Андрей Смирнов
Время чтения: ~20 мин.
Просмотров: 1

Как выбрать пути финансового оздоровления предприятия

Условия и особенности банкротства

На основании 127-ФЗ КФХ вправе объявить себя банкротом при неспособности удовлетворения требований кредиторов:

  1. По денежным обязательствам, возникшим в рамках гражданско-правовых обязательств (например, по договорам купли-продажи, договорам подряда, кредитным договорам и пр.).
  2. По выплатам выходных пособий или оплаты труда лиц, работающих по трудовому договору (в том числе бывшим сотрудникам).
  3. По обязательным платежам в виде налогов и сборов перед уполномоченными организациями (ПФР, ФСС, Налоговой инспекцией).

Признаками банкротства ИП (включая КФХ) является наличие совокупной задолженности перед всеми кредиторами в размере 500 тыс. р. и просрочки по долговым обязательствам продолжительностью 3 месяца и более.

На основании ст. 218 127-ФЗ особенностью признания ИП-главы КФХ банкротом является необходимость получения согласия от всех членов КФХ при подаче заявления о банкротстве в арбитражный суд. Такое согласие должно найти письменное закрепление.

Само заявление о банкротстве подписывается предпринимателем-главой КФХ. Помимо общего комплекта документов, который прикладывают к заявлению о банкротстве все должники, к заявлению от главы КФХ нужно приложить сведения:

  1. О составе и стоимости имущества КФХ.
  2. Об источниках, за счет которых было приобретено данное имущество.
  3. О размере доходов, которые могут быть получены КФХ по окончании периода сельхозработ.

Также к заявлению прикладывается стандартная документация:

  1. Перечень всех должников КФХ с указанием размера дебиторской задолженности.
  2. Список кредиторов с указанием величины долговых обязательств.
  3. Перечень участников хозяйства с указанием на принадлежащее им имущество.
  4. Протокол собрания работников КФХ, если таковой имеется.

По нормам 127-ФЗ право на объявление хозяйства банкротом принадлежит не только физлицу, но и его кредиторам. Указанные в п. 2 ст. 218 127-ФЗ документы глава КФХ должен приложить не только к заявлению о признании банкротом, но и к отзыву на заявление кредиторов.

Данный отзыв предоставляется суду, если глава КФХ не согласен с требованиями кредиторов.

Основные процедуры

Все мероприятия по финансовому оздоровлению предприятия основываются на ФЗ «О несостоятельности»; именно он является главным правовым актом, который регламентирует все возможные ситуации, возникающие во время данного процесса.

В соответствии с этим законом, во время восстановления платежеспособности осуществляются следующие процедуры.

Финансовое оздоровление

Комплекс действий, направленных на улучшение платежеспособности должника, которые предусматривают составление и выполнение графика погашения задолженности перед кредиторами. В процессе осуществления этой процедуры органы, на которые возложены обязанности по восстановлению финансовой устойчивости предприятия, проводят все возможные мероприятия по ограничению сделок, которые в результате могут привести к увеличению объемов кредиторской задолженности.

Внешнее управление

Комплекс мероприятий, который осуществляется с целью улучшения финансового состояния юрлица. Главное отличие от предыдущей процедуры заключается в том, что в этом случае руководство предприятия передает все свои полномочия внешнему управляющему.

Конкурсное производство

Процедура, в ходе проведения которой осуществляется пропорциональное погашение задолженности юрлица перед кредиторами за счет реализации его имущества. Этот процесс происходит, если в ходе осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению или в результате внешнего управления не удалось восстановить нормальное функционирование предприятия.

Мировое соглашение

Это достижение согласия между должником и его кредиторами относительно графика погашения задолженности. Данное заключение стороны могут подписать на любой стадии процесса признания неплатежеспособности юрлица и таким образом прекратить неприятную процедуру. Решение о подписании мирового соглашения принимается собранием кредиторов, конкурсным управляющим или уполномоченными органами, с одной стороны, самым должником или руководителем должника – с другой.

Последствия для должника

После того как арбитражный суд вынес определение о введении финансового оздоровления, то такое решение подлежит немедленному исполнению. С этого момента в отношении должника наступают определенные гражданско-правовые последствия:

  1. Вводится особый порядок предъявления требований от кредиторов к должнику.
  2. Принятые ранее меры, которые направлены на обеспечение требований кредиторов, отменяются.
  3. Аресты на имущество должника налагаются только арбитражным судом.
  4. Исполнение обязательств по исполнительным документам приостанавливается.
  5. Вводится запрет на выкуп собственных акций и выделение доли участия.
  6. Прекращение обязательств должника через зачет встречных требований недопустимо.
  7. Выплата дивидендов и прочих платежей не допускается.
  8. На данном этапе будет приостановлено начисление штрафов, неустоек и штрафных санкций.
  9. Штрафные санкции будут начисляться по новым правилам: на основании действующей ставки рефинансирования.
  10. Штрафы и пени могут быть погашены на данном этапе, но только после закрытия всех обязательств по основной задолженности.
  11. Должнику разрешается передавать имущество на условиях безвозмездной аренды.
  12. Реорганизация компания допустима только с согласия кредиторов.

В ходе финансового оздоровления должник должен регулярно вносить транши строго по утвержденному судом графику. Также на данном этапе предполагается реализация ряда мероприятий для нормализации финансовой ситуации. К комплексу таких мер в зависимости от специфики ситуации относят:

  1. Вынужденная смена руководства юрлица (если есть основания полагать, что неплатежеспособность вызвана неумелым менеджментом).
  2. Проведение инвентаризации имущества.
  3. Взыскание дебиторской задолженности.
  4. Закрытие или продажа филиалов.
  5. Реализация части имущества компании.
  6. Сокращение численности персонала.
  7. Завершение работ в части неоконченного строительства.
  8. Распродажа невостребованного оборудования и устаревших товаров.
  9. Повышение квалификации сотрудников.
  10. Покупка нового оборудования и обновление мощностей.

План финансового оздоровления предприятия

Изучая план антикризисного управления, можно заметить, что он очень похож на обычный бизнес-план. Его структура состоит из 8 разделов. В первом из них содержатся сведения о должнике, подробная характеристика его деятельности, резервы и перспективы возможного развития. Обязательными для него являются сведения о реквизитах должника, информация об учредителях и составе имущества.

Во втором разделе сосредоточена информация о сроках проведения назначенной судом процедуры, времени погашения долговых обязательств и запланированных планом показателях, которых необходимо будет достигнуть в процессе реализации мер по восстановлению платежеспособности банкрота. В числе таких показателей — прибыль, рентабельность, а также текущая ликвидность активов.

Третий раздел плана второй процедуры банкротства посвящен комплексному анализу хозяйственной деятельности и финансовой устойчивости должника. Они позволяют определять реперные точки и выявить основные причины убыточности деятельности несостоятельного должника. Даже незначительная корректировка работы может позволить добиться серьезного улучшения экономической ситуации.

В четвертый раздел плана включены:

  • перечень запланированных мер оздоровления;
  • оценка потребности в различных ресурсах, включая оборотные средства и обеспеченность кадрами;
  • обоснование планируемых мероприятий по улучшению экономической ситуации, сложившейся у должника.

Пятый раздел плана посвящен изучению возможности увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг и их реализации банкротящегося. Шестой — содержит план маркетинговой стратегии продаж. Седьмой раздел посвящен программе производства. Он напрямую связан с пятым и шестым разделами.

Восьмой раздел посвящен прогнозированию развития бизнеса должника. Самые эффективные способы стабилизации финансовой ситуации — получение дополнительных доходов и снижение затрат. Проводимый в разделе анализ учитывает возможность привлечения дополнительных финансов.

Кем утверждается

План финансового оздоровления предприятия разрабатывается в том случае, когда должник не может полностью покрыть свои обязательства перед кредиторами. Порядок его разработки и утверждения регламентируется статьей 84 ФЗ №127. Подготавливается он учредителями или участниками юридического лица, в отношении которого инициирована процедура банкротства.

Отличие финансового оздоровления от внешнего управления

По итогам наблюдения суд может ввести в отношении должника одну из реабилитационных процедур: финансовое оздоровление или внешнее управление. Эти этапы имеют определенные различия.

По сути, финансовое оздоровление – это более мягкая процедура, чем внешнее управление. В ее рамках руководство продолжает свою деятельность, хоть и с некоторыми ограничениями.

Внешнее управление подразумевает отстранение всех руководителей компании с передачей их функций к внешнему управляющему. С момента утверждения плана управления управляющий разрабатывает комплекс мер по оздоровлению и приступает к их практическому воплощению.

Во время внешнего управления погашение задолженности перед кредиторами со стороны компании не допускается. Выплата долгов может происходить только по результатам данной процедуры или при конкурсном производстве.

Получается, что финансовое оздоровление – это, по сути, рассрочка в исполнении обязательств, тогда как внешнее управление – комплекс мер по устранению задолженности.

Таким образом, введение на предприятии этапа финансового оздоровления означает, что суд видит перспективы для восстановления платежеспособности и хотел бы предпринять попытки недопущения банкротства компании. По результатам этапа финансового оздоровления может быть принято решение о закрытии процесса банкротства из-за погашения всех требований кредиторов. Но также суд может принять решение о переходе к внешнему управлению или конкурсному производству. Такое решение судья принимает с учетом ходатайства собрания кредиторов.

Когда вводится процедура финансовое оздоровление при банкротстве

Финансовое оздоровление как процедура банкротства вводится судебным решением после процесса наблюдения, в течение которого решается вопрос о целесообразности проведения оздоравливающих мероприятий и поиск финансовых источников санации предприятия. На этот момент должник ещё не получил статус банкрота, так как у него остаются шансы выйти из кризиса.

К ходатайству необходимо приложить следующие документы:

  • график выплаты обязательств юрлица;
  • гарантия обеспечения;
  • план оздоровительных мероприятий.

Копии обращения инициатор направляет остальным участникам процесса.

Зарубежный опыт финансового оздоровления

Рассмотрим особенности в процедуре ФО при банкротстве юрлиц на примере США, где законодательство предоставляет возможность неплатёжеспособным компаниям реорганизовать производство и восстановить финансовую стабильность. Таким образом, государство получает выгоду от восстановления потенциальных налогоплательщиков.

Законодательство США стимулирует реорганизацию должников, путём смягчения последствий неудачного инвестирования. Например, законодательные нормы о несостоятельности предоставляют добросовестным должникам возможность освободиться от долгов и начать всё заново. Компания может обновить своё производство и стать платёжеспособной.

Законное временное освобождение от выплат кредиторам обычно происходит одновременно с финансовой реорганизацией должника, причём вмешиваться в эти процессы заимодателям воспрещается. Получая льготы от государства, организация обязана предоставлять всю финансовую документацию, в которой должны содержаться сведения об активах и обо всех сделках фирмы.

На потенциального банкрота накладываются ограничения по количеству заявлений о реорганизации, а должники, которые допустили фальсификации документов или обман суда, лишены льготных условий.

Таким образом, зарубежный опыт показывает, что добросовестные американские компании получают возможность нового старта, освободившись на время от своих обязательств и давления заимодателей.

Если государство будет внимательнее относиться к теории и практике финансового оздоровления предприятия, тогда условия ведения бизнеса в стране станут более лояльными и выгодными для всех субъектов.

***

Институт банкротства не должен принимать формы инструмента поглощения предприятий или преднамеренного избавления от долгов

На это обратил внимание в ходе круглого стола в Госдуме арбитражный управляющий, член САМРО «Ассоциация антикризисных управляющих» Олег Антоненко. По его словам, статистика последних пяти лет свидетельствует о том, что в рамках дел о банкротстве удовлетворяется лишь около 5% требований кредиторов

Эксперт считает, что целесообразно развивать именно реабилитационные механизмы. В частности, он отметил, что для решения проблем должников недостаточно оспаривания сделок и взыскания дебиторской задолженности. Следует, по словам арбитражного управляющего, выстраивать механизмы (например, предоставления разного рода льгот) для привлечения инвесторов, которые могли бы вкладывать средства в восстановление платежеспособности должников и их развитие.

Порядок и форма проведения

Санация может осуществляться в двух формах:

  • досудебной;
  • судебной.

Досудебная форма

Досудебная санация производится в целях предотвратить возбуждение дела о банкротстве, чтобы сохранить репутацию компании и не сталкиваться с ограничениями деятельности, предусмотренными законом о банкротстве.

Порядок действий при досудебной санации:

  1. Должник анализирует состояние дел фирмы.
  2. Разрабатываются варианты проекта санации.
  3. Подбирается санатор и проводятся переговоры.
  4. Заключается соглашение о санации.
  5. Реализуются мероприятия, предусмотренные соглашением.

При анализе составляется список собственности фирмы должника с указанием рыночной стоимости, а также список претензий кредиторов. Далее составляются варианты санации, которые могут быть приемлемыми для фирмы должника и позволят восстановить платежеспособность. Санаторы подбираются под конкретные проекты, которые потом дорабатываются в процессе переговоров с представителями санаторов.

Соглашение о санации должно содержать список санационных мероприятий с их финансовым и правовым обоснованием, также нужно указать стоимость и ожидаемые сроки восстановления платежеспособности, а также ожидаемый конечный результат. Если санация производится в форме материальной помощи, то оговариваются условия такой помощи.

Все санационные мероприятия можно разделить на 4 группы:

  • социальные;
  • юридические;
  • производственные;
  • финансовые.

Социальные мероприятия направлены на сохранение кадрового потенциала, погашение зарплатных долгов и обеспечение соблюдения прав работников санируемой фирмы, юридические – на оформление документов в связи с изменением статуса компании, производственные – на интеграцию производственных мощностей, а финансовые – на улучшение структуры оборотного капитала.

Судебная форма

Судебная санация (в рамках открытого дела о банкротстве) может проводиться на этапе финансового оздоровления, внешнего управления или при заключении мирового соглашения, которое является аналогом досудебного соглашения о санации.

Судебная санация проводится исключительно под контролем арбитражного управляющего, назначенного судом для текущей процедуры банкротства, а все существенные решения, направленные на восстановление платежеспособности и заключение договора с санатором, должны выноситься собранием кредиторов и утверждаться судом.

Присоединение предприятия должника, как санационное мероприятие в рамках дела о банкротстве, может быть реализовано посредством замещения активов, порядок которого изложен в .

Если санатор предлагает финансовую помощь, достаточную для погашения всех претензий кредиторов, и компания должника готова принять на себя обязательства, выдвинутые санатором, то соглашение о санации заключается в форме мирового, которое утверждает суд, после чего дело о банкротстве прекращается.

Правовые нормы

Признание кредитной организации финансово несостоятельной регулируется положениями 127-ФЗ «О несостоятельности» в параграфе 4.1.

Указанный параграф введен ФЗ № 432 в 2014 году. При этом процедура банкротства кредитных учреждений была доступна им ранее 2014 года, но регулировалась иными нормативно-правовыми актами. С полным текстом документа можно ознакомиться здесь.

Основными изменениями в процедуре банкротства кредитных учреждений, вступившими в силу в 2014 году, выступают:

  1. Установлены более жесткие требования к деловой репутации руководства кредитной организации, его заместителю, главному бухгалтеру и лицам, у которых доля акций составляет не менее 10% от общего капитала. Деловая репутация оценивается как удовлетворительная, если у указанных лиц отсутствует субсидиарная ответственность в виде взыскания в счет погашения убытков в пользу кредитного учреждения.
  2. Центробанку предоставили право на отзыв лицензии у банка, если значение нормативов достаточности собственных средств у такого банка достигло уровня менее 2%. Это может считаться рискованной кредитной политикой, и деятельность банка должна быть прекращена или приостановлена.
  3. Новые правки ужесточили обязательства кредитных учреждений в части предоставления ЦБ планов по восстановлению финансовой устойчивости.
  4. Новое законодательное положение предоставляет возможность должникам с отозванной лицензией выполнять свои долговые обязательства, передавать имущественные права вплоть до получения статуса банкрота по решению арбитражного суда.

Поправки были внесены и в Трудовой кодекс. Согласно им, все работники банка гарантированно получат зарплату после вынесения судом решения о финансовой несостоятельности.

Особенность банкротства кредитных учреждений состоит в том, что оно имеет серьезный общественный резонанс и затрагивает интересы вкладчиков и заемщиков

Потому важное значение придается недопущению банкротства и внедрению реабилитирующих мероприятий

Как начать восстановление платежеспособности

Дать старт процедуре восстановления платежеспособности на предприятии на этапе наблюдения можно, подав соответствующе ходатайство на первом собрании кредиторов. В некоторых случаях это заявление необходимо предоставлять в арбитражный суд.

Должнику, который решил обратиться с ходатайством о финансовом оздоровлении, необходимо за 15 дней до собрания кредиторов подать все документы и расчеты, а также ходатайство временному управляющему и в арбитражный суд.

Кроме должника, право подать ходатайство имеют третьи лица, но им необходимо будет предоставить обеспечение, которое послужит гарантией выполнения обязательств перед заимодателями.

Какие документы необходимо приложить к ходатайству

Чтобы кредиторы рассмотрели возможные пути финансового оздоровления субъектов хозяйствования, необходимо им для ознакомления предоставить:

  • реальный и обоснованный план восстановления платежеспособности;
  • график, в соответствии с которым должник будет осуществлять погашение долгов;
  • протокол общего собрания бенефициаров предприятия, который декларирует решение о начале процедуры восстановления платежеспособности;
  • перечень бенефициаров, которые поддержали обращение к заимодателям с просьбой о начале оздоровления предприятия;
  • информацию о наличии имущества, которое может послужить обеспечением выполнения обязательств.

Как гарантию выполнения своих обязательств должник может оформить ипотеку, поручительство, банковскую, государственную или муниципальную гарантию. Не может выступать обеспечением движимое и недвижимое имущество должника, а также право на владение им, если должник является собственником и использует имущество для хозяйственной деятельности.

План финансового оздоровления юрлица

План финансового оздоровления разрабатывается в том случае, если третьи лица не предоставили обеспечение исполнения обязательств должником по графику (по п. 1, 2 ст. 84 127-ФЗ). Если же такое обеспечение есть, то достаточно разработки только графика.

План оздоровления готовят учредители или участники общества, собственники унитарного предприятия. Он подлежит утверждению кредиторским собранием (утверждение такого плана является исключительной компетенцией собрания).

Возможные пути финансового оздоровления выбираются индивидуально в зависимости от специфики ситуации, так как к неплатежеспособности могли привести разнообразные факторы. Это, например, те, которые не зависели от предприятия: изменения в законодательстве, экономический кризис, рост конкуренции, снижение покупательской способности и пр. К внутренним негативным факторам можно отнести большой управленческий опыт, неэффективная инвестиционная политика, открытие дополнительных филиалов и пр.

В качестве первостепенных мер по финансовому оздоровления обычно выделяют смену руководства, оптимизацию численности персонала, снижение расходной части, снижение дебиторской задолженности, обновление сбытовой и маркетинговой политики, ликвидация непрофильных активов, закрытие нерентабельных производств и пр.

План финансового оздоровления – ключевой документ на рассматриваемом этапе, который определяет механизм погашения задолженности. Основные положения плана, которые он должен содержать, приведены в ст. 84 127-ФЗ.

По своей сути план финансового оздоровления похож на бизнес-план и содержит указание на следующие аспекты:

  1. Обзор предприятия и его краткая характеристика.
  2. Сведения о текущем положении бизнеса.
  3. Финансовый анализ.
  4. Маркетинговая и сбытовая часть.
  5. План мероприятий для преодоления кризиса.
  6. План сбытовой и производственной политики.
  7. Источники финансирования при реализации плана.

Стоит учесть, что план оздоровления и график погашения задолженности – это разные документы. С позиции закона определяющее значение для должника имеет соблюдение графика погашения долгов, так как именно нарушение графика ведет к досрочному прекращению процедуры финансового оздоровления. Тогда как за следованием плану никто в процедуре банкротства не следит.

Как избежать банкротства

Чтобы не допустить снижения уровня финансовых показателей, ухудшения расчетов за сырье или материалы, резкого роста кредиторской задолженности необходимо постоянно контролировать все бизнес-процессы, которые происходят внутри компании.

В соответствии с ФЗ «О несостоятельности», главным признаком банкротства предприятия или индивидуального предпринимателя является невозможность выполнить взятые на себя обязательства на протяжении более чем 3 месяцев с момента, когда они должны быть погашены.

Предугадать наперед возникновение данной ситуации можно, проанализировав финансовую отчетность предприятия за несколько последних периодов. Если по цифрам видно четкую тенденцию к ухудшению, значит, пора принимать стабилизационные меры.

В таком случае разрабатывается и начинает действовать специальная программа финансового оздоровления предприятия, которая предусматривает проведение ряда мероприятий:

На основании анализа бухгалтерской отчетности осуществляется поиск факторов, которые послужили основными причинами возникновения убытков. В зависимости от источников влияния их разделяют на внутренние и внешние.

К первым относятся все процессы, которые происходят внутри предприятия – это могут быть взаимоотношения между его структурными подразделениями, неэффективное принятие решений руководством и т.д.

Основной целью анализа на первом этапе является получение необходимой информации для принятия правильных решений руководством и персоналом компании, чтобы поскорее выйти из кризиса.

Далее составляется прогноз финансового состояния предприятия и рассматриваются возможные варианты его улучшения. Суть этого процесса заключается в оценке реальной возможности выхода предприятия из состояния неплатежеспособности. Здесь учитываются такие моменты, как способность юрлица без внешней помощи, только за счет внутренних резервов поднять уровень своей финансовой стойкости;

Составление проекта программы санации. На этом этапе осуществляется разработка конкретных планов и способов их реализации, чтобы в результате улучшить состояние компании. Для этого нужно провести комплексный анализ всех активов юрлица и его неиспользованного потенциала, поэтому здесь анализируются:

  1. основные фонды, незавершенное производство, запасы, товары, готовая продукция (материальные активы);
  2. патенты, разрешения, лицензии, интеллектуальная собственность (нематериальные активы);
  3. дебиторская и кредиторская задолженность предприятия, его коммерческая сеть, филиалы, система управления.

Программа финансового оздоровления предусматривает разработку и осуществление существенных изменений в деятельности компании, которые позволят повысить уровень платежной дисциплины: это может быть диверсификация поставщиков или покупателей, перепрофилирование бизнеса на производство другой продукции, договоренности о реструктуризации долгов и т.д.

Основные признаки банкротства юрлица

Признакам несостоятельности компании посвящена ст. 3 ФЗ-127. Юрлицо может иметь задолженности по следующим категориям выплат:

  • в части денежных обязательств перед партнерами и контрагентами;
  • зарплатные платежи и выходные пособия перед сотрудниками;
  • налоговые отчисления, сборы и иные обязательные платежи.

Далеко не любая организации с финансовыми затруднениями может быть признана банкротом. Для этого она должна соответствовать признакам банкротства.

По формальным основаниям любая просрочка по исполнению своих обязательств компанией перед контрагентами или перед бюджетом на срок свыше 3 месяцев выступает признаком банкротства (по п. 2 ст. 3 127-ФЗ). Но нельзя не учитывать еще один важный признак банкротства, который связан с размером долга.

Очевидно, что при небольшой задолженности вряд ли можно говорить о неплатежеспособности. Но если долг превышает 300 тыс. р., то при такой сумме допустимо возбудить дело о банкротстве по п. 2 ст. 6 ФЗ-127.

К общим признакам несостоятельности, или банкротства относят наличие просроченной задолженности в размере не менее 300 тыс. р. и ее неоплата в течение минимум 3 месяцев и более.

Наличие признаков банкротства в виде просроченных обязательств в размере от 300 тыс. р. при сроках от 3 месяцев дает право следующим субъектам обратиться с заявлением о признании компании финансово несостоятельной в арбитражный суд:

  1. Кредиторам в части требований, которые были ранее подтверждены решением суда.
  2. Уполномоченным органам после того, как истекли 30 дней после принятия решения о взыскании задолженности.
  3. Сотрудникам, перед которыми у юрлица есть задолженность по зарплате и выходным пособиям (величина зарплатных требований должна быть установлена судебным решением).

По определению ВС РФ от 2016 года по делу №А53-2012/2015, если кто-то производит платежи так, чтобы сумма долга не достигла 300 тыс. р., то это можно расценивать, как злоупотребление правом и не лишает заявителя возможности заявить о банкротстве должника.

Стоит отметить, что для проведения упрощенной процедуры банкротства отсутствующего должника величина задолженности не имеет значения по п. 1 ст. 227 127-ФЗ. В этом состоит отличие от упрощенного банкротства при ликвидации компании: в последнем случае задолженность ликвидируемого должника должна составлять 300 тыс. р. и более.

При определении соответствия суммы задолженности законодательным требованиям в 300 тыс. р. в размер долга включаются:

  • долги по зарплате, которые определены на дату подачи заявления о несостоятельности по п. 1 ст. 4 127-ФЗ (долги, которые возникли после подачи заявления о банкротстве, относят к текущим платежам);
  • задолженность по оплате товаров и услуг;
  • сумма займа с учетом начисленных процентов;
  • долги, которые сформировались в результате неосновательного обогащения или причинения вреда;
  • обязательные налоговые и иные платежи.

В размер задолженности при определении признаков несостоятельности юрлица не включаются пени, неустойки и штрафы, а также убытки в виде упущенной выгоды.

После обнаружения признаков банкротства юрлица директор или иной руководитель компании обязаны сообщить о них собственникам имущества компании-унитарного предприятия и инициаторам созыва внеочередного собрания акционеров или собственников юрлица (его участников) по п. 1 ст. 30 127-ФЗ. Таким образом, как только руководитель обнаружил признаки банкротства, он сообщает об этом:

  1. Совету директоров (наблюдательный совет).
  2. В ревизионную комиссию.
  3. Аудиторам.
  4. Акционерам, владеющим не менее 10% голосующих акций для АО (по п. 1 ст. 55 208-ФЗ), участникам, имеющим не менее, чем 1/10 от общей численности голосов для ООО по п. 2 ст. 35 14-ФЗ.

Руководитель юрлица оповещает указанных лиц о признаках несостоятельности в течение 10 дней после того, как ему стало известно о признаках банкротства.

За несообщение признаков финансовой несостоятельности директора могут оштрафовать на сумму 25-50 тыс. р. или дисквалифицировать его от исполнения обязанностей на срок от 6 месяцев до 2 лет по ч. 6 ст. 14.13 КоАП.

Дела о привлечении к административной ответственности могут быть возбуждены, в частности, прокурором. Информация может поступить к нему от любых заинтересованных лиц, в частности, от конкурентов.

Как проходит процедура

Финансовое оздоровление как процедура несостоятельности предусматривает соблюдение определенного регламента.

Начальный этап

Постановление о начале процедуры рассматривается и принимается арбитражным судом после того, как кредиторы одобрили график выплаты долгов и оформили его своим решением на общем собрании. Данное мероприятие может не состояться только в двух случаях:

  • когда кредиторы на общем собрании примут решение не в пользу должника, то есть посчитают необоснованным введение финансового оздоровления;
  • если кредиторы решат ввести внешнее управление, начать конкурсное производство или же признать предприятие банкротом.

Какие принимаются меры к должнику

Так как основной целью процедуры финансового оздоровления является восстановление нормального уровня платежеспособности юридического лица и погашение всей задолженности перед кредиторами, применяются определенные меры:

  • все невыполненные обязательства, срок выполнения которых наступил во время действия процедуры оздоровления, предъявляются должнику в соответствии с ФЗ «О несостоятельности»;
  • все мероприятия, которые осуществлялись ранее с целью выполнения обязательств перед кредиторами, отменяются;
  • накладывать арест на имущество и счета должника становится прерогативой только арбитражного суда и только в рамках процесса о признании юридического лица несостоятельным;
  • действие всех исполнительных документов прекращается, кроме решений относительно выплаты зарплаты, авторского вознаграждения, вреда, нанесенного жизни и здоровью человека;
  • накладывается мораторий на выплату дивидендов, удовлетворение требований учредителей об изъятии их доли при выходе из состава бенефициаров юридического лица;
  • все штрафы, пени, проценты за невыполнение и несвоевременное выполнение обязательств не начисляются. К должнику на момент действия финансового оздоровления не могут применяться любые финансовые санкции;
  • запрещено соблюдать денежные обязательства путем зачета встречного аналогичного требования, если при этом нарушается очередность выполнения требований кредиторов.

Кроме этого, в законе предусмотрено, что по обязательствам перед кредиторами должнику начисляются проценты в размере ставки рефинансирования Центробанка. При наличии договоренностей между сторонами процентная ставка может устанавливаться и ниже принятого законодательством уровня.

Ограничение действий

Также во время действия процедуры должник все свои действия должен согласовывать с административным управляющим, кредиторами и другими заинтересованными лицами. Без одобрения кредиторов он не может:

  • осуществлять любые сделки со своим имуществом, если его стоимость превышает 5% от общей стоимости его активов;
  • выдавать кредиты, предоставлять поручительства или гарантии;
  • принимать решение о реорганизации;
  • набирать новые обязательства, если их сумма превышает 20% от размера требований кредиторов, включенных в соответствующий реестр.

Кроме этого, с административным управляющим согласовываются следующие действия:

  • сделки, в результате которых кредиторская задолженность может вырасти на более чем 5% от суммы всех требований кредиторов на дату введения финансового оздоровления;
  • все операции, которые связаны с имуществом должника;
  • предоставление займов;
  • переуступка долгов.

Завершение процедуры

Процедура восстановления платежеспособности является срочной, то есть имеет определенные временные рамки, четко установленные решением суда. В соответствии с законом, должник не позднее месяца к дате окончательного завершения оздоровления должен предоставить административному управляющему отчет о восстановлении финансовой устойчивости.

К отчету обязательно прилагаются:

  • документы о финансовом состоянии юрлица (баланс и отчет о прибыли и убытках на последнюю отчетную дату);
  • документы, которые подтверждают выполнение всех обязательств перед кредиторами.

На основании этих документов управляющий готовит заключение, которое потом направляется кредиторам. Затем арбитражный суд принимает решение о прекращении дела относительно признания должника банкротом.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации