Андрей Смирнов
Время чтения: ~11 мин.
Просмотров: 0

Федеральный закон российской федерации

2.4 Пособие при рождении ребенка и при передаче ребенка на воспитание в семью

Единовременные пособия при рождении ребенка и при передаче ребенка на воспитание в семью предназначены для компенсации разовых повышенных расходов семьи, связанных с появлением в ней ребенка. Каких-либо дополнительных условий (факта работы, учебы, военной службы), кроме рождения живого ребенка, для приобретения права на пособие не требуется. Таким образом, любая семья, постоянно проживающая на территории РФ, имеет право на данное пособие.

В настоящее время единовременное пособие при рождении ребенка — это одно из социальных пособий на каждого родившегося ребенка, независимо от каких-либо условий, касающихся социального положения родителей. Такое пособие вправе получать как работающие, так и неработающие граждане.

Статья 11 Закона №81-ФЗ предусматривает, что при рождении ребенка один из родителей, либо лицо, его заменяющее имеет право на единовременное пособие.

В ст. 12.1 Закона №81-ФЗ установлено, что право на единовременное пособие имеет один из усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей при передаче ребенка на воспитание в семью в случае:

— усыновления;

— установления опеки (попечительства);

— передаче на воспитание в приемную семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Данное пособие выступает одной из гарантий реализации права ребенка жить и воспитываться в семье с учетом приоритета семейных форм воспитания детей, лишившихся родительского попечения. Ведь семейное воспитание позволяет развивать ребенка с учетом его индивидуальных (физических, психических и др.) особенностей, обеспечить преемственность воспитания. Только при отсутствии возможности передать ребенка на усыновление, под опеку (попечительство) или в приемную семью он направляется в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Передача ребенка на воспитание в семью возможна в случае, если:

— родители неизвестны;

— родителя умерли или объявлены умершими, признаны безвестно отсутствующими;

— родителя лишены родительских прав, ограничены в родительских правах;

— родителя признаны недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка;

— родителя отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

— родители уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных учреждений, медицинских организаций, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений.

В случае рождения или передачи в семью на воспитание двух или более детей, пособие выплачивается на каждого ребенка (ч. 2 ст. 11, ч. 2 ст. 12.1 Закона №81-ФЗ).

В настоящее время единовременных пособий при рождении ребенка и передаче ребенка на воспитание в семью с учетом индексации составляет 13 741, 99 рублей.

В случае усыновления ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами, пособие выплачивается в размере 100 000 рублей на каждого такого ребенка (ч. 2 ст. 12.2 Закона №81-ФЗ).

Общие положения федерального закона

Оглавление

Государственная матпомощь для части населения, имеющей детей, это система, которая состоит из дотаций, начисляемых части россиян при воспитании маленьких детей. Эти средства обеспечивают гарантированные привилегии от России для молодых семей и тех, которые испытывают трудности.

Закон РФ разделён на три главы:

  • Первая включает общие положения о начислениях россиянам с детьми. Это основные понятия, виды финансовой поддержки, порядок исчисления и ежегодной индексации выплачиваемых сумм. Устанавливается алгоритм расчета среднего заработка при процедуре назначения.
  • Вторая содержит конкретизирующий перечень группы претендентов, а также условия, необходимые для назначения. Этот же ФЗ определяет величину денежного довольствия, которое получит лицо, обратившееся за получением выплаты.
  • Третья глава представляет собой заключение и несколько моментов. Устанавливается обязанность получателя субсидии об уведомлении государства об изменении своего положения. Указывается, что при выплате суммы, которая превышает установленную, будет произведено удержание лишнего.

Какие нужны документы

Для того, чтобы произвести оформление, нужно подготовить перечень документов для проверки:

  1. Нужно взять с собой паспорт и свидетельство о рождении ребёнка.
  2. Написать соответствующее заявление о предоставлении пособия. С его формой можно ознакомиться при подаче документов.
  3. Необходимо указать реквизиты счёта, на который должна будет перечисляться помощь.
  4. Предъявить трудовую книжку и заранее приготовить несколько копий этого документа.
  5. Нужно показать свидетельство о браке или предъявить документы о разводе, если необходимо.
  6. Если за помощью обращается безработный, должна быть предоставлена справка о том, что он не получает пособия по безработице.
  7. Потребуется справка из женской консультации о том, что заявитель находится на учёте.
  8. Работающим родителям необходимо предоставить справку за три месяца о своих доходах.

На основании данного комплекта документов делается обращение за получением государственной помощи по беременности и в связи с воспитанием ребёнка.

2.3 Пособие по беременности и родам

Согласно ст. 6 Закона №81-ФЗ право на пособие по беременности и родам имеют:

1) женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе:

— женщины из числа гражданского персонала воинских формирований РФ, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами РФ,

— женщины, уволенные в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными;

2) женщины, обучающиеся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях;

3) женщины, проходящие военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в таможенных органах;

4) указанные женщины при усыновлении ими ребенка (детей).

Данное пособие выплачивается по месту работы работодателем.

В случае, если женщина была уволена и зарегистрировалась как безработная в службе занятости в течение 12 месяцев с момента увольнения, данное пособие выплачивается службой социальной защиты населения.

По общему правилу, период выплаты пособия по беременности и родам составляет 140 календарных дней (70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов). Причем пособие по беременности и родам выплачивается исключительно за период отпуска по беременности и родам. Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов.

В связи с рассматриваемыми положениями интересно отметить нормы Конвенции Международной Организации Труда №103 об охране материнства (пересмотренная в 1952 году) (Женева, 28 июня 1952 г.), которые предусматривают, что (ст. 3):

— минимальная продолжительность отпуска по беременности и родам составляет 12 недель и включает период обязательного послеродового отпуска;

— продолжительность обязательного послеродового отпуска устанавливается законодательством каждой страны, но не может быть менее 6 недель.

Для работающих женщин, подлежащих обязательному социальному страхованию размер пособия по беременности и родам составляет 100% среднего заработка, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).

Что6ы определить средний дневной заработок (СДЗ) для исчисления пособия по беременности и родам необходимо взять начисленный заработок, на который начислялись страховые взносы за 2 календарных года, до года ухода в декрет.

Так, если отпуск наступает в 2014 году, то в расчет берется период с 01.01.2012 по 31.12.2013 г.

При этом средний заработок (СЗ) за каждый год учитывается в сумме, не превышающей предельную величину базы для начисления страховых взносов в ФСС:

— за все предыдущие года, до 2011 года эта величина составляет — 415 000 рублей.

— за 2011 год — 463 000 рублей.

— за 2012 год — 512 000 рублей.

— за 2013 год — 568 000 рублей.

Если общий заработок за год будет больше предельной величины, то расчет ограничивается указанной страховой суммой. Например, доход за 2012 год составил 530 000 рублей, то больше установленной величины, поэтому в расчет будет браться сумма 512 000 рублей.

Алгоритм расчета пособия для женщин, которые уходят в отпуск по беременности и родам в 2014 году: СДЗ = (СЗ-2012 + С3-2013) / 731 * 140.

Максимальное пособие по беременности и родам в 2014 г. составляет 207 123 руб., а минимальное 25 564 руб.

За назначением пособия следует обращаться не позднее 6 месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам. Если женщина обратилась за пособием позднее, ей придется доказывать, что причина пропуска срока обращения за пособием — уважительная. В этом случае решение о назначении пособия будут принимать территориальные органы ФСС.

Согласно ст. 1 Закона №81-ФЗ законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции РФ и состоит из:

— Закона №81-ФЗ,

— других федеральных законов,

— законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.

В целях единообразного применения Закона №81-ФЗ при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством РФ.

Законодательство о государственных пособиях начитывает несколько основных нормативных актов нормативных актов.

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. №255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» устанавливает условия, размер и продолжительность выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком (ст. ст. 11.1, 11.2), порядок его назначение и др. (ст. ст. 12-16).

Правительством РФ издан ряд актов, регулирующих выплату пособий в частности:

Постановление Правительства РФ от 12 декабря 1995 г. №1219 «О выплате единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия на ребенка гражданам, имеющим детей, постоянно проживающим на территории Чеченской Республики, а также временно выехавшим вместе с детьми за ее пределы»

— Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2006 г. №821 «Об издании разъяснений по единообразному применению Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», которым право издавать соответствующие разъяснения делегировано Минзравсоцразвитю РФ;

— Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. №870 «Об исчислении среднего заработка (дохода) при назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию»;

— Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2009 г. №1100 «Об утверждении Положения об исчислении среднего заработка (дохода, денежного довольствия) при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком отдельным категориям граждан»

— Постановление Правительства РФ от 16.04.2008 №275 «О порядке предоставления информации, необходимой для назначения и выплаты единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, гражданам, имеющим право на получение этих пособий, а также органам, осуществляющим назначение и выплату указанных пособий».

— Порядок и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 23 декабря 2009 г. В указанном документе перечислены необходимые документы, предоставляемые для выплаты пособий и др. условия.

Фонд социального страхования (ФСС) издает письма, в которых также поясняет некоторые вопросы, касающиеся выплаты пособий.

Субъекты РФ вправе издавать законы, дающие дополнительные гарантии гражданам, имеющим детей. Например, закон г. Москвы от 23 ноября 2005 г. №60 «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве» предусматривает: 1) дополнительное пособие по беременности и родам; 2) единовременную компенсационную выплату на возмещение расходов в связи с рождением (усыновлением) ребенка; 3) единовременную компенсационную выплату на возмещение расходов в связи с рождением одновременно трех и более детей; 4) дополнительное единовременное пособие в связи с рождением ребенка молодым семьям. 5) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях города Москвы в срок до 20 недель беременности.

Так, В Магаданской области действует Закон Магаданской области от 6 декабря 2004 года «О ежемесячном и ежегодном пособии на ребенка», который определяет размер и порядок выплаты ежегодного пособия к началу учебного года. Право на указанное пособие имеют семьи с детьми, среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума, установленного в Магаданской области. Размер пособия составляет 1 020 рублей — с учетом районного коэффициента.

Таким образом, массив нормативных актов, регулирующих выплату пособий гражданам имеющим детей является достаточно большим. При этом в рассматриваемой сфере действует много разъяснений компетентных органов, что свидетельствует о том, что практика назначений пособий различается в разных регионах.

Могут ли наложить арест на детские выплаты?

Если судебный порядок предусматривает взимание суммы с доходов человека, то снимают её со всех видов дохода, но с условием ограниченного процентного соотношения. В соответствии с Законом есть исключения и те денежные средства, которые не подлежат изъятию в счёт погашения долга и не могут быть арестованы. Перечень включает все виды детского пособия, независимо от того, какой именно семье они положены, при каких условиях.

Но так как арест прибыли происходит через банковский счёт, то не исключено, что детские начисления могут быть среди основных средств. Чтобы не допустить этого, ответчик должен сообщить приставам о суммах, с которых нельзя взыскать деньги.

Обратиться за назначением пособия может любой гражданин, если его семейное положение соответствует требованиям закона. Независимо от получателя денежные выплаты направляют на содержание ребёнка, уход за ним: питание, одежда, образование и др.

Условия назначения

Пособия могут быть предоставлены таким категориям населения:

  1. Тем, кто имеет гражданство России и при этом постоянно проживает на территории страны.
  2. Гражданам, которые находятся за пределами страны и проходят там службу.
  3. Лица, у которых отсутствует гражданство, проживающие в Российской Федерации.
  4. Иностранцы, живущие в России.
  5. Лица, не имеющие гражданства или иностранцы, проживание которых на территории страны носит временный характер, но они пользуются услугами социального страхования.

В некоторых ситуациях пособия предоставляться не будут. Это относится к следующим случаям:

  1. Это недоступно для тех. У кого дети живут на полном обеспечении со стороны государства.
  2. Если родители потеряли родительские права.
  3. Граждане Российской Федерации покинувшие свою страну и живущие за рубежом.
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации