Андрей Смирнов
Время чтения: ~21 мин.
Просмотров: 0

Федеральный закон «о защите конкуренции» от 26.07.2006 n 135-фз (ред. от 24.04.2020)

Содержание

Ценные рекомендации, как победить в борьбе с конкурентом

  • Применять инструменты маркетинга. Проведение эффективных маркетинговых кампаний — залог успешной конкурентной борьбы на рынке без изменения цены и качества продукции.
  • Исследование потребительского спроса. Без грамотного прогнозирования и контроля покупательского спроса невозможно построение прибыльного бизнеса и ведение конкурентной борьбы. Любое изменение предпочтений покупателей не должно оставаться без внимания производителя.
  • Расширение территории реализации продукции. Чем больше рынок сбыта, тем больше потребителей можно привлечь, следовательно, тем выше конкурентоспособность предприятия.
  • Исследование конкурентов. Это необходимо, чтобы избежать ошибок, которые уже допустили другие фирмы в отрасли. К тому же это позволяет найти пути развития собственного бизнеса.
  • Внедрение инноваций. Развитие техники и технологий позволяет выпускать продукцию, которая имеет исключительные преимущества перед конкурентами.

При ведении бизнеса важно быть готовым к тому, что конкуренция — его неотъемлемая часть. Нужно быть готовым к действиям других игроков на рынке и уметь грамотно и эффективно на них реагировать.

Признаки ограничения конкуренции

В 44-ФЗ не указано на признаки ограничения конкуренции, но они содержатся в п. 17 ст. 4 135-ФЗ от 2006 года. К таким признакам относят:

  1. Отказ участника торгов от самостоятельных действий.
  2. Любые воздействия на ход закупки.
  3. Согласованные действия нескольких участников.
  4. Заключение соглашений, которые направлены на создание преимуществ для определенного участника.
  5. Незаконный доступ к конфиденциальной информации при наличии сговора участника с заказчиком.
  6. Незаконное отклонение заявок.
  7. Нарушение порядка определения победителей.
  8. Установление заказчиком невыполнимых требований.
  9. Подготовка закупочной документации под конкретного поставщика.
  10. Участие в закупках должностных лиц заказчика или лиц, которые имеют с ним конфликт интересов.
  11. Ограниченный доступ для участников к закупочным мероприятиям.
  12. Включение в одну закупку товаров, работ и услуг, которые не связаны между собой.

Выявление указанных признаков нарушения конкуренции и правил ведет к признанию закупки и подписанного контракта недействительными.

В некоторых статьях 44-ФЗ установлены правила, которые направлены на недопущение ограничения участия в закупках для отдельных компаний. Так, согласно ч. 1 ст. 24 44-ФЗ заказчик обязан в процессе закупок использовать конкурентные способы определения поставщика.

Согласно ст. 33 44-ФЗ, заказчик должен исходить из следующих правил описания предмета закупок: оно не должно содержать характеристик товаров, которые могли бы ограничить количество участников по п. 1 ч. 1; в ч. 3 указано на недопустимость указания конкретных производителей при описании объекта закупки (за некоторым исключением) или указание производителя без возможности поставки аналога. Указанная статья 44-ФЗ также не допускает требований к репутации, производственным мощностям, трудовым и финансовым ресурсам исполнителя.

В процессе торгов недопустима деятельность, которая может привести к ограничению конкуренции по ч. 1 ст. 17 ФЗ-135, а также иные действия, которые ограничивают численность участников, но не содержатся в п. 17 135-ФЗ.

Статья 17. Антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений

1. При проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее — запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

2. Наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

3. Наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

4. Нарушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок, запроса предложений сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа. Антимонопольный орган в соответствии с настоящей частью вправе обратиться в суд с иском о признании торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок, запроса предложений сделок недействительными при условии, что проведение таких торгов, запроса котировок, запроса предложений является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Положения части 1 настоящей статьи распространяются в том числе на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Виды рынков по типу конкуренции: монополия, олигополия, свободная и монополистическая конкуренция

По типу конкуренции рынки принято делить на четыре типа: рынок свободной конкуренции, рынок монополистической конкуренции, рынок олигополии и рынок чистой монополии. Современное состояние рынка — это сочетание монополистической конкуренции и олигополии.

Рынок свободной конкуренции — это рынок, где множество мелких фирм предлагает однородную продукцию. Здесь нет ограничений на доступ к информации о состоянии рынка, о ценах на товары и услуги, об издержках. Отдельно взятый продавец не может установить рыночную цену. Вход в отрасль свободный.

В современном мире рынков со свободной конкуренцией не существует — они есть только в теории, соглашается большинство экономистов. Тем не менее, к рынку совершенной конкуренции близки рынок сельскохозяйственной продукции, фондовая биржа, валютный рынок.

Пример: в некой аграрной стране крестьяне торгуют на ярмарке зерном — товар у них абсолютно одинаковый, производителей множество, никаких дополнительных ограничений на рынке нет, цену определяют спрос и предложение.

Рынок чистой монополии возникает, когда целая отрасль состоит из одной фирмы. Данная фирма — монополист, то есть единственный продавец данной продукции. Для вступления в отрасль существуют значительные барьеры. Монополист диктует цену рынку, поскольку полностью контролирует предложение.

Пример: в регионе лишь одна компания занимается выработкой и поставками электроэнергии. Она не пускает на рынок другие фирмы и может сама устанавливать цены на электричество.

Рынок олигополии — это рынок, где конкурируют несколько крупных производителей. Обычно большую часть такого рынка контролируют от двух до пяти крупных фирм. Вступление новых фирм в отрасль затруднено. Фирмы устанавливают цены, ориентируясь друг на друга.

Пример: в стране действуют три крупных сотовых оператора, которым принадлежит большая часть рынка связи. Они не вступают в ценовой сговор, но вынуждены считаться друг с другом, потому цены и услуги у всех трех конкурентов почти не отличаются.

Рынок монополистической конкуренции — это рынок, где большое количество мелких фирм предлагает разнородную продукцию. Каждая фирма стремится сделать свое предложение уникальным, но товары взаимозаменяемы. Контроль производителя над рыночными ценами ограничен. Вход и выход с рынка свободный. Экономическое соперничество основано не только на цене, но и на неценовой конкуренции.

Пример: в мире множество компаний производит смартфоны. Они взаимозаменяемы — с любого можно звонить или выходить в интернет. Однако если покупатель хочет именно iPhone, его можно купить только у компании Apple — другие телефоны похожи, но не идентичны.

Что такое демпинг. Что значит демпинговать

Последние поправки

Изменения коснулись сферы действия ФАС. Антимонопольный орган уполномочен на рассмотрение жалоб на акты и деяния органов власти, участвующих в предоставлении государственных/муниципальных услуг в отношении ЮЛ и ИП — субъектов градостроительных правоотношений, процедур, включенных в исключительный перечень действий в сферах строительства.

Также предусмотрено право на продление времени на изыскание дополнительных сведений, которые требуются для рассмотрения жалобы комиссии ФАС.

Ранее жалобы рассматривались в течение недели с момента их поступления. Корректировки в Законе позволяют однократно перенести срок, в случае необходимости поиска дополнительной информации.

Положительные и отрицательные последствия конкуренции

Конкуренция производителей необходима для существования рынка, однако она имеет как положительные, так и отрицательные свойства.

Позитивные черты конкуренции:

  • Дает потребителям возможность выбора

  • Не дает взвинчивать цены и снижать качество, ограничивает возможность возникновения монополий

  • Способствует росту качества, внедрению передовых технологий, рациональному использованию ресурсов

  • Заставляет экономику гибко реагировать на изменение обстановки

Негативные черты конкуренции:

  • Постоянно разоряются товаропроизводители, проигравшие в конкурентной борьбе

  • Большие средства тратятся на рекламу, а не на улучшение продукции

  • Конкуренты могут использовать нечестные методы борьбы: подкуп, шантаж, промышленные шпионаж

Мировые примеры различных видов конкуренции

  1. Компания Parallels

    Конкуренция может стать катализатором развития фирмы. Яркий пример этого — компания Parallels, которая в короткие сроки смогла выйти на мировой уровень. Все благодаря тому, что они были первыми, кто выпустил уникальную компьютерную программу, позволяющую устанавливать операционную систему Windows на ноутбуки Apple. Так как аналогов на такой продукт на рынке не было, Parallels очень быстро смогли завоевать рыночную нишу в данной области.

    Тем не менее через какое-то время крупные инвесторы рынка программного обеспечения VMware заинтересовались разработками Parallels. Так как объемы капитала VMware были в несколько раз больше, чем у Parallels, они смогли за счет собственных ресурсов выпустить аналогичную программу и спустя год после успеха Parallels отняли у них половину пользователей приложения.

    Началось тяжелейшее противостояние Parallels и VMware, которое длилось довольно долго, и именно благодаря этой конкурентной борьбе Parallels смогли значительно улучшить показатели своей деятельности, вернуть себе пользователей и взять под контроль 95 % рынка программного обеспечения данной ниши (то есть приложения Windows для компьютеров Apple). Парадокс в том, что, несмотря на стоимость программы от Parallels в 80 долларов, им удается держать лидерские позиции, хотя конкуренты уже давно выпустили более дешевые и даже бесплатные аналоги. Но за счет сильного бренда и эффективной рекламной компании Parallels не теряет своих позиций.

  2. Apple 

    Рынок высокотехнологичной продукции характеризуется тем, что производители на нем вкладывают большие инвестиции в развитие инноваций. Так называемые венчурные компании занимаются тем, что инвестируют в развитие техники и технологий, что обеспечивает прогресс и позволяет предлагать потребителю принципиально новые товары и услуги. Так, в свое время компания Apple не выдержала конкуренции на рынке стационарных персональных компьютеров. Тогда она занялась разработкой и выпуском мобильных устройств и спустя время стала лидером данной сферы, изготавливая смартфоны, плееры, планшеты и аксессуары к ним. Другими словами, компания Apple не сдалась и создала свой альтернативный рынок, где уже долгие годы является безоговорочным лидером и всемирно известной маркой.

    Завоевав лояльность потребителей смартфонов, компания смогла переманить на свою сторону и пользователей ПК, которые перешли на компьютеры Мас. Конкуренция с компанией Microsoft помогла Apple найти свое направления для развития и стать самой узнаваемой в мире.

  3. Ford

    Другой пример — автомобильный завод Генри Форда. Вложив средства в развитие технологий, эта фирма смогла увеличить объемы производства настолько, что себестоимость машин сократилась в разы, а также существенно снизились расходы на трудовые ресурсы. В результате прибыль компании возросла многократно.

  4. Операторы мобильной связи в России

    Примером вида монополистической конкуренции является отрасль мобильной связи. Здесь на рынке действует довольно много компаний, которые конкурируют между собой и пытаются переманить клиентов с помощью уникальных услуг, выгодных предложений, рекламных кампаний («Мегафон», МТС, «ВымпелКом», «Ростелеком» и др.).

    Каждая фирма предлагает собственные тарифы и пакеты услуг. Обычно продукты операторов уникальны и имеют собственные фишки.

    Для потребителей монополистическая конкуренция — оптимальный вид рыночной структуры. От того, что производители с целью привлечения клиентов постоянно совершенствуют свою продукцию и не могут искусственно завышать цены, общество только выигрывает. К тому же большое количество продавцов на рынке препятствует образованию монополий. Другими словами, каждая отдельная фирма не может влиять ни на среднерыночные цены, ни на объемы производства конкурентов. При этом в отрасли нет непреодолимых барьеров для входа: если представить качественный продукт, вполне можно стать полноправным игроком рынка.

Обзор ФЗ 135

135 закон о защите конкуренции состоит из 10 Глав, которые в свою очередь, включают в себя 54 статьи. Содержание всех статей 135-ого мы конечно в данной статье перечислять не будем. Если вам необходимо подробно изучить весь федеральный закон и комментарии к нему вы можете сделать это, скачав все документы на нашем сайте абсолютно бесплатно. Краткий обзор ФЗ, определяющим порядок защиты конкуренции:

  • первая глава, как и в любом другом ФЗ рассказывает об общих положениях;
  • вторая глава характеризует монополистическую деятельность;
  • пункт первый второй главы определяет запреты на различные формы недобросовестных приемов конкуренции;
  • в третьей главе содержится информация о пресечении действий/бездействия властей, если в результате будет ограничено право хозяйствующих субъектов на конкуренцию;
  • в четвертой главе перечисляются антимонопольные требования к ценовым котировкам, торгам, порядку заключения договоров и т.д.;
  • пятая глава о преференциях;
  • шестая глава рассказывает об органе, осуществляющем контроль за антимонополией;
  • из седьмой главы мы узнаем о том, как государство контролирует экономическую концентрацию;
  • восьмая глава повествует о том, какое наказание может грозить за нарушение антимонопольных НПА;
  • в девятой главе рассказывается, каков порядок разбирательств по делам о нарушении антимонопольных НПА;
  • в десятой главе определяется дата, когда ФЗ 135 обретает законную силу.

ФЗ о защите конкуренции: структура и основные положения

Несмотря на это, закон затрагивает практически все сферы, в которых принимают участие субъекты хозяйственной деятельности.

По своей структуре нормативно-правовой документ делится на 2 части:

  • освещаются ключевые понятия, правила и ограничения;
  • регламентируется деятельность антимонопольного органа.

Закон № -ФЗ содержит нормы материального и процессуального права.

Текст документа

  • товар;
  • финансовый рынок;
  • конкуренция;
  • монопольная цена и т. п.

В то же время, важные определения, такие как «разумность», «добропорядочность» хоть и встречаются в тексте, однако раскрытия термина в основных положениях нет, что создает трудности в правоприменении некоторых норм закона.

Кому в силу обстоятельств требуется раскрытие встречающихся определений в законе, но в нем не раскрытых, рекомендуется обращаться к судебной практике.

Нормативный документ содержит десятки норм императивного характера, устанавливающих запрет или ограничения на совершение определенных деяний субъектами хозяйственной деятельности.

К примеру, статья 11 запрещает устанавливать договорные отношения, которые могут привести к ограничению конкуренции. Указанная норма также регламентирует суть деяний, подпадающих под запрет.

Дополнительно в законе устанавливается порядок получения государственных преференций, а также:

  • регламент проведения торгов;
  • правила запроса котировок и предложений.

Вторая часть закона посвящена деятельности антимонопольного органа, в том числе его:

  • функции;
  • полномочия;
  • подконтрольные сферы хозяйственной деятельности.

Кроме того, закон регламентирует порядок рассмотрения дел в сфере нарушений ФАС антимонопольного законодательства.

Принципы обеспечения добросовестной конкуренции

Согласно ч. 2 ст. 8 44-ФЗ конкуренция в закупочной сфере должна быть основана на соблюдении принципов добросовестной и свободной ценовой и неценовой конкуренции, а деятельность заказчика, которая направлена на необоснованное ограничение численности участников, прямо запрещена. Участникам должны быть предоставлены равные условия для участия в закупочной деятельности.

На основании рассмотрения решений по делам о рассмотрении жалоб на ограничение конкуренции можно сделать выводы, что заказчику следует принять такие меры для обеспечения добросовестной конкуренции:

  1. Прописать обоснованные требования к объекту закупки, которые отвечают объективным потребностям заказчика.
  2. Включить в закупочную документацию сведения о том, что к поставке допускаются товары от различных производителей.
  3. Обеспечить наличие в итоговом протоколе данных о том, что в закупке принимали участие несколько поставщиков.

В ходе проверочных мероприятий антимонопольной службой в пользу заказчика может играть выявление принципа эквивалентности товаров от нескольких производителей, что также говорит о том, что закупка проведена без нарушений; наличие официальных запросов от участников на разъяснение закупочной документации и пр.

Ответственность за ограничение: уголовная и административная

Сам 44-ФЗ не содержит мер ответственности для заказчика за нарушение принципа свободной конкуренции. Но он содержит отсылочные нормы к положениям административного или уголовного законодательства.

За ограничение конкуренции заказчику грозит административная ответственность или уголовное наказание. Административное наказание за нарушение принципов свободной конкуренции наступает, согласно ст. 14.9 КоАП РФ. По указанной статье (ч. 1) должностному лицу заказчика грозит штраф от 15 до 50 тыс. р. Если указанное лицо совершает такой же повторный проступок, то по ч. 2 ему грозит дисквалификация на период до 3 лет.

Ответственность за ограничение конкуренции в виде соглашения или картельного сговора предусмотрена в ст. 14.32 КоАП РФ. Такое деяние может грозить участникам торгов штрафом в размере не менее 100 тыс. р. или до 50% от НМЦК.

Уголовное наказание грозит сторонам, если ущерб государству от их противоправной деятельности превысил 10 млн р. Наказание за ограничение конкуренции наступает по нормам ст. 178 УК. В ней прописаны такие меры ответственности, как:

  1. Штрафные санкции в размере до 500 тыс. р.
  2. Принудительные работы до 3 лет с дисквалификацией до года.
  3. Лишение свободы до 3 лет с дисквалификацией до года.

Если же государству был причинен ущерб в особо крупном размере, который превысил 30 млн р., то наказание за такое деяние предусматривает лишение свободы до 6 лет. Дополнительно должностное лицо могут оштрафовать на сумму до 1 млн р.

В случае если участнику стало известно о несоблюдении заказчиком принципов свободной конкуренции в ходе закупки, он может подать на него жалобу в ФАС. Для обжалования действий заказчика законом предусмотрены такие сроки:

  1. Обращения на нарушения в закупочной документации можно подавать до окончания сроков подачи заявок.
  2. Если участник нашел нарушения в ходе закупочной процедуры, то обратиться в ФАС ему следует до подписания госконтракта с победителем.

В случае если по результатам закупки уже был подписан госконтракт, поставщику придется жаловаться на действия заказчика в судебные инстанции.

Жалоба на ограничение конкуренции может быть подана в бумажном и электронном видах. Подписать ее следует непосредственно заявителю. В жалобе должны быть указаны:

  • данные заказчика (наименование, контакты и адрес);
  • сведения о заявителе (наименование или ФИО, контактные сведения, реквизиты) – это обязательное условие, так как анонимные обращения не рассматриваются);
  • сведения о закупке: ее номер в ЕИС;
  • информация о нарушениях со ссылками на законодательство;
  • список документов, которые подтверждают факт совершения нарушений заказчиком.

В течение 2 дней после поступления обращения ФАС должна зарегистрировать его и начать рассмотрение по существу либо отклонить его. Жалобу могут отклонить в случае, если она не соответствует требованиям законодательства, анонимна или заявитель нарушил установленные сроки для подачи жалобы.

На оценку доводов сторон у ФАС будет пять дней, после чего инстанция выносит свое решение. По результатам рассмотрения жалобы антимонопольная служба может вынести обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений.

Таким образом, ограничение конкуренции выступает серьезным правонарушением законодательства о контрактной системе. При этом в 44-ФЗ не содержится четкого структурированного положения об этом явлении. В связи с этим заказчику по 44-ФЗ следует руководствоваться требованиями ФЗ-135. При выявлении признаков ограничения конкуренции участник может пожаловаться на заказчика в ФАС. Такое правонарушение грозит заказчику административным и уголовным наказанием.

Обзор документа

Запрет на антиконкурентные соглашения не распространяется на соглашения между хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц, если одним из таких субъектов в отношении другого установлен контроль либо если такие субъекты находятся под контролем одного лица.

ФАС России разъяснила, как определяется:

— наличие признаков антиконкурентных соглашений;

— нахождение хозяйствующих субъектов в группе лиц;

— установление контроля одним субъектом в отношении другого либо наличие контроля со стороны одного лица.

Одновременное участие членов одной группы лиц в торгах или сделках на товарных рынках, если эта группа не контролируется одним лицом, еще не означает обязательного наличия между ними антиконкурентного соглашения. Само по себе нахождение в одной группе лиц в силу близких родственных отношений между учредителями входящих в нее субъектов не считается достаточным доказательством заключения между ними антиконкурентного соглашения.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Сфера применения закона о защите конкуренции

Закон № 135-ФЗ действует:

  • во времени;
  • в пространстве;
  • по кругу лиц;
  • по регулируемым отношениям (объектам регулирования). 

Во времени закон № 135-ФЗ применим к отношениям, которые возникли после его вступления в законную силу. Вопрос о применении во времени также связан со сроком давности рассмотрения дел УФАС: он исчисляется 3 годами с момента совершения нарушения, а при длящемся нарушении — с момента его обнаружения или окончания нарушения.

Территориальная сфера действия — территория РФ, а также за ее пределами, если действия или соглашения неким образом влияют на состояние конкуренции в РФ.

К субъектам правоотношений, включенных в сферу применения закона № 135-ФЗ, относятся:

  • коммерческие и некоммерческие организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • адвокаты, нотариусы и другие лица, осуществляющие частную деятельность;
  • органы государственной власти. 

Перечисленные субъекты, кроме органов власти, рассматриваются как с позиции правонарушителей, так и с точки зрения стороны, чьи интересы были ущемлены или ограничены.

Сфера применения закона № 135-ФЗ охватывает общественные отношения, которые уже возникли и/или возникнут / могут возникнуть в будущем. Например, ст. 15 закона № 135-ФЗ прямо запрещает акты и действия (бездействие) органов власти, которые приводят или в будущем способны привести к ограничению, устранению конкуренции.

Важно! Закон № 135-ФЗ не применяется к отношениям, сложившимся на трансграничных рынках и урегулированным едиными правилами. Контроль за соблюдением этих правил осуществляет Евразийская экономическая комиссия. 

Понятие антимонопольного органа по ФЗ 135

Рассматриваемый нами федеральный закон защищает права производителей товаров. Одним из инструментов в защите прав «купцов» является антимонопольная политика. За ее соблюдением следит антимонопольный орган. 135 федеральный закон определяет его:

  • функции;
  • полномочия;
  • права сотрудников антимонопольного органа;
  • обязанности сотрудников антимонопольного органа;
  • порядок проведения проверок;
  • порядок предоставления доступа на территории проверяемых объектов сотрудникам антимонопольного органа;
  • порядок проведения осмотра;
  • порядок проведения проверок документации сотрудниками антимонопольного органа;
  • порядок составления протокола по итогам проведения проверок;
  • правила оформления результатов по итогам проведенной проверки;
  • напутствие о последствиях в случае нарушения антимонопольных законов;
  • правила соблюдения сотрудниками антимонопольного органа всех видов тайн, установленных законодательством.

В России антимонопольным органом является ФАС (федеральная антимонопольная служба). Основной функцией работы ФАС является предупреждения/выявление/пресечения нарушений антимонопольной политики. Более подробную информацию можно получить из самого закона или обратившись к консультантам сайта.

Недобросовестная конкуренция

135 федеральный закон о конкуренции посвящает целую главу борьбе с недобросовестной конкуренцией в РФ. Прежде чем изучать закон конкуренции необходимо разобрать понятие недобросовестной конкуренции и ее виды. Под недобросовестной конкуренцией понимается любые действия «купцов», из-за которых могут пострадать другие производители (понести убытки, потерять доверие потребителей).

Комментарий: конкуренция получит статус недобросовестной, если действия производителя имеют цель получить преимущество перед другими производителями и при этом не являются законными.

То есть один производитель, действует в своих интересах, мешает работать другим, нарушает закон, выводя свой товар на первое место среди аналогичных. Если эти действия каким – либо образом затронут самих потребителей, а не только «купцов», то ситуация уже будет рассматриваться с учетом закона о защите потребительских прав. Закон конкуренции определяет отношение к недобросовестной конкуренции только в отношении поставщиков. Стоит учитывать, что противоправность и недобросовесность это разные понятия. Добросовестность продавца/производителя в трактовке ФЗ 135 и иного законодательства РФ определяется законностью его действий.

Комментарий: законодательство РФ не дает точных разграничений понятий добросовестности и противоправных действий.

Основные признаки:

  • обязательно выражается в действии хозяйствующего субъекта (то есть бездействия, направленные на увеличение конкурентоспособности товаров не будут считаться недобросовестной конкуренцией;
  • нарушение прав других хозяйствующих субъектов, определенных не только ФЗ РФ, но и нормам делового оборота, справедливости и т.п.;
  • основная (можно даже сказать единственная) цель у хозяйствующего субъекта, пользующегося методами недобросовестной конкуренции – получение преимуществ перед другими предпринимателями;
  • наличие угрозы (или факта) причинения другим предпринимателям урона (убытков) в результате нарушения/ограничения их прав и подрыв деловой репутации конкурентов.

135 федеральный закон устанавливает запрет на различные формы и методы недобросовестной конкуренции.

ФЗ о защите конкуренции: структура и основные положения

Несмотря на свой, казалось бы, небольшой объем (10 глав с 54 статьями), закон № 135-ФЗ затрагивает практически все сферы, в которых в той или иной степени участвуют экономические субъекты.

Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Условно ФЗ о конкуренции можно разделить на 2 части: в первой содержатся основные понятия, правила и запреты, во второй описывается деятельность антимонопольного органа.

В законе о защите конкуренции даются определения основным терминам, таким как «товар», «финансовый рынок», «конкуренция», «монопольно высокая/низкая цена» и т. п.

Термины «разумность», «добропорядочность» и др. в законе № 135-ФЗ не определены. Отсюда может возникнуть сложность в их правоприменении. Ответы на вопросы, что это такое и как отличать их от других понятий, следует искать в судебной практике.

Обратите внимание! В законе № 135-ФЗ содержится несколько десятков императивных норм, запрещающих хозяйствующим субъектам совершать определенные действия. Например, ст

11 запрещает участникам рынка заключать между собой соглашения, которые могут привести к ограничению конкуренции. В статье подробно перечисляются действия, которые будут считаться таким соглашением

Например, ст. 11 запрещает участникам рынка заключать между собой соглашения, которые могут привести к ограничению конкуренции. В статье подробно перечисляются действия, которые будут считаться таким соглашением.

Закон № 135-ФЗ регламентирует порядок предоставления государственной преференции и выдвигает ряд требований к проведению торгов, запросу котировок и предложений.

Вторая условная часть закона № 135-ФЗ касается деятельности антимонопольной службы. Перечисляются ее функции, полномочия, сделки, подлежащие контролю. Указывается порядок рассмотрения дел о нарушении ФАС антимонопольного законодательства.

Таким образом, закон № 135-ФЗ о защите конкуренции содержит материальные и процессуальные нормы права.

Закон о банкротстве: конкурсное производство

На стадии конкурсного производства, как правило, открываются торги и происходит продажа имущества должника. 

С наступлением этого момента, а именно после признания должника банкротом и открытия конкурсного производства, в соответствии с п. 1 ст. 126 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ любая передача имущества должника третьим лицам (продажа, переход во временное владение и пользование) может осуществляться только в порядке, установленном гл. VII закона № 127-ФЗ (постановление ФАС Уральского округа от 21.02.2013 по делу № А50-12480/2012).

Важно! В процедуре конкурсного производства законодательство о защите конкуренции применять запрещено. Антимонопольная служба не вправе выдавать предписания в отношении должника и влиять на реализацию имущества

***

Антимонопольное законодательство появилось и стало развиваться в 1991 году. Основным законом считается закон о защите конкуренции, который содержит в себе базовые понятия и требования к деятельности всех участников всех рынков.

Антимонопольный орган, контролирующий соблюдение антимонопольного законодательства, возбуждает и рассматривает дела, анализирует рыночные процессы, выдает предписания и разрешения на предоставление преференций.

Во время процедуры банкротства, а именно на стадии конкурсного производства, антимонопольный орган не вправе вмешаться в организацию торгов имущества должника.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации