Андрей Смирнов
Время чтения: ~13 мин.
Просмотров: 0

Энергетическая безопасность россии

Технический аспект энергобезопасности

«Наиболее очевидными краткосрочными проблемами в сфере энергетической безопасности являются устойчивость систем транспортировки, а также безопасность добывающей и транспортной инфраструктур». Это подразумевает содержание этих систем в исправности и успешная их эксплуатация. Для поддержания транспортных систем в надлежащем состоянии требуются большие денежные средства. Необходимо также вести постоянный контроль их технической и экологической безопасности. Такой контроль требуется вести как со стороны государства, так и со стороны независимых агентств. Также требуется постоянное совершенствование существующих положений и документов.

Главная долгосрочная техническая проблема — это способность поставщиков создавать излишки энергии. Большинство стран-поставщиков потребляют немного энергии и могут выполнять такую задачу. «Однако в таких государствах-производителях, как Алжир, Индонезия и Россия, неизбежно возникает конфликт между внутренним потреблением и экспортом энергии».

Внутренние вызовы и угрозы

В рамках п. 15 раздела II Доктрины обозначено два основных вызова энергобезопасности:

  1. Становление в РФ новой модели социально-экономического развития, в рамках которой предполагается глобальное изменение структуры экономики, масштабное развитие, совершенствование производственных мощностей предприятий, рост выработки, повышение эффективности экономической деятельности.
  2. Неблагоприятная демографическая обстановка – замедленное прибавление численности населения, увеличение количества пенсионеров и прочих лиц, не имеющих возможности полноценно трудиться, активная миграция граждан (внутренняя и внешняя).

Внутренние угрозы подробно раскрыты в п. 16 раздела II. Сюда относятся:

  • дисбаланс между возможностями ТЭК и потребностями социально-экономического развития России;
  • ухудшение качества энергоресурсов;
  • нехватка квалифицированных кадров в организациях ТЭК;
  • повышение преступности и случаев нарушения законодательства в энергетике (кражи, коррупция и т. д.);
  • увеличение количества нарушений в трудовых отношениях между организациями ТЭК и работниками.

Угрозы

Современный мир полагается на огромные запасы энергии, питающие все, от транспорта до связи, до систем безопасности и здравоохранения. Пожалуй, наиболее тревожно то, что пиковый эксперт по нефти Майкл Рупперт заявил, что на каждую калорию пищи, произведенной в промышленном мире, десять калорий энергии нефти и газа вкладываются в удобрения, пестициды, упаковку, транспорт и работающее сельскохозяйственное оборудование. Энергия играет важную роль в национальной безопасности любой страны как топливо для двигателя экономики. Некоторые отрасли в большей степени зависят от энергии, чем другие; например, Министерство обороны использует нефть для удовлетворения примерно 77% своих потребностей в энергии. Угрозы энергетической безопасности включают политическую нестабильность в нескольких странах-производителях энергии, манипуляции с поставками энергии, конкуренцию за источники энергии, атаки на инфраструктуру снабжения, а также аварии, стихийные бедствия, терроризм и зависимость от зарубежных стран в отношении нефти.

Поставки нефти из-за рубежа уязвимы для неестественных перебоев в результате внутригосударственного конфликта, интересов экспортеров и негосударственных субъектов, нацеленных на поставку и транспортировку нефтяных ресурсов. Политическая и экономическая нестабильность, вызванная войной или другими факторами, такими как забастовки, также может помешать нормальному функционированию энергетической отрасли в стране-поставщике. Например, национализация нефти в Венесуэле вызвала забастовки и протесты, в результате которых уровень добычи нефти в Венесуэле еще не восстановился. Экспортеры могут иметь политические или экономические стимулы для ограничения своих зарубежных продаж или нарушения цепочки поставок. После национализации нефти Венесуэлой антиамериканский Уго Чавес неоднократно угрожал прекратить поставки в Соединенные Штаты. Нефтяное эмбарго 1973 года против Соединенных Штатов является историческим примером того, как поставки нефти в Соединенные Штаты были прекращены из-за поддержки США Израиля во время войны Судного дня . Это было сделано для оказания давления во время экономических переговоров — например, во время конфликта между Россией и Беларусью в 2007 году . Террористические атаки на нефтяные объекты, трубопроводы, танкеры, нефтеперерабатывающие заводы и нефтяные месторождения настолько распространены, что их называют «отраслевыми рисками». Инфраструктура для добычи ресурса крайне уязвима для саботажа. Один из наихудших рисков для транспортировки нефти — это уязвимость пяти морских узких мест, таких как Ормузский пролив, контролируемый Ираном . Энтони Кордесман , ученый из Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне, округ Колумбия , предупреждает: «Может потребоваться всего одна асимметричная или обычная атака на саудовское нефтяное месторождение Гавар или танкеры в Ормузском проливе, чтобы закрутить рынок по спирали. . »

Возникли новые угрозы энергетической безопасности в виде обострения мировой конкуренции за энергоресурсы из-за ускорения темпов индустриализации в таких странах, как Индия и Китай , а также из-за усиления последствий изменения климата

Хотя по-прежнему вызывает беспокойство меньшинство, возможность роста цен в результате пика мировой добычи нефти также начинает привлекать внимание, по крайней мере, правительства Франции. Усиление конкуренции за энергоресурсы может также привести к заключению договоров о безопасности, которые позволят справедливое распределение нефти и газа между крупными державами

Однако это может произойти за счет менее развитых стран. « Группа пяти» , предшественница « Большой восьмерки» , впервые встретилась в 1975 году для координации экономической и энергетической политики после арабского нефтяного эмбарго 1973 года , роста инфляции и глобального экономического спада. Лидеры НАТО на встрече в Бухаресте, Румыния, в апреле 2008 года , могут обсудить возможность использования военного альянса «в качестве инструмента энергетической безопасности». Одна из возможностей — размещение войск в Кавказском регионе для охраны нефте- и газопроводов.

Юридический аспект энергетической безопасности

Торговля энергоносителями юридически регулируется различными международными соглашениями.

Часть соглашений специально разрабатываются для повышения энергетической безопасности. Часто они своей целью ставят отделение производственной деятельности от транспортной и распределительной и нацелены на открытие и либерализацию энергетического рынка.

Первый важный документ, посвящённый энергетической безопасности, был создан странами-производителями, которые с помощью него пытались закрепить национальный суверенитет над природными ресурсами. В начале 1960-х ООН официально признала государственный суверенитет и суверенные права на энергоресурсы.
Эта резолюция ООН в определённой степени учитывает вопросы энергетической безопасности, однако она больше благоволит странам-потребителям. В связи с этим была создана Организация стран — экспортёров нефти (ОПЕК), попытавшаяся вернуть странам-производителям контроль над энергоресурсами. В 1968 году был принят важный документ — Декларация о нефтяной политике стран-участниц Организации, которую можно считать началом глобализации энергетической безопасности.

Другим важным событием стало создание странами — членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Международного энергетического агентства (МЭА) в 1974-м году. Страны-участницы МЭА приняли Международную энергетическую программу (МЭП) по выходу из кризисов. Эта программа является первым договором, посвящённым только энергетической безопасности. После этого МЭП попыталась сократить зависимость стран-членов ОЭСР от нефти и стимулировать использование угля, как альтернативного вида топлива.

В декабре 1991 г. была создана Европейская энергетическая хартия. Она стала отправной точкой для последующей работы и привела к принятию в декабре 1994 года Договора к Энергетической хартии (ДЭХ). Документ был ратифицирован 30 государствами, включая большинство стран СНГ, европейские страны, Японию, Австралию и Монголию. Россия после долгих переговоров отказалась ратифицировать Хартию. Главный акцент в ДЭХ был сделан на проблеме транспортировки энергоносителей и на защите потребителя и поставщика от посягательств третьей стороны. Однако, его юридические возможности в деле создания энергетической безопасности сильно ограниченны. При этом, это единственное в своём роде соглашение в энергетике, которое охватывает всю цепочку производства и сбыта энергоресурсов.

В действующих на сегодня соглашениях есть некоторые противоречия. Так называемые «общие» торговые соглашения иногда вступают в противоречие с юридическими аспектами энергетической безопасности. Большинство торговых соглашений регулируют рыночные отношения, но они не могут решить проблему энергобезопасности.

«Юридические договоры могут служить инструментом проведения определённой политики в сфере энергетической безопасности, но они не определяют цели и область действия этой политики. Чисто юридический подход к обеспечению энергетической безопасности обречен на провал». Требуется проведение определённой политики в области энергобезопасности.

В России основным документом, определяющим государственную политику в сфере энергетической безопасности, является Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации.

Правовая основа

Как отмечается в преамбуле документа, правовую основу доктрины составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Доктрина конкретизирует и развивает положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, Основ государственной политики Российской Федерации в области промышленной безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу, а также других документов стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности.

Оценки

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач заявил, что доктрина фиксирует и систематизирует вызовы, угрозы, риски и задачи управления ими в интересах страны: в частности, речь идет о совершенствовании методов управления и о приоритете снабжения внутреннего рынка. Как подчеркнул эксперт, доктрина нацелена на обеспечение технологической независимости отечественного ТЭКа.

Главный стратег компании Универ Капитал Дмитрий Александров обращает внимание на то, что дополнительной угрозой в доктрине названы недостаточные гибкость и оперативность в реагировании некоторых компаний на возникающие вызовы. По словам эксперта, «именно это ставят многие в вину „Газпрому“, говоря о том, что компания не смогла полностью реализовать собственные планы развития СПГ еще с начала 2000-х годов, а также не увидела вовремя угроз со стороны сланцевой революции в США».. Эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев делает акцент на еще одном из внешнеполитических вызовов, которые перечисляются в доктрине: стремительный рост мирового производства СПГ

По мнению Николаева, на первое место здесь выйдут проблемы логистического плана: «В ближайшее время планируется построить терминалы для перевалки СПГ на Камчатке и Мурманске, что должно решить часть проблем с экспортом, для которого сейчас привлекаются мощности третьих стран. После чего можно будет задуматься и над развитием внутреннего рынка».

Эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев делает акцент на еще одном из внешнеполитических вызовов, которые перечисляются в доктрине: стремительный рост мирового производства СПГ. По мнению Николаева, на первое место здесь выйдут проблемы логистического плана: «В ближайшее время планируется построить терминалы для перевалки СПГ на Камчатке и Мурманске, что должно решить часть проблем с экспортом, для которого сейчас привлекаются мощности третьих стран. После чего можно будет задуматься и над развитием внутреннего рынка».

Что угрожает энергобезопасности?

Среди главных внешних угроз доктрина называет:

  • сокращение традиционных для России внешних рынков сбыта и сложности с выходом на новые;
  • ограничения против российских компаний, связанные с санкциями;
  • незаконный отбор экспортируемых Россией энергоресурсов при транзите через третьи страны.

Кроме того, опасность представляют международные военные конфликты и обострение политической обстановки на мировой арене. Также власти напоминают об опасности терроризма, кибератак и природных катаклизмов.

Под внутренними угрозами в свою очередь подразумеваются:

  • ситуации, когда возможности ТЭК не соответствуют потребностям потребителей — например, избыток или недостаток мощностей, инфраструктуры и т. д.;
  • истощение месторождений и снижение качества добываемых ресурсов;
  • нехватка квалифицированных работников и нарушения в сфере трудовых отношений;
  • коррупция, хищения и другие преступления в энергетической сфере.

Основные положения

В документе подробно описываются вызовы и угрозы в сфере энергобезопасности, цели, принципы, основные направления и задачи обеспечения энергобезопасности, а также её организационные основы. При этом чётко указываются новые вызовы, связанные с осложнением международной обстановки: «Полномасштабному участию РФ в обеспечении международной энергетической безопасности препятствуют меры ограничительного характера, введенные рядом иностранных государств в отношении РФ, в том числе в отношении нефтяной и газовой отраслей её топливно-энергетического комплекса, а также противодействие, оказываемое рядом иностранных государств и международных организаций проектам в сфере энергетики, которые реализуются с участием РФ». Особо отмечается такой существенный фактор, как ограничение доступа российских организаций сферы ТЭК к современным технологиям и оборудованию, а также к привлечению финансирования. В связи с этим в документе подчеркивается, что на ведущее место среди задач по технологической независимости российского ТЭК вышло импортозамещение, в частности — локализация производства иностранного оборудования или создание его отечественных аналогов, и развитие внутреннего рынка сжиженного природного газа (СПГ).

Среди прочих внешних вызовов доктрина называет перемещение центра мирового роста в Азиатско-Тихоокеанский регион; замедление роста мирового спроса на энергоресурсы и изменение его структуры; увеличение мировой ресурсной базы углеводородного сырья, усиление конкуренции экспортеров; изменение международного регулирования в сфере энергетики, усиление позиций потребителей; рост производства СПГ, формирование глобального рынка природного газа; увеличение доли возобновляемых источников энергии.

Как особый вызов выделяется наращивание международных усилий по реализации климатической политики и ускоренному переходу к «зеленой экономике»: Россия «считает недопустимым рассмотрение этих вопросов «с предвзятой точки зрения, ущемление интересов государств-производителей энергоресурсов и намеренное игнорирование таких аспектов устойчивого развития, как обеспечение всеобщего доступа к энергии и развитие чистых углеводородных энергетических технологий».

Что касается внутренних вызовов и угроз, то здесь на первых местах названы чрезмерная финансовая нагрузка на организации топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в результате увеличения размеров налоговых и таможенных платежей, нерациональное потребление ресурсов, необоснованная монополизация и неравные условия конкуренции.

В августе 2019 года под председательством главы Минэнерго Александра Новака прошло установочное заседание рабочей группы по актуализации проекта Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года. Как отмечалось на заседании, работа по актуализации документа ведется министерством по поручениям президента и правительства РФ с учетом ряда принятых верхнеуровневых документов стратегического планирования, в том числе, Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации.

Что такое энергетическая безопасность?

Это состояние, когда страна — ее экономика и население — защищена от угроз надежному снабжению потребителей топливом и энергоресурсами. А также ничего не мешает государству выполнять свои экспортные контракты и другие международные обязательства в сфере энергетики.

Ранее министр энергетики Александр Новак объяснял, что под энергобезопасностью подразумевается надежное обеспечение внутреннего рынка нужным количеством ресурсов — нефтью, газом, углем, нефтепродуктами. Кроме того, она учитывает создание необходимых запасов и резервов на случай, если пиковое потребление вырастет.

С какими вызовами сталкивается российская энергетика?

Их, так же, как угрозы и риски, можно разделить на внешние, внутренние и общемировые.

Так, к внешним относятся:

  • смещение центра мирового экономического роста в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР);
  • снижение мирового спроса на энергоресурсы;
  • усиление конкуренции между экспортерами;
  • изменение международного законодательства;

Здесь, кстати, может подразумеваться недавно принятая Газовая директива ЕС, которая ужесточает требования к строящемуся газопроводу «Северный поток — 2».

рост производства сжиженного природного газа (СПГ), увеличение его доли на мировом рынке и возрастающий интерес к возобновляемым источникам энергии.

Что касается СПГ, стоит отметить, что именно его США предлагают европейскому рынку вместо российского газа, надеясь вытеснить страну из региона.

Также Россия поддерживает международные усилия и готова сотрудничать в выполнении экологических программ для перехода к «зеленой экономике», но только не в ущерб интересам государств — производителей энергоресурсов. Страна считает недопустимым «рассмотрение вопросов изменения климата и охраны окружающей среды с предвзятой точки зрения».

Изнутри же развитие энергетики стимулируют трансформация экономики, модернизация производства и демографические особенности, а именно увеличение числа людей старшего поколения, уменьшение трудоспособного населения и миграция.

Общим вызовом для всех мировых экономик доктрина называет развитие и активное внедрение передовых технологий.

Примечания

  1. Чиж, А. М. Теоретическая составляющая понятия энергетической безопасности / А. М. Чиж // Сборник научных статей «Актуальные проблемы международных отношений и современного мира» / Науч. ред. В. Г. Шадурский, Е. А. Достанко; Центр международных исследований ФМО БГУ. — Минск, 2012. — С.103-112
  2. Денчев, К. Мировая энергетическая безопасность: история и перспективы / К.Денчев // Новая и новейшая история. № 2, 2010. С. 39-58
  3. В. Д. Толмачев. С. П. Зернес. Провожая год… // Энергобезопасность и энергосбережение. — 2009. — № 6. — С. 3
  4. В. Д. Толмачев. Интервью с ректором Московского института энергобезопасности и энергосбережения (МИЭЭ)// Энергобезопасноть в документах и фактах. — 2005. — № 1.
  5. Владимир Толмачев, ректор Московского института энергобезопасности и энергосбережения кандидат технических наук: «Молодые талантливые кадры «подрастают» // Общероссийская газета «Энергетика». — 2010. — № 22. — С. 3.

Техногенная энергобезопасность

Подразумевает «техногенный характер рисков для человека, имущества и окружающей среды, связанный с эксплуатацией любых энергоустановок». «Характер опасности для человека, имущества и окружающей среды энергоустановок, в том числе электрооборудования, тепловых и атомных энергоустановок как энергоснабжающих организаций, так и потребителей электрической и тепловой энергии». Данный тип энергобезопасности включает в себя комплексную оценку техногенной опасности объекта энергетики: электробезопасность и пожарная безопасность, электромагнитная и механическая безопасность, экологическая и промышленная безопасность, взрывобезопасноть, радиационная, ядерная и химическая безопасность и т. п.

Снижение техногенной опасности — это целая совокупность мер, которые должны реализовываться постоянно. «По оценкам экспертов, более 70 % техногенных катастроф и аварий связаны с человеческим фактором. Следовательно, профессиональная компетентность — главный вектор обеспечения техногенной энергобезопасности».

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации