Андрей Смирнов
Время чтения: ~16 мин.
Просмотров: 0

Декларация о воздействии на окружающую среду. форма, описание

Декларация о воздействии на окружающую среду

Декларацию составляют для объектов II категории. Она подается в РПН или орган исполнительной власти субъекта РФ. Это зависит от уровня надзора над объектами НВОС. Декларация содержит меньше сведений, чем КЭР. В ней представлены декларируемые показатели выбросов, сбросов, отходов. А также информация о программе ПЭК. Но вместе с подачей декларации будут представляться и расчеты нормативов НДВ, НДС и лимиты на размещение отходов. Декларация подается раз в 7 лет. Форма, порядок декларации будут утверждаться Правительством РФ.

Кстати!

Объекты I, II и III категорий должны разрабатывать программу производственного экологического контроля уже сейчас. Однако методика и форма программы, разработанная Минприроды и утвержденная Министром еще в марте 2017 г. приказом Минприроды России от 16.03.2017 № 92, до сих пор не одобрена Минюстом, соответственно, не может вступить в действие.

С 2019 года нельзя выдавать разрешение на ввод объекта капитального строительства, если он как объект НВОС относится к областям применения НДТ и если НДТ в нем реализованы не будут.

Декларация НВОС за 2019 год: Форма

Как и прежде, в декларации должны быть четко прописаны все детали платежной базы предприятия. Сюда включаются объекты НВОС, виды воздействия на ОС и т.д. Кроме того, должны быть указаны льготы по плате, если таковые есть.

Подается и большой набор документации:

  • Приложение о расчете;
  • Форма расчета по каждому источнику негативного влияния;
  • Реестр объектов для внесения коррективов;
  • Список проведенных мероприятий;
  • Расчет общей платы за НВОС;
  • Копии каждого платежного расчета.

В форме нужно заполнять только те поля, для которых имеется информация для заполнения. Это касается и индивидуальных предпринимателей.

Чтобы бесплатно посмотреть образец декларации НВОС 2019, нажмите на эти картинки, они откроются в полном размере:

Декларация НВОС 2019, стр. 1

Декларация НВОС 2019, стр. 2

Декларация НВОС 2019, стр. 3

Декларация НВОС 2019, стр. 4

Сроки разработки и согласования декларации для объектов II категории

В связи с абсолютной новизной и беспрецедентностью данной природоохранной документации спрогнозировать срок составления ДВОС сложно. Так как декларация состоит из трех разделов («воздух», «вода», «отходы»), соответственно, можно отталкиваться от сроков проведения инвентаризации источников выбросов и проведения расчета рассеивания и определение НДВ (достигает 3 месяцев), прибавив к этому получение разрешения на пользование водным объектом (до 40 календарных дней) и определение НДС (около 1 месяца).

Помимо этого необходимо заполнить непосредственно формы декларации (около 2 недель), а также представить их на санитарно-эпидемиологическую экспертизу и затем на рассмотрение в ТУ Роспотребнадзора (около 2 месяцев). Таким образом, примерный срок работ по составлению ДВОС с приложениями и ее согласования доходит до 8 месяцев.

Экологическое законодательство: Внесение платы за НВОС в 2019

Ожидаются изменения и в механизме взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Коэффициенты, применяемые с 2019 года при расчете платы за НВОС:

Статья 16.3 «Порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду» Федерального закона №7-ФЗ.

  • коэффициент 0 – за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов после внедрения НДТ на объекте НВОС. То есть, в данном случае плата за НВОС вообще не взимается, что должно простимулировать внедрение НДТ;
  • коэффициент 0 – за объем или массу отходов производства и потребления, подлежащих накоплению и фактически использованных с момента образования в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для использования в течение срока, предусмотренного законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами. То есть, снова плата за НВОС вообще не взимается при полном использовании отходов. Напомним, однако, что термин «использование отходов» теперь лежит вне правового поля. Федеральный закон № 89 содержит только термин «утилизация», который, очевидно, и будет применяться в данном случае:

Утилизация отходов:

– использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

  • коэффициент 1 будет использоваться, если объем или масса выброшенных веществ, сброшенных веществ, размещенных отходов лежит в пределах нормативов/лимитов.
  • коэффициент 25 – за объем или массу выбросов, сбросов в пределах временно разрешенных выбросов, сбросов, а также за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, а также в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления.
  • коэффициент 100 – за объем или массу выбросов, сбросов, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу. Кроме того, с 1 января 2020 года в случае несоблюдения снижения объема или массы выбросов, сбросов в течение 6 месяцев после наступления сроков, определенных планом мероприятий или программой повышения экологической эффективности, плата за объем или массу выбросов, сбросов, НДВ, НДС или технологические нормативы, тоже подлежит пересчету с применением коэффициента 100.

Экологическое законодательство с 1 января 2019 года предусматривает следующее: при исчислении платы за НВОС юрлицами и ИП, осуществляющими деятельность на объектах III категории, объем или масса выбросов, сбросов, указанные в отчете об организации и о результатах осуществления ПЭК, признаются осуществляемыми в пределах нормативов допустимых выбросов и сбросов, за исключением радиоактивных веществ, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности).

Повышающие коэффициенты в данном случае использоваться не будут. Что будет с веществами I, II класса опасности, которые довольно часто встречаются в выбросах, пока неясно (11.2017).

Экологическое законодательство: Изменения административного кодекса

Помимо изменений в федеральных законах, вступят в силу изменения в Кодексе об административных правонарушениях РФ. В КоАП РФ вводится статья 8.47, предусматривающая наказание за отсутствие КЭР:

Осуществление хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, без комплексного экологического разрешения, если получение такого разрешения является обязательным, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Примечание. За административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несет административную ответственность как юридическое лицо.

Административная ответственность за отсутствие ДВОС

За нарушение законодательства в области предоставления экологической информации статьей 8.5 КоАП РФ «Сокрытие или искажение экологической информации» предусмотрено наложение административного штрафа на юридических лиц — от 20 000 до 80 000 рублей с приостановкой деятельности предприятия до 90 суток.

Если в ходе плановой проверки предприятия надзорным органом установлено несоответствие фактических величин выбросов, сбросов и объемов образования отходов или выявлены ошибки в расчетах нормативов, представленных в Декларации, то это ведет к перерасчету платы за негативное воздействие. И организации приходится платить сверхлимитные платежи.

Форма 2-ТП (отходы) образца 2020 года

Один из самых стабильных видов отчётности как предмет экологической отчетности 2020 в этом году тоже не избежал перемен. Причём форма приказа поменялась дважды за год. То есть, первые изменения произошли с выходом приказа Приказом Росстата от 19.08.2019 г. N 459, а через 4 месяца выше новый Приказ Росстата от 12.12.2019 г. N 766. Таким образом, по приказу № 459 даже не было сдано не одного отчета, что наглядно показывает нам темпы изменений в экологическом законодательстве.

Новая форма 2-ТП (отходы) вводится в действие с отчета за
2019 год. Ее должны предоставлять следующие лица:

  • хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления;
  • региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО);
  • операторы по обращению с ТКО.

Напомним, что ранее данную форму сдавал более широкий круг
лиц (сравнение трех нормативных актов в части требований к кругу лиц):

Приказ от 10 августа
2017 г. N 529
Приказ Росстата от
19.08.2019 N 459
Приказ Росстата от
12.12.2019 N 766
Форму федерального статистического наблюдения N
2-ТП (отходы) “Сведения об образовании, обработке, утилизации,
обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и
потребления” предоставляют юридические лица, индивидуальные
предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами
производства и потребления (далее именуются респонденты).
2. Форму предоставляют
юридические лица и физические лица, занимающиеся предпринимательской
деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные
предприниматели), осуществляющие деятельность в области обращения с отходами
производства и потребления, региональные операторы по обращению с твердыми
коммунальными отходами (далее – региональные операторы), операторы по
обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – операторы).
Юридические лица и
индивидуальные предприниматели, не относящиеся к субъектам малого и среднего
предпринимательства, обследуются в сплошном порядке.
Субъекты малого и
среднего предпринимательства обследуются на выборочной основе.
Выборочные
статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего
предпринимательства осуществляются в отношении субъектов малого и среднего
предпринимательства, осуществляющих деятельность по обработке, утилизации,
обезвреживанию, размещению отходов.
2. Форму
предоставляют юридические лица и физические лица, занимающиеся
предпринимательской деятельностью без образования юридического лица
(индивидуальные предприниматели), осуществляющие деятельность в области
обращения с отходами производства и потребления, региональные операторы по
обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с
твердыми коммунальными отходами.
Юридические лица и
индивидуальные предприниматели, не относящиеся к субъектам малого и среднего
предпринимательства, обследуются в сплошном порядке.
Форму не
предоставляют юридические лица и индивидуальные предприниматели, относящиеся
к субъектам малого и среднего предпринимательства, у которых образуются
только твердые коммунальные отходы массой менее 0,1 тонны, заключившие
договор с региональным оператором и не осуществляющие деятельность в области
обращения с отходами производства и потребления (обработку, утилизацию,
обезвреживание, размещение отходов).

Таким образом, не должны представлять Форму 2-ТП (отходы)
хозяйствующие субъекты, относящиеся к субъектам МСП, при одновременном
соблюдении для них трех условий:

  • образуются только ТКО массой менее 0,1 тонны;
  • заключен договор с региональным оператором по обращению с ТКО;
  • не осуществляется деятельность по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Форму 2-ТП (отходы) необходимо представить в ТО
Росприроднадзора в срок до 1 февраля. В целом отличия нового приказа
несущественны, например, даны более подробные пояснения по вопросу, кто и в
каких случаях должен заполнять тот или иной раздел формы, изменилась форма
некоторых разделов.

Пять причин, почему стоить доверить разработку ДВОС профессионалам именно нашего Центра

  1. Вы получаете качественный документ «под ключ». Мы не только отлично знаем законодательную базу, но имеем реальный опыт разработки и согласования экологической документации.
  2. Вы экономите время. Мы сами проводим сбор и обработку всех необходимых для Декларации сведений, анализируем природоохранную документацию предприятия и при необходимости можем дополнительно разработать все недостающие документы.
  3. Вы выгодно вкладываете деньги. Во-первых, стоимость разработки Декларации, так же как и стоимость других наших услуг, ниже, чем у конкурентов за счет правильной организации рабочих процессов. А во-вторых, мы соблюдаем необходимые сроки и несем ответственность за точность предоставленных в Декларации данных, тем самым обеспечивая отсутствие штрафов и дополнительных взысканий.
  4. Вы всегда в курсе событий. Наши специалисты всегда на связи с Вами, готовы ответить на самые сложные вопросы, проконсультировать и представить отчет о ходе выполнения работы.
  5. Вы получаете надежных партнеров. Нам важны долгосрочные отношения. Поэтому в сотрудничество мы вкладываем не только нашу компетенцию в вопросах экологии, но настоящие человеческие ценности: открытость, честность, доброжелательность.

Новая отчетность по ПЭК в 2019 году

Следующий вид отчетности, о которой нужно сказать, это совершенно новая отчетность по программе производственного экологического контроля. Форма программы ПЭК появилась с приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 февраля 2018 г. N 74 (зарегистрирован в Минюсте РФ 03.04.18 г.). Новая программа ПЭК на предприятии призвана заменить устаревшие формы контроля, такие, как план-график аналитического контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, являющийся раньше частью проекта ПДВ.

За 2018 год необходимо было разработать программу ПЭК для каждого из эксплуатируемых объектов, относящихся к I-III категориям НВОС. В программу ПЭК включено три основных раздела: контроль за выбросами в атмосферный воздух, контроль за сбросами в водные объекты, контроль за деятельностью по обращению с отходами. Программа ПЭК является бессрочной и не проходит утверждение в государственных органах. Приказ Минприроды России от 14.06.2018 N 261 (зарегистрирован в Минюсте 31.08.2018) утвердил форму отчетности по ПЭК. Таким образом, в течение 2018 года необходимо было проводить контроль по планам-графикам, утверждённым в программе ПЭК, чтобы до 25 марта 2019 года подать отчет по проведенным мероприятиям ПЭК.

В октябре 2018 года появились методические рекомендации по заполнению отчета по программе ПЭК, содержащиеся в Приказе от 16 октября 2018 года № 522, в соответствии с письмом Минюста России от 29 декабря 2018 г. № 01/171702-102 они не нуждаются в государственной регистрации. С их помощью можно разобраться, как заполнять таблицы отчета. Было обещано, что отчетность можно будет заполнить в «Модуле природопользователя», однако пока что в программе такая возможность не реализована.
Следующим по плану отчётом является тройной отчет, который подается в апреле:

  • 1 апреля – подача декларации о количестве выпущенных товаров и отчета о выполнении нормативов утилизации
  • 15 апреля – уплата экологического сбора и подача расчета суммы сбора

Кроме того, есть отчет об объектах утилизации и местах сбора отходов от использования товаров (форма утверждена постановлением Правительства РФ от 30.12.15 № 1520). Этот отчет сдают только те организации, у которых есть указанные объекты сбора и утилизации. Что изменилось в подаче декларации и расчете сбора? В августе 2018 года вышло постановление Правительства РФ № 986 от 23.08.2018, которое внесло изменения в Правила взимания экологического сбора, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 г. № 1073. Согласно изменениям, теперь исчисление и уплата экологического сбора осуществляются производителями, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от их использования, по каждой группе товаров, группе упаковки согласно перечню, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 г. № 2970-р.

В отношении упаковки товаров экологический сбор уплачивается теми плательщиками, которые производят и (или) ввозят (импортируют) товары в этой упаковке. Экологический сбор в отношении товаров в упаковке, не являющихся готовыми к употреблению изделиями, уплачивается только в отношении самой упаковки. Уточнено, что в отношении товаров, используемых при производстве колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, экологический сбор уплачивается только в отношении упаковки товаров. Плата осуществляется производителями товаров на счет ТО Росприроднадзора, импортёрами товаров – на счет ЦА Росприроднадзора. Кроме того, уточняется, что сбор платится за товары и упаковку, реализованные для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за календарный год, предшествующий отчетному периоду. Введен механизм контроля за правильностью исчисления суммы сбора, который может быть проведен администратором сбора с составлением акта контроля по установленной форме, а также процедура оспаривания составленного акта контроля.

Если у Вас остались вопросы по любому из видов экологической отчетности и изменений в законодательстве, обращайтесь к нам за консультацией.

Критерии отнесения объекта II категории

В данную группу включаются:

  • объекты по обеспечению электроэнергией, газом и паром;
  • объекты по добыче руды драгоценных и других металлов;
  • по металлургическому производству;
  • по производству стекла, керамики, фарфора, цементного клинкера, извести, силикатного кирпича;
  • по сбору и обработке сточных вод с очисткой;
  • по производству бумаги и картона, текстильных изделий, кожи;
  • по производству продуктов (мясо, масла и жиры, молочная, овощная, фруктовая продукция);
  • объекты птицеводства и свиноводства, разведения КРС;
  • объекты с использованием гальванических процессов и органических растворителей;
  • объекты с ядерными установками и добыче урана и тория, с радиационными источниками и пунктами хранения ядерных материалов, по хранению и уничтожению химического оружия;
  • трубопроводы газа и нефти;
  • объекты производства графита, газа, сырой нефти, асбеста, по складированию нефти и нефтепродуктов, пестицидов и агрохимикатов;
  • объекты по обращению с отходами (некоторые виды);
  • объекты с расплавом минеральных веществ;
  • крупные речные и морские порты, крупные аэропорты, объекты инфраструктуры железной дороги.

Общая информация: экологическая отчетность 2019

Ежегодно, начиная с 2010 года, после новогодних праздников предприятия-субъекты малого и среднего бизнеса в срок до 15 января должны были успеть подать  отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов субъектами малого и среднего предпринимательства. Приказ Минприроды РФ от 16.02.2010 № 30 устанавливает порядок сдачи данной отчетности для субъектов МСП, эксплуатирующих объекты НВОС, относящиеся к федеральному уровню экологического надзора. Если объект отнесён к региональному уровню надзора – отчётность подается согласно порядку представления и контроля отчетности, установленному на местном уровне уполномоченным органом власти. В конце 2018 года возник вопрос – нужно ли сдавать данный отчет с учетом всех произошедших изменений?

Согласно ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в новом редакции нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, и входят в состав комплексного экологического разрешения и декларации о воздействии на окружающую среду соответственно. С 01.01.2019 г. юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, представляют в уполномоченный орган исполнительной власти в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов. При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах IV категории разработка нормативов и лимитов и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.

Данные положения вступили в полную силу 1 января 2019 года. До этого срока в статье 18 указывалось, что субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы, представляют отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов. Соответственно, после некоторых сомнений большинство предприятий МСП в большинстве регионов РФ все же сдали отчётность МСП по форме приказа № 30 либо региональных приказов. При этом форма отчётности, которую должны сдавать предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, так и не была установлена. Сдав отчётность по старой форме в качестве субъектов МСП в последний раз, предприятиям остается ждать нового нормативно-правового акта, который утвердит новую форму отчётности. Кроме того, согласно положениям Федерального закона № 219-ФЗ, предприятия, эксплуатирующие объекты III категории, должны будут сдавать аналогичную отчетность о воздействии на атмосферный воздух. Ее форма тоже пока отсутствует.

Для предприятий крупного бизнеса до 1 января 2019 года обязательным требованием являлось обеспечение разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в составе ПНООЛР и утверждение их в уполномоченном органе. Проект НООЛР действовал в течение 5 лет при условии, что организацией ежегодно подавался технический отчет по обращению с отходами. Разработка ПНООЛР и подача технических отчетов определялась соответствующими методическими указаниями. Для объектов, имеющих федеральный уровень надзора, это Приказ Минприроды России от 05.08.2014 г. N 349, для региональных объектов это местные методические указания и порядки. В связи с изменениями после отмены ПНООЛР нормативы и лимиты на образование и размещение отходов будут разрабатывать и получать только предприятия, имеющие объекты I категории в рамках получения комплексного экологического разрешения.

Как заполнить

Организация должна включить в декларацию разделы видов платы, по которым производится отчет.

Все числа (кроме ИНН и КПП) прописываются с помощью заполнения ячеек справа налево (отсчет — с минимального разряда числа). Нули в пустых ячейках не пишутся.

Заполняя ИНН из 10 знаков в зоне оформления этих данных из 12 ячеек, в 2 начальных надо поставить «00».

Сумму надо указывать в рублях (точность — до одной сотой). Округлять можно по правилам математики.

Бланк декларации включает:

  • титульный лист;
  • расчет суммы взноса для перечисления в бюджет;
  • раздел 1 (подсчет размера оплаты за выброс веществ в воздух стационарными объектами);
  • раздел 2 (подсчет размера оплаты за сброс веществ в воду);
  • раздел 3 (подсчет размера оплаты за размещение отходов производственного характера, потребления).

Титульный лист документа заполняется следующим способом:

  1. Раздел со сведениями об отчете предполагает выбор уполномоченного органа — Росприроднадзора.
  2. Следующий блок включает информацию о реквизитах организации: наименование, ОГРН, ОКВЭД, адреса по факту и по документам.
  3. Далее вносится информация о номере в ЕГРЮЛ.
  4. Часть, касающуюся образования, применения, обезвреживания, размещения отходов заполняют те МСП, которые предоставляли отчет в предыдущем году.
  5. Часть с информацией о контактах включает сведения о телефонах, факсе, электронной почте.
  6. Сведения о начальнике и главном бухгалтере содержат их личные данные, телефоны, должности.

Иные разделы заполняются в зависимости от наличия обязанностей и информации для внесения в отчет. Если предприятие выбрасывает загрязняющие вещества в воздух, оно оформляет раздел 1.

Подробные правила заполнения отчетности приведены в приказе № 3.

ВАЖНО!

Список вредных веществ, по которым нужно платить, определен Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р, а тарифы — Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913.

Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Максим Иванов
Наш эксперт
Написано статей
129
Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации