Андрей Смирнов
Время чтения: ~14 мин.
Просмотров: 0

Статья 80. земельного кодекса рф. фонд перераспределения земель

Общая характеристика правового режима земель сельскохозяйственного назначения

Земли сельскохозяйственного назначения входят в структуру земельных ресурсов России (ст. 7 ЗК РФ). Согласно ст. 77 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения — земли,

  1. находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также
  2. предназначенные для этих целей.

Земли сельскохозяйственного назначения — особая категория земель, в состав которой входят лучшие, плодородные земли, составляющие достояние страны. Только в сельском хозяйстве земля используется не только как пространственно-операционный базис для размещения тех или иных объектов, но и как основное средство производства. Поэтому сельскохозяйственные земли подлежат особой охране. Федеральным законом от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» определены функции органов государственной власти и управления по регулированию плодородия таких земель, обязанности лиц, использующих сельскохозяйственные земли, меры стимулирования повышения качества и плодородия земель.

Ст. 78 ЗК РФ устанавливает, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться:

  1. для ведения сельскохозяйственного производства,
  2. для создания защитных лесных насаждений,
  3. для научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также
  4. для целей аквакультуры (рыбоводства).

Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.

Субъекты использования земель сельскохозяйственного назначения:

  1. крестьянские (фермерские) хозяйства;
  2. граждане, ведущие личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;
  3. хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, иные коммерческие организации;
  4. некоммерческие организации, в том числе потребительские кооперативы, религиозные организации;
  5. казачьи общества;
  6. опытно-производственные, учебные, учебно-опытные и учебно-производственные подразделения научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций;
  7. общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Особенности использования сельскохозяйственных угодий установлены ст. 79 ЗК РФ:

  • Сельскохозяйственные угодья — пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), — в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.

Использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Информация о земле

Согласно ст. 80 Земельного кодекса соответствующие сведения указываются в источниках с открытым доступом. Местные власти извещают всех лиц, заинтересованных в вопросе, а также публикуют информацию о землях, которые поступают в фонд.

Общины, объединения, граждане, иные лица, предусмотренные законодательством, могут обратиться к местным властям с заявлением о передачи надела в безвозмездное пользование. Хозяйства и предприятия могут обратиться с заявлением о покупке дополнительных участков. Вопрос о том, сколько стоит земля, власти решают, исходя из ее рыночной стоимости.

Формирование фонда перераспределения земель

Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые по тем либо иным причинам оказались неэксплуатируемыми или же были приобретены государственными органами в результате правовой сделки. Согласно Земельному Кодексу Российской Федерации, фонд перераспределения земли получает участки в следующих случаях:

  • При отсутствии лица, который собирался приобретать земельный участок сельскохозяйственного назначения. В таком случае этот участок приобретается муниципальным образованием по рыночной стоимости.
  • При отчуждении участка в случае приобретения его в собственность иностранными гражданами, юридическими лицами, юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов. Также при отчуждении участка, размер которого превышает максимальный размер участка, который может находиться в собственности одного гражданина.
  • При продаже земельного участка муниципальное образование имеет преимущество на его покупку.
  • При добровольном отказе от надела. В таком случае, территория становится бесхозной, все права, которые на нее ранее имел собственник, прекращаются. Из-за этого земельный участок переходит государству либо муниципалитету.

Государственная собственность на земли из фонда не разграничивается, управление и распоряжение ими обеспечивается органами местного самоуправлениям. Наделы из земельного фонда могут передаваться в аренду, в собственность на возмездной и безвозмездной основе гражданам и юридическим лицам в случаях, установленных федеральными законами и действующим законодательством Российской Федерации. Субъекты РФ вправе самостоятельно утверждать и изменять границы сельскохозяйственных участков, а также наделять органы местного самоуправления полномочиями в земельных отношениях. Также они могут, в соответствии с Федеральным Законом, устанавливать:

  • Категории граждан, имеющие право на земли из фонда перераспределения.
  • Перечень угодий, которые могут передаваться в аренду либо собственность.
  • Минимальные и максимальные размеры участков в фонде.
  • Общий размер площади в пределах одного муниципалитета.
  • Основания и порядок передачи земельных участков из собственности субъекта в муниципалитет.
  • Порядок внесения предложений, связанных с фондом перераспределения.

В субъектах РФ фонд может формироваться из земель запаса, участков, на которые прекращено право собственности, пожизненного наследуемого владения и участков, оставшихся после бесплатной передачи в общую совместную и общую долевую собственность.

Использование земель из фонда

Пункт 3 статьи 78 Земельного Кодекса Российской Федерации регламентирует порядок использования земель из фонда. Наделы, которые временно выпадают из оборота, могут предоставляться для:

  • Ведения сельскохозяйственного производства.
  • Ведения научно-исследовательской, учебной и иной деятельности.
  • Создания защитных насаждений.
  • Аквакультуры – рыболовства.
  • Использования для нужнд сельского хозяйства на период строительства дорог, ЛЭП, различных трубопроводов.
  • Ведения охотничьего хозяйства.

Земельные участки из фонда могут получить:

  • Граждане, товарищества, хозяйственные общества.
  • Унитарные предприятия — как государственные, так и муниципальные.
  • Производственные и потребительские кооперативы.
  • Коммерческие и некоммерческие организации.
  • Религиозные организации.
  • Учебные, опытные, опытно-производственные подразделения, которые подготавливают кадры.
  • Казачьи общества.
  • Общины малочисленных народов Сибири, Севера и Дальнего Востока.

Вопросы по получению и использованию земельных участков из фонда решаются согласно Земельному Кодексу Российской Федерации и ряду федеральных законов. Чтобы получить надел из фонда, необходимо обратиться в орган местного самоуправления.

Сведения о землях из фонда перераспределения земель

Согласно статье 80 Земельного Кодекса Российской Федерации, сведения о фонде перераспределения участков являются общедоступными. Администрация муниципальных районов обязана информировать всех заинтересовавшихся лиц о наличии тех либо иных наделов и публиковать в местных СМИ сведения о поступающих в фонд землях.

Когда перераспределение невозможно и когда заключается соглашение

Заявление о перераспределении земельных участков не будет удовлетворено, если:

  • совместная площадь всей территории изменяется в результате операции в большую или меньшую сторону;
  • собственник участка не сможет выезжать с него на дороги общего пользования;
  • перераспределяемые территории накладываются друг на друга;
  • в операции участвует надел муниципальной земли наравне с землей физического лица.

Из последнего пункта возможны исключения. Например, когда изменяется кадастровый план всей местности. Зачастую для получения разрешения на процедуру требуется согласие арендаторов территории, пользующихся землей граждан и других заинтересованных лиц.

Для образования земельных участков путем перераспределения старых их владельцы должны заключить соглашение. Составляется документ от руки, а указываются в нем такие сведения:

  • информация о самих собственниках земельных наделов;
  • параметры территории и технические сведения;
  • какие права имеют владельцы на эту территорию;
  • цель проведения операции.

После оформления эта бумага отдается инженеру по кадастру, чтобы тот приступил к выполнению геодезической съемки. Также она используется для подачи заявления на рассматриваемую операцию в соответствующих госорганах и для регистрации образованных наделов (а также для получения на них кадастровых паспортов). Доступная для изучения судебная практика свидетельствует о том, что заключение подобного соглашения делает операцию перераспределения простой и помогает избежать конфликтных ситуация между собственниками в будущем.

Порядок предоставления и использования земель для садоводства, огородничества и иных целей.

Подается
заявление гражданином и схему, если не
образован, в течении 30 дней уполномоченный
орган: 1)публикует извещение о предоставлении
ЗУ, по месту нахождения ЗУ, или 2) принимает
решение об отказе в предварительном
согласовании или об отказе в предоставлении
ЗУ.

Через
аукцион и без него:

Предоставлена
возможность получения некоторыми
категориями граждан земли без аукционов.
Касается это, прежде всего, льготников,
нуждающихся в земельных наделах для
строительства жилья или ведения личного
подсобного хозяйства.

Получить
землю без торгов смогут и юридические
лица, если они будут строить социально
важные объекты — дороги, коммуникации,
детские сады, больницы, спортивные
площадки, или же такие специфические
сооружения, как электростанции,
гидротехнические объекты, промышленные
предприятия.

Максимальное
время, необходимое для предоставления
земельного участка без торгов, сократится
для них с нынешних 3-х лет до 3-х месяцев.

Какой
в заявлении вид использования указан,
так и использовать ЗУ.

64.
Крестьянские
(фермерские) хозяйства, порядок
предоставления, правовой статус,
особенности наследования фермерских
земель.

1.Крестьянское
(фермерское) хозяйство (далее также —
фермерское хозяйство) представляет
собой объединение граждан, связанных
родством и (или) свойством, имеющих в
общей собственности имущество и совместно
осуществляющих производственную и иную
хозяйственную деятельность (производство,
переработку, хранение, транспортировку
и реализацию сельскохозяйственной
продукции), основанную на их личном
участии.

Основными
видами деятельности фермерского
хозяйства являются производство и
переработка сельскохозяйственной
продукции, а также транспортировка
(перевозка), хранение и реализация
сельскохозяйственной продукции
собственного производства.

2.
Фермерское хозяйство может быть создано
и одним гражданином.

3.
Фермерское хозяйство осуществляет
предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица.

Право
на создание фермерского хозяйства имеют
дееспособные граждане Российской
Федерации, иностранные граждане и лица
без гражданства.

Фермерское
хозяйство считается созданным со дня
его государственной регистрации.

Наследование
имущества фермерского хозяйства
осуществляется в соответствии с
Гражданским кодексом Российской
Федерации.

Гражданин
в случае выхода его из фермерского
хозяйства имеет право на денежную
компенсацию, соразмерную его доле в
праве общей собственности на имущество
фермерского хозяйства. Срок выплаты
денежной компенсации определяется по
взаимному согласию между членами
фермерского хозяйства.

Земли
КФХ должны использоваться в соответствии
со своим основным назначением – как
земля для ведения фермерского хозяйства.

родажа
земли под фермерское хозяйство
регламентируется Земельным кодексом
РФ и Федеральным законом «Об обороте
земель сельскохозяйственного назначения».

Гражданин
РФ, желающий стать собственником
земельного участка для организации и
ведения фермерского хозяйства, должен
подать заявление в уполномоченный
орган. В документе следует указать
следующую информацию:

Цель
использования участков – организация,
осуществление деятельности фермерского
хозяйства или его расширение;

Испрашиваемое
право на предоставляемые участки земли
под фермерское хозяйство (собственность);

Условия
предоставления в собственность земельных
участков – на платной или бесплатной
основе;

Обоснование
размеров земельных участков с учетом
типов деятельности и числа членов
будущего фермерского хозяйства;

Предполагаемое
расположение приобретаемых участков
земли;

Соглашение
о создании крестьянского хозяйства.

В
том случае, если земля под фермерское
хозяйство предоставляется во временное
пользование, в заявлении указывается
срок аренды, а также соответствующее
испрашиваемое право (аренда).

Заявления
граждан рассматриваются в течение
сроков, установленных действующим
законодательством:

Проект
границ земельного участка составляется
и утверждается в течение 1 месяца;

Принятие
решения о предоставлении участка в
аренду или собственность осуществляется
в течение 14 дней;

На
заключение договора купли-продажи или
аренды участка под фермерское хозяйство
отводится 7 дней.

Законы
субъектов РФ определяют минимальные и
максимальные размеры земель для
фермерского хозяйства, предоставляемых
в собственность. Исключение составляют
фермерские земли, используемые для
садоводства, овощеводства, птицеводства,
цветоводства, виноградарства, пчеловодства
и рыбоводства. Отказ в предоставлении
фермерских земель в аренду или
собственность может быть оспорен в
судебном порядке.

Порядок приватизации

В первую очередь в каждом колхозе, районе, совхозе формировались внутрихозяйственные и районные комиссии. Они наделялись полномочиями по реорганизации хозяйств и приватизации наделов.

Трудовой коллектив должен был принять решения о:

  • Форме собственности земли.
  • Правилах подачи заявления на предоставление надела, выкуп или аренду участков сверх положенных норм. При этом должен был определяться круг субъектов, имеющих право получать землю бесплатно.
  • Определении общей площади наделов, отнесенных к коллективной собственности.

Среднерайонная норма наделов, предоставляемых бесплатно, определялась делением совокупной площади в пределах территории сельскохозяйственных предприятий на общее количество граждан, занятых в сельском хозяйстве или ранее осуществлявших с/х деятельность. В число последних входили пенсионеры, работники социальной сферы и пр. Местная администрация, в свою очередь, получала право определять дифференцированную норму безвозмездной передачи участков в собственность по зонам с разной плотностью населения.

В связи с тем, что численность граждан существенно варьировалась, а дифференциация нормы, как правило, не осуществлялась, в одних хозяйствах величина доли земли оказывалась меньше нормативной, в других – равнялась ей, в третьих – превышала показатель.

Цели создания фонда перераспределения

Все началось с земельной реформы, произошедшей в начале 90-х годов. В то время задачей государства стало создание фермерских хозяйств. Ситуация усложнялась тем, что не все граждане являлись членами сельхозпредприятий и имели права на земельную долю. А лицам, которые желали создать фермерские хозяйства, была нужна земля. Государство должно было найти источники предоставления участков.

Как фонд создан фонд?

В фонд перераспределения вошли свободные земли, не имевшие собственников и арендаторов, а также территории колхозов и других землепользователей, которые использовались нерационально.

В конце 2001 года был принят Земельный кодекс. Практика включения в состав фонда земель сельскохозяйственного назначения была сохранена.

Сегодня о нем сказано сказано в ст. 80 Земельного кодекса. В фонде содержатся все земли, которые находятся в собственности государства. Оно может передавать их юридическим лицам, либо гражданам в аренду для ведения сельскохозяйственной деятельности, развития отрасли.

Основные цели

Целью создания фонда стало:

  1. Эффективное перераспределение свободных земель.
  2. Создание новых крестьянских и фермерских хозяйств, их расширение.
  3. Организация сельскохозяйственного производства на территориях, которые государство выделило гражданам и юридическим лицам.
  4. Ведение животноводства. Организация огородничества, а также садоводства.
  5. Использование участков под личное подсобное хозяйство.
  6. Выделение участков под сенокосы и пастбища.

Об использовании земель сказано в статье 78 Земельного кодекса.

Территории, находящиеся в фонде перераспределения земель, передают:

  1. Для создания сельскохозяйственного производства.
  2. Формирования лесопосадок защитного плана.
  3. Земли могут взять НИИ и учебные организации для того, чтобы проводить практические занятия в рамках подготовки специалистов.
  4. Казачьи общества.
  5. Религиозные общины и кооперации потребительского характера.
  6. Товарищества и кооперативы. Они могут далее делить территорию, а потом и передавать участки населению для занятий огородничеством и для разбивки сада.
  7. Землю выдают коренным народностям Сибири, Севера. Они могут использовать ее для промыслов и организация быта.

В состав фонда включают территории, приобретенные государственными органами, а также те участки, которые не эксплуатируются в данный момент по разным причинам.

Если обратиться к Земельному кодексу, то станет понятно, что в фонд участки поступают в следующих ситуациях:

  1. За счет земель, оказавшихся в данных момент свободными.
  2. Территории, приобретенное и государственными органами в рамках стандартной сделки.

Когда участок может войти в состав фонда?

В законодательстве перечислены следующие случаи, когда участок может войти в состав фонда:

  1. Добровольный отказ юридических лиц и граждан от этого надела. В результате этого территория становится бесхозной недвижимостью. Права, которыми ранее обладал пользователь, прекращаются. Все полномочия переходят к государству, либо участком может распоряжаться муниципалитет.
  2. После кончины собственника, если наследники отсутствуют. Также возможна ситуация, когда преемник не имеет права на принятие наследства. Вариант, когда наследник отказывается принимать собственность. Во всех случаях, перечисленных выше, права на участок переходят к государству, земля уходит фонд.
  3. Принудительное изъятие надела. Процедура регулируется статьей 49 Земельного кодекса. Если территорию требуется государству или муниципалитету, то в этом случае предусмотрен ее выкуп. Когда речь идет о том, что участок изымается по решению суда, собственнику компенсация не выплачивается.

Можно сказать, что все земельные массивы, временно выведенные из оборота, направляются в фонд запаса. Целевое назначение участков при этом не изменяется.

Как происходит регулирование фонда?

По вопросам регулирования свободных площадей можно отметить следующее:

  • Распоряжение и обслуживание целиком ложиться на местную власть.
  • Данные о том, какие участки есть в земельном фонде, находятся в общем доступе. Так же в открытом доступе содержится и вся необходимая техническая информация, такая как: площадь, место расположения и т.д.
  • Всю необходимую информацию обязаны предоставлять уполномоченные представители местной администрации. Также новости о появлении новых участков публикуются в местных средствах массовой информации для того, чтобы население имело возможность использовать свои права.
  • Приобрести земельный участок из фонда перераспределения гражданин, имеющий соответствующий интерес, должен обратиться в администрацию муниципального района, который уполномочен на предоставление подобных земель в аренду или же для передачи в собственность.

Полезно знать! Фонд перераспределения земель открывает перед обычными гражданами и различными организации дополнительные возможности по получению земли сельскохозяйственного назначения. И если имеется какой-то интерес к этой сфере, тогда стоит обязательно изучить подобную возможность.

Как обстоит дело сегодня?

В фонд включаются участки, которые ранее не использовались или получены государственными органами при сделке. Согласно действующему Земельному кодексу в него входят следующие территории:

  1. Если нет субъекта, который собирается приобрести надел для использования в сельском хозяйстве, тогда его покупает муниципалитет по рыночной стоимости.
  2. Если отчуждается надел, принадлежащий иностранцу, юридическим лицам, в том числе, чей уставной капитал составляет более 50 % из взносов иностранцев или лиц без гражданства.
  3. Если реализуется земля, площадь которой свыше установленного размера на одного человека.
  4. Если от земли отказываются в добровольном порядке. Тогда она становится бесхозной и переходит в право собственности государства или муниципального образования.

Так или иначе, муниципалитет имеет преимущественное право покупки земли.

Общедоступность сведений о земельных участках в составе фонда перераспределения

Фонд по осуществлению перераспределения создан не только для выполнения государственных регистрационных работ, но и для удобства граждан, которые заинтересованы в приобретении и использовании земельных территорий. Поэтому все граждане и предприятия, которые претендуют на данные земельные участки, могут в свободном доступе просмотреть всю необходимую информацию о любом территориальном объекте.

Фонд по проведению перераспределения государственных земельных территорий является открытой государственной структурой, поэтому все сведения о наличии земель в фонде перераспределения являются доступными для всех категорий граждан:

  • частных лиц (физических и юридических);
  • государственных и муниципальных органов местного самоуправления;
  • учреждений и предприятий, которые находятся в собственности муниципальных и государственных органов;
  • предприятий, которые созданы на некоммерческой основе.

Обеспечение и поддержка общедоступности информационной базы фонда по перераспределению входит в обязанности всех государственных исполнительных органов и местной муниципальной власти.

Проект

Проект готовится с целью упорядочения применения данных земель юрлицами и физлицами, а также для более успешного порядка образования земельных наделов. Для его создания используется правовая, техническая и экономическая документация. Делаются расчеты, описание и планы проектов. Каждое мероприятие необходимо обосновать. План состоит из следующих этапов:

  1. Предварительные работы.
  2. Разработка.
  3. Согласование.
  4. Утверждение.
  5. Образование землеустроительного дела.
  6. Передача заказчику с направлением копии в госорганы.

Проект согласуется с местными властями, кадастровой службой и иными государственными структурами.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации