней
Учредительные документы для юрлиц Необходимо для правообладателей-юридических лиц. Для подтверждения прав собственности на земельный участок Должны быть в наличии у заявителя, выписка из ЕГРЮЛ и Бесплатно До 5 рабочих дней
Нотариальная доверенность Необходимо при передаче документов через представителя. Для подтверждения оснований действовать от лица правообладателя В нотариальной конторе От 200 р. В день обращения
Согласие органов опеки на сделку Необходимо при нахождении земли в собственности несовершеннолетнего. Для подтверждения факта того, что операция не нарушает права несовершеннолетнего собственника В местном отделении органов опеки и попечительства Бесплатно В день обращения
Письменное согласие администрации МО/комитета по земельным и имущественным вопросам Требуется при нахождении земли в муниципальной собственности. Для подтверждения факта того, что операция не нарушает интересы собственника участка – муниципального образования В администрации муниципального образования Бесплатно В день обращения
Письменное согласие собственника ЗУ Требуется если документы передаются арендатором земли. Для подтверждения факта того, что операция не нарушает интересы собственника участка. У собственника земельного участка Бесплатно В день обращения

Все документы предоставляются в подлинниках, нотариальное заверение в таком случае не требуется. Подлинность данных подтверждается специалистами Росреестра.

Постановка участка на кадастровый учет осуществляется на основании заявления землевладельца или землепользователя.

Заявление на ГКУ имеет строго установленную форму, утвержденную в Приказе Минэкономразвития от октября 2016 года. В Росреестр подается единое заявление в части постановки на кадастровый учет и регистрации прав собственности.

Аккредитив при покупке недвижимости — узнайте о нем все!

Полная информация про налог при сдаче квартиры в аренду в нашей статье.

Ищите выгодную программу ипотеки для себя? Интересный вариант вы найдете в этом материале.

В нем необходимо прописать следующие сведения:

  • наименование территориального органа Росреестра;
  • желаемое действие: постановка на учет/регистрация прав/одновременно.

Вид объекта недвижимости:

  • земельный участок;
  • характеристика земельного участка: кадастровый номер, назначение, адрес;
  • какие действия необходимо предпринять в части кадастрового учета: поставить участок на учет, снять с учета, внести изменения;
  • сведения о физическом или юридическом лице-правообладателе (ФИО, паспортные данные, СНИЛС, дата и место рождения, реквизиты юрлица и пр.);
  • способ подачи заявления: лично собственником или его представителем (в последнем случае заполняются сведения по заявителю);
  • при необходимости собственник заявляет о своем желании получить выписку из ЕГРН, которая подтверждает постановку участка на кадастровый учет;
  • способ получения документов;
  • перечисляются прилагаемые к заявлению;документы;
  • способ получения расписки;
  • согласие правообладателя на обработку персональных данных.

Документы в Росреестр могут быть поданы непосредственно в регистрационном центре, через МФЦ, отправлены почтой РФ, в электронном виде или переданы в ходе выездного визита специалиста Росреестра.

Сама процедура постановки земельного участка на учет в Росреестре бесплатная. Но при необходимости получения выписки из ЕГРН собственнику потребуется оплатить госпошлину за данный документ и приложить квитанцию к остальным сведениям.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации